Курсовая работа на тему "Методика изучения образа «лишнего человека» в произведениях И.С. Тургенева на уроках литературы ".
учебно-методический материал
В данной курсовой работе рассказывается о методике изучения образа лишнего человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duganets_kursovaya_po_metodike_ispravl.doc | 213 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
Сахалинский государственный университет
Институт филологии, истории и востоковедения
Кафедра русской и зарубежной литературы
Дуганец Алина Сенгиевна
Методика изучения образа «лишнего человека» в произведениях И.С. Тургенева на уроках литературы
Курсовая работа
Направление подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование.
Русский язык и литература»
Научный руководитель –
кандидат филологических наук,
доцент В. И. Чудинова
Южно-Сахалинск
2019
Оглавление
Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Образность как форма выражения содержания
художественного произведения................................................................7
1.1. Образ как содержательная форма художественной литературы…...7
1.2. Специфика образного анализа на уроках литературы……………..13
Глава II. Методика изучения образа «лишнего человека» в произведениях И.С. Тургенева на уроках литературы................................18
2.1. Изучение образа «лишнего человека» в старших классах………...18
2.2. Разработка урока в 10 классе «Образ лишнего человека» в
произведениях И.С. Тургенева…………………………………………...27
Заключение……………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………43
Введение
Образ как картина человеческой жизни включает изображение литературного персонажа, стоящего в центре этой картины. Понятие «художественный образ в литературе» шире понятия «литературный персонаж». Образ – это художественное изображение природы, человека, вещного мира, персонаж – художественное изображение человека. Образ персонажа есть совокупность элементов, составляющих характер, внешность, речевую характеристику, поступки, социальный статус, которые показаны с помощью определенного набора художественно-композиционных и языковых средств[1]. Выделение основных содержательных аспектов образа персонажа с последующим анализом способов его воплощения дает возможность провести комплексный анализ этой типологической разновидности художественного образа, оценить его максимально качественно и объективно.
«Образ лишнего человека» – образ литературного героя, характерного для произведений русских писателей 1840-х и 1850-х гг.
Термин «лишний человек» был введен в систему литературоведческих понятий»[2]. Вполне закономерно, что, когда речь заходит «о типе персонажа, нас интересует неэстетическое достоинство созданного литературного образа, а нравственно-психологическая доминанта, объединяющая ряд персонажей»[3], созданных разными авторами, в том числе в разные эпохи и на разных континентах. Лишний человек – это герой, одинокий, отвергнутый обществом или сам отвергший общество, не был только плодом литературной фантазии. Он стал своеобразным болезненным явлением духовной жизни общества, вызванным кризисом общественной системы.
Начиная с XIX столетия образ «лишнего человека» надолго стал предметом исследования не только русских, но и многих европейских писателей.
Размышления на тему «лишних людей», на наш взгляд, и сегодня не потеряли своей актуальности. В современном обществе число таких людей не только не уменьшилось, но, пожалуй, даже увеличилось. На фоне происходящих процессов глобализации, решения проблем в мировом масштабе человек перестает чувствовать собственную значимость как личность.
Как и в XIX веке, мы часто задаемся вопросами о смысле своего существования, своем месте в этой жизни и т.д. Считаем, что обращение к классическим произведениям с современных позиций (в том числе в сопоставительном аспекте) может раскрыть в них новые, ранее не замеченные, черты.
Термин «лишний человек» вошел во всеобщее употребление после появления «Дневника лишнего человека» И.С. Тургенева. «Дневник лишнего человека» занимает видное место в ряду произведений И.С. Тургенева. Это рубеж на пути к психологической повести второй половины 1850-х годов, романам «Рудин», «Дворянское гнездо» и «Накануне», в которых автор покажет, как богатство внутреннего мира «лишнего человека» восторжествует над аристократическим лоском, светскостью и поверхностной образованностью.
Произведения, отобранные современными программами по литературе для средних классов, дают возможность привлечь внимание учащихся к волнующим их нравственным проблемам, расширить жизненные впечатления, способствовать формированию их художественного вкуса, поэтому первейшая задача учителя русского языка и литературы – заронить в душах учеников живой интерес к творчеству Тургенева.
Методологическую базу настоящей работы составляют исследования в области изучения произведений Тургенева с учетом их жанра в средних классах. И к этому побудило нас обратиться потребность современной школы в создании целостной, методически проверенной и обоснованной системы уроков, посвященных писателю. Анализу особенностей тургеневского романа как жанра в старших классах уделялось внимание в методических трудах В.В. Голубкова, Т.Г. Браже, О.Ю. Богдановой, М.М. Жданова, Т.Ф. Курдюмовой, М.Г. Качурина, А.К. Киселева, Н.И. Нестеровой и др. В методических пособиях и статьях, посвященных разбору произведений писателя в средних классах (Н.В. Тиммерманис, А.П. Валагина, Л.М. Семановой, И.В. Калининой, О.Н. Харитоновой и др.).
Объект исследования: уроки литературы в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования: процесс изучения темы «лишнего человека» в произведениях И.С. Тургенева на уроках литературы в средней общеобразовательной школе.
Цель исследования: раскрыть процесс изучения темы «лишнего человека» в произведениях И.С. Тургенева на уроках литературы в средней общеобразовательной школе.
Основные задачи исследования:
1. Изучить образ как содержательную форму художественной литературы.
2. Раскрыть специфику образного анализа на уроках литературы.
3. Рассмотреть изучение темы «лишнего человека» в старших классах.
4. Разработать урок в 10 классе «Тема лишнего человека» в произведениях И.С. Тургенева.
Научная новизна исследования заключается в следующем: обобщен материал по изучению образа лишнего человека на уроках литературы в средней школе: определены методические условия изучения образа «лишнего человека» в произведениях И.С. Тургенева на уроках в 10 классе.
Гипотеза исследования – изучение произведений литературы русских классиков расширит представление учеников старших классов об историко-литературном процессе, повысит эффективность изучения произведений литературы, если будет учтены особенности восприятия школьниками образа «лишнего человека» в произведениях И.С. Тургенева.
Основными методами, применявшимися при исследовании, являются методы лингвистического описания, текстуального поиска, контекстуального и сравнительного анализа.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы работы могут быть использованы учителями средних школ и гимназий, преподавателями гуманитарных факультетов при разработке спецкурсов.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, который включает источника.
Во введении дается обоснование актуальности темы исследования, определяются объект, предмет, цель, задачи исследования.
Содержание основной части отражает методику изучения темы лишнего человека» И.С. Тургенева в старших классах в средней общеобразовательной школе на уроках литературы.
В заключении подводятся основные итоги исследования, формулируются перспективы дальнейшего изучения проблемы.
Список использованной литературы содержит перечень теоретических источников и цитируемой художественной литературы.
Глава I. Образность как форма выражения содержания
художественного произведения
1.1. Образ как содержательная форма художественной литературы
Основным мерилом художественного содержания служит художественно освоенная характерность жизни, а основной единицей художественной формы является образ.
Понятия «образ» и «образность» неоднозначно трактуются в современных исследованиях. Сложность изучения образа и образности во многом объясняется тем, что эти понятия используются в различных областях научного знания. Ими оперируют философия, психология, эстетика, искусствоведение, литературоведение, семиотика, когнитология, лингвостилистика, дидактика и другие науки. Наиболее значительное количество исследований, посвященных раскрытию содержания этих понятий было осуществлено в области философии (Аристотель, Платон, Г.В.Ф. Гегель, И. Кант, А.Ф. Лосев, К. Юнг), в области психологии и физиологии (Л.С. Выготский, А.Л. Казин, А.Н. Леонтьев, З. Фрейд), в области семиотики и когнитологии (Г.Г. Гадамер, К. Леви-Стросс, Ю.М. Лотман, В.А. Маслова), в области искусствоведения и литературоведения (А.Л. Андреев, Ю. Борев, М. Волькенштейн, И.Ф. Волков, А.И. Ефимов, Л.Н. Тимофеев, П.В. Палиевский, М.Б. Храпченко; В.И. Тюпа), а также в области лингвистики (О.С. Ахманова, В. Гумбольдт, Г.О. Винокур, А.А. Потебня, И.Б. Роднянская, С.М. Мезенин, С.А.С. Шахбаз).
В онтологическом аспекте художественный образ есть факт идеального бытия, своего рода схематический объект, надстроенный над своим материальным субстратом. Художественный образ не совпадает со своей вещественной основой, хотя узнаётся в ней и через неё[4]. И всё же образ теснее связан со своим материальным носителем, чем число и любые другие идеальные объекты точных наук.
В семиотическом аспекте художественный образ есть знак, десигнатом которого выступает ценность, а денотатом – предмет или явление. С этой точки зрения образ оказывается фактом воображаемого бытия; он всякий раз заново реализуется в воображении адресата, владеющего «ключом», культурным кодом для его опознания и уразумения[5]. В материальной данности, «несущей» образ, собственно образосозидающими оказываются те уже выделенные из природного ряда элементы, которые принадлежат известному, обусловленному «культурным соглашением» языку данного искусства или художественной традиции. В семиотике художественный образ рассматривается как обозначение каких-то жизненных ситуаций, событий, лиц в художественном произведении. Однако в целом художественный образ далеко не исчерпывается обозначением того, что находится в самой действительности, так как он является конкретно-чувственным воплощением особого, собственно художественного содержания – результата творческого освоения художником реальной действительности[6]. Поэтому взгляд на художественный образ с точки зрения теории знаковых систем не учитывает главного в нем – художественно-творческой природы образа в искусстве.
