Совершенствование профессионального мастерства учителя через участие в работе методического объединения
учебно-методический материал
Материал для выступления на совещании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovershenstvovanie_profesionalnogo_masterstva_uchitelya.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема совещания «Совершенствование
профессионального мастерства учителя через участие в работе методического объединения»
Цель: Становление и развитие профессионального мастерства учителя. Проанализировать работу методических объединений и убедить педагогический коллектив, что участие в работе предметных МО способствует профессиональному росту учителя.
Повестка
1.Освещение теории обсуждаемого вопроса
Выступающие: заместитель директора по УВР Золтуева М.В.
2. Анализ работы методических объединений (Рук.МО)
-работа МО учителей ЕМЦ (руководитель МО Батомункуева О.Ю.)
-участие членов МО в исследовательской работе учителя с детьми
-совершенствование мастерства молодого учителя через наставничество
-совершенствование профессионального мастерства классного руководителя через организацию учебно-познавательной деятельности учащихся
3. Решение.
Ход
Выступление
«Методическая работа-это целостная система взаимодействия мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога. Она основана на достижениях науки, педагогического опыта, на конкретном анализе образовательного процесса »
Марк Максимович Поташник
Методическая работа – одно из приоритетных направлений в развитии школы нового уровня. Именно эта сфера выходит сегодня на первые позиции, ибо школа становится все более сложноорганизованной, саморазвивающейся системой.
Воспитать человека с современным мышлением, способного самореализоваться в жизни, могут только учителя, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал учителя, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения и установки. На развитие всего перечисленного направлена деятельность методической службы. Важно, чтобы в ходе этой деятельности педагог стал самым активным субъектом процесса совершенствования.
По отношению к учителю методическая работа выполняет ряд важных функций. Прежде всего, это функции адаптации и социализации. Так, благодаря активному участию в методической работе учитель приобретает и закрепляет за собой определенный статус в школе. С возрастом участие в ней способствует решению проблемы профессионального самосохранения, преодоления возможного отставания, расхождения между достигнутым уровнем и новыми требованиями к образовательному процессу. Обучение помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.
В желании что-то изменить и двигать идеи вперед определенная роль отводится методическим объединениям педагогов. Поэтому хотелось бы сосредоточить ваше внимание:
- на эффективности деятельности школьных методических объединений;
- на повышении качества планирования работы методических объединений, поскольку роль МО в профессиональном мастерстве учителя неоспорима.
Методические объединения являются основными структурными подразделениями методической службы школы, осуществляющими проведение учебно-воспитательной, методической, опытно-экспериментальной и внеклассной работы по одному или нескольким родственным учебным предметам. Основная функция методического объединения - практико-ориентированная деятельность.
Направления деятельности методических объединений:
1.Создание системы непрерывного повышения квалификации в рамках школы, вне школы, включение педагогов в систему повышения квалификации.
2.Формирование методологической культуры педагогов как средства повышения качества образования.
3.Системное освоение педагогами новых подходов в образовании, проектных и программных типов деятельности.
4.Поддержка инновационных поисков педагога, развитие культуры самоанализа деятельности.
5.Создание и апробирование программ, учебно-методических комплексов, дидактических материалов.
6.Организация работы по проведению всех форм учебных занятий, предусмотренных учебным планом.
7.Изучение и распространение опыта педагогов объединения через проведение открытых уроков с использованием современных педагогических технологий, презентаций успехов, публикаций разработок в периодической печати различного уровня.
В нашей школе четыре методических объединения: МО начальных классов «Родничок» (руководитель Коновалова Е.Б.), МО естественно-математического цикла «Мыслитель» (руководитель Батомункуева О.Ю.), МО учителей гуманитарного цикла «Лингвист» (руководитель Шутова Т.Ю.) и МО классных руководителей «Друг» (руководитель Слюсарева О.И.).
Каждое МО работает над своей методической проблемой, тесно связанной с методической проблемой школы «Создание» и в своей деятельности, прежде всего, ориентируется на организацию помощи учителю. Каждое методическое объединение имеет свой почерк в работе, свой подход.
