Беседа на тему «Словарь – твой помощник и друг»
план-конспект

Шурыгина Юлия Николаевна

Цель: Формирование знаний о видах словарей и их использовании.

Задачи:

Образовательная:

- Познакомить обучающихся со словарями, видами и строением словарей, с их практическим применением.

Развивающая:

- Развивать познавательный интерес, речь, память, развивать интеллектуальную, информационную и коммуникативную культуру школьников.

Воспитывающая:

- Воспитывать чувство любви к русскому языку, умение участвовать в диалоге, слушать, выслушивать точку зрения другого, отстаивать свою позицию.

Коррекционно-развивающая:

- Способствовать развитию слухового восприятия.

- Способствовать развитию произносительной стороны речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Белоомутская школа-интернат для обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья»

Неделя воспитательной работы

в 5 классе

Экскурсия в Белоомутскую библиотеку

им. Н.П.Огарёва

тема «Словарь – твой помощник и друг»

Подготовила:

Воспитатель: Шурыгина Ю.Н.

Белоомут, 2024 г.

Цель: Формирование знаний о видах словарей и их использовании.

Задачи:

Образовательная:

- Познакомить обучающихся со словарями, видами и строением словарей, с их практическим применением.

Развивающая:

- Развивать познавательный интерес, речь, память, развивать интеллектуальную, информационную и коммуникативную культуру школьников.

Воспитывающая:

- Воспитывать чувство любви к русскому языку, умение участвовать в диалоге, слушать, выслушивать точку зрения другого, отстаивать свою позицию.

Коррекционно-развивающая:

- Способствовать развитию слухового восприятия.

- Способствовать развитию произносительной стороны речи.

Ход экскурсии

  1. Организационный этап.

          Воспитатель:

- Ребята, сегодня нас пригласили в Белоомутскую библиотеку им. Н.П.Огарева. Скажите, вы знаете, что такое библиотека? (ответы детей).

          Воспитатель: 

- Библиотека - это место, в котором собрана чудесным образом вся мудрость человечества, накопленная тысячелетиями. Здесь можно взглянуть на мир другими глазами, понять суть непознанных ранее вещей, открыть для себя что-то новое и интересное…»

Библиотека – это не только книгохранилище, это – целый мир, открытый каждому, кто любит книгу.

  1. Основная часть.      

          Библиотекарь:

- Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, послушайте загадку:

Если непонятно слово,

Или как писать, не знаю,

И нет выхода иного –

Эту книгу открываю.

Здесь все четко, все правдиво…

Что за книга? Вот уж диво!

Нет, не диво, даже встарь

Был составлен тот… (словарь)

Библиотекарь:

- Верно, сегодня на нашем занятии речь пойдет о словарях.

- А как вы думаете, словарь – это важная вещь? Почему? (Словарь – это важная вещь, потому что благодаря нему мы узнаем многие слова, как они пишутся, что они означают и т.д.)

- Верно, ребята! Существует великое множество словарей.

       Человек не может знать обо всем на свете и хранить в памяти множество различных сведений. Что такое словарь, сегодня известно каждому. Если вы хотите узнать значение слова, его произношение, написание, особенности употребления, происхождение или вам нужно перевести это слово на другой язык, то пользуйтесь словарями.

     Со словарями постоянно работают учёные, журналисты, писатели, преподаватели, студенты. Словарь – это книга, содержащая перечень слов, расположенных по тому или иному принципу (например, по алфавиту), с теми или иными объяснениями, - вот такое объяснение можно найти в «Толковом словаре» Д. Н. Ушакова.

     Прошли столетия, прежде чем возникла идея создания такой книги. В переводе с латинского «словарь» означает «собрание слов». Впервые оно было употреблено около 1225 года для названия книги, содержавшей латинские слова для запоминания.

Составители первых словарей не делали попыток включить в книгу все слова – их целью было объяснить значение только трудных слов. Это было началом создания современных словарей. Огромным событием в России XIX века было издание «Большого энциклопедического словаря»

Библиотекарь:

- Ребята, а сейчас вам предстоит выполнить задание.

А начнем мы с вами с орфоэпического словаря.

Давайте послушаем о нем.

Словарь:

-Здравствуйте, ребята! Я – орфоэпический словарь, благодаря мне вы сможете узнать, как правильно ставится ударение в словах.

Давайте потренируемся. У вас на столах есть орфоэпические словари. Ваша задача – правильно расставить ударение в словах, которые видите на карточках:

бант, звонит, красивее, щавель, ракушка.

Во время выполнения задания будет звучать музыка, и как только она закончится, мы проверим результаты.

Время истекло, давайте проверим. Сравните свои ответы с образцом на слайде. Молодцы! Вы справились с заданием, а орфоэпический словарь нам очень в этом помог.

Физкультминутка

 Вы, наверное, устали?

Ну тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покрутились, повертелись,

И за парты все уселись.

Глазки потихоньку закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем,

Влево, вправо, вверх и вниз.

И работать продолжаем.

Библиотекарь:

- А мы тем временем переходим к следующему словарю – орфографическому.

 Давайте послушаем его рассказ.

Словарь:

- Здравствуйте, ребята! Я – орфографический словарь, с моей помощью можно проверить правописание словарных слов.

Сейчас я предлагаю проверить словарь в действии. На столах у вас лежат орфографические словари и карточки со словами, где пропущены буквы. Ваша задача будет заполнить пропуски с помощью словаря:

..лфавит, вдру.., до св..дания, за..ц, м..тро.

- Пока вы будете выполнять задание, будет играть музыка, как только она закончится – обменяйтесь карточками с соседом и проверьте его работу.

- Молодцы! Мы справились с этим заданием, а орфографический словарь нам помог.

Библиотекарь:

- У нас с вами остался еще один словарь. И это толковый словарь. Давайте послушаем рассказ о нем.

Словарь:

- Здравствуйте, ребята! Я – толковый словарь, с моей помощью можно узнать значение слова.

- Давайте проверим словарь в действии.

Ребята, в этом задании вам нужно соотнести изображение с ее значением, тем самым образовав пару.

Библиотекарь:

- Ребята, мы с вами узнали о трех словарях. Как я уже говорила в начале мероприятия словарей существует великое множество.

  1. Заключительный этап.

Итог занятия.

Воспитатель:

- Понравилась ли вам экскурсия в библиотеку?

- Что вы для себя узнали?

- О каких словарях мы узнали?

- Что вы можете о них рассказать?

- Ребята, вы большие молодцы! Посмотрите, как мы помогли мальчику сделать работу над ошибками!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа на тему: "Словари - наши дружные помощники"

Беседа проведена в рамках недели русского языка...

Беседа для 5 класса на тему "Словари - наши добрые помощники"

Данный материал можно использовать при проведении Недели русского языка и литературы....

Беседа на тему: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». ( К Дню Памяти Неизвестного солдата).

Символ всех безымянных героев - памятник Неизвестному солдату.Сколько их, неизвестных героев, погибших в атаках на безымянных высотахили до последнего патрона, сражавшихся в безвестных окопах? Нам изв...

Проект "Лексика. Словари - наши помощники"

Работа представляет собой технологию учебного проекта во внеклассной работе по русскому языку. Включена технологическая карта пректа....

словари - наши помощники

Занятие по русскому языку в 5 классе, посвященное дню рождения В.Даля...

презентация к проекту "Словари - наши помощники"

Материалы можно использовать на уроках русского языка и во внеклассной работе по предмету....