«Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования»
статья
«Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_idei_k._d._ushinskogo_v_sovremennoy_sisteme_obrazovaniya.docx | 27.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Владимирской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
МБОУ "СОШ № 34"
Статья на тему:
«Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования»
Выполнила: Косачёва Елена Владимировна
Учитель математики
Владимир, 2023
Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет, а учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет
многое, что надобно будет взять силою воли.
К. Д. Ушинский
Реформирование современной системы образования, принятие ФГОС заставляют нас искать ответы на вопросы воспитания. Если обратиться к педагогическим мыслям прошлого, можно найти много мудрости и подсказок для решения современных проблем в воспитании детей. В галерее ярких исторических личностей хочется отметить и остановиться на выдающейся личности Ушинском Константине Дмитриевиче.
К. Д. Ушинский заложил основы специального изучения человека как воспитуемого и воспитателя с целью согласовать педагогическую теорию и практику с природой человека. Он вел педагогику к идеалу: все знание о человека
– о душе, о теле, о человеческом общежитии – должно служить фундаментом для педагогики.
Ушинский был первым, кто выделил воспитание как главный фактор человеческого развития1. Синтез научных знаний о человеке нужен был Ушинскому не только для доказательства могущественной силы воспитания – такой синтез был особенно необходим для формирования нового подхода к самому развитию, движущими силами которого является взаимосвязь физического, умственного и нравственного начал2.
Подход к человеческому развитию с точки зрения воспитания как главного фактора развития предполагает осмысление воспитания с позиции внутренних
1 Бирич И. А. Философская антропология и образование: На путях к новому педагогическому сознанию / И. А. Бирич. – М.: Жизнь и мысль : Моск. учеб, 2008. – 269 с.
2 Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология. Курс лекций : учеб. пособие для студентов вузов / Б. М. Бим-Бад.- М.: Издательство УРАО, 2003. – 204 с.
законов человеческого развития. Педагогическая антропология – научный подвиг Ушинского, значение которого возрастает по мере прогресса научи и дела воспитания. Вплоть до революции 1917 г. и некоторое время после нее в нашей стране развивалась школа педагогов-антропологов и психологов, последователей Ушинского3.
Все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и уменье, то есть навык, но весьма не многие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания.
Важно отметить, что в основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью… воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа… Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание божие на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника», - писал Ушинский в статье «О народности в общественном воспитании».
Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями4. В названной статье он дает глубокий анализ французского, английского, немецкого и американского воспитания. Особенно подробно останавливается на критике реакционной немецкой педагогики того времени, на которую ориентировался царизм. Ушинский доказывал крайнюю
3 Гладких З. И. Творческое наследие К. Д. Ушинского как источник художественно-педагогической антропологии
/ З. И. Гладких // Искусство и образование. – 2007. – № 2 (34). – С. 18-36.
4 Коджаспирова Г. М. Педагогическая антропология: учеб. пособие для студентов вузов / Г. М. Коджаспирова. – М.: Гардарики, 2005. – 287 с.
нецелесообразность механического перенесения этой педагогики в российскую систему образованию5.
К. Д. Ушинский указывал, что сам народ создал «тот глубокий язык, глубины которого мы и до сих пор еще не могли измерить; что этот простой народ создал ту поэзию, которая спасла нас от забавного детского лепета, на котором мы подражали иностранцам; что именно из народных источников мы обновили всю нашу литературу и сделали ее достойной этого имени»6.
Ушинский подчеркивал, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к Родине. Поскольку лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык, в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык; обучение в начальной школе также должно дать детям представление об истории, географии России, ее природе7.
Такое воспитание призвано развить у детей чувство национальной гордости, чуждое, однако, шовинизму и сочетающееся с уважением к другим народам. Оно должно взрастить в детях чувство долга перед Родиной, приучить их всегда ставить общие интересы выше личных.
Педагог должен понимать душу ребенка во всех ее явлениях и много думать о целях, предмете и средствах воспитания. «В воспитании все должно основываться на Личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания… Преподаватель должен иметь необыкновенно много нравственной энергии, чтоб не уснуть под убаюкивающее журчанье однообразной учительской жизни». Такой педагогический манифест Ушинского особенно актуален в наши дни.
5 Липская Л. А. Философско-антропологический фундамент современного образования / Л. А. Липская // Педагогика. – 2008. - № 2. – С. 23-28.
6 История педагогики, педагогическая антропология / М.: Издательство УРАО, 2002. – 104 с.
7 Воробьева К. Н. Антропологический подход к воспитанию / К. Н. Воробьева // Педагогика. – 2007. - № 5. – С. 55-58.
Список используемой литературы:
- Бирич И. А. Философская антропология и образование: На путях к новому педагогическому сознанию / И. А. Бирич. – М.: Жизнь и мысль : Моск. учеб, 2008. – 269 с.
- Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология. Курс лекций : учеб. пособие для студентов вузов / Б. М. Бим-Бад.- М.: Издательство УРАО, 2003. – 204 с.
- Гладких З. И. Творческое наследие К. Д. Ушинского как источник художественно-педагогической антропологии / З. И. Гладких // Искусство и образование. – 2007. – № 2 (34). – С. 18-36.
- Коджаспирова Г. М. Педагогическая антропология: учеб. пособие для студентов вузов / Г. М. Коджаспирова. – М.: Гардарики, 2005. – 287 с.
- Липская Л. А. Философско-антропологический фундамент современного образования / Л. А. Липская // Педагогика. – 2008. - № 2. – С. 23-28.
- История педагогики, педагогическая антропология / М.: Издательство УРАО, 2002. – 104 с.
- Воробьева К. Н. Антропологический подход к воспитанию / К. Н. Воробьева // Педагогика. – 2007. - № 5. – С. 55-58.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Качество образования – ведущая парадигма современной системы образования
Важной целью, которой является обеспечение высокого качества обучающего процесса. «Наша новая школа» предусматривает новации в области оценки качества образования. Например, возможно появится до...
Воспитание патриотизма - основа современной системы образования
1.1. Патриотизм – высшая ценность ...
Итоговая проектная работа по инвариантному блоку «Модернизация современной системы образования. Развитие профессиональных компетенций работников образования»
Проект к вариативному блоку....
Место системы специального (коррекционного) образования в современной системе образования
Доклад по самообразованию...
Роль дополнительного образования в современной системе образования
Lополнительное образование обладает возможностью объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребёнка. Оно предоставляет обучающимся широкие возможности для полу...
Дополнительное образование детей в современной системе образования
Основные направления и особенности развития современной системы дополнительного образования Дополнительное образование детей – это составной компонент общей системы образования, не входящий в ра...
Роль дополнительного образования в современной системе образования
Система дополнительного образования детей - особый вид образования, направленный на всестороннее развитие интеллектуальных, духовно-нравственных, физических и професс...