Рабочая программа художественно – эстетического направления внеклассной деятельности «Театр и мы»
рабочая программа (5 класс)
Цель образовательной программы – формирование интереса учащихся к театру как средству познания жизни, духовному обогащению, эстетическое воспитание участников.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
- Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».
- Выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра.
Развивающие:
- Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.
- Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;
- Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей
- Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
- Развивать чувство ритма и координацию движения;
- Развивать речевое дыхание и артикуляцию; Развивать дикцию на материале скороговороки стихов;
Воспитательные:
- Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.
- Знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального искусства; с устройством зрительного зала и сцены;
- Воспитывать культуру поведения в театре;
Направленностьпрограммы театрального кружка по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой, рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_teatralnogo_kruzhka_teatr_i_my.docx | 31.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №28»
Рассмотрено на заседании МО учителей протокол №___ от | Утверждено педагогическим советом МБОУ «ООШ №100» Протокол №__ от _________ Директор МБОУ «ООШ №100» _______________/ __________ Приказ ________ от __________ |
Рабочая программа
художественно – эстетического направления
внеклассной деятельности
«Театр и мы»
Составитель программы:
учитель русского языка и литературы
Якунина Дарья Викторовна
Новокузнецкий городской округ,
2022г.
Пояснительная записка
Рабочая программа «Театр и Мы» по художественно-эстетическому направлению составлена на основе:
1. Закон «Об образовании» РФ
2. Приказ Минобрнауки РФ от №373 об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования.
3. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от )
4. Учебный план МБОУ «ООШ №100» г. Новокузнецка Кемеровской области на 2017-2018 учебный год.
Наиболее острая проблема современной педагогики – проблема стойкой неуспеваемости и трудностей школьной адаптации учащихся.
Для того чтобы процесс формирования учебной мотивации у детей имел конструктивный характер, необходимо переживание успеха. Использование в учебной деятельности методов театральной педагогики будет способствовать развитию психических процессов и формированию учебной мотивации.
Основная идея предлагаемой педагогической инновации – не фрагментарное использование элементов театральной деятельности и не показ готовых представлений, а создание с детьми спектаклей на уроках художественного ручного труда. Ведь поведение человека, прежде всего, связано с действием его рук. Изготовление театральной атрибутики, взаимодействие со сверстниками, работа с куклами, активная речевая среда будут способствовать развитию у ребёнка всех психических функций. Виды спектаклей могут быть разнообразными: кукольный, перчаточный, теневой и др., в зависимости от желания и возможностей, конкретных условий, выдвигаемых педагогических задач.
Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, ознакомление с окружающим миром, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
При разработке программы были использованы учебно-методические пособия: Ю.Л. Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной, Н.Ф. Б.А. Левин, Г.М. Карташова, А. В. Роготнева, в которых рассматриваются вопросы организации театра.
Актуальность. В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Педагогическая целесообразностьданного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Начинать обучение театральному мастерству целесообразнее в начальной школе. Главная задача – научить детей учиться, помочь раскрыться маленькой личности.
Ребёнок – главная ценность общества, выше которого ничего не может быть. В каждом ребёнке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться. И педагогический принцип – очень осторожно и бережно помочь ребёнку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою ценность независимо от успехов в учебной деятельности.
Цель образовательной программы – формирование интереса учащихся к театру как средству познания жизни, духовному обогащению, эстетическое воспитание участников.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
- Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».
- Выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра.
Развивающие:
- Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.
- Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;
- Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей
- Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
- Развивать чувство ритма и координацию движения;
- Развивать речевое дыхание и артикуляцию; Развивать дикцию на материале скороговороки стихов;
Воспитательные:
- Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.
- Знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального искусства; с устройством зрительного зала и сцены;
- Воспитывать культуру поведения в театре;
Направленностьпрограммы театрального кружка по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой, рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса «Театр» является формирование следующих умений:
- осознавать творческую потребность постоянного самосовершенствования культуры тела путём индивидуального тренинга и самосовершенствования.
- осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, анализировать чёткость своей речи.
- оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации.
- осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения.
- осознавать разнообразие речевых ситуаций в произведениях фольклора.
- анализировать тактичность своего поведения в театре.
- осознавать свои речевые роли.
- осознавать изобразительность выражения интонации, звука в речи.
- объяснять выбор иллюстраций к произведению, подбора музыкального сопровождения.
Метапредметными результатами изучения курса «Театр» является формирование следующих универсальных учебных действий:
- реализовывать физические возможности тела, свободу в обращении со своим физическим аппаратом.
- реализовывать голосовые возможности: тембр, тон, темп, громкость.
- реализовывать высказывание на заданную тему.
- ориентироваться в своей системе знаний: продолжить стихотворение, сочинить стихотворение.
- формулировать задачу чтения, выбирать фантазию слов, звуков, движений.
