Система наставничества в школе как инструмент формирования универсальных навыков педагогов.
статья

Екатерина Аркадьевна Важенина

Система наставничества в школе как инструмент формирования универсальных навыков педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент образования и науки Тюменской области

Департамент образования Администрации города Тюмени

 МАОУ СОШ № 56 города Тюмени

Система наставничества в школе как инструмент формирования универсальных навыков педагогов.

Авторы:

Важенина Екатерина Аркадьевна,

 учитель английского языка.

Тюмень 2024

Наставничество неразрывно связано с повышением профессионального уровня педагога. Не секрет, что в настоящее время по разным причинам, педагоги не стремятся повышать свой профессиональный уровень. Одна из причин – убеждение себя в том, что «меня все равно не заметят», «стоит ли пытаться», «что работаешь, что не работаешь», «одни и те же» и так далее, и тому подобное.

Во вновь созданном коллективе, в таком как в МАОУ СОШ № 56 г. Тюмени на данный момент всем педагогам, хочется показать себя с самой лучшей стороны, начав «с нового листа в новой школе», заработать себе авторитет. Сейчас педагогический коллектив школы условно можно разделить на 4 группы:

1 группа. Молодые специалисты, педагоги со стажем работы менее 3х лет.

2 группа. Педагоги со стажем работы от 3 до 5 лет. Сложность работы с данной категорией педагогов заключается в том, что они еще не готовы делиться собственным опытом работы, но и перенимать опыт от других им пока не хочется, они считают себя достаточно подготовленными и осведомленными во всех тонкостях своей работы учителя.

3 группа. Педагоги со стажем работы от 6 до 24 лет, в этой группе педагоги легче других воспринимают изменения, самосовершенствуются, решают профессиональные задачи, являются наставниками, тьюторами для молодых педагогов, обобщают и распространяют собственный педагогический опыт.

4 группа. Педагоги со стажем работы более 25 лет. Как правило, это педагоги, с трудом воспринимающие изменения. Эти педагоги не спешат изучать передовой педагогический опыт, считают, что уже узнали в педагогике все, что можно узнать.

Однако рано или поздно может наступить момент, когда темп роста одной части коллектива начнет отставать от темпа роста другой, наступит усталость, разочарование, отсутствие желания двигаться вперед, расти профессионально, не у всех получиться «влиться» в коллектив.

Для преодоления этих трудностей, могут помочь универсальные или «мягкие» («гибкие») навыки.

Soft skills («мягкие», «гибкие» навыки) - комплекс неспециализированных, надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность труда и являются сквозными, то есть не связанными с конкретной предметной областью.

Среди видов универсальных навыков хотелось бы выделить наиболее актуальные для педагога:

1.Комплексное многоуровневое решение педагогических проблем.

2. Критическое мышление как профессионально-ориентированный вид мышления.

3.Креативность как способность к творческому поиску, нестандартному решению педагогических задач.

4. Сотрудничество с другими (коллегами, руководством, родителями, обучающимися, внешними партнерами).

5. Когнитивная гибкость.

6. Селф-менеджмент

Именно эти навыки являются основой и гарантом профессиональной успешности педагога.

В школе сложилась система, похожая на пчелиные соты, где видно грани взаимодействия педагогов в коллективе, где центром школьной жизни является сам педагог.  Педагог может быть наставником или наставляемым,  руководителем проекта или его участником, принимать участие в работе предметных методических объединений, заниматься самообразованием.  И в процессе этой деятельности формируются и развиваются гибкие навыки педагогов, необходимые для успешной реализации модели повышения профессионального роста педагогов и наставничества. Например:

1) Важно выстраивать индивидуальный образовательный маршрут для каждого, с учетом потребностей, возможностей, профессиональных интересов, уровня квалификации.

2) Каждый педагог должен понимать, зачем ему необходимо учиться и что он за это получит. Мотивом может служить признание, уважение среди коллег и родителей, финансовые поощрения, поощрение в виде наградного материала, карьерный рост, переход в более значимую для педагога целевую группу, возможность участия в городских конкурсах профессионального мастерства.