Утверждение Константина Дмитриевича Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится сам, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь сегодня ставит на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования.
Достижение нового качества образования невозможно без повышения уровня профессиональной компетенции педагогов. Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни в вузе знания. На первый план выходит способность учителя ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать.
Одним из приоритетных направлений в методической работе является предоставление учителю широких возможностей для выбора формы, модели профессионального совершенствования.
В нашей отрасли сложилась и развивается профессиональная поддержка учительских кадров через институты повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Действующее законодательство РФ и нормативно-правовые документы обеспечивают государственную поддержку каждому педагогическому и руководящему работнику образования в повышении квалификации не реже, чем один раз в пять лет. В настоящее время педагогам предлагается большое разнообразие курсов повышения квалификации, организуемых на базе БРИОП, на базе БГУ. Как очные, так и заочные курсы, в том числе дистанционные с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, как бесплатные, так и организуемые на платной основе в других городах. Задача методической службы заключается в оказании консультативной и информационной поддержки при выборе направления повышения квалификации.
Повышение квалификации помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность.
Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.
Системообразующий компонент всей методической работы - индивидуальное профессионально-педагогическое самообразование. Самообразование занимает особое место в системе организации научно-теоретической, психолого-педагогической подготовки учителей. Самообразование - управленческий процесс, плановый, который строится на основе анализа деятельности.
Выбор учителем школы методической темы по самообразованию определяется потребностью учителя в повышении своей научно-теоретической подготовки, в совершенствовании практических умений и навыков, необходимых в педагогической деятельности, дальнейшем изучении вопросов дидактики, психологии, теории воспитания, в овладении анализом и синтезом научно-практической деятельности. В системе повышения профессиональной компетентности учителя ведущим компонентом является сама личность педагога, ее индивидуальные особенности, личностные качества, отношение к обновлению содержания и организации учебного процесса школы.
Следует отметить, что темы самообразования есть у всех учителей. Педагогами МО темы выбраны в соответствии с методической темой школы: Развитие конкурентноспособной личности в условиях сельской малокомплектной школы в период реализации ФГОС. Многие из учителей МО имеют четкий план работы над темой самообразования. Но результаты данной работы чаще всего используются при аттестации педагога. Реже выступления на МО, педсоветах, на конференциях с последующей публикацией.
Любому учителю хочется стать значимой фигурой. Значимый учитель сегодня – это одновременно профессионал и личность. Для того чтобы стать значимым, сегодня необходимо практическое овладение теми видами педагогической культуры, к которым учитель готов чаще всего только теоретически. Учитель постоянно находится между практикой и теорией, наращивая свой опыт преимущественно практическими умениями.
Любая педагогическая работа – это практическая деятельность. Выпускники педагогических вузов и педагоги со стажем знают, что педагогическая культура - совокупность умений учителя проявлять образцы личностно-ценностного отношения к ученикам, преподаваемым дисциплинам, детскому творчеству. Часто бывает так, что между теоретическими знаниями и практическими умениями продолжает сохраняться серьёзный разрыв. Преодолеть этот разрыв в современной школе можно средствами профессиональной переподготовки, которую принято называть методической культурой.
Расширение рынка технологий обучения обуславливает стремление педагогов повышать уровень профессионального мастерства, обновлять содержание обучения, совершенствовать методы и формы работы с учащимися. Чтобы сделать процесс обучения основам наук эффективным, недостаточно использовать только традиционные методики преподавания. Решение этой проблемы может быть достигнуто благодаря использованию нестандартных технологий в обучении.
Новые технологии обучения в контексте современной концепции образования и их влияние на профессиональное мастерство учителей– залог успеха при обучении учащихся.
Профессиональная деятельность школьного учителя за последние годы претерпела значительные изменения. Многие проблемы современного образования сегодня оказываются напрямую связаны с ИКТ-технологиями.
