Программа работы с детьми группы риска.
материал

Программа работы с детьми группы риска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_s_detmi_gruppy_riska._sayt.docx118.16 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     

Программа

работы с обучающимися «группы риска»

МБОУ «Бердигестяхская улусная гимназия»

на 2022-2024 гг.

         

2021г.

I. Паспорт программы

Название образовательного

учреждения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бердигестяхская улусная гимназия »

Адрес организации

678036, Республика Саха (Якутия), Горный улус, с.Бердигестях, ул.Коврова,6

Телефон, факс

Электронный адрес

Телефон: 8411(31)41824

Факс: 8411(31)41824

Адрес электронной почты: gumber@list.ru 

Исполнители программы

Администрация, педагогический коллектив, обучающиеся, родители, социальные партнеры

Цель программы воспитания

  1. Выявление «детей группы риска» в школьной среде и организация работы с ними;
  2. непосредственная индивидуальная или групповая работа с ними;
  3. укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  4. формирование у обучающихся «группы риска» потребности в здоровом образе жизни.

Задачи Программы воспитания

  1. формирование банка данных детей и подростков «группы риска»;
  2. диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков;
  3. применение социально-педагогических технологий индивидуальной и групповой работы с детьми «группы риска», соответствующих диагностируемым проблемам;
  4. проведение психологической работы, направленной на  выявлении интересов и склонностей детей и включение их в разнообразную дополнительную деятельность.
  5. полноценная социализация детей «группы риска» – то есть включение их в общество как полноценных членов, соблюдающих принятые в нем законы и нормы и функционирующих для его благоприятного развития;
  6. обеспечение условий реализации программы.

Главные ожидаемые результаты

  • выявление основных причин появления детей «группы риска»;
  • повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения;
  • создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей «группы риска»;
  • изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни;
  • снижение количества детей асоциального поведения и неблагополучных семей;
  • формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях;
  • рост заинтересованности родителей в оздоровлении подрастающего поколения;
  • сокращение роста детской, подростковой и молодежной преступности;
  • снижение уровня безнадзорности и беспризорности детей;
  • совершенствование гражданско-патриотического воспитания;
  • повышение социальной активности и заинтересованности молодых людей.

Срок действия программы

Программа рассчитана на 3 года, в течение 2022-2024гг.

Система контроля за выполнением программы

Работу социально педагога, педагога-психолога, общественных воспитателей, классных руководителей в рамках Программы контролирует педагог-организатор, исполняющий обязанности воспитательного завуча.

На заседании Совета профилактики правонарушений и защиты прав ребенка регулярно заслушиваются отчеты классных руководителей о работе с обучающимися, которые находятся в социально опасном положении.

II. Пояснительная записка

Основания для разработки программы:

  • Федеральный закон № 120 от 21 мая 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  • Федеральный закон № 124 от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  • Закон Республики Саха (Якутия)  З № 70 – II , принятый Государственным собранием (ИЛ ТУМЭН)  от 11 февраля 1999 года «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Саха ( Якутия)».
  • Закон Республики Саха (Якутия)  З № 24 от 1 июня 1994 года «О правах ребенка».
  • Закон Республики Саха (Якутия) 60 З № 457 – II от 17 октября 2002 года «О внесении изменений в закон РС(Я) «О правах ребенка»».
  • Постановление правительства Республики Саха (Якутия) от 4 февраля 2013 г. «Об утверждении Положения об общественном посте формирования здорового образа жизни образовательного учреждения».
  • Федеральный закон № 32 от 2 января 2000 года «Семейный кодекс».
  • Федеральный закон № 829 от 17 июля 1996 года «Положение о приемной семье».
  • Закон Республики Саха (Якутия) № 174 – III от 17 октября 2003 года «О внесении изменений и дополнений в закон Республики Саха (Якутия) «О приемной семье и семейном детском доме»».
  • Закон Республики Саха (Якутия) № 696 – III от 25 апреля 2006 года «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав».
  • Устав МБОУ «Бердигестяхская улусная гимназия ».

Понятие «дети группы риска»

Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях «группы риска», подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

К факторам риска относят:

  • медико-биологические – к ним относят тяжелые врожденные и хронические заболевания, патологии физического и психического развития, серьезные травмы, психические расстройства, отягощенная наследственность;
  • социально-экономические – включают в себя детей-сирот, из неполных семей, из асоциальных семей, а также тех, кто в силу жизненных обстоятельств подвергаются негативным социальным воздействиям – дети из семей алкоголиков, наркоманов, криминальных элементов;
  • психологические – неврозы, отчужденность, сложности в общении с ровесниками и взрослыми;
  • педагогические – несоответствие учебного заведения и программы обучения интересам и особенностям ребенка, отсутствие мотивации к учению, педагогическая запущенность.

Привычным становится отклоняющееся поведение, которое делится на две категории:

1) поведение, несоответствующее нормам психического здоровья (то есть патологическое);

2) антисоциальное поведение (нарушающее социальные, культурные, правовые нормы).

Дети, склонные при определённых обстоятельствах к неадекватному способу поведения, относятся к «группе риска».

При анализе состава обучающихся образовательного учреждения выявляются дети «группы риска», которые делятся на 3 подгруппы.

1 подгруппа (потенциальная группа риска):

  • Категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов.
  • Приоритетной задачей образовательного учреждения является раннее выявление неблагополучия и осуществление своевременной помощи, а не  работа с  последствиями и проблемами, с которыми очень трудно, а иногда и невозможно справиться учреждению.

2 подгруппа («группа риска»):

  • Под «группой риска» понимаются обучающиеся – с девиантным поведением (в системе нарушающие режим дня, имеющие проблемы в учебе, употребляющие ПАВ).

3 подгруппа (учащиеся, состоящие на учете в  КДН и ЗП).

Классификация «детей группы риска»

  1. дети с проблемами в развитии: ОВЗ, дети-инвалиды; часто болеющие дети
  2. дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств, в том числе воспитывающиеся в опекунских семьях;
  3. дети из неблагополучных, асоциальных семей;
  4. дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
  5. дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией;
  6. педагогически запущенные дети;
  7. дети с отклонениями в поведении;
  8. дети, попавшие в проблемные ситуации;
  9. дети, испытывающие дефицит общения
  10. дети, пропускающие учебные занятия без уважительной причины.

Цели программы: 

1. Выявление «детей группы риска» в школьной среде и организация работы с ними;

2. Непосредственная индивидуальная или групповая работа с ними;

3. Укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4. Формирование у обучающихся «группы риска» потребности в здоровом образе жизни.

Задачи программы: 

  • формирование банка данных детей и подростков группы риска;
  • диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков;
  • применение социально-педагогических технологий индивидуальной и групповой работы с детьми группы риска, соответствующих диагностируемым проблемам;
  • проведение психологической работы, направленной на  выявлении интересов и склонностей детей и включение их в разнообразную дополнительную деятельность.
  • полноценная социализация детей группы риска – то есть включение их в общество как полноценных членов, соблюдающих принятые в нем законы и нормы и функционирующих для его благоприятного развития;
  • обеспечение условий реализации программы.

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа рассчитана для работы с детьми 7-17 лет

Сроки реализации

Программа рассчитана на 3 года, в течение 2022-2024 гг.

