Рабочий лист как средство организации учебной деятельности на уроках биологии»
методическая разработка
Данное пособие содержит рекомендации по созданию рабочих листов учителем на уроках биологии, а также описание практического опыта применения рабочих листов при организации разных видов учебной деятельности обучающихся. В основной части работы, а также в приложении представлены правила составления и образцы рабочих листов по биологии с 5 по 9 классы.
Данный материал поможет учителям повысить качество знаний обучающихся.
Методическое пособие «Рабочий лист как средство организации учебной деятельности на уроках биологии»» адресована в первую очередь учителям биологии, но может быть использована и другими учителям предметниками.
Данное пособие раскрывает практическое применение рабочих листов на уроках биологии.
Целевая аудитория – учащиеся 5- 9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochiy_list.docx | 964.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1»
Районная методическая выставка
«Повышение качества образования через непрерывное развитие учительского потенциала, повышение уровня профессионального мастерства и профессиональной компетентности педагогов для успешной реализации ФГОС и ФОП, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций»
Номинация:
«Создание образовательного пространства, обеспечивающего личностную, социальную и профессиональную успешность учащихся путём применения современных педагогических и информационных технологий в рамках ФГОС»
Тема:
«Рабочий лист как средство организации учебной деятельности на уроках биологии»
Вид продукта:
Методическое пособие для учителей
биологии
Автор: Дзюба Ольга Вячеславовна
учитель биологии
первой квалификационной категории
с. Октябрьское
2024 год
Содержание
Аннотация | 2 стр. |
Пояснительная записка | 3 стр. |
Практическое применение рабочего листа на уроках биологии | 6 стр. |
Результат применения рабочих листов на уроках биологии | 8 стр. |
Заключение | 9 стр. |
Предложения по распространению инновационного опыта | 10 стр. |
Список литературы | 11 стр. |
Приложение |
Аннотация
Данное пособие содержит рекомендации по созданию рабочих листов учителем на уроках биологии, а также описание практического опыта применения рабочих листов при организации разных видов учебной деятельности обучающихся. В основной части работы, а также в приложении представлены правила составления и образцы рабочих листов по биологии с 5 по 9 классы.
Данный материал поможет учителям повысить качество знаний обучающихся.
Методическое пособие «Рабочий лист как средство организации учебной деятельности на уроках биологии»» адресована в первую очередь учителям биологии, но может быть использована и другими учителям предметниками.
Данное пособие раскрывает практическое применение рабочих листов на уроках биологии.
Целевая аудитория – учащиеся 5- 9 классов.
Пояснительная записка
Важной задачей ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих ученикам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Освоение универсальных учебных действий дает школьникам возможность самостоятельно усваивать новые знаний.
В связи с этим возникает необходимость интенсификации учебного процесса путем применения инновационных средств обучения. Наиболее эффективным является применение рабочих листов.
Целью данного методического пособия является представление примеров использования рабочих листов на разных этапах урока биологии с целью формирования познавательных УУД, базовых логических и исследовательских действий.
Применение рабочих листов в образовательном процессе на сегодняшний день является актуальным, так как этот вспомогательный материал помогает школьникам повысить уровень концентрации и понимания учебного материала, быстрее запоминать информацию, лучше подготавливаться к итоговой экзаменационной аттестации и чувствовать себя увереннее.
Применение Рабочих листов дают возможность организовать разнообразную работу с предметным содержанием, фокусируя внимание на учебно-познавательной деятельности обучающихся.
«Рабочий лист – это одноразовое дидактическое пособие на печатной основе, применяемое на небольшом отрезке учебного процесса (уроке), обязательным элементом которого выступают учебные задания с требованием ответа в специально созданных формах (заготовках)».
Рабочий лист представляет собой графическое отображение шагов, которые необходимо выполнить ученику для достижения цели. Это средство, помогающее обучающемуся ориентироваться в теме, работать в своём темпе на разных этапах урока. Обучающийся может самостоятельно управлять своей познавательной деятельностью: при выполнении самостоятельной работы рабочий лист можно использовать как технологическую карту, при пробелах в знаниях – как индивидуальный образовательный маршрут. В рабочих листах есть последовательные шаги, обучающийся может самостоятельно идти к цели.
