Курсовая работа на тему " Образ «лишнего человека» в романах И. С. Тургенева".
учебно-методический материал
В данной курсовой работе рассказывается об образе лишнего человека в романах И. С. Тургенева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_duganets_1.docx | 54.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
Сахалинский государственный университет
Институт филологии, истории и востоковедения
Кафедра русской и зарубежной литературы
Дуганец Алина Сенгиевна
Образ «лишнего человека» в романах И. С. Тургенева
Курсовая работа
Направление подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование.
Русский язык и литература»
Научный руководитель –
кандидат филологических наук,
доцент В. И. Чудинова
Южно-Сахалинск
2018
Оглавление
Глава 1. Эволюция образа «лишнего человека» в русской литературе и произведениях И.С. Тургенева 6
1.1. Развитие образа «лишнего человека» в русской литературе 6
1.2. Эволюция образа лишнего человека в творчестве И.С. Тургенева 14
Глава 2. Воплощение образа «лишнего человека» в романах И.С. Тургенева 20
2.1. Образ Рудина в романе «Рудин» 20
2.2. Лаврецкий в романе «Дворянское гнездо» 23
2.3. Образ Павла Петровича Кирсанова в романе «Отцы и дети»……...24
Введение
«Лишние люди» в литературе – это образы, характерные для русской прозы середины девятнадцатого века. «Лишние люди» в литературе – это тип литературного персонажа, который появился еще в начале девятнадцатого века. Кто именно этот термин ввел, неизвестно. Возможно, Герцен. По некоторым сведениям – Александр Сергеевич Пушкин. Ведь великий русский поэт однажды сказал, что его Онегин – «лишний человек». Так или иначе, этот образ прочно утвердился и в произведениях других писателей. Каждый школьник, даже не читавший романа И.А. Гончарова, знает о таком литературном герое, как Обломов.
Актуальность исследования состоит в необходимости современного восприятия произведений И.С. Тургенева и отношения к литературному типу «лишнего человека».
Типизация – творческое соединение, синтезирование в водном человеческом образе целого ряда типичных черт, которые писатель нашел у разных реальных людей. Типизация выступает наиболее полно в эпических и драматических жанрах, где создаются жизнеподобные типичные характеры и обстоятельства.
Литературный тип – художественное воплощение характерных устойчивых особенностей личности, обусловленных общественно-исторической ситуацией, психологией, манерой поведения человека («лишний человек», «маленький человек», «новые люди», «тургеневская женщина»).
«Лишние люди» встречаются в произведениях таких классиков, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.И. Герцен, И.С. Тургенев. Прежде чем рассмотреть каждого из персонажей, которых можно отнести к этой категории, следует выделить общие черты. «Лишние люди» в литературе – это герои противоречивые, находящиеся в конфликте с обществом, к которому они принадлежат. Как правило, они лишены и славы, и богатства.
Лишние люди в литературе 19 века появились благодаря интересу самих писателей к человеческой душе, её заботам и порокам. Исследование внутреннего мира разностороннего образованного человека является важной особенностью всех произведений русского реализма. Лишний человек в литературе надолго вошёл в обиход писателей и критиков. Это понятие стало предметом исследований и размышлений для литературоведов.
Объектом исследования является образ «лишнего человека» в произведениях И.С. Тургенева и литературной классике.
Предмет исследования – романы И.С. Тургенева.
Цель курсовой работы состоит в исследовании особенностей воплощения образа «лишнего человека» в произведениях И.С. Тургенева.
Достижение поставленной цели предполагает последовательное решение нижеперечисленных задач:
- изучить и проанализировать основные критические и литературоведческие работы, посвященные проблеме лишнего человека в русской литературе, уточнить существенные черты образа лишнего человека в литературном произведении;
- обозначить основные принципы отражения образа лишнего человека в произведениях И.С. Тургенева;
- определить и рассмотреть особенности художественного воплощения образа лишнего человека в романах «Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети».
Новизна исследования состоит в систематизации основных особенностей передачи характера «лишних людей» в произведениях И.С. Тургенева, определения авторского отношения и восприятия.
Цели и задачи работы определили сочетание описательно-теоретического, сравнительно-типологического и структурно-семантического методов исследования.
Практическая значимость работы – работа может быть использована при изучении творчества И.С. Тургенева, и рассмотрении особенностей формирования образа «лишнего человека» в произведениях классиков.
Структура работы – работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка использованной литературы, который включает 32 наименования.
Глава 1. Эволюция образа «лишнего человека» в русской литературе и произведениях И.С. Тургенева
1.1. Развитие образа «лишнего человека» в русской литературе
«Лишние люди» в литературе – это персонажи, введенные автором в чуждую для них среду. Они в меру образованны, но их знания бессистемны. «Лишний человек» не может быть глубоким мыслителем или ученым, но он обладает «способностью суждения», даром красноречия. И главный признак этого литературного персонажа – пренебрежительное отношение к окружающим. В качестве примера можно вспомнить пушкинского Онегина, избегающего общения с соседями.
«Лишние люди» в русской литературе 19 века представляли собой героев, способных видеть пороки современного общества, но не знающих, как противостоять им. Они осознают проблемы окружающего мира. Но, увы, слишком пассивны для того, чтобы что-то поменять. «Лишние люди» стали появляться на страницах произведений русских писателей в Николаевскую эпоху[1].
В 1825 году произошло восстание декабристов. Последующие десятилетия правительство пребывало в страхе, но именно в это время в обществе появился дух свободы, стремление к переменам. Политика Николая I была довольно противоречива.
Царь вводил реформы, призванные облегчить жизнь крестьян, но при этом делал всё для укрепления самодержавия. Стали появляться различные кружки, участники которых обсуждали и критиковали действующую власть. Помещичий образ жизни у многих образованных людей вызывал презрение. Но беда в том, что участники различных политических объединений принадлежали к тому обществу, к которому вдруг воспылали ненавистью.
Причины появления «лишних людей» в русской литературе кроются в возникновении в обществе нового типа человека, не принятого обществом и не принявшего его. Подобная личность выделяется из общей массы, а потому вызывает недоумение и раздражение. Как уже было сказано, понятие «лишний человек», первым в литературу ввел Пушкин. Однако этот термин несколько размыт.