Ожидаемые результаты:

  • выявление основных причин появления детей «группы риска»;
  • повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения;
  • создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей «группы риска»;
  • изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни;
  • снижение количества детей асоциального поведения и неблагополучных семей;
  • формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях;
  • рост заинтересованности родителей в оздоровлении подрастающего поколения;
  • сокращение роста детской, подростковой и молодежной преступности;
  • снижение уровня безнадзорности и беспризорности детей;
  • совершенствование гражданско-патриотического воспитания;
  • повышение социальной активности и заинтересованности молодых людей.

III. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Методическое обеспечение программы:

  • Диагностические материалы
  • Информация об обучающихся (сбор сведений; акты)
  • Информация о семьях (сбор сведений, акты)
  • Списки состоящих на учете
  • Списки состоящих в СОП
  • Списки уклоняющихся от учебы
  • Папка классного руководителя

Диагностический блок

№ п/п

Вид (направление) деятельности.

Наименование работы

Цель деятельности

Форма проведения

Анкета «Определение детей группы риска»

Экспресс-диагностика, позволяющая выявить детей группы риска

Анкетирование

Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П» для учащихся общеобразовательных учреждений

Выявление лиц, склонных к различным видам девиантного поведения: склонность к аддиктивному поведению, склонность к делинквентному поведению, склонность к суициду

Опросник

Социометрическое изучение межличностных отношений

в детском коллективе

(на основе метода Дж. Морено)

Изучение межличностных отношений в группе

Анкетирование

Анкета «Твое отношение к наркотикам»

Выявление знаний о наркотиках у подростков и отношения к ним

Анкетирование

Анкета «Твое отношение к курению»

Выявление  отношения подростков к курению

Анкетирование

Анкета «Твое отношение к алкоголю»

Выявление отношения подростков к употреблению алкоголя

Анкетирование

Работа с обучающимися

Профилактика правонарушений

  • Профилактические беседы представителей правопорядка, инспектора по делам несовершеннолетних;
  • Лекции специалистов, классные часы, круглые столы, деловые игры, конференции;
  • Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми, неблагополучными семьями;
  • Кинофильмы «Вредные привычки»;
  • Родительские собрания;
  • Правовой всеобуч: Конституция, Устав школы;
  • Всеобучи для родителей;
  • Собеседования с классными руководителями по работе с детьми «группы риска», семьями;
  • Профилактика употребления ПАВ;
  • Организация летнего отдыха;
  • Каникулярная занятость обучающихся;
  • Работа родительского комитета;
  • Рейды в семьи;
  • Рейды учителей;
  • Родительские рейды.

Организация педагогической помощи

  • Создание благоприятных условий для развития личности ребенка.
  • Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках обучающихся «группы риска».
  • Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования.
  • Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи обучающимся «группы риска» в выполнении общественных поручений.
  • Создание у личности обстановки успеха, поддержки, доброжелательности.
  • Анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений.
  • Оказание педагогической помощи родителям обучающихся «группы риска». Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества; контролировать его поведение и занятия в свободное время.

Организация медицинской помощи

  • Проведение систематического диспансерного осмотра врачами обучающихся «группы риска» с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера
  • Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.
  • Половое просвещение обучающихся «группы риска». Решение проблем половой идентификации.

Организация психологической помощи

  • Изучение психологического своеобразия обучающихся «группы риска», особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.
  • Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т.д.
  • Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.
  • Индивидуальные беседы с детьми «группы риска» с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом преодолеть неуверенность в общении с другими.

Организация свободного времени обучающихся

Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема «трудных» детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у «трудного» ребенка вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день - до 8 часов. С другой стороны, наблюдается его неумение рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирование интересов, умения добиваться поставленной цели. Достижение положительных результатов возможно через использование следующих приёмов и методов:

  • Изучение интересов и способностей детей.
  • Вовлечение обучающихся «группы риска» в кружки, секции, общественно полезную деятельность, движение милосердия.
  • Поощрение любых видов художественного и технического творчества учащихся и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.
  • Организация каникулярного времени детей «группы риска».

Работа с семьей

Формы работы:

  • просветительская работа (выпуск памяток, информационных листов, беседы, дискуссии, лектории для родителей);
  • психопрофилактическая - приглашение специалистов (психолога, инспектора ПДН и др.) для бесед с родителями и детьми.
  • анкетирование;
  • опрос родителей и детей;
  • совместные праздники;
  • творческие семейные выставки.

Основные направления работы с семьей:

  • возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций своей семьи, наслега, улуса, республики, всего народа;
  • формирование семейных ценностей предусматривает проведение творческих семейных выставок, выполнение семейных творческих заданий;
  • организация работы родительского лектория на темы: «Психологические особенности подросткового возраста», «Способы конструктивного взаимодействия с подростком», «Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в семье», «Что нужно знать о вреде алкоголя и табака и последствиях их употребления».

Одним из наиболее часто используемых в настоящее время инструментов для выявления  подростков группы риска является социальный портрет класса, который составляется социальным педагогом совместно с классным руководителем. О проблемах учащихся классный руководитель может сообщить сотруднику службы сопровождения (социальному педагогу или педагогу-психологу) лично или в процессе заполнения анкеты, которая предлагается ему не реже 1 раза в четверть.

После выявления «группы риска» классный руководитель и сотрудники службы сопровождения приступают к сбору дополнительной информации об особенностях социальных условий тех учащихся, которые требуют  особого  внимания  со  стороны  педагогов   и   сотрудников  службы  сопровождения.

Примерная схема сбора информации:

  • беседа учителями и с классным руководителем;
  • беседа с родителями;
  • изучение особенностей развития;
  • сбор информации о состоянии здоровья совместно с сотрудником   медицинской службы;
  • изучение данных об успеваемости подростка, анализ учебных проблем;
  • изучение особенностей классного коллектива (социометрическое исследование, наблюдение, беседы с учителями и классным руководителем, анализ карты сопровождения класса);
  • анализ социального портрета класса;
  • анкетирование родителей.

Важным условием эффективной работы по выявлению подростков «группы риска» является своевременное обращение классного руководителя или учителя  к специалистам сопровождения в случаях:

  • наличия у подростка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение…);
  • появления у подростков проявлений депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески»  и др.);
  • пропуска учащимися уроков и учебных дней без уважительных причин;
  • употребления или предполагаемого употребления ими спиртных напитков и других наркотических веществ;
  • кризисной ситуации в семье;
  • резкого ухудшения состояния здоровья;
  • в других случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу эмоциональному благополучию подростка.

На основе анализа полученной информации социальный педагог, психолог и классный руководитель совместно разрабатывают план индивидуально-профилактической работы с учащимся «группы риска» (ИПР – сокращ.).

ИПР группы социального риска может включать в себя:

  • взаимодействие педагога и подростка, направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности, которая предполагает способность адекватно относиться к себе и другим людям, умение управлять своими чувствами, понимать и уважать чувства других;
  • организацию досуга подростка (помощь в досуговом самоопределении, поиск кружка, секции и т.д.);
  • помощь в преодолении учебных затруднений;
  • помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении;
  • сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование); 
  • организацию и предоставление бесплатного питания в школе;                                          
  • обращение в районные городские социальные службы для предоставления  различных видов материальной и социальной помощи;
  • защиту прав подростка, включая защиту от жестокого обращения со стороны родителей и представителей ближайшего окружения.