Рабочие листы бывают разных видов в зависимости от цели их применения:
- обучающий рабочий лист. Особенностью этого вида рабочего листа является то, что обучающиеся как получают знания в готовом виде, так и добывают их самостоятельно. Обучающий лист предполагает самостоятельную работу с учебником, освоение ранее не изученного материала, его воспроизведение и переработку;
- тренировочный рабочий лист. Цель – отработка знаний и способов действий. Формы и содержание заданий могут быть разнообразными (можно 5 использовать таксономию образовательных целей Блума: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка); Основу, например, тренировочного рабочего листа должны составлять разноуровневые задания, направленные на усвоение новых знаний и овладение способами действий.
- исследовательский рабочий лист. Цель – найти способ решения учебной проблемы - предполагает выдвижение гипотезы, проведение эксперимента, доказательства или опровержение;
- рефлексивный рабочий лист. Его рационально использовать при повторении раздела или темы;
- комбинированный рабочий лист.
Рабочий лист не должен быть перегружен информацией. Так как основная цель – достижение предметных и метапредметных результатов, то учитель должен в содержании рабочего листа предусмотреть и отобразить ключевые этапы для достижения цели. Материалы, используемые педагогом в рабочем листе, призваны расширить кругозор, повысить интерес к предмету, мотивировать на изучение, и не должно быть дублирования учебника. Задания должны быть грамотно сформулированы.
Преимущество рабочих листов заключается в том, что их можно дополнять или сокращать с учетом способностей обучающихся, можно вносить изменения, учитывая содержание и структуру урока. Применение рабочего листа вовсе не предполагает только самостоятельную работу обучающихся. Чаще всего, на уроке применяется коллективное или групповое обсуждение проблемных вопросов, построение умозаключений в результате обсуждения и внесение данных в рабочий лист, работа с учебником и дополнительной информацией, выполнение заданий различного уровня сложности и комментирование трудных случаев. Главное, что обучающиеся будут вовлечены в деятельность, направленную на приобретение знаний, а рабочий лист, материалы которого расположены в определенной логической последовательности с учётом изученного ранее, поможет им достичь цели. Вариативность рабочих листов обеспечивает создание условий для приобретения знаний обучающимися с разными образовательными способностями и потребностями.
Новизна данной работы состоит в том, что она содержит образцы рабочих листов и рекомендации по их использованию на уроках биологии с 5 по 9 классы на разных этапах урока и при организации различных форм учебной деятельности: индивидуальной, фронтальной, парной и групповой.
Практическое применение рабочего листа на уроках биологии
В арсенале каждого учителя есть множество эффективных инструментов для развития способностей обучающихся к самообразованию. Одним из них являются рабочие листы, преимущество которых в том, что они создаются учителем на основе собственных методических идей и предпочтений с учётом особенностей и способностей конкретных групп обучающихся.
Сам процесс разработки и подготовки рабочего листа довольно трудоемкий. В связи с этим, педагоги не только создают свои рабочие листы, но и используют готовые варианты, представленные в сети интернет. При создании авторских рабочих листов большинство педагогов стараются учитывать такие важные аспекты, как познавательный интерес и уровень подготовки обучающихся, специфика школьной программы, возрастные особенности обучающихся. Предлагаю мой авторский рабочий лист, рекомендованный для использования на открытом уроке. (Рисунок 1).
На примере данного рабочего листа можно сформулировать ряд требований, которым должен соответствовать рабочий лист, предназначенный для применения на уроках биологии в основной средней школе.
1.Структурность. Лист с опорными сигналами должен иметь определенную систему, которая создается с помощью стрелочек, линий и т. д. Его главная задача -структурно объяснить большой объем информации.
2.Краткость. Чем лаконичнее опорные конспекты, тем более эффективны они оказываются при подготовке к занятию. Бессмысленно пытаться включить в него огромные цитаты, клишированные формулировки с большим количеством конструкций, которые можно опустить.
3.Акценты. Важно расставить нужные смысловые акценты, которые позволят ученику систематизировать информацию.
