Программа работы с детьми "группы риска"
рабочая программа

Программа работы с детьми "группы риска"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_raboty_s_detmi_gruppy_riska_.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области

« Колушкинская специальная школа-интернат»

«Утверждаю».

Директор:_________/Л.Г. Землянская/

Приказ №_____ от «___»________2018г.

                                                                                                                                                                                                                                   

Программа работы

педагога-психолога  

с детьми «группы риска»

 «Станем ближе»

Пояснительная записка

1.Актуальность и концептуальные идеи программы.

  1.  

Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать,  демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и  психотропных средств.

Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога, родителей, работников ПДН.

Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с этой группой детей является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.

Проблемы:

1. Ухудшение социального положения семей в школе.

2. Высокий процент неблагополучных семей, мало занимающихся

    проблемами воспитания и развития детей.

3. Невысокий уровень общей культуры детей «группы риска» в микросоциуме

    школы.

4. Отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка.

5. Высокий уровень подавления и насилия.

6. Хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.

7. Сохранения физического, психического и духовного здоровья учащихся

    фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития

    личности.

8. Защиты прав и интересов ребёнка из неблагополучной семьи, оказания

     комплексной помощи.

   2. Цель программы

1. Адаптация обучающихся школы-интерната асоциального поведения в социуме.

2. Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у

    них навыков организации здорового образа жизни посредством развития

    здоровьесберегающей среды в школе-интернат, сохранения семейных ценностей по  формированию здорового образа жизни.

3. Формирование личностных нравственных качеств у обучающихся.

4. Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для

    развития ребёнка, соблюдение прав.

3.Задачи программы

  1. Осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных

    явлений в подростковой среде, типа семейного воспитания, установок

    родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в

    целом.

  1. Информационно-просветительская работа с целью профилактики

    асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений, нарушений в

    семейном воспитании и по пропаганде здорового образа жизни.

  1. Осуществление комплексной коррекционной работы с детьми и

     подростками, с семьёй в целях восстановления здоровых взаимоотношений

     между членами и коррекцией имеющихся отношений в семейном

     воспитании, формирование семейных ценностей.

  1. Формирование у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и

    внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и

    здоровом образе жизни,  мотивации на сохранение своего здоровья и

    здоровья окружающих людей.

  1. Осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического

    мониторинга состояния здоровья детей «группы риска», создание

    информационного банка данных.

  1. Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе

    принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.

  1. Обеспечение мотивации:
  • учителей к освоению здоровьесберегающих технологий в учебно-

               воспитательном процессе;

  • родителей на совместную деятельность по вопросам формирования

              здорового образа жизни детей через систему просветительной

              работы).

  1. Развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и

    окружающим.

  1. Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению

    активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный

    выбор форм поведения.

10. Прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный

      статус, выполнять определенную роль в коллективе.

11. Пробудить и прививать интерес и способности к творчеству, его

      прикладным видам, научить организации творческих контактов.

12. Оптимизировать положительный опыт, нивелировать, опыт девиантного

      поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.

4. Отличительные особенности программы

1.Тесное взаимодействие с семьёй.

2.Сотворчество педагогов и детей.

3.Развитие детской инициативы.

4.Способность педагогов к неформальному общению.

5.Создание у ребёнка ситуации успеха в решении вопросов физического и

   нравственного совершенствования.

6.Формирование у детей «группы риска» потребности в здоровом образе

   жизни.

7.Совместное участие в мероприятиях детей, педагогов и родителей.

       5. Возраст детей, участвующих в реализации программы

      Программа рассчитана для работы с детьми и подростками с отклонением в     поведении 10 - 16 лет. Курс рассчитан на 34 занятия, по 1 часу в неделю.

6. Сроки реализации

Программа рассчитана на 1 год.

7. Планируемые результаты и способы их оценки

 1.Выявление основных причин появления детей «группы риска».

 2.Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.

 3.Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей «группы риска».

  4.Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.

   5.Снижение количества детей асоциального поведения и неблагополучных семей.

   6.Формирование у обучающихся представлений об общечеловеческих ценностях.

        

Тематическое планирование

Мероприятия

Кол-во часов

1

Диагностические мероприятия: анкетирование, тестирование, опрос.

Изучение причин социальной дезадаптации детей, условий жизни и поведенческих тенденций, сбор банка данных.

1 ч.

2

Занятие «Начало пути». Знакомство с учениками, установление контакта освоение нового социального статуса

1 ч.

3

Исследование адаптации к школе

1 ч.

4

Занятие «Я ученик». Формирование положительной мотивации к обучению в школе

1 ч.

5

Цветовой тест М.Люшера

1 ч.

6

Исследование здоровья детей «группы риска» с помощью анкетирования

1 ч.

7

Занятие «Учимся общаться»

1 ч.

