Эстетическое воспитание на уроках литературы
статья

    Эстетическое воспитание – это целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к реальности, которое играет значимую роль в развитии личности, в ее всестороннем формировании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_esteticheskoevospitanie.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Эстетическое воспитание на уроках литературы

Эльвира Лубсановна Доржиева,

учитель русского языка и литературы

МБОУ ВСОШ №2 г. Гусиноозёрск

Эстетическое воспитание – это целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к реальности, которое играет значимую роль в развитии личности, в ее всестороннем формировании.

Уже в древности встречается мысль об элементах эстетики и красоты в деятельности и жизни человека. Об этом, в частности, говорится в одной притче Плутарха: «Три раба везут тачку с камнями. Каждому из них философ задает один и тот же вопрос: «Зачем ты везешь эти тяжелые камни?» Первый отвечает: «Приказали везти эту проклятую тачку». Второй говорит: «Везу тачку, чтобы заработать на хлеб». Третий же сказал: «Строю прекрасный храм».

Видеть в труде созидательное начало красоты – значит, творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир. Поэтому задача школы - формировать у учащихся эстетическое отношение к действительности, научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности.

Многие согласятся со мной, что одним из важных средств эстетического воспитания человека является искусство. При восприятии различных видов искусств человек находится в состоянии напряженной духовной деятельности, в которой участвуют почти все психические процессы личности: мышление, восприятие, ощущение, воображение, эмоции, внутренняя речь. Искусство развивает культуру человека, учит понимать прекрасное и строить жизнь по «законам красоты».

Но без знания законов художественного отражения действительности, без понимания языка и художественных средств искусство не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Оно приносит удовлетворение и наслаждение только тому человеку, который имеет определенную подготовку и владеет эстетической образованностью.

Великий педагог, профессор Б.М. Неменский утверждал: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника».

Моя четкая позиция состоит в том, что литература является одной из основных дисциплин в системе эстетического воспитания, так как призвана зарождать в учащихся тягу к красоте, добру, справедливости. Именно литература является могучим средством духовного возвышения человека. Ещё А. Сухомлинский писал: «Одна из причин духовной пустоты - отсутствие подлинного чтения, которое захватывает ум и сердце, вызывает раздумья об окружающем мире и о самом себе... Жизнь в мире книг - это приобщение к красоте мысли, наслаждение культурными богатствами, возвышение самого себя». А великий писатель А.М.Горький утверждал: «Чем больше я читаю, тем больше книги роднят меня с миром, тем ярче и значительнее становится для меня жизнь».

С этими словами трудно не согласиться. Ведь произведения искусства слова помогают нам увидеть красоту в жизни, в природе, в человеческом характере, в поведении человека, в отношениях людей, воспитывают эстетическое отношение к действительности. Мы учимся видеть прекрасное, отличать пошлое, безобразное и (что труднее всего) отличать ложную красивость от подлинной красоты. Стало быть, в изучении художественного произведения мы не можем не устанавливать связей с жизнью, не наталкивать на сопоставления, не вызывать положительного или критического отношения к фактам и людям, подобным тем, которые изображены в литературе.

В наше время, когда остро стоит вопрос о духовном возрождении, о гуманизации личности, вряд ли следует пренебрегать таким мощным источником духовного обогащения и эстетического воспитания учащихся, какими являются произведения живописи и музыки.

Работа на уроке с репродукциями картин или заслушивание музыкального произведения, созвучного с изучаемым литературным произведением, развивает в учащихся наблюдательность, воображение, критическое чутьё, широту мысли, любовь к обобщениям, а также приводит в действие все многообразные мыслительные процессы, способствуя развитию внимательного отношения к литературным явлениям, помогая осознать их.

Само присутствие на уроке литературы репродукции известного художника или звучащего музыкального произведения как бы невольно возвышает, одухотворяет учащихся, способствует возникновению атмосферы высокой нравственности и культуры речи. Так, например, романс М.И.Глинки «Я помню чудное мгновенье» значительно расширит представления учащихся о музыкальности пушкинских стихов, а романс Варламова «Белеет парус одинокий» помогает живее почувствовать обаяние юношеской лирики Лермонтова. А иллюстрацией может служить одна из картин самого поэта. Еще Аристотель писал, что «музыка способна оказывать влияние на этическую сторону души». Поэтому при изучении творчества Н.А.Некрасова можно прослушать русские народные песни, в том числе «Дубинушку», а также использовать картину И.Репина «Бурлаки на Волге», которые помогут более полно показать тяжёлую жизнь русского народа во 2 половине 19 века.

Применение современных компьютерных технологий на уроках даёт возможность учителю широко и плодотворно использовать большой наглядный материал (презентации, фильмы, спектакли и т.д.), разнообразить деятельность учащихся. Так, при обсуждении фильмов, спектаклей включаются все творческие способности учащихся: чувства, интеллект, память, воображение, активизируется речевая деятельность.

На вступительных уроках к темам, связанным с устным народным творчеством, считаю необходимым говорить своим ученикам, какое значение красоте издревле придавал народ. Красоте быта (на слайдах показываются деревянные изделия – ковш, ложки, кружева и т.д.), а сколько красоты в любой крестьянской избе, сделанной мастерами из народа! Она в искусно инкрустированных резных крылечках, ставнях, фронтонах, воротах (об этом можно говорить при изучении творчества С.Есенина). Это значительно расширит представления учащихся о музыкальности стихов русских поэтов, об идейной направленности произведений, о своеобразии творчества поэтов и писателей.

