Описание воспитательной практики
статья

СКОРНЯКОВА ИННА АЛЕКСАНДРОВНА

Классный руководитель - педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnyy_marafon.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Описание воспитательной практики

(из опыта работы классного руководителя МБОУ СОШ № 2 г. Алейска,

Скорняковой Инны Александровны)

                                                   «Один-единственный добрый поступок пускает      корни во все стороны, и из этих корней вырастают новые деревья» – Амелия Эрхарт.

  1. Введение.

Классный руководитель - педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.

Хороший воспитатель – это прежде всего высоконравственный человек. Он честен и справедлив, порядочен во всех своих мыслях и действиях. Такой наставник знает и понимает духовный мир своих воспитанников, живет их радостями и печалями, дорожит их доверием, всегда деликатен и тактичен в обращении с ними, не злопамятен, терпелив и отходчив. Он любит и глубоко уважает каждого своего воспитанника, внимателен, заботлив, доброжелателен. Среди основных качеств личности классного руководителя в первую очередь следует назвать такие качества, как коммуникативная идейность, общественная активность, нравственная зрелость. Эти качества, конечно, необходимы каждому педагогу. Но особенно важно обладать ими классному руководителю. Ведь он воспитывает своих учеников не только словом, но и личными примерами, своим поведением. Не маловажное значение для классного руководителя имеют такие качества его личности, как увлечённость профессией, гуманное отношение к детям, высокая требовательность к себе и своим учащимся. Классному руководителю необходимы и такие качества, как коммуникативность, дружеское расположение, вежливость в общении. Успех работы классного руководителя зависит и от наличия у него информационных знаний и умений. Особенно важно обладать умением ярко, выразительно, логично изложить свою мысль, уметь убедить, привлечь к себе. К основным качествам, необходимым классному руководителю, следует отнести тактичность, выдержку и самообладание, отзывчивость, наблюдательность, искренность, находчивость, аккуратность и внешнюю опрятность. Успех работы классного руководителя во многом и от умения у него ряда прикладных, творческих умений: умение петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать, рисовать, выразительно читать. Классный руководитель – ближайший наставник учащихся своего класса. Он призван организовать жизнь школьников, управлять их развитием. Его почётное дело - непосредственное воспитание детей и молодёжи, формирование жизнерадостного, трудолюбивого, физически и нравственно, здорового поколения. Быть проводником знаний для юного поколения и настройщиком их

душ непросто в любое время.

 Классный руководитель - не профессия,

формально это лишь функциональная обязанность, но невозможная без души

и сердца, предполагающая, кроме знаний, ещё и огромную, безусловную

любовь к детям.

Моя воспитательная позиция состоит в  воспитании такого прекрасного качества, как ДОБРОТА. А ведь именно отзывчивость, щедрость, открытость, вежливость, готовность помочь ближнему — являются важнейшими человеческими качествами. Сейчас в обществе наблюдается проявление равнодушия, нетерпимости, агрессивности между людьми и отсюда вытекает проблема, которая приобретает особую актуальность и делает процесс воспитания нравственных качеств у детей особенно необходимым.

   Человек счастливее, когда делает добрые дела. Доброта возвращается к нам: мы помогаем людям, они помогают нам. И все же как научить ребенка быть добрым? Каждый человек вкладывает в это понятие свой смысл, но есть нечто общее, что объединяет всех людей в понимании этого человеческого чувства. Хорошо об этом сказал К. Паустовский: «Доброта — это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе — от солнца, а все лучшее — от человека».

  1. Описание воспитательной практики

       Доброту в ребёнке нужно целенаправленно воспитывать. И совсем не важно, как он себя ведёт, послушный он и ласковый или агрессивный и капризный. Важно развивать в детях установку на добро, учить его не только брать, но и отдавать Дети должны уметь ответить на вопросы, почему нужно быть таким, поступать так, а не иначе. Приучая детей раздумывать над поступками, мы развиваем их сознание. А осознанное отношение к жизни и всему окружающему можно воспитать. Очень важно быть добрым человеком.

