Основы духовно-нравственной культуры народов России
план-конспект урока

Разработка урока  по ОДНКНР "Христианская семья"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Северное управление министерства образования и науки Самарской области

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа №2 п.г.т. Суходол

 муниципального района Сергиевский Самарской области

Методическая разработка урока по «Основам православной культуры»

Подготовила учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Суходол

Сенетова Людмила Ревовна

Суходол 2024г

Методическая разработка урока по ОПК в 4 классе

   Педагог (ФИО):  Сенетова Людмила Ревовна, учитель начальных классов

 Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Суходол  

УМК: Школа России

Модуль: Основы духовно-нравственной культуры народов России / Основы религиозной культуры и светской этики

Тема урока. Христианская семья (1урок)

Тип урока.   Изучение нового материала

 Цель урока: 

Способствовать формированию представлений о семье как о первом социальном институте, где ребенок   получает уроки нравственности.

Задачи:

Обучающая

 - познакомить учащихся с ролью семьи в православной религии на основе примеров жизни Петра и Февронии Муромских;

- раскрыть значение семьи в жизни людей;

- сформировать у учащихся понимания важности сохранения добрых отношений с близкими.

Развивающие 

- развивать речь, внимание, мышление, память;

- создавать комфортные ситуации для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

Воспитательные 

- воспитывать ценностное отношение к близким людям;

- воспитывать у детей любовь к своей семье, к родным.

Планируемые результаты:

Предметные: научаться характеризовать семью как первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека, и где

формируются духовные ценности.  

Личностные: осознают свою принадлежность в сохранении духовных ценностей; сохраняют мотивацию к учебной деятельности; выражают положительное отношение к процессу познания.

 

Ход урока

I Организационный момент

 Ребята, подарите друг другу улыбку…

Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга? (Тепло)

II Мотивация к учебной деятельности. Формулировка темы урока.

Сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы должны догадаться.

Если взять Любовь и Верность,

К ним добавить чувство Нежность,

Все умножить на года,

То получится — ….. (СЕМЬЯ)

 III Актуализация знаний.  

Правильно, слово семья ассоциируется у нас с солнцем, теплом и светом. Семья… Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение этому слову дали бы вы? … ответы детей

Прочитайте определение слова «СЕМЬЯ» в словаре С. И. Ожегова: «Семья – это группа живущих вместе близких родственников». 

IV. Изучение нового материала

Послушайте легенду   

Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств…

Давайте подумаем, а что может объединять эту группу близких родственников? Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться. У вас на парте лежат листочки, на которых нарисовано солнышко.  Напишите на лучиках солнышка эти слова. (Понимание, Любовь, Уважение, Доверие, Доброта, Забота, Помощь, Дружба). Прочитайте свои слова, написанные на солнечных лучиках. Если семью связывают отношения дружбы, любви, доверия, то ребенок получает огромный положительный заряд для своего нравственного развития.

Семья – это труд, друг о друге забота.

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно.

Семья – это сложно.

Но жить без семьи одному невозможно!

 Как вы понимаете выражение «христианская семья»?...ответы детей Что значит «Семья - хранитель семейных ценностей»?... ответы детей.   А что обозначает слово «ценности»? …ответы детей

Прочитайте значение слова ценности в толковом словаре С. И. Ожегова «Ценности – то, что ценит человек в жизни, чему он придает особый положительный жизненный смысл…»

         Подумайте и запишите в тетрадях, чему учится в семье ребенок:

1) учится   правилам поведения

2) приобретает знания о том, что хорошо и что плохо

3) прививает милосердие, любовь к людям, положительное отношение к природе, к памяти предков  

 4) учится быть самостоятельным, заботливым, ответственным за себя и своих близких.        

Каким будет человек, зависит от того, во что верят и ценят его родные, какие семейные ценности они ему передадут.

Давайте семейные ценности чтить,

Давайте всегда своих близких любить.

Ведь только в семье мы поддержку найдем,

Пусть будет всегда полной чашей ваш дом.

Пусть дети и взрослые понят всегда,

Семья – это главное! Через года

Сумейте вы счастье свое пронести,

Пускай только лучшее ждет впереди!

Все семьи разные и отличаются друг от друга привычками, атмосферой, укладом, традициями, которые передаются от поколения в поколение.

А что же такое традиция?  Ответы детей. Это сложившиеся и передаваемые за долгое время обычаи, порядки, правила поведения поколения семьи.

О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Узаконенные временем и проверенные практикой, семейные традиции оказывают огромное влияние на детей. Прежде всего потому, что существующие традиции скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью, как коллектив.

