Рабочая программа социализации личности обучающихся (воспитанников) группы продленного дня 9«А» класса на 2024-2025 учебный год
рабочая программа (9 класс)
Аннотация к рабочей программе
Название программы | Рабочая программа социализации личности обучающихся (воспитанников) группы продленного дня 9«А» класса на 2024-2025 учебный год |
Основная цель программы | Цель- приобретение обучающимися опыта поведения, опыта в отношении социальных ценностей, применения сформированных знаний и отношений на практике |
На решение каких проблем направлена программа | Задачи программа:
|
На достижение каких результатов направлена программа | - осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальным и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; - сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - способность к осмыслению картины мира, её временно – пространственной организации; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; - воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - проявление готовности к самостоятельной жизни. |
Место учебного предмета в учебном плане | В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком КОУ «Исилькульская школа-интернат» программа рассчитана на 164 часа в год (5 часов в неделю) |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_9_a_klass.docx | 92.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Исилькульская адаптивная школа-интернат»
УТВЕРЖДАЮ |
Директор КОУ |
«Исилькульская школа-интернат» |
_______________Ю.Ю. Колбасина |
Приказ №____________________ |
«_____»________________2024г. |
Рабочая программа социализации личности обучающихся (воспитанников) группы продленного дня 9«А» класса
на 2024-2025 учебный год
Составитель: воспитатель |
Ю.А. Гренц ____________ |
Рабочая программа рассмотрена |
на заседании МО воспитателей |
«__»______2024г., протокол №___ |
Руководитель МО воспитателей |
Н.В. Милько __________________ |
Согласовано заместитель директора |
Н.Б. Дудко _______________ |
2024 г.
I. Пояснительная записка.
Рабочая программа социализации личности для обучающихся (воспитанников) группы продленного дня 9 «А» класса на 2024-2025 учебный год направлена на создание единого образовательно-воспитательного пространства КОУ «Исилькульская адаптивная школа-интернат» и достижение планируемых результатов по личностному развитию обучающихся (воспитанников), определёнными федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с нарушением интеллекта.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с нарушением интеллекта, зарегистрированного в Минюсте РФ года;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от #1075;. №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от №69 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»(Зарегистрирован № 61573);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с нарушением интеллекта казенного общеобразовательного учреждения Омской области «Исилькульская школа-интернат»;
- Программа воспитания КОУ «Исилькульская школа - интернат»;
- Учебный план казенного общеобразовательного учреждения Омской области «Исилькульская адаптивная школа-интернат» на 2024-2025 учебный год (Приказ № 72 от 2024г.);
- Годовой календарный учебный график на 2024-2025 учебный год казенного общеобразовательного учреждения Омской области «Исилькульская адаптивная школа-интернат» (Приказ № 72 от 2024г.).
Программа является документом, определяющим комплекс основных направлений воспитательной работы, осуществляемой в КОУ «Исилькульская школа-интернат» и составлена с учетом основных образовательных потребностей обучающихся (воспитанников) в возрасте 15-18 лет.
- опора на формирование и развитие познавательной деятельности и познавательных процессов, овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой;
- возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
- психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося (воспитанника) с педагогическими работниками и другими обучающимися;
- раскрытие интересов и способностей обучающихся (воспитанников) в разных видах практической и творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей;
- психолого-педагогическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и организации;
- постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы организации.
Цель программы: приобретение обучающимися опыта поведения, опыта в отношении социальных ценностей, применения сформированных знаний и отношений на практике
Задачи:
- вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные организации дополнительного образования, реализовывать их воспитательные возможности, вовлекать педагогических работников дополнительного образования в обсуждение совместной воспитательной работы;
- выявлять и поддерживать детские инициативы и самостоятельность; ученическое самоуправление - как на уровне образовательной организации, так и на уровне классных сообществ;
- организовать работу с семьями обучающихся, их родителями (законными представителями), направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся, развитие насыщенной школьной жизни.
Программа реализуется посредством включения детей в различные виды деятельности: игровую, учебно-познавательную, коллективно-творческую.
Формы проведения мероприятий по данной программе предусматривают: комплексные (интегрированные) занятия, беседы, круглые столы, праздники, конкурсы, кейсовые задания, игровые упражнения, практикумы, заочные экскурсии;
рабочей программы используются словесные, практические и наглядные методы обучения:
- объяснительно – иллюстративные (беседа, рассказ, работа с карточками, тематическими картинками, опорными таблицами, схемами, буклетами);
- репродуктивные (работа по образцам);
- частично – поисковые (разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок, использование дидактических игр);
- предметно – практические методы;
- система специальных коррекционно – развивающих методов;
Рабочая программа социализации личности для обучающихся (воспитанников) группы продленного дня предусматривает способы проверки ожидаемого результата, посредством различных методов, дополняющих друг друга: наблюдение, экспертная оценка, адаптированные стандартизированные опросники, самооценка, анализ продуктов деятельности (практических, творческих работ)
Каждое выполненное задание наглядно показывает возможности учащегося. Уровень усвоения программного материала определяется по результатам выполнения практических и индивидуальных работ. С каждым ребёнком индивидуально отрабатываются задания, при выполнении которых ребёнок испытывает затруднения. Выбирается дифференцированный подход к обучающимся.
Отслеживание результативности освоения программы осуществляется посредством программы «Система оценки личностных результатов учащихся предназначена для обучающихся 1-9 классов с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)»
Выполненные задания оцениваются по следующим критериям:
- аккуратность;
- правильность выполнения заданий;
- самостоятельность выполнения заданий.
- близость к эталону,
- совпадение с ключом теста,
- правильность ответа,
- обоснованность высказывания,
- разнообразие ответов,
- портфолио.
В процессе обучения используется следующая система контроля:
- входной контроль – проводится на начало учебного года, определяет уровень знаний и способностей ребенка.
- Текущий (промежуточный) контроль – проводится на каждом занятии: просмотр качества выполненных заданий, практических работ.
- итоговый контроль – проводится по окончании учебного года.
Итоги реализации программы будут представлены через участие детей в конкурсах школьного, районного, регионального и всероссийского уровней (в том числе и онлайн-конкурсы), олимпиадах, проектах, коллективно-творческих делах, участие в общешкольных внеклассных мероприятиях.
II Общая характеристика программы с учётом особенностей её освоения обучающимися (воспитанниками).
Характеристика класса
9 «А» класс – 13 детей, 6 мальчиков, 7 девочек. Дети сироты – 0, дети инвалиды – 4, неполная семья – 8, многодетные семьи – 3, малообеспеченные – 5. Индивидуальная работа проводится с 1 ребенком: Шпалевым И. Проводятся беседы с родителями для выяснения причин такого поведения, индивидуальные беседы, беседы с присутствием психолога и социального педагога. Также весь класс участвует в школьном самоуправлении. Создана семейка «Всезнайки», в которой лидером является Недякина С. заместителем Туякбаева А. Все остальные ребята имеют свой статус и обязанности.
Принципы воспитания
Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания:
- культура взаимного уважения, неукоснительное соблюдение прав всех участников воспитательной работы, прав семьи, воспитывающей обучающегося с ОВЗ и инвалидностью, самого обучающегося, педагогических работников, соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и его семье;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических работников;
- здоровьесбережение как ключевой принцип воспитательной работы, развитие и укрепление ценности здоровья, здорового образа жизни; понимание ребенком собственных возможностей и умением грамотно обходиться ограничениями;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в образовательной организации детско-взрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся и педагогических работников яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел, образовательных событий, мероприятий, включающих обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы;
- последовательное дозированное вовлечение семьи обучающегося, включая братьев и сестер, в систему ценностно окрашенных, личностно значимых общих дел, событий, мероприятий;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитательной работы как условия ее реализации;
- поддержка максимально возможной самостоятельности обучающегося, способностей обучающегося опираться на собственные знания и умения; бытовая и социальная компетентность (в соответствии с реальным уровнем возможностей).
