Проект "Экологический КВН" как инструмент формирования универсальных учебных действий.
статья по физике по теме
В статье коротко сформулированы главные отличия ФГОС II поколения от предыдущих и изложены возможности достижения изложенных в них результатов образования и формирования универсальных учебных действий при организации проектной деятельности учащихся по экологической тематике на уроках физики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_kvn_kak_instrument_formirovaniya.docx | 38.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
ПРОЕКТ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КВН» КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
учителя физики ГБОУ гимназии № 105
Выборгского района
Санкт- Петербурга
Маркеловой Татьяны Игоревны.
Отличительной особенностью образовательного стандарта второго поколения является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащихся. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, вместо этого формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть. При этом содержание образования по новому стандарту требует включения в контекст обучения решения значимых жизненных задач, а среди разнообразия форм обучения решающая роль отдается учебному сотрудничеству. Учителю же необходимо создать условия для обеспечения достижения планируемых результатов.
Такой новый подход к процессу образования я попробовала осуществить при подготовке и проведении с учащимися 9-х классов игры «Экологический КВН».
Почему игра экологическая?
Физика играет важнейшую роль в правильном понимании многих экологических проблем, возникающих в качестве побочного эффекта HTП. Она же служит основой тех технических средств, которые создаются для нейтрализации пагубного воздействия жизнедеятельности человечества и применяемых технологий на природу. Поэтому школьный курс физики дает широкие возможности для формирования у учащихся экологической культуры и нового мышления, ориентированного на изменение путей и методов развития цивилизации. Таким образом, рассматривая проблемы экологии на уроках физики, мы добиваемся следующих результатов:
1. личностные:
- убежденность в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества;
- отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры.
2. предметные:
- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
- умения и навыки применять полученные знания для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- формирование убеждения в закономерной связи явлений природы, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей.
Почему игра?
Во-первых, такая форма организации деятельности учащихся, с моей точки зрения, создает оптимальные условия для достижения основной цели программы развития универсальных учебных действий в основной школе – учить ученика учиться в общении, так как позволяет вовлечь ребят в коллективную учебную работу (ученик-ученик), направленную на формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей (личностные результаты). Изучаемый материал делается личностно значимым для ученика, формируется отношение к материалу, игра стимулирует творческое мышление. Кроме того, желание победить в соревновательной игре создает повышенную мотивацию к учению.
Во-вторых, игра позволяет осуществить учебное сотрудничество (учитель-ученик), так как деятельность учащихся, в ходе которой порождаются и развиваются личные впечатления, убеждения и интересы, а так же новые знания, организуется учителем. Ему необходимо четко сформулировать цели и задачи, предоставив учащимся возможность выбора путей их реализации.
И, в-третьих, в ходе подготовки к игре и при ее проведении возможно достижение достаточно широкого спектра метапредметных результатов обучения, которые сформулированы в новых стандартах. И вот об этом хочется рассказать поподробнее и на конкретных примерах.
Метапредметные образовательные результаты определены стандартами II поколения через набор универсальных учебных действий (УУД), т. е. совокупности способов деятельности учащегося и связанных с ними навыков работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. По одному из существующих вариантов различают четыре вида УУД:
- личностные действия (Л) – позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями;
- коммуникативные действия (К) – обеспечивают возможности сотрудничества: умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу;
- регулятивные действия (Р) – обеспечивают возможность управлять познавательной и учебной деятельностью. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности должен обеспечить базу будущего профессионального образования и самосовершенствования;
- познавательные действия (П) – включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Чтобы проанализировать, какие УУД отрабатывали учащиеся в ходе проектной деятельности, сначала познакомимся со сценарием проведения игры, где приведены задания и вопросы для участников играющих команд и их болельщиков. Отбирая материал для игры, я руководствовалась следующими соображениями:
- вопросы экологии должны быть органически связаны с содержанием уже изученного материала;
- решение задач экологического содержания должно осуществляться главным образом с целью анализа полученного результата;
- при ознакомлении учащихся с вопросами экологии необходимо привлекать их знания, приобретенные при изучении других предметов.
Сценарий игры «Экологический КВН».
1) Вступительное слово ведущего.
2) Выход и представление команд. (Название команды, девиз, приветствие соперникам, болельщикам, жюри).
3) Разминка. (Команды задают друг другу вопросы по экологии и охране природы. Вопросы и ответы к ним, заранее подготовленные участниками, демонстрируются на ИД для большей наглядности и экономии времени.)