Мероприятия по реализации программы по работе с детьми «группы риска»

п/п

Мероприятия

Ответственные

1

Планирование работы на предстоящий учебный год

педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, воспитатели интерната, классные руководители

2

Социальная диагностика обучающихся и их семей (оформление социального паспорта класса, школы)

классные руководители, социальный педагог

3

Посещение семей обучающихся с целью изучения жилищно-бытовых условий проживания обучающихся, изучения взаимоотношений между членами семьи

социальный педагог, классные руководители

4

Выявление обучающихся «группы риска» (диагностика, анализ, исследование, анкетирование и др.)

педагог-психолог, социальный педагог

5

Формирование электронного банка семей, обучающихся:

- список детей из малообеспеченных семей;

- список многодетных семей;

- список детей-инвалидов;

- список обучающихся, находящихся под опекой;

- список обучающихся из неблагополучных семей;

- список вновь прибывших обучающихся;

- список воспитанников интерната

социальный педагог, воспитатели интерната,

классные руководители

6

Формирование электронного банка учащихся из социально незащищенных семей:

- список обучающихся «группы риска»;

- списки обучающихся, состоящих на ВШУ;

- списки обучающихся, состоящих в ПДН/КДН

педагог-организатор, социальный педагог,

классные руководители

7

Исследование детей и подростков с целью выявления склонности к отклоняющемуся поведению: к суициду, правонарушениям, употреблению ПАВ и др.

педагог-психолог, социальный педагог

8

Заполнение анкеты «Социальная адаптация вновь прибывших обучающихся»

педагог-психолог, социальный педагог

9

Вовлечение обучающихся в спортивные секции и кружки, детские общественные объединения

педагог-организатор, классные руководители

10

Проверка посещаемости учебных предметов

классные руководители

11

Сотрудничество со службами опеки и попечительства

социальный педагог

Работа с педагогическим коллективом

1.

Консилиум классных руководителей, воспитателей, психолога, социального педагога по результатам диагностики, с целью совместного определения приоритетных направлений в работе с детьми «группы риска»

члены педагогического консилиума

2.

Обучающие семинары для классных руководителей, воспитателей «Психологические особенности различных категорий детей «группы риска»

педагог-психолог, медработник,

социальный педагог

Воспитательная работа с обучающимися

1.

Индивидуальная коррекционная работа с детьми «группы риска»

педагог-психолог, социальный педагог

2.

Проведение профилактических бесед с учащимися «группы риска» работниками правоохранительных органов, инспектора по делам несовершеннолетних, врачом-наркологом, врачом-психиатром

социальный педагог

3.

Проведение бесед с обучающимися «группы риска» о поведении в ЧС, ППБ, антитеррористической безопасности, соблюдения ТБ (дома, в школе, на улице)

ответственные по ОТ, пожарной безопасности, ГО И ЧС, классные руководители

4.

Формирование нравственной позиции по отношению к наркотикам, алкоголю, курению через систему воспитательных занятий по ЗОЖ

педагог-организатор, педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители

5.

Обучение детей и подростков правилам ОБЖ

классные руководители, учитель ОБЖ

6.

Разработка методических пособий, рекомендаций, памяток для помощи в работе с детьми различных категорий «группы риска»

педагог-организатор, педагог-психолог, социальный педагог

7.

Профилактическая работа с детьми, склонными к суициду

педагог-психолог, медработник, воспитатели интерната, классные руководители

8.

Индивидуальная психолого-педагогическая работа с подростками, находящимися в «группе риска», в СОП

социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители

9.

Проведение викторин, деловых, игр на правовую тематику; акций, посвящённых  международному Дню  борьбы со СПИДом, Дню отказа  от курения и др. с участием обучающихся «группы риска»

педагог-организатор классные руководители, воспитатели интерната

10

Привлечение обучающихся «группы риска» к участию в общешкольных, улусных праздниках и мероприятиях

педагог-организатор классные руководители

11

Беседы с обучающимися на темы полового воспитания, профилактики ранней беременности, взаимоотношений подростков

инструктор по гигиеническому воспитанию

Работа с родителями

1.

Классные родительские собрания

классные руководители

2.

Беседы с родителями:

-«Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек»

- «Возрастные особенности подросткового периода. Профилактика вредных привычек»»

- «Подростковая наркомания. Административная и уголовная ответственность»

классные руководители

3.

Консультации для родителей

педагог-психолог, классные руководители

4.

Индивидуальные встречи и беседы с родителями учащихся, состоящих на ВШУ и «группы риска»

социальный педагог, педагог-психолог

5.

Индивидуально-профилактическая работа с семьями, состоящими на различных видах учета

социальный педагог, педагог-психолог

6.

Оформление информационного материала для родителей по профилактике вредных привычек,  преступности и правонарушений среди обучающихся

педагог-организатор, классные руководители

7.

Привлечение родителей в мероприятия школы, класса

социальный педагог, классные руководители, педагог-организатор

Мониторинг результатов

Работу социально педагога, педагога-психолога, общественных воспитателей, классных руководителей в рамках Программы контролирует педагог-организатор с функциями заместителя директора по воспитательной работе. На заседании Совета профилактики регулярно заслушиваются отчеты классных руководителей о работе с обучающимися, которые находятся в социально опасном положении. Ежегодно шефы-кураторы, прикрепленные к детям «группы риска» выполняют  анализ работы с данной категорией детей и их семьями.

Методы проверки:

  • посещение классных часов, коррекционных занятий, родительских собраний;
  • наблюдение за работой классных руководителей;
  • беседы с обучающимися, родителями, педагогами;
  • диагностика;
  • опрос;
  • изучение дневников, тетрадей обучающихся;
  • отчет совета профилактики;
  • изучение положения подростка в коллективе (социометрия);
  • индивидуальная работа с  детьми «группы риска»;
  • рейды в семьи;
  • совместная работа с инспектором ПДН;
  • акты обследования жилищно-бытовых условий;
  • административные совещания;
  • методические семинары.

План индивидуальной профилактической работы с обучающимися «группы риска»

Цель: обеспечение социальной поддержки обучающихся категории «группы риска», направленной на решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности.

Задачи:

  • организация  профилактической работы по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений, правонарушений, антиобщественных действий обучающихся;
  • повышение правовой культуры и социально-педагогической  компетенции родителей обучающихся;
  • осуществление мероприятий по оказанию комплексной социально - психолого- педагогической поддержки, обеспечению досуга и отдыха детей и подростков, находящихся в социально опасном положении;
  • обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • формирование потребности ведения здорового образа жизни.

№ п/п

Вид деятельности

Сроки реализации

Ответственные

Организационные мероприятия

1.1.

Планирование работы с детьми «группы риска» на предстоящий учебный год

1 половина сентября

социальный педагог, педагог-организатор, педагог-психолог, классные руководители, воспитатели интерната

1.2.

Социальная диагностика обучающихся «группы риска» и их семей (оформление социального паспорта класса, школы)

1 половина сентября

педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор

1.3.

Работа с семьями обучающихся «группы риска» с целью изучения жилищно-бытовых условий проживания обучающихся, изучения взаимоотношений между членами семьи (дистанционно)

1 половина сентября

социальный педагог, классные руководители

1.4.

Выявление обучающихся «группы риска» (диагностика, анализ, исследование, анкетирование и др.)

1 половина сентября

педагог-психолог, социальный педагог

1.5.

Формирование электронного банка семей, обучающихся:

- список детей из малообеспеченных семей;

- список многодетных семей;

- список детей-инвалидов;

- список обучающихся, находящихся под опекой;

- список обучающихся из неблагополучных семей;

- список вновь прибывших обучающихся;

- список воспитанников интерната

1 половина сентября

социальный педагог

1.6.

