Технология предотвращения конфликтов
рабочая программа (8 класс)

Шачнева Ксения Владимировна

Технология предотвращения кофликтов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx44.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Учимся предотвращать и разрешать конфликты».

Цель: формировать конфликтную компетентность учащихся и способность толерантного поведения.

Задачи:

Образовательные:

  • Формирование представлений о различных вариантах человеческого общения;
  • Ознакомление учащихся с понятиями «конфликт», «компромисс»;

Развивающие:

  • Развитие познавательного интереса учащихся;
  • Развитие таких личностных качеств, как рефлексия, эмпатия, толерантность;
  • Повышение активности учащихся на занятиях;

Воспитательные:

  • Воспитание уважительного отношения к окружающим людям;
  • Формирование социально-одобряемых норм поведения.

Оборудование:

  • снежинки, ручка, листы.

Ход урока.

«Нужны двое для ссоры;

не будьте никогда одним из них».

Джон Леббок, англ. писатель – моралист.

I Орг. момент.

Тема нашего занятия: «Учимся предотвращать и разрешать конфликты».

Настрой на работу учащихся и нормализовать психологическое состояние

  Упражнение «Сила дыхания»

Цель: обучение детей с помощью дыхания нормализовать психологическое состояние.

Психолог . Сядьте удобно и сосредоточьтесь на своем дыхании. Когда вы выдыхаете воздух, сконцентрируйтесь на том, от чего хотите избавиться. А вдыхая, пожелайте себе силы, энергии, вдохновения. Упражнение выполняют в течение минуты.

 - Ну вот мы и проверили нашу готовность, теперь можно смело приступать к делу.

II Основное содержание занятия.

Психолог  Мы каждый день приходим в школу. Школа – это то место, где встречаются и дети и взрослые. Немудрено, что в их совместной деятельности возникает множество неприятных ситуаций.  И сегодня мы  с вами поговорим о такой  проблеме, которая не раз  возникала в вашей жизни, как конфликт или конфликтная ситуация.  Действительно из-за конфликтных ситуаций  люди иногда теряют самых близких друзей, кто-то работу, а кто-то остается оскорбленным и униженным на длительное время.

Сегодня на примерах мы разберем причины возникновения конфликтов и научимся как правильно их разрешать. А ещё лучше, научиться вести себя так, чтобы конфликтов в жизни стало поменьше. Для начала давайте сыграем в игру «Хорошо-плохо».

ИГРА «ХОРОШО – ПЛОХО»

Дети делятся на две группы. Первая группа находит положительные стороны в ситуации  «Это хорошо…»,   называя какое-то событие, следующая опровергает его утверждение словами «Это плохо…» . ( Когда вы шли в школу вдоль дороги, вас обрызгала машина….) (Коля стоит в очереди в буфет, а Влад проходит без очереди…)

- Молодцы! Как вы думаете, чему учит эта игра?

(ответы детей)

 - Правильно, в любом событии можно найти хорошее и плохое.  И от того, как мы  относимся к разным событиям в жизни, могут возникать различные ситуации.  

Разберем следующую  ситуацию (просмотр мультфильма  «Конфликт»)

     Как решился этот конфликт?

     Есть ли выигравшая сторона? А проигравшая?

     Могла  ли данная  ситуация разрешиться без конфликта и для первых двух героев?

   -  Так что же такое конфликт? (ответы)

Конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей.

 Игра “Разожми кулак” поможет нам понять, какими методами или способами можно разрешить конфликт.

Один сжимает руку в кулак, другой старается разжать его используя при этом силовые, а потом несиловые методы: уговоры, просьба, хитрость.

Удалось ли вам разжать кулак партнера? Что вам пришлось для этого применить?      

Сила? Эффективен ли такой способ? (противоположная сторона обязательно будет сопротивляться).

Слово? Более эффективный способ (уговорить человека, объяснить необходимость)

Шутка?  Когда человек улыбается или шутит он быстрее располагает к себе и с ним легче договориться.

