Конспекты открытых занятий
план-конспект


Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных процессов (память)

детей старшего дошкольного возраста

на тему: «Детективное агентство»

Цель: развитие познавательных процессов (память) детей старшего дошкольного возраста посредством использования современной игровой технологии - «Квест-игра»

Задачи:

Образовательные: способствовать развитию смысловой, зрительной, осязательной и логической памяти; содействовать становлению универсальных предпосылок учебной деятельности – действовать согласно инструкции;

Развивающие: развивать основные виды и свойства памяти у детей старшего дошкольного возраста через систему игровых упражнений; развивать мелкую моторику; развивать внимание (зрительное и слуховое);

Воспитательные: способствовать сотрудничеству детей; воспитывать у детей умение слушать своих товарищей.

Форма проведения: подгрупповая, квест-игра.

Оборудование и материалы: колокольчик, чёрный ящик, надпись, запись аудио-сообщений, карточки для приветствия, обручи, мяч, инструкции, дипломы «Юный детектив», карточки с буквами слова «Дружба» (магнитные), материалы для заданий. Материал для рефлексии (кружочки, картинка светофора). Послание от Шерлока Холмса.

Оборудование и материалы:

  1. колокольчик, карточки для приветствия (сердечко-обнимание, рука-пожатие, нота-танец).
  2. чёрный ящик, надпись
  3. запись аудио-сообщения, текстовое сообщение
  4. инструкции,
  5. дипломы «Юный детектив»,
  6. магнитные карточки с буквами слова «Дружба», обручи
  7. материалы для заданий:
  • № 1: фломастеры, фигуры из картона (4 круга, прямоугольник, сердечко, молния, мост) , игровизор, белая бумага, тарелочки, салфетки.
  • № 2 картинки с магнитами (для демонстрации): Иван-царевич, Василиса Премудрая, серый волк, лиса, заяц и медведь, картинки, идентичные демонстрационным, листы, расчерченные на 6 клеток), тарелочки. Лист. Мольберт. 2 таблицы, нарисованные на ватмане
  • № 3 мяч
  • № 4 бланки с 5-ю парами (первая пара «белка-гриб» одинаковая у всех), на другой стороне бланка один ряд фигур, фломастеры.
  1. Рефлексия: кружочки 3-х цветов (зелёный, желтый, красный), картинка светофора.

План занятия:

  1. Приветствие, настрой на работу
  2. Мотивация
  3. Задание № 1 «Угадай фигуру»
  4. Задание № 2 «Волшебная полянка»
  5. «Физминутка
  6. Задание № 3 «Подбери слова»
  7. Задание № 4 «Пара фигурок»
  8. Подведение итогов, рефлексия/обратная связь.

Ход занятия

Вводная часть

1.Настрой на работу. «Приветствие»

Цель: установление контакта с группой.

Оборудование: колокольчик, карточки (сердечко-обнимание, рука-пожатие, нота-танец).

Психолог: Здравствуйте, ребята! (дети стоят в кругу). Сегодня мы будем здороваться необычным способом - не словами. Смеяться разрешается, но не разговаривать! Сейчас мы с вами будем ходить по кругу. Когда я позвоню в колокольчик, вы приветствуете друг друга таким способом, какую карточку я покажу: сердечко-обнимание, рука-пожатие, нота-танец. Договорились? Попробуем?». Дети ходят по залу, под звон колокольчика и показ карточки здороваются друг с другом.

2.Организационный момент.

Цель: мотивация воспитанников, развитие слухового внимания.

Психолог. Ребята, сегодня утром, когда я зашла в кабинет, увидела черный ящик. Посмотрите (обращает внимание детей на ящик)! Как вы думаете, что написано на ящике?

Ответы детей. «Помогите»

-Узнаем, ребята, кому нужна наша помощь?»

На компьютере включается аудио-сообщение от Шерлока Холмса: «Здравствуйте, дорогие ребята. Рад познакомиться с вами. Меня зовут Шерлок Холмс. Я знаменитый сыщик и детектив. Мне нужна ваша помощь - хитрый профессор Мариатри закодировал мой чёрный ящик, в котором лежат важные документы. Чтобы его открыть, нужно найти все ключи и собрать код. Поможете?». 

Психолог: Ребята, кому нужно помочь? Что нужно сделать, чтобы открыть черный ящик? Как вы думаете, откуда взять нам ключи? Как их найти?