Наличие компьютерного класса позволяет организовать проведения уроков с использованием информационных технологий. Начинает интенсивно развиваться в обучении и управлении образованием в школе использование информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет. В настоящее время, компьютерные технологии стали инструментом в достижении нового современного качественного образования. Положительным моментом является создание компьютерной поддержки в виде web-презентаций учителями, школьниками для проведения уроков и участия в конференциях, семинарах, педсоветах. В школе создан свой WEB-сайт, имеются личные сайты учителей, где особое место отведено методической работе. Но стоит проблема о низкой активности педагогов в подаче информации для заполнения сайта школы.
Для решения многочисленных задач, стоящих перед ОУ необходимы высококвалифицированные педагогические кадры. Каким же педагогическим потенциалом обладает наша школа 69% с высшим профессиональным образованием, 85% награждены государственными и отраслевыми наградами, 31% учителей имеют высшую квалификационную категорию, 31% имеют первую квалификационную категорию. Педагоги имеют достаточно высокий уровень креативности и работают в режиме творческого саморазвития.
За период своей профессиональной деятельности учитель в среднем дает более 25 тысяч уроков. В процессе подготовки и проведения урока ему приходится решить сложнейшие вопросы педагогической теории и практики. Чем больше мы будем разбираться в этих вопросах, тем скорее мы создадим то мастерство, которым без теоретической выучки никак не овладеешь. С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков. Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры. При подготовке к уроку перед учителем постоянно встает вопрос: Как сделать урок более продуманным и интересным и добиться того, чтобы учащиеся были конкурентоспособными и смогли бы использовать полученные знания на практике?
Каждому из нас, уважаемые коллеги, необходимо, глубоко изучить эту «живую клеточку» учебно-воспитательного процесса.
Урок-это зеркало общей педагогической культуры, культуры учителя,- как писал В.А. Сухомлинский, - мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции.
Посещая уроки, складывается ясная картина и представление о том:
-каковы отношения учителя с учениками;
-глубоко или поверхностно он знает свой предмет;
-как он мотивирует познавательную деятельность своих учащихся;
-кто он: примитивный информатор или организатор процесса учения детей;
-обеспечивает ли он прочные знания, умения и навыки;
-формирует ли он УУД;
-умеет ли он использовать процесс освоения учащимися знаний по предмету для их развития и воспитания.
Только на уроке можно определить роль и место учителя в учебном процессе, только на уроке можно увидеть его рост и развитие.
Реализуя план ВШК, анализируя посещенные уроки учителей школы, можно отметить логичную последовательность при изучении материала, системность в работе, учет возрастных особенностей учащихся, смену видов деятельности, развитие исследовательских навыков, использование игровых моментов, сотрудничество учителя и ученика.
Над своим профессиональным развитием педагоги работают не только в своих предметных МО, но и в методическом объединении классных руководителей.
Выявить творческий потенциал учителя, изучить его опыт, увидеть в нем ценность для других педагогов коллектива, наладить тесное сотрудничество между отдельными членами коллектива и группами работников - это далеко не простая задача. Нужно создать такую образовательную среду, в которой одни учителя получали бы необходимый им передовой педагогический опыт, а другие - возможность самовыражения, раскрытия профессионального и творческого потенциала. Создать необходимую среду в нашей школе помогает такая форма методической работы, как методические дни учителей. Распространение педагогических инноваций способствует повышению педагогического мастерства учителя. Результаты научно-методической работ учителей представляются в виде докладов на научно - практических конференциях, как внутри школы, так и на районных и республиканских научно-практических конференциях, а так же в сетевых сообществах.
Учителя нашей школы делятся результатами своей работы с коллегами, публикуя в ИНТЕРНЕТЕ на своих электронных страницах разработки внеклассных мероприятий, открытых уроков, выступления по итогам семинаров и конференций разного уровня, программы элективных курсов, рабочие программы.
С 1 января 2011 года была введена новая модель аттестации педагогических работников, включающая два направления: соответствие занимаемым должностям; соответствие квалификационным категориям (первой или высшей). Новая модель аттестации позволяет педагогу провести глубокий анализ своего профессионального роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, умение применять теоретические знания на практике, и что самое главное, новая модель аттестации способствует диссеминации (тиражированию) инновационного педагогического опыта.
