Организация работы с детьми «группы риска» и одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по теме
Материалы к обсуждению на методическом объединении учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы в 2013 г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Материалы к обсуждению на методическом объединении учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы в 2013 г.
Уважаемые коллеги! Министерство образования и науки Российской Федерации представило рекомендации по организации и проведению в субъектах Российской Федерации педагогических совещаний в августе 2013 года по теме: «Задачи региональных систем образования в связи с вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Совещания целесообразно проводить с участием представителей органов местного самоуправления, образовательных учреждений и организаций, реализующих образовательные программы различных уровней, профсоюзов, институтов общественного участия в управлении образованием. В целях эффективного проведения совещаний рекомендуется сформировать раздаточный материал для участников.
Минобрнауки России рекомендует при подготовке и проведении августовских педагогических совещаний организовать работу тематических секций и обсудить следующие вопросы:
- проекты региональных нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (письмо Минобрнауки России от 1 апреля 2013 г. № ИР-170/17);
- проект ФГОС дошкольного образования; введение ФГОС дошкольного образования в дошкольных организациях (письмо Минобрнауки России от 17 июня 2013 г. № 08-736);
- проект Концепции по развитию математического образования (письмо Минобрнауки России от 17 июня 2013 г. № 08-733);
- проект Всероссийского физкультурного спортивного комплекса (письмо Минобрнауки России от 17 июня 2013 г. № 09-701);
- объективность проведения ЕГЭ в регионе.
Итоги обсуждения вышеуказанных вопросов следует рассмотреть на пленарных заседаниях, проводимых в рамках августовских педагогических совещаний.
Аналогичную работу по организации августовских педагогических совещаний рекомендуется провести и на уровне муниципалитетов. Секция учителей русского языка и литературы
Ж.В. Панова, руководитель МО «Филология» языку и литературе МОУ ВСОШ № 2
Перспективы ФГОС ОО в организации учебного процесса по русскому языку и литературе.
Учебно-методическое обеспечение процесса преподавания в соответствии с Федеральным перечнем учебников на 2013/2014 учебный год. Региональный компонент ФГОС.
Проектная методика по русскому языку и литературе в условиях перехода на ФГОС ОО.
Учебный диалог и его роль в формировании коммуникативной компетенции.
Интегративный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла в условиях перехода на ФГОС ОО
Современный урок словесности и развитие профессионального мастерства педагога (мастер-классы, творческие мастерские)
Новые подходы к организации и содержанию традиционных и инновационных форм методической работы по русскому языку и литературе. Сетевое взаимодействие и использование социальных сервисов в профессиональной деятельности учителя.
ЕГЭ, ГИА и другие формы мониторинга, итогового контроля. Критерии оценки уровня подготовки выпускников основной и средней школы по русскому языку и литературе. Анализ результатов ЕГЭ.
Работа с одаренными детьми как одно из приоритетных направлений современного образования в рамках перехода на ФГОС ОО
Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы. Представление опыта учителей, получивших Президентский гранд.
Дистанционное обучение как одна из форм повышения квалификации учителя русского языка и литературы.
Проблемы повышения грамотности школьников в современных условиях.
Использование электронно-образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы в современной школе.
Литература.
- Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/С.В. Абрамова. М.: Просвещение, 2011.
- Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/С.В. Абрамова. – М.: Просвещение, 2011
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2009.
- Боброва, Л. И. Современный урок и мультимедийные средства // Литература в школе. – 2008.— № 3.— с. 48.
- Бобылев Б.Г. Русский язык. Культура речи. Тестовые задания. /Б.Г. Бобылев, М.И. Давыдова. — М.: Просвещение, 2011.
- Глушкова Н.В. Внутришкольный контроль состояния преподавания литературы. 5-11 классы: методическое пособие. М.: Глобус, 2010
- Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы: методическое пособие /Е.Н. Гуляков. – М., Дрофа, 2006
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.- 1989.
- Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – 2-е изд., доработ. М., Просвещение, 2011
- Занков Л.В. Обучение и развитие. М. — 1990.
- Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе/Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. – М.: Просвещение, 2011
- Лизинский В.М. Современный урок: особенности, подходы, диагностика. М.: Центр «Педагогический поиск», 2009
- Методика оценки уровня квалификации педагогических работников // Вестник образования, №23, 2010, с.4-79
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред Е.С. Полат. — М.: 2000
- Павлова С.А. Русский язык. Рекомендации по подготовке к ЕГЭ (части А, В, С ).- М.: Дрофа, 2010
- Пахнова Т.М. Русский язык. Интенсивная подготовка к ЕГЭ в процессе работы с текстом. Методическое пособие. – М.: Дрофа,2010
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – 3-е изд., испр. И доп. –М.: АРКТИ, 2008
- Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В. и др.. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М., 2006.
- Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений. — М., 2008.
- Повторение и контроль знаний. Русский язык. Тесты, логические задания. Методическое пособие с электронным приложением. /Авт.-сост.: Т.А. Захарова М.: Планета, 2011
- Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011
- Поташник М.М., М.В. Левит. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2006
- Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2010.
- Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2010.