В гносеологическом аспекте художественный образ есть вымысел, он ближе всего к такой разновидности познающей мысли, как допущение. Вместе с тем художественный образ – не просто формальное допущение, а допущение, даже в случае нарочитой фантастичности внушаемое художником с максимальной чувственной убедительностью, достигающее видимости воплощения. С этим связана собственно эстетическая сторона художественного образа – сплочение, высветление и «оживление» материала силами смысловой выразительности.
В эстетическом аспекте художественный образ представляется целесообразным жизнеподобным организмом, который производит впечатление красоты именно в силу совершенного единства и конечной осмысленности своих частей. Другими словами, «жизнеподобие» художественного образа связано с его воображаемым бытием. Подтверждение этому мы находим у Г.В.Ф. Гегеля, который считал, что искусство изображает идею в форме чувственного существования или образа[7]. С точки зрения эстетики художественный образ понимается, прежде всего, как категория, характеризующая особый, присущий только искусству способ субъективного моделирования и преобразования действительности.
На основе осмысления вышеприведенных точек зрения было построено следующее общее определение: «художественный образ» (живописный, скульптурный, музыкальный) – основная единица художественной формы, воплощающая фрагмент художественного содержания, которое предстает в произведении искусства сенсорно-наглядно и создается с помощью выразительно-изобразительных средств; образ есть результат опосредованного и трансформированного отражения реальной действительности. Далее понятие «художественный образ» было уточнено с литературоведческих и лингвистических позиций: качественное своеобразие литературно-художественного образа проявляется в том, что он создается с помощью естественного человеческого языка, который является материалом для художника слова. При этом учтено, что литературоведы и лингвисты рассматривают содержание этого понятия с разных сторон и что даже в пределах одной науки его толкование может быть неоднозначным.
Для отечественных исследований по литературоведению главным фактором оказывается содержательная сторона образа и его место в структуре произведения; при этом для литературоведов особенно характерен подход к образу как к живому и целостному организму, в наибольшей степени способному к отражению полной истины бытия, поскольку он не только есть (как предмет) и не только значит (как знак), но есть то, что значит. Главным постулатом является мысль о том, что образ есть способ отражения действительности и представляет собой, прежде всего, картину человеческой жизни или обобщенный портрет, имеющий «эстетическую ценность[8]. И хотя художественный образ в литературе понимается в первую очередь как характер человека, высказывается мысль и о том, что понятие «образ в литературе» предполагает изображение всего вещного, животного и вообще предметного мира, в котором человек находится и вне которого он немыслим[9]. Безусловным плюсом представленной в отечественных исследованиях трактовки понятия «художественный образ» является то, что в них уточняется качественное своеобразие данного типа образа по сравнению с другими возможными (философскими, логическими, психическими и т.д.), а также утверждается, что «образ» и «образность» являются ключевыми понятиями при изучении языка художественной литературы.
В отечественной лингвистической литературе понятия «образ» и «образность» рассматриваются неотрывно друг от друга; более того, определяются одно через другое, а главным аспектом образа признается его языковая составляющая[10]. Важным для языковедов является то, что в слове претворена действительность и писатель совершает как бы вторичное ее преобразование. В литературном произведении лексическая единица, воздействуя на чувства и воображение, под влиянием контекста может приобретать художественную многозначность, не зафиксированную в словарях, которая и является основой создания художественного образа. Лишь в такой взаимосвязи возможно охватить образ как нечто целостное[11].
К последним работам в области исследования поэтического образа относится диссертация С.А.С. Шахбаза, в которой предлагается методика анализа поэтического текста с точки зрения его образного языка. Вкладом С.А.С. Шахбаза в методологию анализа художественного образа считается то, что в его исследовании словесный/поэтический образ рассматривается с применением лингвопоэтического метода, причем показана разница между образом и тропом или фигурой речи[12].
В фокусе внимания языковедов находится материал создания художественного образа, т.е. языковая форма (изобразительно-выразительные средства), тогда как изучение предметной основы создания образа, его экстралингвистической составляющей занимает второстепенное место. Это происходит не в последнюю очередь потому, что изучение художественного образа в работах филологов-языковедов ведется в основном на материале поэзии и художественный образ рассматривается, прежде всего, как поэтический. Известно, что поэзия предъявляет более жесткие требования к выбору языковой формы, во многом определяющей характер поэтического словесного образа, который является более условным, символическим, фрагментарным и обобщенным, чем в прозаическом произведении, где он представляется более полнокровным, цельным, конкретизированным и сюжето-образующим.
Итак, при анализе трактовок понятия «художественный образ» в литературоведении и лингвистике становится очевидным, что в фокусе внимания литературоведов находится в основном содержательная сторона художественного произведения, в то время как для лингвистов наиболее важной оказывается система языковых средств, т.е. форма. При этом не существует однозначного общефилологического толкования понятия «художественный образ», объединяющего точки зрения литературоведов и лингвистов. В результате не существует и методики анализа художественного образа, которая опиралась бы на определенную систему категорий и объединяла оба подхода.
Однако, литературный образ – это конкретная и в то же время обобщенная картина бытия, отражающая в той или иной мере мировосприятие художника слова, созданная им при помощи вербальных средств и художественно-композиционных приемов и имеющая эстетическое значение.
В художественном образе традиционно вычленяются три компонента: предметный, смысловой (сказанное и подразумеваемое) и их взаимоотношения. Исходя из этого, основными типами классификации образов можно считать предметную (образы-детали, внешние и внутренние образы, образы характеров и обстоятельств, единичных и собирательных героев произведений), обобщенно-смысловую (индивидуальные, характерные, типические, образы-мотивы, топосы, архетипы) и структурную (автологические и металогические). Ресурсы естественного языка (вербальный субстрат), творчески используемые автором, служат не только способом отображения внеязыковой действительности, но и формой художественного образа в литературе.
Разделяя мнение об абсолютной антропоцентричности художественного образа[13], считаем целесообразным в произведении словесно-художественного творчества при предметной классификации выделять как персонифицированные, так и неперсонифицированные образы, т.е. образы людей, животных, природы, вещей (образы вещного / предметного мира), образы чувств и т.п. При создании образа не только тропы и фигуры речи, но и языковые единицы разных уровней (слово – словосочетание – предложение), вошедшие в узус, реализуют двойственность своей природы и выступают в преобразованном виде, являясь средством выражения не только основного содержания (фабулы), но и метасодержания (создание художественной действительности и эмоционально-эстетическое воздействие на читателя)[14].
1.2. Специфика образного анализа на уроках литературы
Основная задача учителя – научить по-настоящему работать с текстом художественного произведения. В свое время М.А. Рыбникова говорила: «Если из наших классов выйдут писатели и словесники, это хорошо, но не на это мы рассчитываем. Наше дело – подготовить ярко чувствующего и критически мыслящего Читателя»[15]. А это можно сделать только благодаря проникновению в глубины художественного произведения. В своем первоначальном значении слово анализ означает один из возможных путей познания вещей и явлений. Такой путь познания, при котором происходит разложение исследуемого предмета на составные части. Однако художественное произведение обладает непременным качеством цельности. Поэтому всякий анализ уже по самой своей природе должен быть целостным анализом. Литературный анализ – это только такой разбор по частям, деталям, который приводит к углубленному прочтению произведения. Мысль художника никогда не лежит на поверхности, и очень часто она как бы «запрятана» в произведении. Анализируя текст, мы и стремимся проникнуть в мир, созданный писателем. Анализ призван объяснить неясное, открывать неоткрытое. И те малые или большие открытия, которые делаются в процессе анализа, всегда должны быть связаны с целым. Анализируя произведение, мы одновременно и уходим от целого, и постоянно помним о нем.
Анализ художественного произведения ставит в общем-то два вопроса: «Что?» и «Как?».
«Что?» – это не только тема произведения, но и его проблемы, его место в историческом и литературном контексте.
«Как?» – то художественная система произведения. По определению Ю.М. Лотмана – «органический художественный мир, части которого живут и получают силу лишь в соотношении с целым»[16].
Самостоятельный глубокий эстетический анализ художественного текста дает возможность обучающимся воспринимать его как знаковую систему, художественное произведение – как систему образования, видеть способы создания художественного образа, испытать наслаждение от восприятия текста, хотеть и уметь создавать свои интерпретации художественного текста. Выходит, постижение литературного произведения – это своеобразная увлекательная игра, в которую школьников надо научить играть. Анализируя художественное произведение, обучающиеся должны знать следующие неоспоримые истины:
- в тексте настоящего художественного произведения нет ни одного случайного слова, каждое что-то значит и для чего-то здесь нужно. К любому слову можно задать вопрос и получить ответ;
- то, о чем идет речь в произведении, имеет отношение к самому читателю, ибо настоящее произведение искусства всегда про то, что с нами всеми происходит каждый день;
- любую высказанную мысль надо доказывать самим текстом. Если есть в тексте доказательство, то мысль верна, если нет, то это профанация;
- непозволительно отыскивать в тексте некую основную идею. В произведении все взаимосвязано, все сцеплено. Книга – это своеобразный сборник загадок и тайн, которые надо разгадать[17].