Ответы детей:

Психолог: Замечательные идеи. Ребята, чтобы найти ключи, вам нужно сначала превратиться в настоящих детективов. Каждый детектив должен произнести клятву: повторяйте её за мной: Я буду отличным детективом и клянусь: беречь тайны и не разглашать их даже под пыткой щекоткой; быть храбрым: не бояться ни холода, ни голода, ни даже привидений. 

Основная часть.

Психолог: «Отважные детективы, как думаете, что делает детектив в первую очередь?

Ответы детей: собирает улики.

Итак, вам нужно собрать дополнительные улики, то есть выполнить задания. После того, как вы выполните задание, каждый из вас будет поочереди искать ключ на волшебной полянке. Итак, приглашаю вас за столы.

(психолог приглашает детей за столы, знакомит детей с содержанием инструкции к каждому заданию).

Задание № 1. «Угадай фигуру».

Цель: развитие осязательной памяти.

Инструкция: Первое задание называется «Угадай фигуру». Сейчас все закройте глаза, вытяните ладонь. А я положу вам в ладонь фигуру. Вы ееё ощупываете. Я забираю. Потом только открываете глаза. Договорились?

Дети выполняют задание. Проверка.

-Ребята, какая фигура у вас получилась?

Ответы детей: круг.

-Теперь каждый из вас поочереди будет угадывать фигуру и зарисовывать её.

Детям почереди выдается фигура, они её ощупывают с закрытыми глазами, далее зарисовывают.

-Ребята, вы справились с заданием? Что делать дальше?

Ответы детей: искать ключ на волшебной полянке.

-Пойдёмте искать ключ.

Предлагается первому ребёнку найти ключ на волшебной полянке и прикрепить на доске.

Дети поочереди ищут ключ в песочнице. Крепят на доску.

Ответы детей.

Задание № 2. «Волшебная полянка»

Цель: развитие зрительной памяти.

Психолог приглашает детей к доске. Расставляет фигурки поочереди, комментирует.

Инструкция: «Следующее задание называется «Волшебная полянка». Вчера на эту  полянку пришёл Иван –царевич вместе со своим другом-Серым волком. К ним в гости часто приходят: Василиса Премудрая, Лисичка-сестричка, Зайка-Побегайка, Медведь-топтун.  Запомнили, где, кто стоит на полянке?

А теперь проходите за столы и выложите картинки точно также, как увидели на доске. (закрыть картинку).

Дети рассматривают картинки. Запоминают местоположение. Картинка закрывается. Затем на своих рабочих столах воспроизводят увиденное.   Сравнивают с образцом.

Мольберт (для второй истории)

Сегодня  на эту  полянку первой пришла Василиса Премудрая, пригласила Иван –царевича, затем пригласила Лисичку-сестричку, Медведя-топтуна, Зайку-Побегайку и  Серого Волка.  Запомнили, где, кто стоит на полянке?

Дети поочереди ищут ключ в песочнице. Крепят на доску.

Физминутка.

Психолог: Каждый детектив обладает разными навыками и умениями. Чтобы его не рассекретили, он должен уметь перевоплощаться, и не только в других людей, но и в животных и даже в предметы. Давайте потренируемся. Проходите на ковёр. Итак, приготовились: детективная игра – раз. Детективная игра - два, детективная игра - три, как дерево замри; как летучая мышь замри.

Молодцы, хорошо потренировались, никто бы не смог вас рассекретить.

Объединить по смыслу

Пальчиковая гимнастика для развития памяти:

Для начала следует разогреть пальцы. Трём руки сильно, чтобы усилить кровообращение этих зон.

Похлопайте в ладоши, чтобы снять напряжение.

Одну рук держите выпрямленной, а вторую зажмите в кулак. Поменяйте положение рук.  Одной рукой покажите окей вверх большим пальцем, другой-вниз большим пальцем.

Соедините ладони поочереди и «обнимайтесь» пальчиками.

Сожмите ладони в кулак и поочередно отгибайте два верхних и два нижних пальца.

В конце потрите пальцами мочки ушей.

Задание № 3 . «Подбери слова»

Цель: развитие смысловой памяти. 

Инструкция: «Следующее задание называется «Волшебная полянка».

Психолог приглашает детей встать в круг.

Ребята, буду кидать вам мяч поочереди, вам нужно подобрать слова-признаки к каждому слову:

Образец: Игра (какая?)-интересная, снег, вода, луна, день, трава, настроение, яблоко, друг?

Дети поочереди ищут ключ в песочнице. Крепят на доску.

Психолог приглашает детей к столам.