Какой самый действенный способ решения конфликтной ситуации? (слово, шутка)

Прослушав сказку «Праздничный пирог»  попробуем проанализировать пути выхода из них, опираясь на алгоритм действия в конфликтной ситуации.

«Праздничный пирог»:

Решила однажды черепаха отпраздновать день рождения. Позвала гостей. Испекла огромный праздничный пирог. Вот дверь распахнулась, и радостными возгласами «Поздравляем! С днем рождения! Дорогая подруга! Счастья тебе!» вошли гости: лиса, акула, медвежонок, сова. Гости сразу обратили внимание на пирог.

«Удивительный пирог у меня получился!» порадовалась гостям черепаха.

«Да-а-а!» протянули гости.

«Вот только не знаю, как его разрезать?», черепаха задумалась.

Но тут акула хватает кухонный нож и становится в начальственную позу:

«Единственный, кто может взять на себя такую ответственность, - это я!» провозгласила она.

Но лиса тут же остановила акулу: «Подожди, я бы не отказалась от кусочка побольше, вот этого, с шоколадом!»

Акула: «Еще чего! Это мне!»

Лиса хитро: «Я думаю мы с тобой договоримся. Тут вмешался медвежонок: « Я тоже сладкое люблю, мне бы тоже кусочек побольше…»..

«Побольше?» - вскрикнула акула, «Вообще ничего не получишь!».

Медвежонок с грустью опустил голову: «А с другой стороны – о здоровье надо

заботиться, говорят, сладкое вредно!».

Тут лиса вдруг решила обратить всех внимание на черепаху: «Посмотрите на именинницу – она сейчас этот пирог глазами проглотит!». Гости все засмеялись. А черепаха обиделась и сказала: «По-моему, я вообще здесь не нужна!» и направилась к выходу. К счастью вмешалась сова, она остановила черепаху и обратилась ко всем гостям:

«Постойте, давайте по-честному, по справедливости. Если бы не черепаха, мы бы с вами не собрались, и пирог никому бы из нас не достался! Согласны?»

«Да!» ответили гости и согласились поделить пирог поровну.

4) Обсуждение сказки и определение стратегий поведения в конфликтной ситуации  (или способов поведения).

Избегание конфликта (черепаха);

-Уступок в конфликте, когда уступают, сдаются (медвежонок);

Компромисс, т.е.удовлетворение обеих сторон (лиса);

Подавление, когда прибегают к насилию, агрессии (акула);

Сотрудничество, когда разговаривают и слушают друг друга (сова).

5) Информационно-правовая часть «Ответственность за исход конфликта»:

Когда между подростками происходит конфликт с применением оскорблений и

физической силы, то возникают тяжелые последствия для виновных. Согласно уголовного кодекса РФ (УК РФ):

-ст. 130. Оскорбление (штраф, исправительные работы до 6 мес.);

ст. 119. Угроза убийством или применением тяжкого вреда здоровью (от 4 мес. До 2 лет);

-ст. 116. Побои (исправительные работы, лишение свободы от 4 мес.до 2 лет);

-ст. 115. Умышленное причинение легкого вреда здоровью (штраф, исправ. работы,

лишение свободы от 4 мес. До 2 лет);

-ст.112. Умышленное причинение тяжелого вреда здоровью (от 2 лет до 10 лет);

-ст. 105. Убийство (лишение свободы от 6 до 20 лет).

В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.

IV Заключительный этап.

Психолог. Перед вами снежинки «Пожелания». В них для каждого из вас найдется то пожелание, которое поможет вам в будущем избежать конфликтных ситуаций.  Я попросила бы каждого из вас, ребята, взять снежинку и зачитать то, что написано.

И помните, что ничто не случайно. То, что скажет твое пожелание, — предназначено именно тебе.


