Главные вкладки
Опыт работы на тему "Метод проектов в обучении"
статья
Предварительный просмотр:
МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ
Технология не является абсолютно новой для нашей школы, ее успешно применяют учителя иностранного языка, технологии, периодически к ней обращается практически каждый. В этом учебном году мы впервые применили эту технологию в воспитательной работе, так что уже можно говорить о наличии некоторого опыта. Поэтому основной задачей на будущий учебный год будет освоение и осуществление педагогическим коллективом проектной деятельности. Что собой представляет новая технология?
Следуя классикам, вспомним, что научить никого нельзя, можно только научиться. Значит надо организовать обучение так, чтобы ребенок сам захотел приобретать эти самые знания и навыки. Следовательно, нужно его заинтересовать, потом создать ситуацию, в которой на основе приобретенных ранее знаний и умений ученику необходимо было бы добывать новые знания и приобретать умения, а затем еще и дать ему возможность наглядно продемонстрировать полученные результаты, а учителю – проконтролировать прирост знаний и умений учащихся.
Реализовать все это можно, используя в процессе обучения проектную деятельность, в которой, следуя времени, обязательно применять компьютерные технологии. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем. Разработал его американский философ и педагог Дж. Дьюи. Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в той области знаний, которые могут и должны пригодиться ему в жизни. Но для чего? Вот тут-то и требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые еще предстоит приобрести. Где, ка- ким образом? Учитель может подсказать новые источники информации или просто направить мысль учеников в нужную сторону для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно или совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания, подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Решение проблемы, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Суть проектной деятельности — стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике — соединение академических знаний с прагматическими при соблюдении соответствующего баланса на каждом этапе обучения.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве,
развитие критического мышления. Чтобы добиться результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени, используя современные средства информационных технологий.
Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой — необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей.
С методом проектов вполне органично интегрируется и обучение в сотрудничестве, собственно, это направление в обучении выросло из метода проектов.
Проекты либо органично вписываются в учебный процесс, либо выполняются во внеурочное время. Начнем, естественно, с уроков, поскольку мы имеем дело с методом обучения. В чем же его привлекательность? Этот метод полностью соответствует основным принципам развивающего обучения Л.В. Занкова, которое первоочередной задачей ставит формирование и развитие интеллектуальных умений учащихся. Школьник развивается на формировании механизмов мышления, а не эксплуатации памяти; познавательная деятельность учащегося осваивается в единстве эмпирического и теоретического познания; процесс обучения строится на приоритете дедуктивного способа познания; основа процесса обучения — учебная деятельность учащихся в ходе выполнения учебных заданий. Развивающее обучение предполагает формирование критического и творческого мышления как приоритетных направлений интеллектуального развития человека.
Метод проектов в силу своей дидактической сущности также позволяет решать задачи формирования и развития перечисленных выше интеллектуальных умений критического и творческого мышления. Совместная или индивидуальная работа над той или иной проблемой, имеющая цель не только постараться решить эту проблему и доказать правильность ее решения, но и представить результат своей деятельности в определенном продукте, предусматривает необходимость в разные моменты познавательной, экспериментальной или прикладной, творческой деятельности, использование совокупности перечисленных выше интеллектуальных умений.
Теперь часто приходится слышать о широком применении метода проектирования в практике обучения, хотя на поверку выходит, что речь идет о работе над той или иной темой,
просто о групповой работе, о каком-то внеклассном мероприятии. И все это называют проектом. На самом деле метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагоги- ческой технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учителя определяют тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В других — тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Темы проектов, могут относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема — то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению.
Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий», компьютерная газета, альманах, доклад и т.д.). Чтобы овладеть методом проектов, необходимо, прежде всего, знать, что проекты могут быть разными и использование их в учебном процессе требует от учителя серьезной подготовительной работы.
Выделяются следующие виды проектов:
Исследовательские, творческие, ролевые, игровые, ознакомительно-ориентировочные (информационные), практико-ориентированные (прикладные).
По предметно-содержательной области — можно выделить два типа проектов:
Монопроекты: Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета.
Межпредметные: Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное
время. Это — либо небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта.
По количеству участников проектов можно выделить проекты:
- Личностные;
- парные (между парами участников);
- групповые (между группами участников).
