Использование приёмов мнемотехники для развития связной речи учащихся с интеллектуальными нарушениями
статья на тему
статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа №565
Кировского района Санкт-Петербурга
ВЫСТУПЛЕНИЕ
на МО № 9
ТЕМА: Использование приёмов мнемотехники для развития связной речи учащихся с интеллектуальными нарушениями
Автор-составитель:
Воспитатель Апресова Е.Ю.
2016/17 уч. г.
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи.
С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:
1. Развитие памяти, внимания, образного мышления и речи.
2. Формирование навыков перекодирования информации, то есть преобразования абстрактных символов в образы.
3. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
4. Развитие творческих способностей, фантазии.
5. Совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия, и выразительности.
Суть мнемосхем и заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки учащиеся легко воспроизводят текстовую информацию.
Работа с использованием приемов мнемотехники идет от простого к сложному. В структуре этого приема классически выделяют следующие звенья:
1. Мнемоквадрат
2. Мнемодорожка
3. Мнемотаблица
В мнемоквадратах отражены отдельные слова (названия предметов, признаки предметов, действия предметов). Здесь основой для работы с мнемоквадратами будут наблюдения учащихся, ознакомление с окружающей действительностью. Чем больше ребенок будет подмечать признаков, действий, знакомится с новыми предметами, тем легче ему будет обозначить их символами. И наоборот, ребенку легче будет перекодировать информацию в словесную форму.
Мнемодорожки помогают детям правильно построить предложения, простые и сложные.
Мнемотаблицы - это схема, в которую заложена определенная информация. Это схема, которая отображает в знаковой форме какое – либо произведение (загадку, стихотворение, сказку, рассказ).
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают учащимся выстраивать: строение рассказа, последовательность рассказа, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Мнемотаблицы служат дитактическим материалом в работе по развитию связной речи и используются:
- для обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов;
- при пересказах произведений художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов.
Правила использования мнемосхем и мнемотаблиц.
1 этап работы – знакомство с приёмом мнемотехники.
Игра «Что в круге?»
Цель: научить учащихся условному изображению любых предметов, умению их классифицировать.
Ход игры: Нарисуйте на доске, например, кружочки (это могут быть и треугольники, и квадраты — любая геометрическая фигура) и при этом перечисляйте: «Это яблоко, это груша, это слива» и т. д. Обычно дети понимают, какие предметы вы перечисляете, и помогают называть недостающие. Потом обводите это большим кругом и спрашиваете: «А где все это бывает? Тогда круг — это что?
Потом можно пойти дальше — предложить обозначить предметы не любой формой, а той, которая по внешнему виду напоминает перечисленное. Например, овощи, фрукты — кружочком; мебель, книги, дома — прямоугольником; человека — треугольником. Этим вы закрепляете умение видеть абстрактный образ объекта.
Далее можно поиграть линией. Читая детям любое произведение, предложите быстро нарисовать портрет героя, его образ, выделив в нем самое главное, то, что для него характерно. Необходимо обязательное ограничение времени на изображение: это может быть небольшая пауза в чтении, или можно договориться с ребятами, что они рисуют, пока учитель или ребенок читает до конца предложение. Это необходимо, чтобы дети при рисовании не увлекались подробностями в изображении.
Похвалите детей и посоветуйте подумать: как можно было бы нарисовать портрет только линией.
2 этап работы, когда ученики только начинают знакомиться с символической аналогией, можно предложить им карточки на выбор для обозначения явления, действия, признака предмета и т.д.
Обговорите, обыграйте с учащимися эти изображения, чтобы они убедились сами и убедили вас, какая карточка, что означает.
3 этап работы, когда у учащихся уже имеются более широкие понятия об окружающем мире, их самих привлекают к составлению карточек - символов. Ученик самостоятельно придумывает свой символ, затем при коллективном обсуждении учащиеся выбирают наиболее подходящий. Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества учителя к совместному творчеству ученика с учителем. Если на начальном этапе работы даются готовые схемы, то на следующем – коллективно выдвигаются и обсуждаются различные версии, отбираются наиболее удачные варианты. Здесь педагог выступает как равноправный партнер. Постепенно ученики начинают проявлять творческую самостоятельность, т. е. сами подбирают понятные для них символические аналогии.
