Программа психкоррекционных курсов
материал
программа психохоррекционных курсов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)
УТВЕРЖДЕНА
приказом № 157 от 28.08.2024 года
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»
(СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ)
для обучающихся 10б- 12б класса
срок реализации: 1 год
Педагог-психолог:
Безрукова О.А.
г. Нефтеюганск – 2024
Оглавление
№ | Название раздела | Стр. |
1 | Пояснительная записка | 3 |
1.1 | Психолого – педагогическая характеристика обучающихся | 4 |
1.2 | Планируемые результаты освоения коррекционного курса | 6 |
1.3 | Создание образовательной среды | 7 |
2 | Содержательный раздел | 8 |
2.1 | Содержание коррекционного курса | 8 |
2.2 | Календарно – тематическое планирование | 11 |
1.Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие" составлена на основании Адаптированной основной общеобразовательной программа (Вариант 2) КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Нормативное обеспечение программы включает:
Нормативное обеспечение программы включает:
-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
-Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Данная программа направлена на психокоррекционную помощь по развитию сенсорных процессов, является необходимой основой для обучения обучающихся с умеренной умственной отсталостью.
Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная психолого - педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК)
Цель: создание оптимальных условий познания обучающимся каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков, дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития обучающегося и более эффективной социализации его в обществе.
Задачи:
∙ обогащать чувственный познавательный опыт на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи;
∙ развивать на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности;
∙ корригировать недостатки познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
∙ развитие пространственно-временных ориентировок;
∙ совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
∙ исправление недостатков моторики, совершенствование зрительнодвигательной координации;
∙ развитие точности и целенаправленности движений и действий.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» рассчитана на 2 часа в неделю.
1.2.Психолого – педагогическая характеристика обучающихся
Данная программа рассчитана на обучающихся с умеренной умственной отсталостью 10б-12б классов. Количество обучающихся – 13 человек.
Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта обучающихся, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У обучающихся с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Обучающиеся с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
У обучающихся с умеренной умственной отсталостью снижен темп восприятия, сужен его объем, недостаточна точность различных видов восприятия: зрительного, слухового, тактильно двигательного, снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Таким обучающимся нужно больше времени для приёма и переработки зрительного, слухового и прочих впечатлений. Особенно ярко это проявляется в сложных условиях.
Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью требуется большее количество практических проб и премирований при решении наглядно-практических задач они затрудняются в обследовании предмета. Ошибки в распознании предметов при осязании зачастую обусловлены асинхронностью и несогласованностью движений рук, импульсивностью, поспешностью и недостаточной сосредоточенностью всей деятельности.
Кроме того, у многих с проблемами в развитии отмечается скованность, недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики. Слабое различение мышечных ощущений (кинестетические ощущения) приводит к плохой координации. Такие дети отличаются пониженной работоспособностью, быстро устают.
Программа курса коррекционных занятий «Сенсорное развитие» необходима для создания оптимальных условий познания обучающегося каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков и для правильного формирования многогранного полифункционального представления об окружающей действительности, способствующая оптимизации психического расстройства ребенка и более эффективной социализации его в общении.
Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих умственно отсталым детям недостатков сенсорного развития и формирования у них относительно сложных видов психической деятельности.
Программа предусматривает развитие и воспитание обучающихся на занятии через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность и т.д. в процессе преимущественно коллективной деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чувства, способствует овладению различными способами управления собственным поведением.
По результатам психолого-педагогической диагностики и анализа работы за 2024-202 учебный год ППк определены индивидуальные образовательные траектории на текущий учебный год (см. Таблица 1).
Коррекционные задачи для обучающихся 10б-12б классов на 2024-2025 учебный год
Таблица 1
Ф.И обучающегося | Задачи | |
Малышкин Даниил | Сформировать умение различать окружающие предметы, части тела, объекты природы посредством развития навыков глобального чтения. Сформировать учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего, на взрослого, на задание). | |
Езеев Богдан | Сформировать умение различать окружающие предметы, части тела, объекты природы посредством развития навыков глобального чтения. Сформировать умение удерживать простую инструкцию и выполнять задание до конца с направляющей помощью учителя. | |
Толстогузов Григорий | Сформировать умение выполнять двухступенчатую словесную инструкцию. Сформировать умение действовать совместно с другими. | |
Мамаев Расим | Сформировать умение самостоятельно определять последовательность операций. Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки в соответствии с общепринятыми правилами и нормами поведения. | |
Миляев Артем | Сформировать умение выполнять действия в соответствии с заданием. Сформировать умение кооперироваться и сотрудничать при выполнении учебных задач. | |
Нуриев Хасай | Сформировать умение различать окружающие предметы, части тела, объекты природы посредством развития навыков глобального чтения. Сформировать умение избегать конфликтных ситуаций со сверстниками. | |
Чижиков Роман | Сформировать умение выполнять задание от начала до конца с незначительной стимуляцией педагога. Сформировать умение пользоваться речевыми формами взаимодействия для разрешения конфликта. | |
Хайрутдинов Руслан | Сформировать умение самостоятельно выполнять задания от начала до конца. Сформировать умение избегать конфликтных ситуаций со сверстниками. | |
Жданова Анна | Сформировать максимальную самостоятельность при выполнении навыков самообслуживания. Выполнять действия в соответствии с заданием. | |
Злобин Никита | Сформировать навыки самообслуживания (соединение элементов одежды способом завязывания). Формировать умение понимать и принимать пошаговую инструкцию педагога. | |
Семин Семен | Выполнять простую инструкцию учителя. Сформировать умение удерживать инструкцию и доводить начатое дело до конца. | |
Шкварченко Максим | Сформировать навыки звукопроизношения в сочетании с жестами: использование жестов, взглядов, шумовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей. | |
Ковзик Вера | Сформировать развитие коммуникативных навыков (общение со взрослыми, максимальную самостоятельность при выполнении навыков самообслуживания. |
1.2.Планируемые результаты освоения коррекционного курса.