Программа реализуется с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением интеллекта, их индивидуальными особенностями здоровья, развития, в единстве учебной и воспитательной деятельности.
Структура программы представлена следующими разделами:
- гражданско – патриотическое
- духовно – нравственное
- экологическое
- спортивно – оздоровительное
- эстетическое (творческое)
- профориентационное направление
- безопасный и здоровый образ жизни
- трудовое
- финансовая грамотность
- самоподготовка
- общешкольные дела
- работа с родителями
- взаимодействие с социумом
- работа с классным руководителем
- работа со специалистами школы
Данные разделы рассматриваются как интегративные, обеспечивающие взаимосвязь всего содержания, его практическую направленность и возможность формирования социализированной личности.
Гражданско – патриатическое направление
направление является стержнем воспитательной работы. Работая
с детьми в данном направлении, основной целью является формирование у подрастающего
поколения любви к Родине, к родному краю, бережного отношения к народным традициям, обычаям,
уважения к историческому прошлому страны, воспитание у детей патриотизма, формирование
гражданских позиций. Реализации цели гражданско-патриотического воспитания способствуют
различные формы работы: классные часы; деловые игры; встречи с ветеранами войны и труда;
беседы, диспуты, викторины; коллективные творческие дела; смотры-конкурсы, выставки;
соревнования; экскурсии; уроки мужества, гражданственности.
Духовно – нравственное направление
- На основе портрета идеально воспитанного учащегося формулируется цель духовно-нравственного развития и воспитания – воспитание, социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного,
- творческого, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа
- Российской Федерации.
- На ступени основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи.
- В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формирование нравственного смысла учения, социально ориентированной и общественно полезной деятельности;
- усвоение обучающимся базовых общенациональных ценностей, духовных традиций народов России;
- формирование морали – осознанной обучающимся необходимости поведения,
- ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;
- укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
- формирование творческого отношения к учебе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;
- формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;
- осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
- формирование экологической , культуры здорового и безопасного образа жизни;
- Экологическое направление
- Экологическое воспитание — это формирование у подрастающего поколения сознательного и бережного отношения к природе.
Цели:
изучение механизмов взаимодействия между живыми организмами;
формирование сознательного восприятия окружающей среды;
обучение навыкам разумного обращения с природой.
Экологическое воспитание охватывает все сферы педагогической деятельности и должно начинаться в раннем детском возрасте. Оно имеет огромную важность, поскольку в настоящее время во всем мире наблюдается глобальный экологический кризис.
Фундамент взаимодействия с природой закладывается у дошкольников, а затем получает дальнейшее развитие в школьные годы. Экологическое воспитание должно продолжаться всю жизнь и быть массовым, поскольку оно влияет на все сферы производственной деятельности человека и органично вплетается в концепцию непрерывного образования.
Формирование бережного отношения к окружающему миру — это непростой и длительный процесс. Он включает в себя множество компонентов, в том числе: развитие эстетических чувств по отношению к природе — умения любоваться и восхищаться ей;
взращивание эмоционально-ценностного начала;
воспитание чувства ответственности ко всему живому;
формирование рационального понимания, что ресурсы на планете не безграничны и нужно бережно их использовать.
Конечной целью правильного экологического воспитания должен стать отказ от потребительской модели поведения, которая до недавнего времени была преобладающей в большинстве стран мира. Человек должен осознать себя жителем Земли, ответственным за ее будущее.
Спортивно – оздоровительное направление
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья школьника.
Программа направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация пятиклассников.
Программа включает следующие структурные элементы:
пояснительную записку;
учебно-тематический план;
основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение курса внеурочной деятельности;
планируемые результаты;
результативность изучения программы;
перечень методического обеспечения; список литературы;
календарно-тематическое планирование.
Эстетическое (творческое) направление
Внутренний мир ребенка с проблемами в умственном развитии сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь, чем познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нём?
Средствами, способными решить все эти задачи, являются формы художественно-эстетического освоения мира.
Современная специальная психология и педагогика в поисках эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использовании различных видов искусства и творчества в процессе обучения и воспитания детей с проблемами умственного развития. Важно отметить, что в работе с детьми данной категории главными являются те формы работы, которые способствуют формированию социально-адаптированной личности. Одними из таких форм являются формы художественно-эстетического освоения мира. Они используются не только как средство художественной культуры, но и оказывают на детей с умственной отсталостью лечебное воздействие, являясь способом профилактики и коррекции отклонений в развитии.
Профориентационное направление
Актуальность реализации данной программы обусловлена потребностью подростков в самоопределении, в том числе в определении сферы будущей профессиональной деятельности. А это влечёт за собой необходимость в педагогическом сопровождении профессионального самоопределения школьников, в развитии мотивации школьника к осуществлению трудовой деятельности, в формировании готовности школьников к выбору профессионального пути и к обучению в течение всей жизни. Эти важные задачи лишь отчасти решаются в учебном процессе. Работа по программе внеурочной деятельности «Профориентация» позволит педагогу реализовать эти актуальные для личностного развития учащегося задачи.
Безопасный и здоровый образ жизни
Окружающая обучающегося предметно-пространственная, эстетическая среда образовательной организации, при условии ее грамотной организации, отвечающей необходимым специальным условиям воспитания и обучения, указанным в АООП, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него уверенности в собственных силах, чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком образовательной организации. Воспитывающее и коррекционно-развивающее влияние на обучающегося осуществляется через различные виды и формы работы по обустройству и освоению предметно-пространственной среды. Компонент здоровьесбережения окружающего пространства является ключевым для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется грамотно отобранными стратегиями в соответствии с рекомендациями специалистов с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью, запроса семьи и ресурсов образовательной организации.
Трудовое направление
Профориентационная работа и основы трудовой деятельности - традиционное направление для отечественной педагогической работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью. Каждая образовательная организация, реализующая АООП и рабочую программу воспитания как ее компонент, разрабатывает собственную систему, обращенную к особым потребностям обучающихся с умственной отсталостью, к необходимости будущей осознанной трудовой или профессиональной деятельности. В эту систему должны быть включены как педагогические работники, так и родительские сообщества, а также, при наличии и по возможности, профессиональные сообщества по защите трудовых прав лиц с инвалидностью, сетевые партнеры по реализации программы воспитания. Важно обеспечить преемственность между уровнями образования по реализации этого направления, знакомить обучающихся с реальными "историями успеха" выпускников образовательной организации и в целом людей, столкнувшихся с ситуацией ограничений здоровья и инвалидностью и реализовавшихся в разных профессиях и трудовой деятельности. Привлекать общественное внимание к проблеме трудоустройства или дневной занятости будущих выпускников образовательной организации с нарушением зрения.
Финансовая грамотность
Помогает выстроить системную работу по формированию способности обучающихся с умственной отсталостью ориентироваться в этой области и получить практические навыки с учетом объективных ограничений и реальных возможностей.