В 2022-2023 учебном году процедуру аттестации на первую квалификационную категорию прошла Шутова ТЮ и на высшую квалификационную категорию Сусева Н.А. В коллективе есть резерв молодых учителей, которые могут пройти процедуру аттестации на соответствие занимаемой должности (Байкова АВ, Песня ЕВ).
Молодые учителя требуют особого внимания, они с первого учебного дня должны включиться в интенсивный ритм образовательного процесса, у них еще не хватает опыта и профессионализма. Задача руководителей предметных методических объединений обеспечить им поддержку и квалифицированную помощь со стороны коллег- предметников, поэтому в плане работы предметных МО обязательным является раздел «Работа с молодыми специалистами. Наставничество». 20 февраля эти учителя дадут уроки, будет проведен «круглый стол» по результатам совместной работы молодых специалистов, наставников и руководителей МО.
Совершенствование мастерства учителя проходит так же через подготовку детей для участия в олимпиадах, конференциях разного уровня. Всему этому предшествует большая подготовительная работа со стороны учителя, способствующая его профессиональному росту.
Каждый педагог нашей школы ежегодно заполняет мониторинговую карту, которая отражает работу учителя по разным направлениям, стимулирует его к дальнейшей деятельности, а администрация школы, руководители МО видят деловые качества, достоинства учителя и его совершенствование в работе. Благодаря таким картам составляется банк данных, включающий обобщенные материалы о педагогическом опыте педагогов, базу данных по итогам аттестации, научно-практических конференций, по итогам олимпиад, ВПР и сдачи ГИА.
Передаю слово руководителям методических объединений учителей для краткого анализа работы.
Подводя итог, можно сделать вывод, что в нашей школе потенциал МО не всегда используется в полной мере. Это внутренний резерв развития образовательного учреждения. Сегодня пришло время выработать новый взгляд на роль методической службы как ключевого звена, обеспечивающего развитие школы. Ведь повседневное повышение профессионального мастерства учителя происходит на рабочем месте.
Совершенно очевидно: развитие внутришкольной методической работы нуждается в новых импульсах ее дальнейшего совершенствования, обретения нового качества, новых задач.
Методическая работа, конечно, способствует профессиональному самосовершенствованию педагогов, но только тех, кто заинтересован в своем профессиональном росте.
Задача коллектива – помочь учителю проанализировать собственное профессиональное мастерство, вселить в учителя уверенность, что он может работать лучше, и подсказать на конкретных примерах положительного педагогического опыта, как это можно сделать.
Новой школе нужен новый учитель, мобильный, готовый к восприятию инноваций и умеющий действовать по-новому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет по теме «Совершенствование профессионального мастерства учителя через участие в работе методического объединения»
В работе представлено содержание выступления на педагогическом совете школы по теме "Совершенствование профессионального мастерства учителя через участие в работе методического объединения...
Выступление на педагогическом совете по теме «Совершенствование профессионального мастерства учителя через участие в работе методического объединения»
В работе представлены материалы выступления руководителя МО учителей математики, физики и информатики по теме: «Совершенствование профессионального мастерства учителя через участие в работе мето...
Выступление на ГМО учителей математики "Совершенствование педагогического мастерства учителя через самообразовательную деятельность"
Данный материал поможет Вам без проблем подготовмться к выступлению на ШМО или ГМО....
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ РАБОТЫ РМО.
Статья из опыта работы в качестве руководителя РМО учителей иностранного языка. Как формируются профессиональные качества учителя в рамках работы РМО....
Профессиональный стандарт педагога как условие совершенствования профессионального мастерства
Презентация выступления на августовской конференции 2014 г....
"Роль районного методического объединения в совершенствовании профессионального мастерства учителей математики"
Роль районного методического объединения в совершенствовании профессионального мастерства учителей математикиОдним из ключевых направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая шко...
Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла на тему:"Пути и способы совершенствования педагогического мастерства учителя, как необходимое условие для перехода на Новые стандарты."
Реализация ФГОС образования обучающихся с УО(ИН) выдвигает на первый план ориентацию на формирование жизненных и социальных компетенций обучающихся, на их подготовку к самостоятельной жизни, де...