Персонажи, находящиеся в конфликте с социальным окружением, встречались в литературе и ранее. Один из них – пушкинский Евгений Онегин. Большинство литературоведов полагает, что именно этот герой является первым «лишним человеком» в прозе и поэзии русских авторов. Онегин – дворянин, «наследник всех своих родных». Он получил образование весьма сносное, но не обладает какими-либо глубокими знаниями.
Писать и говорить по-французски, непринужденно вести себя в обществе, продекламировать несколько цитат из сочинений античных авторов – этого достаточно для того, чтоб создать в свете благоприятное впечатление. Онегин – типичный представитель аристократического общества. Он не способен «усердно трудиться», но умеет блистать в обществе. Он ведет бесцельное, праздное существование, но в этом не его вина. Евгений стал таким, каким был его отец, дававший три бала ежегодно. Он живет так, как существует большинство представителей русского дворянства. Однако, в отличие от них, в определенный момент начинает испытывать усталость, разочарование, одиночество. Онегин – «лишний человек». Он томится от безделья, пытается занять себя полезным делом. В обществе, к которому он принадлежит, праздность является основной составляющей жизни. Едва ли кому-то из окружения Онегина знакомы его переживания. Евгений поначалу пытается сочинять. Но писателя из него не выходит. Затем начинает увлеченно читать. Однако и в книгах Онегин не находит морального удовлетворения. Тогда он уединяется в доме умершего дяди, который завещал ему свою деревню. Здесь молодой дворянин, казалось бы, находит для себя занятие. Он облегчает жизнь крестьян: заменяет ярем барщины легким оброком. Однако и эти благие начинания ни к чему не приводят.
Тип «лишнего человека» в русской литературе появился в первой трети девятнадцатого века. Но к середине столетия этот персонаж обрел новые черты. Пушкинский Онегин довольно пассивен. Он с презрением относится к окружающим, пребывает в хандре и не может избавиться от условностей и предрассудков, которые сам же и критикует. Рассмотрим другие примеры «лишнего человека» в литературе.
Проблемам человека отвергнутого, духовно не принятого обществом посвящено произведение Лермонтова «Герой нашего времени». Григорий Печорин, так же как и пушкинский персонаж, принадлежит к высшему свету. Но он утомлен нравами аристократического общества. Печорину не доставляют удовольствия посещения балов, обедов, праздничных вечеров. Его угнетают нудные и бессмысленные разговоры, которые принято вести на подобных мероприятиях.
На примерах Онегина и Печорина можно дополнить понятие «лишний человек» в русской литературе. Это персонаж, который вследствие некоторого отчуждения от общества приобретает такие черты, как замкнутость, эгоистичность, циничность и даже жестокость.
И все-таки, скорее всего, автор понятия «лишние люди» – И.С. Тургенев. Многие литературоведы полагают, что именно он ввел этот термин. Согласно их мнению, Онегина и Печорина впоследствии причислили к «лишним людям», хотя они и мало имеют общего с образом, созданным Тургеневым. У писателя есть повесть, которая называется «Дневник лишнего человека». Герой этого произведения чувствует себя чуждым в обществе. Этот персонаж сам называет себя таковым.
Пример лишнего человека «лишнего человека» отображен в образе Павла Петровича Кирсанова – представителя поколения «отцов», родного брата Николая Петровича и дяди Аркадия. Он является главным антагонистом Евгения Базарова, защитником интересов дворянского сословия. Свою жизнь он «устроил на английский вкус». Героя отличают гордость и насмешливость, общения с людьми он старается избегать. О его взглядах «говорит» и его внешность: он всегда одет с аристократической изысканностью, больше всего бросаются в глаза его ухоженные ногти. Существование Павла Петровича держится на постулатах либерального дворянства. «Принсипы» для Кирсанова-старшего – это основа жизни (в отличие от отсутствия «принципов» у Базарова). В словесных поединках с другом племянника он выглядит неубедительно: всегда первый вызывает противника к разговору, его спокойствие и чопорность сменяются раздражением и непониманием жизни без идеалов. Он декларирует свободу и равенство, но только на словах, на деле герой отрицает прогресс и всегда проигрывает Базарову в споре.
Однако образ Павла Петровича не так прост. Он был франтом и любимцем женщин, пока не встретил княгиню Р. Он оставил свою блестящую карьеру и подарил любовь этой женщине. После её кончины он оказался опустошен и стал жить вместе с братом. Будучи добрым и чутким человеком, он всячески помогал Николаю Петровичу и часто одалживал деньги. Павел Петрович испытывает чувства к Фенечке, напоминающей ему возлюбленную. Он бросается на защиту чести брата и его избранницы, вызывая на дуэль Базарова после эпизода с поцелуем. Он до последнего защищает свои взгляды, тихо доживая свой век. Во всех этих поступках мы видим благородство, страстность и силу характера гордого и смелого человека. В финале романа мы узнаем, что Павел Петрович уехал жить в Дрезден, тем самым знаменуя уход поколения отцов в прошлое.
В «Отцах и детях» показано общество середины девятнадцатого века. Бурные политические споры к этому времени достигли своего апогея. В этих спорах по одну стороны стояли либералы-демократы, а по другую – революционные демократы-разночинцы. И те и другие понимали, что нужны перемены. Революционно настроенные демократы, в отличие от своих противников, были настроены на довольно радикальные меры. Политические споры проникли во все сферы жизни. И, безусловно, стали темой художественных и публицистических произведений. Но было в то время еще одно явление, которое заинтересовало писателя Тургенева. А именно – нигилизм.
Приверженцы этого течения отвергали всё, что имеет отношение к духовному. Базаров, как и Онегин, – глубоко одинокий человек. Эта черта также является характерной для всех персонажей, которых литературоведы относят к «лишним людям». Но, в отличие от пушкинского героя, Базаров не проводит время в праздности: он занимается естественными науками. У героя романа «Отцы и дети» есть продолжатели. Его не считают безумцем. Напротив, базаровские странности и скептицизм некоторые герои пытаются перенять. Тем не менее, Базаров одинок, несмотря на то, что родители любят, боготворят его. Он умирает, и только в конце жизни понимает, что идеи его были ложными. Есть в жизни простые радости. Есть любовь и романтические чувства. И это всё имеет право на существование.
