Педагогический опыт работы по теме Элементы проблемного обучения как метод и средство мотивации ученика при изучении математики"
опыты и эксперименты по математике по теме
в данной работе описан опыт применения технологии элементов проблемного обучения на уроках математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt_raboty.docx | 41.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта работы Л. И. Беськаевой по теме:
«Элементы проблемного обучения как метод и средство мотивации ученика при изучении математики»
Актуальность опыта.
Особенность нашего времени – это потребность в предприимчивых, деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере общественной, социальной, экономической и производственной деятельности. Модернизация образования ставит перед общеобразовательной школой новые задачи: формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования. Необходимо быть грамотным, чтобы нормально «функционировать в сложном и требовательном обществе». А быть грамотным в быстро меняющемся мире означает быть просто образованным. Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность. Поэтому самое актуальное – подготовить учеников к испытаниям в мире, изобилующем открытиями научно – технического прогресса. Очень важно, чтобы ученики не испытывали страха перед жизнью, смотрели на нее открытыми глазами. Главное для учителя – это личность ученика. Его убеждения и способности, готовность к саморазвитию. Моя задача состоит в том, чтобы средствами предмета сформировать такие качества учащихся, которые требуют мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, воспитывающие волю к победе и преодолению трудностей. В процессе такой работы ученики привыкают к востребованности своих знаний, убеждаются в значимости образования. Способность размышлять, анализировать, создавать проекты – очень важные умения, которые в дальнейшем смогут помочь самостоятельно принимать решения и действовать в сложных условиях современной жизни.
Ведущая педагогическая идея опыта.
Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества. Это и предопределило выбор ведущей педагогической идеи ««Элементы проблемного обучения как метод и средство мотивации ученика при изучении математики». Идея опыта заключается в создании необходимых условий, содействующих повышению познавательной активности учащихся на уроках математики на основе использования элементов проблемного обучения. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании в сочетании с традиционными средствами способствуют развитию ребенка как творческой личности. Формы использования информационных технологий на уроках математики определяются различными факторами: темой и задачами конкретного урока, особенностями и возможностями имеющихся учебных компьютерных программ.
Теоретическая база опыта.
Теоретической базой при представлении инновационного педагогического опыта явились труды В. В. Давыдова, Л. Б. Эльконина, а также педагогов и психологов А. М. Матюшкина, А. В. Брушлинского, И. М. Махмутова и других, разрабатывающих проблемный подход в обучении. Толкование проблемного обучения по М.И. Махмутову заключается в следующем: «…проблемное обучение есть целенаправленная деятельность учителя и учащихся по постановке учебных проблем, их формулировке, выдвижению гипотез, их обоснованию и проверке на практике. Вся эта умственная работа учащимися проходит под руководством учителя и направлена на усвоение новых знаний, выработку умений и навыков, развитие умственных способностей и формированию интеллектуально активной личности».
При проблемном обучении не исключается объяснение учителя и выполнение учащимися задач и заданий, требующих репродуктивной деятельности, но принцип поисковой деятельности преобладает. В результате поисковой деятельности формируется опыт творческого усвоения знаний. И, что ещё важнее, происходит усвоение способов творческой деятельности. Активность ученика заключается в том, что он, сравнивая, анализируя, систематизируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает новые знания. Суть активизации учения школьника посредством проблемного обучения состоит в активизации его мышления путём создания проблемных ситуаций, в формировании познавательного интереса и моделирования умственных процессов.
А. М. Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта (учащегося) при решении им задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или способов деятельности». Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.
Исследования в этой области ведутся сейчас и другими представителями педагогической науки. Но сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Технология опыта.
