Учебный материал
материал

Дунаева Алена Юрьевна

Уважаемые друзья, здесь вы можете познакомиться с материалами, которые я использовала в своей работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Современное общество и его развитие на современном этапе»

Цель:

  • Продолжить формирование теоретических знаний о современном этапе развития общества;
  • Развивать у учащихся умение давать оценку главных процессов глобализация и создание информационного общества;
  • Конкретизировать теоретические представления о роли политики в глобальном мире (развитие информационного общества).

Задачи:

  • Развивать умения анализировать социальную информацию, составлять сложный план, выполнять познавательные задания;
  • Использовать возможности ИКТ-технологий в создании интерактивного познавательного процесса
  • Воспитывать в детях интерес к глобальным процессам, происходящем в современном обществе

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебник, наглядная презентация

Ход урока

  1. Организационный момент

(ученики подготовились к уроку, учитель и учащиеся

взаимно приветствуют друг друга)

  1. Актуализация

Вспомните!

  • Что такое свобода? К чему может привести неограниченная свобода выбора?
  • В чем выражается общественная необходимость?
  • Какое общество можно считать свободным?

(ученики отвечают на вопросы)

  1. Мотивационный этап

Подумайте!

  • Было ли глобальным общество в древности?
  • Создание постиндустриального общества, глобализация – это позитивный или негативный опыт общественного развития?

(Заслушать ответы нескольких учащихся, но не углубляться в дискуссию)

  1. Изучение нового материала

План:

  1. Глобализации как явления современности
  2. Современное информационное пространство
  3. Глобальная информационная экономика
  4. Социально-политическое измерение информационного общество

  1. Особенности глобализации как явления современности

Современный мир многообразен и разнолик. Какие факты можно привести? (Учащиеся отмечают пунктуальность и аккуратность немцев, чопорность и следование традиции англичан, фривольность и игривость нрава французов, широту души и надежду на «авось» русских, отсутствие внешней эмоциональной реакции японцев и т. д.)

(учащиеся приводят факты, касающихся самых разных сторон жизни общества. Можно взять какую-нибудь одну характеристику, например, главную черту менталитета.)

Чем можно объяснить такое многообразие? (Различие природных и климатических условий, специфика исторического пути, пройденного народами и государствами, разнообразие внешних влияний, множество закономерных и случайных событий, не всегда поддающихся учету и однозначному толкованию.)

Доминирующей тенденцией современного общества является не столько углубление этого различия многообразия, сколько глобализация (или интернационализация). Зарождение глобализации связывают с временами Римской империи, с Великими географическими открытиями, с развитием рыночных отношений, с НТР в 20 веке, а также развитием постиндустриального общества.

  • Работа над понятием:

Постиндустриальное общество – современный этап общественного развития, характеризующийся становлением глобальной экономики, в которой ведущую роль играют информационные технологии. И развитым гражданским обществом, открытым для глобальных процессов.

(ученики записывают определение в тетради)

Как явление глобализация активно развилась на рубеже XIX-XX вв. Это проявлялось в усилении вывоза капиталов, создании международных монополий, расширении внешней торговли, что привело к интернационализации хозяйственных связей. Появились новые формы межнационального общения (Дни русской культуры, устраиваемые Дягилевым в Париже), политических союзов (образование двух военно-политических блоков) и т. д.

  • Работа над понятием:

Глобализация – это исторический процесс сближения наций и народов на основе экономического, политического и культурного взаимодействия.

(ученики записывают определение в тетради)

Перед общественной мыслью сегодня стоит проблема целостного осмысления развития мирового сообщества в новых условиях. Хотя значение общечеловеческих интересов возросло, на жизнь современных обществ значительное влияние оказывают социальные, национально-этнические, групповые противоречия.

Парадоксальность ситуации в том, что человечество все еще не нашло надежных средств предотвращения глобальных катастроф, а их угроза может усиливаться действиями различных структур общества, социальных механизмов, иногда возникших в предшествующий период. Например, глобальной стала необходимость борьбы с международным терроризмом. Противники глобализации считают аксиомой, что от этой борьбы выигрывают только богатые страны. Отсюда призывы к Западу поделиться богатством с бедными странами. В противном случае - угроза применить насилие.

  • Работа с учебником:
  • В чем выражается асимметричность процессов глобализации?

(ученики работают с текстом учебника и составляют схему)

Противоречия глобализации

  • Задание: подтвердить примером существование каждого из названных противоречий

  1. Современное информационное пространство

Символом глобализации стала коммуникация – обмен информацией!

  • Работа со схемой учебника «Информационная сфера» и ее описанием (стр. 82).

(материал обобщает известные ученикам факты и расширяет их представления о сферах общества).

  • Работа над документом (стр.90). Ответить на вопросы
  • Организуется обсуждение следующего проблемного вопроса: СМИ все чаще называют «четвертой властью». Приведите доводы и факты «за» и «против».
  • Составьте кластер со словом СМИ + заполнение таблицы

Свободное СМИ

За

против

1. Свобода слова и свобода информации есть величайшее завоевание человечества, на котором зиждется демократия. Нельзя возвращаться к временам тоталитаризма.

2. Контроль за СМИ со стороны кого бы то ни было приводит к нарушению прав человека.

3. Если телевидение будет действительно свободным, то общество получит трибуну для выражения своего мнения. Все общественные организации и представители разных субкультур должны иметь право высказаться.

4. Контроль за СМИ со стороны рекламодателей и коммерческих структур привел к их однообразию и безнравственности.

