Педагогический проект
материал

Бабич Елена Эдуардовна

Разработка педагогического проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педагогический проект23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Ямало-Ненецкий  автономный округ город Новый Уренгой

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение  

Средняя школа №11

Педагогический проект

«Профессиональное  становление и самореализация молодого педагога в условиях современного образования»

                                                                 Автор:  Бабич Елена Эдуардовна

                                                                  педагог-наставник  МБОУ СШ 11

      Введение

 Реформирование общества и образования, осуществляемое в последнее десятилетие, связано с переосмыслением роли системы образования и учителя в воспитании нового поколения  России. Это обусловлено тем, что социальные трансформации стимулируют развитие непрерывного образования с учетом его влияния на гуманизацию и демократизацию общественной жизни, на повышение интеллектуализации и результативности общественного труда.

    В русле социальных преобразований произошла смена парадигмы школьного образования.  

      На первый план выдвигаются идеи духовно-нравственного  воспитания, направленного на раскрытие социальных, духовных, физических и эмоциональных ресурсов человека.  Стали  активнее проходить процессы децентрализации образования, раскрепощения школы, усиления ее культурообразующей и гуманистической функций.

     Основная часть Изменения в обществе и образовании обусловили новые акценты в положении учителя, отражающие его перевод из объектной в субъектную позицию: рост персонализации учительского труда, повышение требований профессионально-личностного порядка в профессиональной практике, где возрастает приоритет личностного фактора.

       Известно, что реализация личности в профессиональной деятельности не сводится только к набору знаний, умений, навыков и норм поведения, а связана с более глубинными, смысловыми выборами личности. Поэтому способность личности определить для себя значимые профессиональные цели, найти за рамками ролевых требований свои смысловые и ценностные структуры — все это как условие самоактуализации личности приобретает большое значение для представителей педагогической профессии, непосредственно связанной с разрешением проблем человека и общества.

         Современный личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении предполагает формирование самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности личности. Учитель, отмечает В.П. Бедерханова, становится своеобразным архитектором жизни ребенка, призванным в помощь ему в построении смысловой иерархии, в определении смысла жизни, в поиске сфер и способов самоактуализации.

      Перед системой образования стоят задачи максимального раскрытия в человеке его самостоятельности, активного деятельностного начала, развития творческого потенциала.  В этой связи и сам педагог должен быть творческой личностью, способной самореализоваться в современных условиях  развития образования.

        В связи с этим достаточно приоритетным направлением в изучении педагогической деятельности и педагогической среды   является направление, анализирующее особенности самореализации  молодого специалиста, начинающего педагога  в педагогической практике, описывающее структуру педагогической деятельности и движущие силы профессионального развития учителя.  

       В нашей школе  в 2023-2024 учебном году работают 15 молодых педагогов  в возрасте до 35 лет, из штата, представленного  70 педагогическим  работником. Молодые педагоги с различным стажем от 1 года до 10 лет. Стаж до 3 лет имеет три педагога. За  каждым молодым специалистом  по приходу в школу  закрепляется наставник  из числа опытных  профессионалов-педагогов. Все наставники проходят собеседование, разрабатывают план своей деятельности по наставничеству, взаимопосещают уроки и внеурочные мероприятия  со своими молодыми коллегами.  По мере  становления молодые педагоги  участвуют в конкурсах профессионального мастерства, таких как «Учитель года»,  в номинации «Педагогический дебют». За последние  пять лет педагоги нашей школы  три раза занимали первое место в муниципальном этапе конкурса «Учитель года», а также участвовали в краевом этапе конкурса.  

    Молодые педагоги работают в Центре  «Точке роста», советником  директора по воспитанию.  

     Выбор формы работы с молодым специалистом начинаем  с вводного анкетирования и беседы, где начинающий педагог указывает свои трудности, проблемы в работе. По итогам анкетирования определяем совместный план работы начинающего педагога с наставником, который заверяется заместителем директора. В конце каждой четверти подводится итог работы с молодым специалистом, проводится анкетирование.

         Продуманные действия администрации школы, психологической службы, хорошо спланированная система наставничества для начинающих учителей помогает быстро влиться в новый коллектив и успешно работать с учениками и их родителями.

     Уровень квалификации педагогических работников школы позволяют учителям нарабатывать свой собственный педагогический опыт, которым  педагоги щедро делятся с молодыми педагогами,  участвуя в конкурсах, творческих отчётах, проводя открытые уроки и внеклассные мероприятия.

 Важнейшим средством повышения профессионального мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально, оперативно, творчески использовать новые методики, приёмы и формы обучения и воспитания.

           Система работы с молодыми специалистами является частью общей системы работы с педагогическими кадрами. Основная цель работы с молодыми специалистами – сделать их успешными, создать для них пространство, где они могли бы реализовать себя.

          Ежегодно в школу приходят молодые специалисты. поддерживается связь с Вузами и Сузами  

    Система работы с начинающими учителями регламентируется следующими документами:

- Планом работы школы молодого учителя;

- Планами работы  наставников  с молодыми учителями.

       Целью создания  школы молодого учителя  является адаптация начинающих педагогов в коллективе, их самоутверждение и профессиональное становление.

