Особенности преподавания истории в Исправительной колонии строгого режима№1 г.Якутска
статья по истории на тему
Как бы работа не велась в УКП, но педагогическая работа с осужденными вызывает много трудностей для учителей.
К числу таких трудностей относится отрицательная среда, возникающая из-за сосредоточенности криминогенной части населения в одном месте, где формируется специфическая система межличностных отношений, основанных на традициях уголовного мира, разрушающих личность. Сложившийся криминальный порядок разделяется всеми осужденными, который является в колонии единственной гарантией физического существования. Посещение школы не всегда положительно расценивается в криминальном мире, из-за чего некоторые обучающиеся отказываются учиться или, начав учиться, прекращают посещать занятия в школе.
Примитивный уровень знаний, элементарных правил и норм поведения, ненормативная лексика, - усложняют образовательный и воспитательный процесс в школе. Дефицит знаний таков, что многие обучающиеся не могут понять смысл написанного.
Учителя, работающие в исправительной колонии, ограничены в возможностях стимулирования учащихся.
Работа с таким сложным контингентом требует от педагогов максимальной концентрации моральных, эмоциональных, психических и волевых усилий. Вся работа учителя нацелена на поиск новых форм работы с целью пробуждения у обучающихся желания получать знания, выработки у них положительной мотивации к обучению. В условиях исправительной колонии, при работе с обучающимися-осужденными учитель должен добиться того, чтобы обучающийся его позитивно воспринял. Любое несоответствие, непрофессионализм оттолкнут ученика от учителя. Слово учителя – самый доступный и эффективный инструмент, активизирующий стремление обучающихся к познанию. Через образный эмоциональный рассказ можно вызвать интерес ученика к предмету. История как предмет для этого обладает богатым событийным материалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья Особенности преподавания истории в Исправительной колонии строгого режима№1 г.Якутска | 26.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МОБУ «Центр образования» Городского Округа «город Якутск».
Борисов Дмитрий Дмитриевич,
учитель истории и обществознания.
«Особенности преподавания истории в Исправительной колонии строгого режима№1 г.Якутска».
В г Якутске Республики Саха (Якутия) наряду с дневными школами существует и МОБУ «Центр образования» Городского Округа «город Якутск» (вечерняя-сменная общеобразовательная школа), при которой действуют два Учебно Консультативных Пункта (УКП) в Колонии Поселении №2 и в Исправительной колонии №1.
УКП при исправительных колониях всегда составляли особенное звено системы вечернего образования. УФСИН РФ устанавливает обязательное получение основного общего образования осужденными, не достигших возраста 30 лет. Поэтому в УКП в соответствии с законодательством, обучаются лица в возрасте от 18 до 30 лет.
Получение образования осужденными в нашем обществе оценивается неоднозначно. Одни считают, что не надо «повышать квалификацию» преступника.
Другие считают, что осужденные должны получать образование. Школа , по их мнению, это учреждение, где осуществляется коррекция нравственных ориентиров, ресоциализация оступившейся молодежи и осуществляется подготовка их к жизни на свободе. Ресоциализация – это повторная социализация, в ходе которой меняются установки,цели,нормы и ценности индивида. Отсутствие образования очень часто является одной из причин совершения человеком преступлений. В «Концепции развития уголовно-исполнительной системы (УИС) до 2020 года» ставится задача усиления психолого-педагогической работы с осужденными «в направлении обеспечения ресоциализации осужденных, освоения ими основных социальных функций как необходимого условия исправления и успешной адаптации в обществе после освобождения».
Как бы работа не велась в УКП, но педагогическая работа с осужденными вызывает много трудностей для учителей.
К числу таких трудностей относится отрицательная среда, возникающая из-за сосредоточенности криминогенной части населения в одном месте, где формируется специфическая система межличностных отношений, основанных на традициях уголовного мира, разрушающих личность. Сложившийся криминальный порядок разделяется всеми осужденными, который является в колонии единственной гарантией физического существования. Посещение школы не всегда положительно расценивается в криминальном мире, из-за чего некоторые обучающиеся отказываются учиться или, начав учиться, прекращают посещать занятия в школе.