3) Создание комфортной, творческой, информационной среды. Как для учащихся, так и для педагогов, образовательная среда должна быть доступной. Креативная образовательная среда обеспечит формирование личности творческого педагога, готового к переменам и инновациям. Сохранение благоприятного микроклимата образовательной организации сохраняет психологическое и физическое здоровье педагогов, а значит, повышает работоспособность и укрепляет активную жизненную позицию.

4) Необходимо давать педагогам возможность общаться в деловых профессиональных кругах, изучать новое через практикоориентированное взаимодействие с более опытными коллегами. Посещение педагогических форумов, конференций, профессиональных конкурсов даже в качестве слушателя поможет педагогу выстроить новые профессиональные связи, обогатиться творческими идеями.

5) Сочетание использования потенциала группового обучения с индивидуальным.

Деятельность такой системы наставничества дает положительные результаты для участников-учителей:

-преодоление профессионально-личностных кризисов

-самоопределение, формирование жизненных ориентиров и активной гражданской позиции

-получение представлений о реальном мире, о своих перспективах и способах действия

-повышение мотивации к достижению новых целей

-развитие навыков и качеств личности, необходимых для жизни.

А также позитивные результаты для организации:

 -создание сообществ учителей, обучающихся, родителей и благодарных выпускников, открытых к взаимодействию и изменениям;

-вовлечение участников в жизнь образовательной организации;

-большая открытость школы, преодоление герметичности образовательного процесса;

 -формирование культуры наставничества, его ценностей и традиций;

 -улучшение психологического климата в образовательной организации;

-повышение социального и профессионального благополучия внутри образовательного учреждения и сотрудничающего с ними социума;

-появление дополнительных возможностей и ресурсов для развития образовательной организации (гранты);

-формирование устойчивых связей с другими образовательными организациями.

Среди различных форм и методов методической помощи и поддержки педагогов наставничество обладает наиболее высоким потенциалом для осуществления персонифицированного сопровождения учителей, интегрируя его различные модели, уровни и методы.

Наставничество является эффективным инструментом адаптации молодых специалистов, начинающих педагогов к условиям образовательной деятельности и выполнению трудовых функций в соответствии с профессиональным стандартом; сохранения и развития педагогических традиций и опыта; мотивации учителей к сотрудничеству и сотворчеству; восполнению личных профессиональных (компетентностных) дефицитов педагогических работников любого возраста и стажа работы, что является подтвержением значимость универсальных навыков в педагогической среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Экологический КВН" как инструмент формирования универсальных учебных действий.

В статье коротко сформулированы главные отличия ФГОС II поколения от предыдущих и изложены возможности достижения изложенных в них результатов образования и формирования универсаль...

Организация исследовательской деятельности как инструмент формирования универсальных учебных действий учащихся

Данная работа показывает как можно оказать  помощь учащимся в развитии способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать сво...

МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

В статье раскрывается значение мультимедийных технологий в образовательном процессе. На примерах показаны направления использования информационных технологий в урочной деятельности, способствующие фор...

Информационно-коммуникативные технологии как инструмент формирования универсальных учебных действий и реализации проектно – исследовательской деятельности учащихся

Материалы заочной региональной научно-практической конференции «Образовательные технологии, обеспечивающие достижение требований ФГОС к результатам деятельности общеобразовательной школы», март 2014 ...

ТРИЗ как инструмент формирования универсальных учебных действий у детей и подростков

Современная ТРИЗ-педагогика предлагает системно разработанные методы и приемы, направленные на формирование у детей и подростков универсальных учебных действий, в первую очередь, познавательной и...

Проектная деятельность как инструмент формирования универсальных учебных действий на уроке немецкого языка

Данная работа является рефератом , где собран основной материл по проектной технологии...

Культура проектной деятельности как элемент формирования и развития системы наставничества в школе

Практика формирования культуры проектной деятельности в образовательной среде преследуюет следующие задачи:формирование и развитие системы наставничества в ОУ;профориентация учащегося за счёт са...