- пользоваться приёмами чтения.
- импровизировать сценки по текстам народных сказок с изобразительным и музыкальным решением.
- соблюдать некоторые правила поведения в театре.
- реализовывать устные высказывания, учитывать особенности речи для данной роли.
- реализовывать высказывание на заданную тему.
- пользоваться приёмами слушания, фиксировать тему, ключевые слова.
- учиться договариваться о распределении ролей, работы в совместной деятельности.
Предметными результатами изучения курса «Театр» является формирование следующих умений:
- развивать лёгкость движения, ловкость и подвижность, повышение общего тонуса.
- продуцировать уместные, эффективные упражнения на развитие голосового аппарата, упражнения на развитие выразительности речи, интонацию.
- сочинять и исполнять стихи, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте.
- Уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи, различного темпа, громкости, жестов, мимики.
- продуцировать уместные, эффективные жанры применительно к разным ситуациям.
- сочинять несложные истории на основе начальных предложений, ключевых слов.
Содержание курса
Вводное занятие:
• игры на знакомство: «Визитная карточка», «Снежный ком», и т.д.;
• ознакомительная беседа о театральном искусстве, с использованием иллюстраций и личного опыта воспитанников в театральной сфере;
• знакомство с планом работы на предстоящий учебный год, с ходом проведения занятий и своими обязанностями;
• инструктаж по технике безопасности на занятиях по сценическому движению.
ПЛАСТИЧНОСТЬ (7 ч.)
Первый этап – знакомство обучающихся с собственным телом: с его анатомией, с его физическими и психофизическими качествами, с его двигательными возможностями, с его проблемами и ограничениями.
Все ранее полученные умения и навыки в области пластики и акробатики обучающиеся учатся объединять в сюжетные пластически-акробатические зарисовки, ограниченные темой, заданной педагогом или предложенной самими обучающимися.
РЕЧЕВАЯ ГИМНАСТИКА. (7 ч.)
Предусматривает ежедневный тренинг, предполагает систему упражнений на развитие произвольного внимания, памяти, фантазии, устной речи, упражнения на развитие артикуляции, дыхания, тренировку голосовых возможностей, развитие выразительного чтения.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ (12 ч.)
Работа в основном посвящается развивающим играм и упражнениям (на развитие памяти, внимания, постановке дыхания, развитие дикции, творческого воображения, фантазии).
Большинство игр и упражнений являются комбинированными, т. е. развивают и внимание, и память, и речь, и воображение, и пластику. Новые упражнения вводятся постепенно: на каждом занятии к знакомым заданиям добавляются 2 – 3 новых, а новые скороговорки не больше одной за занятие.
ФОЛЬКЛОР (13 ч)
Занятия отличает гибкость, возможность отталкиваться от интересов и потребностей самих учеников, учитывать особенности того или иного школьного коллектива. Поэтому обучающиеся, знакомятся с русскими народными играми, песнями, танцами, игрушками, сказками.
Участвуют в инсценировках народных сказок, слушают музыкальные произведения.
ТЕАТР (24 ч)
Занятия посвящаются вопросам теории театра, зрительской культуре. Учащиеся знакомятся со спецификой кукольного, драматического, музыкального театра, с профессиями драматурга, режиссёра, гримёров, художника – постановщика и т. д.
Наряду с занятиями в школе обязательным является посещение театров (один раз в месяц) и анализ увиденного в группе. Это не традиционные «походы» с учителем в театр, а семейный просмотр спектакля с одним из своих родителей.
ТВОРЧЕСТВО (10 ч.)
Работа современного образовательного учреждения сильно учебной деятельностью. Для создания интересной, массовой и зрелищной концертной программы необходимо наличие разножанровых, оригинальных номеров. В этом смысле курс «Театр и Мы» просто незаменимая внеурочная деятельность. Всё самое лучшее и зрелищное, из того, что студийцы усвоили в учебном процессе, объединяется в яркое представление для дальнейшего показа на концертных площадках округа, города и края.
ПОСТАНОВКА СПЕКТАКЛЯ (18 ч.)
