Су-джок терапия, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
план-конспект

Дошкольный период жизни — важнейший этап в формировании здоровья ребенка, обеспечивающий единство физического, психического и интеллектуального развития. Несомненно, что именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются развитие мелкой моторики, так как в это время закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sudzhok.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Су-Джок терапия, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Автор: педагог-психолог Карпова Анна Александровна

Организация: МБДОУ «Детский сад №39 комбинированного вида»

Населенный пункт: Владимирская область, город Муром

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский

Введение:

Дошкольный период жизни — важнейший этап в формировании здоровья ребенка, обеспечивающий единство физического, психического и интеллектуального развития. Несомненно, что именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются развитие мелкой моторики, так как в это время закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

Необходимо подчеркнуть, что уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности детей к школьному обучению. Ребенок, который имеет высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, также у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.

В настоящее время нетрадиционные формы и средства занятий с детьми привлекают все большее внимание. Су-Джок терапия - одна из них, который является целесообразным, эффективным и простым. Су Джок терапия (су-кисть, джок — стопа) — достижение восточной медицины, разработана учёным из Южной Кореи, профессором Пак Чжэ Ву. Это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает воздействие на кору головного мозга. Этот метод вызывает раздражение рецепторов, расположенных на ладошках и стопах детей и вызывает приятные ощущения, развивает мелкую моторику, активизирует межполушарное взаимодействие, активизирует развитие речи ребенка, позволяет эффективно развивать эмоционально-волевую и познавательную сферу, способствует общему укреплению организма ребёнка. Су-Джок терапию можно и нужно использовать в профилактических и коррекционных целях наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием.

Применяются Су - Джок - массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими колечками. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные кольца надеваются на пальчики и можно свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Цель: повышение эффективности педагогической деятельности по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста путем использования Су-Джок терапии.

 

Задачи:

развивать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье;

развивать речь и познавательную активность дошкольников, воображение и наглядно-образное мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

- создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Методы су–джок терапии

Массаж – основной метод Су–Джок терапии

Приёмы су – джок массажа:

круговые движения шарика между ладонями

перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони

вращение шарика кончиками пальцев,

сжимание шарика между ладонями,

сжимание и передача из руки в руку.

Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой

Массаж Су-Джок шариком

«Будь здоров!»

Чтоб здоров был пальчик наш.

Сделаем ему массаж.

Посильнее разотрём.

И к другому перейдём.

(Прокатывать шарик между ладонями, затем к каждому пальцу на правой и левой руке.)

«Крючочки»

Как наш пальчик изловчился.

И за шарик зацепился.

Буду шарик поднимать.

Свои пальцы обучать.

(Удерживать шарик одним пальцем, обхватывать каждым пальчиком и поднимать.)

 

«Шарик пальчиком катаю»

Шарик пальчиком катаю.

Ловкость пальцев проверяю.

Ты колючий шарик мой.

Подружись сейчас со мной. (Шарик на ладони катать каждым пальчиком.)

 

«Шарик»

Шарик я открыть хочу.

Правой я рукой кручу.

Шарик я открыть хочу.

Левой я рукой кручу. (Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика.)

 

«Пинцет»

Дружат пальчики, не тужат

Им пинцет очень нужен.

Эй, кто ловкий, не зевай

Пинцетом шарик поднимай. (Растопырить пальчики и поднимать шарик прямыми пальцами: большим - указательным, указательным - средним, средним - безымянным, безымянным - мизинцем, как пинцетом поочередно левой и правой рукой.)

 

«Ловкие пальчики»

Я вам шарик покажу.

Двумя пальцами держу.

(Удерживать двумя одноименными пальцами обеих рук: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.)

 

«Кручу - верчу».

Шарик пальцами кручу.

Здоровым быть всегда хочу.

(Большим и указательным пальцем левой руки держать шарик, а большим и указательным правой крутить, пальцы чередовать: большой - средний, безымянный - большой и т.д.)

 

«Прыжки»

Пальчик мой по кочкам, прыг.

Он хороший ученик.

(Шарики раскрыть и «попрыгать» попеременно всеми пальцами: большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем по колючей поверхности, как по кочкам.)

 

« Колючий ежик»

Гладь мои ладошки, ежик!

Ты колючий, ну и что же?

Я хочу тебя погладить!

Я хочу с тобой поладить!

(Катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальчиками до колючек)

Игры и упражнения с массажным кольцом

«Вышли пальчики гулять»

Раз, два, три, четыре, пять (разгибать пальцы из кулачков по одному),

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик в лес пошел (поочередно надевать массажное кольцо на каждый палец),

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик много ел,

Оттого и растолстел.

« Семья»

Этот пальчик — дедушка.

Этот пальчик — бабушка. (Массаж кольцом начиная с большого пальца)

Этот пальчик — мамочка.

Этот пальчик — папочка.

Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья! (сжимать и разжимать кольцо в ладони)

Важно заметить, что вариантов игр и упражнений с массажными шариками – множество. Все зависит от фантазии детей и воспитателей.

«Пальчики»

Этот пальчик маленький

Этот пальчик слабенький

Этот пальчик длинненький

Этот пальчик сильненький

Этот пальчик большачок

А все вместе кулачок

Достоинствами Су-Джок являются:

Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат).

 

 

Список литературы

1. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М., 1989. – 245 с.

2. http://www.moi-detsad.ru/helth117.html.

3. http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/05/25/ispolzovanie-su-dzhok-terapii-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo.

4. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство Лань, 2002. – 120 с.

5. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

6. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.

7. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.

8. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развит...

План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР)

План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР), на 2013 по 2016 год....

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

консультация для родителей, где описаны различные игры с пальчиками....

Консультация: «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Степень развития мелкой моторики у ребёнка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие ...

Упражнения для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Материал предназначен для родителей, воспитателей. В статье рассказывается, что такое мелкая моторика, для чего нужно развивать мелкую моторику, в каком возрасте и какие упражнения способствуют развит...

Консультация для родителей "Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

На занятии по лепке решаются не только традиционные задачи по формированию изобразительных умений и навыков, но и специфические - по коррекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы ребенка....