1. Свобода СМИ привела к разгулу насилия и безнравственности, росту преступности и суицида.

2. Свобода слова и свобода СМИ не тождественны. Свободное телевидение не возможно в принципе, так если это коммерческий канал, то производство телепрограмм подчинено достижению прибыли, если это государственный канал, то государство будет (хочет оно этого или нет) влиять на суть и форму программ (госзаказ).

3. СМИ являются четвертой властью, государство должно контролировать эту власть, чтобы 1) избежать раскола общества, 2) подрыва авторитета государства и закона, 3) оказывать положительное влияние на формирование сознания подрастающего поколения, 4) использовать СМИ для объединения общества, 5) не допустить вреда, наносимого психике людей.

(учащиеся работают, заполняют таблицу)

Итак, СМИ сегодня, особенно телевизионные коммуникации, важнейшее средство формирования общественной позиции по различным вопросам и один из важнейших факторов глобализации современного общества.

  1. Глобальная информационная экономика

В современной науке распространение получили термины «экономика знаний» и «общество знания», а так же «интеллектуальный капитал» и «человеческий капитал» - это знания, которые могут быть конвертированы в стоимость, другими словами, это сумма всего того, что знают и какими навыками обладают работники и что формирует конкурентноспособность организации.

Какие новые качества обрела современная глобальная экономика?

  • Заслушивание сообщения ученицы: «ТНК- лидер мирового рынка»
  • субъект глобальной экономики:

- ТНК

- сетевые структуры

- региональный уровень

- роль государства в глобальной экономике. Модели взаимодействия государства и экономики

- интеллектуальный капитал. Новые требования к работнику в информационном обществе.

  1. Социально-политическое измерение информационного общество

Может ли существовать информационное общество без государства? (важно подвести учащихся к выводу о взаимосвязи экономической, социальной и политической сфер информационного общества и о возможностях, которые открываются на этом этапе общественного развития перед социумом.

В современном мире формирование информационного общества рассматривается как одно из направлений государственной политики.

  1. Закрепление
  1. В чём выражается асимметричность процессов глобализации
  2. Какую роль в современном мире играет Интернет?
  3. Чем отличаются американская, азиатская, европейская модели экономической политики государства?
  4. Что такое социальна сеть?

(ученики отвечают на вопросы)

  1. Подведение итогов

(заключительное слово учителя и выставление оценок)

Итак, теоретические знания о современном этапе развития общества позволят вам лучше ориентироваться в повседневной жизни: вы получаете возможность увидеть главные процессы развития, такие как глобализация и создание информационного общества. Вы можете дать им оценку, но и осознанно выбрать стратегию своей деятельности, например профессию, отражающую реальные потребности общества.

  1. Домашнее задание

§8 прочитать, написать эссе на одну из тем «Может ли существовать информационное общество без государства?», «Кто владеет информацией, тот владеет миром».



Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа по обществознанию 8 класс

ФИО учащегося_________________________________ Дата______________

#1050; экономической сфере жизни общества относятся понятия:

А) рынок, безработица В) образование, религия

Б) этнос, классы Г) государство, партия

#1055;оложение человека в социальной группе называется:

А) социальной ролью В) социальным статусом

Б) социальным происхождением Г) социальной адаптацией

#1050;акая из перечисленных потребностей человека является социальной?

А) потребность пить, спать и дыщать В) определенная тепловая среда

Б) инстинкт самосохранения Г) потребность общаться с себе подобными

#1053;еповторимость и своеобразие каждого человека определяется понятием:

А) талант В) индивидуальность

Б) личность Г) нравственность

#1054;граниченность ресурсов – это…

А) основная причина кризиса современной России В) основная проблема экономики

Б) основная проблема философии Г) основная проблема политики

#1042;ерны ли следующие суждения о межличностных конфликтах?

А) причиной конфликтов между людьми чаще всего выступает нежелание прислушиваться к чужому мнению

Б) разрешить межличностный конфликт мирным путем, как правило, невозможно

1. Верно только А 3. Верны оба суждения 2. Верно только Б 4. Оба суждения неверны

#1042;ерны ли следующие суждения об образовании?

А) образование – это процесс приобщения к культуре, ценностям мировой цивилизации

Б) в процессе образования у человека формируются нравственные качества

1. Верно только А 3. Верны оба суждения

2. Верно только Б 4. Оба суждения неверны

#1063;то отличает религию от других областей духовной культуры?

А) использование художественных образов Б) обращение к сверхъестественным силам

В) опора на представления о добре и зле

Г) стремление объяснить окружающую действительность

#1050;акой признак характеризует традиционную экономику?

А) централизованное ценообразование

Б) регулирование производства при помощи обычаев

В) конкуренция свободных производителей на рынке товаров

Г) преобладание частной собственности на средства производства

#1054;сновные ресурсы, используемые в процессе производства, называются

А) материальными потребностями В) прямыми налогами Б) факторами производства Г) экономическими благами

#1042;ерны ли следующие суждения о потребителе?

А) потребитель приобретает и использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей

Б) потребитель обеспечивает предложение товаров и услуг

1. Верно только А 3. Верны оба суждения

2. Верно только Б 4. Оба суждения неверны

#1054;сновной финансовый план государства на текущий год, представляющий собой роспись его денежных доходов и расходов, называется

А) государственным суверенитетом В) государственным бюджетом

Б) государственным устройством Г) государственной монополией

#1063;то отличает человека от животного?

