Организация наставничества в общеобразовательной школе при работе с детьми «группы риска».
статья

Трегубова Надежда Петровна

Организация наставничества в общеобразовательной школе

при работе с детьми «группы риска».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация наставничества в общеобразовательной школе

при работе с детьми «группы риска».

 Наставничество рассматривается как наиболее эффективный и целесообразный способ формирования у подростков «группы риска» социального опыта, воспитания морально-нравственных ценностей, раскрытия личностного потенциала.

Все педагоги не понаслышке знают, что школьники развиваются и воспитываются в разных условиях. Зачастую отсутствие условий для социализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации создает высокий риск вовлечения их в криминогенную среду, деструктивные группы, ведет к асоциальному поведению. Важно отметить, что абсолютно каждый ребенок в зависимости от социальных условий, индивидуальных свойств характера, разных периодов своей жизни может по независящим от него причинам оказаться в трудной жизненной ситуации, и соответственно, будет нуждаться в помощи и поддержке взрослого в разной степени. Дети «группы риска» – это та категория детей и подростков, которая в силу определенных обстоятельств более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной их дезадаптации.

Одной из наших главных задач как педагогов -  помочь подростку «группы риска» социализироваться, не допустить совершения непоправимых ошибок, а иногда и трагедий.  Поиск эффективных методов и приемов воспитательного воздействия - актуальная проблема, перед которой оказывается современное общество.  Личный пример и убеждение, моральная поддержка и укрепление веры подростка в свои силы и возможности, вовлечение в социально-значимую и интересную деятельность - все эти приемы, безусловно, способствуют раскрытию личностного потенциала и успешной социализации. Для дальнейшей работы нам приходится изыскивать новые технологии и методы взаимодействия с несовершеннолетними с целью изменить ситуацию и снизить рост правонарушений и преступлений.

Вероятность снижения численности несовершеннолетних, склонных к разным видам девиантного поведения, путем формирования пар “педагог-ученик” труднопредсказуема, но возможна. Дети очень разные, да и мы, взрослые тоже, но наш жизненный опыт, интуиция, нравственные идеалы и ответственность порой незаменимы и могут очень пригодиться другим. Рассмотрим взрослого в роли наставника.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации с силу своего социально-психологического статуса, не в состоянии самостоятельно решить жизненные проблемы, возникшие у них под воздействием тех или иных обстоятельств. Большую часть дневного времени подростки проводят в стенах школы, где ответственность за их жизнь и здоровье несут педагоги и администрация ОО. Выявление таких детей и комплексная безотлагательная помощь им - важнейшая задача социально-психологической службы школы.

Наставником может быть человек, готовый делиться своим опытом, советами, способный стать другом для другого, демонстрирующий положительные образцы поведения и деятельности. Конечно, быть наставником трудного подростка - очень ответственная роль. Основной девиз наставника можно сформулировать так: “Подбодрить, помочь, поддержать!”  Основная цель работы наставника - оказание социально-психолого-педагогической помощи и поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В наставничестве, равно как и в воспитании важно уметь видеть стратегию развития подростка и уметь ее реализовать.  Выделим задачи, стоящие перед педагогом-наставником:

  • установление контакта с подростком и с другими специалистами ОО (относиться с пониманием к проблемам подростка, больше спрашивать, а не давать советы, не переходить на личности, не быть диктатором);
  • обучение социальным и практическим навыкам подростка, необходимым для адаптации в обществе, помощь в разрешении конфликтных ситуаций в школе, семье;
  • забота о быте подростка (помочь освоить навыки наведения и поддержания порядка в доме, ухода за собой и своими вещами, заботы о здоровье, кулинарные способности, планирование личного времени);
  • формирование ближайшего окружения (не критиковать, а понять, что важно в среде, которую выбирает подросток, научить его приближать к себе людей, с которыми удобно, приятно и безопасно и отдалять манипуляторов и тех, у кого недобрые намерения);
  • помощь в получении образования (использование образовательных интернет-ресурсов, программ, тренировка памяти, освоение навыков логического мышления);
  • развитие кругозора (занятия творчеством, путешествия, экскурсии, посещение выставок, музеев, чтение, полезное общение);
  • правовая поддержка (правовое просвещение, разбор правовых ситуаций, задач, обсуждение примеров из жизни, литературных произведений);
  • помощь в организации внеурочной деятельности (посещение пробных уроков, тренировок, мастер-классов);
  • контроль за соблюдение принудительных мер воспитательного воздействия (без «кнута» не обойтись!  (ограничение пребывания на улице, увлеченность компьютерными играми, воспитывать обязанность учиться);
  • помощь в профессиональном определении (составить список профессий, которые нравятся ребенку, рассмотреть на примерах, что включает в себя та или иная деятельность, созвучна ли она со способностями и желаниями ребенка, экскурсии в средние профессиональные учебные заведения города, знакомство с рынком профессий). Исходя из поставленных задач, наставник выбирает соответствующие направления деятельности.