Исследование детей и подростков с целью выявления склонности к отклоняющемуся поведению: к суициду, правонарушениям, употреблению ПАВ и др.

периодически

социальный педагог, классные руководители

1.7.

Заполнение анкеты «Социальная адаптация вновь прибывших обучающихся»

1 половина сентября

социальный педагог, педагог-организатор, классные руководители, воспитатели интерната

1.8.

Вовлечение обучающихся в спортивные секции и кружки, детские общественные объединения

1 половина сентября

педагог-организатор, классные руководители, воспитатели интерната

1.9.

Проверка посещаемости учебных предметов обучающимися «группы риска»

в течение учебного года

педагог-организатор, классные руководители

1.10

Сотрудничество со службами опеки и попечительства

в течение учебного года

социальный педагог

Работа с педагогическим коллективом

2.1

Консилиум классных руководителей, воспитателей, психолога, социального педагога по результатам диагностики, с целью совместного определения приоритетных направлений в работе с детьми «группы риска»

1 половина сентября

педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, воспитатели интерната

2.2.

Обучающие семинары для классных руководителей, воспитателей «Психологические особенности различных категорий детей «группы риска»

в течение года

педагог-психолог, классные руководители, воспитатели интерната

Воспитательная работа с обучающимися

3.1

Индивидуальная коррекционная работа с детьми «группы риска»

в течение учебного года

педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели интерната, классные руководители

3.2

Проведение профилактических бесед с учащимися «группы риска» работниками правоохранительных органов, инспектора по делам несовершеннолетних, врачом-наркологом, врачом-психиатром

в течение учебного года

социальный педагог, воспитатели интерната, классные руководители

3.3

Проведение бесед с обучающимися «группы риска» о поведении в ЧС, ППБ, антитеррористической безопасности, соблюдения ТБ (дома, в школе, на улице)

в течение учебного года

ответственные по ОТ, пожарной безопасности, ГО И ЧС, классные руководители

3.4

Формирование нравственной позиции по отношению к наркотикам, алкоголю, курению через систему воспитательных занятий по ЗОЖ

в течение учебного года

педагог-организатор, классные руководители, воспитатели интерната

3.5

Обучение детей и подростков правилам ОБЖ

в течение учебного года

классные руководители, учитель ОБЖ

3.6

Разработка методических пособий, рекомендаций, памяток для помощи в работе с детьми различных категорий «группы риска»

в течение учебного года

педагог-организатор, педагог-психолог, социальный педагог

3.7

Профилактическая работа с детьми, склонными к суициду

в течение учебного года

педагог-психолог, медработник, воспитатели интерната, классные руководители

3.8

Индивидуальная психолого-педагогическая работа с обучающимися, находящимися в «группе риска», в СОП

в течение учебного года

социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители

3.9

Проведение викторин, деловых, игр на правовую тематику; акций, посвящённых  международному Дню  борьбы со СПИДом, Дню отказа  от курения и др. с участием обучающихся «группы риска»

в течение учебного года

педагог-организатор,  классные руководители, воспитатели интерната

3.10

Привлечение обучающихся «группы риска» к участию в общешкольных, наслежных, улусных праздниках и мероприятиях

в течение учебного года

педагог-организатор,  классные руководители, воспитатели интерната

3.11

Беседы с обучающимися на темы полового воспитания, профилактики ранней беременности, взаимоотношений подростков

в течение учебного года

инструктор по гигиеническому воспитанию

Работа с родителями

4.1

Классные родительские собрания

1 раз в четверть

классные руководители

4.2

Беседы с родителями: «Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек», «Возрастные особенности подросткового периода. Профилактика вредных привычек»», «Подростковая наркомания. Административная и уголовная ответственность»

в течение учебного года

классные руководители

4.3

Консультации для родителей обучающихся «группы риска»

в течение учебного года

педагог-психолог, классные руководители

4.4

Индивидуальные встречи и беседы с родителями учащихся, состоящих на ВШУ и «группы риска»

в течение учебного года

социальный педагог, педагог-психолог

4.5

Индивидуально-профилактическая работа с семьями, состоящими на различных видах учета

в течение учебного года

социальный педагог, педагог-психолог

4.6

Оформление информационного материала для родителей по профилактике вредных привычек,  преступности и правонарушений среди обучающихся

в течение учебного года

педагог-организатор, классные руководители

4.7

Привлечение родителей в мероприятия школы, класса

в течение учебного года

педагог-организатор, социальный педагог, классные руководители

Приложение 1

АКТ

обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи

Дата обследования «___»____________20____г.

Фамилия, имя, отчество, должность специалиста, проводившего обследование

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проводилось обследование условий жизни несовершеннолетнего гражданина (ребенка)

_____________________________________________________________________________

Свидетельство о рождении: серия___________№_______________________, кем и когда

выдано_______________________________________________________________________Паспортные данные____________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Место жительства (регистрация)_________________________________________________

Место пребывания (адрес фактического проживания и проведения обследования)

_____________________________________________________________________________

  1. Сведения о родителях ребенка
  1. Мать __________________________________________________________________

Дата и место рождения_________________________________________________________

Место жительства (регистрация)_________________________________________________

Место пребывания (адрес фактического проживания и проведения обследования)

_____________________________________________________________________________

Сведения о трудовой деятельности (должность и место работы, среднемесячный доход, иные сведения)________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Участие матери в воспитании и содержании ребенка________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Отец___________________________________________________________________

Дата и место рождения_________________________________________________________

Место жительства (регистрация)_________________________________________________

Место пребывания (адрес фактического проживания и проведения обследования)

_____________________________________________________________________________

Сведения о трудовой деятельности (должность и место работы, среднемесячный доход, иные сведения)________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Участие отца в воспитании и содержании ребенка__________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Родители в зарегистрированном браке состоят/не состоят, проживают совместно/раздельно.
  1. Сведения о ребенке
  1. Состояние здоровья (общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту, наличие заболеваний, наличие признаков физического или психического насилия над ребенком)_____________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Внешний вид (соблюдение норм личной гигиены, наличие, качество и состояние одежды и обуви, ее соответствие сезону и возрасту, полу ребенка)____________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Социальная адаптация (наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания, адекватность поведения ребенка в различной обстановке)__________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Воспитание и образование (образовательное учреждение, класс, кружки, секции, успехи и проблемы в освоении образовательных программ, режим дня ребенка, организация свободного времени ребенка)_________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Обеспечение безопасности (отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, риск нанесения ребенку вреда в домашних условиях и дома)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. Семейное окружение
  1. Состав семьи (лица, проживающие совместно с ребенком)

ФИО, год рождения

Степень родства с ребенком

Проживает постоянно, временно,  

не проживает

Участвует, не участвует в воспитании и содержании ребенка

  1. Сведения об иных родственниках ребенка (Ф.И.О., степень родства, место жительства)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Социальные связи ребенка и его семьи (с соседями, знакомыми, контакты ребенка с педагогами)_________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком______________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Жилищно-бытовые и имущественные условия
  1. Жилая площадь, на которой проживает ребенок (фамилия и инициалы ребенка)

_____________________________________________________________________________

составляет ___________кв.м., состоит из ________комнат, размер каждой комнаты: ____кв.м., _____ кв.м., _____кв.м., ____кв.м., ____кв. на ___ этаже в _____этажном доме.