А) наличие физиологических потребностей В) забота о потомстве

Б) способность к сознательной деятельности Г) приспособление к природной среде

#1042; известной сказке А.С.Пушкина героиня произносит следующую фразу: « Не хочу быть черной крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой». Она хотела изменить :

А) этническую принадлежность В) социальный статус

Б) семейное положение Г) профессию

#1042; условиях рынка цены на товары:

А) определяются спросом и предложением В) определяются центральным банком

Б) устанавливаются государством Г) устанавливаются крупными производителями #1059;станови соответствие между примерами и формами ( видами) деятельности: к каждому

элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца

ПРИМЕРЫ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) уборка квартиры 1. Познание ( учение)

Б) обучение на курсах иностранного языка 2. Труд

В) приготовление обеда

Г) выполнение домашнего задания по математике

Д) наблюдение за поведением птиц

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В

Г

Д

#1044;ополни содержание таблицы:

Типы экономических систем

Способы решения главных вопросов экономики

Традиционная

Согласно сложившимся обычаям и традициям

На основе свободных цен

Командная

#1053;айдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда и запишите цифру, под которой оно указано.

1. Творчество 4. Живопись

2. Художественный образ 5. Искусство

3. Танец 6. Музыка

ОТВЕТ: ____________________

#1053;айдите в приведенном ниже списке примеры негативного влияния общества на природу и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Организация природного заповедника 4. Сброс промышленных отходов в реку

2. Экологическое образование школьников 5. Очистка лесопарка от мусора

3. Уничтожение охотниками некоторых видов животных

ОТВЕТ:_____________________

20. Прочитай приведенный ниже текст, в котором пропущены слова.

Основным инструментом воздействия государства на экономическое развитие является государственный ____________________. Его разрабатывает и исполняет____________________, а утверждают законодательные органы власти. Этим документом определяется стоимость товаров и услуг, которые будут приобретаться в течение года, а также платежи, которые будут осуществляться. Этим же документом определяются источники_______________ государства. Если расходы государства превышают доходы, то образуется_____________________________. Для его покрытия государство вынуждено прибегать к заимствованию средств. Сумма накопленной задолженности государства называется государственным_____________________. Выбери из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в текст.

1. Бюджетный дефицит 5. Финансовый план

2. Министерство финансов 6. Доход

3. Долг 7. Бюджет

4. Правительство 8. План



Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа по экономике

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА

ХАРАКТЕРИСТИКА

Капитал

Денежные средства, знания, сооружения, оборудование, используемые при производстве товаров и услуг

Используемые в процессе производства товаров и услуг физические и умственные способности людей

Ответ:

1 балл

2. Финансовый консультант объясняет своему клиенту отличия привилегированных акций от акций обыкновенных. Какие права, предоставляемые привилегированными акциями, должен осветить консультант? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Эти акции дают право на участие в управлении компанией.

2) Эти акции дают право на получение фиксированного дивиденда.

3) Размер дивиденда по этим акциям и ликвидационная стоимость определяются в твёрдой денежной сумме или в процентах к номинальной стоимости привилегированных акций.

4) Эти акции дают первоочередное право на получение части имущества фирмы в случае её банкротства.

5) Источником выплат дивидендов по привилегированным акциям является чистая прибыль акционерного общества за текущий год.

6) Эти акции удостоверяют право владельца на долю имущества в частной фирме.

Ответ: _____________________

2 балла

3. Установите соответствие между признаками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

А) конкуренция производителей

Б) централизованное распределение

В) директивное ценообразование

Г) свобода предпринимательства

Д) цикличность развития экономики

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

1) рыночная

2) командная

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

2 балла

4. Объяснить значение понятий: прожиточный минимум, инвестиция, эмиссия денег, дефицит, бартер.

5 балов

5. Верны ли следующие суждения о последствиях инфляции?

А. От инфляции страдают вкладчики банков, если уровень инфляции превышает процент по депозитам.

Б. Инфляция снижает интерес людей к трудовой деятельности, поскольку цены растут быстрее, чем заработки.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

1 балл

6. Ниже приведен ряд понятий. Все они за исключением одного относятся к функциям денег: средства обмена, средства труда, средства платежа, средства сбережения.

Найдите понятие, выпадающее из общего ряда.

1 балл

7. найдите позицию, которая является обобщающей для всех остальных позиций: 1) труд, 2) земля, 3) факторы производства, 4) капитал

1 балл.

8. «За счёт каких источников Вы рассчитываете улучшить материальное положение своей семьи?» Ответы на данный вопрос были получены в ходе исследований, проведенных ВЦИОМ в 2011, 2013 и 2014 годах. Каждый опрошенный мог выбрать не более трёх ответов из числа предложенных. Отдельные результаты этих исследований приведены в таблице (в %).

За счёт каких источников Вы рассчитываете улучшить материальное положение своей семьи?

2011

2013

2014

Заработная плата от основной работы по найму

54

70

66

Заработная плата от дополнительной работы по найму (по совместительству, контракту и т.п.)

11

11

17

Заработок от работы без официального оформления

9

16

17

Пенсии (по старости, инвалидности и др.)

12

7

13

Доход от частного предпринимательства, бизнеса

12

9

12

Денежная помощь родственников и друзей

7

7

6

Затрудняюсь ответить

9

4

3

Какие выводы можно сделать на основании приведённых данных? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Равное количество опрошенных в 2014 г. планируют увеличить свои доходы за счёт зарплаты на дополнительной работе по найму и на работе без официального оформления.

2) Главным источником улучшения материального положения традиционно остаётся заработная плата на основной работе.