Действие романа Тургенева «Рудин» происходит в сороковые годы. Дарья Ласунская, одна из героинь романа, проживает в Москве, но летом выезжает за город, где организовывает музыкальные вечера. Гости её – исключительно образованные люди. Однажды в доме Ласунской появляется некто Рудин. Этот человек склонен к полемике, чрезвычайно пылок, и остроумием своим покоряет слушателей. Гости и хозяйка дома зачарованы удивительным красноречием Рудина. Ласунская предлагает ему пожить в ее доме. Для того чтобы дать четкую характеристику Рудину, Тургенев рассказывает о фактах из его жизни. Этот человек родился в небогатой семье, но никогда не имел стремления заработать, выбраться из нужды. Он жил на гроши, которые присылала ему мать. Затем существовал за счет богатых друзей. Рудин еще в юности отличался необыкновенным ораторским мастерством. Он был человеком довольно образованным, потому как весь свой досуг проводил за чтением книг. Но беда в том, что за речами его ничего не следовало.
Ко времени знакомства с Ласунской он стал уже человеком, изрядно потрепанным жизненными невзгодами. К тому же стал болезненно самолюбив и даже тщеславен. Рудин – «лишний человек». Многолетнее погружение в философскую сферу привело к тому, что обычные душевные переживания словно отмерли. Этот тургеневский герой – прирожденный оратор, и единственно к чему стремился – покорять себе людей. Но он был слишком слабым, бесхребетным, чтобы стать политическим лидером. Итак, «лишний человек» в русской прозе – разочаровавшийся дворянин.
Героя романа Гончарова Обломов иногда относят к этому типу литературных героев. Но можно ли назвать Обломова «лишним человеком»? Ведь он скучает, томится по отчему дому и всем тому, что составляло помещичий быт. И он ни в коем случае не разочарован в укладе жизни и традициях, характерных для представителей своего общества. Кто такой Обломов? Это потомок помещичьего рода, которому скучно работать в конторе, а потому он сутками не встает со своего дивана. Это общепринятое мнение, но оно не совсем верное. Обломов не смог привыкнуть к петербургской жизни, потому как люди, окружавшие его, сплошь расчетливые, бессердечные личности. Главный герой романа, в отличие от них, умен, образован и, самое главное, обладает высокими душевными качествами. Но отчего же он тогда не хочет трудиться? Дело в том, что Обломов, так же как и Онегин и Рудин, не видит смысла в такой работе, такой жизни. Эти люди не могут трудиться только ради материального благосостояния. Каждому из них требуется высокая духовная цель. Но её нет либо она оказалась несостоятельной. И Онегин, и Рудин, и Обломов становятся «лишними».
Главному герою своего романа Гончаров противопоставил Штольца – друга детства. Этот персонаж сначала создает у читателя положительное впечатление. Штольц – трудолюбивый, целеустремленный человек. Писатель наделил этого героя немецким происхождением не случайно. Гончаров словно намекает на то, что «обломовщиной» страдать может только русский человек. И в последних главах становится ясно, что за трудолюбием Штольца ничего нет. У этого человека нет ни мечты, ни высоких идей. Он обретает достаточные средства к существованию и останавливается, не продолжая своего развития.
Стоит также несколько слов сказать и о героях, которые окружают «лишнего человека». Литературные персонажи одиноки, несчастливы. Некоторые из них заканчивают свою жизнь слишком рано. Кроме того, «лишние люди» доставляют огорчения и окружающим. Особенно женщинам, которые имели неосторожность их полюбить. К «лишним людям» иногда причисляют героев романа Л.Н. Толстого Андрея Болконского и Пьера Безухова. Андрей Болконский чувствуя усталость и разочарование, признается Пьеру: «Эта жизнь не по мне». Он пытается найти смысл жизни и для этого отправляется на войну, но после ранения и возвращения в свое имение вновь погружается в депрессию. Пьер, который моложе Андрея на восемь лет, в первой части романа тоже находится в беспрерывной тоске, поиске чего-то. Он много времени проводит на званых вечерах, покупает картины, много читает. В отличие от героев Пушкина и Лермонтова, Болконский и Безухов всё же находят себя, они не погибают нравственно.
1.2. Эволюция образа лишнего человека в творчестве И.С. Тургенева
Образы лишних людей в литературе начали появляться после того, как в 1850 году Тургенев опубликовал «Дневник лишнего человека» (1849). Именно за главным героем – разочарованным и пассивным русским дворянином – закрепилось уже известное нам понятие. Очень быстро этот образ вошёл в моду у русских писателей, которые с радостью посвящали ему целые произведения. А ведь их работы во многом были автобиографичными, что заставляет задуматься[2].
«Лишний человек» – одна из ведущих тем литературы XIX века. К этой теме обращались многие русские писатели, но наиболее часто к ней обращался Тургенев. Отправной точкой этого выражения стал «Дневник лишнего человека». Работу над повестью Тургенев закончил еще в Париже в 1850 году. «Дневник» и начинает в творчестве писателя тему «лишнего человека». Автор обращался к ней и раньше, но если предыдущие произведения были проникнуты иронией и полемикой, то основой «Дневника» является более объективный и глубокий психологический анализ. Писателя особо занимает проблема основательного изображения характера, в этом и кроется тургеневский психологизм, но уже на реалистичной основе, а не романтической. Сам автор считал «Дневник» удавшимся произведением. В этой повести Тургенев не дает объяснения такому типу людей, не раскрывает глубоко идеологические и общественные связи и отношения. Но здесь уже обозначены симптомы, однако неясны пока причины и методы лечения. Автор «Дневника» Челкатурин наделен чертами «лишнего человека», но у него еще нет того интеллектуального и нравственного превосходства над окружающими, которое отметит позднее в других своих произведениях и Тургенев, и другие представители литературы 19 века.
«Дневник» – пока лишь набросок, дающий характеристику «лишнего человека». Композиция произведения соответствует образу думающего человека. Но сам тургеневский герой поставлен в жалкое и смешное положение, что снижает трагизм его судьбы. Это произошло из-за того, что в повести тема «маленьких людей» сливается с темой «лишнего человека». Это необязательно маленький человек, в последующих произведениях автор отчетливо покажет, как богатый внутренний мир «лишнего человека» возвышается над поверхностной образованностью и аристократическим лоском. Создавая образ главного героя «Дневника лишнего человека», Тургенев выступает как мастер-реалист. Раскрывая жизнь «избранных», не забывает о пошлых, самодовольных и злобствующих представителях дворянского общества[3].