  1. Собственником (нанимателем) жилой площади является_______________________

_____________________________________________________________________________

  1. Качество дома (кирпичный, панельный, деревянный, в нормальном состоянии, ветхий, аварийный, комнаты сухие, светлые, проходные и прочее)____________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Благоустройство дома и жилой площади (водопровод, канализация, какое отопление, газ, ванна, лифт, телефон и т.д.)________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Санитарно-гигиеническое состояние жилой площади (хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное)_______________________________________
  2. Жилищно-бытовые условия ребенка (наличие отдельной комнаты, уголка, места для сна, игр, занятий, игрушек, книг и т.д.) ________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Структура дохода семьи (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты), среднемесячный и среднедушевой доход семьи____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Сведения об имуществе и имущественных правах ребенка______________________

_____________________________________________________________________________

  1. Достаточность доходов семьи для обеспечения основных потребностей ребенка (продукты питания, одежда и обувь, медицинское обслуживание, игрушки, игры, печатная и аудиовизуальная продукция, школьно-письменные принадлежности) ________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Результаты беседы с ребенком о его отношении и привязанности к каждому из родителей и другим членам семьи___________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Результаты опроса лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту и т.д. _____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Условия, представляющие угрозу жизни или здоровью ребенка либо препятствующие его нормальному воспитанию и развитию (имеются или отсутствуют)_______________________________________________________________
  1. _______________________________________________________________________
  2. _______________________________________________________________________
  3. _______________________________________________________________________
  4. _______________________________________________________________________
  1. Обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии родительского попечения (имеются или отсутствуют) __________________________________________________
  1. _______________________________________________________________________
  2. _______________________________________________________________________
  3. _______________________________________________________________________
  4. _______________________________________________________________________
  1. Дополнительные данные обследования _____________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Выводы:
  1. Угроза жизни, здоровью, нормальному воспитанию и развитию ребенка (фамилия и инициалы ребенка)___________________________________________________________

(отсутствует, имеется со стороны родителей, одного из них, других членов семьи)_______

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Родительское попечение над ребенком (фамилия, инициалы ребенка)____________

_____________________________________________________________________________

(имеется, отсутствует со стороны обоих родителей, единственного родителя)___________

_____________________________________________________________________________

  1. Помощь, в которой нуждается ребенок (социальная, правовая, психолого-педагогическая, медицинская, материальная и т.д.)_________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Помощь, в которой нуждается семья (социальная, правовая, психолого-педагогическая, медицинская, материальная и т.д.)_________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Рекомендуемые формы защиты прав ребенка_________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Социальный педагог _________________________________________

Классный руководитель ______________________________________

Приложение 2

Карточка индивидуального изучения и учета подростка

(при постановке на внутришкольный учет)

Постановка________________________Снятие_____________________________________

Повторная_________________________Снятие_____________________________________

  1. Ф.И.О._______________________________________________________________________
  2. Школа, класс ______________________________________________________________________________
  3. Домашний адрес и телефон______________________________________________________
  4. Место фактического проживания _________________________________________________
  5. Оставлен ли на второй год_______________________________________________________
  6. С какого времени учится в данной школе___________________________________________
  7. Сведения о родителях (Ф.И.О., год рождения, где и кем работает):                                                                                                            

Мать____________________________________________________________________

Отец____________________________________________________________________

Опекун __________________________________________________________________

  1. Социальный статус семьи _______________________________________________________

______________________________________________________________________________

  1. Черты характера подростка, явные и скрытые слабости ______________________________________________________________________________
  2. Интересы и увлечения, склонности подростка _______________________________________________________________________
  3. Характеристика домашних условий ( состав семьи, отношение родителей к воспитанию, к школе, условия для занятий) _____________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Отношение к учебе, посещаемость занятий  ______________________________________________________________________________
  5. Участие в общественной жизни класса_____________________________________________
  6. Участие в кружках, клубах, секциях_______________________________________________
  7. Участие в общественно полезном труде____________________________________________
  8. С кем дружит (в школе, по месту жительства) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  9. Кого считает авторитетом и почему ______________________________________________________________________________
  10. Характерные отношения с товарищами (подчеркнуть): равенство, зависимость, руководящее положение.
  11. Состоит ли на учете в КДН и за что________________________________________________
  12. Обсуждался ли на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ______________________________________________________________________________
  13. Место и время совершения проступка_____________________________________________
  14. Мера наказания________________________________________________________________
  15. Планируемые основные направления работы с подростком ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  16. Успеваемость в текущем году____________________________________________________

 

Приложение 3

Социометрическая методика Д.Л. Морено

(Изучение положения подростка в коллективе)

http://testoteka.narod.ru/0.pngСоциально-психологический тест разработанный Дж. Морено (имеет много модификаций), применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, т. е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Бланк социометрического опроса


Ф. И. О. ___________

Класс _____________


Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашей группы (курса, отдела, класса и т.д.) с учетом отсутствующих.

1. С кем бы ты хотел делать домашние задания, готовиться к экзаменам и сдаче тестов?

а) ____________

б) ____________

в) ____________


2. Кого бы ты из группы пригласил на свой день рождения?

а) ____________

б) ____________

в) ____________


3. Кто больше всех нравится тебе в классе?

а) ____________

б) ____________

в) ____________

4. С кем бы ты хотел жить по соседству?

а) ____________

б) ____________

в) ____________

5. Кого бы ты выбрал для поездки или похода на природу?

Анкета « Определение детей группы риска»

Инструкция: Пожалуйста, отметьте, присущи ли вашему ребёнку (ученику) перечисленные ниже формы поведения. Для этого поставьте «плюс» в соответствующем столбце.

Утверждение

Да

Нет

1

Выполнение порученного дела всегда требует контроля со стороны взрослого

2

Очень переживает перед любой проверочной работой, контрольной, диктантом, экзаменом

3

Решение по какому-либо вопросу принимает с трудом, часто перекладывая его на других

4

Всегда и во всём исполнителен

5

Часто бывает несдержанным

6

Хорошо делает по образцу или по примеру, но свои способы выполнения предлагает редко

7

К успехам или неуспехам в школе относится равнодушно

8

В своих делах и действиях часто надеется на «авось»

9

Правильность и качество своей работы сам не проверяет, доверяя сделать это кому-нибудь другому

10

Часто перепроверяет себя, постоянно что-то исправляет в сделанном

11

Перед выполнением чего-либо ему требуется период «раскачки»

12

При выполнении какой-либо работы может делать её то очень быстро, то очень медленно, постоянно отвлекаясь

13

Выполненную работу совсем не проверяет

14

Иногда проявляются невротические реакции: грызет ногти, кончик карандаша или ручки, теребит волосы и т.д.

15

При выполнении какой-либо работы очень быстро устаёт

16

Всегда и во всём претендует на самые высокие результаты

17

 Часто бывает неаккуратным

18

При необходимости поменять вид работы или род деятельности делает это с трудом

19

Часто не может уложиться во временные рамки при выполнении чего-либо

20

Чаще поддерживает чужую точку зрения, свою отстаивает редко

21

Часто отвлекается при выполнении какой-либо работе

22

В работе часто бывает небрежен

23

Всегда стремится получать только отличные оценки

24

Всегда и во всём медлителен и малоподвижен

25

Обычно в начале делает что-либо быстро и активно, а затем темп выполнения становится всё медленнее и медленнее

26

Старается  всё делать очень быстро, но часто не проверяет сделанное, пропускает ошибки

27

Всегда стремится быть и выполнять всё лучше всех

28

Во время выполнения чего-либо необходимы перерывы для отдыха

29

Постоянно требует подтверждения правильности своего выполнения чего-либо

30

Равнодушен к оценке своей работы

31

Заранее свои действия планирует с трудом

32

Часто жалуется на усталость

33

Всё делает медленно, но основательно

Приложение 5

Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П» для учащихся общеобразовательных учреждений.