4.Автономность. Важно, чтобы один блок был посвящен одному смысловому отрезку. Каждый блок должен пониматься самостоятельно, при этом общая картина не должна носить фрагментарный характер.
5.Образность. Каждый лист должен нести определенный смысл и эмоциональный оттенок, позволяющий легко восстановить весь объем информации.
Рабочие листы можно использовать при изучении нового материала, закреплении, обобщении. Основу рабочих листов составляют практические задания, направленные на усвоение знаний и овладение способами действий.
Разработанные листы представлены в приложении. (Приложение 1).
Результат применения рабочих листов на уроках биологии
Применение рабочих листов на уроках биологии позволило создать условия для формирования функциональной грамотности, повысило устойчивый познавательный интерес, сделало процесс обучения более продуктивным для обучающихся. Так, например, в 5 класс тема «Водная среда обитания» один класс работал с рабочим листом, другой класс проходил данную тему без рабочего листа (Приложение 1). На следующем уроке был проведен срез (Диаграмма 1).
Таким образом мы видим, что 100% абсолютной успеваемости у класса, который использовал рабочий лист на уроке
Заключение
Рабочий лист позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с учебным материалом на уроке, помогает активизировать учеников на любом этапе урока, является замечательным средством получения обратной связи.
Разработанный специально к уроку, рабочий лист помогает ученику разобраться в композиции урока, увидеть, от чего и к чему он в процессе учёбы «двигался». Значит, ученику легче сделать выводы по уроку, оценить, насколько он был активен на уроке, насколько продуктивно «учился», есть возможность оценить себя.
Считаю, что «Рабочий лист» является эффективным инструментом в работе учителя, который помогает решать множество задач в рамках системно-деятельностного подхода и помогает детям понять, что учёба равно удовольствие.
Предложения по распространению инновационного опыта
Данная работа представляет собой методическое пособие для учителей разной предметной направленности.
Методическое пособие составлено на основе опыта практического применения «Рабочий лист как средство организации учебной деятельности на уроках биологии». Оно будет полезно для учителей основного общего образования, в первую очередь, для учителей биологии.
Данное пособие раскрывает практическое применение рабочего листа на уроках биологии.
Приведённые примеры наглядно показывают, что в результате такой деятельности, обучающиеся научатся:
- логически мыслить;
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;
- планировать свои действия;
- самостоятельно добывать знания;
Предполагаемые формы распространения опыта:
- выступление на методических объединениях учителей разной предметной направленности;
- мастер-класс на методических объединениях учителей разной предметной направленности.
Список литературы
- Русских 2001 — Русских Г.А. Дидактические основы современного урока: Методическое пособие. М.: Ладога-100, 2001.
- научная статья по наукам об образовании, автор научной работы — Миренкова Е. В.
- https://infourok.ru/ispolzovanie-rabochih-listov-na-urokah-biologii-kak-sredstva-organizacii-samostoyatelnoj-poznavatelnoj-deyatelnosti-7141131.html
- https://xn----7sbababizacpt8agknjd9an7ah6rkam.xn--p1ai/%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8/42603/4464794/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КСО в организации учебной деятельности на уроках биологии и экологии
О роли груповых форм учебной деятельности...
Дорожная карта как средство организации учебной деятельности учащихся.
Предназначена для учащихся 1 и 2 курса....
Применение групповых форм работы на уроках математики как средство организации учебной деятельности в условиях ФГОС.
из опыта работы учителя математики "Применение групповых форм работы на уроках математик как средство организации учебной деятельности в условиях ФГОС" представлены раз...
Кейс-технология. Принципы организации учебной деятельности на уроках биологии.
Принципы организации учебной деятельности на уроках биологии...
Использование ИКТ на уроках иностранного языка как средство организации учебной деятельности
Выполнил учитель английского языка гимназии №42 г. Санкт- Петербурга Сенина Анна Викторовна...
УЧЕБНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
образовательная экскурсия для 9 классов на английском языке...
Рабочий лист как способ организации учебного процесса на уроках русского языка
Использование индивидуальных рабочих листов позволяет каждому ученику определять цель своих действий в предложенных рамках работы, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и п...