Проблемное обучение – это особая структура познавательной деятельности учащихся по овладению системой учебных действий и научных знаний. Одной из основных особенностей проблемного обучения является оптимальное соотношение репродуктивного и продуктивного усвоения знаний, обеспечивающих глубину, прочность, полноту усваиваемого содержания. Технология проблемного обучения предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей. Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации- проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. Технология проблемного обучения реализуется на основе следующих факторов:
- оптимальный подход проблемных ситуаций и средств их создания;
- отбор ситуаций тесно связан с применением их в повседневной жизни;
- учет особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной работы и в различных классах;
- личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.
Изучение математики предусматривает несколько аспектов:
Образовательный процесс нацелен на формирование содержательно – логического мышления учащихся;
Основные идеи курса математики находят свое отражение в других школьных предметах;
Межпредметная проектная деятельность в целостной, наглядной, интегративной учебной среде становится одним из методов изучения математики.
Эффективным средством реализации проблемного обучения становятся методы проблемного обучения, которые различаются степенью возрастания сложности и самостоятельности учащихся при решении учебных проблем:
- проблемное изложение знаний;
- привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения и закрепления знаний;
- исследовательский метод.
На своих уроках я использую элементы проблемного обучения как средство организации эвристической деятельности учащихся. При этом ученик ставится в позицию исследователя; выдвигает различные гипотезы, привлекает теоретический материал, составляет план опытной проверки гипотезы, самостоятельно формулирует выводы. Разноуровневые задания, предлагаемые учащимся с учетом их индивидуальных учебных возможностей, приобщают ребят к поисковой работе на отдельных этапах. Характер их деятельности усложняется по мере развития логического мышления, выработки умения сопоставлять, наблюдать, обобщать полученные данные. При обучении математики применяю разнообразные формы проведения занятий: игровые и наглядные методы обучения и контроля знаний, связи с повседневной жизнью, а также материал таких школьных дисциплин как география, биология, история. Из урока в урок выполняются задания, направленные на развитие логического мышления, памяти и внимания, способности к анализу и синтезу. Большие возможности для создания проблемных ситуаций имеют творческие задания по составлению задач. Я предлагаю учащимся такие задания: составить задачу на определенный метод решения; составить задачу, обратную по отношению к имеющейся; составить задачу с определенным порядком действий, по данному уравнению, по данному рисунку. Интерес у учащихся вызывает урок одной задачи.
Целенаправленное использование учителем проблемных ситуаций, возникающих помимо его желания (объективно), и ситуаций, преднамеренно им создаваемых, представляют собой систему, умелое применение которой и является основной особенностью проблемного обучения и его отличием от традиционного.
Пример1, являющийся иллюстрацией постановки проблемной ситуации с целью установления новой важной связи между сложением и умножением чисел в пятом классе при изучении темы «Распределительный закон умножения относительно сложения».
На данном уроке учащимся предлагается решить двумя способами следующие задачи:
Задача 1. В школьном саду посажены фруктовые деревья в 10 рядов. В каждом
ряду посажено по 5 груш и по 7 яблонь. Сколько всего деревьев посажено в
саду?
Решение.
1 способ. 2 способ.
(7 + 5) * 10 = 120 7 * 10 + 5 * 10 = 120
Ответ: 120 деревьев.
Задача 2. Две автомашины одновременно выехали навстречу друг другу из
двух пунктов. Скорость первой автомашины 80 км в час, скорость второй 60 км
в час. Через 3 часа автомашины встретились. Какое расстояние между
пунктами, из которых выехали автомашины?
Решение.
1 способ. 2 способ.
(80 + 60) * 3 = 420 80 * 3 + 60 * 3 = 420
Ответ: 420 км
Задача 3. Задача 3. Найти площадь прямоугольного участка, состоящего из двух прямоугольных участков.
1 способ. 2 способ.
(4 + 2) * 3 = 18 4 * 3 + 2 * 3 = 18 Ответ: 18 м
После решения всех трёх задач учащимся предлагается самостоятельно
сравнить:
а) первые способы решения задач;
б) вторые способы решения задач;
в) выражения, полученные при решении задач 1-м (2-м) способом;
г) выражения, полученные при решении задачи № 1 (№ 2, № 3) и 1 и 2-мя
способами;
д) числовые значения выражений, полученные при решении задачи № 1 (№ 2,
№ 3) 1-м и 2-м способами.
