ОДНКНР 6 класс
рабочая программа (6 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для обучающихся 6 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_6_kl._odnknr.docx | 33.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБОУ «Республиканский бурятский национальный лицей-интернат №1»
РАССМОТРЕНО Руководитель МО ________________________ Гомбожапова С.Б. Приказ № от «29» августа 2024 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________________ Цыбикова Д.Д. Протокол № от «29» августа 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ГБОУ РБНЛИ №1 ________________________ Шойнжонов Б.Б. Приказ № от «29» августа 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «ОДКНР»
для обучающихся 6 классов
Составитель: учитель истории и
обществознания Жамьянов С.М.
Пояснительная записка
Программа по предметной области «Основы духовной культуры народов России» (далее – ОДКНР) для 6 класса образовательных организаций составлена в соответствии с:
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
- требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным);
- основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
Целями изучения учебного курса являются:
- формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;
- создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
- формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
- идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
- овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося;
- приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
- развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
- становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
- формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;
- обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
- воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России;
- содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
- формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом.
В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне основного общего образования отводится 34 часа на каждый учебный год, не менее 1 учебного часа в неделю.
Планируемые результаты освоения программы
«Основы духовной культуры народов России
Личностные результаты:
- готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки,
взаимоотношения со сверстниками;
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками;
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире;
- воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Универсальные учебные действия
Познавательные:
- характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
- сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
- различать культовые сооружения разных религий;
- формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
- рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
- кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
- оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
- анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
- анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
К концу обучения учащиеся научатся:
- Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
- Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
- Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
- Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
- Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.
- Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
- Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
Метапредметные результаты:
- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОДКНР
Что такое культура общества
Культура общества. Источники развития культуры общества.
Человек и вера. Как появилась вера в Бога. Что такое религия? Традиционные религии России. Православие как направление христианства. Ислам – религия мусульман. Иудаизм – национальная религия евреев. Философия буддизма.
Нравственные ценности российского культуры
Гражданин и государство. Конституция Российской Федерации.
Кого называют патриотом.
Героические страницы истории нашей страны. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Генерал Николай Раевский и его дети – участники Бородинского сражения. Подвиг генерала Н.Н. Раевского. Денис Давыдов – генерал, поэт, партизан… Василиса Кожина. Военная операция генерала Дорохова.
Великая Отечественная война 1941-1945 годов. «Когда народ един – он не победим!». Герои Великой Отечественной войны. И.Н. Кожедуб – трижды Герой Советского Союза. Людмила Павличенко – снайпер, Герой Советского Союза. Попов Фёдор Кузмич – рядовой из Якутии.
Нравственные страницы истории нашей страны. Нравственные ценности личности. Что такое личность? Валентин Дикуль. Евгений Смирнов. Олеся Владыкина.
Семья – создатель и хранитель духовно-нравственных ценностей
Семья – ячейка общества. Функции семьи. Государство и семья. Притча о семейном очаге. Семейный детский дом – что это такое?
Семейные ценности. Какие качества воспитывали родители в детях в далёком прошлом? Трудолюбие. Отношение к результатам труда и бережливость. Доброта и милосердие. Савва Морозов. Гостеприимство – семейная ценность.
Традиционные религии о семейных ценностях. Ценности православной семьи. Семейные ценности мусульман. Семья в иудаизме. Отношение буддистов к семейной жизни.
Роль образования в развитии культуры общества
Общество и образование.
Страницы истории развитии образования. Начальное образование на Руси.
Образование в России в XVIII-XIX веках. XVIII век (время правления императоров Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины Великой). XIX век (время правления императоров Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, Николая II). Царскосельский лицей. Иван Сытин – российский книгоиздатель.
Религия и образование. Христианская вера и образование на Руси. Софья Полеолог. Влияние ислама на развитие образования. Влияние буддизме на развитие образования. Влияние иудаизма на развитие образования.
Художественная культура народов России
Области художественной культуры. Человек способен к творчеству. Мифология и фольклор как пласт культуры. Образы славянской мифологии.
Декоративно-прикладное искусство народов России. Национальная вышивка как оберег.
Выдающиеся деятели культуры народов России. Исаак Левитан – великий пейзажист. Один из летних дней… Однажды зимой… Творцы российской культуры.
Художественная культура, рождённая религией. Православный храм. Мечеть – исламский храм. Буддийские храмы и монастыри. Синагога.
Художественная культура традиционных религий России. Православная художественная культура. Икона. Икона Божией Матери. Иконостас. Духовная музыка. Колокольный звон.
Художественная культура ислама. Каллиграфия – искусство письма. Арабески в искусстве ислама.
Вклад буддизма в мир искусства.
Иудаизм и художественная культура. Иван Айвазовский и библейские сюжеты.
Как сохранить культуру общества
Кого называют образованным человеком. Образованные гении России.
