Программа самообразования учителя-дефектолога Мерясевой Ирины Владимировны
материал
Программа
самообразования учителя-дефектолога
Мерясевой Ирины Владимировны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samoobrazovaniya_2023-2025.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей
с ограниченными возможностями здоровья
Программа
самообразования учителя-дефектолога
Мерясевой Ирины Владимировны
по теме:
«Речевое развитие как средство активизации познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья»
Нижнекамск, 2023-2025 г.
Индивидуальный план самообразования
учителя-дефектолога
Мерясевой Ирины Владимировны
на 2023-2025 учебные годы.
1. | Фамилия | Мерясева |
2. | Имя | Ирина |
3. | Отчество | Владимировна |
4. | Должность, по которой аттестуется работник(дополнительно указывается преподаваемый предмет, специальность, для педагогических работников дополнительного образования детей – профиль, направление образовательной деятельности; для методистов – направление методической работы) | Учитель-дефектолог |
5. | Место работы (полное наименование учреждения в соответствии с Уставом, с какого года работает в данном учреждении) | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей с ограниченными возможностями здоровья» |
6. | Населенный пункт (город, район) | город Нижнекамск Нижнекамский муниципальный район Республика Татарстан |
7. | Стаж (педагогический) | 37 лет |
8. | Стаж (по специальности) | 14 лет |
9. | Образование (уровень образования, наименование учреждения высшего, среднего профессионального образования, квалификация по диплому, реквизиты диплома с указанием даты выдачи) Ученая степень, год присвоения (при наличии) (реквизиты удостоверяющего документа) | Высшее профессиональное образование. НОЧУ ВПО «Московский социально-гуманитарный институт».Диплом ВСГ 2603940 Р№ 822 от 20.03.2010 г.Москва,2010 год; направление подготовки учитель – логопед по специальности «Логопедия» |
10. | Курсы повышения квалификации(тематика курсов, количество учебных часов, место проведения, наименование образовательного учреждения, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи) Профессиональная переподготовка(при наличии)(наименование образовательного учреждения, где проводилась профессиональная переподготовка, количество учебных часов, полученная квалификация, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи) | Тема: "Инновационные технологии развития речи и мышления у детей с ограниченными возможностями (с учетом требований ФГОС)"рег.номер: 41л/п-2458/6, обьем240 часов. Образовательная организация: АНАЛИТИЧЕСКИЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "Развития и коррекция" г. Москва. ,2017год Тема: "Зондовый массаж в коррекции дизартрии в соответствии с требованиями ФГОС" рег.номер: 18984,обьем 72часа Образовательная организация: АНО "ЛОГОПЕД ПЛЮС" Учебный центр "Логопед- Мастер" г. Москва.,2018год. Тема: "Формирование основ оказания первой помощи у работников образовательной организации"Рег.номер: ПК-922-2019, объем 24часа Образовательная организация: Частное образовательное учреждение высшего образования "Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова (ИЭУП)"2019год. Направление переподготовки: Образовательная организация: ЧОУ ВПО "Институт экономики, управления и права г. Казань" Нижнекамский филиал Диплом: ПП-I №989236 Р№1056/2012г Направление переподготовки: Дефектология Повышение квалификации : Тема: "Использование игровых пособий в обучении (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, круги Луллия, ментальные карты Бьюзена" Удостоверение регистрационный номер (72 часа) №605636, ПК 00610162, ООО "ИНФОУРОК", г. Смоленск, 8 ноября, 2023 г Тема: " Работаем по ФАОП. АОП ДО и рабочая программа учителя -логопеда ДОО" вебинар Н.В. Нищевой (4часа) Образовательный портал "Детство экспресс" Санкт-Петербург 03 июля 2023г Тема: «Реализация индивидуальных траекторий обучения и социализации детей с ОВЗ в рамках реализации инклюзии в соответствии с требованиями ФАОП» «Всероссийский Форум «Педагоги России: инновации и образование» 22.01.2024-26.01.2024 (36 часов) Тема: «Обучение грамоте по требованиям ФОП ДО. Современные методики и практические инструменты» Центр онлайн-обучения Всероссийского форума «Педагоги России: инновации в образовании». Удостоверение о повышении квалификации 661634109827, ФПР-2822 г. Екатеринбург от 12.07.2024г (54 часа). |
11. | Квалификационная категория (имеющаяся), дата присвоения и окончания срока действия квалификационной категории | Первая квалификационная категория, 01 января 2020 года до 01 января 2025 года. |
12. | Государственные и отраслевые награды, включая Почетные грамоты (полное наименование награды, год награждения) Иные поощрения (Благодарственные письма и др.) | Почётная грамота администрации и профсоюзного комитета МАУО «Надежда»,2013г Почетная грамота муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район" Республики Татарстан 2021год |
Тема: «Речевое развитие как средство активизации познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья»
Актуальность выбранной темы:
Современные исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о том, что проблема раннего опознавания и коррекции отклонений в речевом и познавательном развитии у детей среднего дошкольного возраста приобретает особое значение для их дальнейшего полноценного развития, воспитания и обучения. Одна из важных задач воспитания и обучения детей с ОВЗ – их своевременное умственное и речевое развитие.