Самоподготовка
Основными причинами неуспеваемости, больших пробелов в знаниях учащихся, поступающих в учреждение являются в основном социально-бытовые причины: неблагополучные условия жизни. Недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, контроля, безнадзорность, непосещение школьных занятий
Самоподготовка – важный этап процесса обучения, призванный формировать у учащихся навыки самостоятельности, активности, развивать познавательные способности, прививать культуру умственного труда.
На начальном этапе приобщения учащихся к учебной деятельности воспитатель стремится, наряду с помощью и контролем, повысить уровень учебной мотивации, сгладить страх перед неудачей. Страх перед неудачей сковывает активность учеников, учебный процесс связывается у них в основном с негативными эмоциями. Следовательно, чтобы развивать мотивацию запущенного ученика процессом учения, воспитателю необходимо сначала повысить его социальный статус – поощрять успехи, пусть даже незначительные, а ошибки и неудачи обсуждать наедине.
Общешкольные дела
Включает в себя традиционные для школьного уклада мероприятия (праздники, фестивали, детские творческие конференции, спортивные состязания, учебно-практические слеты), в которых так или иначе участвует вся образовательная организация. В рамках решения воспитательных задач чрезвычайно важен этап планирования постепенного включения обучающихся с умственной отсталостью, учет их особых потребностей и возможностей. Речь идет как о дозированной нагрузке (физической, психологической, сенсорной) на обучающегося, так и о его понимании личного смысла участия в общешкольном деле, о значимом посильном вкладе в ключевое для образовательной организации мероприятие.
Работа с родителями
Позволяет образовательной организации выстроить максимально адресную совместную воспитательную работу согласно родительским ожиданиям, запросам, а также профессиональным интересам и возможностям конкретного педагогического коллектива. Родительские сообщества могут объединять как семьи, воспитывающие обучающихся с умственной отсталостью, так и носить смешанный характер (региональные отделения ВОРДИ), а также организовываться по принципу принадлежности к образовательной организации, округу, региону.
Взаимодействие с социумом
Позволяет образовательной организации использовать ресурс межведомственного взаимодействия с объединениями культуры, театрами, музеями, медицинскими организациями, спортивными федерациями в рамках целенаправленной воспитательной деятельности.
Работа со специалистами
поможет обучающимся развить коммуникативную культуру, сформировать навыки общения и сотрудничества со сверстниками и педагогическими работниками, а также служит задачам поддержки творческой самореализации обучающихся. В рамках модуля "Детско-взрослые медиаслужбы" (редакции внутренней школьной прессы: от выпуска тематических стенгазет до работы с сетевыми и цифровыми ресурсами) развиваются также умения, связанные с кибербезопасностью обучающихся, создается опыт групповой работы, а также привлекаются внешние ресурсы - сетевые партнеры (не только специалисты медиаслужб, но и театральные, музейные работники, спортивные тренеры).
Работа с классным руководителем
Создание максимально благоприятных условий для становления и развития классного коллектива через раскрытие и развитие личностных и творческих сил каждого члена в конкретных делах и поступках и с учетом индивидуальных особенностей детей. Формирование человека-гражданина.
III. Описание места программы социализации личности для обучающихся (воспитанников) группы продленного дня 9 «А» класса на 2024-2025 учебный год в учебном плане.
Программа входит в раздел «Внеурочная деятельность» ФАООП для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), а также программу воспитания КОУ «Исилькульская школа-интернат» на 2024-2025 учебный год.
Программа рассчитана на 1 год. Деятельность по направлениям проводится ежедневно в течении 1 часа в день. Самоподготовка – 1 час ежедневно.
Количество часов регламентируется годовым календарным графиком казенного общеобразовательного учреждения Омской области «Исилькульская адаптивная школа-интернат» на 2024-2025 учебный год: клубные часы 164 часа (5 часов в неделю) и самоподготовка 164 часа (5 часов в неделю).
IV. Результаты освоения программы.
Программа обеспечивает достижение учащимися личностных результатов:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальным и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- способность к осмыслению картины мира, её временно – пространственной организации; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Программа обеспечивает достижение учащимися 9 «А» класса базовых учебных действий:
Личностные учебные действия:
- принятие и освоение социальной роли, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформировать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- Получить способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
- сформировать установку на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
- деятельности и быту;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных
- ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно
- взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с
- объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях
- взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.
- принимать оценку деятельности.
- оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства
- хорошо знакомых предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
- наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- читать; писать; выполнять арифметические действия;
- наблюдать за предметами и явлениями
- окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией
- (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное
- схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Планируемые результаты освоение программы
К концу реализации программы учащиеся 9 «А» класса:
-определился с выбором профессии, в которых он может реализоваться как социум;
-уважительно относится к истории и культуре других народов;
-понимает, что для личного здоровья нужно придерживаться здорового образа жизни.
-выполняет общественные поручения с увлечением и старанием.
-выполняет обязанности в классе хорошо и без приреканий.
-соблюдает правила школьной жизни;
-владеет знаниями по финансовой грамотности;
-участвует в повседневной жизни класса и школы;
- владеет знаниями о правилах техники безопасности;
#1057;одержание программы по направлениям
Гражданско – патриотическое.
Духовно – нравственное.
Экологическое.
Спортивно – оздоровительное.
Эстетическое (творческое).
Профориентационное направление.
Безопасный и здоровый образ жизни.
Трудовое.
Финансовая грамотность.
Общешкольные дела.
Взаимодействие с социумом.
VI. Тематический план.
№ | Направления | Часы |
1. | Гражданско – патриатическое направление | 15 |
2. | Духовно – нравственное направление | 15 |
3. | Экологическое направление | 21 |
4. | Спортивно – оздоровительное направление | 12 |
5. | Эстетическое (творческое) направление | 22 |
6. | Профориентационное направление | 13 |
7. | Безопасный и здоровый образ жизни | 13 |
8. | Трудовое направление | 16 |
9. | Финансовая грамотность | 14 |
10. | Общешкольные дела | 23 |
11. | Самоподготовка | 166 часа |
Итого: | 332 часов |
VII. Календарно-тематическое планирование программы социализации личности для обучающихся (воспитанников) группы продленного дня 9 «а» класса на 2024-2025 учебный год .
1четверть (41 час)
5 часов в неделю.
