Развитие soft skills
материал
Предварительный просмотр:
Особое внимание в последнее время в образовании стали много говорить и развивать soft skills
В современной модели профессиональных компетенций навыки подразделяют на hard skills (жёсткие) и soft skills (гибкие/мягкие). Харды человек нарабатывает в ходе профессионального обучения или на практике. Это всегда конкретные измеримые навыки. Например, умение работать на токарном станке или в определённой компьютерной программе. Их невозможно освоить однажды, а потом всю жизнь быть востребованным специалистом. В связи с развитием технологий людям требуется постоянное переобучение и обновление компетенций.
Софты напрямую связаны с эмоциональным интеллектом и не зависят от какой-либо профобласти. Скорее, наоборот, влияют на то, как человек себя проявит. Эти социально-психологические качества закладываются в детстве, формируются в течение всей жизни и напрямую влияют на карьерное развитие. В 2021 году международная консалтинговая компания McKinsey Global Institute провела исследование, которое помогло систематизировать « мягкие навыки».
В опросе участвовало порядка 18 тысяч человек из 15 стран, в результате «софты» поделили на четыре основных категории:
1. Когнитивные навыки (критическое мышление, коммуникабельность, адаптивность, способность планировать свою работу).
2. Навыки межличностного взаимодействия (работа в команде, самоорганизация, умение выстраивать отношения).
3. Цифровые навыки.
4. Лидерство и личностное развитие (осознанность и самоконтроль, предпринимательская жилка, умение достигать цели).
«Подростки должны развивать soft skills, навыки в digital и учитывать при выборе профессии потребности рынка. Чем большим количеством навыков владеет человек, тем больше у него возможностей получить достойные предложения на рынке труда», — заявила в ходе Международного московского салона образования топ-менеджер ВТБ Светлана Толкачева. Почему важно развивать soft skills у детей В федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) звучит мысль о том, что у школьников нужно развивать гибкие навыки. Так, в ФГОС для основного общего образования призван обеспечивать «освоение <…> базовых навыков (в том числе когнитивных, социальных, эмоциональных), компетенций, развитие личностных качеств, необходимых для решения повседневных и нетиповых задач». В реальной жизни у педагогов зачастую не хватает времени, сил, компетенций и других ресурсов, чтобы полноценно развивать у детей софты. Например, работа в группах актуальна далеко не на всех предметах, поэтому навыки командной работы и эффективных переговоров могут оказаться недостаточно развиты у детей. Поэтому родителям важно прикладывать дополнительные усилия и ресурсы, чтобы в детстве и подростковом возрасте заложить качественную базу гибких навыков у ребёнка. Какие софты развивать первым делом и как На портале «Россия — страна возможностей» приводят следующий топ самых востребованных среди работодателей гибких навыков: Креативность Творческая жилка востребована не только в креативных индустриях вроде театра или изобразительного искусства. Нестандартные решения нужны в управлении персоналом, бизнесе, продажах — везде, кроме отраслей, где чёткое следование инструкциям обеспечивает безопасность людей (например, авиация или пожарная охрана). Как развивать: 1. Расширяйте кругозор ребёнка. Чем больше они видит (природа, города, предметы искусства) и узнаёт (художественная, интеллектуальная литература), тем больше в его голове будет пазлов, из которых можно сгенерировать нечто новое.
2. Предлагайте ребёнку игру: вы вместе создаёте и обновляете список того, что ещё никогда не делали, и пробуете это на практике. Например, можно поесть с закрытыми глазами, нарисовать фиолетовое яблоко, прочитать перевёрнутый текст. Всё это — новый опыт, который позволит раздвинуть границы возможного.
3. Поощряйте его занятость в изобретательских кружках, инновационных центрах. Они направлены на то, чтобы дети придумывали и создавали нечто оригинальное, новое. Стратегический анализ и планирование Стратегическое мышление предполагает, что человек знает, чего он хочет, умеет использовать для достижения цели имеющиеся ресурсы и привлекать дополнительные. Этот навык будет нужен ребёнку на разных жизненных этапах: при выборе профессии, подготовке к ЕГЭ, поступлении в вуз, первом трудоустройстве и т. д.
Как развивать: 1. Приучайте ребёнка соотносить цели и действия, задавать вопросы самому себе. Например, ему нужно прокачать знания по математике, чтобы выиграть Всероссийскую олимпиаду школьников и повысить свои шансы на поступление в вуз уровня МГУ. Спросите, как эта цель соотносится с желанием тратить по два часа в день на бесполезные видео в интернете? Не лучше ли вместо этого сходить на полчаса на прогулку, а потом со свежей головой заняться уроками? Со временем он усвоит этот алгоритм мышления будет применять его автоматически.
