Рабочая программа по "Окружающий природный мир" РАС
календарно-тематическое планирование (6 класс)
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opm.docx | 40.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Богородская школа №8»
Утверждена приказом ГКОУ «Богородская школа №8» от «29» августа 2024г № 317 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
предметная область «Окружающий мир»
АООП РАС с УО (ИН) вариант 2
6 класс
Программа разработана
учителем Никонорова Ю.А.
Принята на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от
«28» августа 2024 г
2024 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с РАС умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Богородская школа № 8»;
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи обучения:
- Расширять представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
- Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
- Создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- Обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
- Воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
- Формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, трудового опыта;
- Учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
- Знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
- Уточнять представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
- Формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
- Развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
- Формировать умения наблюдать за природными явлениями, сравнивать их, составлять описания доступным обучающемуся способом, отмечать фенологические данные;
- Формировать знаний о природе своего края;
- Формировать сведения о природоохранной деятельности человека;
- Обучать детей бережному отношению к природе.
- Закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;
- Характеристика учебного предмета
Программа представлена следующими разделами: «Объекты неживой природы», «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления» и «Труд в природе».
Разделы программы призваны обеспечить учащихся знаниями, раскрывающими взаимосвязь и единство всех элементов природы в их непрерывном изменении и развитии. Специфика обучающихся данной категории дает ограниченную возможность закладывать в программу сведения о сложных явлениях в органическом и неорганическом мире, исходя из вышеизложенного содержание разделов программы базируется на знакомых обучающимся объектах и явлениях природного мира и дает педагогу возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы. Программа построена по концентрическому принципу, с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
- Место учебного предмета в учебном плане
Класс | Название курса | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
6 | Окружающий природный мир | 1 | 34 |
- Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
- понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и др. графических изображений), неспецифических жестов.
- умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения.
- использование альтернативных средств коммуникации в процессе общения.
- владение способами социального взаимодействия (диалог, подражание, высказывание, совместное обсуждение проблемы и результата), речевых коммуникаций (возгласы, реакции), организация совместной деятельности (ориентация на общие цели, правила, взаимодействия), эмоциональная саморегуляция в ситуациях (сопереживание, сдерживание негативных эмоциональных проявлений).
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
- целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей
Предметные учебные действия.
- узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;
- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;
- контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- осознавать свою неразрывную связь с природой;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Содержание учебного предмета
Растительный мир
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок).
Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан, тополь, лиственница). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник). Знание особенностей внешнего строения кустарника.
Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща.
Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение лесных и садовых ягод. Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод. Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор,подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни человека. Знание способов переработки грибов. Узнавание/различение садовых цветочно-декоративных растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика).
Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш); знание строения цветов(корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений с временем года. Знание значения цветочно-декоративных растений в природе и жизни человека. Узнавание травянистых растений. Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива). Знание значения трав в жизни человека. Узнавание (различение) лекарственных растений (зверобой, ромашка, календула и др.). Знание значения лекарственных растений в жизни человека. Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус). Знание строения растения. Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека. Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по внешнему виду. Знание значения зерновых культур в жизни человека. Узнавание (различение) растений природных зон холодного пояса (мох, карликовая береза). Знание особенностей растений природных зон холодного пояса. Узнавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук). Знание особенностей растений природных зон жаркого пояса.
Животный мир
Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни.
Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных.
Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок).
Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок). Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Знание строения птицы. Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы». Знание значения домашних птиц в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова). Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы». Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы». Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан). Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры). Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания рыб. Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука). Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе. Знание строения насекомого. Установление связи строения тела насекомого с его образом жизни. Знание питания насекомых. Узнавание (различение) насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Знание способов передвижения насекомых. Знание значения насекомых в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка). Знание строения морских обитателей. Установление связи строения тела морского обитателя с его образом жизни. Знание питания морских обитателей. Знание значения морских обитателей в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.).
Объекты природы
Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из космоса. Узнавание глобуса – модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в природе и жизни человека. Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе.
Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знание значения горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека. Изображение земной поверхности на карте. Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизни человека. Узнавание некоторых полезных ископаемых (например: уголь, гранит, известняк, песок, глина и др), знание способов их добычи и значения в жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание реки. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Узнавание водоема. Знание значения водоемов в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на озере (пруду). Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток солнца. Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный и др.). Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты и т.д.). Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.