№п/п | Направление Тема занятия | Дидактическая цель | Основные виды деятельности | Количество часов | Дата | ||
планируемая | фактическая | ||||||
I четверть | |||||||
1. | Пон.Общешкольные дела День знаний. «Уроки школьных правил» | Создание у детей радостного, праздничного настроения. Формирование навыка самоконтроля | Беседа. Игра на сплочение коллектива | 1 | |||
2. | Вт. Основы финансовой грамотности. Происхождение денег. Деньги: что это такое? | Знакомство детей с историей возникновения денег, их предназначением. | Игра «работники банка» | 1 | |||
3. | Ср. Гражданско – патриатическое направление Просмотр короткометражного документального фильма «Борьба с терроризмом» | Актуализация имеющихся знаний. | Просмотр фильма Обсуждение сюжета Создание коллажа «Нет терроризму» | 1 | |||
4. | Чт. Трудовое направление «Я дежурный» Порядок уборки класса | Воспитание трудолюбия, ответственности за порученное дело. | Инструктаж. Практикум. | 1 | |||
5. | Пт. Творческое «Терроризму нет» | Формирование у подростков представление о терроризме и его последствиях | Просмотр видео нарезки о террористических актах. Обсуждение просмотренного Работа с бумагой | 1 | |||
6. | Пн.Экологическое Экскурсия-наблюдение « Когда приходит осень» | Формирование познавательной активности через проведение экскурсии | Беседа Экскурсия Просмотр видеофильма | 1 | |||
7. | Вт. Профориентационное Тренинг Профессия «фоторедактор» | Формирование познавательной активности через ознакомление с профессией «фоторедактор». | Работа с компьютером Работа с презентацией Беседа | 1 | |||
8. | Ср. Духовно-нравственное «Слово лечит, слово ранит» | Формирование установки на реализацию правил нравственного поведения через выбор действия, способа общения и поведения | Проигрывание мини ситуационных сценок | 1 | |||
9. | Чт. Общешкольные дела Осенний легкоатлетический кросс | Формирование навыков здорового образа жизни | Экскурсия в Варашиловский сад, участие в кроссе. | 1 | |||
10. | Пт. Эстетическое Рисование симметричных форм «Бабочка и стрекоза» | Формирование умения рисовать бабочку и стрекозу по вариантным образцам, передавая их характерные особенности – строение, форму и цвет частей, передавать движение. | Практическая работа. Работа с образцом | 1 | |||
11. | Пн. Экологическое. «Зеленый наряд нашей планеты» | Формирование любви к природе | Создание газеты. Коллективный труд. | 1 | |||
12. | Вт. Финансовая грамотность Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи. | расширение и углубление представления учащихся о доходах и расходах семейного бюджета, об операциях планирования и учета семейного бюджета. | Игра в настольную игру «Монополия» | 1 | |||
13. | Ср. Эстетическое Конкурс букетов «Искорки лета» | Воспитание эстетического отношения к действительности, интереса к композиции собранной из подручных материалов. | Работа цветами и подручными материалами. Создание цветочной композиции. | 1 | |||
14. | Чт. Трудовое Дом в котором мы живем | Расширение представления о труде, о его значении в жизни людей | Практическая работа заправление кровати | 1 | |||
15. | Пт. Патриотическое Изготовление «голубя мира» | Расширение знаний о международном празднике «день Мира» | Просмотр слайдов. Беседа. Оригами - голубь . | 1 | |||
16. | Пн. Экологическое Конкурс букетов «Искорки лета» | Формирование любви к планете и творчеству. | Работа с цветами, овощами, фруктами. Создание поделки на выставку (букет, зверушки) | 1 | |||
17. | Вт. Профориентационное «Достижения и характер». Темперамент и выбор профессии. | Анализ своих желаний и реальных возможностей | Видеоролик о профпригодности Тестирование | 1 | |||
18. | Ср. Духовнонравственное «Что значит быть человеком» | Содействование формированию у учащихся умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий. | Дискуссия Разбор ситуационных задач. | 1 | |||
19. | Чт. Общешкольные дела Рабочий сбор ДО «Республика МЫ» | Воспитание положительных эмоций, желания делать приятно своим педагогам | Подготовка речевок. Участие в празднике. Подготовка значка. | 1 | |||
20. | Пт. Трудовое «Как могут стать опасными обычные домашние вещи» | Развитие у детей понятия того что в доме много вещей опасных для здоровья. | Работа с цветной бумагой, клеем. Работа над коллажем «Опасно безопасно» | 1 | |||
21. | Пн. Творческое Изготовление и вручение поздравительных открыток | Формирование благодарности учителям за их труд. | Работа по операционной карте. | 1 | |||
22. | Вт. Финансовая грамотность Построение семейного бюджета. Что такое семейный бюджет и как его построить | Формирование понятия семейный бюджет | Игра «Финансист» | 1 | |||
23. | Ср. Патриотическое Генеалогическое дерево моей семьи. | Формирование представления о генеалогическом дереве посредством выстраивания цепочки родственных взаимоотношений. | Сбор фотографий семьи Создание генеалогического дерева | 1 | |||
24. | Чт. Эстетическое Тематическое рисование. Выполнение на основе наблюдений зарисовки осеннего леса. | Формирование эстетической любви к природе. | Просмотр видео «Я в осеннем лесу» Зарисовка осеннего леса в технике по мокрой бумаге. | 1 | |||
25. | Пт. Общешкольные дела Концертная программа «Учитель гордое имя» | Развитие творческих способностей у детей | Показ музыкальных номеров. Участие в проведение праздника | 1 | |||
26. | Пн. Экологическое «Уход за цветами. Зачем нам нужны цветы?» | Формирование ответственного отношения к природе которое является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением. | Практическая работа, уход за цветами в классе и возле него | 1 | |||
27. | Вт. Профориентационное Секреты выбора профессии. Профессиональные намерения и профессиональный план. | Активизация процесса формирования психологической готовности подростков к профессиональному самоопределению. | Игра «А вот и я» | 1 | |||
28. | Ср. Патриотическое «У вас плохой характер?» | формирование представления у детей о хороших и плохих привычках, поступках, характере. | Круглый стол. Тестирование. | 1 | |||
29. | Чт. Трудовое Час труда для души | Совершенствование навыков самообслуживания овладение хозяйственно бытовым трудом | Зашивание одежды, пришивание пуговицы к рубашке. | 1 | |||
30. | Пт. Эстетическое Изготовление фотоколлажа «Я горжусь своим отцом» | Воспитание эстетических отношений к действительности, интерес к творчеству. | Вырезание, приклеивание фото с отцом или отчимом, нахождение стихотворений и подпись под каждой фотографией. | 1 | |||
31. | Пн. Патриотическое Отношения в семье. День отца в России | Формирование навыков доброжелательного общения с родными и близкими. | Беседа с приглашенным отцом Просмотр видеофильма о семейных ценностях. Рисование по теме «Я горжусь своим отцом» | 1 | |||
32. | Вт. Финансовая грамотность Финансовое планирование как способ повышения благосостояния. Для чего нужно осуществлять финансовое планирование. | Формирование понятия финансовое планирование денежный запас безопасности. | Составление бизнес-плана на семью на неделю | 1 | |||
33. | Ср. Экологическое «Как животные воспринимают мир» | Формирование любви к домашним животным. | Просмотр видеороликов детей с домашними животными. | 1 | |||
34. | Чт. Социально - нравственное Ситуационная игра «Учимся видеть друг в друге хорошее» | Формирование толерантных коллективных и личностных качеств детей | Ситуационная игра Интерактивная игра Просмотр социального ролика | 1 | |||
