Программа наставничества "Путь к успеху"
материал

Коблашова Елена Викторовна

Целью наставнической деятельности в системе дополнительного образования выступает непосредственное воздействие на формирующуюся личность, направленное на ее образование, активную социализацию, продуктивное развитие, социальную адаптацию путем передачи опыта от наставника к наставляемому.

Наставник – это человек, передающий свой опыт и навыки, способствуя тем самым раскрытию потенциала другого человека.

В программе представлены две формы наставничества:«педагог – обучающийся»  и «обучающийся – обучающийся».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koblashova_e.v._programma_nastavnichestvo_bez_granits.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация города Рубцовска Алтайского края

МКУ «Управление образования» г. Рубцовска

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр внешкольной работы «Малая Академия»

Детский технопарк «Кванториум»

Принята на заседании                                          Утверждаю:

педагогического совета                                         Директор МБУ ДО

от _______________2024г.                        «Центр внешкольной работы        «Малая Академия»  

Протокол № _________                                          _________Н.М. Наместникова

                                                                                     Приказ № ___ от  ____2024г.      

        ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА

       на 2024-2025 учебный год

«ПУТЬ К УСПЕХУ»

Творческое объединение «Юный робототехник»

     Форма наставничества:

«Педагог – обучающийся»

«Обучающийся - обучающийся»

Составитель:

педагог дополнительного образования,

Коблашова Елена Викторовна

г. Рубцовск, 2024

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

1. Пояснительная записка

4

2. Цели и задачи

4

3. Форма наставничества «педагог– обучающийся»

6

4. Форма наставничества «обучающийся – обучающийся»

8

5. Формы контроля и оценочные материалы программы

12

6. Литература

7. Приложение

13

14


Введение

Целью наставнической деятельности в системе дополнительного образования выступает непосредственное воздействие на формирующуюся личность, направленное на ее образование, активную социализацию, продуктивное развитие, социальную адаптацию путем передачи опыта от наставника к наставляемому.

Наставник – это человек, передающий свой опыт и навыки, способствуя тем самым раскрытию потенциала другого человека.

Основные принципы организации наставничества в дополнительном образовании:

- Добровольность

- Открытость

- Компетентность

- Соблюдение норм профессиональной этики

Доверие и уверенность являются основой успешных отношений между наставником и наставляемым

Выделяют 6 форм наставничества:

«педагог – педагог»

«педагог– обучающийся»

«педагог - родитель»

«студент - обучающийся»

«обучающийся – обучающийся»

 «работодатель – обучающийся.

В творческом объединении «Юный робототехник» программа наставничества реализуется в двух формах «педагог– обучающийся», «обучающийся – обучающийся».

В программе используются следующие понятия и термины.

Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Наставничество — способ передачи знаний, умений, навыков от более опытного и знающего, предоставление помощи и совета детям и подросткам, оказание им необходимой поддержки в социализации и взрослении.

Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией

участников.

Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».

Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Наставническая деятельность – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

1. Пояснительная записка

Наставничество по направлению робототехники — это добровольная практика, способ решить сложные проблемы отдельных категорий, обучающихся в группах на занятиях. Практика наставничества реализуется в форме: «педагог-обучающийся», «обучающийся-обучающийся» и характеризуется активностью, осознанностью, целенаправленностью и согласованностью взаимных действий, взаимного влияния друг на друга, предполагающий совместную деятельность. По программе «Путь к успеху» используются следующие формы наставничества:

1. Индивидуальная — предполагает персонализованное сопровождение наставником обучающегося, с учетом индивидуальных образовательных особенностей личности ребенка.

2. Групповая — сопровождение группы обучающихся, обладающих общим или сходным образовательным дефицитом.

3. Коллективная — организация наставничества в работе с коллективом (большой группой) обучающихся, обладающих различными типами образовательных дефицитов.

Цель таких форм наставничества является раскрытие потенциала каждого наставляемого, повышение мотивации к занятиям в объединении и улучшение образовательных результатов. В фокусе внимания наставника находятся:

 личность сопровождаемого и его внутренний мир;

 базовые процессы личностного развития, социализации, самоопределения, идентификации, адаптации сопровождаемого в социальной и образовательной среде;

 деятельность сопровождаемого;

 система социальных отношений сопровождаемого, в которые он включен в контексте своей деятельности.