 Хорошая семья дает опору ребенку, помогает укрепиться в этом мире, позволяет почувствовать прочность бытия. В хорошей семье никто никого не защищает, она сама по себе – лучшая защита ребенку от любых внешних угроз, надежный тыл, его первый образ мира, который он затем всю жизнь будет проецировать на внешний мир – или спокойно доверяя ему, или боясь на него положиться. Быть опорой и защитой, вселяя уверенность и возвращать спокойствие духа – вот первое предназначение семьи.

 Именно в семье многие дети узнают о традициях своего народа, об основах своей веры. В священных книгах православия и ислама семья является первым союзом, который благословил сам Творец. Семья – это любовь. Невозможно любить Бога, если не умеешь любить того, кого видишь каждый день, членов своей семьи. С давних времен люди считали, что если строить жизнь по духовным законам, то можно уберечь свою семью от многих бед и несчастий.

А знаете ли вы, что есть Всероссийский праздник – День семьи, любви и верности, который отмечается в нашей стране с 2008г.Этот праздник в России учрежден по инициативе депутатов Государственной Думы.
Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля.
  Петр и Феврония стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. По легенде, они умерли в один день - 25 июня (по новому стилю - 8 июля) 1228 года. Их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу, что сочли чудом. Петр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Их мощи хранятся в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме. У семейного праздника есть медаль, которую вручают 8 июля, и очень нежный символ —ромашка.

V. Осмысление и закрепление изученного материала

Сейчас мы с вами попробуем собрать символ семьи.   (цветок РОМАШКА)  Я буду читать стихотворение, а вы будете на доску прикреплять лепестки.

На доску прикрепляются лепестки ромашки, на них написаны слова, которые произносит учитель, читая стихотворение. В середине ромашки слово СЕМЬЯ

Чтоб дом был счастливым, наполненным лаской,

Я дам вам рецепт под названием «Сказка».

 Не сложный, но верный, его соблюдайте.

Согласны?

Ну что же, тогда приступайте.

 Шесть чашек ЛЮБВИ вы смешайте с ЗАБОТОЙ,

Три ложки ДОВЕРИЯ, чашку РАБОТЫ,

 Две чашки ПРОЩЕНЬЯ и горсть ДОБРОТЫ,

Добавьте чуть ВЕРНОСТИ, нежной МЕЧТЫ. 

Три чашки НАДЕЖДЫ и ДРУЖБЫ пол миски,

 Стакан УВАЖЕНИЯ к старшим и близким.

Две ложечки СМЕХА, немного УДАЧИ,

Щепотку ТЕРПЕНЬЯ.

И ваша задача -

Всё сдобрить УЛЫБКОЙ сердечной и ЛАСКОЙ,

И с утренним кофе подать эту «Сказку». 

Какие слова вам захотелось еще прикрепить на доску? (Ученики называют слова и прикрепляют их на доску: взаимопонимание, уважение, ответственность, согласие, забота, мир, уют, взаимовыручка)

VI. Рефлексия

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле!

Ребята, я хочу, чтобы у вас тоже появились такие замечательные цветы.  У вас в конвертах лежат ромашки. Выберите себе одну. Если вам было интересно, то пусть ромашка будет белого цвета, если было скучно, то выберите ромашку голубого цвета. Давайте прикрепим на доску все ваши цветы. … Посмотрите какая получилась красивая картина.  Целое ромашковое поле.

Что нового узнали на уроке?...

Над чем заставляет задуматься наш урок?...

Спасибо вам ребята за урок.

VII. Домашнее задание. По выбору (исходя из индивидуальных возможностей каждого):

1. Сделать коллаж из фотографий «Моя дружная семья»

2. Сделать рисунок «Традиции моей семьи»

3. Написать мини сочинения на тему «Моя дружная семья»

4. Нарисовать эмблему «Моя семья»

5. Подобрать примеры фольклорных произведений народа, в которых говорится о нравственных качествах человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание личности на занятиях спортивно-оздоровительных объединений на основе духовно-нравственных и культурных традиций России.

В статье освещается тема   воспитания духовно-нравственной личности в объединениях  спортивно-оздоровительного направления . Рассматриваются возможности нравственного развития детей на ...

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...

Конспект открытого урока по основам духовно - нравственной культуры народов России "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России"

Конспект урока по теме "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России" поможет учителю ОРКСЭ провести урок интересно с использованием игровых, проблемно - поисковых,  творчески...

Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»

Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»...