Концертные выступления, показыявляются неотъемлемой частью работы любого творческого коллектива, а также эффективным способом стимулирования стремления к профессиональному росту обучающихся. График выступлений и показов составляется на основе плана мероприятий ООШ №28
Календарно – тематическое планирование «Театр и Мы»
Дата | № п/п | Тема занятия | Коррекция |
1 | Введение. Знакомство с коллективом. | ||
ПЛАСТИЧНОСТЬ (7 ч.) | |||
2 | Упражнения на мышечное раскрепощение. | ||
3 | Упражнения на развития внимания, памяти. | ||
4 | Упражнения на развитие наблюдательности. | ||
5 | Упражнения на развитие фантазии, воображения. | ||
6 | Театр-экспромт. | ||
7 | Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. | ||
8 | Мимика. | ||
РЕЧЕВАЯ ГИМНАСТИКА (7 ч.) | |||
9 | Дыхание. Дыхательная гимнастика. | ||
10 | Голосовые возможности: тембр, тон, темп, громкость. | ||
11 | Упражнения на развитие голосового аппарата. | ||
12 | Артикуляционная гимнастика. Четкость речи. | ||
13 | Скороговорки, чистоговорки, пословицы, поговорки. | ||
14 | Упражнения на развитие выразительности речи. | ||
15 | Интонация. | ||
РАЗВИТИЕ РЕЧИ (9 ч.) | |||
16 | Любимое стихотворение. | ||
17 | Изобразительная оценка моего стихотворения. | ||
18 | Музыкальная оценка моего стихотворения. | ||
19 | Упражнения на развитие речи: «Продолжи стихотворение». | ||
20 | Упражнения на развитие речи: «Сочини стихотворение». | ||
21 | Упражнения на развитие творческого воображения. | ||
22 | Фантазия слов, звуков, движений. | ||
23 | КВН «Шкатулка фантазий». | ||
24 | Оформление, подготовка и проведение. | ||
ФОЛЬКЛОР (9 ч.) | |||
25 | Моя игрушка. Музыкальная и изобразительная оценка моей игрушки. | ||
26 | Рассказ-описание. | ||
27 | Русская народная игрушка. Матрёшка. | ||
28 | Изображение народной игрушки по впечатлению. | ||
29 | Изготовление бумажных игрушек. | ||
30 | Русские народные игры. | ||
31 | Русские народные песни и танцы. Хороводы. | ||
32 | Русские народные сказки. | ||
33 | Импровизированные сценки по текстам народных сказок с изобразительным и музыкальным решением. | ||
ТЕАТР (12 ч.) | |||
34 | Экскурсия в театр. | ||
35 | Правила поведения в театре. | ||
36 | Виды театров. | ||
37 | Актёр и его качества. | ||
38 | Знакомство с произведением. Обсуждение авторского замысла, характера героев их поступков. | ||
39 | Разучивание реплик. | ||
40 | Составление эскизов декораций, костюмов. | ||
41 | Афиша. | ||
42 | Изготовление декораций, костюмов, афиши. | ||
43 | Упражнения на развитие смелости публичного выступления. | ||
44 | Репетиции. | ||
45 | Выступление. Обсуждение. | ||
ТВОРЧЕСТВО (7 ч.) | |||
46 | Сочинение своих скороговорок, считалок. | ||
47 | Сочинение сказок. | ||
48 | Изобразительное выражение интонации, звука в речи. | ||
49 | Сочинение-небывальщина «Если бы человек летал…» | ||
50 | Рассказ «Самый смешной (грустный) случай в моей жизни» | ||
51 | Рассказ о незнакомом человеке по его фотографии. | ||
52 | Конкурс «Карнавал идей» | ||
ПОСТАНОВКА СПЕКТАКЛЯ (18 ч) | |||
53 | Знакомство с произведением. | ||
54 | Обсуждение замысла автора, характеристики героев. | ||
55 | Создание иллюстраций к произведению. | ||
56 | Подбор музыкального сопровождения. | ||
57 | Распределение ролей. | ||
58 | Разучивание реплик. | ||
59 | Изготовление костюмов. | ||
60 | Изготовление декораций. | ||
61 | Читка первого действия. | ||
62 | Прогон первого действия. | ||
63 | Прогон второго действия. | ||
64 | Отработка правильной подачи голоса. | ||
65 | Подготовка костюмов и афиши. | ||
66 | Изготовление пригласительных билетов. | ||
67 | Генеральная репетиция спектакля в декорациях. | ||
68 | Упражнения по развитию техники речи. | ||
69 | Выступление. | ||
70 | Обсуждение спектакля. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности по предмету «ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА»
Программа написана для работы с детьми, занимающимися вокальным искусством. В нее входят: пояснительная записка, цели и задачи, методические рекомендации, учебно-тематический план, содержание каждого ...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетического направления «Театр+Мы»
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетического направления «Театр+Мы»...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетического направления «Театр+Мы»
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетического направления «Театр+Мы»...
Рабочая дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности
Рабочая программа расчитана на два года обучения и направлена на решение вопросов привития учащимся с нарушением интеллекта художественно-эстетического вкуса в традициях народ...
Рабочая дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности "Умелец"
В рабочей программе рассматриваются вопросы приобщения обучающихся с ОВЗ к основам декоративно-прикладного творчества в области художественной обработки древесины....
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Акварелька» (рабочая)
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых п...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Театр моды «Вдохновение»
Работа по курсу кружка «Театр моды «Вдохновение» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, моторики, а также мышления, воображения детей с ограниченными воз...