1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
2. Отстаивай свою точку зрения во время конфликта, но не дави на собеседника.
З. В споре умей выслушать собеседника до конца.
4. Уважай чувства других людей.
5. Любую проблему можно решить.
6. Будь внимательнее к людям, с которыми общаешься.
7. Не сердись, улыбнись.
8. Начни свой день с улыбки.
9. Посмотри на других: в тебе и окружающих так много общего.
10. Взгляни на своего обидчика — может, ему просто нужна твоя помощь.
11. Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.
12. Всегда внимательно выслушай своего собеседника.
13. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.

14. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

15. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.

16. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.

17. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

18. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента

19. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.

20. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

V Рефлексия.

Психолог. Ребята! Сегодня на занятии мы говорили о таком понятии, как конфликт. Попытались осмыслить суть конфликтной ситуации, учились поиску путей сотрудничества, искали «плюсы» среди «минусов». Я думаю, что к концу занятия вы поменяли свое отношение к такому неизбежному явлению нашей жизни как конфликт.

Психолог. Помните! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! И постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

А теперь мысленно на одну ладонь положим те знания, с которыми мы пришли на занятие, а на другую - те, которые получили на занятии и громким хлопком соединим ладони и скажем "Готово!" Психологи советуют: «Разладились отношения, хлопайте в ладоши » хлопки улучшают не только моторные навыки, но  активизируют людей,  наполняют их новой жизненной силой. Только хлопать нужно правильно, чтобы ладони и пальцы соприкасались вместе (так обычно хлопают в ладоши дети).

Спасибо за работу. До свидания! При выходе возьмите памятки.

«Конфликт и пути его преодоления»

Прежде чем сказать – посчитай до десяти,

Прежде чем обидеть – посчитай до ста,

Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.

(Старинная народная мудрость)

Цель:

- расширить представление учащихся об основных типах и причинах конфликтов;

- познакомить с различными способами выхода из конфликтных ситуаций;

- побуждать к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию.

Задачи:

1. Образовательные:

• способствовать актуализации представлений учащихся о конфликтах, их структуре, видах и причинах;

• создать условия для понимания амбивалентного смысла конфликтов (положительного и отрицательного).

2. Воспитательные: создать условия для выражения учащимися собственного мнения, воспитания активной жизненной позиции.

3. Развивающие: содействовать развитию социальной и коммуникативной компетентности, аналитического мышления, активности, рефлексивных способностей учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма организации: фронтальная, групповая.

Методы обучения: проблемно-диалогический, рефлексивный.

Основные понятия: конфликт, участники конфликта, структура конфликта, причины конфликта, типология конфликта, способы разрешения конфликта.

Оборудование: телевизор, dvd проигрыватель.

Необходимые материалы: презентация (создана в программе Microsoft Power Point), фрагмент союзмультфильма «Конфликт» демонстрирующий конфликтную ситуацию; учебные листы; дидактический материал для групповых заданий.

План урока:

1. Понятие конфликта.

2. Структура конфликта.

3. Причины конфликтов.

4. Типология конфликтов

5. Значение конфликта

6. Стили разрешения конфликта

Ход урока

- Здравствуйте, ребята, садитесь! Прежде чем начать наше занятие, проведем такое упражнение, называется оно « Послушаем тишину». Это упражнение поможет вам успокоиться, уравновесить ваше внутреннее состояние, настроиться на позитив. Закройте глаза. Прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное, спокойное. (На упражнение дается 1 минута)

- Ребята, мы собрались для обсуждения очень важной и актуальной для нашего времени темы. Но для того чтобы узнать о чем мы будем говорить, вам нужно посмотреть мультфильм. И самим определить тему и цели занятия. ( Просмотр фильма)

- Пожалуйста, ребята. Кто хочет назвать, что это за ситуация? Как называются такие ситуации? (ссора, спор, конфликт…) Так о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (об отношениях, конфликтах…)

- Какие цели мы поставим для нашего занятия?

- Молодцы! Вы все правильно сказали. Тема нашего занятия "Конфликт и пути его решения". Запишите её в учебных листах.

- Наша цель - показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций. Сегодня мы рассмотрим понятия "конфликт", причины возникновения конфликта, а так же основные модели поведения человека в конфликтных ситуациях.

- Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук, таких как философия, социология, политология, педагогика, психология и т.д. Конфликтология - наука о конфликтах и путях их разрешения. В 80-е годы возникли конфликтологические центры во многих странах мира, а в 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается международный центр разрешения конфликтов. В настоящее время наука конфликтология приобретает все большее практическое значение. Наиболее известными специалистами в области конфликтов являются Валентин Иванович Андреев, Наталья Владимировна Гришина, Борис Иосифович Хасан. Из зарубежных конфликтологов – Хелена Корнелиус и Шошана Фэйр.

- Как вы думаете, что такое конфликт? (Участники высказывают свои предположения.) Спасибо за ответы. Все эти действия и переживания связаны с конфликтами.

Каждый по-своему объясняет, что это. Слово “конфликт” происходит от латинского conflictus – столкновение.

Вот одно из определений, предложенный В.И. Андреевым, что такое конфликт: это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей, потребностей одного человека. Запишите в своих учебных листах.

Рассмотрим теперь, что входит в структуру конфликта, из каких элементов он состоит.

Основные структурные элементы конфликта.

1. Стороны конфликта – люди или группы людей, находящиеся в конфликтных отношениях или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих (участники).

2. Предмет конфликта – то, из-за чего он возникает (объект, идея).

3. Образ конфликтной ситуации – отражение предмета конфликта в сознании втянутых в него людей (переживания).

4. Мотивы конфликта – внутренние или внешние силы, подталкивающие к нему людей (причины).

5. Позиции конфликтующих сторон – то, что люди заявляют друг другу, какие требования предъявляют (действия).

Причины конфликтов

- В вашей жизни бывают конфликты? (Да) Приведите примеры (приводят).

- Почему же в жизни так часто возникают конфликты? Назовите возможные причины конфликтов (из-за порванной куртки; из-за того, что комната не убрана; из-за разных взглядов на одно и то же; из-за того, что человек нам неприятен…)

- Вообще конфликты очень часто встречаются в нашей жизни — в семье, в школе. Конфликты возникают как с хорошо знакомыми людьми, так и с совершенно незнакомыми, например, в очереди, в транспорте. Очень часто причиной конфликта выступает недовольство собой, чувство неполноценности, потребность в самоутверждении, мысль о своей исключительности, неудовлетворенное желание занять достойное место в коллективе. Каждый из нас – индивидуальность. У нас разные интересы, мечты, стремления. Это может вызывать конфликты.

Причины конфликтов – это рассогласование:

1. Целей, интересов.

2. Взглядов, убеждений.

3. Личностных качеств.

4. Понимания информации.

5. Ожиданий, позиций.

Отметьте их в рабочих листах

Типология конфликтов

- Какие виды конфликтов выделяют учёные? На этот вопрос вы ответите после анализа предложенной вам ситуации (группы анализируют ситуации и предполагают, к какому виду она относится).

Ситуации:

1. Ты должен подготовиться к контрольной работе по физике на завтра, а по телевидению показывают интересный фильм (внутриличностный конфликт).

2. Друг взял у тебя книгу и обещал вернуть её через неделю. С тех пор прошёл месяц, а он её так и не вернул. А она позарез нужна тебе для подготовки домашнего задания. Вчера ты позвонил ему домой и напомнил про книгу, он клятвенно обещал её принести. А сегодня говорит: “Извини, я забыл, куда её положил, и теперь не могу её найти” (межличностный конфликт).

3. Ваша компания все вечера проводит в беседке во дворе вашего дома. Однажды, выйдя погулять, в вашей беседке вы увидели группу незнакомых вам молодых людей. Попытавшись объяснить им, что это ваше место, вы услышали грубость в свой адрес (межгрупповой конфликт).

- Так какие виды конфликтов выделяют учёные? (внутриличностные, межличностные и межгрупповые) Зафиксируйте в своих рабочих листах.