Инструкция.

Сейчас вам будет предъявлено 47 вопросов, касающихся некоторых ваших индивидуальных психологических особенностей. Отвечая на них, вам нужно выбрать один из 4 вариантов ответа: «совершенно верно» (3 балла), «верно» (2 балла), «пожалуй, так» (1 балл), «нет, это совсем не так» (0 баллов). На каждый вопрос возможен только один вариант ответа.

Вводная инструкция закончена, у кого есть вопросы, поднимите руку – к вм подойдут и помогут. Если вопросов нет, приступайте к работе.

1. Люди, с которыми я пытаюсь находиться в дружеских отношениях, очень часто причиняют мне боль.

2. «За компанию» с товарищами я могу принять большое количество алкоголя.

3. Я считаю, что в некоторых ситуациях жизнь может потерять ценность для человека.

4. Я бываю излишне груб с окружающими.

5. Мои друзья рассказывали, что в некоторых ситуациях они испытывали необычные состояния: видели красочные и интересные видения, слышали странные звуки и др.

6. Среди моих друзей были такие, которые вели такой образ жизни, что мне приходилось скрывать свою дружбу от родителей.

7. Мне кажется, окружающие плохо понимают меня, не ценят и недолюбливают.

8. В последнее время я замечаю, что стал много курить. Это помогает мне отвлечься от проблем и хлопот.

9. Бывало, что по утрам у меня дрожали руки и голова просто «раскалывалась».

10. Я всегда стремился к дружбе с ребятами, которые были старше меня по возрасту.

11. Не могу заставить себя бросить курить, хотя знаю, что это вредно.

12. В состоянии агрессии я способен на многое.

13. Среди моих близких родственников (отец, мать, братья, сестры) были судимые лица.

14. Часто я испытывал чувство невесомости тела, отрешенности от окружающего мира, нереальности происходящего.

15. На подрастающее поколение влияет так много обстоятельств, что усилия родителей и педагогов по их воспитанию оказываются бесполезными.

16. Если кто-нибудь виноват в моих неприятностях, я найду способ отплатить ему тем же.

17. Приятели, с которыми я дружу, не нравятся моим родителям.

18. Я считаю, что можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть.

19. Я привык считать, что «око за око, зуб за зуб».

20. Я всегда раз в неделю выпиваю.

21. Если кто-то причинил мне зло, я отплачу ему тем же.

22. Бывало, что я слышал голоса внутри моей головы, звучание собственных мыслей.

23. Смысл жизни не всегда бывает ясен, иногда его можно потерять.

24. У меня есть друзья, которые любят смотреть «мультики» после приема разных веществ.

25. В районе, где я проживаю, есть молодежные тусовки, которые активно враждуют между собой.

26. В последнее время, чтобы не сорваться, я вынужден принимать успокоительные средства.

27. Я пыталась освободиться от некоторых пагубных привычек.

28. Я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни.

29. Употребляя алкоголь, я часто превышал свою норму.

30. Мои родители и родственники высказывали опасения в связи с моими выпивками.

31.Употребляя алкоголь, я часто превышал свою норму.

32. Выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно, может быть оправдан.

33. В нашей школе был принят «ритуал прописки» новичков, и я активно в нем участвовал.

34. В последнее время у меня подавленное состояние, будущее кажется мне безнадежным.

35. У меня были неприятности во время учебы в связи с употреблением алкоголя.

36. Мне неприятно вспоминать и говорить о некоторых случаях, которые были связаны с употреблением алкоголя.

37. Мои друзья умеют хорошо «расслабиться» и получить удовольствие.

38. Можно согласиться, с тем, что я не очень-то склонен выполнять многие законы, считаю их неразумными.

39. Среди моих близких друзей были такие, которые часто уходили из дома, бродяжничали и т.д.

40. Я считаю, что мой отец злоупотреблял (злоупотребляет) алкоголем.

41. Я люблю играть в азартные игры. Они дают возможность «встряхнуться», «поймать свой шанс».

42. Я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие.

43. Я не осуждаю друзей, которые курят «травку».

44. Нет ничего предосудительного в том, что люди пытаются испытать на себе некоторые необычные состояния.

45. Мои близкие друзья частенько уклонялись от учебных занятий (воспитательных мероприятий), считаю их скучными, неинтересными.

46. В нашей семье были случаи добровольного ухода из жизни (или попытки ухода).

47.С некоторыми своими привычками я уже не смогу справиться.