3) Доля опрошенных, ожидающих улучшения материального положения за счёт получения различных видов пенсии, за последний год выросла в три раза.

4) Опрошенные реже ожидают доходов от частного бизнеса, чем помощи от друзей и родственников.

5) Не смогло определиться с ответом больше опрошенных, чем в прошлые годы.

Ответ. _____________________

2. балла

9. Вам поручено составить развернутый ответ по теме «Деньги». Составьте план в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее 3-х пунктов, два из которых детализированы.

3 балла

Критерии оценивания: задания 1,5-7 оцениваются 1 баллом; задания 2,3,8 – 2 баллами, задание 9 -3 баллами, задание 4 – 5 баллами: всего 18 баллов

«5» 13-18 баллов

«4» 10-12 баллов

«3» 7-9 баллов

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Ответ

Труд

234

12211

…………..

3

средства труда

3

12

Примерный план

#1055;онатие деньги. Причины их возникновения

#1057;войства, которыми должен

обладать денежный товар

а) Редкость;

б) Высокая ликвидность;

в) Долговечность;

г) Портативность;

д) Делимость;

е) Однородность.

3. Функции денег

А) Деньги как средства обмена;

Б) Деньги как средства измерения.

В) Деньги как средства сбережения.

СПЕЦИФИКАЦИЯ

проверочной работы по экономике

за курс 10 класса

#1053;азначение контрольной работы – оценить уровень подготовки учащихся 10 класса по предмету «Экономика», выявить наиболее трудные для усвоения элементы содержания.

#1044;окументы, определяющие нормативно-правовую базу контрольной работы.

Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»). Итоговая диагностическая работа не ориентирована на какие-либо определённые учебники, её содержание соответствует всем учебникам, включённым в Федеральный перечень на 2015–2016 учебный год. Содержание экзаменационной работы определяют основные нормативные документы:

#1061;арактеристика структуры и содержания контрольной работы.

Контрольная работа состоит из трех частей, которые различаются по содержанию, степени сложности и количеству заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является форма заданий:

  • часть 1(базовый уровень) содержит задания с выбором ответа
  • часть 2 (повышенный уровень) содержит задания с открытым ответом. Они позволяют проверить умения классифицировать и систематизировать знания, давать краткий ответ.

К каждому из заданий с выбором ответа первой части работы предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал (отметил) номер правильного ответа.

Задание считается невыполненным в следующих случаях:

а/ указан номер неправильного ответа

б/ указаны номера двух и более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа

в/ номер ответа не указан.

В заданиях с открытым ответом второй части работы ответ дается соответствующей записью в виде набора цифр (например, 2213), записанных без пробелов.

Задание с открытым ответом считается правильно выполненным, если верный ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

  1. Время выполнения работы.

На выполнение контрольной работы отводится (45 минут)

  1. Критерии оценки.

Части работы

Число заданий

Максимальный первичный бал

Тип заданий

Время выполнения

1

часть 1

4

Задания 1, 5-7 - 1 балл за каждый правильный ответ всего 4 баллов

задания с выбором ответа

2 мин.

2

часть 2

4

Задания 2,3,8 - 2 балла; задание 9 – 3 балла за правильный ответ

1-2 балл при наличии одной ошибки

Всего 9 баллов

задания с открытым ответом, требующие частично преобразовать и применить информацию в типовых ситуациях

5-7 мин.

3

Часть3

1

5 балла за правильный ответ (если названы все элементы ответа) 1-4 балла за частичный ответ

задания с открытым ответом, требующие использования приобретённых знаний и умений в нетиповых ситуациях или создавая новой информации.

до 10 мин.

итого:

9

18

6. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности

В работе задания условно разделены на тематические блоки: 1. Типы экономических систем, 2 Рынок,#1044;еньги. Банковская система,4 Рынок труда. Социальные проблемы рынка труда.



Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа по экономике

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА

ХАРАКТЕРИСТИКА

Капитал

Денежные средства, знания, сооружения, оборудование, используемые при производстве товаров и услуг

Используемые в процессе производства товаров и услуг физические и умственные способности людей

Ответ:

1 балл

2. Финансовый консультант объясняет своему клиенту отличия привилегированных акций от акций обыкновенных. Какие права, предоставляемые привилегированными акциями, должен осветить консультант? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Эти акции дают право на участие в управлении компанией.

2) Эти акции дают право на получение фиксированного дивиденда.

3) Размер дивиденда по этим акциям и ликвидационная стоимость определяются в твёрдой денежной сумме или в процентах к номинальной стоимости привилегированных акций.

4) Эти акции дают первоочередное право на получение части имущества фирмы в случае её банкротства.

5) Источником выплат дивидендов по привилегированным акциям является чистая прибыль акционерного общества за текущий год.

6) Эти акции удостоверяют право владельца на долю имущества в частной фирме.

Ответ: _____________________

2 балла

3. Установите соответствие между признаками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

А) конкуренция производителей

Б) централизованное распределение

В) директивное ценообразование

Г) свобода предпринимательства

Д) цикличность развития экономики

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

1) рыночная

2) командная

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

2 балла

4. Объяснить значение понятий: прожиточный минимум, инвестиция, эмиссия денег, дефицит, бартер.

5 балов

5. Верны ли следующие суждения о последствиях инфляции?

А. От инфляции страдают вкладчики банков, если уровень инфляции превышает процент по депозитам.

Б. Инфляция снижает интерес людей к трудовой деятельности, поскольку цены растут быстрее, чем заработки.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

1 балл

6. Ниже приведен ряд понятий. Все они за исключением одного относятся к функциям денег: средства обмена, средства труда, средства платежа, средства сбережения.

