"Удивительное место школьная библиотека"
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Какую роль играет библиотека в жизни школьников? Какие методы привлечения детей к чтению бывают? Как увлечь детей чтением книг?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnoe_mesto_shkolnaya_biblioteka.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Удивительное место школьная библиотека

Дети должны жить в мире красоты, книги, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В. Сухомлинский

Школьная библиотека — особое, уникальное место в современной системе образования. Она не учит ребенка читать, а воспитывает и формирует у него тягу к книге. От того, как успешно эта задача будет решена, зависит наше будущее, будущее нашей страны. Какими они вырастут, духовно богатыми, зрелыми людьми или пустыми и жестокими, в ответе и школьная библиотека. Ведь сюда приходит первоклассник, а уходит молодой человек, вступающий во взрослую жизнь.

Три составляющие — семья, школа, библиотека — создают окружение, формирующее Человека Читающего, человека XXI века.

Библиотека и семья — ближайшие партнеры и союзники в воспитании у детей интереса к книге и чтению, ведь первое знакомство с книгой происходит именно в семье. И от того, насколько грамотно и умело сумеют родители приоткрыть двери в книжный мир, во многом зависит дальнейшая читательская судьба ребенка.

Не только детское чтение должно интересовать родителей. Прежде всего — они пример для подражания. Организован «родительский стеллаж», который составлен из книг, подаренных читателями. Учащиеся с удовольствием берут книги с этого стеллажа для родителей, бабушек и дедушек.

В нашем учреждении мы всегда  стараемся сохранить атмосферу детства и пытаемся распространить ее на семьи наших читателей

И образовательное учреждение, и библиотека преследует единую цель: способствовать формированию мотивации человека к саморазвитию, самообразованию через предоставление необходимых информационных ресурсов, через обеспечение открытого и полноценного доступа к информации.

Модель нашей школьной библиотеки — сотрудничество библиотеки, учителей, учащихся, родителей. Ключ сотрудничества — диалог педагога-библиотекаря и читателя. Надо видеть в каждом ученике личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее, не запрещать, а направлять, не принуждать — убеждать, не командовать, а организовать. Читатель и книга... Их отношения вечны. И не подлежат изменениям.

Заметно потесненная другими источниками информации, книга и поныне не утрачивает своей притягательной силы и служит одним из главных источников знаний. Книга — друг щедрый. Чем больше отдаешь себя ей, тем больше получаешь взамен. По своей духовности и информационной содержательности, значение которых в человеческой жизни возрастает с годами, книгу не может заменить ничто.

Библиотека — единственное место неформального общения, где можно полистать журналы на переменке, пошептаться с подружкой, поделиться своими проблемами, зайти за компанию с приятелем, увидеть что-то такое, за чем захочется вернуться. Часто это единственная возможность сменить обстановку. В какой-то степени библиотека — это место психологической разгрузки. Сейчас, когда налицо всё больше тревожных симптомов, свидетельствующих о кризисе детского чтения, стараемся искать новые технологии воспитания творческого читателя

Этому достойно может способствовать игра – важнейшая и неотъемлемая часть учёбы, досуга и культуры в целом.

"Игра доставляет ребёнку радость. Это будет или радость творчества, или радость победы, или радость эстетическая – радость качества, – писал А.С. Макаренко.

В процессе приобщения к книге и чтению она развивает эстетические чувства ребёнка, является основной формой его активности, средством, обладающим повышенным воспитательно-образовательным потенциалом. Книга служит средством создания условий для полноценной игровой деятельности детей.

Игровые приёмы очень помогают объяснить малышам необходимость соблюдать тишину и не мешать другим (здесь живёт Тихон — гном, тишину очень любит он, шалунишкам и болтушкам в рот кладёт он по лягушке). Очень интересно наблюдать за маленькими читателями к концу учебного года: дети становятся более уверенными, самостоятельными в библиотечном пространстве, приобретают умения и навыки внимательного назначения: знание и применение основных правил обращения с книгой, поведения в библиотеке, умение и желание "полечить" книгу, краткое представление о структуре книги и процессе её изготовления.