Лирический тон прозы Тургенева постепенно сменяется обличительными нотами, что соответствует облику персонажа. Автор устами героя иронично описывает общество города: «скроенный, словно из залежалого материала», «желтенькое и язвительное существо». К таким собирательным характеристикам Тургенев будет прибегать и позже. То раскрывая их типы, то ограничиваясь скупыми набросками, автор будет создавать бытовой фон, на котором и происходит нравственная драма его героев. Для полного раскрытия образа Тургенев в «Дневнике лишнего человека» представляет героя через его исповедь.
Краткое содержание «Дневника лишнего человека» начнем с того, как доктор поведал своему пациенту о его скорой смерти. Узнав, что ему осталось жить недели две, он начинает вести дневник. Первую запись в нем он сделал 20 марта. Поведать свои невеселые мысли некому, и пытается понять, как и для чего прожиты его тридцать лет. Родители его были богатыми людьми. Отец быстро все спустил, играя в карты. От былого состояния осталась небольшая деревенька Овечьи Воды, где он сейчас и умирал от чахотки. Мать была гордая женщина и переносила семейные несчастья смиренно, но был в этом какой-то упрек окружающим. Мальчик её побаивался и был привязан больше к отцу. Светлых воспоминаний о детстве почти не было. После смерти отца Челкатурин переехал в Москву. Университет, немногочисленные знакомые, служба мелкого чинуши – ничего особенного, жизнь совершенно лишнего человека. Это слово очень ему нравится, потому что только оно передает точно смысл его существования, и он пишет его в свой предсмертный дневник[4].
«Дневник лишнего человека» Тургенев продолжает рассказом о том, как в минуты отчаяния вспомнил Челкатурин небольшой городок, где посчастливилось ему провести несколько месяцев. Познакомился он там с важным чиновником уезда Ожогиным. У него были жена и дочь Лиза, очень живая и симпатичная особа. В нее-то и влюбился молодой человек, чувствующий себя неловко в присутствии дам. Но отныне Челкатурин расцвел душой. Лиза принимала общество Челкатурина, но особых чувств к нему не испытывала. Однажды они вдвоем отправились за город, наслаждались тихим вечером и красивым закатом. Красота окружающего и близость влюбленного в нее человека пробудили в Лизе трогательные чувства, и девушка расплакалась. Челкатурин отнес эти перемены на свой счет. Вскоре у Ожогиных в гостях появился молодой князь Н., приехавший из Петербурга. В душе Челкатурина сразу зародилось неприязненное чувство к столичному офицеру.
Неприязнь Челкатурина переросла в тревогу и отчаяние. Как-то раз, разглядывая в доме Ожогиных свое лицо в зеркале, Челкатурин увидел, как в комнату вошла Лиза и, увидев его, тут же тихонько выскользнула из комнаты, избегая встречи с ним. На следующий день он опять пришел в их дом, когда все обитатели дома Ожогиных собрались в гостиной. Узнав, что князь весь вчерашний вечер был у них, молодой человек принял оскорбленный вид и надул губы, чтобы наказать Лизоньку немилостью. Тут в гостиную вошел князь, Лиза раскраснелась при виде его, и Челкатурину стало понятно, что девушка влюблена в князя. По напряженной улыбке, по надменной молчаливости и бессильной злости князь сообразил, что перед ним отвергнутый соперник. Окружающим всё стало понятно, и к Челкатурину относились как к больному. А он же все больше становился напряженным и неестественным.
Продолжаем пересказ «Дневника лишнего человека» Тургенева. Между тем уездный давал бал. Князь был в центре внимания, на Челкатурина никто не обращал внимания. От унижения он взорвался и обозвал князя выскочкой. В той самой роще, где он прогуливался с Лизонькой, состоялась их дуэль. Челкатурин ранил князя сразу же, а тот, окончательно унизив соперника, выстрелил в воздух. Дом Ожогиных отныне закрылся для него. На князя смотрели как на жениха, но он вскоре уехал, так и не сделав девушке предложения. Челкатурин стал невольным свидетелем разговора, когда Лиза рассказывала Безменкову о своих чувствах к князю. И неважно, что он так быстро уехал. Она счастлива, что любима и любит, а Челкатурин ей противен. Вскоре Лиза вышла замуж за Безменкова. «Ну, не лишний ли я человек?» – восклицает автор дневника. На этой печальной ноте герой произведения «Дневник лишнего человека» завершает свою исповедь[5].
Челкатурин – человек контрастов: без имени, но с ироничной фамилией; он молод, но неизлечимо болен. Начинает писать дневник 20 марта, когда в природе возобновляется жизнь, а его – подходит к концу. Между строк виден глубокий подтекст, показывающий, что в жизни этого человека все противоречит душевным устремлениям. И герой пытается постичь себя, осознать сущность своего бытия – он начинает вести дневник. В итоге он приходит к выводу, что всегда и во всем был лишним. Пытаясь осознать свою жизнь, он вспоминает свою любовь, которая, как всегда в прозе Тургенева, оказывается трагичной. Долгое время, надеясь на взаимность, Челкатурин вдруг понимает, что он вызывает в Лизоньке только антипатию. Глубокое разочарование привело его к моральному и физическому опустошению, к осознанию своей ненужности. И единственный выход – это смерть. Вскоре его жизнь оборвалась.
В литературе 19 века часто поднималась тема «лишних людей» и стала одним из наболевших вопросов. К появлению такого определения писателей привела история. Исторические события тех лет сыграли определенную роль в формировании личностей, которые страдают от своей ненужности и неприкаянности, увядают в самом начале жизненного пути и в отчаянии задают себе вопрос: «Для чего я жил?» Человек, называемый «лишним», не идет по проторенной дорожке светских людей. Это тип человека с трагической судьбой. Именно такого «лишнего» героя и вывел на страницы своей повести И.С. Тургенев. Тема «лишнего человека» актуальна и сейчас, поэтому многие читатели обращаются все чаще к книгам известных писателей, великих мастеров слова.
Таким образом, тема лишнего человека в литературе встречается довольно часто. Самые популярные лишние люди – это Евгений Онегин (А.С. Пушкин), Печорин (М.Ю. Лермонтов). Названные герои берут свое начало ещё у персонажей Байрона, которые жили в эпоху романтизма. Эволюция лишнего человека видна в таком произведении, как роман «Кто виноват» А.И. Герцена, а также в произведениях И.С. Тургенева (Челкатурин, Рудин, Лаврецкий)[6].