Найдите понятие, выпадающее из общего ряда.

1 балл

7. найдите позицию, которая является обобщающей для всех остальных позиций: 1) труд, 2) земля, 3) факторы производства, 4) капитал

1 балл.

8. «За счёт каких источников Вы рассчитываете улучшить материальное положение своей семьи?» Ответы на данный вопрос были получены в ходе исследований, проведенных ВЦИОМ в 2011, 2013 и 2014 годах. Каждый опрошенный мог выбрать не более трёх ответов из числа предложенных. Отдельные результаты этих исследований приведены в таблице (в %).

За счёт каких источников Вы рассчитываете улучшить материальное положение своей семьи?

2011

2013

2014

Заработная плата от основной работы по найму

54

70

66

Заработная плата от дополнительной работы по найму (по совместительству, контракту и т.п.)

11

11

17

Заработок от работы без официального оформления

9

16

17

Пенсии (по старости, инвалидности и др.)

12

7

13

Доход от частного предпринимательства, бизнеса

12

9

12

Денежная помощь родственников и друзей

7

7

6

Затрудняюсь ответить

9

4

3

Какие выводы можно сделать на основании приведённых данных? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Равное количество опрошенных в 2014 г. планируют увеличить свои доходы за счёт зарплаты на дополнительной работе по найму и на работе без официального оформления.

2) Главным источником улучшения материального положения традиционно остаётся заработная плата на основной работе.

3) Доля опрошенных, ожидающих улучшения материального положения за счёт получения различных видов пенсии, за последний год выросла в три раза.

4) Опрошенные реже ожидают доходов от частного бизнеса, чем помощи от друзей и родственников.

5) Не смогло определиться с ответом больше опрошенных, чем в прошлые годы.

Ответ. _____________________

2. балла

9. Вам поручено составить развернутый ответ по теме «Налоги». Составьте план в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее 3-х пунктов, два из которых детализированы.

3 балла

Итоговая контрольная работа по экономике за курс 11 класса

Критерии оценивания: задания 1,5-7 оцениваются 1 баллом; задания 2,3,8 – 2 баллами, задание 9 -3 баллами, задание 4 – 5 баллами: всего 18 баллов

«5» 13-18 баллов

«4» 10-12 баллов

«3» 7-9 баллов

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Ответ

Труд

234

12211

…………..

3

средства труда

3

12

Примерный план

#1055;онатие налоги. Причины их возникновения

#1042;иды налогов

а) Прямые и косвенные;

б) Федеральные, региональные, местные.

3. Системы налогообложения

а) прогрессивная;

б) пропорциональная;

в) регрессивная.

СПЕЦИФИКАЦИЯ

проверочной работы по экономике

за курс 11 класса

#1053;азначение контрольной работы – оценить уровень подготовки учащихся 11 класса по предмету «Экономика», выявить наиболее трудные для усвоения элементы содержания.

#1044;окументы, определяющие нормативно-правовую базу контрольной работы.

Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»). Итоговая диагностическая работа не ориентирована на какие-либо определённые учебники, её содержание соответствует всем учебникам, включённым в Федеральный перечень на 2016–2017 учебный год. Содержание экзаменационной работы определяют основные нормативные документы:

#1061;арактеристика структуры и содержания контрольной работы.

Контрольная работа состоит из трех частей, которые различаются по содержанию, степени сложности и количеству заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является форма заданий:

  • часть 1(базовый уровень) содержит задания с выбором ответа
  • часть 2 (повышенный уровень) содержит задания с открытым ответом. Они позволяют проверить умения классифицировать и систематизировать знания, давать краткий ответ.

К каждому из заданий с выбором ответа первой части работы предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал (отметил) номер правильного ответа.

Задание считается невыполненным в следующих случаях:

а/ указан номер неправильного ответа

б/ указаны номера двух и более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа

в/ номер ответа не указан.

В заданиях с открытым ответом второй части работы ответ дается соответствующей записью в виде набора цифр (например, 2213), записанных без пробелов.

Задание с открытым ответом считается правильно выполненным, если верный ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

  1. Время выполнения работы.

На выполнение контрольной работы отводится (45 минут)

  1. Критерии оценки.

Части работы

Число заданий

Максимальный первичный бал

Тип заданий

Время выполнения

1

часть 1

4

Задания 1, 5-7 - 1 балл за каждый правильный ответ всего 4 баллов

задания с выбором ответа

2 мин.

2

часть 2

4

Задания 2,3,8 - 2 балла; задание 9 – 3 балла за правильный ответ

1-2 балл при наличии одной ошибки

Всего 9 баллов

задания с открытым ответом, требующие частично преобразовать и применить информацию в типовых ситуациях

5-7 мин.

3

Часть3

1

5 балла за правильный ответ (если названы все элементы ответа) 1-4 балла за частичный ответ

задания с открытым ответом, требующие использования приобретённых знаний и умений в нетиповых ситуациях или создавая новой информации.

до 10 мин.

итого:

9

18

45

6. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности

В работе задания условно разделены на тематические блоки: 1. Типы экономических систем, 2 Рынок,#1044;еньги. Банковская система,4 Рынок труда. Социальные проблемы рынка труда.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Многообразие деятельности человека Способ отношения человека к внешнему миру, характерный только для людей.