Анкета по выявлению знаний о наркотиках у подростков и отношении к ним

  1. Знаете ли Вы, что такое наркотики?
  1. да
  2. нет
  1. Откуда Вы впервые узнали о наркотиках?
  1. от друзей
  2. из газет, журналов, телевидения и т.п.
  3. из видеофильмов
  4. от родителей
  5. от преподавателей
  6. познакомился с человеком, который употребляет наркотики
  7. прочитал(а) в специальной литературе
  8. видел(а) на улице
  1. Знаете ли Вы где можно купить или достать наркотики?
  1. да, знаю много таких мест
  2. да, знаю одно такое место
  3. нет, не знаю
  1. Слышали ли Вы, что кто-то из сверстников употребляет наркотики?
  1. да
  2. нет
  1. Сколько у тебя друзей и просто знакомых?
  1. нет друзей и знакомых
  2. 15-20 человек
  3. 25-35 человек
  4. 40-50 человек
  5. больше 50 человек
  1. Какое количество твоих знакомых, как ты думаешь, принимают наркотики?
  1. нет таких
  2. 2-З человека
  3. 5-б человек
  4. 8-10 человек
  5. 15-20 человек
  6. больше 20 человек
  1. Как ты думаешь, почему может возникнуть желание попробовать наркотик?
  1. это поднимает авторитет в глазах других ребят
  2. это интересно - посмотреть, как изменится настроение?
  3. это поможет досадить родителям
  4. неудобно отказываться, когда все пробуют
  5. это дает ощущение самостоятельности и независимости
  6. позволяет расслабиться
  7. если жизнь становится безразличной
  8. связано с жизненными обстоятельствами
  9. если нет смысла жизни
  10. когда тебе некуда пойти
  11. когда человек испытывает сильную боль
  12. избавиться от проблемы
  13. словить кайф
  14. когда нечего делать
  15. помогает, когда плохо на душе
  16. по глупости
  17. модно
  18. изменить на время действительность
  19. от одиночества
  20. заглушить боль и обиду
  21. достигнуть состояния творчества
  22. затрудвяюсь ответить
  1. Если человек употребляет наркотики, то это:
  1. замечательно, так как наркотики дают ощущение полного кайфа
  2. нормально, так как иногда можно позволить себе расслабиться подобным образом
  3. ненормально, так как за этим следует зависимость от наркотиков
  4. очень плохо, так как этого человека ждет полная деградация личности
  5. глупо
  6. опасно, так как вскоре приведет к смерти
  7. вредит здоровью
  8. отразится на потомстве
  9. это не человек
  10. это может толкнуть на преступление
  11. затрудняюсь ответить
  1. довелось тебе хотя бы раз попробовать наркотик?
  1. да
  2. нет
  1. Если ты попробовал наркотик, то какой?
  1. Канабиоды конопли:
  • анаша
  • ганжебас
  • план
  • марихуана
  • шмаль
  • рушник
  • драп
  1. Опиаты:
  • опий
  • ханка
  • тарен
  1. Медицинские препараты:
  • реланиум
  • фенозепам
  • димедрол
  • солутан
  • тозепам
  • нозепам
  • другой препарат(указать)
  1. Кокаин
  2. Химические вещества
  • клей «Момент»
  1. Если бы ты захотел ради интереса на спор достать наркотик, сколько бы времени тебе понадобилось для этого?
  1. 10-15 минут
  2. полчаса-час
  3. около 2-3 часов
  4. полдня
  5. сутки
  6. несколько дней
  7. неделя и больше
  1. Знаешь ли ты, где можно пройти курс лечения от наркотической зависимости?
  1. да
  2. нет
  1. Твой пол:
  1. мужской
  2. женский
  1. Твой возраст:
  1. 12 лет
  2. 13 лет
  3. 14 лет
  4. 15 лет
  5. 16 лет
  6. 17 лет
  1. Кто из родителей живет в твоей семье?
  1. и папа и мама
  2. только папа
  3. только мама
  4. нет родителей
  1. Как бы ты оценил материальное положение своей семьи?
  1. живем в достатке
  2. не шикуем, но и не бедствуем
  3. еле-еле сводим концы с концами
  4. живем за чертой бедности
  5. затрудняюсь ответить
  1. Образование твоих родителей:
  1. незаконченное среднее
  2. среднее, средне-специальное
  3. незаконченное высшее, высшее
  1. Профессия твой матери:
  1. рабочая
  2. служащая производственной сферы
  3. служащая государственных органов
  4. инженерно-технический работник
  5. руководитель предприятия, учреждения
  6. медицинский работник
  7. педагог
  8. предприниматель
  9. безработная
  10. работник сферы обслуживания
  11. творческая интеллигенция
  12. домохозяйка
  13. пенсионер
  1. Профессия твоего отца:
  1. рабочий
  2. служащий производственной сферы
  3. служащий государственных органов
  4. инженерно-технический работник
  5. руководитель предприятия, учреждения
  6. медицинский работник
  7. педагог
  8. предприниматель
  9. безработный
  10. работник сферы обслуживания
  11. творческая интеллигенция
  12. пенсионер

Анкета для подростков о выяснении отношения к курению

Анкета для подростков и молодежи 

  Ниже приводятся некоторые утверждения, которые обычно высказывают молодые люди по поводу курения. Внимательно прочитайте их. Не спешите с ответами, будьте искренними. Помните, что в анкете нет «правильных» или «неправильных» ответов. Вы отмечаете свое мнение. 

                Обведите кружочком цифру, обозначающую степень Вашего согласия с каждым из утверждений. 

№ п\п 

  

  

Утверждения

Полностью согласен

Скорее согласен

Затрудняюсь ответить

Скорее не согласен

Полностью не согласен

1.

Не курить – это «круто»

1

2

3

4

5

2.

* курение успокаивает нервы

1

2

3

4

5

3.

Курение делает людей менее активными и менее энергичными

1

2

3

4

5

4.

Курение – это напрасная трата денег

1

2

3

4

5

5.

Курение – это слишком дорогая привычка

1

2

3

4

5

6.

* Курение способствует похудению

1

2

3

4

5

7.

* Курение – это интересное времяпрепровождение

1

2

3

4

5

8.

Курение – это опасно для здоровья

1

2

3

4

5

9.

* В курении есть особый шик

1

2

3

4

5

10.

Курение – это напрасная трата времени

1

2

3

4

5

11.

* Курение – это круто

1

2

3

4

5

12.

* курение делает подростков более интересными

1

2

3

4

5

13.

У курильщиков зубы становятся желтыми

1

2

3

4

5

14.

*Курение дает возможность собраться с мыслями

1

2

3

4

5

15.

*Курение – это  приятные ощущения

1

2

3

4

5

16.

От курильщиков плохо пахнет

1

2

3

4

5

17.

Курение – это для неудачников

1

2

3

4

5

18.

* Курение позволяет людям  чувствовать себя более комфортно среди других людей

1

2

3

4

5

19.

* Курение повышает собственную значимость в глазах других

1

2

3

4

5

20.

Курение ухудшает показатели в спорте

1

2

3

4

5

21.

Курить  – это глупо

1

2

3

4

5

22.

*Курение позволяет скоротать время ожидания

1

2

3

4

5

23.

*Курение повышает авторитет среди товарищей

1

2

3

4

5

24.

Курение ухудшает внимание и память

1

2

3

4

5

25.

Курить – это неинтересно

1

2

3

4

5

26.

Курение препятствует достижениям в жизни

1

2

3

4

5

27.

* Курение – это символ преуспевания в делах и жизни

1

2

3

4

5

28.

* Курить – это модно и современно

1

2

3

4

5

29.

* Мне нравится реклама курения

1

2

3

4

5

30.

Курить – это не для меня

1

2

3

4

5

31.

Если родители не курят, то и нечего начинать

1

2

3

4

5

32.

Мне нравятся рекламные ролики и щиты против курения

1

2

3

4

5

33.

*Курят многие люди и с их здоровьем ничего не происходит

1

2

3

4

5

34.

* Если родители курят, то и мне можно начать курить

1

2

3

4

5

35.

* Я уже взрослый и могу попробовать курить

1

2

3

4

5

36.

От табака становишься зависимым и несвободным

1

2

3

4

5

37.

* Я бы значительно возвысился  в глазах сверстников, если бы начал курить

1

2

3

4

5

38.

Лучше никогда не пробовать курить

1

2

3

4

5

39.

* Я не стану по-настоящему взрослым, если не отведаю вкус табака

1

2

3

4

5

40.

Я выглядел (а) бы довольно смешным(ой), если бы закурил (а) только ради того, чтобы произвести впечатление на сверстников (сверстниц)

1

2

3

4

5

Подсчет результатов: утверждения со * подсчитываются в обратном порядке – цифра 1 означает 5 баллов, цифра 2 – 4 балла и т.д. Все результаты суммируются.

Результат до 90 баллов – нет предрасположенности к курению, сам процесс курения не одобряется.

От 91 – 120 баллов – нейтральное отношение к курению, возможно приобщение к нему при случае.

 От 121 и выше – положительное отношение к курению, возможно, подросток уже приобщился к нему.

 


Анкета «Выявления отношения подростков к алкоголю»

Анкета строго анонимна, поэтому просим быть искренним и правдивым. Подчеркни или впиши свой ответ на наши вопросы. На один вопрос можно дать несколько ответов.

1. Пол_________ Возраст_____________ Класс_____________

     

2.  Твое отношение к учебе:

  • доволен;
  • недоволен;
  • равнодушен;
  • учусь без увлечения;
  • добросовестно;
  • затрудняюсь ответить

3. Твои увлечения:

  • люблю музыку (джаз, народную, симфоническую, рок-н-ролл);
  • играю на инструментах;
  • занимаюсь спортом;
  • читаю книги;
  • увлекаюсь техникой;
  • люблю посещать театр, концертные залы, стадионы, дискотеки, рестораны, кафе, бар).