Ежедневно печать, радио, телевидение рассказывают нам о физических преступлениях: кто, кого, когда убил или ограбил (как будто в мире ничего хорошего не происходит). Но кто задумывается над числом нравственных преступлений, которые мы совершаем ежеминутно, иногда даже не подозревая об этом? Разложение нравственности заметно во всех возрастах. В суете, мы забываем обо всем, нами руководит идея выгоды, а не идея добра, любви и мира. Мы словно потеряли нравственную почву. Она уходит у нас из-под ног. Падение интереса к чтению добрых, хороших книг только способствует этому. Но какое будущее у России с такой молодежью, с таким подрастающим поколением? Современный мир держится на старшем поколении, которое воспитано иначе. А на ком будет держаться будущий мир? Что положит в фундамент современное поколение? Крепким ли оно будет? Кое-что заложить в души — научить правилам этикета, показать читателям, что добро и справедливость, честь и благородство во все времена ценились всеми народами мира — мы можем. Мы должны убедить детей, что истинное призвание человека — сострадание ближним, жизнь по совести, радость творческого труда.

Воспитывать навыки нравственного поведения мы начинаем уже с младших классов.

Сказка — это удивительное по силе психологическое воздействие, мощный инструмент развития читателя. Сказки отличаются глубоким идейным смыслом, большой художественной выразительностью. Это народное творчество, необходимое для изучения народной психологии и в наши дни. Русский сказочный репертуар очень богат. Именно этой теме было посвящено мероприятие «Сказка – ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок» для 1-2 классов.

Гости вспоминали сказки, которые любят с детства, отвечали на загадки, угадывали, что находится в сказочной шкатулке... И дети, и воспитатели остались очень довольны.

Подобные мероприятия объединяют творческих людей, позволяют привлечь к участию в них наибольшее количество действующих лиц, зрителей и, кроме того, способствуют продвижению чтения.

При чтении стихов и сказок, раскрывается детям смысл отдельных правил поведения — ведь в них заложено уважение к другим людям. Стараемся помочь ребенку уяснить, почему воспитанный человек поступает так, а не иначе, чтобы он применял правила поведения осознано.  Говорим с ними о добре и зле, о чуткости и равнодушии, о дружбе и товариществе, об уважении друг к другу.

Не лгать и красть, заботиться о братьях наших меньших, не капризничать, быть милосердными учат детей небольшие рассказы М. Зощенко, Л.Толстого, М. Пришвина, В. Осеевой, О. Уайльда, сказки В. Даля, стихи В. Маяковского, А. Плещеева, А. Барто и др.

Положительные результаты получаем при проведении бесед-рассуждений о доброте и жестокости, о совести, зависти и скромности, уважительном отношении к старшим и высокомерии по книгам B. Сутеева, Г. Андерсена, П. Бажова, В. Одоевского, Б. Заходера, .Алексеева, Р. Погодина. 9-10-летние читатели учатся умению рассуждать не только по поводу прочитанных книг, но и статей из детских газет и журналов — «Мурзилка», «Филя»,  «Весёлые картинки»», «Пионерская правда» — о дружбе и товариществе, совести, давать правильную оценку героям, быть сострадательными к чужому горю, не обижать животных и птиц.

Беседа «Звездный час вежливости», викторины по русским народным сказкам, диалоги с героями разных книг о добре и зле «Послушаем Денискины рассказы» — эти мероприятия  учат быть великодушными, справедливыми, верными в дружбе и подталкивают ребят к совершению смелых и добрых поступков.

Старшеклассники чутко реагируют на недостаток добра в наше сложное время. Это делает актуальным обсуждение поступков в литературе и в жизни.

Книги А. Алексина, А. Лиханова, В. Крапивина, Б. Васильева, В. Быкова, В. Железникова, О. Генри, Д. Рубиной, Л. Матвеевой помогают подросткам найти нравственные ориентиры, подлинные жизненные ценности.

Без любви к своей Родине, гордости за свершения её народа, уважения к её прошлому и памяти о героях и защитниках, отдавших свои жизни ради её будущего, невозможно воспитать человека, достойного носить звание гражданина своей страны. Особенно остро этот вопрос встаёт в современном мире, когда «меняются» нравственные ценности и идеалы, совершаются многочисленные попытки «переписать» историю.

