Особенности преподавания гегорафии в исправительной колонии
материал
Особенности преподавания гегорафии в исправительной колонии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_prepodavaniya_geografii.docx | 8.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности преподавания географии в исправительной колонии.
- Конечно, тюрьма консервирует лучшие качества, с которыми человек вошел в тюрьму, но эта же тюрьма усугубляет все пороки, с которыми порочный человек вступает в тюрьму…
Вернуть человека в общество – вот в чем заключается задача и сверхзадача работы учителя в образовательном исправительном учреждении. Формирование личности особенно значимо в местах лишения свободы, т.к., покинув стены ИК-5 наши ученики станут полноправными членами общества. И география играет далеко не последнюю роль в формировании такой личности. Школьная география имеет важное образовательное и воспитательное значение. Образовательное значение заключается в том, что география как учебный предмет дает ученику географические знания. Эти знания нужны каждому культурному, образованному человеку, их не дает никакой другой учебный предмет. Это знания о Земле, ее внутреннем строении, о рельефе, климате, водах, почвах, растительности, животных, населении, природных ресурсах, и т. д. Благодаря этим знаниям можно объяснить с научной точки зрения многие природные и общественные явления, ориентироваться в окружающем мире, они содействуют развитию широкого кругозора.
В системе основного общего образования география один из немногих школьных предметов, содержание которого одновременно охватывает разнообразные аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе. Так, в рамках поурочного планирования большое внимание уделено практическим работам. Они учат работать с картами, статистическим материалом, развивают навык самостоятельной работы.
В целом же, педагогическая работа с осужденными вызывает много трудностей в преподавании географии. Это трудности, связанные с режимными условиями исправительной колонии: например, отсутствуют условия для выполнения домашней работы. А она имеет большое значение в освоении предмета. Огромный пласт знаний по географии, накопленный человечеством, зачастую бывает очень сложно уместить в 1 час в неделю. А дополнительно заниматься у наших учащихся нет ни возможности, ни желания.
Отрывает от учебного процесса и их посменная работа в промышленной зоне. Даже на этот один час в неделю они могут не прийти в связи с работой, а приходя после перерыва, они не успевают наверстать упущенное.
Примитивный уровень знаний, элементарных правил и норм поведения, ненормативная лексика, - усложняют образовательный и воспитательный процесс в ИК - 5. Дефицит знаний таков, что многие обучающиеся не могут понять смысл написанного. А многие географические термины приходится объяснять по нескольку раз.
Ещё одной особенностью преподавания в ИК-5 является нестандартный учебно-воспитательный процесс. Он учитывает все, что так важно для нас: индивидуализацию, дифференциацию обучения, использование коллективной мыслительной деятельности учащихся, их богатый жизненный опыт, их тягу к игровым и прочим ярким эмоциональным формам учебы. Эта нестандартность диктуется и тем, что наши учащиеся – это осужденные на срок лишения свободы. Они нуждаются в работе по индивидуальному плану, с использованием зачетной системы обучения, системы консультаций, которая у нас разработана и активно используется.
Нельзя в нашей работе и без положительного настроя. Доброжелательное отношение, словесное поощрение, положительные оценки,- вызывают потребность в познании. Положительная мотивация к процессу обучения появится только путем выявления и развития положительного в каждом человеке. Принцип опоры на положительные качества характера обучающегося – является для меня главным. Только благодаря такому подходу удается привлечь учащихся к работе на уроках.
Для получения положительного результата в процессе познания географии в исправительной колонии мною используются различные методы осуществления учебно-познавательной деятельности: словесный метод (это рассказ, лекция, беседа); наглядный метод (метод иллюстраций - показ карт, иллюстративных пособий – плакатов, картин, портретов; метод демонстраций – показ кинофильмов, документальных фильмов); проблемно-поисковый метод ( создание проблемной ситуации, высказывание учениками предположений о путях разрешения проблемной ситуации, выбор рационального варианта разрешения проблемной ситуации); метод самостоятельной работы (работа со школьным учебником , справочной и другой литературой).
При работе с осужденными я использую те педагогические технологии, которые не подавляют личность учащегося-осужденного, а утверждают ценность и достоинство человека.
Некоторые инновационные процессы в школе приживаются, вызывают интерес обучающихся-осужденных, но, учитывая указанные выше специфический контингент обучающихся, положительные результаты в обучении, возможно проявятся в будущем. Средний бал по предмету не превышает «тройку». Отношение обучающихся к обучению изменяется в лучшую сторону медленно. Конечный педагогический результат в преподавании географии в ИК-5 можно сформулировать высказыванием философа Г.С.Батищева: «Человека нельзя «сделать», «произвести», «вылепить» как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне. Но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Особенности преподавания истории и обществознания в вечерней школе в условиях исправительной колонии".
Общеобразовательные школы при тюрьмах, исправительных колониях всегда являлись особенным звеном системы вечернего образования.В вечернюю школу при исправительной колонии поступают ученики ...
Презентация к педсовету "Особенности преподавания истории и обществознания в вечерней школе в условиях исправительной колонии".
Общеобразовательные школы при тюрьмах, исправительных колониях всегда являлись особенным звеном системы вечернего образования. Контингент обучающихся существенно отличается от обучающихся ...
"Учет индивидуально-психологических, возрастных особенностей обучающихся на уроках истории в условиях исправительной колонии"
Выступление на семинаре...
«Развитие познавательного интереса учащихся вечерней школы исправительной колонии при изучении биологии».
Материалы доклада к моей исследователькой работе....
Особенности преподавания истории в Исправительной колонии строгого режима№1 г.Якутска
Как бы работа не велась в УКП, но педагогическая работа с осужденными вызывает много трудностей для учителей. К числу таких трудностей относится о...
План внутришкольного контроля в вечерней школе при исправительной колонии
План внутришкольного контроля выложен для сотрудников, работающих в сфере вечернего образования в исправительных колониях. Его можно использовать как пример для разработки своего собственного плана ВШ...
Особенности обучения в исправительных колониях.
На сегодняшний момент основным направлением развития образовательного учреждения является повышение качества образования. Моей задачей, учителя, является создание и повышение мотивации к обучению, ока...