Лишний человек в русской литературе зачастую принадлежит к высшему классу общества. При этом он отделён от дворянства и чиновничества, которое считается сбродом в некотором роде. Осуждая людей вокруг себя и не имея реальной возможности реализовать свои возможности, такой человек всё свободное время проводит в праздности, размышлениях или гуляниях. Конечно, подобный образ жизни для человека, полного высоких идеалов и помыслов, губителен, ведь он ввергает его в разрушительную скуку. По этой причине персонаж начинает интересоваться азартными играми, которые впоследствии разоряют его, или бросать вызовы на дуэль по малейшему поводу, лишь бы хоть как-то разнообразить свою блёклую серую жизнь.
Основные черты лишнего человека – это:
- невозможность отвечать за свои слова и поступки; скептицизм;
- пассивная роль в обществе;
- большие амбиции;
- душевная старость;
- склонность к пространным размышлениям и отсутствие цели, действий.
Лишний человек в литературе – это тип литературного героя, который часто встречается в произведениях русских писателей 1840-1860-х годов. Такой человек талантлив и представляет собой достойного представителя человеческого рода. В силу ряда обстоятельств он не может реализовать весь свой потенциал в условиях России.
Невозможность примириться с действительностью и неумение подняться до правильного понимания смысла жизни – основная причина противоречивости «лишних людей». Противоречивость «между глубокостью натуры и жалкостью действий» (В.Г. Белинский) – основной признак «лишнего человека». Рефлексия, «хандра», переходное состояние, в котором для человека всё старое разрушено, а нового еще нет, и в котором «человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем» (В.Г. Белинский).
«Лишний человек» – это «эгоист поневоле», «умная ненужность». Трагизм «лишнего человека» – в ясном понимании им самим противоречивости его натуры. Негативное начало в нем сильнее положительного. «Лишний человек» – носитель отрицания, протестующей мысли. М.Е. Салтыков-Щедрин писал: «Лишний человек – это наше больное место. Ведь он нас думать заставляет»[7]. Созданный Пушкиным образ «лишнего человека» Онегина еще долго разрабатывался в последующей литературе: Печорин у Лермонтова, Бельтов у Герцена, Рудин у Тургенева, Обломов у Гончарова. По социальному статусу «лишние люди» – представители дворянства, поэтому, когда все резервы обаяния «лишних людей» были исторически исчерпаны, они сходят со страниц произведений.
Глава 2. Воплощение образа «лишнего человека» в романах И.С. Тургенева
2.1. Образ Рудина в романе «Рудин»
Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Рудин» по праву входит в золотую сокровищницу русской классической литературы. В нем поднято много насущных вопросов, касающихся той эпохи, которая описана автором.
Дмитрий Николаевич Рудин – фигура совершенно новая, это дворянин, интеллигент, обладающий как сильными, так и слабыми чертами. Герой имеет некие новые идеи, неоднозначный характер и свое философское мировоззрение[8].
Рудин обладает богатым внутренним миром: хорошее образование, философские взгляды на эпоху, интерес к проблемам современного ему общества – всё это характеризует значительную широту натуры героя. Он верит в силу знаний и науки, в существование истины и возможность ее поиска. Эти черты ставят его значительно выше окружающих его людей. Кроме того, у него есть талант красноречивого выражения своих мыслей и взглядов, большой энтузиазм и умение увлечь людей различными идеями
Писатель решает, чтобы его герой прошел испытание любовью. Поскольку Рудин обладает даром увлекать за собой людей, Наталья Ласунская попадает под это влияние и готова пожертвовать всем ради его идей. Однако, она ошибается в нем, поскольку все эти возвышенные речи - лишь слова и ничего более. И ее мать отказывает ей в возможности заключить брачный союз с бедным человеком. Рудин этого недоумевает по этому поводу.
Страдания Натальи со временем проходят и стираются. А вот жизненный путь Рудина так и не сложился. Он не сумел найти применение своим талантам, уму и богатству знаний, не смог воплотить свои неясные и неисполнимые идеи в жизнь.
Таким образом, Рудины – порождение той эпохи. В то время люди верили в будущий прогресс, однако были мало знакомы практической стороной жизни.
Трагедия Дмитрия Рудина и подобных ему состоит в том, что их оторвали от своего народа, который был задавлен нищетой. Всем идеям Рудина не дано было воплотиться в жизнь, и все его мечты постоянно разрушались.
В финале романа Тургенев показывает героя как скитальца и неудачника, который, в конце концов, погибает на баррикадах в Париже.
2.2. Лаврецкий в романе «Дворянское гнездо»
Лаврецкий («Дворянское гнездо») – очень сложная натура. В характере его сильно отразились наследственные черты его предков. Тургенев, чтобы яснее обрисовать образ Лаврецкого в романе «Дворянское гнездо», подробно рассказывает о его ближайших предках. Эта семейная хроника и навела автора на мысль назвать так свой роман. Прадед Лаврецкого отличался жестокостью: «он мужиков за ребра вешал». Дядя этого героя любил также накричать и нашуметь. Отец Лаврецкого, Иван Петрович, получил воспитание в столице под руководством одного аббата, ученика Руссо. Этот аббат познакомил Ивана Петровича с воззрениями энциклопедистов и внес разлад в его душу. Приехавши в деревню, Иван Петрович влюбился в горничную Маланью и, к ужасу своего отца, женился на ней. От этого брака и родился Федор Иванович Лаврецкий.
Воспитание Лаврецкого было самое ненормальное. В раннем детстве его почти не допускали к нежно любимой матери. Понятно, ребенок тосковал и мучился. На восьмом году Лаврецкий («Дворянское гнездо») лишился матери и попал под наблюдение черствой тетки, которая вызывала в нем страх и отвращение. Когда герою исполнилось 12 лет, приехал из-за границы отец его, сильно проникнутый англоманством. Иван Петрович немедленно принялся за воспитание сына и захотел сделать из него «человека и спартанца». Мальчик должен был изучать международное право, естественные науки, столярное ремесло, математику и геральдику. Вместе с тем отец стал развивать в нем презрение к женщинам.
Эта система обучения создала путаницу в голове Лаврецкого. Когда этому герою исполнилось 24 года, Иван Петрович умер, и Лаврецкий поспешил поступить в университет. Он усердно взялся за перевоспитание самого себя. Лаврецкий («Дворянское гнездо») не боялся насмешек товарищей; «он им казался каким-то мудреным педантом, они в нем не нуждались и не искали в нем». Благодаря этому наш герой избег влияния «кружков», имевших влияние на Рудина и Гамлета Щигровского уезда. В Лаврецком не были развиты ни тщеславие, ни сентиментальность.