По степени вовлечённости людей в конфликт:

1. Внутриличностные

2. Межличностные

3. Межгрупповые

-Определите, пожалуйста, к какому типу можно отнести конфликт из мультфильмафильма “ с которого мы начали урок? (межгрупповой)

Упражнение «Плюсы и минусы конфликта»

- Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, спором, угрозами, ссорами, криками. В результате бытует мнение, что конфликт – явление нежелательное, что его следует немедленно разрешить, как только он возникает. А ведь у конфликта есть две стороны – негативная и позитивная.

Первой команде нужно будет в режиме мозгового штурма записать как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, второй команде, соответственно, – описать негативные последствия конфликтов. На работу группам дается 2 минуты.

- Во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число проблем.

-В какой-то мере конфликты даже необходимы для развития ситуации и отношений, роста личности, иначе может наступить застой.

- В конфликте часто мы находим новые, нестандартные способы решения проблемы.

- Но также необходимо сказать о таком неблагоприятном действии конфликта, как разрыв отношений между конфликтующими сторонами.

Конфликт это не трагедия, он имеет право на существование. Внутри любой группы людей неизбежно возникает соревнование или соперничество между ее членами. Бесконфликтная жизнь – иллюзия. И в современном обществе невозможно избежать конфликтов, и они нужны. Поскольку именно в споре рождается истина.

- Однако, при неумелом разрешении конфликта разрушаются деловые и дружеские контакты между людьми, затрудняются или делаются невозможными их совместные координированные действия.

-Действительно, конфликт – это естественный и неизбежный элемент процесса общения. В нём есть как отрицательные, так и положительные стороны. Я предлагаю вам определить их (в учебных листах пишут, беседа).

К негативным сторонам конфликта можно отнести разрушение отношений между людьми, стресс, ухудшение здоровья.

С другой стороны, конфликт – это источник развития, сигнал к изменению, возможность сближения, разрядки напряжения, “оздоровления” отношений.

- А теперь я попрошу вас выполнить такое упражнение. Пожалуйста, соедините ладони рук на уровне груди. Левой рукой надавите на правую.

- По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий не производится. Какой вывод из этого можно сделать? Правильно, при каждом споре, в ответ мы подсознательно начинаем сопротивляться. Т.е агрессия порождает агрессию.

- Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувство достоинства всех людей, задействованных в конфликте? Как?

- Как видите, путей выхода из конфликта множество. Проживая жизнь, мы вновь и вновь попадаем в конфликтогенную зону, но мы не должны пугаться этого объективного обстоятельства. Нам необходимо разрешать конфликты так, чтобы никто не видел, что конфликты были.

Психолог К. Томас выделил пять основных стилей разрешения конфликта:

Конкуренция – человек, использующий этот стиль, активен и предпочитает разрешить конфликт естественным путем. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими, но способен на волевые решения. «Чтобы я победил, ты должен проиграть».

Избегание – когда человек не отстаивает свои права, не хочет сотрудничать, просто уходит от конфликта, избегает его. «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него»

Приспособление – человек действует совместно с партнером по общению и не пытается отстоять свои интересы. «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть»

Сотрудничество – человек активно участвует в разрешении конфликта и устанавливает свои интересы, но при этом учитывает и интересы партнера. «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть»

Компромисс – партнеры по общению сходятся на “золотой середине”, то есть на частичном удовлетворении интересов каждого из партнеров. «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть»

Как вы думаете какой из этих стилей является наиболее эффективным?

- Да, действительно, это- сотрудничество, а наиболее конфликтным - является соперничество.

- Не секрет, что умение вовремя предотвратить конфликт играет важную роль в людских отношениях. Давайте потренируемся сглаживать конфликты и опытным путем проделаем основные методы урегулирования конфликтов!

- Сейчас я вам раздам различные конфликтные ситуации. Ваша задача состоит в примирении, в нахождении оптимальных путей решения конфликта.

Ситуация №1: Вы ожидаете свою очередь в больнице уже 3 часа, с очень большой температурой. Тут подходит пожилая женщина, хочет пройти без очереди, как вы поступите?