Формирование познавательных интересов у подростков — одна из важных задач, которую решает наша библиотека. Научно-познавательная литература является одним из источников получения разнообразных знаний, расширения познавательных интересов, расширения кругозора, средством интеллектуального и духовного обогащения. Книги серии «Я познаю мир», «Сто великих». «Сто знаменитых» пользуются особой популярностью у пользователей нашей школьной библиотеки.

Систематическое чтение научно-познавательной литературы способствует развитию у подростков интереса к определённой отрасли знаний, человеческой деятельности.

Можно без преувеличения сказать, что познавательная деятельность открывает учащимся окно в мир знаний, удивительных находок. Она способствует развитию потребности в чтении, заставляет искать дополнительную информацию в справочниках, энциклопедиях; научно-популярных изданиях.

 Детские журналы и газеты – это красочный, познавательный и творческий мир, в который дети с удовольствием погружаются, исследуя его и развиваясь.

«Книга – это окошко, через которое дети видят мир и самих себя», – говорил В.Сухомлинский.

Библиотерапия — это, как известно, лечебное профилактическое воздействие на человека с помощью чтения литературы разных жанров в целях нормализации или оптимизации психических, физиологических, биологических процессов в организме.

Даже если контакты с окружающим миром полностью восстановить не удаётся, не надо отчаиваться — художественная, юмористическая, детективная, научно-фантастическая и, наконец, сказочная литература в какой-то степени может их компенсировать в дальнейшей жизни.

«Секрет» библиотерапии в том, что её воздействие проявляется прежде всего тогда, когда образы, чувства, влечения, желание, мысли, возникающие в процессе чтения, восполняют недостатки собственных ощущений, когда болезненные мысли и чувства заменяются на позитивные.

         Сама уютная обстановка библиотеки, книги, журналы и даже цветы, спокойная доброжелательная атмосфера, помогают отвлечься от проблем, эмоциональной  и умственной нагрузки. Но, самое главное — в библиотеке есть её Величество КНИГА — «чудесный лекарь наших душ».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОТРУДНИЧЕСТВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ СО ШКОЛЬНЫМ БИБЛИОТЕКАРЕМ. МОЙ КЛАСС И ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА.

ВАЖНУЮ РОЛЬ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ  ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ИГРАЕТ  БИБЛИОТЕКА.  НА БИЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ УЧАЩИМСЯ ОТКРЫВАЕТСЯ ЧУДЕСНЫЙ МИР ЛЮБИМЫХ КНИГ, ПРИВИВАЕТСЯ У...

Сценарий праздника школьной библиотеки «Сказочная страна – библиотека» (для учащихся начальных классов)

Сценарий праздника школьной библиотеки«Сказочная страна – библиотека»(для учащихся начальных классов)...

Выступление на августовской секции школьных библиотекарей в 2012 году на тему:"Школьная библиотека как условие реализации Федерального государственного образовательного стандарта".

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №1»   Школьная библиотекакак условие реализации Федеральногогосударственного образовательного станда...

Школьная библиотека и школьный библиотекарь сегодня.

Работа в библиотеке – это не только выдача и прием книг.Библиотекарь – хранитель книг в прямом и переносном смысле. Ему известны секреты классификации книг, составления библиографических справочников ...

Возможности библиотеки в сопровождении курса ОРКСЭ. Выступление на семинаре руководителей школьных библиотек

Презентация к выступлению на семинаре руоводителей школьных библиотек раскрывает возможности взаимодействия учитея ОРКСЭ и школьной библиотеки...

ПРОЕКТ преобразование школьной библиотеки из статуса «библиотека» в «информационно-библиотечный центр»

Модернизация системы образования требует глубокого изменения во всех структурных подразделений школы, в том числе и информационно-методическое обеспечение учебного процесса.Функции   совреме...

Положение о школьной библиотеке, в приложении ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ школьной библиотекой

Настоящее Положение о библиотеке МОУ «СОШ №76 имени М.Г. Галицкого» является локальным нормативным актом школы, регулирующим взаимоотношения участников образовательных отношений: обучающих...