Программа самообразования учителя-дефектолога Мерясевой Ирины Владимировны
материал

Программа

самообразования учителя-дефектолога

Мерясевой Ирины Владимировны

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_samoobrazovaniya_2023-2025.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей

с ограниченными возможностями здоровья

Программа

самообразования учителя-дефектолога

Мерясевой Ирины Владимировны

по теме: 

«Речевое развитие как средство активизации познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья»

Нижнекамск, 2023-2025 г.

Индивидуальный план самообразования

учителя-дефектолога

Мерясевой Ирины Владимировны

на 2023-2025 учебные годы.

Личные данные

1.

Фамилия

Мерясева

2.

Имя

Ирина

3.

Отчество

Владимировна

4.

Должность, по которой аттестуется работник(дополнительно указывается преподаваемый  предмет, специальность, для педагогических работников дополнительного образования детей – профиль, направление образовательной деятельности; для методистов – направление методической работы)

Учитель-дефектолог

5.

Место работы (полное наименование учреждения в соответствии с Уставом, с какого года работает в данном учреждении)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей с ограниченными возможностями здоровья»

6.

Населенный пункт (город, район)

город  Нижнекамск

Нижнекамский муниципальный район

Республика Татарстан

7.

Стаж (педагогический)

37 лет

8.

Стаж (по специальности)

14 лет

9.

Образование (уровень образования, наименование учреждения высшего, среднего профессионального образования, квалификация по диплому, реквизиты диплома с указанием даты выдачи)

Ученая степень, год присвоения (при наличии) (реквизиты удостоверяющего документа)

Высшее профессиональное образование. НОЧУ ВПО

«Московский социально-гуманитарный институт».Диплом  ВСГ 2603940 Р№ 822 от 20.03.2010 г.Москва,2010 год; направление подготовки учитель – логопед по специальности «Логопедия»

10.

Курсы повышения квалификации(тематика курсов, количество учебных часов, место проведения, наименование образовательного учреждения, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

Профессиональная переподготовка(при наличии)(наименование образовательного учреждения, где проводилась профессиональная переподготовка, количество учебных часов, полученная квалификация, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

Тема: "Инновационные технологии развития речи и мышления у детей с ограниченными возможностями (с учетом требований ФГОС)"рег.номер: 41л/п-2458/6, обьем240 часов.

Образовательная организация: АНАЛИТИЧЕСКИЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "Развития и коррекция" г. Москва. ,2017год

Тема: "Зондовый массаж в коррекции дизартрии в соответствии с требованиями ФГОС" рег.номер: 18984,обьем 72часа  Образовательная организация: АНО "ЛОГОПЕД ПЛЮС" Учебный центр "Логопед- Мастер" г. Москва.,2018год.

Тема: "Формирование основ оказания первой помощи у работников образовательной организации"Рег.номер: ПК-922-2019, объем 24часа

Образовательная организация: Частное образовательное учреждение высшего образования "Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова (ИЭУП)"2019год.

Направление переподготовки: Образовательная организация: ЧОУ ВПО "Институт экономики, управления и права г. Казань" Нижнекамский филиал Диплом: ПП-I №989236 Р№1056/2012г

Направление переподготовки: Дефектология

Повышение квалификации :
2020год
Тема: "Психолого-педагогическое сопровождение развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста"

Образовательная организация: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения" (АНО "НИИДПО") г.Москва Р№1057 .        144 часа 06.03.2020
Повышение квалификации :
2020год
Тема:" Профилактика коронавируса, гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций в общеобразовательных организациях"
Образовательная организация: ООО "Центр инновационного образования и воспитания" г. Саратов 16часов 28.04.2020г.

Тема: "Использование игровых пособий в обучении (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, круги  Луллия, ментальные карты Бьюзена" Удостоверение регистрационный номер  (72 часа) №605636, ПК 00610162, ООО "ИНФОУРОК", г. Смоленск,  8 ноября, 2023 г

Тема: " Работаем по ФАОП. АОП ДО и рабочая программа учителя -логопеда ДОО" вебинар Н.В. Нищевой (4часа)

Образовательный портал  "Детство экспресс"    Санкт-Петербург 03 июля 2023г

Тема: «Реализация индивидуальных траекторий обучения и социализации детей с ОВЗ в рамках реализации инклюзии в соответствии с требованиями ФАОП»

«Всероссийский Форум «Педагоги России: инновации и образование»

22.01.2024-26.01.2024 (36 часов)

Тема: «Обучение грамоте по требованиям ФОП ДО. Современные методики и практические инструменты» Центр онлайн-обучения Всероссийского форума «Педагоги России: инновации в образовании». Удостоверение о повышении квалификации 661634109827, ФПР-2822 г. Екатеринбург от 12.07.2024г (54 часа).