Задание № 4. «Пара фигурок»

Цель: развитие зрительно-логической памяти.

Инструкция: «Следующее задание называется «Пара фигурок». «Перед вами лежат листы, с парами картинок. Их 5. Каждая пара картинок связана между собой,  например, белочка-грибок. Как вы думаете, почему они стали парой?

Ответы детей.

-А теперь, ребята, запомните все пары картинок. Переверните лист, зарисуйте все пары.

 Затем детям предъявляется бланк с одним рядом фигурок, а они рисуют соответствующую им пару.

       Задание выполняется в индивидуальной форме. После выполнения задания, дети сверяют правильность выполнения задания с образцом.

Дети поочереди ищут ключ в песочнице. Крепят на доску.

Психолог: «Ребята, вы собрали все ключи для составления кода. Что же будем делать дальше?».

Ответы детей:

Психолог приглашает детей к доске.

Дети составляют слово (код) - «Дружба»

Психолог: «Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы раскодировать ящик?

Ответы детей.

Психолог: нужно сказать 3 раза слово «Дружба.».

Дети открывают чёрный ящик, достают послание  от Шерлока Холмса: «Юные детективы, вы справились со всеми заданиями, нашли все ключи. Поздравляю вас успешным раскрытием дела. Награждаю Вас дипломами Юного детектива »

Награждение детей дипломами.

Сейчас дипломы или нет?

Завершающая часть.

Цель: Подведение итогов.

Психолог приглашает детей сесть в круг,  и просит детей поделиться впечатлениями от занятия: «Вам понравилась игра в детективов? Почему?», «Зачем вы выполняли задания?», «Какое задание понравилось больше всего?»???

«Рефлексия»

Оборудование: кружочки 3-х цветов (зелёный, желтый, красный), картинка светофора.

Психолог предлагает детям оценить свою деятельность: «Если были трудности, и не справились с заданием, выберите и поднимите красный кружочек; если встретились с трудностями, но выполнили задание, поднимите жёлтый кружок;  если всё получилось, было легко справляться с заданиями, то поднимите зелёный кружочек»

Включить каждого ребёнка в деятельность, его личный результат

Педагог договаривается с детьми о действиях, правилах, спрашивает их мнение по ходу НОД, а не командует ими

Умение ставить проблемные вопросы: Как вы думаете, сравните, пожалуйста, докажите, поясните, почему. Умение педагога слушать, а не говорить


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных процессов (внимание и восприятие)

детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей  с ТНР на тему: «Школа супергероев»

Цель: развитие познавательных процессов (внимание и восприятие) детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей  с ТНР посредством использования современной игровой технологии - «Квест-игра»

Задачи:

Образовательные: способствовать развитию внимания; содействовать становлению универсальных предпосылок учебной деятельности – действовать согласно инструкции; стимулировать познавательную активность;

Развивающие: развивать устойчивость и переключение внимания через систему игровых упражнений;  развивать мелкую моторику; развивать зрительное и тактильное восприятие через сенсорно-интеграционные упражнения; развивать межполушарные взаимодействие с помощью включения нейро-и кинезиологических упражнений; 

Воспитательные: способствовать парному сотрудничеству детей; способствовать эмоционаьной стабилизации и релаксации.

Форма проведения: подгрупповая (парная), квест-игра.

  • Оборудование и материалы: контейнер с карточками приветствия, письмо с картинкой человека паука,  карточка с заданиями с липучками с окошками, карточка с символом «дружба» перевернутая, баночки с орбизами  -символами  (ладонь, силач, глаз, мозг – с липучками ); цветные и  простые карандаши, инструкции, дипломы «Супергерой», материалы для заданий. Материал для рефлексии (смайлы).

материалы для заданий:

Карточки с символами:

  • Ладонь (ловкость): брось кубик – нарисуй» - 2 кубика, задания, карандаши
  • Глаз (зрение):  подбери ключ, зашумлённые картинки
  • Сила (движение) –с мешками движения
  • Ум: шифровка осень (шаблон, задания, карандащи)

Ход занятия

Вводная часть

1.Настрой на работу. «Приветствие»

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем здороваться необычным способом - не словами. Предлагаю вам опустить поочереди руку в коробку  и найти карточку-приветствие.

 Дети поочереди находят карточку-приветствие. Выполняют действие, указанное на карточке.

2.Организационный момент.

-Ребята, сегодня утром, когда я зашла в кабинет, увидела письмо. Посмотрите (обращает внимание детей на него)! что здесь нарисовано

Ответы детей. Знак супермена.