35. | Пт. Эстетическое Иллюстрирование отрывка литературного произведения. | Знакомство с произведениями художников-иллюстраторов; развивать зрительное восприятие, наблюдательность и внимание, логическое мышление; совершенствовать умения и навыки работы художественными материалами; воспитывать интерес к творчеству художников-иллюстраторов детских книг. | Работа с краской Работа с иллюстрациями Работа с пооперационным планом Самостоятельная работа | 1 | |||
36. | Пн. Экологическое Экологическое «Как человек воспринимает мир» | Создание условия для расширения знаний о строении человеческого организма, о назначении органов чувств, о строении глаза человека, о свойствах зрения, о его дефектах и причинах, о роли зрения у животных, о том, как сберечь зрение, как оно помогает людям познавать окружающий мир, о значении зрения для духовного развития человека. | Просмотр видео как мир видят животные и люди с дефектами зрения. Обсуждение просмотренного фильма | 1 | |||
37. | Вт. Профориентационное Профессиональная игра «Угадай профессию» | Ознакомление учащихся с классификацией профессий по предметам труда в игровой форме, создать информационное пространство о профессиях, прививать интерес к различным видам деятельности, задуматься о своем профессиональном будущем. | Игры с карточками разных профессий. | 1 | |||
38. | Ср. Духовнонравственное «Правдивость и честность» | формирование правильного представления о честности и справедливости | Круглый стол. Разбор ситуационных задач. | 1 | |||
39. | Чт. Экологическое Генеральная уборка класса
| Привлечение детей к общественным обязанностям. | Уборка класса. | 1 | |||
41. | Пн. Здоровьесбережение Всероссийский урок безопасности школьников в сети интернет | обеспечение информационной безопасности обучающихся путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде | Тематическая беседа Работа с презентацией Работа с индивидуальными карточками | 1 | |||
II четверть (39 часов) 5 часов в неделю. | |||||||
1. | Вт. Экологическое «Птичьи столовые» | Воспитание эмоционально-положительного отношения к птицам; доброту, отзывчивость, желание помогать им в трудных зимних условиях. | Подготовка кормушек. Сколачивание деревянной конструкции. Коллективная работа. | 1 | |||
2. | Ср. Трудовое «Аккуратность это важно» | Воспитание трудолюбия | Беседа – практикум. Театральные проигрыши того или иного момента. | 1 | |||
3. | Чт. Эстетическое Выставка рисунков и плакатов «Моя Россия» | Продолжать формировать любовь к родине | Рисование на тему «Моя Россия» Коллективная работа. С | 1 | |||
4. | Пт. Общешкольные дела Легкоатлетическое многоборье, посвященное памяти тренера – преподавателя ОблДЮСАШ Еремина А.И. | Воспитание любви к спорту | Участие в многоборье. | 1 | |||
5. | Пн. Экологическое «Не навреди» | Побудить заниматься физической культурой, соблюдать правила личной гигиены, правильного здорового питания. | Просмотр социальных роликов. Тестирование «Кто я в компании» | 1 | |||
6. | Вт. Патриотическое «Компания и Я.» | Формирование коммуникативных навыков поведения: кооперироваться, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. | Подготовка к выставке кормушек. Оформление выставочного места. | 1 | |||
7. | Ср. Экологическое Синичкин день. День помощи зимующим птицам. Выставка кормушек. | Продолжать знакомить детей с культурой русского народа, дать детям представление о русском народном празднике «Синичкин день». | Тестирование «Твое здоровье» | 1 | |||
8. | Чт. Здоровьесбережение Выпуск листовок «Сумей сказать нет» | развитие ответственного отношения к своему здоровью; формирование навыков уверенного отказа, рассуждения и обобщения. | Разработка листовок. Оформление листовок. | 1 | |||
9. | Пт. Эстетическое Акция «Гирлянда дружбы» «В единстве наша сила» Международный день толерантности. | Развитие социальной активности детей и подростков, самостоятельности и ответственности, коммуникативных умений и навыков | Изготовление гирлянды дружбы из пластилина (коллективная работа) | 1 | |||
10. | Пн. Финансовая грамотность Риски в мире денег. Какие бывают финансовые риски. | Оценивание последствий особых жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов, нахождение в Интернете сайтов социальных служб и обращение к ним за помощью. | Беседа Работа с презентацией Знакомство с социальными сайтами. | 1 | |||
11. | Вт. Духовнонравственное «Как ты разговариваешь с товарищем». | Формирование товарищеских отношений, чувства взаимопомощи, уважения друг к другу. | Работа с презентацией Беседа Разбор ситуационных задач. | 1 | |||
12. | Ср. Эстетическое Подарок для мамы «Подсвечник» | Формировать желание доставлять радость маме | Практическая работа изготовление подсвечника. | 1 | |||
13. | Чт. Здоровьесбережение Проведение мероприятий, приуроченных к празднику « День матери». | Формирование ответственности в проведении общешкольного мероприятия | Генеральная репетиция концерта ко дню Матери | 1 | |||
14. | Пт. Общешкольные дела Торжественное мероприятие в честь закрытия года семьи. | Формирование ответственности в проведении общешкольного мероприятия | Концерт Выступление на концерте. | 1 | |||
15. | Пн. Профориентационное Знакомство с профессией Профессия «Стоматолог». | Знакомство детей с профессией – стоматолог, | Беседа «Профессия стоматолог» | 1 | |||
16. | Вт. Патриотическое Дружба – одна на всех. | Формирование нравственных качеств, воспитанников: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе. | Работа с презентацией Игра «Хорошо плохо» | 1 | |||
17. | Ср. Трудовое «Трудовой час» | Формирование положительного отношения к труду | Беседа Практикум. | 1 | |||
18. | Чт. Патриотическое День государственного герба Российской Федерации | формирование представления о сущности и значении герба России как государственного символа Российской Федерации у детей. | Чтение стихов о родине. Просмотр видео «как и когда появился герб РФ» Рисование герба. | 1 | |||
19. | Пт. Экологическое «Зимний сад» | Воспитание бережного отношения к растениям, желание и умение ухаживать за ними | Беседа Экологическая сказка | 1 | |||
20. | Пн. Эстетическое Выставка творческих работ учащихся «Это мы сами своими руками» | Формирование эстетического вкуса, правильность сочетаний цвета и формы. | Изготовление елочного шара. Индивидуальная работа. Создание дизайна. | 1 | |||
21. | Вт. Финансовая грамотность Банки и их роль в жизни семьи. | Ознакомление детей с основными функциями банка, планированием дорогих покупок. | Ситуационная игра «Кредиты или накопления» | 1 | |||
22. | Ср. Трудовое Операция «Уют» | Приобщение к общешкольным делам | Уборка на полках с вещами детей | 1 | |||
23. | Чт. Здоровьесбережение Экскурсия в близлежащий лес | Формирование понятия что прогулка на свежем воздухе продлевает жизнь | Экскурсия | 1 | |||
24. | Пт. Экологическое «Как животные воспринимают мир» | Формирование первоначального представления о том, как животные воспринимают окружающий мир | Просмотр фильма Обсуждение сюжета | 1 | |||
25. | Пн. Профориентационное Просмотр видеофильма Профессия «Хирург». | Знакомство детей с профессией – хирург | Просмотр видеофильма Работа с индивидуальными карточками Работа с презентацией | 1 | |||
26. | Вт. Здоровьесбережение Снежная фигура | Обучение вырезать из снега фигуру животного. | Прогулка на улицу. Работа со снегом. Вырезание фигуры. | 1 | |||
27. | Ср. Эстетическое Новогодние украшения для класса. | Формирование желания приложить руку к оформлению класса | Создание украшений (снежинки, серпантин) | 1 | |||
28. | Чт. Патриотическое День конституции Р.Ф. | Углубление знаний об своей стране. | Участие в тематической линейки | 1 | |||
29. | Пт. Экологическое «Как человек воспринимает мир» | Формирование представления картины мира | Просмотр видео Работа с различными очками. | 1 | |||