4) Домашнее задание. (Команды представляют результаты выполнения домашнего задания, также заранее подготовленные на электронном носителе, и формулируют соответствующие выводы.) В качестве домашнего задания участникам предлагается практическая работа с элементами исследования « У СВЕТОФОРА»:
Автомобили на сегодняшний день в России – главная причина загрязнения воздуха в городах. Сейчас в мире их насчитывается более полумиллиарда. Выбросы от автомобилей в городах особенно опасны тем, что загрязняют воздух в основном на уровне 60-90 см от поверхности Земли и особенно на участках автотрасс, где стоят светофоры. Надо отметить, что особенно много канцерогенных веществ выделяется во время разгона и торможения, при работе двигателя на холостом ходу, а также при езде по ямам и колдобинам.
Таблица 1. Состав выхлопных газов бензиновых и дизельных двигателей (г/мин)
№ | Компоненты выхлопных газов | Бензиновые двигатели | Дизельные двигатели |
1 | Оксид углерода СО(II) | 0,035 | 0,017 |
2 | Оксид углерода СО2 (IV) | 0,217 | 0,2 |
3 | Оксид азота (NO, NO2) | 0,002 | 0,001 |
4 | Сажа | 0,04 | 1,1 |
Цель работы:
Оценка и вычисление токсичных продуктов от работы транспорта, характер их действия на живые организмы и окружающую среду.
Место проведения: автотрасса, перекресток-светофор.
Приборы: часы с секундной стрелкой.
Ход работы:
- Засекаем время t – 10мин.
- Определяем число машин, останавливающихся у светофора, - n.
- Определяем количество переключений:
торможение
набор скорости k,
холостой ход
4. Заполняем таблицу:
Таблица 2. Масса выхлопных газов различных видов транспорта.
Марки машин | t (мин) | n | k | m CO2 | m CO2 | m NO2 | m сажа | M |
Легковые | ||||||||
Грузовые | ||||||||
Автобусы |
M = t×n×k×(mco+mco2+mno2+mсажи)
Вопросы и задания:
-для первой команды:
а) игрокам: сравнить выброс токсичных продуктов бензиновых и дизельных двигателей;
б) болельщикам: к чему приводит загрязнение почвы свинцом и оксидами углерода? Как это отражается на состоянии здоровья человека?
-для второй команды:
а) игрокам: сравнить выброс токсичных продуктов транспортом в разное время суток;
б) болельщикам: к чему приводит загрязнение почвы сажей и оксидами азота? Как это отражается на состоянии здоровья человека?
4) Музыкальная пауза. (Под звуки музыки болельщики обеих команд демонстрируют заранее подготовленные плакаты по экологической тематике.)
5) Конкурс решения задачи с привлечением помощи болельщиков. (Ведущий предлагает участникам игры решить задачу экологического содержания, а болельщикам ответить на соответствующие вопросы.) Задача и вопросы к ней могут быть следующие:
ЗАДАЧА. В настоящее время танкерный флот является основным источником загрязнения мирового океана. Крупная экологическая катастрофа произошла в марте 1978 года у берегов Франции. После аварии американского супертанкера «Амоко Кадис» из резервуара в море вылилось 200 тыс. тонн нефти. В результате аварии образовалась нефтяная пленка средней толщины 0,5 мм. Определите площадь загрязнения. (5×108 м2)
ВОПРОС для болельщиков первой команды: Как влияет нефтяная пленка на биосферу водоема? (Образовавшийся на поверхности воды слой нефти - препятствует диффузии газов, кислород не поступает внутрь водоема, углекислый газ и метан не выводятся наружу, биологическое равновесие внутри водоема нарушается; - уменьшает освещенность водоема, затрудняя процесс фотосинтеза в нем; - нарушает теплоизоляцию слоя перьев у водоплавающих птиц.)
ВОПРОС для болельщиков второй команды: Перечислите другие источники загрязнения Мирового океана. (Промышленные, сельскохозяйственные и городские отходы (реки выносят в моря неочищенные стоки, а это сотни миллионов тонн различных ядов); Радиоактивные отходы; Механические отходы; Биологические отходы.)
ВОПРОС для болельщиков обеих команд (команда, болельщики которой первыми дадут четкий и правильный ответ, получает дополнительные баллы.): В России есть два моря, представляющие собой сообщающиеся сосуды – Азовское и Черное, причем одно почти пресное, а другое соленое. Может ли вода перетекать из одного моря в другое через Керченский пролив и пагубно сказываться на жизни морского мира? (Азовское море пополняется пресной водой рек Дон и Кубань, но перетекание такой воды в случае подъема ее уровня не представляет опасности для обитателей Черного моря. В засушливые годы это пополнение ослабевает, и уровень воды в Азовском море понижается – соленая вода из Черного моря частично перетекает в Азовское и губит в нем пресноводную рыбу.)