Освоение обучающимися с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР коррекционного курса «Сенсорное развитие» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты: | |
Минимальные: | Достаточные: |
обучению, труду предметному рукотворному миру;
взаимодействия с взрослыми и сверстниками
взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности. |
самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
взаимодействия
конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками
|
Предметные результаты: | |
Минимальные: | Достаточные: |
нескольких слов
помощью педагога
инструкции педагога (совместно, по подражанию).
предметы и их изображения по признаку - соответствия знакомым сенсорным эталонам.
соленый и т.д.). |
выполнять действия по инструкции педагога (по словесной инструкции).
материалы по назначению с помощью педагога
спектральных цветах.
|
Таблица 2
1.3. Создание образовательной среды
Программа учитывает индивидуальные образовательные потребности обучающихся, предполагает создание условий проведения коррекционной работы с учетом нозологии ребенка (см. Таблицу 3).
Таблица 3
№ | Нозологии | Формы, методы и приемы работы с обучающимися |
1 | Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР |
-обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное); - наблюдения за предметами и явлениями окружающего; - рассматривание предметных и сюжетных картин. |
2. Содержательный раздел
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Обучающийся учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
- Содержание коррекционного курса
Таблица 4
№ | Раздел | Содержание |
1 | Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий | |
2 | Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков | Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, кольцеброс, игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по трёхзвенной инструкции педагога. Развитие моторики руки. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застёгивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике «объёмной» и «рваной» аппликации. |
3 | Тактильно- двигательное восприятие | Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие – жёсткие, мелкие – крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, |
| пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2-3 предложенных. Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой. Развитие осязания (теплое- холодное), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Дифференцировка ощущений чувства тяжести от трех предметов (тяжелее- легче-самый легкий); взвешивание на ладони; определение веса на глаз. | |
4 | Кинестетическое и кинетическое развитие | Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы…). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений – имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру…), инсценирование. |
5 | Восприятие формы, величины, цвета | Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3-4 предметов. Сравнение двух объёмных геометрических фигур – круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4-5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5-6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4-5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали). |
6
| Развитие зрительного восприятия | Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (две картинки). Сравнение трёх предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. |
7 | Восприятие особых свойств предметов (развитие, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) | Развитие осязания (теплее – холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Дифференцировка ощущений чувства тяжести от трёх предметов (тяжелее – легче – самый лёгкий); взвешивание на ладони; определение веса на глаз. |
8 | Развитие слухового восприятия | Определение направления звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма. |
9 | Восприятие пространства | Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Понятия: выше – ниже, левее – правее, рядом и др. Вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога. |
10 | Восприятие времени | Определение времени по часам. Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год). Длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 секунда). Времена года, их закономерная смена. |
11 | Социально- эмоциональное развитие | Развивать умение определять эмоциональное состояние человека по мимике и жестам, по словесному описанию; Познакомить со способами управления и регуляции настроения. Способствовать формированию у учащихся умения высказывать свою личную просьбу; умения принять чужую просьбу или деликатно отказать. Развивать способности адекватного реагирования в конфликтной ситуации, знакомить со способами взаимодействия в группе. |
12 | Динамический контроль в конце учебного года |
2.2. Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема | кол-во часов | Дата | |
I четверть | ||||
1 | Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов. | 4 | ||
2 | Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога («Попади в цель», «Зеркало», «Тир», игры с мячом, игры с резинкой) | 2 | ||
3 | Формирование чувства равновесия («Дорожка следов», повороты, стойка на одной ноге) | 1 | ||
4 | Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления и т.п.) | 1 | ||
5 | Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика («Гнездо», «Замок», «Фонарики», «Флажок», «Очки», «Бинокль») | 1 | ||
6 | Развитие мелкой моторики пальцев рук. Играем со шнуровками («Чудо-пуговица», «Ботиночки») | 1 | ||
7 | Играем с мелкими предметами (колечко «су-джок», мячик-ёжик, счетные палочки, мелкая мозаика) | 2 | ||
8 | Играем с предметами («Прикрепи прищепки», «Подбери крышку», «Перебираем крупу») | 1 | ||
9 | Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин) | 1 | ||
10 | Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, липучек, крючков на одежде. | 1 | ||
11 | Кинестетическое и кинетическое развитие. | 1 | ||
12 | Сравнение предметов по длине, ширине, высоте. | 1 | ||
13 | Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, бумага, вода и др.), различными по температуре, фактуре, вязкости. | 1 | ||
II четверть | ||||
1 | Различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность и др.) | 1 | ||
2 | Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется». | 1 | ||
3 | Выразительность движений. Имитация повадок зверей. | 1 | ||
4 | Развитие зрительного восприятия. | 1 | ||
5 | Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него. | 1 | ||
6 | Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед, назад). | 1 | ||
7 | Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. | 1 | ||
8 | Узнавание и различение цвета объекта. | 1 | ||
9 | Развитие слухового восприятия | 1 | ||
10 | Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии. | 1 | ||
11 | Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. | 1 | ||
12 | Различение речевых и неречевых звуков. Дидактическая игра «Зоопарк». | 1 | ||