Структурные компоненты взаимодействия «педагог-обучающийся», «обучающийся-обучающийся»:

эмоциональный – показывает способность понимать переживания и сопереживать в процессе межличностных отношений, выражать солидарность и согласие, находить компромисс;

оценочно-рефлексивный – определяет способность к самонаблюдению в системе отношений, к оценке качества взаимодействия и осознанию необходимых изменений;

операционально-деятельностный – отражает способности к совместной деятельности: определению цели, созданию проекта и плана действий.

Нормативно-правовая база

1. ФЗ РФ № 273 «Об образовании», ст. 28, 47, 48.

2. Программа наставничества МБУ ДО «Центр внешкольной работы «Малая Академия»

3. Приказ Минобрнауки Алтайского края от 27.04.2023 № 27 –П «Об утверждении Положения о наставничестве для педагогических работников образовательных организаций».

4. Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях.

5. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

6. Программа развития МБУ ДО «Центр внешкольной работы «Малая Академия»

Программа «Путь к успеху» имеет техническую направленность с элементами экспериментальной деятельности.

2. Цели и задачи

- Вызвать у детей потребность в познавательной и творческой активности через участие в создании робототехнических моделей.

Цель такой интеграции: 

  • эффективная реализация индивидуального подхода к каждому ребенку;
  • развитие коммуникативных навыков у детей;
  • более эффективная работа с одаренными детьми;
  • больше простора к мотивации на творческую деятельность;
  • более гибкий график работы с каждым ребенком;
  • личная психологическая поддержка и мотивация ребенка;
  • развитие таких качеств как взаимовыручка, умение работать в команде.

Для реализации программы наставничества решаются следующие задачи:

1. Разработка индивидуальной программы работы для обучающихся творческой группы (для более эффективной реализации индивидуального подхода к каждому ребенку и эффективной работы с одаренными детьми, личной психологической поддержки и мотивации ребенка).

2. Формирование базы наставников из детей, успешно усвоивших программу и выразивших желание попробовать себя в роли наставника (для более продуктивной поддержки отстающих по причине пропусков занятий или личных особенностей ребенка и развитию коммуникативных навыков у детей).

3. Формирование списка сложных тем, в которых педагогом может быть использована помощь наставников детей (для развития таких качеств как взаимовыручка, умение работать в команде).

4. Подготовка оценочных таблиц усвоения знаний умений и навыков по программе (для учета и контроля результатов работы над проектом).

3. Форма наставничества «педагог – обучающийся»

Ролевые модели внутри формы «педагог–обучающийся» предполагают индивидуальную наставническую работу с каждым обучающимся в творческой группе и одаренными или отстающими детьми, занимающимися в группах первого года обучения.

Наиболее широко наставническая форма «педагог – обучающийся» интегрирована с работой творческой группы. Так как в творческой группе практикуется свободный выбор ребенка тем исследовательских работ, самостоятельный выбор формы организации своей работы над проектом (в команде и/или индивидуально).

Таким образом, в таб.1 представлены ключевые направления деятельности.

Таблица №1. Реализация формы наставничества

«педагог – обучающийся» в 2024-2025 учебном году

Ф.И. наставляемого

Темы индивидуальные

(За рамками программы)

Индивидуальный проект

Описание

Сроки реализации

Бугаев Сергей Викторович

Кишко Егор Владимирович

Панченко Илья Денисович

Базовые регуляторы (Задачи с использованием релейного многопозиционного регулятора, пропорционального регулятора)

- Следование за объектом. Одномоторная тележка. Контроль скорости. П-регулятор.

- Двухмоторная тележка. Следование по линии за объектом. Безаварийное движение.

- Объезд объекта.

- Движение по дуге с заданным радиусом. Спираль.

- Вывод данных на экран. Работа с переменными.  

- Следование вдоль стены. ПД-регулятор.

- Поворот за угол. Сглаживание. Фильтр первого рода.

- Управление положением серводвигателей.

Сентябрь-

декабрь 2024г.

Пневматика (Построение механизмов, управляемых сжатым воздухом. Использование цилиндров, баллонов, переключателей и т.п.)

- Пресс.

- Грузоподъемники.

- Регулируемое кресло.  

- Манипулятор.

- Штамповщик.

- Электронасос.

- Автоматический регулятор давления.