   

4. В каком возрасте ты впервые попробовал(а) спиртные напитки?

  • Пиво ____лет;
  • вино ____лет;
  • шампанское ____лет;
  • водка ____лет.

5. С кем, в какой компании, обстановке (подчеркни)?

  • Дома;
  • на улице;
  • в подъезде;
  • в подвале;
  • в парке;
  • в кафе, баре.

     

6. Как часто тебе приходится выпивать?

  • Не пью совсем;
  • 1-10 раз в год;
  • 1-2 раза в месяц;
  • 2-4 раза в месяц;
  • почти ежедневно

7. В каких случаях, по-твоему, можно и нужно употреблять спиртные напитки (подчеркни)?

  • Никогда;
  • ни при каких обстоятельствах;
  • по праздникам;
  • при встрече с друзьями;
  • при плохом настроении;
  • для улучшения аппетита;
  • от простуды;
  • после бани.

8. Что тебе приходится выпивать (подчеркни)?

  • Пиво;
  • шампанское;
  • сухое вино;
  • самогон;
  • крепленое вино;
  • коньяк;
  • водку.

9. Сколько спиртного ты можешь выпить за один раз?

  • Пива _________;
  • вина _________;
  • шампанского _________;
  • водки _________;
  • коньяка_________.

10. Употребляют ли спиртные напитки (подчеркни)?

  • Отец;
  • мать;
  • брат;
  • сестра.

11.Как ты считаешь (подчеркни)?

  • Лучше совсем не пить;
  • пить культурно и умеренно.

12. Что такое алкоголь (подчеркни)?

  • Пищевой продукт;
  • лекарство;
  • наркотик;
  • яд;
  • свой вариант___________________________________________________________;

13. В чем ты видишь причину алкоголизма молодежи?

  • Доступность спиртного;
  • отсутствие знаний о вреде алкоголя;
  • отрицательный пример взрослых;
  • свободная продажа спиртного;
  • свой вариант___________________________________________________________.

14. Как ты считаешь, почему продают спиртные напитки?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Какие меры ты считаешь действенными для оздоровления населения от алкогольной зависимости? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карта «Учёта несовершеннолетнего, не посещающего  учебные занятия по неуважительной причине»

I. Сведения о несовершеннолетнем

  1. Ф.И.О.(полностью)_______________________________________________________
  2. Дата рождения (число, месяц, год)__________________________________________
  3. В каком классе обучается__________________________________________________
  4. В каком классе должен обучаться по возрасту________________________________

Систематически пропускает занятия

Не посещает школу

За отчётный период пропущено суммарно

_____учебных дней,____________ уроков

                                 (указать количество)

С какого времени не обучается ______________________________

       (дата последнего посещения занятий)

(заполняется одна из граф)

     

       6.  Причина не посещения (подчеркнуть или дополнить): трудности в обучении, повторный (ые) курс (ы) обучения, стойкая неуспеваемость, препятствие родителей, жесткое обращение в семье, находится в розыске, склонен к бродяжничеству, конфликт с родителями, одноклассниками, педагогами, переход в новую школу, не желает учиться, хочет (вынужден) работать,______________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

  1. Перечислить в каких школах ранее обучался (№ школы, класс)__________________

_____________________________________________________________________________.

     8. На учёте в КДН (подчеркнуть)несовершеннолетний/семья_______________________

_____________________________________________________________________________.

                                                        (дата постановки)

Основание   постановки на учёт КДН_____________________________________________  

     9.  На учёте в ПДН  ГОВД    __________________________________________________.

                                                                                        (дата постановки)

Основание постановки (подчеркнуть или дополнить): бродяжничество, употребление спиртных напитков, наркотических и психотропных веществ, условно осуждён, антиобщественное поведение, драка,______________________________________________

_____________________________________________________________________________.

     10. Место проживания:

      Адрес  регистрации__________________________________________________________

                                                                   (округ, район, улица, дом, корпус, квартира, телефон)

Адрес фактического проживания_________________________________________________

Адрес последнего проживания (без места жительства)_______________________________

II. Условия проживания ребёнка

  1. Проживает (подчеркнуть или дополнить):

с родителями; с матерью или отцом; с опекуном, попечителем; с отчимом, мачехой; в приёмной семье; с другими членами семьи; с посторонними людьми;_______________

__________________________________________________________________________.

  1. Социально-бытовые условия (подчеркнуть или дополнить):

созданы благоприятные условия для проживания, нет условий для обучения и отдыха (в квартире грязь, нет постельного белья, нет мебели, нет еды, нахождение посторонних лиц в нетрезвом состоянии), квартира или её часть сдаётся в наём;______

__________________________________________________________________________.

              III. Социальный статус семьи (подчеркнуть или дополнить):

малообеспеченная,  многодетная, находящаяся в социальном опасном положении, полная неполная, в разводе, мать-одиночка, вдова/вдовец, вторичный брак матери/отца, беженцы, вынужденные  переселенцы, _____________________________

__________________________________________________________________________.

                 IV. Статус родителей (подчеркнуть или дополнить):

инвалиды (мать, отец), ограничены в правах (мать, отец), лишены родительских прав (мать, отец), безработные (мать, отец), ________________________________________.

                   V. Образ жизни родителей (подчеркнуть или дополнить):

злоупотребляют спиртные напитками (мать, отец), наркотическими веществами (мать, отец); ведут антиобщественный образ жизни (мать, отец); уклоняются от воспитания детей (мать, отец); жестоко обращаются с детьми; состоят на учёте в ГОВД (мать, отец), состоят  на учёте в КДН (мать, отец); находятся в местах лишения свободны (мать, отец, другие члены семьи); не справляются с воспитанием, ведут замкнутый образ жизни, ухаживают за больными родителями, детьми-инвалидами; много времени уделяют работе (мать, отец); заботятся о ребёнке (мать, отец);_____________________

__________________________________________________________________________.

VI. Количество детей в семье

1. Количество детей до 18 лет_________________________________________________

                                                                              (указать годы рождения)

  1. В каких учреждениях обучаются или воспитываются __________________________

                                                                                                             (указать номера учреждений)

Меры, принятые школой по состоянию  на 25 число текущего месяца

(обращения школы в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, в органы внутренних дел, органы здравоохранения, управление образования, органы социальной защиты населения, прокуратуру).

Обращение школы (название организации, дата, исходящий номер)

Ответ

(дата, исходящий номер)

Краткое изложение о принятых мерах той организацией, в которую обратилась школа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психологической работы с детьми группы риска «ТВОЙ ВЫБОР»

Программа направлена на формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих  совершению правонарушений и преступлений сре...

Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами

Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами, детьми отставшими без попечения родителей социальным педагогом школы...

Программа «SOS» (социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершенно-летних, работа с детьми «группа риска», противодействию употребления ПАВ)

Программа «SOS» (социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работа с детьми «группа риска», противодействию употребления ПАВ)...

Программа работы с детьми группы риска

Как организовать работу с данной категорией  детей....

Программа работы с детьми "группы риска"

Тематическое планирование и разработки занятий для детей "группы риска"...

Программа работы с детьми группы риска

В данной программе представлен методический материал по формированию "группы риска", показаны оснавные направления работы специалистов. Думаю работа будет полезна не только начинающим специалистам, но...

Программа работы с детьми "группы риска"

Программа работы с детьми "группы риска"...