13 | Нахождение объектов, одинаковых по звучанию. | 1 | ||
14 | Ориентировка на собственном теле («Наше тело», «Какая сторона?») | 1 | ||
III четверть | ||||
1 | Движение в заданном направлении в пространстве («Где находится…», «Куда едет машина?») | 1 | ||
2 | Ориентировка в помещении. Определение расположения предметов в помещении | 1 | ||
3 | Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на последнем месте и т.п.) | 1 | ||
4 | Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона) | 2 | ||
5 | Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур. | 1 | ||
6 | Расположение предметов на листе бумаги («Фишка», «Рисунок») | 1 | ||
7 | Сутки. Части суток. Упражнения на графической модели «Сутки» | 1 | ||
8 | Последовательность событий (смена времени суток) | 1 | ||
9 | Понятия «сегодня», «завтра», «вчера» | 1 | ||
10 | Неделя. Семь суток. Порядок дней недели (упражнение в стихах) | 1 | ||
11 | Дидактическая игра «Веселая неделя» | 1 | ||
12 | Восприятие формы, величины и цвета. | 1 | ||
13 | Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур ("Поймай игрушку", "Спрячь игрушку", "Найди окошко", "Что катится, а что нет"). | 1 | ||
14 | Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом («Посмотри вокруг») | 1 | ||
15 | Группировка предметов и их изображений по форме. | 1 | ||
16 | Дидактическая игра «Подбери похожие…» | 1 | ||
17 | Работа с геометрическим конструктором («Собери дом») | 1 | ||
18 | Дидактическая игра «Какой фигуры не стало». | 1 | ||
19 | Различение предметов по величине («Спрячь шарик», пирамидка, матрешки) | 1 | ||
IV четверть | ||||
1 | Сравнение двух предметов по высоте и длине | 1 | ||
2 | Сравнение двух предметов по ширине и толщине | 1 | ||
3 | Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу | 1 | ||
4 | Дидактическая игра «Назови цвет предмета» | 1 | ||
5 | Различение и обозначение основных цветов («Раскрась фигуры», «Нарисуй сам») | 1 | ||
6 | Рисуем пальчиковыми красками. | 1 | ||
7 | Составление целого из частей на разрезном наглядном материале («Составь картинку») | 1 | ||
8 | Восприятие запаха и вкуса. | 1 | ||
9 | Адекватная реакция на запахи. Различение объектов по запаху. | 1 | ||
10 | Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). | 1 | ||
11 | Узнавание продукта по вкусу. | 1 | ||
12 | Различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый). | 1 | ||
13 | Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов. | 4 |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)
УТВЕРЖДЕНА
приказом № 157 от 28.08.2024 года
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»
(РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ)
для обучающихся 10а-12а классов
срок реализации: 1 год
Педагог-психолог:
Безрукова О.А.
г. Нефтеюганск – 2024
Оглавление
№ | Название раздела | Стр. |
1 | Пояснительная записка | |
1.1 | Психолого – педагогическая характеристика обучающихся | |
1.2 | Планируемые результаты освоения коррекционного курса | |
1.3 | Создание образовательной среды | |
2 | Содержательный раздел | |
2.1 | Содержание коррекционного курса | |
2.2 | Календарно – тематическое планирование |
1.Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" составлена на основании Адаптированной основной общеобразовательной программы (Вариант 1) КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Нормативное обеспечение программы включает:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Программа направлена на реализацию средствами коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» основных задач коррекционно – развивающей области учебного плана:
- формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;
- гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля;
- развитие способности к эмпатии, сопереживанию, формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей коррекционного курса:
• развитие внимания, памяти, мышления, пространственных представлений, речи;
• оснащение коммуникативными навыками и обучение способам выражения эмоций (тревога, агрессия, положительные эмоции и др.);
• формирование образа «Я», навыков самопознания;
• формирование положительных межличностных взаимоотношений между детьми, на основе которых каждый ребенок смог бы успешно социализироваться;
• мотивация подростков на обращение к своему внутреннему миру, на анализ собственных поступков;
• развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям.
коррекцию моторной деятельности
Занятия проводятся по утвержденному расписанию. Продолжительность одного занятия составляет 20 минут. 2 занятия в неделю – 34 учебные недели.
При организации коррекционно – развивающей работы значительное внимание уделяется психологическим особенностям возрастных групп, индивидуальности детей, своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционно – развивающая работа осуществляется по принципу дифференцированного и индивидуального подхода с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК). В разных классах могут быть использованы одни и те же методики и упражнения, но при этом меняется уровень их сложности.
- Психолого – педагогическая характеристика обучающихся
Обучающиеся с легкой умственной отсталостью
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельностью. В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Из всех видов мышления у обучающихся в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.
Относительно сохранной оказывается чувственная ступень познания - ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных процессах сказывается дефицитарность: неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в окружающей среде.
Недостатки памяти проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала.
Особенности познавательной деятельности проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения.
Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) свойственна недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.
Для детей с легкой умственной отсталостью характерна моторная неловкость, двигательная расторможенность, медленное формирование двигательных навыков. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий с точной координацией мелких движений пальцев рук. Это негативно сказывается на овладении письмом и трудовыми операциями.
Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.
Волевая сфера характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований, у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, в особенности произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью.
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают формирование некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование социально зрелых отношений со сверстниками и взрослыми. При этом специфическими особенностями межличностных отношений является: высокая конфликтность, сопровождаемая неадекватными поведенческими реакциями; слабая мотивированность на установление межличностных контактов .
1.2 Планируемые результаты освоения коррекционного курса.