4 этап, когда ученики научились обозначать отдельные признаки, качества предмета, действия, явления с помощью символов, можно переходить к их использованию для составления мнемотаблиц при заучивании стихотворений и пересказе текстов, при составлении сюжетных рассказов.
- Сначала при заучивании наизусть подбираются такие стихотворения, в которых символами можно заменить почти каждое произносимое слово.
- Не полностью заменять слова символами можно при заучивании стихотворения, в котором есть повторяющиеся несколько раз словосочетания.
- Для пересказа среднего по величине текста символами можно выделять главные опорные слова, словосочетания, фразы.
- Очень длинный текст удобно пересказывать по схеме - плану.
Пересказ рассказа.
1. Чтение педагогом текста и демонстрация картинок.
2. Ответы на вопросы по содержанию. (Языковой разбор текста).
3. Демонстрация и разбор каждой ячейки мнемотаблицы.
4. Повторное чтение рассказа с опорой на мнемотаблицы.
5. Коллективный пересказ.
6. Самостоятельный пересказ текста.
7. Анализ самостоятельных пересказов учащихся.
Этапы работы над стихотворением.
1. Выразительное чтение стихотворения учителем.
2. Сообщение учащимся о том, что они будут учить это стихотворение наизусть. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
3. Вопросы по содержанию стихотворения, цель которых – помочь учащимся понять основную мысль.
4. Выявление и объяснение значения непонятых учащимися слов.
5. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. (Учащиеся повторяют с опорой на мнемотаблицу).
6. Рассказывание учащимися стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
7. Зарисовывание учащимися мнемотаблицы (по памяти).
Обучение рассказыванию с элементами творчества.
При обучении детей с интеллектуальной недостаточностью составлению рассказов с элементами творчества решаются следующие основные задачи:
- Формирование умения составлять план будущего рассказа.
- Актуализация имеющихся у учащихся знаний и представлений об окружающем.
- Развитие словесно-логического мышления.
- Развитие воссоздающего и творческого воображения.
Этапы работы.
- Учитель читает начало рассказа.
- Проводится разбор содержания рассказа в вопросно-ответной форме.
- Совместно с учениками составляется мнемосхема рассказа. Последняя ячейка мнемосхемы представлена в виде (?).
- Текст читается ещё раз с опорой на мнемотаблицу и предлагается несколько вариантов возможного продолжения в соответствии с данной сюжетной ситуацией.
- Придумывание продолжения рассказа детьми по одному из предложенных вариантов.
- Анализ рассказов учащихся.
Обучение составлению рассказов на заданную тему является наиболее сложным и проводится на заключительной этапе работы.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц удаётся достичь следующих результатов:
- У учащихся увеличивается объём знаний об окружающем.
- Появляется желание пересказывать текст, придумывать интересные истории.
- Появляется интерес к заучиванию стихов.
- Увеличивается словарных запас.
- Ученики преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие связной речи учащихся с интеллектуальным недоразвитием на основе дифференцированного подхода в обучении».
Школьный курс русского языка в коррекционной школе VIIIвида играет важную роль в системе общеобразовательной подготовки обучающихся. И необ...
"Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей"
В настоящее время дети дошкольного возраста испытывают трудности в построение описательного рассказа, перессказа текста, заучивания стихотворения. Передо мной встала задача научить детей быстро запоми...
доклад для выступления на МО учителей -логопедов города "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей"
Данный доклад раскрывает основные приемы мнемотехники и как они помогают в развитии связной речи детей....
"Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
В данном материалы использованы разнообразные приёмы мнемотехники...
Консультация для педагогов:«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависи...
Сообщение для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложен...
Использование метода мнемотехники в развитие связной речи у младших школьников
Тема исследованияИспользование метода мнемотехники в развитие связной речи...