Январь –

март 2024г.

Трехмерное моделирование (Создание трехмерных моделей конструкций из Lego)

- Проекция и трехмерное изображение.

- Создание руководства по сборке.

- Ключевые точки.

- Создание отчета.

Март -

май 2025г.

Ковалева Мария Андреевна

Труников Сергей Михайлович

Решение инженерных задач (Сбор и анализ данных. Обмен данными с компьютером. Простейшие научные эксперименты и исследования.)

- Подъем по лестнице.

- Постановка робота-автомобиля в гараж.

 - Траектория с перекрестками. - Поиск выхода из лабиринта. - Транспортировка объектов.

- Эстафета. Взаимодействие роботов.

- Шестиногий маневренный шагающий робот.

- Скоростная траектория. Передаточное отношение и ПД-регулятор.

- Плавающий коэффициент. Кубический регулятор.

Сентябрь – декабрь 2024г.

Альтернативные среды программирования (Изучение различных сред и языков программирования роботов на базе EV3.)

- Структура программы.

- Команды управления движением.

- Работа с датчиками.

- Ветвления и циклы.

- Переменные.

- Подпрограммы.

- Массивы данных.

Январь –

март 2025г.

Элементы мехатроники (управление серводвигателями, построение робота манипулятора)

- Принцип работы серводвигателя.

- Сервоконтроллер.

- Робот-манипулятор.

- Дискретный регулятор.

Март -

май 2025г.

Технология реализации формы наставничества «педагог – обучающийся»

Индивидуальная наставническая работа «педагог – обучающийся» делится на два направления:

  1. Наставничество детей отстающих по причине пропусков и индивидуальных особенностей. Эта работа производится по мере необходимости на занятиях с использованием основных блоков № 1, 2 (Оценочные таблицы умений и навыков)
  2. Наставничество учащихся, входящих в данную программу «Путь к успеху», конкретно желающих усовершенствовать свои знания умения и навыки в определенной теме. В случае если ребенок выразил желание более основательно освоить какую-либо тему программы - данные наставляемого, тему углубленного изучения фиксируют в таблице 1 в графе «темы углубленного изучения по программе» (Табл.1 Реализация формы наставничества «педагог – обучающийся» в учебном году). У обучающегося также есть возможность выбрать тему для изучения, не входящую в тематический план программы. Эта тема фиксируют в таблице 1 в графе «Темы индивидуальные, за рамками программы» (Табл.1 Реализация формы наставничества «педагог – обучающийся» в учебном году). Чтобы повысить мотивацию к работе, перед ребенком ставится конкретная цель – планируется индивидуальный проект. Тема проекта и сроки реализации отмечаются в графах таблицы 1 «индивидуальный проект», «описание», «сроки реализации» (Табл.1 Реализация формы наставничества «педагог – обучающийся» в учебном году).

Ожидаемые результаты внедрения формы наставничества «педагог–обучающийся»:

  • повышается творческая активность детей (обучающийся мотивируется на создание авторских творческих работ, получая персональную помощь при выборе и реализации своего проекта с учетом его предпочтений, освоенных навыков и способностей.)
  • снижается уровень неуспевающих обучающихся (так как совершенствуется механизм выявления и поддержки отстающих по причине пропусков занятий или личных особенностей ребенка)
  • повышается мотивация к самоорганизации и самоконтролю обучающихся так как ребенку ставятся четкие цели и сроки реализации проекта, для работы с одаренными детьми создается индивидуальный план участия в творческих конкурсах с гибким графиком работы подстроенный под каждого ребенка

4. Форма наставничества «обучающийся-обучающийся»

Ролевые модели внутри формы «обучающийся-обучающийся» могут различаться в зависимости от потребностей наставляемого:

  • взаимодействие «владеющий – осваивающий» (классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов в дополнительном образовании);
  • взаимодействие «равный – равному» (в процессе которого происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый – креативным или взаимная поддержка, совместная работа над проектом).

Форма взаимодействия «Обучающийся-обучающийся» всегда находится под контролем педагога. Чаще обучающиеся творческой группы выступают наставниками для обучающихся групп первого года обучения.

Возраст наставников творческого объединения «Юный робототехник» 15 лет.

  Особенности развития детей этого возраста:

Происходят изменения в мышлении. Ребенок требует фактов и доказательств. Он больше не принимает с готовностью все, что ему говорят, и подвергает все критике. Особенно критичен к авторитетам. Не любит разделять одинаковые убеждения с другими. Для него трудно принять те соображения, которые идут вразрез с его желаниями. Начинает мыслить абстрактно, но обычно находит всему только крайние «контрастные» объяснения. Либо видит всё в чёрном, либо в белом цвете. Возрастает способность к логическому мышлению. Ребенок способен к сложному восприятию времени и пространства, к проявлению творческого воображения и творческой деятельности и может прогнозировать последствия своих поступков.

Поэтому материал занятий построен так, чтобы давать больше «пищи» для размышления. Поощряется творческая деятельность, за счет создания свободы для самостоятельного выбора работ и форм организации труда. Дети побуждаются к качественному и вдумчивому рассуждению.

Выступая в роли наставника, ребенок в данном возрасте учится самоорганизации, совершенствует коммуникативные навыки, развивает речь, учится проявлять заботу и терпение, снисходительно относится к чужим ошибкам, поддержать и ободрить наставляемого.

В зависимости от предпочтений и качества усвоения материала наставничество «Обучающийся-обучающийся» может реализовываться по следующим темам:

- Человекоподобные роботы.

- Роботы-помощники человека.

- Роботизированные комплексы.

- Охранные системы.

- Защита окружающей среды.

- Роботы и искусство.

- Роботы и туризм.

- Правила дорожного движения.

- Роботы и космос.

- Роботы на производстве.

- Социальные роботы.

Таб.2 План реализация формы наставничества «обучающийся – обучающийся» в 2024-2025 учебном году

Ф И наставника

Темы занятий

Основные действия

Индивидуальное наставничество

Ф.И наставляемого

Передаваемые ЗУН

Сидельников Дмитрий Андреевич

Введение наставляемого в основы проектной деятельности по теме «Роботизированная линия по сортировке мусора»

Помогает определиться с моделью для реализации проекта по робототехнике

Лобанова Виктория Олеговна 1 года обучения

Возраст: 9 лет

Медведев Семен Александрович 1 года обучения

Возраст: 9 лет

Греков Роман Таирович 1 год обучения

Возраст: 9 лет

Проверяет правильность подбора комплектующих для модели проекта.

Дает дополнительные пояснения.

Беседа с наставляемым для понимания достижения  результатов и дальнейшего вектора движения

Проводит консультацию по реализации проектного продукта

Показывает и проверяет правильность сборки модели сортировщика мусора на роботизированной линии

Технология реализации формы наставничества «обучающийся – обучающийся»

Наставником может стать ребенок, выразивший желание и освоивший тот навык или технику, которую будет передавать.

Наставляемым может быть обучающийся, нуждающийся в эпизодической или долговременной помощи.

Процесс наставничества происходит под контролями педагога, который должен своевременно откорректировать возможное неправильное поведение участников и исправить ошибки, которые могут возникнуть в ходе демонстрации навыка или передачи знаний.

Пары наставник и наставляемый формируются по обоюдному желанию обучающихся. Взаимодействие в парах может быть, как краткосрочным (в течение одного занятия), так и долгосрочным в зависимости от возможностей, способностей и предпочтений самих детей. Наставник-обучающийся примеряет на себя роль педагога (строго под присмотром руководителя), а наставляемый чувствует поддержку и пути реализации себя.

При долгосрочном наставничестве данные наставляемого и передаваемые ЗУН вносятся в графы «индивидуальное наставничество» таблицы 2 (План реализация формы наставничества «обучающийся – обучающийся» в учебном году).

Наставничество «обучающийся – обучающийся» может реализовываться как внутри отдельной группы среди его участников, так и между группами, когда дети, освоившие программу, приходят на занятия младших групп.

Ожидаемые результаты внедрения формы наставничества «обучающийся – обучающийся»:

  • дети, выступающие в роли наставников, развивают умение четко выразить свою мысль, дать лаконичное, емкое описание и объяснение своих действий, развивают память и такие коммуникативные навыки общения как терпимость и снисхождение к ошибкам других, эмпатия, доброжелательность в поведении, выдержка и самоконтроль, умение принять другую позицию, посмотреть на ситуацию со стороны;
  • дети, выступающие в роли наставляемых, получают своевременную, оперативную поддержку и мотивируется к развитию своих умений и навыков, чтобы тоже быть полезным;
  • в коллективе улучшается психологический климат, повышается взаимовыручка, сплоченность группы;
  • у обучающихся развивается умение работать в команде, так как увеличивается число совместных проектов;
  • практика взаимного наставничества, когда один и тот же ребенок выступает и в роли наставляющего, и в роли наставляемого снижает риск развитие таких качеств у детей как превозношение, самодовольство, надменность.