В соответствии с задачами ПМПК, ППк определены коррекционно развивающие маршруты обучающихся на 2024-2025 учебный год (см. таблица 1)
Таблица 1
Ф.И обучающегося | Задачи |
8а класс | |
Болдырев Арсений | Образовательная задача. Удерживать инструкцию и выполнять задание до конца самостоятельно. Коррекционно – воспитательная задача: сформировать способность адекватно оценивать свои возможности и силы. Коррекционно – развивающая задача: сформировать способность выстраивать алгоритм действий для решения практических задач. |
Брюхачев Богдан | Образовательная задача: Развивать навык смыслового чтения на основе пересказа по наводящим вопросам. Коррекционно – воспитательная задача сформировать умение адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. Коррекционно – развивающая задача: сформировать готовность осуществлять самоконтроль в процессе деятельности |
Брюхачев Михаил | Образовательная задача: Развивать навык смыслового чтения на основе пересказа по наводящим вопросам. Коррекционно – воспитательная задача: Сформировать умение адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. Коррекционно – развивающая задача: Сформировать готовность осуществлять самоконтроль в процессе деятельности. |
Ганжабаев Ахмед | Образовательная задача: Развивать навык смыслового чтения на основе пересказа по наводящим вопросам. Коррекционно – воспитательная задача: Сформировать умение адекватно реагировать на критику старших. Коррекционно – развивающая задача: Сформировать готовность осуществлять самоконтроль в процессе деятельности |
Колесникова Ксения | Образовательная задача: Удерживать инструкцию и выполнять задания до конца самостоятельно. Коррекционно – воспитательная задача. Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Коррекционно – развивающая задача: Коррекция умения удерживать цель деятельности до получения ее результата. |
Пискулин Александр | Образовательная задача: Выполнять задания по аналогиям самостоятельно с применением стимулов. Коррекционно-воспитательная задача: Способность адекватно оценивать свои возможности и силы Коррекционно-развивающая задача Сформировать готовность осуществлять самоконтроль в процессе деятельности |
Унжаков Кирилл | Образовательная задача: Самостоятельно составлять пересказ прочитанного. Коррекционно-воспитательная задача: Способность адекватно оценивать свои возможности и силы Коррекционно-развивающая задача: Сформировать готовность осуществлять самоконтроль в процессе деятельности. |
Фролов Матвей | Образовательная задача на: Составлять рассказ по сюжетной картине. Коррекционно-воспитательная задача: Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях. Коррекционно-развивающая задача Сформировать готовность осуществлять самоконтроль в процессе деятельности. |
Чудинов Дима | Образовательная задача: Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Коррекционно-воспитательная задача: Сформировать способность адекватно оценивать свои возможности и силы. Коррекционно-развивающая задача: Сформировать готовность осуществлять самоконтроль в процессе деятельности |
Яхьяев Раджаб | Образовательная задача: Развивать навык смыслового чтения на основе пересказа по наводящим вопросам. Коррекционно-воспитательная задача: Сформировать умение адекватно реагировать на критику старших. Коррекционно-развивающая задача: Выполнять задания по аналогии самостоятельно. |
Цибискин Аркадий | Образовательная задача: Сформировать умение понимать и принимать пошаговую инструкцию педагога. Коррекционно-воспитательная задача: Сформировать умение работать в малых группах Коррекционно-развивающая задача: Сформировать умение удерживать инструкцию учителя и доводить начатое дело до конца. |
Ожидаемые результаты на конец учебного года
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этими требованиями к результатам освоения коррекционного курса представляют собой описание возможных ожидаемых результатов данной категории обучающихся (см. таблица 2)
Таблица 2
Название раздела | Личностные результаты |
Развитие эмоционально –личностной сферы, развитие мотивации межличностных отношений | - Развитие доверительных отношение друг к другу, умение выслушивать ответы других, не перебивая ни кого. - Развитие представления обучающихся о различных эмоциональных состояниях. - Умение осознавать отношения к себе, собственной внешности, своим особенностям и способностям, собственной неповторимости. - Гармонизация пихоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему "Я". - Повышение уверенности в себе. - Развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. - Развитие умения принимать настроение других людей. - Развитие чувства принадлежности к группе. - Развитие умения соотносить инструкцию педагога с личными действиями. - Умение управлять своими эмоциями в ходе совместной деятельности. - Развитие уверенности в себе. - Осознание своих сил. - Развитие представлений об индивидуальности. - Повышение уровня личностной самооценки обучающихся. -обучение распознавать эмоциональные проявления людей по различным признакам (мимике, интонации и пр.); -формирование понятий о разделении эмоций на положительные и отрицательные. -обучение распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки); -развитие рефлексии собственных чувств; -обучение открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т. д.); -учить реагировать на имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр.), препятствующие его полноценному личностному развитию; -развитие представлений о соотношении внутреннего состояния человека и его внешнего выражения. |
Развитие продуктивных видов взаимодействия с окружающими | Развитие навыков социального поведения. - Повышение социального статуса обучающегося в коллективе. -развитие коммуникативных навыков, приемов конструктивного взаимодействия с окружающими; -формирование умения соблюдать правила коммуникации; -развитие умения слушать и понимать других; -формирование конструктивных способов реагирования в конфликтной ситуации; -повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности. |
Развитие коммуникативной сферы и социальной интеграции | -Развитие умения проявлять эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им - Развитие сознательной ориентации обучающихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности. - Развитие умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения. - Развитие умение строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации. -развитие коммуникативных навыков, приемов конструктивного взаимодействия с окружающими; -формирование умения соблюдать правила коммуникации; -развитие умения слушать и понимать других; -формирование у детей конструктивных способов реагирования в конфликтной ситуации; -повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности. |
Развитие сенсорных процессов | -формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств; -формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов); -исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации; -формирование точности и целенаправленности движений и действий; -формирование пространственно-временных ориентировок; -развитие слухоголосовых координаций; -совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности. |
Развитие познавательных процессов | - Развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения). - Формирование учебной мотивации. - Активизация мыслительной деятельности. - Умение устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий. - Умение сравнивать и классифицировать по заданным критериям. |
Минимальный уровень
- определять эмоциональное состояние другого человека, распознавать и выражать свои эмоции;
- управлять своим поведением в зависимости от эмоционального состояния;
- смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление
к приобретению знаний).
- анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;
- уметь отстаивать свое мнение.
- признавать собственные ошибки;
- строить логическое рассуждение;
- анализировать правила, действовать в соответствии с заданными правилами;
- самостоятельно выполнять задания;
- работать самостоятельно, в парах, в группах;
- контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;
- сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;
Достаточный уровень
- контролировать свои чувства и эмоции в отношении других людей;
- оценивать себя, свою деятельность, своевременно корректировать их;
- прогнозировать последствия своих поступков, определять и формулировать цели в совместной, коллективной работе учиться высказывать своё предположение хода работы с различными источниками информации;
- находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок. фото);
- анализировать, делать выводы в результате самостоятельной и совместной работы в группе;
- моделировать различные ситуации, устанавливать причинно-следственные связи;
- усваивать разные способы запоминания информации;
- позитивно проявлять себя в общении;
- слушать собеседника, договариваться с ним и приходить к общему приемлемому решению;
- овладевать способами конструктивного разрешения конфликтов;
- развивать потребность в общении и со сверстниками, и со взрослыми людьми.
- включаться в групповую работу: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
- использовать критерии для обоснования своего суждения;
- адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;
- эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество;
- чувство единства, умение действовать согласованно;
- готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний.
- выполнять предложенные мелкомоторные действия с предметами;
- адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов.
- определять время по часам.
1.3. Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Основной задачей в области реализации права на образование детей с интеллектуальными нарушениями является создание образовательной среды с учетом их психофизических возможностей (см. таблица 3)
Таблица 3
№ п.п | Нозологии | Формы, методы и приемы работы с обучающимися |
1 | Обучающиеся с легкой умственной отсталостью | - Метод наглядности - Метод стимулирования двигательной активности (создание ситуации успеха). - Метод практических упражнений (многократное повторение изучаемых движений - Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях. Практические методы и приемы обучения: - целенаправленные действия. - многократное повторение практических и умственных действий. Наглядные методы: - обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное). - наблюдения за предметами и явлениями окружающего; - рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий. |
2.Содержательный раздел
- Содержание коррекционного курса (см. таблица 4)
Таблица 4
10-12 класс
№ п/п | Раздел | Формы организации коррекционного курса | Коррекционно – развивающая работа |
1 | Диагностика | Индиви дуальная | |
2 | Развитие сенсорных процессов Тактильно- двигательное восприятие Развитие зрительного восприятия Развитие слухового восприятия Кинестетическое и кинетическое развитие Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств; Восприятия формы, величины и цвета Восприятие пространства Восприятие времени | Групповая | Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т. д.). -Нахождение на ощупь одинаковые контуры предметов из предложенных. -Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной. -Игры с мелкой мозаикой. -Определение веса различных предметов на глаз. -Измерение веса разных предметов на весах. -Определение на ощупь объемных предметов с разными свойствами. Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние). -Игры с мозаикой. -Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. -Определение изменений в предъявленном ряду картинок, предметов. -Нахождение различий у сходных сюжетных картинок. -Различение наложенных изображений предметов. -Запоминание предметов и воспроизведение их в исходной последовательности. -Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных изображений. -Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Запоминание предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. -Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сюжетные картинки). -Выделение нереальных элементов нелепых картинок -Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. -Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. -Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. -Формирование чувства ритма. Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов -Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). -Различение мелодии по характеру. -Подражание звукам окружающей среды. -Различение по голосу знакомых людей. -Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела; -Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего, имитация движений и поз . -Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. -Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров и т. д.). -Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов -Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Развитие осязания, определение контрастных температур разных предметов. -Восприятие чувства тяжести от разных предметов, словесное обозначение барических ощущений, определение веса на глаз. - Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. -Контрастные ароматы (резкий — мягкий, свежий — испорченный). -Определение различных свойств веществ (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость). -Измерение объема сыпучих тел с помощью условной меры. -Развитие дифференцированных осязательных ощущений, их словесное обозначение. -Измерение температуры с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха). -Дифференцировка вкусовых ощущений -Ароматы (парфюмерные, цветочные и др.). -Измерение веса разных предметов на весах. -Измерение объема жидких тел с помощью условной меры. -Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов, обобщение словом. -Сравнение предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. -Группировка предметов по признакам. -Составление сериационных рядов из трех-четырех предметов по заданному признаку. -Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. -Конструирование сложных форм предметов с использованием объемных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6—8 элементов. -Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке. -Узнавание целого по одному фрагменту. -Определение предмета по словесному описанию Ориентировка в помещении; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. -Ориентировка в поле листа. Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. -Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами. -Ориентировка в помещении по инструкции педагога, понятия: выше — ниже, левее — правее, рядом и др.; вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. -Развитие пространственного праксиса. -Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга - по инструкции педагога. - Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. - Расположение и перемещение предметов по инструкции педагога. -Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. -Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчета. -Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. -Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций; предоставление словесного отчета. -Составление простейших схем-планов комнаты. -Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нем предметов. -Определение времени по часам -Длительность различных временных интервалов. -Работа с календарем и моделью календарного года. -Последовательность основных жизненных событий. -Возраст людей. -Использование в речи временной терминологии. |
3 | Развитие моторики, графомотор ных навыков | Групповая | -Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. -Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. -Выполнение целенаправленных действий по трех- и четырехзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности. -Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. -Совершенствование точности мелких движений рук. -Штриховка изображений двумя руками. -Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. -Графический диктант с усложненным заданием. -Вырезание ножницами на глаз изображений предметов. Аппликация. |
4 | Развитие эмоционально –личностной сферы | Групповая | - элементы сказкотерапии; - беседа; - рассказ; - развивающие игры (дидактические игры, подвижные игры); - рисуночные методы; - моделирование и анализ заданных ситуаций; - упражнения, развивающие навыки совместной деятельности и чувство ответственности за принятое решение. |
5 | Развитие познавательной сферы | Групповая | - упражнения, направленные на развитие памяти; - упражнения, направленные на развитие мышления; - упражнения, направленные на развитие воображения - упражнения, направленные на развитие внимания; - упражнения, направленные на развитие восприятия; - развивающие игры (дидактические игры, подвижные игры); - моделирование и анализ заданных ситуаций; |
6 | Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции | Групповая | - Игры и упражнения на расширение представлений о своем внутреннем мире. - Беседы о важности развития коммуникативных навыков. - Игры и упражнения принятие на себя роли говорящего и слушающего. - Проигрывание ситуаций. |
7 | Развитие продуктивных видов взаимодействия с окружающими | Групповая | - Упражнения на повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения, формирование правил и норм поведения в группе, адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях |
8 | Диагностика | Индивидуальная | Диагностика |
Календарно – тематическое планирование занятий
№ п/п | Тема | кол-во часов | Дата |
Диагностика | |||
1-4 | Диагностика на начало года | 4 | |
Развитие эмоционально –личностной сферы | |||
5-6 | Эмоции и чувства. Эмоциональная разрядка. | 2 | |
7-8 | Развитие умения контролировать свои эмоции. Снятие состояния психоэмоционального напряжения. | 2 | |
9 | Упражнения направленные на снятие раздражения, страха (кляксы, нарисуй свой страх) | 1 | |
10 | Работа с красками – снятие эмоционального напряжения, формирование положительно-эмоционального настроя. | 1 | |
11 | Игры на преодоление импульсивности, тренировка навыков саморегуляции через игровые приемы. | 1 | |
12 | Настроение. Как можно поднять настроение? Как справиться с плохим настроением? | 1 | |
13 | Личность и характер | 1 | |
14 | Я умею управлять собой | 1 | |
Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции | |||
15 | Я глазами других. Как мы видим друг друга.Автопортрет. | 1 | |
16 | Твои успехи и трудности | 1 | |
17 | Я – уникальный | 1 | |
18 | Формирование самооценки. Тестирование «Моя самооценка». | 1 | |
19 | Учимся общаться. Барьеры общения. | 1 | |
20 | Коммуникативные игры. Игры на создание успеха. | 1 | |
21 | Понятие «конфликт», отработка умения выхода из конфликтных ситуаций. Мое поведение в трудных ситуациях | 1 | |
22 | Агрессия. Коррекция агрессивности обучающихся. Как стравиться с агрессией. | 1 | |
23-24 | Стресс. Как бороться со стрессом. | 2 | |
Развитие продуктивных видов взаимодействия с окружающими | |||
25 | Чувства и поступки. Отделение чувств от поведения. | 1 | |
26 | Как управлять своим поведением? | ||
27 | Поведение в общественных местах | ||
28 | Какие мысли – такие мы | 1 | |
29 | Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? Почему некоторые привычки бывают вредными | ||
30 | Дружба начинается с улыбки | 1 | |
31 | Урок мудрости (уважение к старшим) | 1 | |
32 | Общение в жизни человека. Межличностное общение в классе | 1 | |
33 | Зачем мне нужна эмпатия? Эмпатия в действии. Формирование эмпатии. | 2 | |
34 | Семья и семейные ценности | 1 | |
Развитие моторики, графомоторных навыков | |||
35 | Развитие крупной моторики. Бросание в цель. | 1 | |
36 | Пальчиковая гимнастика. Мячики су-джок. Развитие мелкой моторики пальцев рук. | 1 | |
37 | Нейрогимнастика. Дорисовывание симметричной половины изображения. | 1 | |
38 | Графический диктант. | 1 | |
39 | Развитие координации движений руки и глаза. .Аппликация. . Работа в технике рваной аппликации. | 1 | |
40 | Развитие координации движений руки и глаза. Оригами. | 1 | |
Развитие сенсорных процессов | |||
Тактильно-двигательное восприятие | |||
41 | Развитие тактильных ощущений. Дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам. | 1 | |
42 | Психогимнастика. Упражнения, направленные на формирование согласованности движений. Игры на движение в заданном направлении в пространстве. | 1 | |
Кинестетическое и кинетическое развитие | |||
43 | Выполнение упражнений на снятие мышечных зажимов и расслабление. | 1 | |
44 | Выразительность движений. Имитация движений | 1 | |
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | |||
45 | Развитие восприятия предмета. Сравнение предметов по форме, величине и цвету. | 1 | |
46 | Узнавание предметов по отдельным элементам и словесному описанию. | 1 | |
Развитие зрительного восприятия | |||
47 | Задания на узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Дорисовывание незаконченных изображений. | 1 | |