6) Конкурс капитанов. (Капитаны представляют и защищают свою программу по улучшению экологической обстановки в районе школы в виде презентации.)
7) Подведение итогов. (Выступления участников, членов жюри, объявление результатов игры, заключительное слово ведущего.)
Теперь можно проследить, какие УУД выполняли учащиеся, готовясь к игре и участвуя в ней. Эта информация представлена в следующей таблице.
Таблица 3 Действия учащихся на различных этапах проекта.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА | ДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ | УУД |
1. Формирование команды игроков и группы болельщиков, выбор капитана, распределение функций. | - ориентируются в социальных ролях и межличностных отношениях (самоопределение) - устанавливают связь между целью деятельности и ее мотивом (смыслообразование); - прогнозируют возможность выполнения задания; - планируют деятельность. | Л Л Р Р |
2. Подготовка к разминке и конкурсу капитанов. | - планируют поиск информации, формулируют вопросы; - осуществляют расширенный поиск информации; - записывают, фиксируют информацию и обмениваются ею через сетевые ресурсы; - определяют смысл информации; - структурируют информацию; - выстраивают высказывания; - представляют преобразованную информацию. | П П П П П П П |
3. Выполнение домашнего задания. | помимо действий, перечисленных в пункте 2, - осознают цель и содержание практической работы; - планируют деятельность; - продумывают способы проверки результатов и их коррекции; - анализируют результат и делают выводы. | П Р Р Р П |
4. Подготовка музыкальной паузы. | - используют знаково-символические средства для создания моделей и схем изучаемого содержания. | П |
5. Конкурс решения задачи. | - фиксируют способ действия, применимый к решению конкретной задачи; - применяют знания для решения задачи в нестандартной ситуации. | П П |
6. При подведении итогов. | - производят самооценку и оценку деятельности партнеров; - различают оценку результата и оценку способа действия; - сравнивают свою самооценку выполнения заданий с оценкой учителя ( рефлексия деятельности) | Р Р Р |
Кроме того, на всех этапах предложенного проекта его участники, выполняя различные коммуникативные действия, учатся слышать, слушать и понимать друг друга; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; распределять роли; взаимно контролировать действия друг друга; договариваться с партнером, вести дискуссию; правильно выражать свои мысли в речи; уважать в сотрудничестве партнера и самого себя, то есть учатся учиться в общении.
Таким образом, предлагая учащимся подобный проект, учитель работает на достижение и общих предметных, и личностных, и метапредметных результатов, формируя у учащихся все виды универсальных учебных действий, то есть развивая способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем присвоения нового социального опыта, как того требуют образовательные стандарты II поколения.
Источники и литература:
1. сайт standart.edu.ru (глоссарий);
2. сайт www.gcro.ru;
3. сайт prosv.ru;
4. «словарик терминов ФГОС», составленный МО и науки РФ;
5. Г.А.Фадеева, В.А.Попова. Физика и экология. 7-11 классы: материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию. Волгоград: Учитель, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской деятельности как инструмент формирования универсальных учебных действий учащихся
Данная работа показывает как можно оказать помощь учащимся в развитии способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать сво...
МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
В статье раскрывается значение мультимедийных технологий в образовательном процессе. На примерах показаны направления использования информационных технологий в урочной деятельности, способствующие фор...
Информационно-коммуникативные технологии как инструмент формирования универсальных учебных действий и реализации проектно – исследовательской деятельности учащихся
Материалы заочной региональной научно-практической конференции «Образовательные технологии, обеспечивающие достижение требований ФГОС к результатам деятельности общеобразовательной школы», март 2014 ...
ТРИЗ как инструмент формирования универсальных учебных действий у детей и подростков
Современная ТРИЗ-педагогика предлагает системно разработанные методы и приемы, направленные на формирование у детей и подростков универсальных учебных действий, в первую очередь, познавательной и...
Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи
Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...
Проектная деятельность как инструмент формирования универсальных учебных действий на уроке немецкого языка
Данная работа является рефератом , где собран основной материл по проектной технологии...
Универсальные учебные действия. От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий
Виды УУД.Личностный (Л.Р.): внутренняя позиция, мотивация учебной деятельности Регулятивный (М.Р.): организация, планирование, контроль, коррекцияПознавательный (М.Р.): восприятие, анализ, модел...