5. Формы контроля и оценочные материалы программы

В рамках реализации работы используются следующие методы взаимодействия с участниками процесса:

  • курирование – способ сохранения и поддерживания контакта наставника и обучающийся, контроля ситуации со стороны наставника;
  • интервенция – специфический способ «вхождения» в личностное пространство для минимизации (устранения) негативной адаптации и стимулирования позитивной адаптации личности в изменяющихся ситуациях;
  • психологическая помощь – особая деятельность наставника, осуществляемая в процессе решения творческих задач при выполнении индивидуального проекта;
  • консультирование.

Для контроля и оценки результатов наставнической деятельности используются следующие методы: наблюдение, опрос, тестирование, практическая работа.

6. Литература

  1. Асламазов Л. Г., Варламов А. А. Удивительная физика. – М.: Добросвет, 2015.
  2. Григорьев В. К, Мякишев Г. Л. Силы в природе. – М.: Наука, 2016.
  3. Григорьян А. Т. Механика от античности до наших дней. – М.: Наука, 2013.
  4. Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися. —URL: https://goo.su/1yhG.
  5. Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися. —URL: https://clck.ru/QWQbY.
  6. Национальный проект «Образование»: «Молодые профессионалы»,  «Учитель Будущего». —URL: https://projectobrazovanie.ru. 
  7. Наставничество в образовании: современная практика: сборник материалов международной (заочной)научно-практической конференции. 20ноября 2019 года // государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий». –Курган, 2019. –188с.  –ISBN  978-5-903427-97-0

ПРИЛОЖЕНИЕ


)

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ        

     

Диагностическая карта личностных достижений учащихся

ФИО

Психофизиологические характеристики

Когнитивные характеристики

Эмоциональная сфера

 

Память (ПМ)

Внимание (ВМ)

Моторика (М)

Координация (ориентировка) в учебном пространстве (КО)

Скорость восприятия и переработки информации (С)

Эмоциональный самоконтроль (ЭС)

Преобладающее настроение на занятии (Н)

Волевые качества (В)

 

Реактивность (Р)  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструкция к заполнению диагностической карты:

I.    Психофизиологические характеристики

1.    Память(ПМ)учащегося оценивается визуально последующей шкале оценок:

3 балла – очень хорошая память, скорость запоминания и воспроизведения высокая;

2 балла - средний уровень памяти, характеристики неустойчивы;

1 балл – плохая память, скорость запоминания и воспроизведения низкая.
2. Внимание (ВМ) оценивается визуально:

3 балла – высокая концентрация внимания, быстрая реакция, обучающихся почти не отвлекается на посторонние дела;
2  балла – неустойчивое внимание или его средний уровень;

1 балл – низкая концентрация внимания, реакция замедленная, обучающийся постоянно отвлекается.

2.   Моторика(М) – оценивается визуально

3 – учебные движения точные, четкие, уверенные, чертит, рисует быстро, точно, уверенно;

2–средний уровень владения учебными движениями или неустойчивое владение;

1–низкий уровень владения.

4. Координация (ориентировка) в учебном пространстве (КО). Для оценивания этого качества внимательнее понаблюдайте за обучающимся, вспомните, как он ориентируется в учебном кабинете. Много ли ему нужно, чтобы приготовить все необходимое к занятию, или он вечно копается и никак не может достать то, что нужно. Как обучающийся размещает учебные записи, чертежи в тетради, на листе.

3–высокий уровень координации в учебном пространстве, все делает рационально и оптимально;

2 – средний уровень или неустойчивый;

1–низкий уровень.