- Тематическое планирование учебного курса
«Окружающий мир»
6 класс
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности | Воспитательный потенциал (по разделам) |
Введение | 2 | Просмотр презентации. Ответы на вопросы. Выполнение заданий под контролем учителя. |
| |
Что такое окружающий природный мир? Объекты живой и неживой природы | 2 | |||
Растительный мир | 10 |
| ||
Многообразие растительного мира Растения (дерево, куст, трава) | 2 |
| ||
Лесные кустарники Садовые кустарники Значение кустарников в природе и жизни человека | 1 | |||
Фрукты. Узнавание(различение) фруктов по внешнему виду (вкусу, запаху).Ягоды. Узнавание (различение) ягод по внешнему виду (вкусу, запаху). Растение: трава. Узнавание (различение) общего строения. | 2 |
Просмотр презентации. Ответы на вопросы. Работа с наглядным материалом. Работа в тетради. Творческая работа. Работа с трафаретом. Отгадывание загадок. | ||
Узнавание (различение ) садовых цветов (бархатцы, петуния, астра). Узнавание (различение) комнатных цветов (алоэ, фиалка, герань).Уход за комнатными растениями. | 2 | |||
Животный мир | 11 | Просмотр презентации. Ответы на вопросы. Работа с наглядным материалом. Работа в тетради. Творческая работа. Работа с трафаретом. Отгадывание загадок. | ||
Домашние животные (корова) Домашние животные (свинья) | 1 | |||
Домашние животные (лошадь) Домашние животные (овца/баран) | 1 | |||
Домашние животные и их детёныши. Уход за домашними животными. | 1 | |||
Животные в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепаха, хомяк). | 1 | |||
Детеныши домашних животных (теленок, поросенок,жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок) | 1 | Просмотр презентации. Ответы на вопросы. Игра «Соедини правильно». Работа с трафаретом. Работа в тетради. | ||
Дикие животные. Лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан. Узнавание (различение) диких животных. | 1 | Просмотр презентации. Ответы на вопросы. Выполнение заданий под контролем учителя. | ||
Различение детенышей диких животных. Дикие животные жаркого пояса. Лев, тигр, жираф, обезьяна. | 1 | |||
Различение детенышей диких животных жаркого пояса. Дикие животные холодного пояса. Белый медведь, морж, пингвин, тюлень. Различение детёнышей диких животных холодного пояса. | 1 | |||
Различение домашних и диких животных | 1 | Ответы на вопросы. Самостоятельная работа. Тестирование. | ||
Объекты природы | 3 | Просмотр презентации. Ответы на вопросы. Работа с наглядным материалом. Ответы на вопросы. Работа в тетради. Творческая работа. Игра «Соедини правильно». Работа с глобусом. |
| |
Исследование космоса Знаменитые космонавты | 1 | |||
Определение месторасположения земли и неба, объектов на них Земля. Луна. Воздух. | 1 | |||
Небесные тела: планеты Планета Земля. Глобус – модель Земли Свойства воздуха | 1 | |||
Временные представления | 10 | Просмотр презентации. Ответы на вопросы. Работа с наглядным материалом. Ответы на вопросы. Творческая работа. Игра «Соедини правильно» | ||
Соотнесение частей суток с видами деятельности Определение частей суток по расположению солнца | 1 | |||
Дни недели Представление о неделе как о последовательности 7 дней | 1 | Просмотр презентации. Ответы на вопросы. Работа с календарем. Работа с наглядным материалом. Работа с карточками. Ответы на вопросы. Игра «Выложи в правильно порядке» | ||
Время года: зима. Признаки зимы. Природа зимой. Животные и птицы зимой. Одежда людей зимой. Труд людей зимой. | 2 | |||
Время года: весна. Признаки весны. Животные весной. Растения весной. | 1 | |||
Одежда людей весной. Труд людей весной. | 2 | |||
Время суток: утро, день, вечер, ночь Время года: лето. Признаки лета. Одежда людей летом. Труд людей летом. Растения и животные летом. | 1 | |||
Различение времен года. Обобщающий урок.«Времена года. Животные.» | 1 | Просмотр презентации. Ответы на вопросы. Работа с наглядным материалом. Работа в тетради. Творческая работа. Игра «Соедини правильно» | ||
Повторение пройденного материала | 2 | Ответы на вопросы. Самостоятельная работа. Тестирование. | ||
Повторение пройденного материала за год | 1 | |||
Обобщающий урок по курсу «Окружающий природный мир» | 1 |
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
Материально-техническое обеспечение предмета включает:
- объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий);
- наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся);
- муляжи овощей, фруктов;
- пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными;
- различные календари; изображения сезонных изменений в природе;
- рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе;
- аудио- и видеоматериалы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа элективного курса в 9 классе "Художественная обработка природных мсатериалов и текстиля"
Данный курс расчитан на 17 часов, ориентирован на учащихся, склонных к художественному творчеству...
Рабочая программа элективного курса "Природное и культурное наследие России"
Рабочая программа элективного курса "Природное и культурное наследие России"...
Рабочая программа по курсу «Окружающий природный мир»
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир " для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития для уче...
Рабочая программа "Окружающий природный мир" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)
Рабочая программа "Окружающий природный мир" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: окружающий природный мир Класс:0- 1В Вид программы: АООП обучающегося с ТМНР
Индивидуальная рабочая программа Предмет: окружающий природный мирКласс:0- 1ВВид программы: АООП обучающегося с ТМНР...
Рабочая программа «окружающий природный мир» (в рамках реализации СИПР) для обучающихся 5 класса. Рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Уровень программы – адаптированный.Рабочая программа по учебному предмету Окружающий Мир Природы для обучающихся 5 класса составлена на основе АООП ГКОУ «Волжская школа-интернат», в ...
Адаптированная рабочая программа "Окружающий природный мир" для учащихся 5 класса
Адапрированная рабочая программа составлена на основе Примерной адаптированнай основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной,тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуа...