Формирование мотивации осужденных обучающихся на уроке географии
материал
Формирование мотивации осужденных обучающихся на уроке географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsiya.docx | 9.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование мотивации осужденных - обучающихся на уроках географии.
Несмотря на появление новых средств, и методов обучения, проблема развития и формирования мотивации учения остается на сегодняшний день одной из важнейших в педагогической науке.
Благодаря содержанию процесса обучения и общения происходит формирование и развитие личностных качеств обучающихся, повышается мотивационный уровень, что способствует усвоению предмета. Однако, говоря о создание положительной мотивации обучающихся, необходимо учитывать не только их личностные характеристики.
Обучение осужденных характеризуется рядом особенностей, знание которых необходимо для организации целостного педагогического процесса. Первая особенность заключается в том, что учебная деятельность протекает в условиях лишения свободы обучающихся, то есть в условиях изоляции от социума и в среде неблагоприятной для развития личности в целом. Вторая особенность обучения осужденных состоит в том, что в процессе учебной деятельности в условиях лишения свободы имеются определенные ограничения в отличие от данной деятельности лиц, находящихся на свободе. Осужденные не имеют права выбора некоторых видов учебной деятельности, не могут использовать печатные материалы, мультимедийные средства и т. п. Третья особенность заключается в том, что исправительные учреждения предназначены для исполнения уголовного наказания и перевоспитания осуждённых. Таким образом, обучение не является основным видом деятельности осуждённых и занимает незначительную часть времени, что замедлят процесс усвоения учебного материала. Тем не менее, вышеуказанные ограничения имеют и положительную сторону, например, организация просмотра учебных фильмов с целью знакомства с известными путешественниками, географическими объектами, природными явлениями, мировыми достопримечательностями способствуют расширению познавательной сферы осуждённых, возникновению интереса к предмету, развитию положительной мотивации.
Несмотря на специфику образовательных учреждений для осужденных, на уроках географии используются следующие формы обучения: практическое занятие, занимающее важно место среди прочих форм, учебно-воспитательные мероприятия, и самостоятельная работа обучающихся, которая в свою очередь направлена на выполнение заданий непосредственно на уроке и подготовку к участию в различных внеаудиторных мероприятиях.
Остановимся более подробно на некоторых вышеперечисленных формах и видах работ.
Развитию положительной мотивации способствует проведение различных видов урока. Так, по способу проведения можно выделить урок практических работ. Его подготовка требует от преподавателя больших временных затрат. Однако в ходе такого урока возможна организация практической деятельности учащихся, имеющей большое значение, например, по развитию умений работы с географической картой. Помимо традиционного показа географических объектов на карте, организуется такая форма работы как самопроверка. Обучающиеся проверяют свои умения и навыки, задавая друг другу вопросы по карте. Содержание вопросов должно отражать пройденные темы. Они могут быть составлены заранее и проверены преподавателем, чтобы не создавать дополнительных трудностей во время ответа.
Таким образом, основные средства обучения развивают положительную мотивацию, мыслительную деятельность учащихся, формированию у них умения проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и другие операции.
Обратимся к такому типу урока как урок — экскурсия с использованием электронных презентаций и фильмов. Такой урок характеризуется использованием мультимедийных средств обучения. Просмотр фильмов и слайдовых презентаций, с одной стороны, вызывает интерес у осужденных обучающихся, а, с другой стороны, такая деятельность, способствует расширению кругозора, повышению мотивации, развитию навыка устной речи. В рамках урока-экскурсии были изучены такие темы как «Природные зоны России» (Урал, Сибирь и т. д.). Обучающимся демонстрировались учебно-познавательные фильмы, раскрывающие взаимосвязь природных объектов, животного и растительного мира. В процессе просмотра предлагалось заполнить таблицу «Характеристика ПТК», в которой необходимо было перечислить названия показанных в фильме природных объектов, животных, растений, видов почвы, климата.
Особый интерес представляют уроки с экологическим содержанием. Существует мнение, что использование в практике обучения адаптированного экологического опыта жителей Германии, отличающихся высоким уровнем экологического сознания, можно рассматривать как один из эффективных способов развития экологического сознания у российских обучающихся Так на уроках географии в 10–11 классах, в рамках изучения темы «Энергетические проблемы мира», рассматривались разные подходы к проблеме энергосбережения в разных странах, в том числе Германии.
