ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОВЗ
статья на тему

Громова Ольга Борисовна

В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить нравственные и культурно-исторические традиции отечественного образования и воспитания.На школу возлагается огромная роль в решении проблем духовно-нравственного воспитания, развития у детей высоких моральных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formir._osnov.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Громова Ольга Борисовна,

учитель,

муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 4 (VIII вида) г. Мончегорск

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОВЗ

«В воспитании ребёнка важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни, предметом собственных стремлений и личного счастья».

И. В. Свадковский

     Современное общество выдвигает новый идеал современного человека – это человек деятельный и компетентный. Конечно, деятельность и компетентность зависит от знаний, но кроме «академических» знаний важны «жизненные знания», и особенно они нужны людям с ОВЗ. На школу возлагается огромная роль в решении проблем духовно-нравственного воспитания, развития у детей высоких моральных качеств. Как верно заметил В.В. Путин «Разрушение традиционных для России духовных, нравственных ценностей и идеалов явилось одной их причин, приведших к нарастанию в России духовно-нравственного кризиса».  В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить нравственные и культурно-исторические традиции отечественного образования и воспитания. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника, выработкой нравственных ценностей и норм поведения.

     Особенно актуален этот процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как именно они находятся в наиболее сложных социальных условиях и нуждаются в воспитании таких личностных качеств, которые помогли бы им сформировать устойчивую жизненную позицию, занять равноправное место в обществе, жить яркой полноценной духовной жизнью. Духовно-нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. Актуальность определяется следующими факторами:

  1. противоречием между потребностями общества в одухотворенной личности и отсутствием системы, программы духовного развития школьника;
  2. потребностью общества в переводе общественного сознания на общечеловеческие ценности как одного из условий духовно-нравственного оздоровления человека.

     В связи с этим необходимо создавать условия, в которых ребенок с ограниченными возможностями мог бы чувствовать себя полноправным членом общества, участвовать в культурной, экономической и политической жизни страны. Бесспорна необходимость возрождения духовности для формирования нравственной личности.

     На сохранение нравственной компоненты в воспитании подрастающего поколения ориентируют положения «Нашей Новой Школы». Постепенное внедрение ФГОСов второго поколения предполагает также более основательное включение, параллельно процессу освоения содержания образования, процесса освоения содержания социализации. Тем более что в законе РФ «Об образовании» категория «образование» определена именно как «воспитание и обучение». При этом воспитание играет главную роль.

    Дети с ограниченными возможностями здоровья в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому дети с ОВЗ по неразумению либо по неустойчивости нравственных понятий из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия. Нравственное воспитание в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Педагог может добиться того, чтобы убеждения обучающихся, воспитанников, несмотря на некоторую, неизбежную на первых порах, ограниченность, соответствовали по содержанию основным нормам морали.

     В своей работе мы ставим перед собой задачи:

воспитывать:

  1. уважительное отношение друг к другу, демонстрируя положительные примеры прошлого и современности, реальные взаимоотношения людей;
  2. чувства ответственности за сохранение нравственных отношений в коллективе, в семье;
  3. сознательную дисциплину и культуру поведения, ответственность и исполнительность;
  4. понимание Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями;
  5. негативное отношение к вредным привычкам;
  6. чувство прекрасного, художественных способностей, эстетических вкусов, идеалов;
  7. чувство патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства;
  8. понимание взаимосвязей между человеком, обществом, природой;
  9. гуманистическое отношение к людям.