Культурное наследие России: почему необходимо его сохранять. Что такое культурное наследие? Кому принадлежит культурное наследие? Объекты культурного наследия. Как государство охраняет памятники культуры.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | |||||||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | ||||||||
Раздел 1. Что такое культура общества | ||||||||||
Культура общества | 1 | |||||||||
Человек и вера | 1 | 1 | ||||||||
Итого по разделу | 2 | |||||||||
Раздел 2. Нравственные ценности российского культуры | ||||||||||
Гражданин и государство | 1 | |||||||||
Кого называют патриотом | 1 | |||||||||
Героические страницы истории нашей страны. Отечественная война 1812 года | 2 | 1 | ||||||||
Великая Отечественная война 1941-1945 годов | 2 | 1 | ||||||||
Нравственные страницы истории нашей страны | 2 | 1 |
| |||||||
Итого по разделу | 8 | |||||||||
Раздел 3. Семья – создатель и хранитель духовно-нравственных ценностей | ||||||||||
Семья – ячейка общества | 2 | |||||||||
Семейные ценности | 2 | |||||||||
Традиционные религии о семейных ценностях | 2 | 1 | ||||||||
Итого по разделу | 6 | |||||||||
Раздел 4. Роль образования в развитии культуры общества | ||||||||||
Общество и образование | 1 | |||||||||
Страницы истории развитии образования | 1 | |||||||||
Образование в России в XVIII-XIX веках | 2 | 1 | ||||||||
Религия и образование | 1 | |||||||||
Итого по разделу | 5 | |||||||||
Раздел 5. Художественная культура народов России | ||||||||||
Области художественной культуры | 1 | 1 | ||||||||
Декоративно-прикладное искусство народов России | 1 | |||||||||
Выдающиеся деятели культуры народов России | 2 | |||||||||
Художественная культура, рождённая религией | 1 | |||||||||
Художественная культура традиционных религий России | 1 | |||||||||
Художественная культура ислама | 1 | |||||||||
Вклад буддизма в мир искусства | 1 | |||||||||
Иудаизм и художественная культура | 1 | 1 | ||||||||
Итого по разделу | 9 | |||||||||
Религия 6. Как сохранить культуру общества | ||||||||||
Кого называют образованным человеком | 2 | |||||||||
Культурное наследие России: почему необходимо его сохранять | 2 | 1 | ||||||||
Итого по разделу | 4 | |||||||||
Итоговое повторение, представление результатов проектно-исследовательской деятельности | 1 | 1 |
| |||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 35 | 4 | 6 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | ||||
Культура общества | 1 | |||||
Человек и вера | 1 | 1 | ||||
Гражданин и государство | 1 | |||||
Кого называют патриотом | 1 | 1 | ||||
Героические страницы истории нашей страны. Отечественная война 1812 года | 1 | |||||
Отечественная война 1812 года | 1 | 1 | ||||
Великая Отечественная война 1941-1945 годов | 1 | |||||
Великая Отечественная война 1941-1945 годов | 1 | 1 | ||||
Нравственные страницы истории нашей страны | 1 | |||||
Нравственные страницы истории нашей страны | 1 | 1 | ||||
Семья – ячейка общества | 1 | |||||
Семья – ячейка общества | 1 | |||||
Семейные ценности | 1 | |||||
Семейные ценности | 1 | |||||
Традиционные религии о семейных ценностях | 1 | |||||
Традиционные религии о семейных ценностях | 1 | 1 | ||||
Общество и образование | 1 | |||||
Страницы истории развитии образования | 1 | |||||
Образование в России в XVIII-XIX веках | 1 | |||||
Образование в России в XVIII-XIX веках | 1 | 1 | ||||
Религия и образование | 1 | |||||
Области художественной культуры | 1 | 1 | ||||
Декоративно-прикладное искусство народов России | 1 | |||||
Выдающиеся деятели культуры народов России | 1 | |||||
Выдающиеся деятели культуры народов России | 1 | |||||
Художественная культура, рождённая религией | 1 | |||||
Художественная культура традиционных религий России | 1 | |||||
Художественная культура ислама | 1 | |||||
Вклад буддизма в мир искусства | 1 | |||||
Иудаизм и художественная культура | 1 | 1 | ||||
Кого называют образованным человеком | 1 | |||||
Кого называют образованным человеком | 1 | |||||
Культурное наследие России: почему необходимо его сохранять | 1 |
| ||||
Культурное наследие России: почему необходимо его сохранять | 1 |
| 1 | |||
Итоговое повторение, представление результатов проектно-исследовательской деятельности | 1 | 1 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Виноградова Н.Ф., Мариносян Т.Э. Основы духовно-нравственные культуры народов России: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, Т.Э. Мариносян. – М.: Просвещение, 2022. – 159 с.: ил.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: методические рекомендации / Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2018. – 64 с.: ил. – (Российский учебник).
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
- Российская электронная школа.
- «Учи.ру»
- «Яндекс. Учебник»
- «ЯКласс»
- Мобильное электронное
- Фоксфорд
- «Сириус. Онлайн #/
- Образовательная платформа «Лекта»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс. ФГОС.
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из...
Рабочая программа по предмету ОДНКНР 5 класс
Рабочая программа для изучения учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе по учебнику Виноградова Н.Ф. "Основы духовно-нравственной культуры народ...
Рабочая программа по предмету ОДНКНР в 5 классе
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы религиозных культур народов России» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начально...
Тесты по ОДНКНР 5 класс
Тесты по Основам Духовно Нравственной Культуры Народов России 5 класс...
Рабочие листы к урокам ОДНКНР к учебнику Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Поляков для 5 класса "В труде красота человека"
Рабочие листы составлены к учебнику Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко ОДНКНР для 5 класса , они помогут разнообразить работу на уроке....
Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России». Основам светской этики (ОДНКНР. ОСЭ) для V класса
Рабочая программа по "ОДКНР" . Основам светской этики. Составлена по учебнику М.Т. Студеникина....
План урока "Мужество" в 5 классе по курсу Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебно-методический комплект - М.Т.Студеникин. ОДНКНР. Основы светской этики. 5 класс.
Это первый урок в теме №10 учебника М.Т.Студеникина. В комплект входит учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя, мультимедийное приложение. Автором предоставлен очень насыщенный интересный материал...