Для анализа образов героев характерно пристальное внимание к характеру персонажа, последствиям его поступков, осознать характер персонажа одна из главных задач читателя. Конечно, это невозможно сделать, если не обращаться к способам создания образа персонажа в системе его связей с другими образами и способам выражения отношения к нему как автора, так и других персонажей (композиционный и стилистический анализ).
Осмысление содержания образа персонажа и его функций в произведении предполагает его составляющих портрета героя (описания внешности), речи, его поступков, внутреннего мира, взаимоотношений с другими персонажами, т.е. его характера. В основе анализа образа персонажа лежит анализ композиций и стиля. Эти виды литературоведческого анализа никогда не являются самоцелью, при изучении литературы в школе они выполняют вспомогательную функцию в осознании образа персонажа и образа автора, их почек зрения различаются в научных источниках.
Литературный персонаж, в сущности, серия последовательных проявлений одного лица в пределах данного текста. На протяжении текста он может обнаруживаться в самых разных формах: упоминание о нем других действующих лиц, повествование автора или рассказчика о связанных с персонажем событиях, анализ его характера, изображение его переживаний, мыслей, речей, наружности, сцены, которых он принимает участие словами, жестами, термин герой подчеркивает позитивную роль, яркость, необычность, исключительность изображаемого человека. Термин «действующее лицо» подчеркивает тот факт, что персонаж проявляет себя преимущественно в совершении поступка. Л.И. Тимофеев указывает действующее лицо, персонаж понятия, при помощи которых мы обозначаем изображенного произведении человека, безотносительно к тому, в какой мере глубоко и верно он изображен[18]. К характеристике персонажа относятся его поступки и черты характера, которые раскрываются в поступках, речь героя (лексика манера говорить, тембр голоса), мысли и чувства, воплощенные в речи и в поступках, а также описанные автором. Из мыслей, чувств, речи, поступков складывается контекст героя. Л.И. Тимофеев считает, что характер более определенное понятие, мы говорим о характере, в том случае, если изображенный человек обрисован с достаточной полнотой и определенностью[19].
Этапы работы над образом персонажа:
1. Эмоциональное частично-мотивированное восприятие выявление читательских впечатлений и оценок, образ вызванных персонажем.
2. Аналитическое восприятие: Выделение основных черт характера персонажа с помощью анализа текста, выявление авторского отношения к персонажу, выделение типичного и индивидуального в образе персонажа.
3. Целостное восприятие образа: коррекция первых впечатлений и оценок; выявление роли персонажа в структуре произведения (сопряжение с авторской идеей) в методическом арсенале учителя много видов деятельности, в которых реализуется прием анализа образов персонажей: выявление поступков героя (план); выявление мотивов поступков, обстоятельств, последствий для героя; анализ портрета героя, анализ речевой характеристики героя, понимание размышлений, переживаний гepoя и его поступков с целью целостного воссоздания его образа, выявление отношения героя к природе, сравнение пейзажа с внешним и внутренним состоянием героя, мимики, жестов, интонации героя с целью расшифровки явления его внутреннего состояния, чувств, переживаний гepoя.
Сравнение динамики эмоций героя с обстоятельствами действий и поступками, которые он совершает, устное словесное рисование портрета героя в разные моменты его действий и состояний, описание сцен, в которых принимает участие герой, выявление отношения героя к другим персонажам и других персонажей к герою; сравнение поведения, мыслей и чувств героя с мыслями и чувствами других персонажей; выявление авторского отношения к герою. Составление плана-рассказа о герое. Выразительное чтение по ролям, составление рассказа от лица героя или о герое от какого-либо персонажа с целью осмысления его характера.
Примерные вопросы, которые могут помочь провести образный анализ героя на уроках литературы в старших класса:
1. Какие герои тебе понравились и чем? Какие не понравились чем и почему?
2. Как ты относишься к какому-то поступку героя? Почему он так поступил?
3. О каких качествах героя говорит его поступок (поступки)?
4. Меняется ли его отношение к героям, ситуациям, в связи с чем он меняет свое мнение? Что этот факт говорит о самом герое?
5. Как к герою относятся другие персонажи? Почему ты так решил? Меняется ли это отношение и в связи с чем?
6. Что можно сказать о герое по его речи, по тому, как, кому и что он говорит?
7. О каких качествах героя можно узнать по его портрету?
8. Меняется ли настроение героя и в связи с чем? Что это говорит о герое, его качествах?
9. Каким видит мир этот герой? Что этот факт говорит о герое?
10. Что для героя является важным, что он ценит в людях, в мире, на что надеется?[20]
Глава II. Методика изучения образа «лишнего человека»
И.С. Тургенева в средней общеобразовательной школе на уроках
литературы
2.1. Изучение образа «лишнего человека» в старших классах
В работе над монографической темой важна сочетаемость всех этапов работы с классом. Рассмотрим, как на уроках по теме «И.С. Тургенев» можно активизировать использование дополнительного материала на уроке творческой биографии и на заключительном уроке по всей монографической теме.
В работе с учащимися X класса учитывается многообразие связей писателя с общественно-политическим процессом середины и второй половины XIX в. Он выдвинул перед прогрессивной литературой проблему взаимодействия личного и общественного, проблему определения путей развития общества.
В романах И. С. Тургенева всесторонне раскрыты связи человека с эпохой, им присущи глубокий историзм, критическое отношение к действительности. Исследователи (В.И. Батюто[21], Г.В. Курляндская[22]) отмечают «тайный психологизм» романов писателя.
Изучая творческую биографию Тургенева, учитель освещает своеобразие его художественной манеры, добивается от учащихся осмысления жанрового своеобразия его рассказов, повестей, романов. Здесь возможны различные варианты работы: выбор одного произведения или нескольких (по рядам) использование индивидуальных заданий.
Ко второму уроку творческой биографии выбор для обзорного изучения первого романа писателя «Рудин» (1856). До урока, на котором шел разговор о романе «Рудин», учащиеся отвечают письменно на вопросы:
1. Как вы понимаете образ Рудина?
2. Какое время изображено в романе?
3. В чем своеобразие художественной формы романа?
До проведения анкеты классу дается задание перечитать следующие эпизоды: приезд Рудина к Ласунским, первое и последнее свидание с Натальей, прощальное письмо Рудина Наталье, эпилог. Анализ ответов учащихся показывает, что они разобрались в характере Рудина («Рудина отличает ум, образованность, благородство, стремление к добру»; «Рудин все время стремится что-то сделать для людей, но у него ничего не получается, так как окружающие не понимают его»; «У Рудина много практических мыслей и стремлений, но выполнить он их не может»; «Своеобразие характера Рудина, по-моему, заключается в его внутренней холодности, которую он прикрывает внешней пылкостью и красноречием»).
Многие считают Рудина положительным героем, представителем дворянства, некоторые – революционером. Отдельные ученики ошибочно называют его представителем демократов-разночинцев. У десятиклассников нет четких исторических представлений об эпохе 30-х, 40-х и 50-х гг. XIX в. Наиболее краткими, бездоказательными являются ответы учащихся о мастерстве автора. Даже после постановки перед ними конкретного вопроса десятиклассники называют самые общие мысли («Пейзаж обычно соответствует настроению героев»; «Внутренний мир героев раскрывается в его диалогах» и т. д.). Мало высказываний в работах школьников о композиции романа. Следовательно, художественный метод автора на данном этапе развития учащихся самостоятельно не воспринимается во всей сложности и глубине.
До изучения основного произведения, положенного программой (роман «Отцы и дети» или «Дворянское гнездо»), целесообразно ввести учащихся в творческую лабораторию писателя, показать своеобразие его поэтики на конкретном примере краткого анализа романа «Рудин» на уроке внеклассного чтения. В кратком вступлении о первом романе Тургенева учитель рассказывает, что писатель, уже познавший свою силу художника в рассказе и повести, обращается к жанру романа; это свидетельствует о его интересе к важным вопросам современности. Начав работу над «Рудиным», Тургенев сначала писал повесть. Но по глубине отражения социальных явлений действительности, по общественному значению повесть перерастает в роман.
Проблема положительного героя волнует Тургенева. Он ищет его в среде дворянской интеллигенции – и обращается к теме «лишнего человека». Главная идейная, творческая задача Тургенева в «Рудине» – раскрыть то ценное, передовое, что делало «лишнего человека» прогрессивным явлением в 40-е гг., и развенчать этот художественный тип с точки зрения потребностей русского общества середины 50-х гг.
Эти положения конкретизируются в процессе краткого текстуального анализа эпизодов и описаний. В качестве опорных выбираются следующие главы: глава третья – первое появление Рудина в доме Ласунской, глава седьмая – первое свидание Рудина и Натальи, глава девятая – сцена у Авдюхина пруда, глава одиннадцатая – прощальное письмо Рудина Наталье, состояние Натальи после разрыва, отъезда Рудина, глава двенадцатая – разговор о Рудине, эпилог.
Поисковая творческая работа учащихся организуется в соответствии с взаимосвязанными учебными ситуациями по ходу урока.
4. Какое значение имеет в романе описание усадьбы Ласунской и характеристика ее гостей (1-я, 2-я главы)?