Ситуация №2: В компании друзей разделились во мнениях, кто предлагает сходить в кино, а кто-то пойти на дискотеку. Как вы поступите?

Ситуация №3: Подруга не возвращает книгу, а она тебе сейчас очень нужна.

Ситуация 4. Соседка обвиняет тебя в том, что ты разбросал мусор. Как быть?

Ситуация 5.Общаясь с одноклассниками, подруга неожиданно перебивает и начинает разговор на другую тему.

Ситуация 6. Родители заставляют за брата убираться в комнате.

Ситуация 7.Ты любишь слушать музыку громко, а родители предпочитают тишину. Возник конфликт.

Ситуация 8.Одноклассник без разрешения воспользовался твоим мобильным телефоном. Ваша реакция?

- Молодцы! - Чей ответ вам больше понравился? Почему?

-чувство юмора очень часто помогает нам загладить конфликтные ситуации. И в любых ситуациях нужно:

1 .Относиться друг к другу терпимо;

2. Уважать друг друга;

3. Уметь ставить себя на место другого;

4.Сочувствовать;

5 .Сопереживать.

- Использование конструктивных путей решения конфликта поможет вам сохранить друзей и не обрести врагов. Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. На столе у вас лежат памятки, где проинформировано как благоприятно решать конфликты, вы можете забрать их и надеюсь это будет полезной информацией для вас в будущем! И пусть ваше решение всегда будут верными!

- Следующее упражнение называется « Четыре квадрата».

Возьмите лист бумаги и разделите его на четыре квадрата. В углу каждого квадрата поставьте цифры 1, 2, 3, 4. (Ведущий показывает свой лист, разделенный на четыре части с пронумерованными квадратами.)

-Теперь в квадрате 1 напишите пять ваших качеств, которые вам нравятся и которые вы считаете положительными. Можно назвать качества одним словом, например «находчивый», «надежный». А можно описать их несколькими словами, например, «умею по-настоящему дружить», «всегда довожу начатое дело до конца».

После того как задание выполнено, тренер предлагает «Теперь заполните квадрат 3: напишите в нем пять ваши качеств, которые вам не нравятся, которые вы считаете негативными. Вы можете писать совершенно искренне, если вы не захотите, никто не узнает о том, что вы написали».

После того как заполнен квадрат 3, педагог предлагает: «Теперь внимательно посмотрите на качества, которые вы записали в квадрате 3, и переформулируйте их так, чтобы они стали выглядеть как положительные. Для этого вы можете представить, как эти качества назвал бы человек, который вас очень любит и которому в вас нравится все. Запишите переформулированные качества в квадрате 2».

После того как заполнен квадрат 2, педагог предлагает: «Теперь представьте, что вас кто-то очень не любит и поэтому даже ваши положительные качества он воспринимает как отрицательные. Посмотрите на качества, записанные в квадрате 1, переформулируйте их в негативные (с точки зрения вашего врага) и запишите в квадрате 4».

После того как все квадраты заполнены, педагог предлагает: «А теперь прикройте ладонью квадраты 3 и 4, и посмотрите на квадраты 1 и 2. Видите, какой замечательный человек получился!

Теперь, наоборот, закройте ладонью квадраты 1 и 2, и посмотрите на квадраты 3 и 4. Жуткая картина! С таким человеком никто не захочет общаться.

А теперь посмотрите в целом на свой лист. Ведь на самом Деле вы описали одни и те же качества. Это все вы. Только с двух точек зрения: с точки зрения друга и с точки зрения врага.

Нарисуйте на пересечении квадратов круг и напишите в нем крупную букву «Я»».

Благодаря этому упражнению можно проанализировать свои личностные особенности, сделать шаг на пути формирования положительного отношения к себе и принятия себя. Кроме того, оно способствует развитию и поддержанию толерантных отношений с окружающими.

- Отлично, вы можете оставить эти листы себе.

Подведение итогов урока.

Наша встреча подходит к завершению.

– Что нового ты узнал сегодня на занятии?