Слайд 2

Изменение и преобразование мира в интересах людей, создание того, чего нет в природе Основное содержание

Слайд 3

Деятельность как неотъемлемое свойство человека ДВИЖЕНИЕ А К Т И В Н О С Т Ь Свойство реагировать на внешние раздражители

Слайд 4

Деятельность человека и поведение животных Приведите примеры, когда поведение животных похоже на деятельность людей? ИНКСТИНКТ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ РАЗУМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ

Слайд 5

«ПИРАМИДА ПОТРЕБНОСТЕЙ» по А.Маслоу В п Т р О и Р о И б Ч р Н е Ы т Е ё н н ы е В Р О Ж Д Ё Н Н Ы Е

Слайд 6

Мотивы деятельности Что движет человеческой деятельностью ? ЗАВИСИМОСТЬ СВОБОДА Ш- Монтескье - природные условия

Слайд 7

Мотивы деятельности Что движет человеческой деятельностью ? Т.Мор Остров Утопия «Идеи правят миром»

Слайд 8

Мотивы деятельности Что движет человеческой деятельностью ? К.Маркс -Деятельность людей определяется их экономическими участниками

Слайд 9

Мотивы деятельности Что движет человеческой деятельностью ? М.Вебер- Действия людей определяют и духовный, и экономический факторы

Слайд 10

МОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОТРЕБНОСТИ Социальные установки ИНТЕРЕСЫ УБЕЖДЕНИЯ ВЛЕЧЕНИЯ

Слайд 11

Структура деятельности

Слайд 12

Классификация действий. Что движет человеческой деятельностью ? Целерациональные Совершенные на ос- нове поставленной и продуманной цели Ценностно- рациональные Совершенные на ос- нове мировоззренче- ских принципов Аффективные Совершенные под влиянием эмоциона- льного состояния. Традиционные Совершенные под влиянием длитель- ной привычки

Слайд 13

Основные виды деятельности Развлечение, отдых Приобретение человеком знаний и умений Достижение практического полезного результата

Слайд 14

Характерные черты

Слайд 15

Классификация деятельности

Слайд 16

Главным отличием деятельности человека от активности животных является А) способность к действиям Б) целенаправленный характер действий В) взаимодействие с природой Г) действия в группах

Слайд 17

2) Ученик выполняет домашнее задание, читает учебную литературу. Субъектом данной деятельности является А) домашнее задание Б) учебная литература В) школа Г) ученик

Слайд 18

3) Потребность личности в общении относится к А) биологическим Б) познавательным В) духовным Г) социальным

Слайд 19

4) Верны ли суждения о цели деятельности? А) Цель деятельности может не соответствовать результату деятельности. Б) Результаты деятельности всегда соответствуют цели, и его можно корректировать. верно только А верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

Слайд 20

5) Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. трудовые операции, трудовая деятельность, условия труда, 4) дисциплина, 5) технологии.

Слайд 21

Д/З Параграф 2, ? ОТВЕТЫ: 1). Б 2). Б 3). Г 4). 1 5). 1



Предварительный просмотр:

Сценарий урока по обществознанию в 9 классе

по теме: «Культура»

Цель урока: анализировать различные источники социальной информации, воспитать толерантность, познакомить учащихся в фундаментальными ценностями.

Задачи:

-познакомиться с понятием культура;

-способствовать пониманию учащихся, что такое культура и ее виды.

-проанализировать особенности некоторых культурных ценностей.

Материально-техническое обеспечение:

1. ПК,

2. плазменная панель,

3. презентация по теме,

4. раздаточный материал (карточки с заданиями, схемы для заполнения)

Подготовка к уроку

1. Размещение учащихся на 3 группы ( две – рабочие, одна – экспертная)

2. На партах расположен раздаточный материал, карточки с заданиями, тексты для исследования, словарный материал, схема, слова.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: практический урок с элементами исследования

План урока

Организационный момент.

а) организация начала урока,

б) приветствие.

2. Актуализация знаний учащихся.

Вопросы для подведения к теме.

Изучение нового материала

Ассоциации со словом «Культура»: работа с кластером.

Значение слова «Культура»:

-историческое;

-современное.

Виды культуры: материальная и духовная

-выполнение задания с карточками.

-составление схемы;

-работа со словами, отражающими отрицательную деятельность человека в культуре.

Работа с текстом по группам.

Закрепление знаний.

Синквейн.

Подведение итогов.

Выставление оценок.

Рефлексия.

Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

а) организация начала урока,

б) приветствие.

Учитель: Здравствуйте. Я рада видеть вас на уроке. Надеюсь, что он пройдет плодотворно, во взаимопонимании и взаимоуважении. Итак, начнем наш урок.

(Учащиеся разделены на 3 группы для работы)

2. Актуализация знаний учащихся.

Вопросы к классу: Ребята давайте попробуем с помощью картинок определить тему нашего урока.

Показывает ребятам изображения природу. (Слайд 1)

Вопрос: Какова связь между человеком и природой? Как вариант ответа: (Человек является существом биосоциальным, неотъемлемой частью природы) Ответы учащихся.

Потом изображения города. (Слайд 2) У: А какая связь между человеком и этим? (Современный человек создал вокруг себя то, что не смогла ему дать природа. Природная среда дает человеку здоровье и материал для трудовой деятельности. Живя и трудясь, мы изменяем природу.)

Исходя из услышанных ответов, назовите первую среду обитания человека? (Природа)

Вторая среда обитания? (Культура) (Слайд 3) Если сразу не ответят, наводящий вопрос – А что помогает человеку выжить?

Изучение нового материала

Прежде, чем мы определимся с терминологией, хотелось, чтобы вы в группах поработали с этим словом.