Задачами деятельности  школы молодого учителя  являлись:

- обобщение передового опыта образования, апробация и внедрение в работу молодых учителей современных образовательных технологий;

- установление отношений сотрудничества и взаимодействия между молодыми специалистами и опытными педагогами;

-    организация и проведение научно-методической работы по проблемам современного образования, проведение различного уровня методических семинаров, конференций, выставок с привлечением интеллектуального потенциала молодых учителей.

  Работа  по становлению  и самореализации  молодых  специалистов  выстроена    в три этапа:

1й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

      Представленные нами направления и меры определяются на основе всестороннего анализа положения учителя и нацелены на формирование ситуаций и форм, стимулирующих их профессиональную самореализацию в процессе педагогической деятельности и жизни в социуме.

Выступая как духовная потребность человека в воспроизведении своих профессиональных и личностных качеств, профессиональная самореализация является, с одной стороны, компонентом профессиональной деятельности  

     Профессиональная самореализация-   это  широкое, многомерное и творческое проявление личности учителя, сопровождаемое его достижениями и эффективностью труда.

         Анализ литературы, результатов научных исследований дал представление о субъективных условиях профессиональной самореализации учителя как инвариантных (отношение учителя к профессии на основе понимания ее самоценности, представление о себе как профессионале, потребность в профессиональном совершенствовании и творчестве, стимулирующая профессиональный рост и развитие личности, психологическое самочувствие и комфортность на работе).  

 В МБОУ «СШ №11» кадровой проблеме:привлечению и профессиональной адаптации молодых педагогов уделяется большое внимание.Как показывает практика работы директора    и администрации школы, успешной формой решения кадровой проблемы является индивидуальная работа со студентами, завершающими обучение в высших и средних учебных заведениях на педагогических специальностях. За последние три года в школу в качестве молодых специалистов пришли работать 8 молодых педагогов:  В общей сложности сегодня 29 % педагогического коллектива нашей школы – педагоги в возрасте до 35 лет.

       Одним из важных направлений является адресная подготовка старшеклассников к поступлению на педагогические специальности, которая  начинается еще в период обучения в школе. В настоящее время на педагогических специальностях обучаются 7 выпускников школы.

Кроме указанного направления работы  используется и такой вариант решения кадровой проблемы,  как привлечение на педагогическую практику студентов ВУЗов и педагогических колледжей.   Будущие педагоги имеют возможность понять специфику работы и оценить правильность своего выбора. Практика, полученная в этот период, позволяет студентам получить полную информацию о школе,  педагогическом коллективе, традициях школы.

Задача администрации школы, которая  успешно решается: обеспечить условия  социальной и профессиональной адаптации молодым педагогам. Практика работы  МБОУ «СШ №11»  показала, что наиболее эффективной в работе с молодыми специалистами является система наставничества, когда опытные педагоги оказывают адресную методическую помощь молодым специалистам. В первые три года работы в школе  за  молодыми педагогами закрепляются наставники из числа  высокопрофессиональных учителей.  Это помогает успешно пройти этап адаптации, сформировать индивидуальный стиль работы и заявить о себе как о перспективном учителе, пользующимся уважением родителей и коллег. На этапе профессиональной адаптации  создается  атмосфера  не контроля, а диалога и самое важное, ситуация успеха учителя.

Администрация школы активно мотивирует молодых педагогов на участие в конкурсах профессионального мастерства, что дает возможность пройти серьезную школу профессионального становления и самоопределения. Подобный опыт позволяет успешно реализовать себя в профессии. Молодые педагоги нашей школы  в течение ряда лет становятся победителями конкурса профессионального мастерства «Учитель года» в номинации «Педагогический дебют».   Процесс привлечения и профессиональной адаптации молодых специалистов в школу - сложный и многогранный процесс. Оттого, кто придет завтра в школу, насколько успешно  педагоги  адаптируются к профессиональной деятельности, зависит будущее   МБОУ «СШ №11». Решение данной задачи требует комплексного подхода, где определяющим фактором, должна стать согласованная работа всего педагогического коллектива.   

Заключение  Школа продолжает оставаться основным и значимым пространством, где учитель реализует себя в соответствии со своим профессиональным статусом.

     В последнее  время усиливается тенденция притока молодых специалистов- педагогов в школу, что, несомненно, является позитивным направлением в образовании.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект учителя физики Макаровой Татьяны Николаевны «Формирование универсальных учебных действий при обучении физике через активные педагогические технологии»

Тема проекта: «  Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике через активные педагогические технологии» Объект исследования: Процесс обучения физике в 7-11 кла...

Тема педагогического проекта: «Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики»

Наряду с подготовкой учащихся, которые в дальнейшем станут профессиональными пользователями математики, важнейшей задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня математичес...

Педагогический проект "«Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению биологии»"

В результате накопления собственного педагогического опыта, обучения на курсах повышения квалификации, знакомства с опытом коллег-учителей, чтения и осмысления современной педагогической и естественно...

Педагогический проект "Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики"

Проект описывает систему работы учителя математики по повышению положительной мотивации к преедмету. В проекте описаны используемые технологии, результаты педпроекта....

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»

Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в  образовании как средства развития  интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа".

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа"....