Ему, однако, не пришлось окончить университет. Он женился на Варваре Павловне и несколько лет жил за границей. Расставшись с женой, Лаврецкий тяжело страдал, но эти страдания но надорвали его. Он сумел уберечься от апатии, в которую зачастую впадают люди, обманутые жизнью. Однако жизнь становилась подчас тяжела у него на плечах – тяжела, так как пуста. Этим сознанием пустоты жизни Лаврецкий существенно отличается от Рудина, который долго не сознавал её. Несчастье было полезно нашему герою. Оно смягчило его душу, он стал чрезвычайно добрым. Честная плебейская кровь, которая текла в его жилах, заставила его полюбить всё родное. Сам Тургенев называет его славянофилом. Действительно, в споре с Паншиным Лаврецкий высказывает взгляды, которые напоминают славянофильское ученье.
Сближение с Лизой благотворно подействовало на нашего героя, он стал более религиозным. Детские верования жили в душе Лаврецкого, но европейское просвещение подавило их, так что Лиза считала его неверующим. «Лиза втайне надеялась привести его к Богу», – говорит Тургенев. Неверие Лаврецкого обусловливалось душевною усталостью и не было плодом нравственного разложения. При благоприятных условиях жизни его религиозное чувство опять пробудилось.
Любовь Лаврецкого к Лизе была чистою, целомудренною. Расставшись с ней, герой не переставал любить ее; образ Лизы навсегда остался в душе его. Таким образом, у Лаврецкого мы находим еще одну черту, которая была характерна для поколения 1840-х годов, против которой впоследствии так вооружается Базаров, – это культ любовного чувства, признание за ним первенствующего значения в жизни. Любовь играет решающее значение в его судьбе. Сам Лаврецкий («Дворянское гнездо») очень хорошо понимает роковую роль для себя этого чувства, когда говорит: «На женскую любовь ушли мои лучшие годы», имея в виду свой несчастный брак с Варварой Павловной. Новая любовь, когда он сближается с Лизой, возрождает все его существо, но стоило ему только потерпеть и здесь неудачу, как он считает свою жизнь разбитой и сам читает себе отходную в конце романа.
К концу жизни Лаврецкий нашел, наконец, дело, которое дало ему некоторое успокоение: он стал хорошим хозяином и обеспечил быт своих крестьян. Но эта новая деятельность не возродила всего его существа. «Здравствуй одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь», – таковы последние слова Лаврецкого о конце романа; из них ясно, что он сознает себя непригодным к жизненной борьбе и уступает место молодому поколению.
2.3. Образ Павла Петровича Кирсанова в романе «Отцы и дети»
«Отцы и дети» – роман И.С. Тургенева, знаковый для того времени. Он был написан в 1860 году. Его герои стали молодому поколению знающей России примером для подражания. А такие люди, как Павел Петрович Кирсанов, характеристика которого дана в этой статье, просто доживали свой век.
Какое место занимает Кирсанов в романе? Роман Тургенева показывает остросоциальный период времени, когда старые устои рушатся с неимоверной скоростью, а на смену им идут новые, прогрессивные. Павел Петрович Кирсанов, характеристика которого показывает его положение «старожила», занимает центральное место в произведении. Он, наравне с еще несколькими персонажами, представляет «отцов», устоявшееся социальное сословие[9].
В лице Павла Кирсанова представлено целое поколение, которое получает от окружающих лишь упреки и осуждение. И всё, что им остается – это доживать свой век, глядя на растущий прогресс общества. Из названия ясно, что роман – это некое противостояние: молодого и пожилого, нового и старого. Павлу Кирсанову Тургенев в пару ставит нигилиста и революционера мысли Базарова.
События романа относятся к 1859 году. У помещика Николая Кирсанова есть старший брат Павел Петрович Кирсанов. Характеристика сразу выдает в нем сильного и умного человека. Он военный, окончил пажеский корпус. Из-за своего статуса всегда имел успех в обществе, в особенности у женщин.
В двадцать восемь лет получил чин капитана и готовился к блестящей карьере. Но неожиданно вся его жизнь резко изменилась. Разумеется, он встретил женщину, ставшую для него роковой. Некая княгиня Р. в петербургском обществе слыла легкомысленной барышней и кокеткой. Но Кирсанов влюбился в нее без памяти. Княгиня, вначале ответившая ему взаимностью, быстро охладела к офицеру. Павел Петрович был глубоко поражен таким исходом, но не сдавался. Страсть к этой женщине поглотила его, испепелила изнутри. Удивительно то, что он не чувствовал удовлетворения от их встреч, радости не было у него на сердце, лишь горькая досада в душе[10].
В конце концов, порвав с княгиней, Кирсанов попытался вернуться к старой жизни. Но она его не отпускала. В каждой женщине ему виделись ее черты. Даже в Фенечке, возлюбленной его брата Николая. Вместе с братом он жил в поместье Марьино, а потом уехал в далекий Дрезден, где и угасла его жизнь. Внешность Кирсанова Павла Петровича менялась с развитием событий романа. Изначально перед читателем предстает настоящий аристократ, холеный мужчина, одетый с иголочки. Только взглянув на него, можно было понять, что Кирсанов – знатный щеголь и светский человек.
Манера держаться и разговаривать выдавала это в нем. Тургенев указывает, что его седая шевелюра была в идеальном порядке, лицо не имело морщин и было необычайно красиво. Однако в спорах с Базаровым Павел Петрович преображался. Он больше не излучал полного спокойствия. По мере того как росло его раздражение от непонимания взглядов молодого человека, увеличивалось количество морщин, а сам герой превращался в дряхлого старика.
Аристократ Павел Петрович Кирсанов, характеристика которого весьма положительна, показан умным, безупречно честным, принципиальным. Однако он – представитель старого поколения с чопорными привычками и взглядами. Кирсанов далек от простого люда, не понимает и не принимает его. А народ его боится, по меткому выражению Базарова. Герой – приверженец всего английского. Это выражается в его поведении, привычках, разговорах. Цитаты Павла Петровича Кирсанова полностью раскрывают его характер и взгляды. Либеральные принципы, которыми он кичится, остаются только на устах. Но, несмотря на это, он достойный соперник Базарова, хоть всегда ему и проигрывает. Павел Кирсанов характеризует «старую гвардию». Его отъезд в Дрезден очень символичен, поскольку олицетворяет собой уход целого поколения в прошлое.