Ассоциации со словом «Культура»: работа с кластером.

А с чем у вас ассоциируется это слово?

Давайте запишем их на кластере (примеры: образ жизни, одежда, фольклор, жилище, кухня и др.) (Слайд 4)

Ребята, а как вы думаете, как это изображение связано с нашей сегодняшней темой? (Первоначальное значение слова «Возделывание почвы») в этом вам может помочь подборка с лексическим значением слова «культура» из различных словарей.

Значение слова «Культура» - картинка (Слайд 5)

Что такое культура, как вы понимаете?

Историческое значение (Слайд 6)

Слово «Культура» (от лат. Cultura- возделывание почвы, воспитание, образование) в наиболее широком смысле означает все созданное человеком- это сотворенная человеком «вторая природа»

Современное понимание (Слайд 7)

Культура – все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.

Современное общество, как и мир, характеризуется культурным многообразием.

Виды культуры: материальная и духовная

выполнение задания с карточками.

Ребята, а сейчас я попрошу вас обратить внимание на слова, которые у вас лежат на столе. Попробуйте их разделить на 2 группы и объяснить, почему именно так вы сгруппировали слова, причем слова одинаковые для обеих групп.

Слова: медаль, карета, теория, бокал, магия, амулет, диспут, гостеприимство, крещение, глобус, свадьба, закон, джинсы, телеграф, святки, карнавал, школа, сумка, кукла, огонь.

Через 3 минуты, одна из группы расскажет о том, как разместили слова, а вторая группа пояснит, почему именно так . (То, что сделал человек руками – материальная; то, что сделал человек разумом – духовная, т.е. это виды культуры)

Схему составить к словам

(Слайд 8)

Слайд с негативными словами. Прошу обратить ваше внимание на эту группу слов. (Слайд 9) Как вы думаете, а эти изобретения человечества относятся к культуре? Значит, мы не можем утверждать, что все, что делает человечество так однозначно. Давайте попробуем найти подтверждения нашим словам в тексте.

Работа с текстом, исследование и анализ текста для нахождения аргументов в пользу деятельности человека и против. Работа по группам. Одна группа ищет подтверждения положительного влияния человека на культуру, вторая – отрицательное. Третья группа – экспертная, оценивает высказывания первых двух групп и резюмирует.

«-»

Высокоразвитая цивилизация, создавшая немало культурных ценностей, может быть завоевана народами с более низким культурным уровнем. Так не раз случалось в истории, например во времена крушения Древнего Рима.
Разрушительное землетрясение может стереть с лица Земли современный город. Богатства культуры гибнут от деятельности самих людей. В периоды войн, смут, социальных конфликтов бывало так, что культуре наносился огромный урон.

В III в. до н. э. китайский император Цзин Чи Ган приказал сжечь все книги в стране, кроме книг по сельскому хозяйству, медицине и черной магии, а ученых отправил на строительство Великой Китайской стены. Пропало множество текстов, в том числе почти все труды философа Конфуция (551–479 гг. до н. э.).

В Александрии Египетской, в городской библиотеке было собрано более полумиллиона древних свитков и манускриптов со всего мира. Когда в 641 г. город завоевал калиф Омар, ими полгода топили городские бани. Как гласит история, калиф сказал, что содержание этих книг либо находится в согласии с Кораном, либо противоречит ему. Если оно находится в согласии, Коран обойдется и без них, а если оно противоречит ему, они вредны. Поэтому, решил калиф, да будут они уничтожены.

Ценности материальной культуры

«+»
Цивилизованное общество осуществляет кропотливую деятельность по сохранению и накоплению культурных ценностей. Оно стремится осуществлять не просто воспроизводство, а расширенное воспроизводство культуры – увеличивать размеры своего культурного достояния, культурного богатства. Этому служат музеи, библиотеки, архивы, специальные службы охраны памятников истории и культуры. В каждом государстве, в том числе в России, существует национальное законодательство об охране памятников истории и культуры. Свою роль здесь играет и международное сотрудничество. В рамках одной из структур ООН – организации по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) – создан перечень объектов культуры, составляющих мировое культурное наследие, т. е. имеющих значение для всего человечества. Некоторым странам, у которых недостает средств для сохранения выдающихся памятников культуры на их территории, включенных в мировое культурное наследие, оказывается финансовая помощь.

Комментарии к текстам.

Закрепление знаний. Синквейн.(Слайд 10)

Составить синквейн.

Синквейн

____________________________

Сущ.

__________________________________________________________

2. Прил. Прил.

__________________________________________________________

3. Гл. Гл. Гл.

__________________________________________________________

4. Предложение.

Подведение итогов работы.

Итак, ребята мы подходим к концу нашего занятия, и мне хотелось бы узнать, а что же вы для себя уяснили, чему научились?

Выставление оценок. Рефлексия.

Рефлексия(Слайд 11)

Рейтинг мнений. Определение позиции по итогам урока. Учащиеся выбирают одну из позиций по группам и приводят аргументы в пользу мнения. Третья группа делает выводы.

Обозначение мнений зафиксировано в презентации.

1 – “культура - это познание совершенства;
2– “ Дикость стала возможной только с появлением культурного человека”;

Учащиеся высказывают свои мнения.

Домашнее задание:

Выучить термин, подготовить сообщение о положительном и отрицательном влиянии человека на культуру.

Спасибо.