Примитивный уровень знаний, элементарных правил и норм поведения, ненормативная лексика, - усложняют образовательный и воспитательный процесс в школе. Дефицит знаний таков, что многие обучающиеся не могут понять смысл написанного.
Учителя, работающие в исправительной колонии, ограничены в возможностях стимулирования учащихся.
Работа с таким сложным контингентом требует от педагогов максимальной концентрации моральных, эмоциональных, психических и волевых усилий. Вся работа учителя нацелена на поиск новых форм работы с целью пробуждения у обучающихся желания получать знания, выработки у них положительной мотивации к обучению. В условиях исправительной колонии, при работе с обучающимися-осужденными учитель должен добиться того, чтобы обучающийся его позитивно воспринял. Любое несоответствие, непрофессионализм оттолкнут ученика от учителя. Слово учителя – самый доступный и эффективный инструмент, активизирующий стремление обучающихся к познанию. Через образный эмоциональный рассказ можно вызвать интерес ученика к предмету. История как предмет для этого обладает богатым событийным материалом.
Доброжелательное отношение, словесное поощрение, положительные оценки,- вызывают потребность в познании. Положительная мотивация к процессу обучения появится только путем выявления и развития положительного в каждом человеке. Принцип опоры на положительные качества характера обучающегося – является для меня главным. Только благодаря такому подходу удается привлечь учащихся к работе на уроках и внеклассных мероприятиях.
Общественные дисциплины, такие как история и обществознания, вызывают неодинаковый интерес у осужденных. Обществознание, в большинстве случаев, тяжело воспринимается обучающимися, из-за непонимания смысла терминов и их значения. История, как школьный предмет, воспринимается положительно. Восприятие истории осужденными специфическое, которое основывается на когда-то просмотренных художественных фильмах, тюремном анекдоте, услышанной песне. Восприятие это буквальное, не подвергаемое сомнению. Например : обучающиеся-заключенные уверены в том, что Екатерина II продала Аляску ; Столыпин виноват в том, что появились вагоны для перевозки заключенных ; Ленин – немецкий шпион и т.д. Таким образом, работа учителя истории направлена на достижение обучающимися объективного восприятия истории, развитие навыков мыслительной деятельности, раскрытие и исправление логических ошибок.
Достижение результата возможно только при следовании определенным педагогическим и предметным принципам: принципа природосообразности (педагогический процесс строится согласно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся и направлен на развитие самовоспитания, самообразования, самообучения); принципа гуманизации ( педагогический процесс стоится на полном признании прав воспитанника и уважения к нему); принципа толерантности (принятие ученика таким, каков он есть.) Следование этим педагогическим принципам позволяет создать условия для развития межличностных отношений учитель-ученик на основе доверия, сотрудничества.
Для получения положительного результата в процессе познания истории и обществознания в исправительной колонии используются различные методы осуществления учебно-познавательной учебной деятельности : словесный метод (рассказ, лекция, беседа); наглядный метод ( метод иллюстраций - показ ученикам иллюстративных пособий – плакатов, карт, картин, портретов; проблемно-поисковый метод ( создание проблемной ситуации , высказывание учениками предположений о путях разрешения проблемной ситуации, выбор рационального варианта разрешения проблемной ситуации.); метод самостоятельной работы (работа со школьным учебником , справочной и другой литературой).
Для успешного решения общеобразовательных и воспитательных задач используются направления педагогической работы,такие как : коррекция имеющихся знаний, практическая работа по развитию образного мышления, работа по реабилитации на возврат к утраченным нормам морали и права.
При работе с осужденными использую различные педагогические технологии. Использую те технологии, которые не подавляют личность учащегося-осужденного, а утверждают ценность и достоинство человека.