На сегодняшний день существует мало методик в коррекционной работе по формированию речевой и познавательной активности детей среднего дошкольного возраста. Поэтому поиск новых приемов и систем коррекционно-образовательной работы не утратили своей актуальности. В возрасте четырех-пяти лет (средняя группа ДОУ) у нормально развивающихся детей повышается взаимосвязь между синтаксическим и фонологическим компонентами, интегрирующая их в систему. На данной стадии речевого развития осуществляется переход от диалогической к монологической форме речи, происходят заметные изменения в освоении способов словообразования, что проявляется во всплеске словотворчества.
Дети с ОВЗ в речевом плане представляют собой крайне разнородную группу. Речевое расстройство у дошкольников часто встречается совместно с различными особенностями психической деятельности. Нарушения речи ведут за собой отставание в общем развитии. Программа опирается на характеристики особенностей развития детей с ОНР. У детей с общим недоразвитие речи идет уменьшение значимости связей между компонентами языковой способности. Следовательно, появляются возможности выбора способа ориентировки в новой ситуации.
У детей с речевой патологией, у которых общее недоразвитие речи обусловлено алалическим компонентом, появляются взаимосвязи между синтаксическими и семантическими ориентировками, но низкий индекс интегрированности системы говорит о том, что она функционирует за счет перенапряжения. В осуществление языковых ориентировок вовлекаются все возможности ребенка, но речевая задача может даже не осознаваться. Это стадия первичной интеграции. У детей с более высокой степенью речевого нарушения (2 уровень ОНР) появляется возможность употреблять отдельные слова в двух-трех формах. Воспитанники с меньшей выраженностью дефекта (3 уровень ОНР) иногда употребляют слова в правильном флективном оформлении, но не умеют правильно оформлять флексии в предложных конструкциях.
Одновременно с развитием речи развиваются восприятие, мышление, память, воображение ребенка. В связи с этим, специалистам важно адекватно оценить состояние речевой и познавательной активности детей и эффективно помочь тем из них, которые имеют отклонения в речевом и познавательном развитии.
Речь является основанием для развития всех видов детской деятельности: общения, познания, познавательно – исследовательской.
Развитее речи детей среднего дошкольного возраста осуществляется в повседневном бытовом общении со взрослыми. А так же на специальных занятиях, где используется различный речевой материал, в виде игр, потешек, хороводов, динамических пауз, фольклора. Такой материал опирается на повторение слов и действий за взрослым. Ребенок овладевает этими играми и начинает играть самостоятельно. Игры на звукоподражание развивают чистоту звукопроизношения, фонематический слух, интонационную сторону речи. Игры с сюжетными игрушками, игры - инсценировки обогащают активный и пассивный словарь, развивают мелодико – интонационную сторону речи, диалогическую форму речи, помогают формировать основы грамматического строя речи и плавное вхождение в монологическую речь.
На сегодняшний день доказано, что, чем раньше начинается целенаправленная коррекционно-образовательная работа с ребенком, тем более полными и эффективными могут оказаться коррекция и компенсация нарушений, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития.
Цель: повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса.