В результате такого сравнения учащиеся пришли к следующим выводам:
1-й способ решения всех задач одинаков, 2-й – тоже; выражения, полученные
при решении задач 1-м (2-м) способом, отличаются друг от друга только
числовыми данными; выражения, полученные при решении задачи №1 (№ 2, №
3) 1-м и 2-м способами, отличаются друг от друга числом арифметических
действий и порядком действий; числовые значения выражений, полученные
при решении задачи №1 (№ 2, № 3) 2-мя способами, одинаковы, а, значит,
можно сделать такую запись:
(7 + 5) * 8 = 7 *8 + 5 * 8.
(80 + 60) * 3 = 80 * 3 + 60 * 3.
(5 + 3) * 4 = 5 * 4 + 3 * 4.
Далее предлагается ученикам заменить одинаковые цифры в полученных
выражениях одинаковыми буквами. В результате получены три одинаковых
выражения, а именно: (а + в) * с = ас + вс.
Ученики с помощью учителя формулируют этот закон словесно и на примерах
убеждаются в целесообразности усвоения и запоминания этого закона: он
облегчает вычисления.
Пример 2, где при решении проблемной ситуации учащимся необходимо: выдвижение гипотез, формулировка выводов и их опытная проверка.
«Признаки делимости чисел на 10, на 5 и на 2» (Математика, 5 класс).
На доске записаны числа: 1 344 285, 246 560, 2424, 188 536, 18733.
Ученикам предлагается найти среди этих чисел те, которые делятся на 10, на 5 и на 2, не производя деления; написать несколько многозначных чисел, делимость которых на 10, на 5 и на 2 они могут предугадать; попытаться найти признаки делимости чисел на 10, на 5 и на 2. Высказать своё мнение: стоит ли этим заниматься? Не проще ли разделить? Разрешается обсуждение с соседом или в группе. После высказывания предположений ученики проверяют их непосредственным делением. Затем идет сопоставление с учебником, и формулируются окончательные выводы.
Таким образом, я считаю, что использование проблемного обучения учащихся позволяет: осуществлять самостоятельный выбор учащимися того или иного способа решения учебной проблемы, познавательной задачи; использовать проблемные ситуации как средство развития рефлексивных умений; творчески применять полученные знания в практической деятельности, повседневной жизни; производить перенос знаний и субъективного опыта в их единстве в разнообразные сферы окружающей действительности.
Результативность опыта.
Использование проблемного метода обучения позволило получить следующие результаты:
учащиеся грамотно и четко формулируют вопросы, участвуют в обсуждении; имеют желание высказывать и отстаивать свою точку зрения;
развивается логическое мышление;
развивается память, внимание, умение самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность;
развивается способность к самоконтролю;
формируется устойчивый интерес к предмету;
активизируется мыслительная и познавательная деятельность учащихся на уроке.
Одним из показателей результативности опыта работы может служить то, что на протяжении нескольких лет мои ученики являются победителями и призерами районных предметных олимпиад по математике, с каждым годом все больше учащихся интересуются исследовательской деятельностью. Как положительный результат считаю, что учащиеся успешно проходят итоговую аттестацию в форме ОГЭ и ЕГЭ. Есть выпускники, которые связывают свою судьбу с математикой: Токарева Алина и Киселев Илья (выпуск 2017 г) учатся на факультете математики и информационных технологий МГУ им. Огарева, Губанищев Иван – на физико – математическом факультете МГПИ им. Евсевьева.
Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшего использования элементов проблемного обучения с целью достижения более высокого уровня сформированности мотивации учащихся при изучении математики.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Использование технологии проблемного обучения требует от меня значительных затрат времени при подготовке уроков, т. к. сформулировать проблемный вопрос достаточно сложно, важно продумывать каждое задание и каждое слово, чтобы они вызвали затруднение у учащихся и в то же время не отбили желания это затруднение преодолеть. Достаточно много времени тратится и на уроке на разрешение той или иной проблемы, но это время более ценно по сравнению с тем, которое тратилось бы на подачу готовых знаний.
Адресные рекомендации по использованию опыта:
1. http://nsportal.ru/ludmila - ivanovna - beskaeva
2. http://bereznikishool.edurm.ru
Приложение.
Наименование | Урок алгебры |
Автор | Беськаева Л. И., учитель математики МБОУ «Большеберезниковская СОШ» |
Предмет | Алгебра |
Класс | 9 класс |
Время реализации | 45 мин |
Тип урока | Урок повторения, обобщения и систематизации знаний. |
Формы организации учебного взаимодействия | Фронтальная, самостоятельная работа учащихся обучающего характера, парная работа (взаимоконтроль). |
Использование технологий | ИКТ, личностно – ориентированные, развивающие |
Оборудование | Компьютер, мультимедиа – проектор, мультимедийная презентация, карточки с индивидуальными заданиями |
Тема урока. Последовательности. Арифметическая, геометрическая прогрессии.
Цели: обобщив и закрепив знания учащихся по данной теме, подготовить их к оперативному контролю;
Задачи:
Образовательные: выработать умения и навыки в решении задач по теме, отработать решение, используя формулы по данной теме, научить решать задачи и показать связь арифметической и геометрической прогрессии с жизнью.
Развивающие : развивать формально – логические навыки решения задач по данной теме, предусмотренные стандартом образования; способствовать развитию умения видеть и применять изученные закономерности в нестандартных ситуациях;
Воспитательные : воспитывать сознательную дисциплину, умение слушать уважать мнение другого, но принимать решение самому, используя знания, приобретенные ранее. Понимание роли знания для дальнейшего обучения.
Ход урока.
1. Постановка целей урока.
Урок начинается с постановки задач перед учащимися. В беседе учитель акцентрирует внимание старшеклассников на том, что материал урока дает им возможность развивать как формально – логические умения по данной теме, так и умения находить закономерности, применять полученные знания при решении нестандартных задач. Учащиеся имеют возможность повысить свою математическую культуру вычислений и повторить решение рациональных и дробно – рациональных уравнений, линейных и квадратичных неравенств.
2. Устная работа.
Вопросы:
1.Сформулировать определение последовательности.
2.Перечислить способы задания последовательности.
3. Какая последовательность называется арифметической (геометрической) прогрессией?
4.Тело в первую секунду движения прошло 7 м , а за каждую следующую секунду – на 3 м больше, чем за предыдущую. Какое расстояние тело прошло за восьмую секунду; за восемь секунд; за с секунд?
5.Записать формулу общего члена последовательности:
1; - 4 ; 9; - 16; …
1; ; ; ; …
; ; ; …
6. Является ли число – 21 членом последовательности (), если = - 10n ?
7.Могут ли числа быть членами одной арифметической (геометрической) прогрессии?
1; ; 3, 1; 15 ; 8; 2; 6; 4,5.
8. () –геометрическая прогрессия, = 8, = 32. Найти , .
3. Решение задач репродуктивного характера. Организация взаимоконтроля в парах.
Перед решением следующих задач учащимся предлагается оценить имеющие у них знания и умения по данной теме (по пятибалльной системе)
Знания и умения | Я | Другой |
Знания формул n – го члена, суммы первых членов прогрессии | ||
Умение преобразований выражений | ||
Вычислительная культура |
1) Задание: заполнить пропуски в таблице, если () – арифметическая и () – геометрическая прогрессии.
