Особенности разговорной речи учащихся с интеллектуальными нарушениями
статья (6 класс)
Проблема формирования речи учащихся с интеллектуальным нарушением занимает значительное место в исследованиях психологов и педагогов, решающих вопросы воспитания и обучения детей в условиях специальной коррекционной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Речь, выполняя когнитивную, регулирующую и коммуникативную функции, является «каналом развития интеллекта» ребенка, создает условия для коррекции его познавательной деятельности и обеспечивает средствами для благополучного социального взаимодействия с окружающими людьми.
В процессе коррекционного обучения и воспитания особое значение имеет формирование у учащихся с интеллектуальным нарушением умений создавать устные речевые высказывания. Основное внимание в специальном обучении уделяется развитию речевых умений, позволяющих школьникам создавать высказывания, построенные по правилам литературного языка. К высказываниям учащихся с интеллектуальным недоразвитием предъявляются требования смысловой развернутости и правильного лексико-грамматического оформления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razgovornoy_rechi.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Радайкина Т.М.
учитель
специальной коррекционной школы
для детей с ограниченными
возможностями здоровья
Особенности разговорной речи школьников
с интеллектуальными нарушениями
Проблема формирования речи учащихся с интеллектуальным нарушением занимает значительное место в исследованиях психологов и педагогов, решающих вопросы воспитания и обучения детей в условиях специальной коррекционной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Речь, выполняя когнитивную, регулирующую и коммуникативную функции, является «каналом развития интеллекта» ребенка, создает условия для коррекции его познавательной деятельности и обеспечивает средствами для благополучного социального взаимодействия с окружающими людьми.
В процессе коррекционного обучения и воспитания особое значение имеет формирование у учащихся с интеллектуальным нарушением умений создавать устные речевые высказывания. Основное внимание в специальном обучении уделяется развитию речевых умений, позволяющих школьникам создавать высказывания, построенные по правилам литературного языка. К высказываниям учащихся с интеллектуальным недоразвитием предъявляются требования смысловой развернутости и правильного лексико-грамматического оформления.
Успешность самостоятельного формирования содержания высказываний учащимися с интеллектуальным недоразвитием во многом определяется особенностями их познавательной деятельности. Недостатки познавательной деятельности, характерные для учащихся специальных коррекционных школ, в большей или меньшей степени отражаются в их речи. О том, что устная речь учащихся с интеллектуальным недоразвитием развивается своеобразно и имеет ряд особенностей, которые отрицательно влияют на успешность обучения, известно благодаря исследованиям М.Ф.Гнездилова, В.Г.Петровой, Е.И.Разуван, Р.И.Лалаевой, Ю.А. Кругловой и др.
В то же время ряд исследователей отмечают тот факт, что успешность создания учащимися с интеллектуальным недоразвитием устных речевых высказываний во многом зависит от мотивации речепорождения, которая, в свою очередь, определяется особенностями коммуникативной ситуации. В ситуациях эмоционально значимого общения создается благоприятная внутренняя мотивация, что положительно сказывается на разворачивании смысловых планов устного высказывания. При таких условиях этапы речевой деятельности протекают более естественно и непринужденно.
В специальной коррекционной школе толчком к созданию детьми устных высказываний является требование учителя, реже – намерение самих учащихся. Нередко построение правильного предложения становится для учащихся с интеллектуальным недоразвитием более важной задачей, чем выражение собственной мысли. Выпускникам специальной коррекционной школы в будущем наиболее значимы навыки устной разговорной речи. Совершенствование разговорной речи для учащихся с интеллектуальным недоразвитием не всегда представляемся возможным в связи с тем, что многие из них воспитываются в неблагополучных семьях и чаще всего наблюдают далеко не лучшие речевые образцы. Следовательно, среди причин недостатков самостоятельной устной речи учащихся с интеллектуальным недоразвитием можно назвать отсутствие значимого речевого опыта как в школе, так и в семье.
Разговорная речь всегда мотивирована благодаря присутствию значимого собеседника. В разговорной речи на равных правах выступают языковые и неязыковые средства выражения мысли. Имея разные формы (монолог, диалог, полилог), разговорная речь всегда диалогична, для нее обязательно присутствие живой реакции заинтересованного слушателя, который может перебить рассказчика, задать ему вопросы, согласиться или возразить. Разговорная речь отличается большей степенью включенности межличностных отношений, наличием собственного взгляда на предмет разговора, что обеспечивает психологический комфорт и создает между собеседниками определённый характер взаимоотношений.
Н.И.Жинкин отмечал серьёзную роль разговорной речи в развитии самостоятельности мышления школьника, в превращении ученика в увлекательного рассказчика, в создании «вкуса к рассказыванию», в организации ситуации «реального и нужного каждому живого общения». Известный психолог обращал внимание на то, что развитие речи не может быть сведено к развитию «ученической» устной речи. Он убедительно доказывал, что в школе необходимо вести работу по развитию спонтанной речи детей, объясняя это тем, что все виды речи тесно связаны.
Как показали исследования учёных, разговорная речь школьников с интеллектуальным недоразвитием отличается по оформлению, по содержанию. Наиболее значимым отличием разговорной речи является то, что ситуация её использования стимулирует у детей желание говорить и обеспечивает успех в решении речевых задач. В разговорной речи ребёнка с интеллектуальным недоразвитием имеется потенциал, позволяющий передать больше смысловых планов, и её использование при обучении формированию и формулированию мыслей может иметь коррекционно - развивающее значение. Коррекция недостатков разговорной речи школьников с интеллектуальным недоразвитием создаст благоприятные условия для развития кодифицированной речи. При использовании разговорной речи появляется возможность активизировать и совершенствовать те речевые умения школьников с интеллектуальным недоразвитием, которые актуальны для реальных жизненных ситуаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития речи детей с интеллектуальными нарушениями
особенности развития речи детей...
Развитие речи учащихся с интеллектуальными нарушениями как условие их успешной социализации.
Коррекция недостатков развития речи умственно-отсталых детей является приоритетной в реализации процесса социализации. В коррекционной школе учителя-надомники особое внимание уделяют обогащению словар...
Особенности развития речи учащихся на уроках русского языка в 5-9 классах для обучающихся с ОВЗ, имеющих легкие интеллектуальные нарушения
В данной статье представлены особенности развития речи учащихся на уроках русского языка в 5-9 классахдля обучающихся с ОВЗ, имеющих легкие интеллектуальные нарушения....
"Особенности познавательной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями"
quot;Особенности познавательной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями"...
Формирование коммуникативных навыков и развитие разговорной речи детей с интеллектуальными нарушениями.
Тема самообразования. Публикация....
Доклад по теме « Развитие речи учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка и чтения как средство для создания условий адаптации в социуме и фактор повышения их общего культурного и интеллектуального уровня».
В данном докладе рассказывается об особенностях развития речи учащихся с интеллектуальными нарушениями. Методах и способах коррекции на уроках русского языка и литературного чтения....