-кто такой Супермен?

Ответы детей 

-Узнаем, ребята, что написано в письме?

Зачитывается письмо: «Ребята, в команду супергероев требуются новые герои. Чтобы попасть в нашу команду, нужно выполнить все задания и узнать, что помогает героям побеждать злодеев. А помогать вам будет волшебная карта и сосуды. Вы находите задание в сосуде, выполняете его и отмечаете их на карте».

Ребята, хотите попасть в команду? Какой у тебя любимый супергерой? Что он умеет делать? Какой он?

Ответы детей:

-сильный, умный, ловкий, дружелюбный.

Основная часть.

-: что нужно сделать, чтобы попасть в команду?

 Ответы детей:

Ну что ж, сейчас узнаем, какое задание будет первым. Лиза, расколдуй первый сосуд. Что ты видишь? Правильно, картинка «Рука».

Задание № 1. «Брось кубик-нарисуй ».

-Проходите за стол. Чтобы стать ловким, как супергерой, необходимо тренировать ваши пальчики. Это задание называется «Брось кубик-нарисуй столько полосок, сколько точек выпало».                           

Дети кидают кубик, рисуют полоски.

-Ребята, вы справились с заданием. Лиза, открой 1-ю карточку. Что делать дальше?

Ответы детей: выполнять следующее задание.

-Мехди, расколдуй следующий  сосуд. Что ты видишь? Правильно, картинка «Глаз». Чтобы стать зорким, как супергерой. Что ты ещё видишь? Посмотри внимательно.

Ответ: цифру 2.

-Правильно, это задание состоит из двух частей.

Задание № 2. «Подбери ключ», «Зашумлённые картинки»

-Первое называется  «Зашумлённые картинки». Вам нужно подобрать все картинки, которые спрятались. Проходите к мольберту.

-Второе задание называется «Подбери ключ». Проходите за стол. Нужно подумать и правильно выбрать ключ, и проверить – если есть подходящий замок, значит твой ответ верный.

https://fsd.multiurok.ru/html/2023/03/29/s_6423e63f2aaa8/phpn7Jtpo_konspekt-zanyatiya_html_bdef620ffb258f20.gif

-Мехди, Выбери ключ, который лежит ровно посередине (синий). проверь, есть ли подходящий замочек?

-Лиза, Выбери ключ, который лежит справа от всех остальных (голубой).

-Мехди, Выбери ключ, который лежит 7-ой по счету (оранжевый)

-Лиза, Выбери ключ, который лежит левее всех остальных (красный)

-Молодцы, ребята. Мехди, открой следующую карточку.

-Лиза, расколдуй следующий  сосуд. Что ты видишь? Правильно, картинка «Сила».

3. Физминутка.

-Каждый супергерой обладает разными навыками и умениями. Но в первую очередь-он должен быть сильным. Проходите, возьмите по мешочку-они какие? Конечно, тяжёлые. Попробуем выполнить пару упражнений с ними, чтобы показать вашу силу.

 Инструкция:

  • Ребёнок держит мешочек двумя руками перед собой, подбрасывает двумя руками, ловит его двумя руками
  • Перекинь другу.
  • Затем держит перед собой, подбрасывает одной рукой, ловит другой.
  • Подбрасывае двумя руками, пока мешочек летит, успевает хлопнуть
  • Подьемный кран. Положить мешочек на стопу, и медленно приподнимать ногу так, чтоы мешочек не упал, стараясь держать голову ровно. Положить мешочек на голову и медленно приседать.
  • Положи мешочек. Присесть-положить мешочек, встать-сказать «нет», присесть, взять мешочек-сказать «вот».

-Молодцы, хорошо потренировались, вы настоящие силачи.

-Лиза, открой следующую  карточку на карте.

-Мехди, расколдуй следующий  сосуд. Что ты видишь? Правильно, картинка «Ум».

Задание № 4 . «Шифровка»

-Проходите за стол. Чтобы стать умным, как супергерой, нужно выполнить следующее задание, которое называется «Шифровка».

- Выберите шаблон (Лизе проше, Мехди сложнее) и заполните шифровку. Обратите внимание на цвет. 

Проверьте свою работу, если в ней нет ошибок, то нарисуйте солнышко, если есть, то нарисуйте маленькую тучку.

Задание выполняется в индивидуальной форме. После выполнения задания, дети сверяют правильность выполнения задания.