– Было ли оно полезным для тебя?

– Что ты понял, какие выводы смог сделать?

- Мы узнали, что означает понятие конфликт, разобрались, что конфликты встречаются повсюду и что жизнь без конфликтов практически невозможна. Жизнь без конфликтов – застойная, в ней нет развития, так как только в конфликте люди пытаются решить проблему новыми, оригинальными способами, за счет чего идет процесс развития. Так же мы узнали, что очень важно научиться находить верное решение конфликта, вести себя достойно в конфликтной ситуации, так как именно от нашего поведения зависит, разрешится конфликт или нет. Домашнее задание у вас записано на учебных листах.

Благодарю вас за активность, инициативность, творчество! Наша совместная работа заканчивается, и я хочу ее завершить притчей

Притча «О храме с тысячью зеркал»

Много сотен лет назад одна собака посетила находящийся в Индии храм, в котором была тысяча зеркал. Она добралась до храма, совершив утомительное путешествие, длившееся много недель. Поднялась по ступенькам храма, вошла в него и оказалась в святилище, украшенном тысячью зеркал. Оглядевшись вокруг, собака увидела в зеркалах тысячу собак и, испугавшись, оскалила зубы.

Поджав хвост, она выскочила из храма, уверенная в том, что мир является скопищем злых собак. С тех пор собака больше никогда не переступала порог этого храма. Месяц спустя к храму с тысячью зеркал пришла другая собака. Она также поднялась по ступеням храма, вошла в него и, взглянув в зеркала, увидела тысячу дружелюбных и миролюбиво настроенных собак. Она покинула храм с уверенностью, что мир полон дружелюбных собак. Мир является только отражением нас самих, если мы смотрим на мир светло и радостно, то и он отвечает нам тем же!

- Недаром старинная мудрость гласит:

Прежде чем сказать – посчитай до десяти,

Прежде чем обидеть – посчитай до ста,

Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.

Желаю вам удачи!

Занятие с элементами тренинга для педагогов

«Конфликты и способы выхода из конфликтной ситуации».

Цель – обучение способам поведения в конфликтной ситуации и выхода из неё.

Задачи:

  • Ознакомление со способами выхода из конфликтных ситуаций,
  • Ознакомление с типами «трудных людей» и способами поведения при общении с ними,
  • Ознакомление и отработка техник, снижающих и повышающих напряжение во время конфликта,
  • Выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию,
  • Обучение применению безоценочных высказываний и «Я – высказываний»,
  • Отработка умений и навыков сглаживания конфликтов.
  1. Типы трудных людей (Презентация). Обсуждение.
  1. Упражнение «Достойный ответ»

Все слушатели по кругу (по очереди) произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого — достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению.

Обсуждение:        психолог спрашивает участников, легко ли им было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе. Как правило, слушатели говорят, что грубые высказывания их не взволновали, потому что они не воспринимали их как направленные конкретно против себя. Затем все предлагают различные варианты конструктивного поиска, который поможет и в реальных жизненных условиях так же воспринимать негативную информацию от партнеров по общению.

Ты слишком высокого мнения о себе. Ты ведешь себя так, как будто ты самый главный здесь.

Ты никогда никому не помогаешь

Когда я тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы.

Ты совсем не умеешь красиво одеваться.

Почему ты на всех смотришь волком?

С тобой нельзя иметь никаких деловых отношений.

Ты как не от мира сего

У тебя такой страшный взгляд.

С тобой бесполезно договариваться о чем -либо. Ты все равно все забудешь.

У тебя такой скрипучий голос, он действует мне на нервы.

Посмотри, на кого ты похожа!

Ты слишком много болтаешь ерунды.

Что ты вечно на всех кричишь?

У тебя полностью отсутствует чувство юмора.

Ты слишком плохо воспитана.