Задачи практических занятий соответствовали цели и были сформулированы следующим образом:
1. Дать осуждённым — обучающимся общее представление по теме «энергосбережение».
2. Познакомить с состоянием проблемы «энергосбережения» в Германии и России
3. Предложить конкретные поведенческие модели для решения проблем в рамках темы «энергосбережение».
Учащимся был предложен информационный блок по теме «энергосбережение» с демонстрацией фильма. Заключительным этапом занятий стал блиц-опрос, целью которого стала проверка усвоения полученной информации. В ходе организации и проведения уроков реализовались информационная функция преподавателя в форме предъявления нового материала, коммуникативная функция в виде умения общаться самому и обучать общению учащихся, организаторская функция, проявляющаяся в умении направить активность учащихся в нужном направлении, развивающая функция, реализующаяся в овладении преподавателем приемов формирования умственной деятельности учащихся.
Для развития экологического сознания осуждённых — обучающихся были использованы публицистические источники: путевые очерки, заметки путешественников (Ф.Конюхов), телевизионные передачи о стране, художественные фильмы, раздаточные материалы — сумки для покупок, календарь сроков сдачи и выброса мусора, листовки и плакаты экологического характера, фотографии жизни и быта жителей среды, информация о знаках экологически чистой продукции “Blauer Engel” (голубой ангел), “Grüner Punkt” (зеленый пункт).
Таким образом, на уроках рассказывается не только о красотах природы и достопримечательностях изучаемой страны, но и всегда уделяется внимание существующим проблемам. В ходе таких занятий, предполагается что, осуждённый — обучающийся должен почувствовать свою ответственность за сохранение природы.
Помимо практических занятий по географии проводились воспитательные мероприятия. Преимущество внеаудиторных учебно-воспитательных мероприятий заключается, во-первых, в их масштабности, так как существует возможность участия большего количества осужденных обучающихся и, следовательно, увеличивается воспитательное воздействие. Во-вторых, по возможности учитываются интересы обучающихся относительно содержания данных мероприятий, что, безусловно, повышает степень участия в них, мотивацию и создает общий положительный эмоциональный фон осужденных обучающихся. Содержание учебно-воспитательных мероприятий может быть отражено в календарно-тематическом плане, либо приурочено к календарному празднику. Например, в канун Нового года было проведено мероприятие «Как празднуют Новый год в странах мира». Обучающимся предлагалось принять участие в электронной экскурсии, в которой в увлекательной форме рассказывалось о традициях празднования Нового года и Рождества. Проведенная по окончанию просмотра викторина имела познавательный характер. Обучающиеся обсуждали особенности празднования представителей разных стран в сравнении с празднованием россиян.
Создание положительной мотивации через практические работы и другие формы способствует повышению эффективности обучения, развитию познавательного интереса к предмету.
Развивая и поддерживая положительную мотивацию осужденных обучающихся на занятиях по географии, преподаватель способствует формированию активной жизненной позиции личности, неравнодушной к своему будущему и будущему страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках географии посредством технологии критического мышления."
Статья "Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках географии посредством технологии критического мышления"...
Использование технологии развития критического мышления, как средства формирования мыслительной деятельности обучающихся на уроках географии
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартны...
Формирование гражданской компетентности обучающихся на уроках географии, истории и обществознания посредством использование технологии Гражданский форум
Использование диалоговых технологий в обучении географии...
Формирование читательской культуры обучающихся на уроках географии.
Материал представлен на областной научно-методической конференции, организованной Благовещенским государственным педагогическим университетом. Основное направление конференции - научные исследования...
Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС
Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС. Отчет по работе над мето...
Формирование мотивации у обучающихся на уроках английского языка
При формировании положительной мотивации к предмету у школьников необходимо учитывать то, кого мы обучаем, как обучаем и чему обучаем. Исходя из этого особенно важным становится личностно-ориентирован...
Способы повышения мотивации у обучающихся на уроках географии (из опыта работы)
В предложенном материале учитель предлагает различные способы, способствующие повышению уровня мотивации к обучению на уроках географии....