Наставник молодого педагога: из опыта работы
статья

Садвокасова Зарина Ромазановна

В статье рассматривается роль наставника в профессиональном становлении молодых педагогов. Описывается опыт взаимодействия опытных учителей с начинающими специалистами, который помогает последним быстрее адаптироваться к школьной среде, освоить методические приемы и развить необходимые навыки для успешной педагогической деятельности. Особое внимание уделяется важности индивидуального подхода к каждому молодому учителю, а также роли наставников в формировании у них профессиональной уверенности и мотивации. В заключении подчеркивается значимость системы наставничества для повышения качества образования и создания благоприятного климата в образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnik_molodogo_pedagoga_iz_opyta_raboty.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

Садвокасова Зарина Ромазановна

Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Розовская средняя общеобразовательная школа»

Русско-Полянского района Омской области

Наставник молодого педагога: из опыта работы

В современном стремительно меняющемся мире главными профессиональными качествами педагога становятся умение учиться, быть готовым к переменам, способным к нестандартным действиям, ответственным и самостоятельным в принятии решений.

Система образования нуждается в компетентном педагоге, но такого учителя с готовыми качествами и умениями, на мой взгляд, трудно найти. Поэтому в сельскую школу необходимо привлекать молодых педагогов, способных в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для них условиях практической деятельности.

В этот момент начинающему учителю необходима помощь опытного педагога-наставника. И именно наставничество сегодня заслуживает самого пристального внимания, потому что в нем отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.

В 2018 году в БОУ «Розовская СОШ» пришел молодой специалист, учитель химии и биологии Кожабаева Динара Даржигитовна. Опыта преподавания предмета у нее не было. Решением педагогического совета школы было решено назначить молодому специалисту педагога-наставника, приказом по школе я была назначена наставником молодого специалиста.

Согласно Положению о наставничестве в мои обязанности входило не только ознакомление начинающего учителя со школой, классом, основными обязанностями и требованиями, предъявляемыми к учителю, но и изучение деловых и нравственных качеств молодого специалиста, его отношения к окружающим, увлечения, наклонности, круга досугового общения. Кроме того, необходимо было проводить обучение, контролировать и оценивать самостоятельное проведение Динарой Даржигитовной учебных занятий и внеклассных мероприятий, словом, оказывать молодому специалисту помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.

С целью качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего учителя был разработан ряд мероприятий, при этом при составлении плана работы мною было учтено, что профессиональная адаптация – это процесс постепенного вхождения молодого специалиста в должность, приспособление к требованиям и условиям работы в образовательной организации, содержанию и особенностям педагогической деятельности, к педагогическому коллективу, во взаимодействии с которым осуществляется его профессиональная деятельность.

Именно на этом этапе, чтобы помочь начинающему свою деятельность преподавателю справиться с возникающими трудностями, необходимо, на мой взгляд, представить весь комплекс проблем, с которыми может столкнуться молодой учитель в своей работе.

Диагностика моей подопечной была проведена путем собеседования, тестирования и анкетирования по трем направлениям: планирование работы; организация деятельности учителя; контроль деятельности самого учителя и обучающихся (проводился, в том числе, и во время посещения уроков).

Проанализировав анкеты, побеседовав с молодым педагогом, наставником которого я являюсь, и, посетив его уроки, мне удалось выявить следующие профессиональные проблемы: недостаток практических навыков в учебно-воспитательной работе; сложность приспособления к нормам и принципам образовательной организации.

Была и еще одна серьезная проблема: большая часть времени начинающего педагога уходило на подготовку к уроку, и, как следствие, возникали перенапряжение, усталость, угасал интерес к работе. Вот с решения этой проблемы и началась работа с Динарой Даржигитовной, так как считаю своей задачей дать молодому учителю инструментарий для самостоятельного проектирования урока, отвечающего современным требованиям.

Во-первых, у молодого специалиста вызвало затруднение составление рабочих программ по предметам, которые обеспечивают достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

С этой целью совместно с молодым специалистом подробно изучены программы по учебным предметам, даны рекомендации, оказана практическая помощь в составлении рабочей программы. Упор в процессе работы делался на соблюдение требований к рабочей программе, определение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного учебного предмета и на разработку тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. Здесь моей целью было донести до начинающего педагога необходимость тщательного подхода к составлению рабочей программы, так как она является индивидуальным инструментом учителя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для своего класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего современным требованиям.