Две первые главы являются экспозицией. Автор описывает место действия: усадьбу Ласунской, ее дом, сооруженный по рисункам Растрелли, сад со старыми липовыми аллеями. В этих же главах представлены многие действующие лица романа. Дарья Михайловна Ласунская ждет приезда барона Муффеля, которого она хочет представить как лицо новое, необычное. И вдруг вместо ожидаемого гостя, к великой досаде хозяйки, приехал Дмитрий Николаевич Рудин.
5. В чем главное назначение первой сцены романа?
Главное назначение первой сцены: показать духовное превосходство Рудина над средой, его окружающей. Обращаем внимание на детали, которые помогают представить Рудина человеком умным, одухотворенным и вместе с тем уже с первых страниц романа Тургенева подчеркивают пока еще неясные читателю противоречия Рудина, его слабости. Тургенев упоминает «жидкий блеск» в быстрых темно-синих глазах Рудина. Когда он заговорил, оказалось, что тонкий звук «голоса Рудина не соответствовал его росту и его широкой груди». Упоминание об узком платье, из которого Рудин словно вырос, дает нам понять, что он беден.
В последующих главах читатель узнает о юности Рудина, увлечении философией, влиянии на молодежь. В 30-е гг. слово отрицания было основным орудием представителей передовой молодежи из среды дворянской интеллигенции, в которой Тургенев ищет положительного героя времени. Принцип отбора и порядок чередования сцен подчинены задаче раскрытия характера Рудина. Следовательно, в основу композиции романа положена композиция центрального образа.
6. В каких эпизодах третьей главы и как раскрывается характер Рудина?
Главное назначение диалога Рудина и Пигасова – показать духовное превосходство Рудина над окружающей средой. Его оружие – слово, и он умеет пользоваться им, вызывая восхищение слушающих, особенно Натальи и учителя Басистова.
Первоначальное представление о Рудине будет неполным, если не обратить внимание класса на два эпизода. Первый: когда Рудина попросили рассказать о заграничных впечатлениях, он рассказывал не совсем удачно. В описаниях его недоставало красок. Однако когда он перешел к общим рассуждениям о значении просвещения и науки, то говорил мастерски, увлекая слушателей. Второй – когда Рудин подошел к Наталье, то заговорил с ней «мягко и ласково, как путешествующий принц». Этот штрих выдает иронию автора, искусно «спрятавшегося» от читателя за своими героями.
7. В чем сила Рудина?
В значении его слова, во влиянии на молодые души, в умении зажечь слушающих. В романах Тургенева внимание сосредоточивается на художественном исследовании идейно-нравственных качеств героя определенной эпохи и его пригодности к полезной деятельности. В классе комментируется описание речи Рудина в 3-й главе, из которого явствует, как велика была сила вдохновения и слова этого человека. Не случайно Басистов всю ночь не спал, не раздевался, а писал письмо товарищу в Москву, и Наталья, хоть и легла в постель, но ни на минуту не уснула.
Именно в этом влиянии Рудина на молодые души заключается его сила, в этом едва ли не самое прогрессивное значение людей этого типа.
8. В чем слабость Рудина? Сравните первое и второе объяснение Рудина и Натальи. Какую роль играет пейзаж в этих сценах?
Сопоставляются две сцены. Они даются в заостренном противопоставлении с целью подчеркнуть полную несостоятельность Рудина, его неспособность к действию. Описания первого и последнего свидания Рудина и Натальи начинается с пейзажа, который помогает понять переживания героев и придает изображаемому особую проникновенную задушевность, даже музыкальность. Оба описания выразительно читаются и анализируются. Пейзаж лунной ночи написан в прозрачно-светлых тонах, и лишь сплошные мрачные громады деревьев подчеркивают еле заметный переход к мрачным, темным тонам – к новой теме, которая разовьется уже в сцене у Авдюхина пруда.
Учащиеся анализируют эпизод, проводят сопоставление. Каждый штрих, каждая деталь помогают понять взаимоотношения героев. И холодные руки Натальи, слабо дрогнувшие в руках Рудина, и пылкость Рудина, решительность его слов («Как я счастлив! Теперь уже ничто нас не разъединит!») И сдержанность Натальи, за которой видно большое чувство, и, наконец, сомнение самого автора в возможность счастья Натальи с Рудиным: «Да, я счастлив, – повторил он, как бы желая убедить самого себя».
Совсем иную картину представляет сцена последнего свидания. Описание Авдюхина пруда подготавливает читателя эмоционально к восприятию всей сцены. Тургенев показывает силу чувства Натальи, ее решительность – и полную несостоятельность Рудина, его неспособность к действию.
Творческая работа десятиклассников по ходу рассмотрения пяти учебных ситуаций дает возможность понять принципы изображения Тургеневым явлений и героев.
Следующее задание требует владения этими принципами, повышает интерес к способам самостоятельной работы.
Проблемная ситуация может быть усложнена заданием не просто определить принцип отбора фактов и явлений, но и соотнести его с замыслом писателя, со структурой произведения.
1. Объясните принцип отбора и расположения последующих эпизодов из жизни Рудина.
Автор отобрал немного сцен, но так расположил их, что характер Рудина раскрывается во всей сложности и противоречивости. Рассказ о его прошлом слит с повествованием о настоящем. В издании 1860 г. Тургенев дописал эпилог: смерть Рудина на баррикаде во время Французской революции 1848 г.
2. В чем заключается смысл образа Рудина?
Положительное начало в образе Рудина – это как раз конфликт со средой, полная невозможность деятельности в условиях определенного порядка. В лице Рудина «лишний человек» представлен как социально значимый тип (Лежнев в итоге признает свою жизнь ничтожной по сравнению с жизнью Рудина). В эпилоге показана последняя попытка Рудина к деятельности.
3. Определите своеобразие художественного таланта Тургенева.
Тургенев совершенствует свое мастерство в новом для него жанре романа. Прежде всего, он стремится к максимальной объективности повествования. Сокращены прямые авторские характеристики – поэтому большое значение приобретает описание портрета, авторские замечания к речевой характеристике, диалог, описание жеста. Особый лиризм повествованию придает пейзаж. Композиция подчинена раскрытию характера героя: первое появление, рассказ о прошлом, любовь героя, дальнейшая судьба, эпилог – все это создает полную законченность образа. Тургенев не дает развернутых внутренних монологов – вместо них – как бы краткое обобщение. Так, внутреннее состояние Рудина (в сцене его отъезда из имения Ласунской) раскрывает лишь отдельные детали поведения, выражения лица: «Он стал торопливо прощаться, раскланиваться во все стороны с принужденной улыбкой».
В общем выводе отмечается, что композиция романа, система образов, вся совокупность художественных средств раскрывают характер Рудина в различных проявлениях, показывая путь «лишнего человека» в 30-50-е гг. прошлого столетия.
В процессе текстуального изучения романа «Отцы и дети» используются приобретенные в кратком анализе «Рудина» знания о своеобразии художественного метода Тургенева. Это позволяет увеличить самостоятельность учащихся в работе обобщающего характера на итоговом уроке. Рассмотрение может строиться по следующему плану:
1. Жанры тургеневской прозы (сообщение учителя, беседа с классом).
2. Развитие традиций Пушкина, Лермонтова, Гоголя (сообщение учителя, выступления учащихся, получивших индивидуальные задания).
3. Работа Тургенева над образом главного героя. Образы тургеневских девушек (выступления учащихся, обобщение учителя).
4. Приметы времени в романах Тургенева (работа по тексту, сообщения учащихся).
5. Своеобразие композиции (беседа с классом).
6. Портрет. Пейзаж (доклады учащихся).
7. Речь героев, значение диалога (доклады учащихся).
Первый этап урока: запись плана, распределение заданий. В сообщении учителя раскрывается своеобразие жанра романа. Роман как форма, дающая возможность наиболее полно и всесторонне осветить социально-исторические явления, психологию личности, начиная с 40-х гг. занимает все большее место в творчестве русских писателей. Расцвет этого жанра относится к 50-60-м гг., чему русская литература во многом обязана Тургеневу. Справедливо утверждение П.Г. Пустовойта, что уже в «Записках охотника» Тургенев обрел свою собственную реалистическую художественную манеру, вполне нашел себя как художник. «Сущность этой тургеневской манеры в необычной простоте повествования и верности действительности и в то же время в особом лирическом воодушевлении художника, которое неизбежно передается читателю»[23]. Начиная с 50-х гг. его излюбленными жанрами стали повесть и роман.
В процессе обобщающей беседы с учащимися выясняется, что в каждом из романов Тургенев сосредоточивает внимание на образе главного героя, носителе передовых идей эпохи, определяет его активность, способность к общественной деятельности. В романах немного эпизодов, но они отобраны так, чтобы показать героя в различных ситуациях, в связях и противоречиях с окружающей средой. Основой композиции каждого из романов является композиция образа главного героя. Один из основных критериев определения характера героя романа – история его любви. Вся система образов подчинена раскрытию значимости главного героя.
