Технология УДЕ на уроках математики
материал

Малюдина Елена Борисовна
Технология УДЕ на уроках математики

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shmo_2023_matem.doc22.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Технология Укрупнения Дидактической Единицы на уроках математики»

Учитель МБОУ «Вечерняя школа №28»

Малюдина Елена Борисовна

       

                                                       2023 год

                            «Технология УДЕ на уроках математики»

В современном российском образовании существует много технологий, направленных на успешное обучение. Среди таких технологий есть технология УДЕ (укрупнение дидактических единиц), разработанная академиком РАО, заслуженным деятелем науки России и Калмыкии, профессором, доктором педагогических наук Пюрвя  Мучкаевичем Эрдниевым. Этот метод находится на стыке наук – математики, физиологии, медицины, философии и филологии и отражает глубинные стороны восприятия учащимися излагаемого преподавателем материала.

Сущность УДЕ сводится к объединению знаний во времени  или в пространстве. Особенности технологии УДЕ на уроках математики: в качестве основного элемента методической структуры взято понятие «математическое упражнение» в самом широком значении этого слова как элементарная целостность двуединого процесса «учения-обучения». Ключевой элемент технологии УДЕ – это упражнение триада, элементы которой рассматриваются на одном занятии: исходная задача, её обращение, обобщение. В работе над математическим упражнением отчетливо выделяются четыре последовательных и взаимосвязанных этапа: составление математического упражнения, выполнение упражнения, проверка ответа (контроль), переход к родственному, более сложному упражнению. Эти упражнения называются укрупненными упражнениями.  Основной формой упражнения становится многокомпонентное задание. Которое образовано из нескольких логически разнородных, но психологически состыкованных в некоторую целостность частей: а) решение «готовой» задачи; б) составление обратной и её решение; г) составление аналогичной задачи;  д) составление задачи по неким элементам, общим с исходной задачей; е) составление более сложной обобщенной по тем либо другим характеристикам исходной задачи.

Дидактической единицей может выступать совокупность вопросов или группы задач, отрабатываемых, как правило, в пределах одного урока. П.М. Эрдниев указал четыре основных способа УДЕ:

1.      Совместное  изучение связанных вопросов программы

Первый способ УДЕ – совместное и одновременное изучение взаимно связанных вопросов программы. Например, я применяю данный способ при изучении  следующих тем: арифметическая и геометрическая прогрессии, логарифмическая и показательная функции, производная и первообразная, тригонометрические функции, заключение и раскрытие скобок, введение в стереометрию. Такое совместное изучение тем  дает экономию времени на изучение материала, освобождает тем самым время на отработку навыков применения знаний, а также учащиеся учатся сравнивать и анализировать.

2.      Метод деформированных упражнений, в которых искомым является не один, а несколько элементов

Второй способ УДЕ – метод деформированных упражнений является необходимым атрибутом уроков математики, которые основываются на логических операциях, переборе возможных решений, сравнение чисел, прикидки и контроля ответа. Задания с пропусками.

3.      Решение прямой задачи и преобразование её в обратные или аналогичные

Третий способ УДЕ - решение прямой задачи и преобразование её в обратные или аналогичные. Данный способ активно применяется при необходимости акцента на переходы от одного процесса к другому или, что то же самое, целесообразность сознательного сравнения этих во многом противоположных процессов. Например, я применяю данный способ при изучении следующих тем: свойства и признаки параллельных прямых, свойства и признаки параллелограмма, решение текстовых задач

4.      Усиление удельного веса творческих заданий по самостоятельному конструированию учащимися задач, примеров. Трехэлементность задания: а) обычное задание; б) ученик сам автор задания; в) творческие упражнения.

При записи использую матричное (таблица) или блочное представление материала и большую роль играют три принципа: системность, краткость и простота. При такой подаче учащиеся легче воспринимают и быстрее усваивают материал,  он более прочно закрепляется в памяти.

    Таким образом, применяя элементы УДЕ на уроках математики, я убедилась, что эта технология обладает качествами системности и целостности, устойчивостью к сохранению во времени и быстрым проявлением в памяти. Способствует освоению учащимися главные, существенные понятия, связи,  возрастающего объема информации за меньшее, чем прежде, время и при резком снижении нагрузки на учащегося. УДЕ развивает логическое мышление, учит приёмам свертывание и развертывания информации, помогает безошибочно вычленять главное.

Литература:

1.      П.М. Эрдниев, Б.П. Эрдниев /Обучение математике в школе/М.: Просвещение, 1996.

2.      П.М. Эрдниев /Обучение математике методом укрупнения дидактических единиц/Элиста, 1979


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Самостоятельность - это неотъемлемое требование сегодняшней реальности, предполагающее формирование у человека таких качеств, как целеустремлённость, независимость, широта взглядов и мышлений, гибкост...

Трансляция опыта по теме: «Элементы модульной и информационных технологий обучения на уроках математики».

Трансляция опыта по теме: «Элементы модульной и информационных технологий обучения на уроках математики». Выступление по теме: «Индивидуальный стиль учебной деятельности ученика, как фактор...

Здоровьесберегающие технологии, применяемые на уроках математики, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности учащихся коррекционной школы.

В данной статье освещается вопрос об использовании здоровьесбережения на уроках математики. Применение на уроках упражнений, заданий, связанных с изучением своего здоровья и умение использовать получе...

Презентация. Технология ВДК на уроках математики

Данный материал содержит теоретические аспекты технологии вариативных дидактических карточек, а также практические советы применения их на уроках математики...

Использование интерактивных технологий обучения на уроках математики в специальной (коррекционной) школе.

В настоящее время невозможно представить процесс обучения без применения современных интерактивных технологий, которые все чаще используются при обучении различным учебным дисциплин...

Применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) на уроках математики.

Мультимедиа-технологии неизмеримо расширяет возможности в организации и управлении учебной деятельности и позволяет практически реализовать огромный потенциал перспективных методических разработок, на...