- Проектная организация исследований: сетевая организация взаимодействия с учреждениями образования: часть 2; материалы XV обл. науч.- практ. конференции 15-18 февраля 2010 г. / сост. . О.Д.Лапицкая. — Псков: ПОИПКРО, 2010. — 149 с.
- Проектная организация исследований: сетевая организация взаимодействия с учреждениями образования: материалы XV обл. науч.- практ. конференции 25-26 ноября 2008 г. / сост. Е.В. Кунгурцева, ред. О.Д.Лапицкая. — Псков: ПОИПКРО, 2009. — 112 с
- Пушкинские уроки. Сборник методических материалов по программе курса «Псковское пушкиноведение» (для 5-11 классов общеобразовательной школы). – Псков, ПОДДЮ «Радуга», 2010
- Русский язык. 5-9 классы. Изучение речеведческих понятий: конспекты уроков, измерительные и дидактические материалы/авт.-сост. А.А. Фешина и др. – Волгоград: Учитель, 2009
- Русский язык. Решение сложных заданий ЕГЭ./ФИПИ. 2-е изд., доп. и расшир.. М.: «Интеллект-Центр», 2012
- Свирина Н.М. Читающие подростки, или Развитие литературного слуха у школьников. СПб.: НПК «Омега», 2010
- Сенина Н.А. Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация. Ростов-на-Дону: Легион, 2013.
- Серия «Работаем по новым стандартам». Учим успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова, М.И. Гринева и др. М.: Просвещение, 2011.
- Степанов В.Г. Основы исследовательской работы школьников / под ред. Л.П. Ильиной. – Псков: ПОИПКРО, 2004.
- Степанов В.Г. Исследовательская работа в школе: подготовка педагогов к введению ФГОС нового поколения в основной общеобразовательной школе / под ред. И.Д. Степановой. – Псков: ПОИПКРО, 2012.
- Тодоров Л.В. Литература: всероссийские олимпиады /Л.В. Тодоров, Е.И. Белоусова. – М.: Просвещение, 2008.
- Топоровский В.П. Аналитическая компетентность педагога: технологии развития, педагогический анализ, методы и формы оценки. Учебно-методическое пособие.. – 2-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2011.
- Уроки русского язык с применением информационных технологий. 5-6 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2010
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М., Просвещение, 2010.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просещение, 2010
- Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. М.: Просвещение, 2010
- Шульгина, В. С. Учебное исследование как условие эффективного обучения // Русская словесность. – 2007.— № 3.
- Ээльмаа Ю.В. Информационные технологии на уроках литературы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Ю.В. Ээльмаа, С.В. Федоров. – М.: Просвещение, 2012.
Интернет-ресурсы.
http://www.edu.ru – Каталог образовательных интернет-ресурсов;
http://www.ege.edu.ru — Портал информационной поддержки единого государственного экзамена;
http://www.fio.ru — Федерация Интернет-образования
http://gramota.ru – Портал по культуре речи
http://lit.1september.ru — Сайт газеты «Первое сентября. Литература» /методические материалы/
http://rus.1september.ru — Сайт газеты «Первое сентября. Русский язык» /методические материалы/
http://www.km-school.ru/- КМ-школа
http://it-n.ru – Сеть творческих учителей
http://www.lib.ru/ — Электронная библиотека
www.virlib.ru – Виртуальная библиотека
www.rvb.ru – Русская виртуальная библиотека
www.litera.ru/stixiya — Электронные тексты литературных произведений (поэзия)
http://literpskov.narod.ru/ — Литература Пскова
http://www.kaverin.ru/writers/51 Библиотека В. Каверина
http://www.chtenie-21.ru – Сайт «Чтение — 21 век»
http://www.gramma.ru/ Сайт по русскому языку
http://schoollibrary.ioso.ru/index.php?news_id=278 (школьная библиотека)
http://www.pycckoeslovo.ru/ Репетитор по русскому языку
http://www.standart.edu.ru — Новый стандарт общего образования
http://school-collection.edu.ru/ — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.academic.ru — Словари и энциклопедии
http://www.ug.ru — Сайт Учительской газеты
http://poipkro.pskovedu.ru/ — Сайт ПОИПКРО
http://www.fipi.ru – Сайт Федерального института педагогических измерений
http://www.openclass.ru/ Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы
Как работать с одарёнными детьми? Это один из актуальных вопросов , который волнует современного учителя....
Активные формы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы
Активные формы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы...
Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы.
Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными учащимися, следует признать нецелесообразным выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Учитывая отсутствие кон...
Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы...
Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности
На сегодняшний день существует противоречие в системе образования:- в одном классе обучаются дети с разным социальным и интеллектуальным уровнем, условия массовой общеобразовательной школы значи...
Формы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы
Система работы с одаренными учащимися строится по следующим основным направлениям: 1. Проектная деятельность 2. Исследовательская деятельность 3. Применение дифференцированных и индивидуальных форм об...
Презентация к августовской районной педагогической конференции "Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы"
Существует мнение, что все дети от природы гениальны, но практика всё-таки показывает, что не все дети таковы.Статистика утверждает, что только 4% детей являются одаренными, т.е. яркие детские таланты...