-Ребята, поменяйтесь заданиями, проверьте, если есть ошибки-исправьте их.

-Мехди, Прикрепи карточку на карту

-Ребята, мы закрыли все окошки, что это значит?

Ответы детей: мы выполнили все задания и узнаем, что помогает супергероям победить злодеев.         

Открывают карточку, на которой нарисован символ «Дружбы».

- ребята, что же помогает супергероям? да, верно, дружба почему вы так думаете?  вы справились со всеми заданиями, теперь вас возьмут в команду Супергероев! Награждаю Вас дипломами Супергероя.

Награждение детей дипломами.

Завершающая часть.

Пригласить  детей сесть в круг: «Вам понравилась игра в супергероев? Почему?», «Какое задание понравилось больше всего?»???

«Рефлексия».

- «Если были трудности, и не справились с заданием, выберите и поднимите красный смайл; если встретились с трудностями, но выполнили задание, поднимите жёлтый смайл ;  если всё получилось, было легко справляться с заданиями, то поднимите зелёный смайлы»

Включить каждого ребёнка в деятельность, его личный результат

Педагог договаривается с детьми о действиях, правилах, спрашивает их мнение по ходу НОД, а не командует ими

Умение ставить проблемные вопросы: Как вы думаете, сравните, пожалуйста, докажите, поясните, почему. Умение педагога слушать, а не говорить

Взаимопроверка

Оценивание своей работы

Индивид поддходд

 «Ребята, в команду супергероев требуются новые герои. Чтобы попасть в нашу команду, нужно выполнить все задания и узнать, что помогает героям побеждать злодеев.

 А помогать вам будет волшебная карта и сосуды. Вы расколдовываете сосуды, выполняете задания и отмечаете их выполнение на карте».

Инструкция:

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных процессов (внимание и восприятие)

детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей  с ТНР на тему: «Школа супергероев»

        Цель: развитие познавательных процессов (внимание и восприятие) детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей  с ТНР посредством использования современной игровой технологии - «Квест-игра»

Задачи:

Образовательные: содействовать становлению универсальных предпосылок учебной деятельности – действовать согласно инструкции; стимулировать познавательную активность;

Развивающие: развивать устойчивость и переключение внимания через систему игровых упражнений;  развивать зрительное и тактильное восприятие через сенсорно-интеграционные упражнения; развивать межполушарные взаимодействие с помощью включения кинезиологических упражнений; развивать мелкую моторику;

Воспитательные: способствовать парному сотрудничеству детей.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем здороваться необычным способом - не словами. Предлагаю вам опустить поочереди руку в коробку  и найти карточку-приветствие.

 Дети поочереди находят карточку-приветствие. Выполняют действие, указанное на карточке.

-Ребята, сегодня утром, когда я зашла в кабинет, увидела письмо. Посмотрите (обращает внимание детей на него)! что здесь нарисовано?

-кто такой Супермен?

-Узнаем, ребята, что написано в письме?

Зачитывается письмо.

-Ребята, хотите попасть в команду? Лиза, Какой у тебя любимый супергерой? Мехди? Что он умеет делать? Какой он?

-сильный, умный, ловкий, дружелюбный.

- что нужно сделать, чтобы попасть в команду?

Ну что ж, сейчас узнаем, какое задание будет первым. Лиза, расколдуй первый сосуд. Что ты видишь? Правильно, картинка «Рука». Как ты думаешь, что это за задание?

- Чтобы стать ловким, как супергерой, необходимо тренировать ваши пальчики. Проходите за стол. Это задание называется «Брось кубик-нарисуй столько полосок, сколько точек выпало».                           

Дети кидают кубик, рисуют полоски.

-Ребята, вы справились с заданием. Лиза, открой 1-ю карточку. Что делать дальше?

-Мехди, расколдуй следующий  сосуд. Что ты видишь? Правильно, картинка «Глаз». Чтобы стать зорким, как супергерой. Что ты ещё видишь? Посмотри внимательно.

Ответ: цифру 2.

-Правильно, это задание состоит из двух частей.

-Первое называется  «Зашумлённые картинки». Вам нужно подобрать все картинки, которые спрятались. Проходите к мольберту.

-Второе задание называется «Подбери ключ». Проходите за стол. Нужно подумать и правильно выбрать ключ, и проверить – если есть подходящий замок, значит ваш ответ верный.

-Мехди, Выбери ключ, который лежит ровно посередине (синий). проверь, есть ли подходящий замочек?