48 | Нахождение отличительных и общих признаков на сюжетных картинках. | 1 | |
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, барических ощущений) | |||
49 | Развитие дифференцированных осязательных ощущений, их словесное обозначение. | 1 | |
50 | Формирование представления о температуре. Градусник. | 1 | |
51 | Развитие обоняния. Определение аромата по запаху. | 1 | |
Развитие слухового восприятия | |||
52 | Развитие слухового восприятия. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. | 1 | |
Восприятие пространства | |||
53 | Ориентировка на листе бумаги разного формата. | 1 | |
54 | Развитие ориентировки в пространстве. Расположение предметов в пространстве. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. | 1 | |
Восприятие времени | |||
55 | Определение времени по часам. | 1 | |
56 | Длительность временных интервалов. Объёмность времени. Последовательность основных жизненных событий. | 1 | |
Развитие познавательной сферы | |||
57-58 | Развитие восприятия | 2 | |
59- 60 | Развитие памяти | 2 | |
61-62 | Развитие внимания | 2 | |
63-64 | Развитие мышления | 2 | |
65-66 | Развитие воображения | 2 | |
Диагностика | |||
67-68 | Диагностика на конец года | 2 |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки
Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
УТВЕРЖДАЮ Директор КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» __________________ М.И. Иванова Приказ № ______ от «_____»_________20_____ |
ПРОГРАММА
ИНДИВИДУАЛЬНОГО НАСТАВНИЧЕСТВА
Наставник | Безрукова О.А. | |
Наставляемый | Авзалова Л.Р. | |
Срок реализации программы | 2024 – 2025 учебный год |
г. Нефтеюганск-2024
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Актуальность разработки программы наставничества
Поддержка молодых специалистов, а также вновь прибывших специалистов в конкретное образовательное учреждение – одна из ключевых задач образовательной политики.
Начинающим специалистам необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого специалиста, вновь прибывших специалистов, способствовать развитию личности на основе диагностической информации о динамике роста профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля деятельности. Нужно помочь адаптироваться в новых условиях, ознакомить их с документацией, которую необходимо разрабатывать и вести в образовательном учреждении, а также оказывать методическую помощь в работе.
Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, вновь прибывших специалистов, сформировать у них мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытных педагогов-наставников, которые готовы оказать им теоретическую и практическую помощь на рабочем месте, повысить их профессиональную компетентность.
Настоящая программа призвана помочь в организации деятельности наставников с вновь прибывшим специалистом на уровне образовательной организации КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
1.2 Цель и задачи программы наставничества
Программа наставничества направлена на достижение следующей цели: поддержка нового сотрудника при смене его места работы, повышение профессионального потенциала и уровня.
Задачи:
1. Развивать умение построения и организации результативного учебного процесса.
2. Ориентировать начинающего специалиста на творческое использование педагогического опыта в своей деятельности.
Ожидаемый результат:
1. Усиление уверенности в собственных силах и развитие личного творческого и педагогического потенциала.
2. Повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния специалиста.
3. Рост числа собственных профессиональных работ (статей, исследований, методических практик молодого специалиста и т. д.).
1.4 Срок реализации программы
Данная программа наставничества рассчитана на 1 год. Начало реализации программы наставничества: октябрь 2024 г. по июнь 2025 г.
1.5 Применяемые формы наставничества и технологии
Основной формой наставничества данной программы является «педагог-педагог».
Данная форма предполагает взаимодействие молодого специалиста с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.
Применяемые в программе элементы технологий: традиционная модель наставничества, ситуационное наставничество.
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1 Основные участники программы и их функции
Участниками программы являются наставник и наставляемый.
Для реализации поставленных в программе задач наставник выполняет функцию наставник-консультант - создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного процесса и решением конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем. Контролирует самостоятельную работу молодого специалиста.
2.2. Механизм управления программой
Основное взаимодействие между участниками: «опытный педагог – молодой специалист» классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы.
Основными принципами работы являются:
Обязательность - проведение работы со специалистом, приступившим к работе в учреждении вне зависимости от должности и направления деятельности.
Индивидуальность - выбор форм и видов работы со специалистом, которые определяются требованиями должности, рабочим местом в соответствии с уровнем профессионального развития.
Эффективность - обязательная периодическая оценка результатов адаптации, развития специалиста и соответствия форм работы уровню его потенциала.
3. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
3.1 Организация контроля и оценки
Контролировать и оценивать работу наставляемого, наставника и всей программы в целом будет руководитель МО специалистов.
Оценка будет происходить в качестве текущего контроля и итогового контроля.
Текущий контроль будет происходить 1 раз в полугодие по итогам составленного наставляемым и наставником отчета по форме (Приложение 1), на заседании МО специалистов, как один из рассматриваемых вопросов.
Итоговый контроль будет происходить на педагогическом совете, специально посвященный теме наставничества и на итоговом заседании специалистов на основании таблицы результативности программы наставничества за истекший год, а также рефлексивного самоанализа наставляемого (Приложение 2).
4. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
Ожидаемые результаты. Результатом правильной организации работы наставника будет высокий уровень включенности специалиста в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в образовательной организации. Педагог - наставляемый получит необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации.
Среди оцениваемых результатов:
-повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;
-рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик молодого специалиста.