Социально-психологическая направленность романов Тургенева требовала иного качества историзма, точности дат, примет времени, биографических данных о героях. Рамки тургеневских романов, как правило, четко определены хронологически. Роман Тургенева обычно начинается с экспозиции, в которой читатель знакомится с героями произведения: «Накануне», «Отцы и дети», «Рудин». К экспозиции иногда примыкает история жизни действующих лиц. Чаще Тургенев о прошлом героя пишет позже. Завязка действия, начало конфликта возникает естественно, в самом ходе повествования. Кульминация вытекает из сути самого конфликта и, как и развязка, носит у Тургенева социально-психологический характер. Максимальная объективность повествования, при которой автор почти не виден за своими героями, придает особую значимость психологическим деталям портрета, речевой характеристике, бытовым деталям.
В классе заслушиваются заранее подготовленные небольшие доклады учащихся о значении пейзажа, портрета, речи героев и диалога в романах Тургенева. Обращается внимание на то, что Тургенев пишет в основном «сельскую природу». Нередко герой романа раскрывается в общении с природой в самой чистой, истинно русской красоте. Описывая состояние Лаврецкого, Тургенев показывает очищающее влияние русской природы на его душу.
В композиции тургеневского образа первостепенное значение имеет портрет. Знакомство читателя с Рудиным, Инсаровым, Базаровым начинается с описания их портрета. Создавая реалистический роман, Тургенев строго следовал принципу индивидуализации речи персонажей. Ремарки автора подчеркивают выразительность речи действующего лица, помогают оттенить ту или иную его характерную черту. Речь любимых тургеневских героинь: Натальи, Лизы и Елены – сдержанна, проста и серьезна. Речь Базарова раскрывает его презрение к «романтизму», нелюбовь к внешней красивости фразы, иногда желание сказать нарочито грубо. Она богата пословицами, поговорками, метка, образна. Тургенев сумел раскрыть в речи Базарова черты не только индивидуальные, но и характерные для демократа-разночинца 60-х гг.
Особое внимание в романах Тургенева имеет диалог. Диалог раскрывает отношение героя с окружающими. Споры Базарова и Павла Петровича отражают борьбу разночинца с либералами. Образ Рудина становится ясным для читателя не только из его спора с Пигасовым, но и в диалогах Рудина и Лежнева, Лежнева и Волынцева.
Итоги работы с учащимися оформляются в записи.
1) Своеобразие поэтики Тургенева-романиста.
2) Развитие жанра социально-психологического романа.
3 Способы изображения персонажей: биографический рассказ, портрет, описание мимики, жеста, показ характера в переломные драматические моменты, использование внутренней речи.
4) Историзм, верность действительности.
5) Простота композиции, лиризм, «тайный» психологизм.
6) Красота и сила нравственного, эстетического чувства, верность высоким гражданским идеалам.
7) Выразительность, социально-психологическая насыщенность диалогов.
Итоговые записи по темам помогают организовать знания учащихся, избежать формализации системы понятий, расширяют и углубляют представления об историко-литературном процессе.
2.2. Разработка урока в 10 классе «Образ лишнего человека» в
произведениях И.С. Тургенева
Урок проводится по монографической теме «Жизнь и творчество И.С. Тургенева». Урок в цикле уроков первый.
Тема. И.С. Тургенев (1818 – 1883) Очерк жизни и творчества.
Цели: 1) познакомить учащихся с биографией писателя, показать его сложную, противоречивую натуру, учить выбирать и конспектировать главную информацию из урока; 2) развивать связную монологическую речь, внимание, мышление, память; 3) воспитывать самостоятельность, интерес и уважительное отношение к русской литературе.
Ход урока
1. Звучит романс «Утро туманное».
- Как вы думаете, почему мы начали урок с этого романса?
2. Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы приступаем к изучению творчества очень интересного, плодотворного и противоречивого писателя русской литературы. Запишите в тетради тему урока.
- Всмотритесь в этот портрет: писатель изображен в своем обычном рабочем костюме. Посмотрите внимательно на его лицо. Большой открытый лоб, усталые полузакрытые глаза, добрый взгляд; лицо, испещрённое морщинами, седая голова. (В 35 лет Тургенев был уже седым.) Все это говорит об остром уме, большом опыте жизни и о нелегкой внутренней борьбе писателя за истину.
3. Оформление тетрадей (эпиграфы).
Главное в нём – это его правдивость.
Л.Н. Толстой
Ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждал «чувства добрые», то же самое и с такой же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев
М.Е. Салтыков-Щедрин
Во всей теперешней литературе больше всего таланту у Тургенева.
Н.В. Гоголь
- Какие особенности характера и творчества И.С. Тургенева они отражают?
4. Слово учителя.
И.С. Тургенев сыграл большую роль в развитии критического реализма. Все его произведения явились откликом на самые важные, злободневные вопросы жизни. Тургенев пришёл в литературу с новыми темами, с новыми героями: темой крепостного права, темой «лишних людей», темой русской женщины. Его по праву называют певцом русской природы и русской женщины. Не у многих писателей вы найдёте героинь, подобных тургеневским. Его замечательные героини очень женственны, обладают большим умом, красивой душой, высокой нравственностью, требовательностью к себе и другим, решительностью.
И.С. Тургенев ценен для нас и своим глубоким патриотизмом. Полный веры в русский народ, он в своём творчестве показал скрытые в народе силы, его одарённость, его душевную красоту. Тургенев дорог нам и тем, что вслед за Пушкиным он обличал «барство дикое» в условиях крепостнического государства, прославил человека. Мы ценим Тургенева и как писателя, воспевшего язык русского народа в стихотворении в прозе «Русский язык».
Кто же такой И.С. Тургенев? При прослушивании составьте хронологическую таблицу «Этапы жизни и творчества И.С. Тургенева».
5. Сообщения учащихся.
а) Детство Тургенева
Село Спасское принадлежало Лутовиновым. Последнею из Лутовиновых владела им девица Варвара Петровна, унаследовавшая его от дяди Ивана Ивановича.
Молодость её оказалась не из лёгких… Одиночество, оскорбления, побои – вот детство Варвары Петровны… В одну страшную ночь девушка бежала из дома… Полуодетая, пешком, прошла шестьдесят верст до Спасского. Там укрылась у дяди своего Ивана Ивановича. Здесь ждала тоже не сладкая жизнь – у крутого и скупого старика… Она прожила у дяди десять лет, ей шёл двадцать седьмой, когда неожиданно обратилась она во владелицу тысяч крепостных, тысяч десятин орловских и тульских земель…
Ей было уже под тридцать, когда в Спасское заехал молодой офицер Сергей Николаевич Тургенев… Варвара Петровна сразу в него влюбилась: отличался он редкостной красотой… В 1816 году она вышла за него замуж. Сергей Николаевич Тургенев соединял в себя разные качества предков: был прям и мужествен, очень красив, очень женолюбив… Счастливою с мужем Варвара Петровна не могла быть – любила его безгранично и безответно. Через год у них родился сын Николай, затем Иван.
Истинной «колыбелью» писателя оказалось Спасское, со всем своим пышным и тяжеловесным, медленным, суровым и поэтическим складом. Дом – чуть не дворец. Дворня – лакеи, горничные, казачки на побегушках, повара, конюхи, садовники, швеи, приживалки – всё это двигалось мерно и возглавлялось владыкою – Варвара Петровной. Сергей Николаевич – на втором плане. Жили праздно, сытно, но без нарядности. Устраивали балы, маскарады. В одной галерее давались спектакли… Играл свой оркестр, своя крепостная труппа. Трепещущий батюшка служил по праздникам молебствия.
Детство Тургенева могло стать золотым – но не стало. Слишком суровой оказалась мать… Она очень любила сына – и очень его мучила. В этом же самом роскошном доме чуть не каждый день секли будущего владельца Спасского, за всякую мелочь, за каждый пустяк…
Вне же матери Спасское давало очень много. Тут узнал он природу, русских простых людей, жизнь животных и птиц. Здесь узнал он и поэзию книжную, кроме природы.
Тургенев – дитя знал уже много о жизни. Кроме пения птиц в парке да волнующего звона стихов, слышал и вопли с конюшен и по себе знал, что такое «наказание». Всякие деревенские друзья – сверстники подробно доносили, кому забрили лоб, кого ссылают, кого как драли. Не в оранжерее рос он. И нельзя сказать, чтобы образ правления Варвары Петровны приближал к ней ребёнка. Мать растила не только далекого себе сына, но и довольно устойчивого, неукоснительного врага того жизненного склада, которого страстной носительницей была сама. Первыми воспитателями Тургенева были крепостные няньки и дядьки. Позднее в доме появились иностранцы – гувернеры. Мальчик рано пристрастился к чтению. Из русских писателей особенно любил Пушкина. Читал в подлинниках Шекспира, Байрона, Шиллера, Гёте.
Б) Отрочество и юность. Учёба.
В 1827 году Тургеневы переехали в Москву. Летом выезжали в имение: связь с деревней не прерывалась.
В это время Сергей Николаевич заболел, и для лечения ему и Варваре Петровне пришлось отправиться в Париж, быть в Эмсе и Франкфурте.
Иван остался в Москве, в пансионе Вейденгаммера. У Вейденгаммера провёл Иван года полтора, потом на несколько месяцев попал в армянский пансион и, наконец, оказался ещё в новом, у Краузе.