II.   Когнитивные характеристики.
1. Скорость восприятия и переработки информации (С) 
оценивается визуально по 3-х балльной шкале:
3  - способен очень быстро воспринимать и перерабатывать информацию, что называется, схватывать на лету, может быстро уловить основную мысль, пересказать, ответить вопросы на понимание;
2 – средняя скорость: воспринимает и улавливает информацию, но не всегда может ухватить основную мысль, идею. Не всегда точен в ответах на вопросы на понимание;
1 – низкая скорость восприятия  и переработки информации, плохо отвечает на вопросы.

 Эмоциональная сфера.
1.Эмоциональный самоконтроль (ЭС) 
– определите визуально, насколько обучающийся способен управлять своими эмоциями.
3 – высокий уровень самоконтроля: ученик в состоянии регулировать свое эмоциональное состояние. Когда необходимо, способен сдержать эмоции, когда надо – выплеснуть наружу, способен проявлять сочувствие, сопереживание, выражать их эмоционально;
2 – средний (неустойчивый) уровень самоконтроля;
1 – низкий уровень самоконтроля: обучающейся не способен сдерживать свои эмоции.
2. Преобладающее настроение на занятии (Н).
3 – рабочее, мажорное настроение;
2 – неустойчивое настроение;
1 – нерабочее, минорное настроение.
3. Волевые качества (В). Определите визуально, в какой степени проявляются у обучающегося волевые качества на занятии, на мероприятиях.
3 – высокий уровень развития волевых качеств, проявляющихся в настойчивости в достижении желаемых результатов, умении заставлять себя что-то сделать в случае необходимости, в трудолюбии, усердии;
2 – средний (неустойчивый) уровень;
1 – низкий уровень, проявляющийся в вялости, лени, неумении взять себя в руки в случае необходимости.
4. Реактивность (Р)  - вспомните особенности поведения обучающегося на занятиях и определите, проставив в диагностической карте буквы ИРН, преобладающий характер поведения обучающегося.
И – импульсивное поведение: обучающийся способен действовать по первому побуждению под влиянием внешних обстоятельств

I.    или эмоций, не обдумывает свои поступки, не оценивает все «за» и «против». Он быстро реагирует и столь же бурно раскаивается в своих действиях.
Р – рефлексивное, обдуманное поведение, осознанное, быстрое, разумное.
Н  - неустойчивое поведение, либо вы не можете определить преобладающий характер поведения.

Карта достижения метапредметных результатов обучающихся

 

Фамилия, имя__________________________________

Возраст_______________________________________

Название творческого объединения___________________

Педагог_______________________________________

Дата начала наблюдения_________________________

 

 

Качества

Оценка качеств (в баллах) по времени

В начале уч. года

В конце уч. года

 

Мотивация к занятиям.

 

 

Познавательная нацеленность

 

 

Творческая активность

 

 

Коммуникативные умения

 

 

Коммуникабельность

 

 

Достижения

 

 

Критерии оценки

 

«2»

«3»

«4»

«5»

Мотивация к занятиям.

Неосознанный интерес, навязанный извне или на уровне любознательности. Мотив случайный, кратковременный. Не добивается конечного результата.

 Мотивация неустойчивая, связанная с результативной стороной процесса. Интерес проявляется самостоятельно, осознанно.

Интерес на уровне увлечения.  Устойчивая мотивация. Проявляет интерес к проектной деятельности.

Четко выраженные потребности. Стремление глубоко изучить предмет «Робототехника» как будущую профессию. Увлечение проектной деятельностью.

Познавательная активность.

Интересуется только технологическим процессом. Полностью отсутствует интерес к теории. Выполняет знакомые задания.

Увлекается специальной литературой по направлению детского объединения. Есть интерес к выполнению сложных заданий.

Есть потребность в приобретении новых знаний. По настроению изучает дополнительную литературу. Есть потребность в выполнении сложных заданий.

Целенаправленная потребность в приобретении новых знаний. Регулярно изучает дополнительную специальную литературу. Занимается исследовательской деятельностью.

Творческая активность.

Интереса к творчеству, инициативу не проявляет. Не испытывает радости от открытия. Отказывается от поручений, заданий. Нет навыков самостоятельного решения проблем.

Инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности, но по настроению. Проблемы решать способен, но при помощи педагога.

Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива. Проявляет инициативу, но не всегда. Может придумать интересные идеи, но часто не может оценить их и выполнить.

Вносит предложения по развитию деятельности объединения. Легко, быстро увлекается творческим делом. Обладает оригинальностью мышления, богатым воображением, развитой интуицией, гибкостью мышления, способностью к рождению новых идей.