Технология дифференцированного обучения в условиях исправительной колонии успешно применяется в работе с осужденными. Критериями для дифференциации в работе с осужденными являются:умственное развитие ( способные, учащиеся с ЗПР) ; личностно-психологический тип ( тип мышления ,темперамент). Дифференцированный подход – необходимо условия в работе с осужденными. Индивидуальная работа как система имеет своей целью разрушению ошибочных взглядов обучающихся-осужденных, укрепить в них веру в себя. Стараюсь убедить учеников, что человек – сам кузнец своего счастья и возможности его в этом безграничны. Дифференцированный подход затрагивает и различные звенья учебного процесса : это и планирование урока, и сам урок, и групповая и индивидуальная работа, и проверка знаний.
Нашла своё применение и технология проблемного обучения. Ученики участвуют в решении различных проблемных задач. Для привлечения решения выдвигаемых на уроке проблем используется подготовленные заранее система вопросов. Ученики нередко проявляют самостоятельность и оригинальность.
Некоторые методологические приёмы технологии критического мышления также успешно применяю в работе с осужденными. Данная технология, её использование, позволяет с учетом как своей точки зрения, так и других мнений , позволяет отказаться от собственных предубеждений
Некоторые инновационные процессы в школе приживаются, вызывают интерес обучающихся-осужденных, но, учитывая указанные выше специфический контингент обучающихся, положительные результаты в обучении, возможно проявятся в будущем. Средний бал по предмету едва превышает «тройку». Отношение обучающихся к обучению изменяется в лучшую сторону медленно.
Первоочередной и наиболее важной целью исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы является исправление осужденных, которое подразумевает формирование у них уважительного отношения к людям, готовность и способность вести правопослушный образ жизни ( ст. 9 УИК РФ). По данным МВД, из выпускников школ при ИК вновь попадают в места лишения свободы лишь одна треть отбывших срок наказания в исправительной колонии.
Изучение истории и обществознания осужденными позволяет им получать или видоизменять уже имеющиеся представления об устройстве общества, роли правовых традиций и норм, ценностях общества. Формирование нравственного человека – главное содержание и смысл преподавания истории и обществознания в условиях исправительной колонии. Наряду с образовательными задачами важное место занимают воспитательные задачи, поэтому педагогический процесс рассматривается как одно из средств исправления и перевоспитания осужденных.Работа учителя направлена на то, чтобы осужденный вернулся к бесконфликтному восприятию действительности, научился приёмам самосовершенствования и сформировал у себя потребность к построению новой жизненной позиции.
Использованная литература:
1.Адаптация учащейся молодежи к трудовой и учебной деятельности: Сб. ст. Иркутск: ИГПИ, 1986. - 122 с.
2. Вершинин В.Н. Центр образования взрослых: алгоритм становления. РАО Институт образования взрослых. Инновации в образовании и социальные перемены. Материалы к конференции. Санкт-Петербург, 1993. —1. C. 46-52.
3. Вершинин В.Н. Школа взрослых. Теория и методика реабилитирующего образования. Ульяновск: ИПК ПРО, 2002. — 54с.
4. Монтьева М.Р. Реалии развития вечерних школ России // Открытая школа. № 5. 1998. С. 34-42.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Особенности преподавания истории и обществознания в вечерней школе в условиях исправительной колонии".
Общеобразовательные школы при тюрьмах, исправительных колониях всегда являлись особенным звеном системы вечернего образования.В вечернюю школу при исправительной колонии поступают ученики ...
Презентация к педсовету "Особенности преподавания истории и обществознания в вечерней школе в условиях исправительной колонии".
Общеобразовательные школы при тюрьмах, исправительных колониях всегда являлись особенным звеном системы вечернего образования. Контингент обучающихся существенно отличается от обучающихся ...
Особенности преподавания истории в Крыму в переходный период
Статья помогает проследить интеграцию системы образования Республики Крым в общероссийскую систему....
Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС
Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС...
Специфика преподавания истории в исправительных учреждениях
Специфика преподавания истории в исправительных учреждениях...
Особенности преподавания гегорафии в исправительной колонии
Особенности преподавания гегорафии в исправительной колонии...