Его можно представить себе изящным и благовоспитанным мальчиком, хорошо учившимся, несколько чувствительным и не лишённым высокомерия… Романтические дружбы пришли и ушли с юностью. Любовь, поклонение женщине наполнили всю его жизнь, сопровождали до могилы… В судьбе Тургенева – сына важно, что первая же его встреча с истинной любовью была встреча безответная. «Неразделённая любовь» – так началась жизнь изящного, умнейшего, очень красивого человека и великого художника.
Ему предпочли другого. В загадочно – волнующем впечатлении, остающемся от этой истории, имеет значение, что «другой» оказался отцом…
К 15-ти годам Тургенев был достаточно подготовлен, чтобы поступить в высшее учебное заведение. Осенью 1833 года он успешно сдал экзамены и был принят на словесное отделение Московского университета. Учился хорошо, но особого действия университет на него не произвел.
Николаевская реакция не обошла своим удушающим влиянием и это старейшее прославленное высшее учебное заведение России. Но, несмотря на все старания «гонителей просвещенья», Московский университет и в это время был важнейшим центром передовой русской общественной мысли. В 30-е годы в нем учились Лермонтов, Белинский, Герцен, Огарев.
Успешно закончив первый курс в Москве, Тургенев перевелся на филологическое отделение философского факультета Петербургского университета. Вся семья в это время переехала в северную столицу. Там удобнее было жить с братом Николаем, поступившим в гвардейскую артиллерию. 30 октября 1834 года скончался отец-Сергей Николаевич. Умер он довольно молодым, сорока одного года.
Жизнь же в Петербурге сложилась неплохо. В Петербургском университете любимым профессором молодого студента был Петр Алексеевич Плетнев-ученый и поэт, близкий друг Пушкина.
«Пушкин, – говорил Тургенев, – был в ту эпоху для меня, как и для многих моих сверстников, чем-то вроде полубога. Мы действительно поклонялись ему».
Однажды профессор Плетнев пригласил Тургенева к себе на вечер.
Первый вечер начинающего, первая встреча с писателями!
И первый, кого он встретил в передней, был Пушкин, ни более, ни менее. Встреча эта оказалась мгновенной – как молния сверкнул Пушкин –Плетнев не успел даже их познакомить
А Пушкина он увидал еще однажды – за несколько дней до дуэли, на утреннем концерте, в зале Энгельгардта. Пушкин стоял у двери, скрестив руки, хмурый и мрачный. Тургенев кружил, как влюбленный, рассматривая и так, и этак… В сердце Тургенева Пушкин остался навсегда.
Тургенев окончил университет столь успешно, что ему предложили при нем остаться. Может быть, он и остался бы. Но, уехав на каникулы в Спасское, так увлекся охотой, что диссертации не написал.
В мае 1838 года Варвара Петровна провожала сына Ивана из Петербурга за границу. Сын уезжал в Германию изучать философию на родине Канта, Шеллинга, Гегеля. Берлинский университет был хорошо поставлен, привлекал юношей издалека. В то же время там слушали лекции Н. Станкевич, М. Бакунин, Т. Грановский, с которыми Тургенев близко сошелся.
В) Первые литературные произведения. Сотрудничество в журнале «Современник». Издание рассказов из «Записок охотника».
В 1841 году Тургенев приехал из Европы. Он вернулся на родину нарядным и блестящим юношей. Любил франтить, поболтать, пустить пыль в глаза…
Летом Тургенев жил в Спасском, зимой в Москве с матерью. Часто появлялся в московских салонах, там, где можно было встретить Гоголя, Аксакова, Чаадаева. Думал сдать магистерский экзамен, получить кафедру философии. Ничего из этого не вышло.
С матерью уживался очень прилично…
В Берлине писал стихи, продолжал писать и в России.
В 1834 г. он написал поэму «Параша», первую вещь, обратившую на него внимание. В 1842 – 1846 годах были написаны и опубликованы повести «Андрей Колосов», «Бретер», «Три портрета». Эти произведения ознаменовали отход молодого писателя от романтизма, утверждение в его творчестве новых реалистических принципов.
С 1847 года Н. А. Некрасов вместе с И.И. Панаевым, при руководящем участии В. Г. Белинского начал издавать журнал «Современник». К постоянному сотрудничеству в нем были привлечены Гончаров, Герцен, Достоевский, позже Л. Толстой.
В первой же книжке журнала был напечатан рассказ Тургенева «Хорь и Калиныч» (из «Записок охотника»). За ним последовали рассказы «Ермолай и мельничиха», «Однодворец Овсяников», «Бурмистр», «Контора»… Всего за три года был опубликован 21 рассказ. А в 1852 году было осуществлено отдельное издание «Записок охотника», которое сразу поставило Тургенева в первые ряды русских писателей. К «Запискам охотника» примыкает по содержанию и форме написанный позже и опубликованный отдельно рассказ «Муму».
В своих рассказах Тургенев правдиво и выразительно показал звериный облик крепостника-помещика, раскрыл душу народа, нарисовал прекрасные картины русской природы.
Резко антикрепостнический характер «Записок охотника» пришелся не по вкусу царским чиновникам. Многие страницы были не пропущены или искажены цензурой.
Все передовые силы России встретили книгу Тургенева восторженно. «Записками охотника» Тургенев завоевал широкое признание, подлинную славу и у себя на родине, и за границей.
В январе 1847 года, когда вышел том «Современника» с первым рассказом из «Записок охотника», Тургенев уехал за границу. За три года, проведенные им в Германии и Франции, были написаны почти все рассказы из «Записок охотника» и несколько драматических произведений: «Нахлебник», «Холостяк», «Где тонко, там и рвется», «Месяц в деревне» и др.
Все эти пьесы назывались комедиями. Но это не были пустые развлекательные фарсы. В своих драматических произведениях писатель обличал крепостнические нравы, показывал борьбу старого и нового в русском обществе.
Большинство пьес Тургенева было запрещено цензурой и попало на сцену много лет спустя.
Г) Полина Виардо.
Полина Виардо была дочерью знаменитого испанского тенора Мануэля Гарсиа. Мать ее тоже пела, как и сестра Мария…
Полина с детства знала театр, слушала оперы, росла среди артистов.
Она рано начала выступать. Впервые – в Брюсселе в 1837 году, шестнадцати лет. Затем в Лондоне и Париже. Ее пригласили в Итальянскую оперу. В 1841 году она вышла замуж за директора этой оперы Луи Виардо – вряд ли по любви, скорее для жизненного укрепления. Виардо был на 20 лет старше ее, человек смирный, просвещенный, малозаметный – муж знаменитости…
Красотою Виардо не славилась. Выступающие вперед губы, большой рот, но замечательные черные глаза – пламенные и выразительные. Волосы тоже как смоль. В разговоре жива, блестяща, смела. Характер имела властный.
Россия находилась далеко, но слава ее шла на восток. Виардо приехала в Петербург. Здесь она открыла гастроли «Севильским цирюльником» и успех имела потрясающий.
Среди зрителей оказался и один молодой человек, очень образованный и речистый, красивый, элегантный, будущий владелец пяти тысяч «рабов» – Иван Тургенев. В литературе к тому времени за ним числилось несколько стихотворений да поэма «Параша». В жизни – два-три неопределенных романа и кое-какие влюбленности.
Тургеневу только что исполнилось 25. Полине шел двадцать третий. Началось знакомство. Он стал посещать их. Началось время, для него и сладостное, и нелегкое. Сладостное заключалось в том, что он полюбил. Трудность его положения заключалась в неравенстве сил.
Он влюблен – она «позволяет себя любить». Для нее он один из многих, ею восхищавшихся.
Так или иначе, Тургенев сблизился с Виардо. Она его выделила его из «молодых людей». Когда весной уехала, он уже писал ей.
Зиму 44 – 45 гг. Виардо вновь пела в Петербурге, вновь виделась и «дружила» с Тургеневым. Летом он ухитрился уехать за границу, разумеется, в Париж – и, разумеется, из-за нее.
Любила ли она его? В изяществе, уме, красоте молодого Тургенева было много привлекательного. Конечно, ей это нравилось. Еще нравилось – его любовь к ней. Но она не болела им. Он не имел над ней власти. Она не мучилась по нем, не страдала.
А Тургенев ездил за ней по всей Европе.
Д) Возвращение в Россию. Арест и ссылка. Издание романа «Рудин», повести «Ася», романа «Дворянское гнездо».
Тургеневу смерть матери приносит свободу, независимость и богатство. Он получает Спасское. Раздел с Николаем прошёл легко. Дворовых он отпустил, крестьян перевёл на оброк.
В феврале 1852 года скончался Гоголь. Потрясённый смертью великого писателя, Иван Сергеевич в «Московских ведомостях» опубликовал некролог, который раннее запретила петербургская цензура. Вскоре писатель был арестован и после месячного пребывания в заключении выслан в родовое Спасское, под надзор местного начальства. Полтора года провёл опальный писатель в деревне.
В конце 1853 года, после длительных хлопот, было, наконец, получено разрешение покинуть деревню.