-Лиза, Выбери ключ, который лежит справа от всех остальных (голубой).

-Мехди, Выбери ключ, который лежит 7-ой по счету (оранжевый)

-Лиза, Выбери ключ, который лежит левее всех остальных (красный)

-Молодцы, ребята. Мехди, открой следующую карточку.

-Лиза, расколдуй следующий  сосуд. Что ты видишь? Правильно, картинка «Сила».

-Каждый супергерой обладает разными навыками и умениями. Но в первую очередь-он должен быть сильным. Проходите, возьмите по мешочку-они какие? Конечно, тяжёлые. Попробуем выполнить пару упражнений с ними, чтобы показать вашу силу.

  • Держите мешочек двумя руками перед собой, подбрасывайте двумя руками, ловите его двумя руками
  • Перекинь другу.
  • Затем держите перед собой, подбрасываем одной рукой, ловим другой.
  • Подбрасываем двумя руками, пока мешочек летит, успеваем хлопнуть
  • Положить мешочек на стопу, и медленно приподнимать ногу так, чтобы мешочек не упал, стараясь держать голову ровно.
  • Положить мешочек на голову и медленно приседать.
  • Положи мешочек. Присесть-положить мешочек, встать-сказать «нет», присесть, взять мешочек-сказать «вот».

-Молодцы, хорошо потренировались, вы настоящие силачи.

-Лиза, открой следующую  карточку на карте.

-Мехди, расколдуй следующий  сосуд. Что ты видишь? Правильно, картинка «Ум». 

-. Чтобы стать умным, как супергерой, нужно выполнить следующее задание, которое называется «Шифровка». Проходите за стол

- Выберите шаблон (Лизе проше, Мехди сложнее) и заполните шифровку. Обратите внимание на цвет. 

Проверьте свою работу, если в ней нет ошибок, то нарисуйте солнышко, если есть, то нарисуйте маленькую тучку.

-Ребята, поменяйтесь заданиями, проверьте, если есть ошибки-исправьте их.

-Мехди, Прикрепи карточку на карту

-Ребята, мы закрыли все окошки, что это значит?

Ответы детей: мы выполнили все задания и сейчас узнаем, что помогает супергероям победить злодеев. Я расколдую последний сосуд. Что это?

- да, верно, дружба. Почему вы так думаете?

 вы справились со всеми заданиями, теперь вас возьмут в команду Супергероев! Награждаю Вас дипломами Супергероя.

Награждение детей дипломами.

Пригласить  детей сесть в круг: «Вам понравилась игра в супергероев? Почему?», «Какое задание понравилось больше всего?»???

«Рефлексия».

- «Если были трудности, и не справились с заданием, выберите и поднимите красный смайл; если встретились с трудностями, но выполнили задание, поднимите жёлтый смайл ;  если всё получилось, было легко справляться с заданиями, то поднимите зелёный смайлы»



Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста по развитию эмоционально- волевой сферы.

Тема: «Страна эмоций».

Цель: развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка.

Задачи:

  • Развивать чувство эмпатии, умение осознанно воспринимать свои собственные эмоции- чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других.
  • Сформировать понятие об эмоциях радости и злости, показать их схематическое изображение.
  • Актуализировать опыт и знания из области эмоциональной сферы, способствовать осмыслению своих состояний и пониманию того, что негативные эмоции отнимают здоровье, а позитивные способствуют его сохранению.
  • Обучать способам выражения негативных эмоций в социально приемлемой форме.
  • Развивать умение владеть различными мышцами (лица, рук, ног), развивать волевую регуляцию поведения.
  • Развивать кинестетические ощущения, восприятие формы предметов.
  • Развивать пространственную ориентацию, внимание и мышление.
  • Способствовать сплочению детского коллектива и установлению положительного эмоционального настроя в группе.

Оборудование: конверт с письмом; волшебный мешочек с различными предметами, шарф; магнитофон и аудиозапись песен «Если добрый ты», «Улыбка»; шкатулка с медальками для каждого ребенка; 3 ладошки из цветного картона; игрушка ежик, который смеется.

Ход занятия:

Звучит музыка№1

Ритуал приветствия:

Психолог: Мы все за руки возьмёмся, 
В дружный круг все соберёмся! 
Давайте подарим тепло друг другу, трём ладошки друг о друга и направляем свое тепло другу , согрейте всех своими улыбками!  И нашим гостям!

Давайте поздороваемся необычным способом. Я буду вас спрашивать, а вы будете отвечать жестами.