Во время изучения биографии и творчества писателей рекомендую проведение уроков на темы: «Искусство в жизни того или иного писателя (поэта)», «Роль музыки и живописи в определённых произведениях» и т. д. На этих занятиях пойдёт разговор не только о связи литературы, живописи, театра, музыки, но и размышления над эстетическими понятиями.

Считаю, что такие уроки, построенные на диалоге разных видов искусств, способствуют формированию у учащихся правильных эстетических ориентаций, понимания смысла прекрасного в жизни, обогащают их внутренний мир, очищают душу.

Преподавание любого учебного предмета, а особенно литературы, без внеклассных занятий невозможно. Внеклассная работа дополняет те эстетические впечатления, которые получают учащиеся на уроках. Так как в центр эстетического образования ставится личность учащегося, его творческие способности, предлагаю совместно с учащимися подготовить литературные вечера, посвящённые творчеству поэтов, писателей, где в совокупности с поэтическим словом будет звучать классическая музыка, выявляться творческие способности учащихся в актёрском мастерстве, в конкурсах на лучшую иллюстрацию к изучаемому произведению.

Надолго в памяти учащихся могут остаться мероприятия, посвященные теме Матери в литературе, живописи и музыке (по многолетнему опыту знаю, что данная тема является одной из любимых тем для учащихся школ пенитенциарной системы). Помимо литературных шедевров о самом родном человеке, учащиеся получат богатейшую информацию о живописи, начиная с икон Богородицы, шедевров Леонардо да Винчи и Рафаэля до прекрасных картин русских художников. Размышляя о роли матери в семье, учащиеся по-особому начнут воспринимать и музыку: «Аве-Марию» Моцарта, песни в исполнении Л. Зыкиной, А. Герман, В. Толкуновой и других деятелей искусства.

Подобные работы по эстетическому воспитанию всегда приносят определённые плоды: учитель закладывает в сердца учеников любовь к искусству, тягу к литературе, к самостоятельному творчеству, а главное – к честной, трудовой жизни после освобождения.

В последние годы, как известно, возросло внимание к проблемам эстетического воспитания как важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Сегодня особенно важно, чтобы каждый ученик мог развить свои умственные и художественные способности, действительно мог овладеть духовной культурой.

По свидетельству искусствоведа Я. Варшавского у картины Рафаэля “Сикстинская мадонна”, привезённой из Дрезденской галереи в Москву, произошёл такой разговор:

– А по - моему, она не такая уж красивая...

- Зачем ей быть красивой? Она прекрасная.

Обнажить прекрасное в том, что мы встречаем каждый день – это и есть гениальность художника. В музеях всего мира можно найти немало красавиц, несравненно более эффективных, но другой такой прекрасной мадонны мы не увидим.

Извлечь поэзию жизни из прозы жизни, показать, что проза жизни полна поэзии – вот самый большой подвиг искусства. Искусства всех жанров и видов. В том числе и Искусства слова.

Поэтому моя цель, как учителя русского языка и литературы, - разбудить в своих учениках живое эстетическое чувство, ввести их в мир красоты, учить постигать её, познавать её законы, переживать чарующую власть высокого. Учить сопереживать, поднимая учащихся на высоту гениальности произведения. Воспитывать то, что мы называем хорошим вкусом, который позволит человеку проникать в глубокую суть прекрасного.

Список литературы

1. Лармин О.В. Культура личности, способности человека к эстетическому творчеству. М.: Просвещение, 2005;

2. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя. Б.М. Неменский. М.: Просвещение, 1981;

3. Роговер Е.С. Эстетическое воспитание на уроках литературы в средней школе. Е.С.Роговер. М.: Ленинград, 1974;

4. Таборидзе М.Д. Эстетическое воспитание школьников. М.Д. Таборидзе. М.: Педагогика, 1988;

5. Ресурсы интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-эстетическое воспитание на уроках технологии.

Статья о теоретических основах воспитания художественого вкуса на уроках технологии на примере уроков кулинарии и обработки ткани....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ СПЕЦКУРС ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ (элективный курс) ЛИТЕРАТУРА И ЖИВОПИСЬ 9 класс

            Программа   элективного курса  направлена на изучение культурного наследия – литературы и живописи. Обращение к национальному дост...

Эстетическое воспитание на уроках иностранного языка.

Формирование эстетического отношения детей к действительности и искусству происходит с раннего возраста. Изучение каждого предмета в школе также способствует эстетическому воспитанию, и на уроках инос...

Учу видеть красоту( эстетическое воспитание на уроках технологии).

Важная роль в системе всестороннего гармоничного развития личности принадлежит эстетическому воспитанию. Среди учебных дисциплин, непосредственно относящихся к области  эстетического воспитания о...

эстетическое воспитание на уроках английского языка

Теоретический и практический материал по впросам  эстетическог воспитания на уроках английского языка. Представлена краткая программа, планы уроков в 2,4 классах...

Эстетическое воспитание на уроках литературы

Статья об использовании Педагогической технологии на уроках литературы...