А в 1855 году выходит первое крупное произведение Тургенева – роман «Рудин». Герой романа Дмитрий Рудин имеет много общего с Онегиным, Пушкина, Печориным и Лермонтова. Писатель показал дворянского героя новой эпохи. Он наделён незаурядным умом и даром красноречия, бескорыстен до самоотверженности, полон благородных порывов, стремления приносить пользу обществу, народу. Но для претворения в реальные дела этих порывов, этих стремлений у него нет ни ясности цели, ни силы воли. Когда искренняя смелая девушка Наталья Ласунская, которая любит его и которую любит он, готова порвать с матерью, не дающей согласия на её брак с Рудиным, и следовать за ним, она слышит от него совет «покориться». Рудин малодушен, в нём преобладает идеализм, не знающий единства слова и дела. Но, в отличие от Онегина и Печорина, он всё же пытается действовать, хоть безуспешно, стремится к преобразованиям.
Не случайно, дорабатывая позже свой роман, Тургенев завершил его сценой героической гибели Рудина на парижской баррикаде 1848 года. Показывая на примере Рудина несостоятельность дворянства, писатель в тоже время понимает и ту роль, которую играли в русской общественной жизни такие люди, как его герой.
Рудину во многом близок герой повести «Ася» (1857) – господин Н.Н. Но он не имел лучших качеств своего предшественника. За внешней мягкостью и порядочностью скрываются безволие и эгоизм, которые делают его виновником трагедии героини повести – Аси.
Три года (1856 – 1858) продолжалась работа Тургенева над вторым его романом «Дворянское гнездо». Герой романа Лаврецкий не похож на Рудина или господина Н.Н. На этом умном, сильном человеке лежит «печать народности», ему свойственны нравственная чистота, искренний патриотизм, доброта и честность во всём. Героиня Лиза Калитина – скромная непосредственная русская девушка, обладающая пытливым умом и сильным характером. Но на их пути к счастью непреодолимой преградой стоят мёртвые, закоснелые моральные устои дворянского общества. Оба они – жертвы этих устоев. В конце романа, оглядываясь на прожитую жизнь, Лаврецкий видит её пустоту и бесполезность. Но он не поддаётся отчаянию, мысли его обращены к будущим поколениям: «Играйте, веселитесь, растите, молодые силы… жизнь у вас впереди, и вам легче будет жить…»
Е) Романы «Накануне», «Отцы и дети».
В конце 1850 – х годов в России возникает революционная ситуация. Резко обостряется борьба вокруг вопроса об освобождении крестьян. Тургенев не был сторонником революционных преобразований, но своим творчеством объективно служил делу народного освобождения.
Едва закончив «Дворянское гнездо», он начинает работу над романом «Накануне». Писатель отразил в этом романе нарастание освободительного движения в стране, выход на политическую арену новых демократических сил. Герой романа Дмитрий – революционер – разночинец, бесстрашный борец за свободу своей родины. Смелая самоотверженная русская девушка Елена Стахова полюбила его и идёт за ним, не страшась никаких опасностей ; после гибели любимого человека она не падает духом и сама становится в ряды революционеров.
Инсаров, Елена – это новые герои, каких не знала до того русская литература.
В 1860 – 1861 году Тургенев пишет роман «Отцы и дети», где он первый создал правдивый образ русского демократа-разночинца Базарова, одного из тех новых людей, которые пришли в жизнь, чтобы её переделать. Демократ Базаров – представитель «детей» противопоставлен в романе представителям «отцов» – братьям Кирсановым, в образах которых отражены типичные черты обречённого дворянско-помещичьего класса.
Роман «Отцы и дети» был с огромным интересом встречен широкими кругами читателей и вызвал ожесточенную полемику.
Сам же Тургенев в это время жил во Франции. К концу 50-х годов у Полины Виардо стал пропадать голос. Оставаться в Париже, видевшем её триумфы, она не хотела. Выбрала Баден. И Тургеневу пришлось тоже выбирать между Парижем и Баденом. Но что-то вновь между ними произошло – сблизило.
В это же время писатель получил через посольство предписание явиться в Петербург: его обвиняли в сношениях с врагами правительства – Герценом, Огарёвым. Он должен был дать объяснения. В противном случае грозили конфискацией имущества. В январе в 1864 года Тургенев едет в Петербург, но в марте возвращается в Баден.
В 70-ые годы вошел в парижскую литературную жизнь и оставил в ней глубокий след. Он читал бесчисленные рукописи молодых писателей, искал работу, устраивал больных в лечебницу, давал деньги на школу, возился с литературными утренниками в пользу нуждающихся, учредил первую в Париже русскую библиотеку. Но это был уже полубольной, грустный человек. Бывало, встанет Тургенев ночью, обойдёт в тишине сад и, вернувшись, запишет что – то в дневнике. Одна из записей: «Самое интересное в жизни – смерть».
В начале 79-го года умер в России старший брат Тургенева Николай.
В феврале 79-го года писатель приехал в Москву по делу о наследстве, а в марте посетил Петербург. В его честь устраивают литературный обед, литературный вечер. Его чуть не выносят на руках после литературных чтений восхищённые слушатели.
Шум Москвы и Петербурга достиг Запада. Оксфордский университет поднёс Тургеневу диплом доктора гражданского права. «Ох, как плохо идёт ученая шапка к моей великорусской роже!» – писал он.
В последние годы Тургенев жил у Полины Виардо в Буживале.
Когда в апреле 82-го появились «невралгические» боли, не обратил на них внимания. Боли и боли. Доктор не велел выходить из комнаты дней десять. Ни Тургенев, ни доктор не подозревали всего ужаса положения. Начинался рак спинного мозга.
В мае 83-го пишет: «Болезнь не только не ослабевает, она усиливается – страдания постоянные, невыносимые – несмотря на великолепнейшую погоду – надежды никакой – жажда смерти всё растёт».
Умер Тургенев 22 августа 1883 года. Отошедши, весь преобразился. Не осталось на лице следов страданий.
Гроб с телом писателя перевезли в Россию. 27 сентября в Петербурге, при огромном стечении народа, состоялись похороны. Тургенев, как он завещал, был похоронен на Волковом кладбище, недалеко от Белинского.
Значение Тургенева в русской литературе переоценить невозможно. В.Г. Белинский говорил: « Это человек необыкновенно умный, да и вообще хороший человек… Русь он понимает, во всех его суждениях виден характер и действительность». Произведения Тургенева переведены на многие языки.
Проверка полученного в начале урока задания.
- Перед прослушиванием сообщений вы получили задание: составить хронологическую таблицу «Этапы жизни и творчества И.С. Тургенева»
Сверьте свои таблицы с таблицей на экране. Если у вас не хватает каких-либо дат, допишите.
Кем, по-вашему, является Тургенев?
Каково его место в литературе?
Домашнее задание:
Читать 1 – 10 главы романа «Отцы и дети».
Заключение
Формирование личности ученика – главная цель школьного обучения. Учебный предмет литература воздействует на учащихся через художественные произведения, которые развивают и воспитывают ребенка, передают духовной опыт человечества, облагораживают чувства. От того, насколько глубоко воспринимает школьник произведение, зависит степень воздействия на личность. Одной из ведущих задач обучения литературы в средней школе образовательные программы ставят задачу обучению восприятию и анализу художественных произведений. Этим фактом обусловлена актуальность нашей работы.
Способности образного анализа художественного произведения сами собой не могут быть сформированы. Читатели из подлинно художественного произведения усваивают лишь его сюжетную схему и абстрактные, схематические представления об его образах. Поэтому необходимо учить детей «обдумывающему» восприятию, умению размышлять над книгой, а значит, о человеке и о жизни в целом. По мнению методистов, анализ произведений должен быть направлен на выявление их идейного содержания, той основной мысли, которую стремится донести автор до своего читателя, на выявление художественной ценности произведений.
На уроках литературы в 10 классе учащиеся рассматривали вопросы «Нужны ли «лишние люди» миру?», «Полезны ли они?» Сложно дать абсолютно верный ответ на этот вопрос, можно лишь рассуждать. С одной стороны, кажется, что нет. По крайней мере, так считалось одно время. Если человек не может найти себя в жизни, то и жизнь его бессмысленна. Тогда зачем впустую занимать место и потреблять кислород? Уступи место другим. Это первое, что приходит в голову, если начать думать. Кажется, что ответ на вопрос лежит на поверхности, но это не так.
Человек не может быть лишним, поскольку по своей природе является уникальным. Каждый из нас не зря приходит в этот мир. Ничего не бывает просто так, всему есть значение и объяснение. Если задуматься, каждый человек может одним своим существованием делать кого-то счастливым, а если он приносит счастье в этот мир, значит, он уже не бесполезен.
Такие люди уравновешивают мир. Своей несобранностью, нерешительностью, медлительностью (как Обломов) или, наоборот, метаниями, поиском себя, поиском смысла и цели своей жизни (как Печорин), они будоражат остальных, заставляют их задуматься, пересмотреть взгляд на окружающее. Ведь если бы каждый был уверен в своих желаниях и целях, то неизвестно, что бы стало с миром. Ни один человек не приходит в этот мир бесцельно. Каждый оставляет свой след в сердцах и умах кого-то. Не бывает ненужных жизней.
Тема «лишних» людей актуальна и по сей день. Люди, не нашедшие место в мире, были всегда, и наше время не исключение. Напротив, считаю, что как раз сейчас не каждый может определиться с целями и желаниями. Такие люди были и будут всегда, и это не плохо, просто так сложилось. Таким людям надо помогать, многие из них могли бы стать великими, если бы не стечение обстоятельств, порой трагические.