Содержание мероприятий | Формы и методы | Срок исполнения | Контроль | |
Работа по предмету | Работа с нормативной документацией | |||
1. Изучение ФГОС, рабочих программ по предметам, календарно-тематического планирования, знакомство с УМК. 2. Оказание помощи в разработке поурочных планов, технологических карт урока. 3. Практикум "Триединая цель урока и его конечный результат". | 1.Изучение нормативно – правовой базы школы (должностная инструкция, календарный учебный график, учебный план, план работы школы, документы строгой отчетности). 2. Практическое занятие «Ведение школьной документации». | Консультация, самообразование, совместная деятельность | Октябрь | Контроль ведения учебного плана, контроль качества составления поурочных планов. |
1.Диагностика профессиональных затруднений, диагностика пробелов в теоретических знаниях (анкетирование). 2. Подготовка к урокам, оказание методической помощи. 3. Оказание помощи в выборе методической темы по самообразованию. 4. Оказание помощи в составление отчётности по окончанию четверти. | 1. Изучение документации об организации урочной и внеурочной деятельности. 2. Практикум: «Обучение составлению отчетности по окончанию четверти» 3. Изучение положения о текущем и итоговом контроле за результатами учащихся. | Наставничество, самообразование, посещение уроков | Ноябрь | Контроль качества составления поурочных планов, технологических карт уроков, составления отчётности по окончанию четверти. |
1. Взаимное посещение уроков, анализ деятельности. 2. Практикум «Требования к анализу урока и деятельности тьютора на уроке». | Методика проведения современного урока. | Индивидуальная консультация, взаимная деятельность | Декабрь | Контроль качества составления поурочных планов, технологических карт уроков. |
1. Занятие: «Современный урок и его организация. Использование современных педагогических технологий». 2. Занятие: «Способы контроля успехов учащихся (портфолио). Виды диагностики результатов обученности». 3. Совместная разработка макета портфолио ученика. | Составление отчётности по мониторингам. | Наставничество, самообразование, посещение уроков. | Январь | Контроль качества составления поурочных планов, посещение уроков, внеурочных занятий, внеклассных мероприятий. |
1. Беседа: «Индивидуальный подход в организации учебной деятельности». 2. Практикум «Формы и методы работы на уроке». 3. Оказание помощи в подготовке и проведении уроков в соответствии с требованиями ФГОС. | Методика проведения урока в соответствии с ФГОС. | Привлечение специалистов МО. Совместная работа. Контроль. | Февраль | Проверка выполнения программы. Посещение уроков. Контроль ведения школьной документации. |
1. Занятие «Методы активизации познавательной деятельности учащихся» 2. Оказание помощи в подготовке и проведении уроков в соответствии с требованиями ФГОС. | Изучение документов по ФГОС. | Консультативное занятие. Практическая деятельность. | Март | Посещение уроков. Контроль ведения школьной документации. |
1. Оказание помощи в подготовке и проведении открытого урока. 2. Анализ портфолио наставника. Ознакомление с требованиями и вариантами оформления профессионального портфолио. | Изучение нормативных документов школы по ведению профессионального портфолио. | Консультирование. Совместная деятельность. | Апрель | Посещение уроков. Контроль ведения школьной документации. Контроль ведения портфолио. |
1. Выступление специалиста на МО. Методическая выставка достижений. 2. Внедрение специалистом результатов деятельности по самообразованию в практику своей работы. 3.Анкетирование: Профессиональные затруднения. Анкетирование: Оценка собственного квалификационного. 4. Посещение уроков с целью оказания методической помощи. | Изучение нормативных документов по составлению анализа деятельности педагога. | Практическая помощь. Анкетирование. Посещение уроков. | Май | Посещение уроков. Контроль ведения школьной документации.
|
1. Подведение итогов работы за год. 2. Подготовка характеристики специалиста.
| Отчет о результатах наставнической работы. | Наставничество. | Июнь | Собеседование по итогам года (качество выполнения программы). |
(Приложение 1)
ОТЧЁТНАЯ ФОРМА ПО ИТОГАМ ПОЛУГОДИЯ
1) Мониторинг личностных результатов.
3) Общие сведения.
4) Взаимопосещение уроков и индивидуальная (коррекционная) работа с обучающимися.
5) Достижения обучающихся на конкурсах и олимпиадах.
6) Методические разработки, печатные работы.
7) Участие в различных профессиональных конкурсах, конференциях, методических мероприятиях .
(Приложение 2)
РЕФЛЕКСИВНЫЙ АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ИППР, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
№ | Деятельность педагога по реализации задач своего индивидуального профессионального развития | Дата | Результат |
1 | Освоение и внедрение в практику работы новых современных педагогических и информационных технологий с целью повышения качества обученности. |
| |
2 | Повышение профессионализма через использование обучающих семинаров, курсов повышения квалификации, круглых столов, вебинаров, видеоконференций, мастер-классов. |
| |
3 | Продолжение работы по созданию условий для развития творческого потенциала педагога, включение его в инновационную деятельность. |
| |
4 | Организация целенаправленной работы с обучающимися с учетом их индивидуальных возможностей. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Модифицированная программа факультативного курса «ХОЗЯЮШКА» составлена на основе программы для общеобразовательной школы по технологии под редакцией Хотунова Ю.А., Симоненко В.Д. Курс рассчитан на 17 учебных занятий.
ПРОГРАММА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО КУЛИНАРИИ ...
Рабочая программа учебного курса математики в 8 классе. Программа разработана для преподавания курса математики по учебнику алгебры под редакцией С. А. Теляковского и учебнику геометрии под редакцией Атанасяна Л.С.
Пояснительная записка, содержание курса, тематическое планирование...
Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС
Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...
Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика»
Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика» Л.А. Залоговой. ...