- Как живешь? (вот так)

- А плывешь? (вот так)

- А бежишь? (вот так)

- Вдаль глядишь? (вот так)

- Ждешь обед? (вот так)

- Машешь вслед? (вот так)

- Утром спишь? (вот так)

- А шалишь? (вот так)

Психолог: Молодцы! Я шла к вам на занятие и встретила по дороге почтальона. Он передал мне необычное письмо. Давайте посмотрим, что за письмо? От кого оно? От смешарика Ежика. Прочтем письмо? Слушайте внимательно.

ПИСЬМО: Здравствуйте ребята! Пишет Вам Ежик из страны Смешариков. Если кто меня не знает, высылаю свою фотографию. Любимое мое занятие – составление разных коллекций: фантиков, грибов, кактусов. Предметы для своих коллекций я ищу везде: в горах, море, даже в темном лесу. Совсем недавно я забрел в один из таких лесов в поисках чего-то нового для своей коллекции.
И вдруг я вышел на поляну, на которой стоял красивый дворец. Мне стало интересно и я зашел в этот дворец. Там жили разные эмоции: радость, злость, испуг, удивление и другие.
Оказалось, что в этот день в их царство пробрался злой волшебник Грустиплач
. Он перессорил все эмоции между собой, а я очень люблю всех мирить, даже тех, кто не хочет мириться ни в какую. И мне это удалось. Злой волшебник рассердился на меня и запер в темнице. А еще он отобрал у меня мой смех, а я так люблю смеяться. Помогите мне вернуть мой смех и выбраться из темницы его дворца, а для этого выполните задания злого волшебника Грустиплача. Спасибо Вам ребята, я верю в то, что вы легко справитесь со всеми его заданиями. 

– Ну, что ребята, мы сможем помочь Ежику? Тогда одеваем волшебные плащи и башмачки (топни, хлопни, повернись в волшебной стране очутись…)

2.Звучит музыка «Превращение»

Звучит музыка «Природа».

Ну вот мы с вами оказались на волшебной полянке.
– При каждом правильно выполненном задании мы будем ближе подходить  к замку злого волшебника Грустиплача, чем ближе будем подходить, тем лучше нам он будет виден, а пока мы его не видим.
– Приступим к первому заданию.

Пиктограмма №1 Радость

– А как выглядит человек, когда он радуется? (Глаза блестят, на губах улыбка). 
–Посмотрите какие красивые лица у тех, кто радуется.
– Ребята, а когда вам бывает радостно? Сейчас каждому я буду бросать мяч, а вы назовете мне радостные моменты.
(Когда приходит мама, читают книги, покупают игрушку, сладости) 
– Видите, как много у нас поводов для радости.

Ребята,сейчас мы разделимся на две команды и вы работая в команде припомощи магнитиков изобразите на доске пиктограмму радостного человека.

Звучит музыка «Улыбка»
– Вспомните, что-нибудь радостное и когда я досчитаю до 3 все вместе изобразим радость. Хорошо. Вот и уже немного стал виден дворец злого колдуна Грустиплача. Значит мы справились с первым заданием.

Пиктограмма №2 Злость

– Как выглядит человек, когда злится? (Лицо сердитое, губы сжаты, брови нахмурены, глаза злые).
– Какие мы некрасивые, когда злимся. А когда вы злитесь? 
(Когда обижают, что-то не получается).

А сейчас своей командой вы изобразите пиктограмму злого человека.

Звучит музыка
– Давайте попробуем на счет 3 показать, как мы злимся. (Еще один кусочек дворца)
.

Задание №2: Упражнение «Способы овладения негативным эмоциональным состоянием»

– Грустиплач считает, что если человек злится, то это может продолжаться очень долго. Как вы считаете, что можно сделать, чтобы злость быстро ушла от вас? (Развеселить себя, нарисовать что-нибудь красивое, побить подушку, порвать бумагу, поиграть в веселую игру, посмотреть интересный мультик, почитать веселую книгу, съесть конфетку, полепить из пластилина, побегать на улице, попускать мыльные пузыри). 
– Злиться вредно для здоровья. С какими людьми приятнее общаться: с добрыми или злыми?
– Молодцы, он не знал, что вы сможете найти ответ на этот вопрос
.  Еще один кусочек дворца.