Таким образом, можно сделать вывод, что каждый человек, приходящий в этот мир нужен, и термин «лишние люди» не справедлив.
Тема «лишнего человека» привлекала не только русских писателей, по и писателей по всему миру. Образ «лишнего человека», сложившийся в западноевропейской литературе, во многом близок русскому – это герой, вызванный к жизни «длительным похмельем».
Именно противоречия русской действительности, контраст «цивилизации и рабства», сменившихся на хроническую нереализацию себя и насаждаемый сверху конформизм, а также почти перманентная неприкаянность и неразвитость общественной жизни выдвинули «лишнего человека» на более видное место, обусловили повышенный драматизм и интенсивность его переживаний.
Несмотря на национально-специфические особенности реализации образа «лишнего человека» в произведениях Тургенева разных лет все-таки можно выделить типологические черты, позволяющие относить этих героев к одной группе:
1) герой очень молод, полон сил, но все его начинания наталкиваются на непонимание со стороны окружающих;
2) герой получил хорошее образование, чувствует свое превосходство над остальными, но не может применить полученные знания на практике (расхождение слова и дела);
3) герой ощущает свою отчужденность, он пытается найти свое место в жизни, но так и не находит;
4) герой во многом автобиографичен, писатель изображает типичных представителей собственного поколения;
5) герой несчастлив в любви, любовь становится для него испытанием, которое он не выдерживает;
6) герой обычно религиозно индифферентен, либо явный атеист (как Е. Базаров), либо проявляет агностицизм, как другие герои Тургенева (это показывает, что только христианская религия может снять клеймо «лишности» и открыть путь к самореализации в духовной сфере);
7) героя ожидает трагическая (а порою нелепая) гибель.
Список литературы
I. Общетеоретическая литература
- Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. – М.: Художественная литература, 2005. – 504 с.
- Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов. – М.: Академия, 2009. – 288 с.
- Борисова Е.Б. Литературно-художественный образ как единство содержания и формы / Е.Б. Борисова // Высшее гуманитарное образование XXI: проблемы и перспективы. – 2017. – С. 35 – 38.
- Винокур Г.О. Филологические исследования / Г.О. Винокур. – М.: Наука, 2010. – 452 с.
- Волков И.Ф. Теория литературы: Учеб. пособие для студентов и преподавателей / И.Ф. Волков. – М.: Просвещение; Владос, 2005. – 256 с.Гегель Г.В.Ф. Эстетика в 4-х томах / Г.В.Ф. Гегель. – Т.4. – М.: Изд-во «Искусство», 2013. – С. 10 – 120.
- Данилова Е.А. Типологическое изучение персонажей (на материале русской литературы XVIII – XIX веков): автореф. … канд. филол. наук. – М., 2016. – 48 с.
- Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / А.Б. Есин. – М.: Флина: Наука, 2008. – 248 с.
- Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике / Ю.М. Лотман // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. – М.: Гнозис, 2004. – С. 17 – 263.
- Мурзак И.И. Лишний человек / И.И. Мурзак // Введение в литературоведение: Учебник для вузов. М.: Оникс, 2007. 418 с.
- Роднянская И.Б. Движение литературы / И.Б. Роднянская. – В 2 т. – Т. 1. – М.: Языки славянских культур, 2006. – 712 с.
- Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения / М.А. Рыбникова. – СПб.: Речь, 2013. – 315 с.
- Тимофеев Л.И. Основы теории литературы / Л.И. Тимофеев. – М.: Просвещение, 2016. – 448 с.
- Тюпа В.И. Анализ художественного текста / В.И. Тюпа. – М.: Академия, 2009. – 336 с.
- Чудаков А.П. Тургенев: Повествование – предметный мир – герой – сюжет / А.П. Чудакова // Чудаков А.П. Слово – вещь – мир. М., 1992. 240 с.
- Шахбаз С.А.Ш. Образ и его языковое воплощение (на материале английской и американской поэзии): автореф. ...дис. канд. филол. наук / С.А.Ш. Шахбаз. – М., 2010. – 26 с.
II. Научная литература и критика по творчеству писателя
- Батюто А.И. Тургенев-романист / А.И. Батюто. – Л.: Наука, 1972. – 212 с.
- Курляндская Г.Б. И.С. Тургенев и русская литература: Учебное пособие для студентов пед. инст-тов / Г.Б. Курляндская. – М. Мысль, 2010. – 260 с.
- Пустовойт П.Г. Изучение творчества И.С. Тургенева на современном этапе / П.Г. Пустовойт // Вестник Московского университета. – Серия 9. – Филология. – 1983. – № 4. – С. 45.
III. Энциклопедии, словари, справочники
- Манн Ю.В. «Лишний человек» // Краткая литературная энциклопедия / Ю.В. Манн / Гл. ред. А.А. Сурков. – М.: Сов. энцикл., 1969 – 1978. – Т. 4: Лакшин Мураново. 1967. – С. 400 – 402.
IV. Художественная и мемуарная литература
- Тургенев И.С. Собрание сочинений: В 12 т / И.С. Тургенев. – М.: ЭКСМО, 2015.
[1] Манн Ю.В. «Лишний человек» // Краткая литературная энциклопедия / Ю.В. Манн / Гл. ред. А.А. Сурков. – М., 1969 – 1978. – Т. 4. – С. 400 – 402.
[2] Данилова Е.А. Типологическое изучение персонажей (на материале русской литературы XVIII – XIX веков): автореф. … канд. филол. наук. – М., 2016. – С. 3.
[3] Там же. – С. 4.
[4]Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. – М., 2005. – С. 128.
[5] Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике / Ю.М. Лотман // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. – М., 2004. – С. 17 – 263.
[6] Там же. – С. 117.
[7] Гегель Г.В.Ф. Эстетика в 4-х томах / Г.В.Ф. Гегель. – Т.4. – М., 2013. – С. 10 – 120.
[8]Волков И.Ф. Теория литературы: Учеб. пособие для студентов и преподавателей / И.Ф. Волков. – М., 2005. – С. 45.
[9]Тимофеев Л.И. Основы теории литературы / Л.И. Тимофеев. – М., 2016. – С. 63.
[10]Винокур Г.О. Филологические исследования / Г.О. Винокур. – М., 2010. – С. 92.
[11]Роднянская И.Б. Движение литературы / И.Б. Роднянская. – В 2 т. – Т. 1. – М., 2006. – С. 218.
[12] Шахбаз С.А.Ш. Образ и его языковое воплощение (на материале английской и американской поэзии): автореф. ...дис. канд. филол. наук / С.А.Ш. Шахбаз. – М., 2010. – С. 5.
[13] Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / А.Б. Есин. – М., 2008. – С. 66.
[14] Борисова Е.Б. Литературно-художественный образ как единство содержания и формы / Е.Б. Борисова // Высшее гуманитарное образование XXI: проблемы и перспективы. – М., 2017. – С. 35 – 38.
[15] Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения / М.А. Рыбникова. – СПб., 2013. – С. 61.
[16]Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике / Ю.М. Лотман // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. – М., 2004. – С. 56.
[17]Тюпа В.И. Анализ художественного текста / В.И. Тюпа. – М., 2009. – С. 82.
[18] Тимофеев Л.И. Основы теории литературы / Л.И. Тимофеев. – М.: Просвещение, 2016. – С. 86.
[19] Там же. – С. 109.
[20] Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов. – М., 2009. – С. 77 – 79.
[21] Батюто А.И. Тургенев-романист / А.И. Батюто. – Л., 1972. – 212 с.
[22] Курляндская Г.Б. И.С. Тургенев и русская литература: Учебное пособие для студентов пед. инст-тов / Г.Б. Курляндская. – М., 2010. – 260 с.
[23] Пустовойт П.Г. Изучение творчества И.С. Тургенева на современном этапе / П.Г. Пустовойт // Вестник Московского университета. – Серия 9. – Филология. – 1983. – № 4. – С. 45.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Евгений Онегин =- образ лишнего человека в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
Данная работа представляет исследовательский проект по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Предназначен для учащихся 9-х классов...
Евгений Онегин - образ лишнего человека в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
Данная работа представляет из себя исследовательский проект по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Предназначена для учащихся 9-х классов....
научно-методическая статья "Аналитическая работа над произведениями А. С. Пушкина на уроках литературы"
научно-методическая статья "Аналитическая работа над произведениями А. С. Пушкина на уроках литературы"...
Образ "маленького человека" в произведениях А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя
Заключительный урок по повести Н. В. Гоголя "Шинель", в ходе которого обучающиеся учатся давать характеристику литературному герою, делать сравнительный анализ образов персонажей произведений, схожих ...
Курсовая работа на тему: «Создание образа книги на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования с подростками в ДШИ».
Цель курсовой работы: развитие творческой активности учащихся, чувство стиля, композиционных умений, оригинальность мышления. Помочь детям в выборе профессии, знакомство с профессией дизайнер....
Образ "маленького человека" в произведении Н.В. Гоголя " Шинель"
В копилку учителю литературы...
Практическая работа "Определение уровня здорового образа жизни человека"
Практическая работа "Определение уровня здорового уровня жизни человека" включает в себя выполнение теста для учета вредных и неполезных для здоровья человека привычек и особенностей образа ...