Заключение
Причины появления лишних людей в литературе 19 века уходят своими корнями в проблемы самих писателей. Для того чтобы отразить то-то на бумаге, необходимо, чтобы это было внутри. Создать или придумать что-то извне невозможно. Литературные творцы сами были полны тех проблем и терзаний, которые приписывают своим героям. Возможно, у них всё было не настолько ярко проявлено, но, начав разбираться в себе, они смогли на своих героях довести это состояние до апогея и найти выход в утрировании. Каждый человек в некоторой мере является «лишним». Каждый хотя бы иногда чувствует себя таковым, поэтому эта проблема актуальна для многих. Именно поэтому литература, описывающая терзания лишних людей, стала классикой. Развитие литературы в этом направлении происходило за счёт того, что новые авторы описывали людей, которые не вписывались в общественные стандарты и рамки. С каждым годом таких появлялось всё больше, и каждый был маленькой вселенной для внимательного и вдумчивого писателя. Также стоит понимать, что лишний человек в литературе возник из-за того, что отображал массовое явление. Зажиточные дворяне и помещики не знали, чем же занять себя. Они рожали детей, которых воспитывали в духе безделья и праздности. У них отсутствовали цели и стремления. Когда человек растёт в такой среде, это не может не отразиться на его будущей картине мира и самой жизни. Иногда лишний человек был отражением действительно удивительной и неповторимой личности, но чаще всего он подразумевал под собой целую группу людей, которая была показательна и слишком демонстративна для того, чтобы обойти её в литературе.
Лишний человек в литературе отличается тем, что приносит немало страданий и неприятностей тем, кто их любит. Чаще всего это касается женщин, которые прониклись искренним чувством к герою. Главная проблема лишних людей заключается в том, что они оказываются ненужными и неспособными вписаться в социально-функциональную структуру того мира, в котором существуют.
Именно такие персонажи появляются у писателей и по совместительству чиновников (И. Гончаров, А. Писемский). В книге Льва Толстого «Война и мир» нишу лишнего человека длительное время занимает Пьер Безухов. Его герой боялся жизни, так как его отталкивало всё зло и обман, которые в ней присутствовали. Вместо того чтобы жить реальной жизнью и всецело в неё вовлекаться, он занимался скупкой картин, много пил и гулял, а также погружался в мир книг. Лишние люди обычно очень талантливы и умны, но в силу ряда причин они не могут проявить себя в обществе.
Всё это приводит к пассивной депрессии, которая загоняет их в игорные дома и прочие подозрительные места. Очень часто жизнь такого человека обрывается на весьма трагичной ноте: они погибают на дуэли, кончают жизнь самоубийством или становятся жертвами других обстоятельств. Подводя итоги статьи, хочется сказать о том, что русская классика – это огромный кладезь полезной и поучительной информации. Каждый, кто желает познать себя и окружающий мир немного больше, просто обязан познакомиться с неповторимыми произведениями русских мастеров слова.
Список литературы
I. Общетеоретическая литература
- Бильжо А.Г. Мои классики. Книга для тех, кто учится чему-нибудь. С комментариями и рисунками автора / А.Г. Бильжо. – М.: Corpus, 2011. - 424 с.
- Богданова О.В. «Пушкин – наше всё...» Литература постмодерна и Пушкин / О.В. Богданова. – СПб.: Факультет филологии и искусства С.-Петерб. гос. ун-та, 2009. – 239 с.
- Богданова О.В. Постмодернизм в контексте русской современной литературы (60-90-е годы) 20 века - начало 21 века) / О.В. Богданова. – СПб.: Филол. ф-т С.-Петерб. гос. ун-та, 2004. – 716 с.
- Галина М. Красные волки, красные гуси / М. Галина. – М.: Эксмо, 2010. – 448 с.
- Довлатов С. Блеск и нищета русской литературы. Филологическая проза / С. Довлатов. – СПб.: Азбука, 2012. – 256 с.
- Катаев В.Б. Игра в осколки: Судьбы русской классики в эпоху постмодернизма / В.Б. Катаев. – М.: Изд-во МГУ, 2002. – 252 с.
- Катаев В.Б. Чехов плюс: Предшественники, современники, преемники / В.Б. Катаев. – М.: Языки слав. культуры, 2004. – 223 с.
II. Научная литература и критика по творчеству писателя
- Богословский Н. Начало пути / Н. Богословский // И.С. Тургенев Записки охотника. – Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1979. – С. 3-23.
- Богословский Н. Тургенев – романист / Н. Богословский // И.С. Тургенев Избранное. Романы. – Киев: Молодь, 1979. – С. 5-28.
- Бялый Г.А. Первый роман / Г.А. Бялый // И.С. Тургенев Рудин. Роман. – М., 1983. – С. 5-22.
- Бялый Г.А. О «Дворянском гнезде» И.С. Тургенева / Г.А. Бялый // И.С. Тургенев Дворянское гнездо. Роман. – М., 1982.
- Горелов А.Е. Героическая любовь: И.С. Тургенев / А.Е. Горелов // Очерки о русских писателях. – Л.: Сов. писатель, 1984 . – С. 256-257.
- Еремин М. На стремнине века: (И.С. Тургенев в 40 – 60 - е годы) / М. Еремин // И.С. Тургенев Рудин; Дворянское гнездо; Накануне; Отцы и дети. – М.: Современник, 1983. – С. 5-16.
- Курляндская Г. Человек и его призвание в произведениях И.С. Тургенева / Г. Курляндская // И.С. Тургенев Дворянское гнездо: рассказы, повести, роман. – Тула: Приокское книжное издательство, 1981. – С. 313 - 334.
- Лебедев Ю.В. Книга века / Ю.В. Лебедев // И. С. Тургенев Записки охотника. – М.: Современник, 1985. – С. 5-20.
- Манн Ю.В. Тургенев – критик и публицист // И.С. Тургенев Собр. соч. Т. 12. – М.: Художественная литература, 1979. – С. 370-403.
- Салим А. Социально-философская проблематика и особенности ее художественного воплощения в романах И.С. Тургенева «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети»: Автореф. дис. . . . канд. филол. наук. – М., 1981. - 21 с.