Задание №3:Игра «Кричалки-хлопалки-молчалки»

– Ой, тут какие-то ладошки. Так, что же это за задание?
Грустиплач не верит, что мы сможем выполнить это задание, потому что здесь нужно быть очень внимательными и запомнить порядок выполнения действий. А порядок такой: Если я покажу синюю ладошку, то нужно всем вместе громко кричать звук «А», если зеленую, то нужно всем вместе громко хлопать, если красную, то нужно сидеть тихо-тихо. Давайте вспомним и потренируемся. Ну, а теперь очень внимательно выполняем это задание злого волшебника. Молодцы!

Задание №4:Игра «Волшебный мешочек»

– Грустиплач сложил в этот мешочек разные небольшие предметы и заколдовал мешочек так, чтобы вы с закрытыми глазами на ощупь не смогли угадать, что там находится. Но выполнять задание вы будете двигаясь по кругу возле стульев под музыку, как только музыка остановиться вы должны быстро сесть на стул. Кому не хватит стула, тот выполняет задание. Условия вам понятны?

Звучит музыка № 6 Игра «Волшебный мешочек»

Молодцы! Еще одна часть замка появилась.

Задание №5:Упражнение «Найди отличия»

– Перед нами следующее задание. Грустиплач как мог нарисовал двух жителей дворца эмоций. Какие это эмоции?  Они вроде бы немного похожи, но на самом деле у них есть 5 отличий. Нужно найти все отличия.
– Молодцы, вот и последняя часть замка появилась
.

– А вот и Ежик, но к нему еще не вернулся смех. Грустиплач всегда грустный, злой и очень часто плачет, чтобы действие его волшебства закончилось и к Ежику вернулся смех, нужно построить башню радости.

Задание №6:Упражнение «Башня радости»

Для этого каждому по очереди нужно рассказать, что ему нравится или что его радует. Я назову, что мне нравится и протяну руку ладонью вверх, а вы по очереди будете подходить, называть, что вам нравится или что вас радует и класть свою руку на мою ладонь. Какая хорошая башня радости у нас получилась.

7 Звучит Смех Ёжика и разбрасывание медалек. Ежик снова смеется. Ребята Ёжик благодарит нас за спасение и в знак благодарности на память о нашем сказочном занятии дарит вам волшебные медальки со своей фотографией, а на обратной стороне написано волшебное слово «Улыбнись». Пусть когда вам грустно или вы злитесь, то эта медалька вам поможет стать веселее и добрее. (Под песню «Улыбка каждому вручается медалька с изображением Ежика). 

А сейчас нам пора возвращаться в группу

Звучит музыка «Превращение» (топни, хлопни, повернись в группе снова очутись).

Давайте снимем волшебные плащи и башмачки и присядем.

– Наше сказочное занятие подошло к концу.
–Что вам запомнилось и понравилось?
– Какая эмоция вам больше всего понравилась?

– У человека, когда он злится некрасивое лицо, сердитое, глаза злые. Надо всегда относиться к людям доброжелательно, приветливо, тогда и к вам будут относиться так же. Хорошо, когда у человека радостное настроение, тогда любое дело получается.

Ребята, наш Ёжик приготовил подарки не только вам, но и нашим гостям. Давайте мы их подарим и улыбнемся.

Звучит музыка. На этом наше занятие окончено. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия Тема занятия: «Dreamland of seasons» («Волшебный мир времен года»)

Конспект открытого занятия на тему "Волшебный мир времен года" для учащихся 3-4 класса...

ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ»                         ...

Конспект открытого занятия по теме «Работа над оркестровыми партиями на индивидуальных занятиях по классу домры»

Открытое занятие проводится по дополнительной общеобразовательной программе оркестровой студии «Гармония» «Домра» (специальный инструмент), утверждённой Педсоветом и Экспертным советом ДТДиМ 12 сентяб...

Конспект открытого занятия творческого объединения "Нирвана" тема занятия "Введение в образовательную программу"

Данный материал поможет педагогам дополнительного образования, чтобы заинтерисовать детей игрой на гитаре и музыкальным творчеством....

Конспект открытого занятия в эколого-краеведческом кружке «Тропинка». Тема занятия: "В лесу родилась ёлочка"

Цель: Изменить психологию потребительского отношения к лесу, доказать ценность хвойных растений. Задачи: 1. Убедить в том, что без растений человечество прекратит своё существование. 2. Доказать незам...

Конспект открытого занятия детского объединения «Юный краевед». Тема занятия: «Топонимика Лежневского края».

 Занятие «Топонимика Лежневского края», проводилось в рамках работы детского краеведческого объединения. Данное объединение функционирует на базе МБОУ Лежневская СОШ № 11....