Рекомендации для воспитателей интерната по разрешению и предотвращению конфликтов с родителями
статья
Открытость коммуникации — первое правило профессионала системы образования. Именно открытое, содержательное общение является эффективной профилактикой конфликтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_vospitateley_internata_po_razresheniyu_i_predotvrashcheniyu.docx | 19.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для воспитателей интерната по разрешению и предотвращению
конфликтов с родителями детей
(выступление на методическом объединении)
1. Открытость коммуникации — первое правило профессионала системы образования. Именно открытое, содержательное общение является эффективной профилактикой конфликтов. Поэтому нужно давать родителям максимум информации как текущего, так и общего характера. Необходимо общаться: объяснять, обсуждать, рассказывать.
Другого варианта нет!
Само содержание профессиональной деятельности педагога требует непрерывного, содержательного взаимодействия, а в ситуации осознанного движения навстречу родителю это взаимодействие будет позитивным.
Оптимально, если общение с родителями носит не спонтанный, а системный характер. Но и спонтанная краткая беседа «здесь и сейчас» иногда бывает чрезвычайно важна, т. к. позволяет определить потенциальные источники проблем.
Кроме того, общение должно быть честным и искренним. Стоит стремиться к непротиворечивости коммуникации, т. е. согласованности вербальных и невербальных посланий.
2. Важным в общении с родителями является формирование системы «МЫ», как ориентации на совместные цели в развитии и воспитании детей, восприятие взаимодействия не с позиции смены присматривающего за ребенком или реализации сферы платных услуг, а с точки зрения «Как мы можем вместе сделать детство полноценным?».
Очевидно, что и с формальных позиций обращение к категории
«МЫ» позволяет находить точки соприкосновения, подчеркивать сходство,
а не фиксироваться на различиях, подпитывая конфликт. Поэтому важно вербально обозначать общие задачи и интересы.
Обращайтесь к интересам ребенка как глобально, так и на микроуровне, например, в ситуации, когда родитель становится груб: «Вы думаете, детям полезно было бы слышать беседу в такой форме?» или «Как вы считаете, какие выводы сделают дети, став свидетелями нашей беседы?».
3. Развивайте умение выстраивать психологические границы, что тоже поможет вам избежать конфликтов в определенных ситуациях.
Конкретными приемами построения психологических границ в общении является уважительное отношение к ценностям собеседника, отсутствие домыслов и интерпретаций его мнения, принятие на себя ответственности только за свои действия.
Установите внутреннее правило: высказывать свою мысль, свой ответ или возражение только после того, как вы вслух пересказали мысль собеседника как можно точнее и убедились, что правильно поняли его: «Правильно ли я поняла, что вы хотели … Давайте уточним, вы имели в виду…». Достоинство этой стратегии состоит в том, что вы максимально точно понимаете собеседника и одновременно вынуждаете его отказаться от скрытых игр, направленных на манипулирование, унижение, достижение неявных целей.
4. Используйте техники активного слушания и «Я – высказывания», которые являются универсальными стратегиями эффективного общения.
Активное слушание состоит в повторении высказываний собеседника в утвердительной форме, направленном на понимание, подтверждение и принятие слов партнера. Тем самым партнеру (родителю) подается надежный сигнал признания важности его слов и его авторитета как личности в целом. «Я - высказывания» (сообщения от первого лица) позволяют обозначить собственный взгляд на ситуацию, не оказывая давления на партнера по общению.
5. Информируйте родителей о возрастных нормах и закономерностях развития детей, а также о возрастных рисках и кризисах развития. Постоянно обновляйте свои знания и анализируйте имеющийся опыт.
Не останавливайтесь на достигнутом уровне профессионализма! Каждый конкретный ребенок предложит вам свою задачку, требующую оригинальных решений, что позволит вам сделать удивительные профессиональные открытия.
6. Откажитесь от попыток установить справедливость и определить, кто прав, а кто виноват. В межличностных отношениях, особенно эмоционально насыщенных, каковыми и являются отношения с родителями воспитанников, у каждого своя правда.
Универсальных законов справедливости пока не изобрели. Важнее попытаться преодолеть эгоцентризм и встать на позицию родителя, понять, что стоит за его «правдой».
7. Не становитесь «мамочкой» родителям воспитанников, не пытайтесь буквально учить даже молодых родителей, давать им указания, что правильно или неправильно.
Важно строить общение на равных, признавая право родителя принимать решения и даже ошибаться, и при этом верить в его позитивную направленность и стремление заботиться о своем ребенке.
Обсуждение эффективности разных воспитательных стратегий, примеры использования различных поощрений будут продуктивнее. Вооружите родителей компетентностями в системе поощрений и наказаний, покажите, как можно влиять на ребенка или мотивировать его, как помочь ему справиться с сильными чувствами или выйти с достоинством из трудной ситуации.
8. Переключайте родителя на информационные сообщения. Конфликт всегда связан с эмоциями, а обсуждение конкретной информации позволяет снизить эмоциональную напряженность ситуации и перейти в деловое обсуждение вопроса.
Информируйте родителей о событиях в школе-интернате, о достижениях и успехах их ребенка, интересных данных, касающихся детства.
Грамотно доносите информацию до родителей. Например, сообщая что-либо негативное про ребенка, всегда необходимо начинать с положительного отзыва и только потом формулировать проблему.
Используйте различные формы и методы в работе с родителями: беседы и консультации с психологом, обсуждение успеваемости с классным руководителем, составление портфолио достижений и успехов ребенка, анкетирование, дни открытых дверей, выставки детских творческих работ и т.д.
9. Проанализируйте типичные жалобы родителей воспитанников. Если они систематически поступают от разных родителей, возможно, вам действительно стоит изменить какие-то моменты в своем отношении к родителям или в общении с детьми.
Важно сохранять открытость к критике и готовность меняться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка мастер-класса на тему: "Эффективное разрешение конфликта ученик-родитель-ученик"
Данная разработка является участником Всероссийского конкурса "Современный классный руководитель - 2009" (регистрационный номер №138)...
УЧЕБНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОНФЛИКТА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СТИЛЕЙ УЧАЩИХСЯ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ СТИЛЕЙ В МАТЕМАТИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ
Раскрыт процесс создания учебных средств для предотвращения конфликта познавательных стилей учащихся с реализацией стилей в математических текстах на примере темы: «Углы и расстояния в геометрическом ...
Статья "Ты и твои родители". Рекомендации о том, как избежать конфликты с родителями.
Рекомендации подросткам как успешно выстроить отношения с их родителями, избежать конфликты....
Сертификат участника вебинара «Конфликт в школе. Медиация и другие стратегии разрешения и профилактики конфликтов».
Сертификат участника вебинара «Конфликт в школе. Медиация и другие стратегии разрешения и профилактики конфликтов»....
Методические рекомендации для воспитателей школы-интерната «Музыкальная инсценировка литературных произведений о ВОВ»
Методические рекомендации для воспитателей школы-интерната «Музыкальная инсценировка литературных произведений о ВОВ»...