2. Предлагайте ему поиграть в подходящие по возрасту стратегические компьютерные или настольные игры. Вопреки стереотипам, это вовсе не бесполезное времяпрепровождение, если знать меру. Стратегии развивают любознательность, гибкость ума, концентрацию внимания. Также они позволяют проиграть разные варианты развития событий в виртуальной реальности. Цена ошибки равна нулю, зато ребёнок учится прогнозировать, делать выбор. Лидерство Бизнес и люди нуждаются в тех, кто вдохновляет личным примером и идеями, ведёт за собой, быстро реагирует на сложные ситуации и берёт ответственность за решения. Как развивать:
1. Относитесь внимательно к идеям ребёнка, будь то план прогулки, меню на обед или выдуманная им игра. Он должен понимать, что его мысли имеют право на реализацию. 2. Обсуждайте с ним доступные его пониманию вопросы. Он должен научиться выражать свою точку зрения, вести аргументированную дискуссию.
3. Поощряйте в нём соревновательную жилку, пусть он участвует в творческих конкурсах или ходит в спортивные секции (к чему душа лежит).
Смысл в том, чтобы он научился достигать результатов, ощутил вкус победы и научился с достоинством переживать проигрыши. Логика, память, внимание Всё это — мыслительные навыки, которые помогают в жизни грамотно оперировать информацией, распределять время на разные задачи, страховать себя от ошибок и пр. Обычно их развивают ещё с дошкольного возраста, но предела совершенству нет.
Как развивать: 1. Следите, чтобы ребёнок высыпался, делал зарядку и проводил время на свежем воздухе. Если человек физически ослаблен (особенно на регулярной основе), его мозг становится неспособным к качественному мышлению.
2. В зависимости от возраста решайте вместе загадки, головоломки, додумывайте альтернативные концовки или развитие сюжетов сказок, фильмов. Ребёнок научится замечать и сопоставлять мелкие детали, прогнозировать. Например, если бы ворона Кагги-Карр из сказки «Волшебник изумрудного города» А. Волкова не поговорила со Страшилой о мозгах, вероятно, он не стал бы правителем Изумрудного города. А что бы было? Это уже другая история, которую надо придумать, учитывая разные детали сюжета.
3. Попробуйте увлечь его шахматами. В одном из интервью предприниматель Сергей Галицкий заявлял о том, что они развивают мышление лучше, чем что-либо ещё. 4. Предложите ему пойти в кружок робототехники, программирования, коптеростроения. Сейчас туда берут детей от 5–6 лет. Создать с нуля производственного робота они в этом возрасте не могут, но зато такие кружки развивают память, логику, креативное мышление и мелкую моторику рук. Сотрудничество Ни один специалист не может строить карьеру и выполнять работу в одиночку. Даже вольному художнику нужна галерея, чтобы выставить картины, пиарщики, чтобы рассказать о выставке, охрана, чтобы полотна не украли. Поэтому навыки эффективно общаться с людьми, идти на компромиссы, оказывать и принимать помощь и понимать ценность других профессионалов очень важны.
Как развивать: 1. Уважительно разговаривайте с ребёнком во время игр, прогулок, общих дел. Он неосознанно скопирует эту манеру общения.
2. Привлекайте его к несложным семейным делам. Например, если у вас есть огород, договоритесь, что ребёнок прополет грядки, а вы будете носить лейки с водой и поливать подсадки. Так вы разделите обязанности по заботе об общем урожае.
3. На примере фильмов, жизненных ситуаций обсудите с ребёнком, что все люди не могут быть одинаковыми — у каждого своя роль в команде. И у него тоже. Например, один хорошо придумывает, во что поиграть, другой умеет быстро организовать игру (например, вспомнить, кто может дать мяч). Важно, чтобы ребёнок понимал свои сильные стороны и умел ценить роли других ребят
. 4. Устройте ребёнка в секцию по командному виду спорта (футбол, волейбол) или в проектный кружок, где детям нужно что-то делать вместе. Например, в кружке юного натуралиста ребята могут вместе проводить опыты и исследования, презентовать свои открытия и пр. Тайм-менеджмент Чтобы, будучи взрослым, человек грамотно распределял время между рабочими задачами, отдыхом, семьёй, хобби, закладывать фундамент надо в детстве. Благо, это несложно: «нынче в школе первый класс вроде института», как поётся в известной песне.
1. Приучите ребёнка создавать план на неделю и расписывать режим каждого дня. Сначала сделайте это вместе, чтобы научить его учитывать все дела, даже время для сна, приёмов пищи, активностей. Пару раз выполнив с вами это упражнение, ребёнок привыкнет сам заниматься своим распорядком.
2. Научите планировать отдых. Уставший человек в любом возрасте менее продуктивен, чем отдохнувший. Поэтому надо приучить ребёнка включать в свой распорядок дня время на игры, прогулки, чтение книг или просто лежание в кровати. Он должен знать, что это не просто его право, а необходимость, и уметь отводить отдыху время.
3. Объясните, как расставлять приоритеты. Ребёнок должен понять, что время и силы не бесконечны. Поэтому надо распознавать, что требует больше усилий, что меньше, а что можно спокойно сделать в другой день. Например, если реферат надо сдать завтра, логично сделать его сегодня. А навести порядок на книжных полках можно в том случае, если на это останутся силы, или отложить это на другой день.