Во-вторых, определенные затруднения у начинающего учителя вызвал процесс проектирования урока, соответствующего принципам ФГОС. С целью решения данной проблемы были проведены консультации, в ходе которых молодой специалист был ознакомлен с особенностями современного урока, акцент был сделан на то, чтобы необходимый образовательный результат получить, необходимо урок направить на развитие личности учащегося. Внимание начинающего педагога было обращено на следующий факт: в свете современного урока учитель – соавтор образовательного продукта, а ученик – активный участник образовательного процесса, деятель.

Результат проведенной работы не заставил себя долго ждать: уже к концу первой четверти учебного года у молодого педагога сформировался свой стиль ведения урока, способствующий формированию у школьников умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения.

В-третьих, проблемным для моей подопечной стало составление технологических карт к уроку. Решению этой проблемы было уделено особое внимание, ведь обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС. Более того, правильно составленная технологическая карта позволяет существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

В начале учебного года молодому учителю были даны рекомендации по составлению технологических карт с дидактической и методической структурами урока, а также возможные варианты деятельности учителя и обучающихся.

С целью проведения качественной работы в области наставничества и получения желаемых результатов была разработана индивидуальная программа молодого специалиста, которая определяла направления работы по сопровождению молодого учителя. Кроме того, в программе прослеживалась работа с молодым специалистом по индивидуальному профессионально-педагогическому маршруту, составление портфолио достижений педагога, организация и проведение образовательного процесса, воспитательной работы, индивидуальное консультирование наставником молодого специалиста.

В нашем коллективе, где опора на оценку качества образования сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы. В таких условиях начинающий педагог быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив. Разнообразные формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному усвоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.

Считаю, что правильно выбранные мной формы методического сопровождения позволили начинающему учителю раскрыть свои творческие способности, таланты, деятельностные и организаторские возможности.

Так, в настоящее время Кожабаева Д.Д. имеет первую квалификационную категорию, показывает высокие результаты в профессиональной деятельности на школьном, муниципальном, региональном уровнях.

На уровне БОУ «Розовская СОШ»: проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий в рамках работы ШМО учителей естественно-научного цикла; выступления на заседаниях методического совета школы, методического объединения учителей естественно-научного цикла.

На муниципальном уровне: участник проектной группы муниципального подпроекта «Будущий учитель – учитель будущего»; лауреат муниципального этапа областного конкурса «Современный классный руководитель – 2019»; призер муниципального конкурса лучших методических практик в номинации «Анализ типичных ошибок как форма работы».

На региональном уровне: участник Областного конкурса профессионального мастерства в номинации «Лучший учитель биологии»; участник Областного конкурса профессионального мастерства в номинации «Лучший учитель химии».

Ученики Динары Даржигитовны – активные участники и лауреаты очных и заочных олимпиад, конкурсов.

Используя в своей работе классическое наставничество, считаю, что не важно, какой методикой пользоваться, главное, чтобы эта методика создавала ситуацию успеха у молодого специалиста.

Правильно спланированная работа педагога-наставника помогает молодому специалисту достичь гораздо больших успехов, чем можно было бы ожидать, преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в профессии, стать настоящим Учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для наставника молодого педагога

Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация. Считается, что общение наставника и молодого специалиста не стоит ограничивать формальными рамками трудового дня, диалог не состоитс...

Эссе на тему "Наставник молодого педагога"

Эссе на тему "Наставник молодого педагога"...

Наставничество молодых педагогов при организации работы по коррекции дисграфии у младших школьников с ОВЗ, обучающихся инклюзивно в общеобразовательных учреждениях, во внеурочной деятельности

Организация работы педагогов-наставников позволяет молодым специалистам легко адаптироваться в педагогическом коллективе и создает условия для профессионального роста и развития....

Семинар-практикум на тему: «Повышение профессиональной компетентности молодых педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ»

Семинар-практикум на тему: «Повышение профессиональной компетентности молодых педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ»Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по ...

Памятка для наставника молодого педагога

Памятка для наставника молодого педагога...