В последнем случае очень важно правильно, с методической точки зрения, организовать групповую деятельность участников проекта (как в группе своих учеников, так и в объединенной группе ребят из различных школ, стран и т.д.). Роль педагога здесь особенно велика.
По продолжительности выполнения проекты бывают:
- краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы), которые могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные;
- средней продолжительности (от недели до месяца);
- долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).
Как правило, работа над краткосрочными проектами проводится на уроках по отдельному предмету, иногда с привлечением знаний из другого предмета. Что касается проектов средней и значительной продолжительности, то они — обычные или телекоммуникационные, внутренние или международные — являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем, а потому могут представлять собой программу проектов. Такие проекты, как правило, проводятся во внеурочное время, хотя отслежи- вать их можно и на уроках. Проекты могут продолжаться два или более (как правило, до шести) уроков. Это вовсе не значит, что они занимают эти уроки полностью. Урок структурируется в соответствии с логикой познавательной деятельности над данной темой, вопросом программы, а работа над проектом на каждом уроке может занимать лишь часть времени. С другой стороны, защита проекта обычно требует сдвоенного урока. Ведь слово необходимо предоставить всем группам, принимавшим участие в работе. Ребята старались и поэтому важно их внимательно выслушать, с уважением отнестись к результатам их труда.
Если вы задумываете большой исследовательский проект, рассчитанный на длительный срок и участие больших групп учащихся, важна четкая его структуризация. Разумеется, часть проекта, тематически и по содержанию привязанная к программному материалу, может выполняться на уроках. На уроках же организуется обсуждение методов исследования, некоторых промежуточных результатов, причем разные части проекта могут обсуждаться на уроках по разным учебным предметам. Поэтому при работе над подобными проектами особенно важна роль
координатора. Учителя, принимающие участие в таком проекте, должны действовать согласованно, четко отслеживая не только ту его часть, которая непосредственно касается их предмета, но и общую идею, всю деятельность учащихся по проекту.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Учителю приходится переориентировать свою учебно- воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Осмысливая дидактическую сущность этой педагогической технологии, важно понять, что метод проектов — это один из видов педагогических технологий. Как и любой другой метод, он может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием новых информационных технологий. Это могут быть современные средства: компьютерные телекоммуникации, электронные базы данных, виртуальные библиотеки, кафе, музеи, видео, мультимедийные средства, аудио- и видеоконференции, факс, радиосвязь и пр. Но это могут быть и традиционные средства: книги, разного рода справочники, видеозаписи и т.п. Средства
массовой информации также оказываются весьма полезными при работе над проектом.
Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее распространение в системах образования разных стран мира. Причин тому несколько, и корни их лежат не только в сфере собственно педагогики, но, главным образом, в сфере социальной.
В чем же достоинства проектов:
- Учащиеся видят перед собой конечный результат.
- необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
- актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.); Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных условиях.
- актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
- значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения. Профессиональное самоопределение – именно при выполнении творческого проекта ученик задумывается над вопросом: на что он способен, где может применить свои знания.
- При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся.
- Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных условиях.
Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.
Более подробное знакомство с типологией проектов, технологией их осуществления предполагается с начала следующего учебного года на обучающих семинарах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"
Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...
Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".
Опыт работы показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...
Опыт работы по применению технологии разноуровневого обучения
В данном материле кратко описан мой опыт работы по технологии разноуровневого обучения. Применение данной технологии способствует созданию в классе чувства "успешности" у каждого учащегося. В качестве...
Опыт работы по методу проектов на уроках Мировой художественной культуры
Выступление учителя МХК МОУ «Калитинская СОШ» Мартьяновой О.В. на районном МО. Предмет «Мировая художественная культура» направлен на развитие человека через освоение пространства художестве...
Педагогический опыт работы по теме Элементы проблемного обучения как метод и средство мотивации ученика при изучении математики"
в данной работе описан опыт применения технологии элементов проблемного обучения на уроках математики....
Опыт работы "Формирование метапредметных результатов обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС ООО через использование технологии проблемного обучения"
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится в...
презентация "Опыт работы тьютора в период дистанционного обучения"
Опыт работы тьютора в период дистанционного обучения"...