11.

Квалификационная категория (имеющаяся), дата присвоения и окончания срока действия квалификационной категории

Первая квалификационная категория, 01 января 2020 года до 01 января 2025 года.

12.

Государственные и отраслевые награды, включая Почетные грамоты (полное наименование награды,  год награждения)

Иные поощрения (Благодарственные письма и др.)

Почётная грамота администрации и профсоюзного комитета МАУО «Надежда»,2013г
Почётная грамота администрации и профсоюзного комитета МАУО «Надежда»,2015г
Почётная грамота Муниципального бюджетного учреждения "Управление дошкольного образования" Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан 2016г.

Почетная грамота муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район" Республики Татарстан 2021год

Тема: «Речевое развитие как средство активизации познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья»

Актуальность выбранной темы:

Современные исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о том, что проблема раннего опознавания и коррекции отклонений в речевом и познавательном развитии у детей среднего дошкольного возраста приобретает особое значение для их дальнейшего полноценного развития, воспитания и обучения. Одна из важных задач воспитания и обучения детей с ОВЗ – их своевременное умственное и речевое развитие.

        На сегодняшний день существует мало методик в коррекционной работе по формированию речевой и познавательной активности детей среднего дошкольного возраста. Поэтому поиск новых приемов и систем коррекционно-образовательной работы не утратили своей актуальности. В возрасте четырех-пяти лет (средняя группа ДОУ) у нормально развивающихся детей повышается взаимосвязь между синтаксическим и фонологическим компонентами, интегрирующая их в систему. На данной стадии речевого развития осуществляется переход от диалогической к монологической форме речи, происходят заметные изменения в освоении способов словообразования, что проявляется во всплеске словотворчества.

Дети с ОВЗ в речевом плане представляют собой крайне разнородную группу. Речевое расстройство у дошкольников часто встречается совместно с различными особенностями психической деятельности. Нарушения речи ведут за собой отставание в общем развитии. Программа опирается на характеристики особенностей развития детей с ОНР. У детей с общим недоразвитие речи идет уменьшение значимости связей между компонентами языковой способности. Следовательно, появляются возможности выбора способа ориентировки в новой ситуации.

У детей с речевой патологией, у которых общее недоразвитие речи обусловлено алалическим компонентом, появляются взаимосвязи между синтаксическими и семантическими ориентировками, но низкий индекс интегрированности системы говорит о том, что она функционирует за счет перенапряжения. В осуществление языковых ориентировок вовлекаются все возможности ребенка, но речевая задача может даже не осознаваться. Это стадия первичной интеграции. У детей с более высокой степенью речевого нарушения (2 уровень ОНР) появляется возможность употреблять отдельные слова в двух-трех формах. Воспитанники с меньшей выраженностью дефекта (3 уровень ОНР) иногда употребляют слова в правильном флективном оформлении, но не умеют правильно оформлять флексии в предложных конструкциях.

        Одновременно с развитием речи развиваются восприятие, мышление, память, воображение ребенка. В связи с этим, специалистам важно адекватно оценить состояние речевой и познавательной активности детей и эффективно помочь тем из них, которые имеют отклонения в речевом и познавательном развитии.

Речь является основанием для развития всех видов детской деятельности: общения, познания, познавательно – исследовательской.

Развитее речи детей среднего дошкольного возраста осуществляется в повседневном бытовом общении со взрослыми. А так же на специальных занятиях, где используется различный речевой материал, в виде игр, потешек,  хороводов, динамических пауз, фольклора. Такой материал опирается на повторение слов и действий за взрослым. Ребенок овладевает этими играми и начинает играть самостоятельно. Игры на звукоподражание развивают чистоту звукопроизношения, фонематический слух, интонационную сторону речи. Игры с сюжетными игрушками, игры - инсценировки обогащают активный и пассивный словарь, развивают мелодико – интонационную сторону речи, диалогическую форму речи, помогают формировать основы грамматического строя речи и плавное вхождение в монологическую  речь.

        На сегодняшний день доказано, что, чем раньше начинается целенаправленная коррекционно-образовательная работа с ребенком, тем более полными и эффективными могут оказаться коррекция  и компенсация нарушений, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития.