30. | Пн. Финансовая грамотность Что такое банк и чем он может быть вам полезен. | Знакомство с работой банка. | Сюжетно – ролевая игра | 1 | |||
31. | Вт. Духовнонравственное "О прозвищах и кличках" | формирование представлений у учащихся о добром отношении к людям. | Разбор ситуационных задач. | 1 | |||
32. | Ср. Трудовое Украшение класса к новому году. | Приобщение к общешкольным традициям | Развешивание ранее сделанных украшений | 1 | |||
33. | Чт. Здоровьесбережение Прогулка во двор. Игра в снежки | Формирование зорового образа жизни через подвижную игру | Игра «Снежные баталии» | 1 | |||
34. | Пт. Экологическое Тематическая беседа «Почему дед мороз» | Формирование представлений о том, что дед Мороз это персонаж страны где Новый год в холодное время года. | Видеоэкскурсия по дому деда Мороза | 1 | |||
35. | Пн. Профориентационное Знакомство с профессией Профессия «Проводник пассажирских вагонов». | Знакомство детей с профессией «Проводник» | Тематическая беседа Работа с индивидуальными карточками Работа с презентацией Просмотр учебного фильма | 1 | |||
36. | Вт. Эстетическое Оформление зала к новогоднему празднику | Воспитывать ответственность за украшение зала на общешкольное мероприятие. | Изготовление декораций. Украшение зала. | 1 | |||
37. | Ср. Общешкольные дела Новогодний праздник | Расширение знаний детей о празднике | Написание письма деду Морозу. Участие в праздничной программе. | 1 | |||
38. | Чт. Здоровьесбережение Уборка снега возле снежных фигур. | Формировать представление о том, что работа на свежем воздухе закаляет организм. | Работа на свежем воздухе | 1 | |||
39 | Пт. Трудовое Генеральная уборка класса | Формировать привычку уборки помещения перед каникулами. | Генеральная уборка. | 1 | |||
III четверть (51 часов) 5 часов в неделю. | |||||||
1. | Ср. Финансовая грамотность Риски в мире денег. Какие бывают финансовые риски | Знакомство детей с различными финансовыми ситуациями | Разбор жизненных ситуаций, просмотр видеороликов | 1 | |||
2. | Чт. Экологическое Игра. «Ты – мне, я – тебе». | Формирование представления школьников о том что также как природа влияет на человека так и человек влияет на природу | Построение на магнитной доске динамической схемы (модели). В центре человек. Дети по желанию выходят к доске, выбирают и демонстрируют рисунки. | 1 | |||
3. | Пт. Общешкольные дела Игровая программа «Коляда» | Работа на сплочение коллектива | Игры, пляски на улице | 1 | |||
4. | Пн. Патриотическое Беседа «Духовное наследие России». | Развитие патриотизма у подростков | Исследовательская деятельность. Работа с интернетом и исторической литературой. | 1 | |||
5. | Вт. Общешкольные дела Выставка – ярмарка поделок внеурочной деятельности. | Приобщение к общешкольным делам | Оформление поделок для выствки. | 1 | |||
6. | Ср. Здоровьесберегающее День зимующих приц | Формирование у детей любви к птицам которые нуждаются в их помощи. | Прогулка во двор , заполнение кормушек кормом, наблюдение за птицами. | 1 | |||
7. | Чт. Экология Птицы города. Их значение и охрана. | Закрепление знаний о зимующих птицах и о жизни их в городе. | Составление книжки малышки для 1 классов. | 1 | |||
8. | Пт. Профориентационное Беседа Профессия «Программист» | Знакомство детей с профессией – «Програмист» | Тематическая беседа Работа с карточками Дидактическая игра Работа с презентацией Просмотр обучающего видеофрагмента «Профессия – Програмист» | 1 | |||
9. | Пн. Духовнонравственное « Маленькое дело лучше большого безделья» | Воспитание понимания того, что лучше сделать чем не сделать. | Игра помоги другому а потом сделай сам. | 1 | |||
10. | Вт. Трудовое «Звезда памяти» Поделка из паперклея | Обучение работы с новым материалом, создание поделки из паперклая | Работа с паперклеем | 1 | |||
11. | Ср. Творческое Общешкольные дела Подготовка к юбилею детского обьединения. | Воспитание уважения к традициям школы. | Повторение гимна детского объединения, девиза класса. | 1 | |||
12. | Чт. Экологическое Прогулка на свежем воздухе, пополнение кормушек | Воспитание любви к птицам. | Прогулка во двор к кормушкам сделанными классом . | 1 | |||
13. | Пт. Профориентационное Беседа Профессия «Юрист» | Знакомство детей с профессией – «Юрист» | Экскурсия в «Загс» | 1 | |||
14. | Пн. Патриотическое Традиции нации и каждой семьи | Воспитание уважения к традициям. | Рассказ каждого про свои традиции с мини презентацией каждого расказчика. | 1 | |||
15. | Вт. Общешкольные дела Сбор ДО «Республика «МЫ» - 25 лет ВМЕСТЕ! | Участие в общешкольном празднике. | Посещение сбора «Республики МЫ» Исполнение гимна, участие в поздравительных мероприятиях. | 1 | |||
16. | Ср. Здоровье сбережение Игра на свежем воздухе «Футбол» | Сплочение класса при помощи командной игры. | Прогулка на свежем воздухе. Игра в футбол во дворе. | 1 | |||
17. | Чт. Экологическое Фото выставка «Красота природы зимой» | Формирование эстетических чувств. | Прогулка в лес с фотоаппаратом. | 1 | |||
18. | Пт. Финансовая грамотность Виды платежных средств. Чеки, дебетовые, кредитные карты, электронные деньги — правила безопасности при пользовании банкоматом.
| Знакомство с различными видами платежных средств | Работа с итерактивом. Игра онлайн магазин. | 1 | |||
19. | Пн. Духовнонравственное Практическое занятие "Как содержим мы в порядке наши книжки и тетрадки" | Формирование любовь к школьным учебникам и пренадлежнастям | Ремонт учебников. Оборачивание тетрадей. Помощь библиотекарю | 1 | |||
20. | Вт. Трудовое Учимся готовить торт муравейник из печения рыбки | Сплочение коллектива через совместную работу. | Приготовление торта. Чаепитие в конце занятия. | 1 | |||
21. | Ср. Здоровьесбережение Приготовление чаев для укрепления здоровья. | Формирование понятия о том, что здоровье можно поддерживать а не только лечить таблетками. | Заваривание чаев: ромашковый, облепиховый, лимон + имбьрь. Дегустация чая. | 1 | |||
22. | Чт. Экологическое Создание и защита проекта «Я на защите животных» | Приучение учащихся самостоятельно находить материал и представлять его одноклассникам | Защита проектов детей. | 1 | |||
23. | Пт. Профориентационное Профессия «Резчик по дереву» | Знакомство детей с профессией – «Резчик по дереву» | Тематическая беседа Работа с презентацией Работа с индивидуальными карточками | 1 | |||
24. | Пн. Патриотическое Подготовка к конкурсу для Просморт фильма «Но выстоял великий Сталинград!» | Формирование чувства сострадания к жизни того времени | Просмотр фильма Обсуждение содержания. | 1 | |||
25. | Вт. Эстетическое День чтения стихов | Формирование эстетическую любовь к поэзии | Выразительное чтение стихов. Прослушивание стихов Безрукова С.А. Высотского В.С | 1 | |||
26. | Ср. Общешкольные дела День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, 35 лет со дня вывода советских войск из Республики Афганистан (1989) | Формирование уважения к защитникам наших жизней | Экскурсия в Музей. Беседа с ветеранами. | 1 | |||
27. | Чт. Экологическое «Путь нашей тетрадки» Видео экскурсия в Целюлозно бумажный комбинат | Формирование ценить бумагу. | Видео экскурсия. Самостоятельное изготовление листа бумаги. | 1 | |||
28. | Пт. Финансовая грамотность «Страхование» тематическая беседа. | Знакомство с полисом страхования жизни, автомобиля, дома. | Работа с интерактивным тренажером по заполнению полиса. | 1 | |||
29. | Пн. Духовнонравственное Диспут. "Человек - это возможность"(о борьбе со своим грехом) | Воспитание нравственных чувств и этического сознания. | Разбор ситуаций из жизни каждого ребенка. Обсуждение поступков. Нахождение выхода из той или иной ситуации. | 1 | |||