          Ведь дети больше верят не словам, а жестам, взглядам, интонации — всему тому, что взрослые не контролируют, однако именно это и есть правда. В процессе воспитании ребенка ему необходимо уделять должное внимание, выслушивать его, показывая своим настроем и поведением, что вы готовы ответить на возникающие вопросы и помочь в разрешении спорной ситуации. Благодаря такому поведению ребенок будет более расположен делиться именно с вами, когда у него будут появляться неразрешимые вопросы. Если же ребенок потеряет к вам уважение, то он также может перестать слушать и слушаться вас, что приведет к тому, что вы потеряете возможность учить ребенка, а именно знание помогает человеку поступать правильно и достойно справляться с жизненными трудностями. В каждом ребенке живет постоянная подсознательная потребность в чувстве собственной значимости. Будучи классным руководителем, я нахожусь в постоянном общении с

учащимися, мы влияем друг на друга, учимся друг у друга. Для своих

учащихся я стараюсь быть примером во всем от манеры поведения,

проецирования убеждений и идеалов до внешнего вида, но я также должна

соответствовать их представлениям о современности. Поэтому одной из

главных задач, которую я стараюсь воплотить в процессе работы – это

воспитание всесторонне развитой личности, способной реализовать себя в

современном мире.

      Проект «Уроки добра» – это проект не про добро и даже

не про институт благотворительности. Это одна из многих возможностей обсудить с ребятами, что в действительности означает благотворительность. Внезапный эмоциональный порыв, образ жизни или возможность проявить себя? Не важно, чем для каждого из нас станет благотворительность. Важно понимать: быть добрым по отношению к окружающим – людям,

природе, животным – это не подвиг и не предмет гордости,

а естественный процесс.

Начиная работать классным руководителем в 5 классе на классных часах обсуждаем тему «Добро в современном мире». Смотрим и обсуждаем фильмы, например  «Счастье в конверте», «Радости и печали маленького лорда», «Про Лёлю и Миньку», «Пальма»,

«Секретное письмо» и другие. На примере литературных произведений и мультипликационных героев, доступных детскому восприятию, объясняю, какой смысл   вкладывают люди в понятия «добро» и «зло»; показываю примеры добрых и плохих дел.

В 6 классе мы продолжаем нашим классным коллективом, совместно с родителями совершать хорошие поступки и учиться доброте и взаимовыручке.  Стремлюсь очеловечивать среду вокруг ребенка, делать так, чтобы  он чувствовал, что вокруг друзья, они хотят добра, они помогут. И,

разумеется, в каждом ученике воспитываю желание помочь, способность

сопереживать своим товарищам. Мы проводили тематические классные часы, на которых показали ученикам репортаж о Фонде Хабенского и о его подопечных, а потом уже дети начали готовить список товаров, которые они планировали продавать на ярмарке. Совместно с родителями изготавливали и продавали товары. Вырученные средства передавали нуждающимся. В течении всего года мы учимся доброму отношению среди одноклассников, проводим дни доброты и улыбок. Учимся помогать старшим и ученикам начальных классов.

В 7-8 классе составляем калейдоскоп добрых дел. Например :

  1. Принесите что-нибудь вкусное и угостите одноклассников.
  2.  «Спасайте» стеснительных и застенчивых, помогайте учиться.
  3. Одинокому покупателю в магазине скажите, что та или иная вещь ему очень идет.
  4.  Помогите пожилой женщине в супермаркете прочитать сроки годности на продуктах.
  5.  Одолжите мелочь кому-то, кто стоит в очереди в магазине.
  6.  В очереди в магазине пропустите человека с небольшим количеством продуктов (бутылкой воды, например).
  7.  Помогите кому-то подняться по лестнице или спуститься с нее. Особенно в снежную погоду, когда ступеньки скользкие.
  8.  Подержите зонтик над случайным попутчиком, который мокнет под дождем на переходе, ожидая зеленого света.
  9.  Купите еды у уличного продавца и отдайте эту еду бездомному.
  10.  Спросите пожилого человека о том, как ему жилось, когда он был вашего возраста, — не поленитесь и послушайте его историю.
  11. Купите что-то у старенькой бабушки, продающей на улице свои цветы, зелень или яблоки.
  12.  Выкиньте оставленный на улице мусор в урну.
  13.  Придержите дверь, когда выходите из подъезда. Простое правило вежливости, но как много людей в спешке забывают об этой простой мелочи.
  14. Поздоровайтесь с незнакомцами в вашем подъезде.
  15.  Приготовьте приятный подарок маме в свой день рождения. Для нее это тоже особый день.
  16.  Опубликуйте школьную фотографию в соцсети и отметьте на ней всех друзей, с которыми вы давно не общались.
  17. Разберите свои шкафы, достаньте вещи, которые вы давно не носите, и отдайте их тем, кто может в них нуждаться.
  18.  Зайдите в школу в любой день и поблагодарите любимых учителей за время, которое они потратили на вас.