4. Покажите, как разбивать большие дела на маленькие. Например, задача прочитать книгу может казаться ему сложной. Покажите, что книга состоит из глав, поэтому можно читать в течение недели по одной-две из них в день. Так за неделю можно осилить целое произведение, но при этом не устать и получить удовольствие.
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/gibkie-navyki-zachem-ikh-razvivat-u-detey-i-kak-eto-delat/
Анкета для родителей
Взаимоотношения с ребёнком-подростком.
(нужное подчеркнуть)
- Как часто вы разговариваете с ребёнком не на бытовые темы(о настоящем, прошлом, будущем) часто, иногда, постояннно, редко
- Каким вы считаете своего ребёнка по уровню сформированных навыков и умений к учёбе: способным, не очень, слабым
- Как вы считаете, что или кто мешает вашему ребёнку учиться лучше?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Соблюдает ли ваш ребёнок режим дня, питания, проведения достаточного времени на свежем воздухе, занятия физкультурой или спортом. Напишите, что не соблюдается и напишите, почему вы так считаете._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как часто вы играете со своим ребёнком в настольные игры,головоломки,логические задачки,шарады.
часто, иногда, никогда
- Как вы поддерживаете мотивацию ребёнка к учёбе и поддерживаете ли?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Насколько часто вы помогаете ребёнку в выполнении Домашних Заданий
иногда, часто, постоянно, совсем не помогаю.Если помогаете, то в чём заключается ваша помощь.__________________________________________________________
- Что вы в последнее время предприняли для того, чтобы ваш ребёнок учился лучше?________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Насколько важны для вас хорошие оценки вашего ребёнка?
Очень важны, не очень важны, совсем не важны_(аргументируйте свой ответ)________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как часто вы ругаете своего ребёнка за плохие отметки, нежелание учиться?
часто, иногда, никогда, постоянно
- Когда и за что крайний раз вы поощряли своего ребёнка? __________________________________________________________В чем выражалось это поощрение?_____________________________________________________________
- Когда и за что вы крайний раз ругали/наказывали своего ребёнка.Какое это было наказание?_____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Прислушиваетесь ли вы к мнению своего ребёнка при обсуждении семейных проблем или крайнее решение всегда остаётся за вами?__________________________________________________________________
- По вашим наблюдениям, в характере вашего ребенка чаще всего проявляются такие качества, как (Необходимо отметить те качества, которые у ребенка наиболее выражены, и пронумеровать их по степени выраженности в поведении ребенка)
доброта безразличие покладистость терпение эгоизм
сочувствие упрямство сопереживание агрессивность нетерпимость
- Привлекаете ли вы своего ребёнка к совместному труду, если да, то какому _________________________________________________________________________
- Какое домашнее поручение ваш ребёнок имеет и как успешно с ним справляется по пятибальной шкале _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Что крайний раз вы вместе обсуждали со своим ребёнком____________________________________________________________________
- Чем крайний раз вы помогли своему ребёнку______________________________________________________________________
- Обсуждаете ли вы вместе просмотр фильма, книгу или спектакль? Что в последний раз вы обсудили?___________________________________________________________________
- Как вы оцениваете взаимоотношения с вашим ребёнком на сегодня ( хорошие, тёплые, доверительные, напряженные, агрессивные_(нужное подчеркнуть или написать своё)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как вы считаете, какие Soft навыки(умение анализировать,принимать самостоятельно решения, брать ответственность на себя за свои поступки,умение работать в коллективе,умение справляться со стрессом, навыки межличностного общения,развитие творческого и критического мышления) вы прежде всего пытаетесь развить в собственном ребёнке и как вы это достигаете___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарим за ваши искренние ответы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
PRESENTATION "Developing public speaking skills"
PRESENTATION " Public speaking skills"...
skills - work 27
work 27...
Lesson focus: Reading for general and more detailed information. Vocabulary. Speaking. (in the context of a story about Christmas) Language skills related tasks.
Разработанный урок может быть использован для развития навыков чтения с пониманием основного содержания, чтения с выборочным пониманием нужной информации, а также для развития лексических навыков и на...
Урок на тему Writing skills 8 класс по учебнику spotlight
Согласовано:...
Spotlight 8. Module 3: “Great minds”. Unit 3e: Writing skills. Конспект рабочего урока в 8 классе по теме «Writing skills».
Цель урока (что планируется достичь за урок): 1. Тренировка навыков работы с текстом 2. Обучение письму (написание рассказа)Задачи урока (обучающая, воспитательная, развивающая): 1. Активизирова...
Мастер-класс "Формирование навыков Hard-skills и soft-skills"
Hard skills – узко специализированные знания и умения. Их человек получает и развивает в колледже/вузе/на курсах/тренингах и использует в своей профессиональной деятельности. Например, навы...
Сообщение: «Формирование Hard skills и Soft skills навыков на уроках истории и обществознания в основной и средней школе»
laquo;Формирование Hard skills и Soft skills навыков на уроках истории и обществознания в основной и средней школе»...