30. | Вт. Трудовое Изготовление подарка к 23 февраля | Побуждение на поздравление папы или дедушки. | Изготовление Открытки сюрприза из бумаги и сладких подарков. | 1 | |||
31. | Ср.Здоровьесбережение Упражнение “Борьба с трудностями” | Выполнение упражнений | Работа по правилам. | 1 | |||
32. | Чт. Экологическое Подготовка к конкурсу для девочек на 8 марта | Формирование ответственного отношения к общешкольным праздникам. | Работа с бумагой Оформление зала | 1 | |||
33. | Пт. Финансовая грамотность Инвестиции - игра практикум | Знакомство с понятием инвестиции. | Интерактивная игра «Инвестиции» | 1 | |||
34. | Вт. Патриотическое Тематическая лекция «Готов ли ты совершить подвиг?» | Знакомство со словом Подвиг. | Разбор понятия. Рассматривание ордена Героя России. Создание собственного макета ордена. | 1 | |||
35. | Ср. Общешкольные дела Изготовление газеты на 8 марта | Привлечение детей к общешкольным делам | Рисование газеты. Вырезание объемных деталей. | 1 | |||
36. | Чт. Обешкольные дела «Безопасно жить, надо учиться!» беседа практикум | Формирование понимания того, что нужно всегда быть готовым к непредвиденной ситуации | Разбор ситуационных задач. Оказание первой медицинской помощи | 1 | |||
37. | Пт. Профориентационное Беседа. Профессия «Спорт инструктор» | Знакомство детей с профессией – « спортинструктор» | Экскурсия в спорт школу | 1 | |||
38. | Пн. Духовнонравственное Фольклорные праздники "Масленица" "Прилетели кулики из-за моря, принесли весну из неволи" | Знакомство с праздником и его традициями. | Знакомство с праздником при помощи презентации. Изготовление мини версии «Масленници» куклы из соломы. | 1 | |||
39. | Вт. Эстетическое Создание кукольного театра «Арлекин» | Знакомство с работой кукольного театра, освоение себя в роли кукловода | Работа с презентацией. Создание куклы на руку из ткани. | 1 | |||
40. | Ср. Общешкольные дела Конкурс для девочек 5-9 классов Международный женский день 8 марта. (история праздника) | Расширение представлений детей о весеннем празднике – 8 Марта | Участие в празднике | 1 | |||
41. | Чт. Эстетическое Работа над игрушками на руку для кукольного театра | Формирование чувства ответственности за начатое дело. | Шитье игрушек Вырезание формы и сшивание ее по краю. Рисование лица. | 1 | |||
42. | Пт.Финансовая грамотность Что такое Банки онлайн | Формирование и обобщение знаний о приложениях банка. | Практическая деятельность с приложением разных банков. | 1 | |||
43. | Вт. Общешкольные дела Конкурс рисунков «Я рисую счастье!» к Международному дню счастья | Знакомство с праздником «Международный день сяастья» | Знакомство с праздником при помощи презентации. Рисование рисунков на выставку | 1 | |||
44. | Ср. Школьные дела Антинаркотическая акция «Сообщи, где торгуют смертью». | Формирование ответственности за то что нужно помочь людям избавиться от зависимости. | Участвовать в акции Волонтерского движения «Да Ри» | 1 | |||
45. | Чт. Экологическое Прогулка во двор школы с рейдом «Наведем порядок дома» | Формирование у детей ответственного отношения к территории школы | Прогулка во двор. Сбор мусора во дворе и вокруг него. | 1 | |||
46. | Пт. Общешкольные дела Подготовка к «Театральной весне» | Формирование желания победить в конкурсе школы. | Подбор сказки, распределение ролей | 1 | |||
47. | Пн. Общешкольные дела Репетиция сказки. | Отработка выразительного чтение слов и игры персонажа. | Репетиция Подготовка деколаций | 1 | |||
48. | Вт. Общешкольные дела Подготовка к «Театральной весне 2023» | Формирование у детей ответственного отношения к общешкольным праздникам | Подготовка декораций Генеральная репетиция. | 1 | |||
49. | Ср. Общешкольные дела Подготовка к «Театральной весне 2023» | Формирование у детей ответственного отношения к общешкольным праздникам | Подбор костюмов и грима для персонажей | 1 | |||
50. | Чт. Творческое «Театральная весна 2023» | Формирование интереса к театру | Показ сказки. | 1 | |||
51. | Пт. Трудовое Генеральная уборка класса | Формировать привычку убирать класс перед каникулами | Генеральная уборка класса. | ||||
IV четверть (35 часов) 5 часов в неделю. | |||||||
1. | Ср. Финансовая грамотность Круглый стол «Значение финансовой грамотности для современного человека». | Закрепление знаний по финансовой грамотности. | Обсуждение ситуаций с денежными операциями. Игра «Если позвонил мошенник» Изготовление листовки. | 1 | |||
2. | Чт. Патриотическое Конференция «Вооружённые силы России. Каковы их задачи?» | Приобщение детей к работе в классе, через домашнее задание. | Прослушивание приготовленных докладов с презентацией. | 1 | |||
3. | Пт. Трудовое Генеральная уборка класса. | Формирование участвовать в делах класса, закрепление навыков уборки класса. | Практическая работа. Уборка класса | 1 | |||
4. | Пн. Здоровьесберегающее Спортивные соревнования на свежем воздухе «Царь горы» | Пропаганда здорового образа жизни и формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом. | Спортивные соревнования | 1 | |||
5. | Вт. Экологическое Просмотр фильма «Путешествие капельки воды» | Закрепление знаний о круговороте воды в природе | Проведение опытов с участием детей. | 1 | |||
6. | Ср. Трудовое Изготовление из паперклея для поделки «Космонавт» | Знакомство с изготовлением материала паперклей. | Работа с клеем ПВА, туалетной бумагой, растительным маслом. | 1 | |||
7. | Чт. Общешкольные дела Выставка рисунков и поделок «Современный космос» | Изготовление поделки из бумаги паперклея и проволоки. | Просмотр мультфильма про космическое пространство. Работа с паперклеем и плотным картоном. | 1 | |||
8. | Пт. Творческое Изготовление рисунков по теме «Поехали» | Закрепление знаний по теме космос и освоение его. | Работа с презентацией. Разбор рисунка Рисование по теме Работа к красками и цветными карандашами. | 1 | |||
9. | Пн. Духовнонравственное Тематическая беседа «Сделаем мир чище» | Закрепление понимания того, что чисто не там где убирают а там где не сорят. | Беседа Просмотр иллюстраций Практическая деятельность. | 1 | |||
10. | Вт. Общешкольные дела Конкурс поделок из бросового материала «Чудо своими руками» | Организация работы для оформление поделок на выставку | Оформление поделок для выствки. | 1 | |||
11. | Ср. Здоровьесберегающее коммуникативные упражнения Упражнение “Скала”. Упражнение “Тень” | Развитие коммуникативных навыков. | Участие каждого ребенка в упражнениях на развитие коммуникации | 1 | |||
12. | Чт. Экологическое Мужское и женское, поговорим о главном» | Закрепление знаний о половой принадлежности и восприятия себя как части земного шара | Работа с социальным педагогом. | 1 | |||
13. | Пт. Профориентация Знакомство с профессией «Церковнослужитель» | Знакомство с профессией «Церковнослужитель» | Экскурсия в храм | 1 | |||
14. | Пн. Патриотическое Диагностика «Выявления уровня тревожности школьника». | Формирование у детей ответственности в ответах на вопросы | Работа Психолога | 1 | |||
15. | Вт. Трудовое Уход за цветами класса и корридора. | Закреплять умения ухаживать за цветами. | Практическая работа | 1 | |||
16. | Ср. Экологическое Экскурсия – наблюдение. Беседа «Первоцветы» | Формирование бережного отношения к природе | Экскурсия – наблюдение Беседа | 1 | |||
17. | Чт.Здоровьесберегающее Изготовление бращуры по здоровье сберегающим технологиям. | Закрепление знаний полученных ранее по здоровье сбережению | Разработка и создание бращуры. | 1 | |||
18. | Пт. Финансовая грамотность Создание семейного бюджета. Домовая книга | Закрепление знаний по финансовой грамотности. | Разработка домовой книги и бюджета семьи. | 1 | |||