  1. К. Томас выделяет пять способов выхода из конфликтной ситуации.
  • Конкуренция (соревнование) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
  • Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.
  • Компромисс представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной.
  • Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на задний план.
  • Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.
  1. Техники, снижающие напряжение, возникающее во время конфликта:
  • Предоставление партнеру возможности выговориться.
  • Вербализация эмоционального состояния:
  • Своего;
  • Партнера.
  • Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений, единство цели и др.)
  • Проявление интереса к проблемам партнера.
  • Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах.
  • В случае вашей неправоты – немедленное признание ее.
  • Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации.
  • Обращение к фактам.
  • Спокойный уверенный темп речи.
  • Поддержание оптимальной дистанции, угла поворота и контакта глаз.
  1. Техники, повышающие напряжение, возникающее во время конфликта:
  • Перебивание партнера.
  • Игнорирование эмоционального состояния:
  • Своего;
  • Партнера.
  • Подчеркивание различий между собой и партнером, преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего.
  • Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера.
  • Принижение партнера, негативная оценка личности партнера.
  • Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание ее.
  • Поиск виноватых и обвинение партнера.
  • Переход на «личности».
  • Резкое убыстрение темпа речи.
  • Избегание пространственной близости и наклона тела.
  1. Упражнение «Говорю, что вижу»

Участники констатируют факты о предлагаемом предмете (шапка): цвет, форма, особенности и т.д.

Затем участники озвучивают свои оценки относительно  этого же предмета.

Обсуждение.

  1. Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы.

.

Каждому члену группы предлагается продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный типы ответов. Ситуации можно предложить следующие:

Ø  Друг разговаривает с вами, а вы хотите уйти.

Ø  Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас.

Ø  Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.

Ø  Ваш сосед отвлекает вас от интересного выступления, задавая глупые, на ваш взгляд, вопросы.

Ø  Друг просит вас одолжить ему вашу какую-либо дорогостоящую вещь, а вы считаете его человеком не аккуратным, не совсем ответственным.

Для каждого участника используется только одна ситуация. Можно разыграть данные ситуации в парах. Группа должна обсудить ответ каждого участника.

  1. Ролевая игра «Сглаживание конфликтов»

Участники разбиваются на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например ссорящихся супругов), а третий играет миротворца, арбитра.

На обсуждение ведущий выносит следующие вопросы:

Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы?

Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры?

Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?

  1. Рефлексия «Острова»

На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных «островов»: о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения,  Бермудский треугольник и др.

Карта островов вывешивается на доске (стене) и каждому участнику взаимодействия предлагается выйти к карте и маркером нарисовать свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние участника после состоявшегося занятия.

Каждый из участников имеет право нарисовать на карте и какой-либо новый остров со своим названием, если его не совсем устраивают уже имеющиеся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОНФЛИКТА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СТИЛЕЙ УЧАЩИХСЯ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ СТИЛЕЙ В МАТЕМАТИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ

Раскрыт процесс создания учебных средств для предотвращения конфликта познавательных стилей учащихся с реализацией стилей в математических текстах на примере темы: «Углы и расстояния в геометрическом ...

Классный час нравственной тематики: "Взаимоотношения в коллективе. Методы предотвращения конфликтов".

Классный час посвящен методам эффективного общения.    Многие дети в подростковом возрасте не обладают навыком мирно решать конфликты. Следствием этих конфликтов становятся нервозность ...

Методическая разработка "Предотвращение конфликтов"

Опримизация межличностных отношений в классе....

Практическое пособие на тему: "Технологии разрешения конфликтов в школе".

Практическое пособие на тему: "Технологии разрешения конфликтов в школе" предназначено для учителей и педагогов образовательных учреждений....

Рекомендации для воспитателей интерната по разрешению и предотвращению конфликтов с родителями

Открытость коммуникации — первое правило профессионала системы образования. Именно открытое, содержательное общение является эффективной профилактикой конфликтов....

Профилактика конфликтов в работе с родителями. Технологии регулирования конфликта

Актуальность данной темы поможет избежать конфликтов, их профилактировать, а при неизбежности  их профессионально, грамотно урегулировать. В дальнейшем минимизировать и свести на нет. Довести до ...