Анализ Урока

Проведенный урок по теме «Культура» построен в соответствии с современными требованиями, поставленные перед детьми цель и задачи урока выполнены. На уроке дети изучали новую тему, знакомились с понятием культура и ее видами. Элементы урока выделены, но взаимосвязаны друг с другом. На всех этапах урока осуществлялся деятельностный подход. Деятельность учащихся помогли ребятам глубже узнать материал урока, а также использовать материал из истории и соотнести с новой темой по обществознанию. Я постаралась создать условия для того, чтобы ребята участвовали в целеполагании, максимально самостоятельно вышли на тему урока, смогли определить виды культуры, сформулировать понятия, а также использовать новые знания в игре синквейн. На уроке формировалось умение группировать, находить главное, работать с источником информации Дети вели себя активно, постарались максимально продуктивно использовать время для работы.

Выдержки из словарей со словом «Культура»

Культура - разводимое растение (Словарь Ожегова)

ж. франц. обработка и уход, возделывание, возделка; | образование, умственое и нравственое; говорят даже культивировать, вм. обрабатывать, возделывать, образовать и пр. Культиватор. в земледелии, скоропашка, для передваивания пашни, с железными лапами, вместо сошника.

(словарь Даля)

Культура

(лат. cultura) - первоначально обработка и уход за землей (лат. agricultural с тем чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку (отсюда - "культура техники земледелия").

ВСловаре.Ру>Философский словарь

Культура

(от лат. cultura - образование, возделывание, развитие, воспитание, почитание) все те материальные и духовные ценности, которые созданы человеком в процессе творчества, деятельности, то что создано творцами (архитекторами, художниками, поэтами и т. д.); деятельность, результаты которой как материальны, так и идеальны; то, чего нельзя сотворить в обычной деятельности, но что создается поколениями в ходе исторического процесса развития общества. Культуру создают личности, а все остальное - народ. К. относится к ряду наиболее сложных и многогранных понятий философии, обществоведения вообще. В настоящее время в литературе насчитывают более чем полтысячи определений этого понятия.

ВСловаре.Ру>Философский словарь

Культура (лат. cultura, от colo, colere — возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии,психологии, экономики, педагогики и др. (Википедия)

Ценности материальной культуры

Высокоразвитая цивилизация, создавшая немало культурных ценностей, может быть завоевана народами с более низким культурным уровнем. Так не раз случалось в истории, например во времена крушения Древнего Рима.

Разрушительное землетрясение может стереть с лица Земли современный город. Богатства культуры гибнут от деятельности самих людей. В периоды войн, смут, социальных конфликтов бывало так, что культуре наносился огромный урон.

В III в. до н. э. китайский император Цзин Чи Ган приказал сжечь все книги в стране, кроме книг по сельскому хозяйству, медицине и черной магии, а ученых отправил на строительство Великой Китайской стены. Пропало множество текстов, в том числе почти все труды философа Конфуция (551–479 гг. до н. э.).

В Александрии Египетской, в городской библиотеке было собрано более полумиллиона древних свитков и манускриптов со всего мира. Когда в 641 г. город завоевал калиф Омар, ими полгода топили городские бани. Как гласит история, калиф сказал, что содержание этих книг либо находится в согласии с Кораном, либо противоречит ему. Если оно находится в согласии, Коран обойдется и без них, а если оно противоречит ему, они вредны. Поэтому, решил калиф, да будут они уничтожены.

Ценности материальной культуры


Цивилизованное общество осуществляет кропотливую деятельность по сохранению и накоплению культурных ценностей. Оно стремится осуществлять не просто воспроизводство, а расширенное воспроизводство культуры – увеличивать размеры своего культурного достояния, культурного богатства. Этому служат музеи, библиотеки, архивы, специальные службы охраны памятников истории и культуры. В каждом государстве, в том числе в России, существует национальное законодательство об охране памятников истории и культуры. Свою роль здесь играет и международное сотрудничество. В рамках одной из структур ООН – организации по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) – создан перечень объектов культуры, составляющих мировое культурное наследие, т. е. имеющих значение для всего человечества. Некоторым странам, у которых недостает средств для сохранения выдающихся памятников культуры на их территории, включенных в мировое культурное наследие, оказывается финансовая помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебного процесса на основе технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

Основатель технологии Шаталов Виктор Федорович-ученый,педагог-новатор, народный учитель СССР. Работаю по данной технологии 15 лет.  7-ой год работаю в детском доме-школе с детьми с ограниченными ...

Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.

Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...

Современный урок физической культуры, организация учебной работы, планирование учебного материала.

Современный образовательный процесс сложен и противоречив. На него влияет большое количество факторов. Это не только содержание, обучение, познавательные возможности уучащихся, учебная деятельность уч...

Календарно - тематическое планирование учебного материала на 2014-2015 учебный год для индивидуального обучения на дому, ученика 7 класса.

Данная программа выполняет две основных функции. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обуч...

9 класс. Материал: Презентация для закрепления учебного материала по предмету Информатика и ИКТ. Тема: Разветвляющиеся алгоритмы. Паскаль ABC.

Каждый день, совершая определенные действия, мы выполняем какой-либо алгоритм. К сожалению, в жизни линейные алгоритмы встречаются довольно редко. Всегда появляются какие-нибудь условия, кот...

Учебный материал.Конспект занятия "Сценическая речь в движении".Изучение нового материала.

Учебный материал. Конспект занятия "Сценическая речь в движении"...

Использование схемных и знаковых моделей учебного материала по физике на уроках повторения и закрепления материала.

Научно-технический прогресс привел к возрастанию объема знаний, которые должны быть приобретены в период обучения в школе, повысил требования к уровню общего образования учащихся, поэтому сейчас особе...