- Пустовойт П.Г. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» / П.Г. Пустовойт. – М., 1981.
- Салтыков-Щедрин М.Е. О литературе и искусстве: Избранные статьи, рецензии, письма / М.Е. Салтыков-Щедрин. – М.: Искусство, 1953.
- Селезнев Ю. Красота правды / Ю. Селезнев // И.С. Тургенев Избранное. – М., 1981. – С. 5-20.
- Фортунатов Н. Романы И.С. Тургенева «Рудин» и «Дворянское гнездо» / Н. Фортунатов // И.С. Тургенев Рудин. Дворянское гнездо. – Горький, 1983. – С. 251-255.
- Фридлянд В. В поисках истины / В. Фридлянд // И.С. Тургенев Избранное. – М., 1983. – С. 3-24.
- Фридлянд В. Тургеневская повесть / В. Фридлянд // И.С. Тургенев Повести. – М., 1982. – С. 322.
- Фридлянд В. Молодость Тургенева / В. Фридлянд // И.С. Тургенев Поэмы; Повести и рассказы; Из литературных и житейских воспоминаний. – М.: Современник, 1984. – С. 416 - 419.
- Фридлянд В. Тургеневский роман: (От «Рудина» к «Нови») / В. Фридлянд // И.С. Тургенев Рудин. Дым. Новь. – М., 1986. – С. 3-22. 20.Чалмаев В. «Это струна звенит в тумане...» / В. Чалмаев // И.С. Тургенев Повести и рассказы. – М., 1983. – С. 5-8.
- Чичерин А.В. «Во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины...» / А.В. Чичерин // И.С. Тургенев Дым. Новь. Вешние воды. Стихотворения в прозе. – М., 1981. – С. 5-26.
- Шаталов С.Е. Литературно-критические произведения И.С. Тургенева / С.Е. Шаталов // И.С. Тургенев. Статьи и воспоминания. – М.: Современник, 1981. – С. 5 - 24.
III. Энциклопедии, словари, справочники
- Асмус В.Ф.; Благой, Д.Д. и др. Литературная энциклопедия. Словарное издательство ЭТС. 2006 212 с.
- Литературная энциклопедия. – В 11 т. – М.: Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В.М. Фриче, А.В. Луначарского. 1929-1939.
IV. Художественная и мемуарная литература
- Бойесен Я.X. Воспоминания о Тургеневе / Я.Х. Бойесен // В мире отечественной классики. Вступит, заметка, пер. и примеч. B. Александрова. – М., 1984. – С. 393-402.
- Тургенев И.С. в воспоминаниях современников / В. Г. Фридлянд сост., вступ. ст. и коммент. к разделу «Воспоминания» / Н.П. Генералова сост., пер. писем, вступ. ст. и коммент. к разд. «Переписка».– М.: Правда, 1988. – 560 с.
- Тургенев И.С. Собрание сочинений: В 12 т / И.С. Тургенев. – М.: Худ. литература, 1977.
[1] Катаев В.Б. Игра в осколки: Судьбы русской классики в эпоху постмодернизма / В.Б. Катаев. – М., 2002. –С. 92.
[2] Курляндская Г. Человек и его призвание в произведениях И.С. Тургенева / Г. Курляндская // И.С. Тургенев Дворянское гнездо: рассказы, повести, роман. – Тула, 1981. – С. 313.
[3] Курляндская Г. Человек и его призвание в произведениях И.С. Тургенева / Г. Курляндская // И.С. Тургенев Дворянское гнездо: рассказы, повести, роман. — Тула : Приокское книжное издательство, 1981. — С. 315
[4] Фридлянд В. Тургеневский роман: (От «Рудина» к «Нови») / В. Фридлянд // Тургенев И.С. Рудин. Дым. Новь. – М., 1986. – С. 3-22. Чалмаев В. «Это струна звенит в тумане...» / В. Чалмаев // И.С. Тургенев Повести и рассказы. – М., 1983. – С. 5
[5] Фридлянд В. Тургеневский роман: (От «Рудина» к «Нови») / В. Фридлянд // Тургенев И.С. Рудин. Дым. Новь. – М., 1986. – С. 3-22; Чалмаев В. «Это струна звенит в тумане...» / В. Чалмаев // И.С. Тургенев Повести и рассказы. – М., 1983. – С. 8.
[6] Фридлянд В. В поисках истины / В. Фридлянд // И.С. Тургенев Избранное. – М., 1983. – С. 3.
[7] Салтыков-Щедрин М.Е. О литературе и искусстве: Избранные статьи, рецензии, письма / М.Е. Салтыков-Щедрин. – М.: Искусство, 1953. – С. 257.
[8] Фортунатов Н. Романы И.С. Тургенева «Рудин» и «Дворянское гнездо» / Н. Фортунатов // И.С. Тургенев Рудин. Дворянское гнездо. – Горький, 1983. – С. 251.
[9] Фортунатов Н. Романы И.С. Тургенева «Рудин» и «Дворянское гнездо» / Н. Фортунатов // И.С. Тургенев Рудин. Дворянское гнездо. – Горький, 1983. – С. 256.
[10] Фридлянд В. В поисках истины / В. Фридлянд // И.С. Тургенев. Избранное. – М., 1983. – С. 7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Евгений Онегин =- образ лишнего человека в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
Данная работа представляет исследовательский проект по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Предназначен для учащихся 9-х классов...
Евгений Онегин - образ лишнего человека в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
Данная работа представляет из себя исследовательский проект по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Предназначена для учащихся 9-х классов....
Творческая работа по теме “Образ человека в курсе МХК. Историко – культурный анализ развития”.
Творческая работа состоит из двух параграфов, где анализируются : В первом параграфе “ Образ человека в контексте культурологического знания” рассматривается проблема культуры и личности; регулят...
Урок литературы в 10 классе по теме "Любовь - незваная гостья" ( по роману .И.С. Тургенева "Отцы и дети").
Урок в 10 классе по роману Тургенева "Отцы и дети". Занятие интегрированное....
Повторение темы «СПП с разными видами придаточных» Технология «творческая мастерская» Сопутствующая тема – образ Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Материалом для изучения темы "Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных" служат предложения из романа в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Все предложения посвя...
Образ Евгения Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Образ Евгения Базаровав романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»....
Курсовая работа на тему: Создание художественных образов на уроках изобразительного искусства в начальной школе на основе интегрированного подхода
Дипломной работе представлены разделы: 1. Введение...