В 9-11 чтение и обсуждение книг

1. "Приключения Тома Сойера" Марка Твена — Том проявляет доброту к своим друзьям, особенно к Гекльберри Финну, и в конечном итоге помогает ему выбраться из трудной ситуации.

2. "Маленький принц" Антуана де Сент-Экзюпери — Главный герой учит нас важности дружбы и заботы о других. Его отношения с Розой и Лисом показывают, как доброта и понимание могут изменить мир.

3. "Гарри Поттер" Дж.К. Роулинг — Доброта проявляется в дружбе Гарри, Рона и Гермионы, а также в действиях таких персонажей, как Сириус Блэк и Дамблдор, которые заботятся о других и делают всё возможное для их защиты.

4. "Война и мир" Льва Толстого — Персонажи, такие как Пьер Безукров и Наташа Ростова, демонстрируют доброту через свои действия и отношения к другим, особенно в сложные времена.

5. "Старик и море" Эрнеста Хемингуэя — Несмотря на все трудности, старик Сантьяго проявляет доброту к морю и уважение к природе, что подчеркивает его человечность.

6. "1984" Джорджа Оруэлла — В этом мрачном романе даже небольшие акты доброты, такие как поддержка друг друга в условиях жестокого тоталитарного режима, становятся значимыми.

Эти примеры показывают, как доброта может влиять на персонажей и развивать сюжет, подчеркивая важность человеческих отношений и сострадания.

Но откуда берется доброта? Кто может стать нашим учителем в этом?

1. Семья. Прежде всего, доброте учат нас в семье. Родители и близкие показывают пример: заботясь друг о друге, проявляя терпение и поддержку. Именно в семейном кругу мы впервые осознаем, что такое сострадание и любовь.

2. Учителя. В школе мы встречаем учителей, которые не только передают знания, но и формируют нашу личность. Они могут вдохновлять нас на добрые поступки, учить уважению к другим и важности помощи тем, кто в ней нуждается.

3. Друзья. Наши друзья также играют важную роль. Они поддерживают нас в трудные времена, делятся радостью и помогают развивать лучшие качества. Дружба — это школа доброты, где мы учимся понимать и ценить других.

4. Общество. Важно отметить, что общество также влияет на наше восприятие доброты. Книги, фильмы и примеры из жизни людей вокруг могут вдохновлять нас на добрые поступки. Мы видим, как простые действия — улыбка, помощь или доброе слово — могут изменить чью-то жизнь.

5. Мы сами. Наконец, каждый из нас может стать учителем доброты. Мы можем делиться своим опытом, вдохновлять других и создавать атмосферу тепла и поддержки вокруг себя. Каждый маленький жест доброты может стать началом чего-то большего.

В заключение, доброта — это не только качество, но и выбор, который мы делаем каждый день. Давайте будем учителями друг для друга и распространять доброту в нашем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория и практика создания человеческого капитала в системе А.С. Макаренко и в современной воспитательной практике

Исследовательское эссе, посвященное творчеству и педагогическому опыту А.С. Макаренко...

Методическое описание реализованных практик и образовательных технологий

Проект «Акториум "УМИКА PLAZA" - пространство вовлеченного обучения» разработан педагогическим коллективом школы с целью создания условий для самоопределения учащихся на площадка...

описание педагогической практики

описание педагогической практики...

ОПИСАНИЕ ЛУЧШИХ ПРАКТИК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. БАЛЯГА

В данном сборнике обобщена практика средней общеобразовательной школы с.Баляга Петровск-Забайкальского района Забайкальского, которая принимала участие в реализации мероприятий, направленных на повыше...

Описание эффективной воспитательной практики

Описание эффективной воспитательной практики. «Практика урегулирования конфликтов в образовательной организации в рамках школьной службы примирения». Школьная служба примирения (далее ШСП)...

Описание педагогической практики по формированию читательской грамотности

Описание педагогической практики по формированию читательской грамотности...

Описание педагогической практики по критериальному и формирующему оцениванию

Описание педагогической практики по критериальному и формирующему оцениванию...