(Работа выполняется учащимися самостоятельно. После следует взаимопроверка и взаимооценивание.)
d | n | |||
110 |
| 11 | ||
5 | 26 | 105 | ||
3 | 12 | 210 | ||
2 | 15 |
|
q | n | |||
1 | 3 | 10 | ||
0,5 | 8 | 2 | ||
2 | 7 | 1458 | ||
0,5 |
4. «Я и мир логики».
1. Историческая справка о К. Ф. Гауссе.
(На примере жизни и деятельности ученого учащиеся выясняют, что составляет основу математических способностей, выделяя умения анализировать, сравнивать, наблюдать, находить главное, устанавливать закономерности, видеть новое в стандартных ситуациях.)
2. Решение задач (устно)
1) Вычислить : 1 + 2+ 3+ … + 99 + 100.
2) Найти сумму всех натуральных чисел, кратных 4 и не превосходящих 300.
3) Найти количество всех трехзначных натуральных чисел, делящихся на 7.
3.Запомнить все числа и затем их воспроизвести.
(Задание способствует тренировке смысловой памяти, наблюдательности, учит поиску закономерностей составления таблиц. Учащимся показывается квадрат в течение одной минуты).
5 | - 10 | 20 |
- 640 | - 2 | - 40 |
320 | - 160 | 80 |
10 | 12,5 | 15 |
17,5 | 5 | 17,5 |
25 | 22,5 | 20 |
2 | 4 | 8 | 16 |
0 | 2 | 6 | 14 |
- 2 | 0 | 4 | 12 |
- 4 | - 2 | 2 | 10 |
5.Фронтальная работа учащихся по решению задач продуктивного характера
Задание: решить уравнения
(При решении уравнений необходимо увидеть арифметическую или геометрическую прогрессии и применить известные формулы)
1) … =
+ … + = 0
3) 2х + 1 + + + + + … =
6.Решение нестандартной задачи
Вычислить :
7. Подведение итогов урока
8. Домашнее задание
1.Проанализировать результаты взаимоконтроля.
2.Задание: заполнить пропуски в таблице, если () – арифметическая и () – геометрическая прогрессии.
d | n | |||
- 9 | 0,5 | - 75 | ||
- 28 | 9 | 0 | ||
0,2 | 5,2 | 137,7 | ||
30 |
| 146, 25 |
q | n | |||
3 | 567 | 847 | ||
-3 | 4 | 30 | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по теме: "Исследовательский метод как элемент проблемного обучения на уроках русского языка"
В проблемном обучении главным является исследовательский метод – такая организация учебной работы, при которой учащиеся знакомятся с научными методиками добывания знаний, овладевают умением самостояте...
Использование технологий проблемного обучения для формирования у обучающихся мотивации к изучению литературы
Создание проблемной ситуации науроках литературы в старших классах, пошаговое разрешение ее .Формирование у учащихся:•Логического мышления;•Познавательной потребности;•Развитие творческих способностей...
Опыт работы по теме "Развитие учебно-познавательных и информационных компетенций учащихся как средство повышения уровня мотивации при обучении математике".
Описание опыта работы учителя математики средней общеобразовательной школы по теме "Развитие учебно-позновательных и информационных компетенций учащихся как средство повышения уровня мотивации при обу...
Обобщение опыта работы по теме самообразования "Проблемное обучение как механизм реализации системно-деятельностного подхода в обучении математики"
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;проектирование и конструирование социальной среды разви...
ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ по теме: ««Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение слуха, по формированию межличностных отношений посредством дидактических игр».
У детей с нарушенным слухом недостаточно сформированы межличностные отношения по сравнению с нормально слышащими детьми. Использование дидактических игр поможет формированию и развитию межличностных о...
опыт работы на тему "развитие физических способностей через метод круговой тренировки"
обобщение опыта работы по физической культуре на тему: "Развитие физических способностей на уроке физической культуры через метод круговой тренировки"...
Представление опыта работы по теме "Технология проблемного обучения на уроках истории и обществознания"
Технология проблемного диалога представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа. Для технологии проблемного диалога является понятие «творчество»...