Задачи:
- изучить учебно-методическую литературу передового опыта по выбранной теме;
- проанализировать содержание коррекционно-образовательной работы с детьми среднего дошкольного возраста;
- использовать в работе упражнения и задания по формированию речевой и познавательной активности детей среднего дошкольного возраста;
- планомерно и систематически совершенствовать и внедрять методики в коррекционно-развивающий процесс по формированию речевой и познавательной активности;
- разработать, обобщить и распространить опыт работы в данном направлении.
Предполагаемый результат: качественное улучшение образовательного процесса.
Форма самообразования: индивидуальная.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- изучение литературы по теме;
-разработка коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательной и речевой деятельности с детьми с ОВЗ;
- апробация разработанных коррекционно-развивающих занятий на практике;
-посещение методических объединений, семинаров;
-проведение серий открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;
- обобщение результатов на заседании методического объединения.
План работы по самообразованию на 2023-2025 учебный год.
Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность | |
1.Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, 2023г. | - Изучение предметно-пространственной развивающей среды в кабинете дефектолога; |
на протяжении 2023-2025 г. | -Изучение литературы | ||
2. Прогностический | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов | сентябрь, октябрь, 2023г. | -Ознакомление с разными диагностическими методиками и материалами речевого развития детей среднего дошкольного возраста. |
ежегодно, на протяжении 2023-2025 гг. | -Диагностика детей по изученным методикам.
| ||
3.Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы | октябрь, 2023 г- май, 2025 г | -Разработка коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательной и речевой деятельности с детьми среднего дошкольного возраста; |
на протяжении 2023-2025гг. | -Разработка консультаций для родителей: -« Игры, стимулирующие познавательную активность дошкольников с ОВЗ»; - «Развиваем речь, играя» (домашняя игротека); - Как развивается речь ребенка; - Артикуляционная гимнастика – основа звукопроизношения; - Игры и упражнения по развитию речевой активности - Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания -Когда обратиться к логопеду? - Взаимодействие специалистов и родителей с целью пропаганды педагогических знаний, улучшения педагогической эрудиции родителей, повышение качества коррекционно-развивающей работы -Игры для развития восприятия геометрических форм для детей дошкольного возраста с ДЦП. - Самомассаж для дошкольников с речевой патологией - Развитие связной речи у детей 4-5 лет - Нормы речевого развития ребенка от рождения до школы от 0 до 3-х лет. - Нормы речевого развития ребенка от рождения до школы от 3-х до 7лет. - Обучение родителей развитию познавательных процессов у детей дошкольного возраста через игры | ||
Март 2023 | Мастер-класс в рамках «Школы родителей»: - Основные приемы логопедического массажа лица - Логопедический массаж язычной мускулатуры | ||
Октябрь, 2023 | Мастер-класс для студентов Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова: «Логопедический массаж: теоретические основы» | ||
На протяжении 2023-2025гг. | Методические разработки: 1. Авторские логоритмические упражнения для закрепления пространственно-временных понятий дошкольников с ОВЗ 2. Авторские упражнения с речевым сопровождением по лексической теме «Части суток» для формирования пространственно-временных понятий дошкольников с ОВЗ. 3. Методическая разработка "Практический материал для изучения звуков и букв русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья". 4. Авторская дидактическая игра "Неделя в лесу" для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. 5. Авторская дидактическая игра "Дни недели" и др. | ||
На протяжении 2023-2025 гг | Изучение опыта работы учителей-дефектологов, учителей-логопедов через интернет-ресурс, педагогические сообщества | ||
4. Обобщающий | Подведение итогов Оформление результатов работы | 2023-2025 гг. | - Систематизация практического материала по данной проблеме. |
апрель,2025 г. | -Обобщение результатов на заседании методического объединения | ||
на протяжении 2023-2025 гг. | -Участие и результаты в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах и викторинах (дипломы , сертификаты) | ||
на протяжении 2023-2025 гг. | -Консультативная помощь воспитателям и родителям, организация мастер-классов, тренингов, семинаров- практикумов. | ||
5. Внедренческий | Распространение опыта работы | на протяжении 2023-2025 гг. | -Публикации в журналах. -Организация мастер- классов для коллег и родителей, участие в конкурсах. -Выставки, информация на стендах |
Источники самообразования:
∙Курсы повышения квалификации
∙Семинары и конференции
∙Мастер-классы
∙Телевидение
∙Газеты, журналы
∙Видео, аудио информация на различных носителях
∙Платные курсы
∙Мероприятия по обмену опыта
∙Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная)
∙Интернет
Список изучаемой литературы:
- Е.Ф. Архипова «Логопедический массаж при дизартрии» Астрель 2008г.
- Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 4-5 лет с ОНР». «Скрипторий 2003», 2015.
- Батяева С.В., Володина В.С., Савостьянова Е.В. Большой альбом по развитию речи. – М.:
РОСМЭН, 2015. – 280 с.
4. Бухарина К.Е. «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 4-5 лет с ОНР и ЗПР», «Владос», 2021.
5. Головицина Ю.Б. «Логопедические занятия для детей с нарушением интеллекта». ТЦ «Сфера», 2020.
6. Дедюхина Г.В., Могучая Л.Д., Яньшина Т.А. Логопедический массаж: Учебно-практическое
пособие для логопедов и медицинских работников. – М. «Гном»,2003 г.
7. Дунаева Н.Ю., Зяблова С.В. «Нарушение слоговой структуры слова у детей с ОНР. Конспекты логопедических занятий с детьми с ОНР» «Владос», 2019.
8. Е. А. Екжанова, Е.А. Стребелева. Программа дошкольных образовательных организаций компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание».
9. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет». «Сфера», 2010.
10. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями
в развитии: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
11. Косинова Е.М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых
маленьких. – М.: ООО «ОЛИСС» Эксмо,- детство ,2022.
12. Костыгина В.Н., Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика. – М.: «Карапуз», 2002
13. Крупенчук О.И., Пальчиковые игры.- СПб.: Изд. Дом. «Литера», 2005
14. Лиманская О.Н. «Конспекты логопедических занятий в средней группе». ТЦ «Сфера», 2019.
15. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. – М.,
1985.
16. Нищева Н.В. «Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 4 до 5 лети 5 до 6лет)». «Детство-Пресс», 2023г.
17. Новиковская О.А. «Логопедическая грамматика для детей 4-6 лет. – СПб.: Изд. дом «Знание», 2022.
18. Новиковская О.А. «Учим ребенка говорить: Игры и упрана. жнения для выработки правильного произношения всех звуков речи. . – СПб.: Изд. дом «Корона. Век», 2018.
19. Оглоблина И.Ю., Танцюра С.Ю. «Логопедичекий массаж: игры и упражнения для детей раннего и дошкольного возраста. ТЦ «Сфера», 2017.
20. Рыжова Н. В. «Развитие речи в детском саду для детей 4-5 лет». «Учитель», 2020г.
21. Стребелева Е.А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста». - М.: Просвещение, 2014.
22. Стребелева Е.А. «Наглядный материал для обследования детей. Приложение к методическому пособию «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста». - М.: Просвещение, 2014.
23. Фадеева Ю.А,, Пичугина Г.А. «В мире слов, букв и звуков: рчеевые игры на автоматизацию звуков». – М.: Тц «Сфера» 2023.
24. Ушакова О.С. «Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа». ТЦ «Сфера», 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема по самообразованию учителя-дефектолога Парфене В.Б.: «Формирование элементарных математических представлений у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии».
В данной теме по самообразованию я описываю, направления в работе по формированию математических представлений, которые используются мной на уроках. И описываю задачи, решаемые мной, в ходе уроков....
План самообразования учителя-дефектолога
план по самообразованию учителя-дефектолога...
Тетрадь по самообразованию учителя -дефектолога.
тема: Развитие слухового восприятияи формирование связной речи у детей с нарушением слуха первого года обучения....
Самообразование учителя-дефектолога
План 2019-2024 гг., отчет...
Самообразование учителя-дефектолога
Планы по темам самообразования, отчет...
План самообразования учителя-дефектолога на 2021-2026гг
План самообразования учителя-дефектолога на 2021-2026гг...
Самообразование учителя-дефектолога
План самообразования учителя-дефектолога на 5 лет...