ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОВЗ
статья на тему
В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить нравственные и культурно-исторические традиции отечественного образования и воспитания.На школу возлагается огромная роль в решении проблем духовно-нравственного воспитания, развития у детей высоких моральных качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formir._osnov.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Громова Ольга Борисовна,
учитель,
муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 4 (VIII вида) г. Мончегорск
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОВЗ
«В воспитании ребёнка важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни, предметом собственных стремлений и личного счастья».
И. В. Свадковский
Современное общество выдвигает новый идеал современного человека – это человек деятельный и компетентный. Конечно, деятельность и компетентность зависит от знаний, но кроме «академических» знаний важны «жизненные знания», и особенно они нужны людям с ОВЗ. На школу возлагается огромная роль в решении проблем духовно-нравственного воспитания, развития у детей высоких моральных качеств. Как верно заметил В.В. Путин «Разрушение традиционных для России духовных, нравственных ценностей и идеалов явилось одной их причин, приведших к нарастанию в России духовно-нравственного кризиса». В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить нравственные и культурно-исторические традиции отечественного образования и воспитания. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника, выработкой нравственных ценностей и норм поведения.
Особенно актуален этот процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как именно они находятся в наиболее сложных социальных условиях и нуждаются в воспитании таких личностных качеств, которые помогли бы им сформировать устойчивую жизненную позицию, занять равноправное место в обществе, жить яркой полноценной духовной жизнью. Духовно-нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. Актуальность определяется следующими факторами:
- противоречием между потребностями общества в одухотворенной личности и отсутствием системы, программы духовного развития школьника;
- потребностью общества в переводе общественного сознания на общечеловеческие ценности как одного из условий духовно-нравственного оздоровления человека.
В связи с этим необходимо создавать условия, в которых ребенок с ограниченными возможностями мог бы чувствовать себя полноправным членом общества, участвовать в культурной, экономической и политической жизни страны. Бесспорна необходимость возрождения духовности для формирования нравственной личности.
На сохранение нравственной компоненты в воспитании подрастающего поколения ориентируют положения «Нашей Новой Школы». Постепенное внедрение ФГОСов второго поколения предполагает также более основательное включение, параллельно процессу освоения содержания образования, процесса освоения содержания социализации. Тем более что в законе РФ «Об образовании» категория «образование» определена именно как «воспитание и обучение». При этом воспитание играет главную роль.
Дети с ограниченными возможностями здоровья в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому дети с ОВЗ по неразумению либо по неустойчивости нравственных понятий из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия. Нравственное воспитание в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Педагог может добиться того, чтобы убеждения обучающихся, воспитанников, несмотря на некоторую, неизбежную на первых порах, ограниченность, соответствовали по содержанию основным нормам морали.
В своей работе мы ставим перед собой задачи:
воспитывать:
- уважительное отношение друг к другу, демонстрируя положительные примеры прошлого и современности, реальные взаимоотношения людей;
- чувства ответственности за сохранение нравственных отношений в коллективе, в семье;
- сознательную дисциплину и культуру поведения, ответственность и исполнительность;
- понимание Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями;
- негативное отношение к вредным привычкам;
- чувство прекрасного, художественных способностей, эстетических вкусов, идеалов;
- чувство патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства;
- понимание взаимосвязей между человеком, обществом, природой;
- гуманистическое отношение к людям.
формировать:
- духовно-нравственные ориентиры;
- гражданское отношение к себе;
- потребность самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств;
- гражданское отношение к Отечеству;
- верность духовным традициям России;
- общественную активность, сознательное отношение к народному достоянию, уважение к национальным традициям;
- общественную активность, сознательное отношение к народному достоянию, уважение к национальным традициям;
- сознательное отношение к учебе, развитие познавательной активности, готовность школьников к сознательному выбору профессии;
- осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- эстетическое отношение обучающихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
создавать:
- ситуации практического применения духовно- нравственных категорий в реальной ситуации;
- условия для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья обучающихся;
развивать:
- значение понятий «истинное» и «ложное», научить отвечать за последствия своих поступков, принимать верные решения;
- представления о семейных ценностях;
а также:
- пропагандировать здоровый образ жизни;
- дать обучающимся возможность проявить свои нравственно - духовные ценности на практике;
- создать условия для нравственного самовоспитания обучающихся, воспитанников;
- приобщать детей к духовной культуре, отечественным традициям.
Духовно-нравственное воспитание является важным средством формирования у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром.
Для решения этой проблемы можно и нужно использовать технологию гуманно-личностного и проблемного обучения, которая включает в себя педагогику сотрудничества и личностный подход к обучающемуся, технологию развития критического мышления, что будет способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств. Основу каждого занятия составляет диалог педагога и ученика, цель которого не просто дать детям какие–то знания, а подтолкнуть их к размышлению, к формированию своей позиции. Именно диалог является такой формой мышления, которая учит делать выбор, работать с ценностями.
Формированию духовно-нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека. Если учитель не в силах изменить экономические и политические причины кризиса, то он может показать своими воспитанникам, что добро и справедливость, честь и благородство во все времена почитались всеми народами мира. А зло не перестает быть злом, даже если оно временно торжествует. Учитель способен убедить детей, что истинное призвание человека – радость творческого труда, сострадание ближнему, справедливое решение возникающих проблем, жизнь по совести. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.
Нет в саду цветов негодных,
Некрасивых, неприродных,
Хуже трав или плодов –
Нет в саду таких цветов!
Нет в саду цветов-лентяев.
У заботливых хозяев
Нет неряшек, лежебок,
Грубый не найти цветок.
Нет болтливых и беспечных,
Хитрых, жадных, бессердечных,
Сорванцов и драчунов –
Нет в саду таких цветов!
Жизни сад благоухает,
Красотою восхищает,
Если в нем живут труды,
Если много доброты,
Если знание растет
И любви чудесный плод.
С незапамятных времен
В мире царствует закон:
«Что посеешь – то пожнёшь».
Ты каким цветком растёшь?
(Т.И. Чечина)
Главной задачей школы является формирование духовности и нравственности школьника через мировоззренческо-культурологический подход к процессу обучения и воспитания.
Главное назначение педагога – быть источником нравственного влияния. Задачей же его является воспитать ребенка таким, чтобы совершение нравственных поступков стало бы его постоянной чертой характера. Воспитанник, решающий нравственную проблему и принимающий решение, умеет выражать свои взгляды, убеждения, делать выводы, благодаря чему приобретает навыки принимать и в жизни правильные собственные решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в рамках внеклассных занятий»
В данном материале расссматривается работа воспитателя по формированию нравственных качеств личности у воспитанников....
« Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в рамках внеклассных занятий»
Материал из опыта работы воспитателя по формированию нравственных качеств воспитанников....
Сообщение на тему: Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время
Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить духовно- нравственному воспитанию важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога являе...
Сообщение :Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время
Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить духовно- нравственному воспитанию важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога являе...
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Главной задачей духовно-нравственного воспитания является перевод выработанных в общественной культуре духoвно-нравственных ценнoстей и вытекающих из них принципов поведения в систему внутренних требо...
«Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающегося в учебно-воспитательном процессе»
Целью духовно-нравственного воспитания должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития. Эти цели конкретизируются в следующих задачах. 1. Воспитание цель...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта тренера -преподавателя Гуляева Сергея Васильевича по теме «Формирование духовно-нравственных ценностей у воспитанников ДЮСШ в процессе спортивной подготовки»
В последнее время наблюдается тенденция к повышению социального статуса к духовно-нравственному воспитанию молодежи в системе дополнительного образования, что находит отражение в нормативно-правовых д...