8

Проведение диагностики «Социометрия»

1 ч.

9

Классные часы:   «Толерантность и мы», «ЗОЖ – что это значит?»

1 ч.

10

Тренинг: «Навыки общения».

1 ч.

11

Волонтёрское движение.

Работа ученического самоуправления «Школьный город»:

- проверка сменной обуви;

- контроль за чистотой рук в столовой;

- контроль за курильщиками на территории школы;

- проведение профилактических бесед с детьми «группы риска».

Темы:

  1. Когда сигарета не нужна.
  2. Береги здоровье смолоду.
  3. Не кури.
  4. Табак и верзилу сведёт в могилу.
  5. Наше здоровье в наших руках.
  6. Суд над вредными привычками.
  7. Компьютер- враг или друг.

ежедневно

в течение года

12

Игры:

  1. Интеллектуально-познавательная игра «Я и мой мир»
  2. Правовая игра «Мой взгляд»
  3. Игра «Школа безопасности»

3 ч.

13

Круглый стол: «От безответственности до преступления

один шаг», « Ты и твои права»

2 ч.

14

Игра «Добро и доброта. Добрый ли ты?» Формирование правильно оценивать себя и других

1 ч.

15

Проведение «Дня здоровья». Привлечение к участию детей «группы риска»

2 ч.

16

Акция: «Нет вредным привычкам!»

2 ч.

17

Дискуссии: «Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?», «Прекрасное и безобразное в нашей жизни»,  «Как найти свое место в жизни?»

1 ч.

18

Проведение классных часов и бесед с родителями по вопросам сохранения здоровья

2 ч.

19

Занятие для детей и родителей «Я вижу...» Устанавливаем доверительные отношения между взрослым и ребёнком

1 ч.

20

Профилактические беседы о вреде наркотиков, алкоголя, никотина. Демонстрация фильмов.

1 ч.

21

Спортивно-оздоровительные мероприятия:

-привлечение к участию в спортивных соревнованиях,

-кружках и секциях.

2 ч.

22

Тренинг для обучающихся «Учимся понимать друг друга»

1 ч.

23

Родительские лектории: «Уют и комфорт в вашем доме», «Учим ли мы наших детей любить?», «Нравственные законы жизни», «Взаимодействие людей друг с другом», «Мальчики и девочки. Почему они разные?»

2 ч.

24

Тренинг «Обзывалки» Снимаем вербальную агрессию в приемлемой форме

1 ч.

25

Занятие «Маленькое приведение» Учимся выплёскивать свой гнев в приемлемой форме

1 ч.

26

Занятие «Мой мир» Познаём себя, внутренний контроль

1 ч.

27

Проведение семейных праздников: «Наши семейные традиции»

1 ч.

Итого: 34 часа

Список литературы

  1. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.- Санкт- Петербург, 2007

2. Галичкина О.В. система работы администрации школы по профилактике

    наркомании.- Волгоград, «Учитель», 2006

3. Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам6все о наркомании.- Ростов-на-Дону,

    «Феникс», 2005

4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер.

    М., 2007

5. Лепешева Е. Методика диагностики типа школьной мотивации у

    старшеклассников/школьный психолог, №9, 2007

6. Понамарева Е.А. Коллекция педагогического инструментария \ Методист,

    №6, 2007. с.47 — 48

7. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения.-

    М.,«Вако», 2004

8. Соколова Н. Подходы к определению «социально-педагогическая

    поддержка // Социальная педагогика  №5,2009

    9. Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи.- Волгоград, «Учитель», 2005

   10. Шевердин С.Н. У опасной черты. Как уберечь детей от алкоголя – М.,1997

   11.Шишковец Т.А. Справочник социального педагога.- М., 2005

   12. Я выбираю профессию (информационное издание), «Янтарная летопись»,

         2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа работы классного руководителя с детьми "группы риска"

В последнее время о трудных школьниках, о детях «группы риска», пишется и говорится немало. Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов... - тех, кто слаб...

Программа работы с детьми группы риска

Как организовать работу с данной категорией  детей....

Индивидуальная программа работы с учащимися группы риска.

Цель программы: развитие личности, способствование личностному росту и максимальное использование своего потенциала в жизни и профессиональной детальности.Задачи:- развитие умений и потребностей в поз...

Программа работы с детьми "группы риска"

Тематическое планирование и разработки занятий для детей "группы риска"...

Программа работы с детьми группы риска

В данной программе представлен методический материал по формированию "группы риска", показаны оснавные направления работы специалистов. Думаю работа будет полезна не только начинающим специалистам, но...

Программа работы с воспитанниками группы риска

Средь множества пытливых глазПопробуй заслужить признанье.Ребенок - главный среди насВсегда он требует вниманья.Сумей всех лаской обаять,Встречая каждый день улыбкой.И много знать, и не солгать,Не сов...