Программа работы с детьми "группы риска"
рабочая программа
Программа работы с детьми "группы риска"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_detmi_gruppy_riska_.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области
« Колушкинская специальная школа-интернат»
«Утверждаю».
Директор:_________/Л.Г. Землянская/
Приказ №_____ от «___»________2018г.
Программа работы
педагога-психолога
с детьми «группы риска»
«Станем ближе»
Пояснительная записка
1.Актуальность и концептуальные идеи программы.
Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных средств.
Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога, родителей, работников ПДН.
Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с этой группой детей является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.
Проблемы:
1. Ухудшение социального положения семей в школе.
2. Высокий процент неблагополучных семей, мало занимающихся
проблемами воспитания и развития детей.
3. Невысокий уровень общей культуры детей «группы риска» в микросоциуме
школы.
4. Отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка.
5. Высокий уровень подавления и насилия.
6. Хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.
7. Сохранения физического, психического и духовного здоровья учащихся
фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития
личности.
8. Защиты прав и интересов ребёнка из неблагополучной семьи, оказания
комплексной помощи.
2. Цель программы
1. Адаптация обучающихся школы-интерната асоциального поведения в социуме.
2. Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у
них навыков организации здорового образа жизни посредством развития
здоровьесберегающей среды в школе-интернат, сохранения семейных ценностей по формированию здорового образа жизни.
3. Формирование личностных нравственных качеств у обучающихся.
4. Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для
развития ребёнка, соблюдение прав.
3.Задачи программы
- Осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных
явлений в подростковой среде, типа семейного воспитания, установок
родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в
целом.
- Информационно-просветительская работа с целью профилактики
асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений, нарушений в
семейном воспитании и по пропаганде здорового образа жизни.
- Осуществление комплексной коррекционной работы с детьми и
подростками, с семьёй в целях восстановления здоровых взаимоотношений
между членами и коррекцией имеющихся отношений в семейном
воспитании, формирование семейных ценностей.
- Формирование у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и
внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и
здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и
здоровья окружающих людей.
- Осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического
мониторинга состояния здоровья детей «группы риска», создание
информационного банка данных.
- Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе
принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
- Обеспечение мотивации:
- учителей к освоению здоровьесберегающих технологий в учебно-
воспитательном процессе;
- родителей на совместную деятельность по вопросам формирования
здорового образа жизни детей через систему просветительной
работы).
- Развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и
окружающим.
- Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению
активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный
выбор форм поведения.
10. Прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный
статус, выполнять определенную роль в коллективе.
11. Пробудить и прививать интерес и способности к творчеству, его
прикладным видам, научить организации творческих контактов.
12. Оптимизировать положительный опыт, нивелировать, опыт девиантного
поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.
4. Отличительные особенности программы
1.Тесное взаимодействие с семьёй.
2.Сотворчество педагогов и детей.
3.Развитие детской инициативы.
4.Способность педагогов к неформальному общению.
5.Создание у ребёнка ситуации успеха в решении вопросов физического и
нравственного совершенствования.
6.Формирование у детей «группы риска» потребности в здоровом образе
жизни.
7.Совместное участие в мероприятиях детей, педагогов и родителей.
5. Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа рассчитана для работы с детьми и подростками с отклонением в поведении 10 - 16 лет. Курс рассчитан на 34 занятия, по 1 часу в неделю.
6. Сроки реализации
Программа рассчитана на 1 год.
7. Планируемые результаты и способы их оценки
1.Выявление основных причин появления детей «группы риска».
2.Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.
3.Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей «группы риска».
4.Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.
5.Снижение количества детей асоциального поведения и неблагополучных семей.
6.Формирование у обучающихся представлений об общечеловеческих ценностях.