19. | Пн. Духовнонравственное Экскурсия на колокольню местного храма. | Формирование уважения к работе человека по профессии «Звонарь» | Экскурсия в храм. | 1 | |||
20. | Вт. Здоровьесбережение Соревнования по дартсу | Формирование желания научится играть в дартс и победить. | Игра в спортзале . | 1 | |||
21. | Ср. Экологическое Уборка пришкольной территории | Прививать любовь к порядку | Работа на свежем воздухе всем классом. | 1 | |||
22. | Пн. Профориентация Профессия «Родину защищать» | Формировать уважение к людям которые в данный момент стоят на боевом посту. | Беседа у воинской службе. | 1 | |||
23. | Вт. Патриотическое «Георгиевская лента» изготовление символа победы. | Изготовление символа победы из триколора и Георгиевкой ленты | Практическая работа | 1 | |||
24. | Ср. Трудовое «Георгиевская лента» изготовление символа победы. | Завершение поделки ко дню победы. | Практическая работа | 1 | |||
25. | Чт. Экологичское Акция «Зеленый патруль» | Пропаганда чистой планеты | Побелка деревьев во дворе школы и около его. | 1 | |||
26. | Пн. Профориентационное Круглый стол Зачеп человеку нужна профессия | Закрепление знаний по ранее полученным знаниям о профессиях. | Прохождение теста на кого пойти учится после 9 класса. | 1 | |||
27. | Вт. Духовнонравственное Создание альбома впечатлений об экскурсии в храм и колокольню. | Закрепление знаний и впечатлений приобретенных от экскурсии в храм | Отбор фото Создание альбома. Наклеивание фото. | 1 | |||
28. | Ср. Эстетическое Репетиция кукольного театра «Арлекин» | Формирование интереса говорить разными голосами и интонацией для проявления характера персонажа | Чтение слов, работа с куклами. | 1 | |||
29. | Чт. Общешкольные дела Международный день музеев | Формирование интереса к работе музеев. | Онлайн посещение музея. | 1 | |||
30. | Пт. Общешкольные дела Итоговый сбор ДО «Республика «МЫ» | Посещение общешкольного мероприятия | Посещение сбора. | 1 | |||
31. | Пн. Профориентационное Посещение Столярной мастерской | Привитие интереса к профессиям деревообрабатывающей промышленности. | Экскурсия в столярную мастерскую | 1 | |||
32. | Вт. Патриотическое «Напиши письмо солдату» акция для поддержания боевого духа военнослужащих. | Формирование гордости за людей, которые находятся в боевых точках. | Написание письма | 1 | |||
33. | Ср. Трудовое Диагностика воспитательной работы. | Выявление качеств которые были развиты в течении года. | Диагностика. | 1 | |||
34. | Чт.Здоровьесбережение Прогулка во двор и игра в волейбол. | Развивать любовь к подвижным играм на свежем воздухе. | Игра в волейбол | 1 | |||
35. | Пт. Общешкольные дела. Окончание учебного года | Формирование хорошего настроя на летние каникулы | Беседа «Лето самое лучшее время года.» | 1 |
VIII. Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности.
Освоение программы в 9 «А» классе предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для создания материально – технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания школьников с лёгкой степенью умственной отсталости:
Демонстрационные и печатные пособия:
-магнитная доска;
демонстрационные карточки
-настольные развивающие игры;
-наглядно-иллюстративный материал: плакаты, таблицы, книги и др. наглядные пособия
Технические средства обучения
-персональный ноутбук;
-многофункциональное устройство;
-интерактивная доска;
-документ-камера;
-мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержащие программы.
Материальное обеспечение:
спортинвентарь: спортивная форма, мячи, кегли, обручи, скакалки, лыжи, коньки.
Нитки шерстяные, мулине, пластилин, цветную бумагу, гофрированный картон, картон белый и цветной, белая бумага, салфетки цветные, клей , раздаточные карточки: животные, домашние животные, овощи, насекомые, фрукты ,цветы, деревья , птицы, транспорт. Иллюстрации времена года. Образцы поделок для трудовой деятельности. Природный материал.
Инструменты: карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенки, ножницы.
Для реализации программного содержания используются следующие учебно – методические пособия:
Научно-методическая литература
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от г.;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки РФ №1599 от #1075;.);
- ФАООП для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) (приказ Минобрнауки РФ № 1026 от )
- Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов педвузов. – М.: АСТ, Астрель, 2008.
- Воронкова В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектол. факультетов пед. ин – тов /под редакцией В.В. Воронковой – М., 1994.
- Гладкая В.В. Социально – бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. – 2-еизд. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2006.
- Коркунов В. В. Индивидуальный подход к учащимся в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида. – Екатеринбург, 2005.
- Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация – М.: ПЕР СЭ, 2002.
- Мелехов Д. Е. Вопросы систематики олигофрении в свете задач социально – трудовой адаптации.- М.: 1970.
- Шинкарчук С.А. Правила безопасности дома и на улице.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008.
- Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Н.В. Бабкина. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 143 с.
- Стребелева Е.А. Коррекционно- развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. – М.:
- Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 256 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
- Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога / Е.А.Стребелева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 180 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по алгебре для 8-го класса на 2012-2013 учебный год по УМК А .Г. Мордковича и его соавторов.
Рабочая программа и тематическое планирование предназначены для повседневной работы учителя в 8-ом классе.Программа составлена по УМК А.Г. Мордковича и его соавторов; рассчитана на 105 часов в год и 5...
Рабочая программа кружка “От простого к сложному” для учащихся 8-9 классов на 2012-2013 учебный год
Современные подходы к обучению языку ставят перед учителем и учеником задачу «взглянуть на язык как бы со стороны, увидеть всю сложность его системы и научиться отвечать на вопрос: «Почему я выбираю д...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету "Русский язык" УМК Т.М. Воителевой 11 класс на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне и составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования...
Рабочая программа по биологии для 5, 6, 7,8 и 9 классов на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа учителя биологии и географии на 2016-2017 учебный год....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА И ЛОГИКА» ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 9 КЛАССА НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа элективного курса " математика и логика" по математике для 9 класса...
Рабочая программа адаптированная для обучающихся с ОВЗ (ТНР) по истории 8 класса
В разработанной и представленной автором рабочей программе по истории 8 класса описаны особенности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, пояснительная записка, общая характеристика учебного курса (...
Адаптированные рабочие программы по биологии обучающихся с умственной отсталостью 7,8,9 классы.
Представлены адаптированные рабочие программы по биологии для обучающихся у умственной отсталостью для 7,8,9 классов. Рабочие программы с аннотацией....