Отдельно хотелось бы остановиться на шагах сотрудничества - своеобразных этапах совместной работы наставника и подростка. В этот период может происходить примерно следующее.

  1. Наставник проясняет подростку личное восприятие своей жизненной ситуации: что ему нравится в своей жизни, что не нравиться, чтобы он хотел изменить.
  2. Наставник интересуется планами подростка на будущее: какую профессию хотел бы освоить, о чем мечтает, каким представляет себя через 5-10 лет.
  3. Наставник предлагает свою помощь в реализации желаний подростка. Зачастую картина мира у детей группы риска полна противоречий, необходимо их обозначить и обсудить. Ориентироваться надо на близкие цели подростка, иногда наставнику приходиться самому предлагать различные варианты перспективы ближайшего будущего, учитывая интересы подростка.
  4. Наставнику полезно организовывать самому разнообразный совместный досуг, в ходе которого развиваются взаимоотношения, расширяется кругозор подопечного.
  5. Наставник может помочь подростку записаться в секцию, кружок или клуб в соответствии со его интересами и желаниями. Важно оказать поддержку: связаться с руководителем, помочь адаптироваться в новом коллективе.
  6. Наставнику желательно поддерживать контакт с семьей подростка.
  7. Наставник выступает посредником между подростком и обществом, учит навыкам позитивного взаимодействия с окружающими.

Мы видим, что наставники, работающие с детьми группы риска на добровольной основе (или по совместительству с занимаемой должностью), выполняют работу, требующую отдачи эмоциональных и физических сил, многочасовую, неоплачиваемую и довольно трудную. Нередко их постигает разочарование, будь то из-за подопечного, организации, или взаимоотношений в коллективе, или в целом из-за социально-экономической ситуации в России.  Тем не менее, эти люди мотивированы, какова же их мотивация? Учитывая, что наставничество сложный процесс добровольческой деятельности, он может привлекать человека как способ:

  • Применять на практике свои моральные и религиозные принципы.
  • Получать новые навыки, приобрести и осмыслить свой собственный опыт.
  • Найти поддержку и единомышленников.
  • Вступать в активные социальные отношения.
  • Самореализоваться и внести вклад в решение проблем общества.

В заключении хочется отметить, что формируя нравственные качества личности подростка, важно стремиться к тому, чтобы не только показать ему высшие человеческие ценности, но и подвести его к желанию жить в соответствии с ними. Известно, что хороший наставник тот, который заставляет вас меняться даже тогда, когда его самого рядом нет. Не секрет, что внешне благополучный и психологически устойчивый взрослый человек периодически испытывает острую необходимость высказаться, поделиться своими переживаниями с кем-нибудь, не говоря уже о сложном подростковом возрасте. Даже независимая и решительная Шерли, героиня романа Ш.Бронте признавалась: «Мне нужен наставник, который внушал бы мне добрые чувства, делал бы меня лучше. Мне нужен человек, власти которого охотно подчинится мой строптивый нрав». Самое главное, доверительное общение наставника с подростком способствует развитию у последнего навыков общения, обогащению социального опыта, улучшению психологического и эмоционального состояния, а главное - ребенок получает возможность обратиться за помощью и поддержкой к взрослому человеку тогда, когда особенно в них нуждается. Попробуйте себя в роли наставника, возможно, именно вы сумеете оказать на ребенка такое влияние, которое поможет ему сделать правильный выбор в жизни, избежать ошибок, достичь целей и вспоминать вас пусть даже спустя годы с теплотой в душе.

Литература:

1. Наставничество как процесс сопровождения детей и подростков «групп риска». Сборник научно-методических материалов /Н.В. Ковалева, И.В.Деткова, А.В. Леонтьева, и др.; Под общей ред. Е.Н. Панченко – Москва-Майкоп, 2006. – 180 с.

2.Хавелова Н. А., Нерубенко С. В. О работе наставника в школе // Вестник научных конференций. – 2020. – № 10-4 (62). – С. 154–156.

3.Украшай каждый день добрым делом!: учеб.-метод. пособие / авт.-сост. З. Н. Калинина, Е. В. Декина, С. В. Пазухина. – Тула: Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2018. – 203 с

Мардахаев Л.Б. Социальная педагогика. Основы курса/учебник. – М.: Издательство Юрайт. 2014. – 376с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами

Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами, детьми отставшими без попечения родителей социальным педагогом школы...

Организация работы с детьми «группы риска» и одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы

Материалы к обсуждению на методическом объединении учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы в 2013 г....

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА» В УЧЕБНО ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В  настоящее  время  остро  стоит  проблема  работы  с  детьми  группы  риска  в  учебно-воспитательном  процессе.Это  определено...

Организация работы с детьми группы риска

Данный материал поможет начинающим педагогам...

Методические рекомендации педагогам по организации работы с детьми группы риска.

Педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинс...

Организация работы с детьми «группы риска» при подготовке к успешной сдаче государственной (итоговой) аттестации

В настоящее время эффективность деятельности всей системы образования напрямую связана с результатами государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов. В практику работы вошло понятие «уч...