формировать:

  1. духовно-нравственные ориентиры;
  2. гражданское отношение к себе;
  3. потребность самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств;
  4. гражданское отношение к Отечеству;
  5. верность духовным традициям России;
  6. общественную активность, сознательное отношение к народному достоянию, уважение к национальным традициям;
  7. общественную активность, сознательное отношение к народному достоянию, уважение к национальным традициям;
  8. сознательное отношение к учебе, развитие познавательной активности, готовность школьников к сознательному выбору профессии;
  9. осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
  10. эстетическое отношение обучающихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

создавать:

  1. ситуации практического применения духовно- нравственных категорий в реальной ситуации;
  2. условия для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья обучающихся;

развивать:

  1. значение понятий «истинное» и «ложное», научить отвечать за последствия своих поступков, принимать верные решения;
  2. представления о семейных ценностях;

а также:

  1. пропагандировать здоровый образ жизни;
  2. дать обучающимся возможность проявить свои нравственно - духовные ценности на практике;
  3. создать условия для нравственного самовоспитания обучающихся, воспитанников;
  4. приобщать детей к духовной культуре, отечественным традициям.

     Духовно-нравственное воспитание является важным средством формирования у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром.

Для решения этой проблемы можно и нужно использовать технологию гуманно-личностного и проблемного обучения, которая включает в себя педагогику сотрудничества и личностный подход к обучающемуся, технологию развития критического мышления, что будет способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств. Основу каждого занятия составляет диалог педагога и ученика, цель которого не просто дать детям какие–то знания, а подтолкнуть их к размышлению, к формированию своей позиции. Именно диалог является такой формой мышления, которая учит делать выбор, работать с ценностями.

     Формированию духовно-нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека. Если учитель не в силах изменить экономические и политические причины кризиса, то он может показать своими воспитанникам, что добро и справедливость, честь и благородство во все времена почитались всеми народами мира. А зло не перестает быть злом, даже если оно временно торжествует. Учитель способен убедить детей, что истинное призвание человека – радость творческого труда, сострадание ближнему, справедливое решение возникающих проблем, жизнь по совести. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.  

Нет в саду цветов негодных,

Некрасивых, неприродных,

Хуже трав или плодов –

Нет в саду таких цветов!

 

Нет в саду цветов-лентяев.

У заботливых хозяев

Нет неряшек, лежебок,

Грубый не найти цветок.

 

Нет болтливых и беспечных,

Хитрых, жадных, бессердечных,

Сорванцов и драчунов –

Нет в саду таких цветов!

 

Жизни сад благоухает,

Красотою восхищает,

Если в нем живут труды,

Если много доброты,

Если знание растет

И любви чудесный плод.

 

С незапамятных времен

В мире царствует закон:

«Что посеешь – то пожнёшь».

Ты каким цветком растёшь?

(Т.И. Чечина)

     Главной задачей школы является формирование духовности и нравственности школьника через мировоззренческо-культурологический подход к процессу обучения и воспитания.

     Главное назначение педагога – быть источником нравственного влияния. Задачей же его является воспитать ребенка таким, чтобы совершение нравственных поступков стало бы его постоянной чертой характера. Воспитанник, решающий нравственную проблему и принимающий решение, умеет выражать свои взгляды, убеждения, делать выводы, благодаря чему приобретает навыки принимать и в жизни правильные собственные решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в рамках внеклассных занятий»

В данном материале расссматривается работа воспитателя по формированию нравственных качеств личности у воспитанников....

« Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в рамках внеклассных занятий»

Материал из опыта работы воспитателя по формированию нравственных качеств воспитанников....

Сообщение на тему: Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время

Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить духовно- нравственному воспитанию  важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога являе...

Сообщение :Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время

Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить духовно- нравственному воспитанию  важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога являе...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Главной задачей духовно-нравственного воспитания является перевод выработанных в общественной культуре духoвно-нравственных ценнoстей и вытекающих из них принципов поведения в систему внутренних требо...

«Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающегося в учебно-воспитательном процессе»

Целью духовно-нравственного воспитания должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития. Эти цели конкретизируются в следующих задачах. 1. Воспитание цель...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта тренера -преподавателя Гуляева Сергея Васильевича по теме «Формирование духовно-нравственных ценностей у воспитанников ДЮСШ в процессе спортивной подготовки»

В последнее время наблюдается тенденция к повышению социального статуса к духовно-нравственному воспитанию молодежи в системе дополнительного образования, что находит отражение в нормативно-правовых д...