Цель: повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса.

        Задачи:

- изучить учебно-методическую литературу передового опыта по выбранной теме;

- проанализировать содержание коррекционно-образовательной работы с детьми среднего дошкольного возраста;

- использовать в работе упражнения и задания по формированию речевой и познавательной активности детей среднего дошкольного возраста;

- планомерно и систематически совершенствовать и  внедрять методики в коррекционно-развивающий процесс по формированию речевой и познавательной активности;

- разработать, обобщить и распространить опыт работы в данном направлении.

Предполагаемый результат:  качественное улучшение образовательного процесса.

Форма самообразования: индивидуальная.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

- изучение литературы по теме;

-разработка коррекционно-развивающих занятий  по развитию познавательной и речевой деятельности с детьми с ОВЗ;

- апробация разработанных коррекционно-развивающих занятий на практике;

-посещение методических объединений, семинаров;

-проведение серий открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;

- обобщение результатов на заседании методического объединения.

План работы по самообразованию на 2023-2025 учебный год.

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

1.Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

сентябрь,

октябрь,

ноябрь, декабрь, 2023г.

Изучение предметно-пространственной развивающей среды в кабинете дефектолога;

на протяжении

2023-2025 г.

-Изучение литературы

2. Прогностический

Определение целей  и

задач темы.

Разработка системы

мер, направленных

на решение

проблемы.

Прогнозирование

результатов

сентябрь,

октябрь, 2023г.

-Ознакомление с разными диагностическими методиками  и материалами  речевого развития детей среднего дошкольного возраста.

ежегодно, на протяжении 2023-2025 гг.

-Диагностика детей по изученным методикам.

 

3.Практический

Внедрение опыта

работы.

Формирование

методического

комплекса.

Корректировка  работы

октябрь, 2023 г-

май, 2025 г

-Разработка коррекционно-развивающих занятий  по развитию познавательной и речевой деятельности с детьми  среднего дошкольного возраста;

на протяжении

2023-2025гг.

-Разработка консультаций для родителей:

-« Игры, стимулирующие познавательную активность дошкольников с ОВЗ»;

- «Развиваем речь, играя» (домашняя игротека);

-  Как развивается речь ребенка;

- Артикуляционная гимнастика – основа звукопроизношения;

- Игры и упражнения по  развитию речевой  активности

- Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания  

-Когда обратиться к логопеду?

- Взаимодействие специалистов и родителей с целью пропаганды педагогических знаний, улучшения педагогической эрудиции родителей, повышение качества коррекционно-развивающей работы

-Игры для развития восприятия геометрических форм для детей дошкольного возраста с ДЦП.

- Самомассаж для дошкольников с речевой патологией

- Развитие связной речи у детей 4-5 лет

- Нормы речевого развития ребенка от рождения до школы от 0 до 3-х лет.

- Нормы речевого развития ребенка от рождения до школы от 3-х до 7лет.

- Обучение родителей развитию познавательных процессов у детей дошкольного возраста через игры

Март 2023

Мастер-класс в рамках «Школы родителей»:

- Основные приемы логопедического массажа лица

- Логопедический массаж язычной мускулатуры

Октябрь, 2023

Мастер-класс для студентов Казанского инновационного университета имени  В.Г. Тимирясова:

«Логопедический массаж: теоретические основы»

На протяжении 2023-2025гг.

Методические разработки:

1. Авторские логоритмические упражнения для закрепления пространственно-временных понятий дошкольников с ОВЗ

2. Авторские упражнения с речевым сопровождением по лексической теме «Части суток» для формирования пространственно-временных понятий дошкольников с ОВЗ.

3. Методическая разработка "Практический материал для изучения звуков и букв русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья".

4. Авторская дидактическая игра "Неделя в лесу" для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

5. Авторская дидактическая игра "Дни недели"

и др.

На протяжении 2023-2025 гг

Изучение опыта работы учителей-дефектологов, учителей-логопедов через интернет-ресурс, педагогические сообщества

4. Обобщающий

Подведение итогов

Оформление результатов работы

2023-2025 гг.

- Систематизация практического материала по данной проблеме.

апрель,2025 г.

-Обобщение результатов на заседании методического объединения

на протяжении 2023-2025 гг.

-Участие и результаты

в муниципальных, региональных и

всероссийских  конкурсах и

викторинах (дипломы , сертификаты)

на протяжении 2023-2025 гг.

-Консультативная помощь воспитателям и родителям, организация мастер-классов, тренингов, семинаров- практикумов.