Тематическое планирование
№ | Мероприятия | Кол-во часов |
1 | Диагностические мероприятия: анкетирование, тестирование, опрос. Изучение причин социальной дезадаптации детей, условий жизни и поведенческих тенденций, сбор банка данных. | 1 ч. |
2 | Занятие «Начало пути». Знакомство с учениками, установление контакта освоение нового социального статуса | 1 ч. |
3 | Исследование адаптации к школе | 1 ч. |
4 | Занятие «Я ученик». Формирование положительной мотивации к обучению в школе | 1 ч. |
5 | Цветовой тест М.Люшера | 1 ч. |
6 | Исследование здоровья детей «группы риска» с помощью анкетирования | 1 ч. |
7 | Занятие «Учимся общаться» | 1 ч. |
8 | Проведение диагностики «Социометрия» | 1 ч. |
9 | Классные часы: «Толерантность и мы», «ЗОЖ – что это значит?» | 1 ч. |
10 | Тренинг: «Навыки общения». | 1 ч. |
11 | Волонтёрское движение. Работа ученического самоуправления «Школьный город»: - проверка сменной обуви; - контроль за чистотой рук в столовой; - контроль за курильщиками на территории школы; - проведение профилактических бесед с детьми «группы риска». Темы:
| ежедневно в течение года |
12 | Игры:
| 3 ч. |
13 | Круглый стол: «От безответственности до преступления один шаг», « Ты и твои права» | 2 ч. |
14 | Игра «Добро и доброта. Добрый ли ты?» Формирование правильно оценивать себя и других | 1 ч. |
15 | Проведение «Дня здоровья». Привлечение к участию детей «группы риска» | 2 ч. |
16 | Акция: «Нет вредным привычкам!» | 2 ч. |
17 | Дискуссии: «Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?», «Прекрасное и безобразное в нашей жизни», «Как найти свое место в жизни?» | 1 ч. |
18 | Проведение классных часов и бесед с родителями по вопросам сохранения здоровья | 2 ч. |
19 | Занятие для детей и родителей «Я вижу...» Устанавливаем доверительные отношения между взрослым и ребёнком | 1 ч. |
20 | Профилактические беседы о вреде наркотиков, алкоголя, никотина. Демонстрация фильмов. | 1 ч. |
21 | Спортивно-оздоровительные мероприятия: -привлечение к участию в спортивных соревнованиях, -кружках и секциях. | 2 ч. |
22 | Тренинг для обучающихся «Учимся понимать друг друга» | 1 ч. |
23 | Родительские лектории: «Уют и комфорт в вашем доме», «Учим ли мы наших детей любить?», «Нравственные законы жизни», «Взаимодействие людей друг с другом», «Мальчики и девочки. Почему они разные?» | 2 ч. |
24 | Тренинг «Обзывалки» Снимаем вербальную агрессию в приемлемой форме | 1 ч. |
25 | Занятие «Маленькое приведение» Учимся выплёскивать свой гнев в приемлемой форме | 1 ч. |
26 | Занятие «Мой мир» Познаём себя, внутренний контроль | 1 ч. |
27 | Проведение семейных праздников: «Наши семейные традиции» | 1 ч. |
Итого: 34 часа |
Список литературы
- Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.- Санкт- Петербург, 2007
2. Галичкина О.В. система работы администрации школы по профилактике
наркомании.- Волгоград, «Учитель», 2006
3. Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам6все о наркомании.- Ростов-на-Дону,
«Феникс», 2005
4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер.
М., 2007
5. Лепешева Е. Методика диагностики типа школьной мотивации у
старшеклассников/школьный психолог, №9, 2007
6. Понамарева Е.А. Коллекция педагогического инструментария \ Методист,
№6, 2007. с.47 — 48
7. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения.-
М.,«Вако», 2004
8. Соколова Н. Подходы к определению «социально-педагогическая
поддержка // Социальная педагогика №5,2009
9. Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи.- Волгоград, «Учитель», 2005
10. Шевердин С.Н. У опасной черты. Как уберечь детей от алкоголя – М.,1997
11.Шишковец Т.А. Справочник социального педагога.- М., 2005
12. Я выбираю профессию (информационное издание), «Янтарная летопись»,
2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа работы классного руководителя с детьми "группы риска"
В последнее время о трудных школьниках, о детях «группы риска», пишется и говорится немало. Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов... - тех, кто слаб...
Программа работы с детьми группы риска
Как организовать работу с данной категорией детей....
Индивидуальная программа работы с учащимися группы риска.
Цель программы: развитие личности, способствование личностному росту и максимальное использование своего потенциала в жизни и профессиональной детальности.Задачи:- развитие умений и потребностей в поз...
Программа работы с детьми "группы риска"
Тематическое планирование и разработки занятий для детей "группы риска"...
Программа работы с детьми группы риска
В данной программе представлен методический материал по формированию "группы риска", показаны оснавные направления работы специалистов. Думаю работа будет полезна не только начинающим специалистам, но...
Программа работы с воспитанниками группы риска
Средь множества пытливых глазПопробуй заслужить признанье.Ребенок - главный среди насВсегда он требует вниманья.Сумей всех лаской обаять,Встречая каждый день улыбкой.И много знать, и не солгать,Не сов...