Коммуникативные умения.

Не умеет высказать свою мысль, не корректен в общении.

Не проявляет желания высказать свои мысли, нуждается в побуждении со стороны взрослых и сверстников.

Умеет формулировать собственные мысли, но не поддерживает разговора, не прислушивается к другим.

Умеет формулировать собственные мысли, поддержать собеседника, убеждать оппонента.

Коммуникабельность.

Не требователен к себе, проявляет себя в негативных поступках.

Не всегда требователен к себе, соблюдает нормы и правила поведения при наличии контроля, не участвует в конфликтах.

Соблюдает правила культуры поведения, старается улаживать конфликты.

Требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках, умеет создать вокруг себя комфортную обстановку, дети тянутся к этому ребёнку.

Достижения.

Пассивное участие в делах ТО.

Активное участие в делах ТО.

Значительные результаты на уровне МБУ ДО ЦВР «Малая Академия»

Значительные результаты на уровне города, округа, области.

Входная анкета-тест

«Что я знаю о робототехнике?»

Ф.И._______________________________________ Возраст ___________

  1. В чем заключается основной принцип 3 законов робототехники?
  2. Кто придумал слово «Робот» и в каком году?
  3. Назови свои любимые модели по робототехнике, которые ты умеешь собирать и программировать:

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

  1. Подчеркни то слово, которое отражает твое отношение к каждой из

перечисленных типов робототехнических моделей

а) Робот андроид:

1) собирал 2) слышал только название 3) не собирал

б) Робот грузоподъемник:

1) собирал 2) слышал только название 3) не собирал

в) Робот манипулятор:

1) собирал 2) слышал только название 3) не собирал

д) Стопоходящая машина Чебышёва:

1) собирал 2) слышал только название 3) не собирал

е) Шагающий 8 – ногий робот

Lego EV3 на механизме Тео Янсена:

1) собирал 2) слышал только название 3) не собирал

ж) Робот чертежник:

1) собирал 2) слышал только название 3) не собирал

з) Гексапод на 6 ногах:

1) собирал 2) слышал только название 3) не собирал

и) Рука - манипулятор:

1) собирал 2) слышал только название 3) не собирал

к) Подъемник с цепной передачей:

1) собирал 2) слышал только название 3) не собирал

Рефлексивный лист участника проекта

Ура! Мы завершили свой проект!

Опиши и оцени свою работу по проекту.

Фамилия, имя______________________________________

Название проекта технической направленности:

Какие основные принципы заложены  при создании модели для своего проекта?

Какие сложности возникали при создании модели на основе конструктора Lego

Что было самое интересное в работе над своим проектом и почему?

Плюсы работы

Минусы работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Путь к успеху"

Цель программы – создание условий, способствующих всестороннему развитию подростка, формирование личной мотивации к познанию и творчеству, повышение уровня личной культуры через активное участие и орг...

программа "Путь к успеху"

программа коррекции нарушений у подростков с асоциальной направленностью...

презентация к родительскому собранию по программе "Путь к успеху"

Данная презентация предназначена для проведения родительского собрания по программе "Путь с успеху" в 10-11 классах. Тема "Стратегии копинг-поведения в профилактике употребления ПАВ."  Дается опр...

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «Территория успеха»

Образовательный процесс в центре представляет собой практическую реализацию инноваций, направленных на повышение качестваобучения, создание условий для успешной социализации личности на основе усилени...

Профилактическая программа "Путь к успеху"

Алкоголизм, курение, наркомания, СПИД. Мы не решим этих проблем, пока не научим подростков говорить нет, пока они не перестанут верить в чудесные сказки тех, кто бесплатно предлагает вечный «кайф». Мы...

Адаптированная программа "Семь вершин успеха"

Трагедия нашего воспитания состоит в том, что оно в первую очередь обращает внимание на недостатки.В.А. Сухомлинский •Программа работает в школе 4 года. За основу взята программа "Город звёзд" (журнал...

ПРОГРАММА «ПУТЬ К УСПЕХУ» – ЭТО ПУТЬ УСПЕХА НАШЕГО КЛАССА

Статья к международной научно-практической конференции (19-21 мая 2016 год)"Детская литература и образование в мультикультурном мире"...