5. Внедренческий

Распространение опыта работы

на протяжении 2023-2025 гг.

-Публикации в журналах.

-Организация мастер-

классов для коллег и родителей, участие в конкурсах.

-Выставки, информация на стендах

Источники самообразования:

∙Курсы повышения квалификации

∙Семинары и конференции

∙Мастер-классы

∙Телевидение

∙Газеты, журналы

∙Видео, аудио информация на различных носителях

∙Платные курсы

∙Мероприятия по обмену опыта

∙Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная)

∙Интернет

Список изучаемой литературы:

  1. Е.Ф. Архипова «Логопедический массаж при дизартрии» Астрель 2008г.
  2. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Конспекты логопедических  занятий в детском саду для детей 4-5 лет с ОНР». «Скрипторий 2003», 2015.
  3. Батяева С.В., Володина В.С., Савостьянова Е.В. Большой альбом по развитию речи. – М.:

      РОСМЭН, 2015. – 280 с.

4. Бухарина К.Е. «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 4-5 лет с ОНР и ЗПР», «Владос», 2021.

5. Головицина Ю.Б. «Логопедические занятия  для детей с нарушением интеллекта». ТЦ «Сфера», 2020.

6. Дедюхина Г.В., Могучая Л.Д., Яньшина Т.А. Логопедический массаж: Учебно-практическое

      пособие для логопедов и медицинских работников. – М. «Гном»,2003 г.

7. Дунаева Н.Ю., Зяблова С.В. «Нарушение слоговой структуры слова у детей с ОНР. Конспекты логопедических занятий с детьми с ОНР» «Владос», 2019.

8. Е. А. Екжанова, Е.А. Стребелева.  Программа  дошкольных  образовательных  организаций  компенсирующего  вида  для детей с нарушением интеллекта  «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание».

9. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет». «Сфера», 2010.

10. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями

      в развитии: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001

11. Косинова Е.М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых

      маленьких. – М.: ООО «ОЛИСС» Эксмо,- детство ,2022.

12. Костыгина В.Н., Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика. – М.: «Карапуз», 2002

13. Крупенчук О.И., Пальчиковые игры.- СПб.: Изд. Дом. «Литера», 2005

14. Лиманская О.Н. «Конспекты логопедических занятий в средней группе». ТЦ «Сфера», 2019.

15. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с  церебральным параличом. – М.,

     1985.

16. Нищева Н.В. «Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 4 до 5 лети 5 до 6лет)». «Детство-Пресс», 2023г.

17. Новиковская О.А. «Логопедическая грамматика для детей 4-6 лет. – СПб.: Изд. дом «Знание», 2022.

18. Новиковская О.А. «Учим ребенка говорить: Игры и упрана. жнения для выработки правильного произношения всех звуков речи. . – СПб.: Изд. дом «Корона. Век», 2018.

19. Оглоблина И.Ю., Танцюра С.Ю. «Логопедичекий массаж: игры и упражнения для детей раннего и дошкольного возраста. ТЦ «Сфера», 2017.

20. Рыжова Н. В. «Развитие речи в детском саду для детей 4-5 лет». «Учитель», 2020г.

21. Стребелева Е.А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста». -  М.: Просвещение, 2014.

22. Стребелева Е.А. «Наглядный материал для обследования детей. Приложение к методическому пособию «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста». -  М.: Просвещение, 2014.

23. Фадеева Ю.А,, Пичугина Г.А. «В мире слов, букв и звуков: рчеевые игры на автоматизацию звуков». – М.: Тц «Сфера» 2023.

24. Ушакова О.С. «Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа». ТЦ «Сфера», 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию учителя-дефектолога Парфене В.Б.: «Формирование элементарных математических представлений у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии».

В данной теме по самообразованию я описываю, направления в работе по формированию математических представлений, которые используются мной на уроках. И описываю задачи, решаемые мной, в ходе уроков....

План самообразования учителя-дефектолога

план по самообразованию учителя-дефектолога...

Тетрадь по самообразованию учителя -дефектолога.

тема: Развитие слухового восприятияи формирование связной речи у детей с нарушением слуха первого года обучения....

Самообразование учителя-дефектолога

Планы по темам самообразования, отчет...

План самообразования учителя-дефектолога на 2021-2026гг

План самообразования учителя-дефектолога на 2021-2026гг...

Самообразование учителя-дефектолога

План самообразования учителя-дефектолога на 5 лет...