програ мма интеллект клуба.
рабочая программа (8 класс)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая социально-педагогической направленности
«Интеллект-клуб»
Возраст обучающихся: 12-18 лет
Срок реализации – 2 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_intellekt_klub_-_2020-2021_1god.doc | 290.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
Кретова ул., д.9, Минусинск, Красноярский край, 662603
Тел. (39132) 2-60-31, E-mail: shkola016@mail.ru
СОГЛАСОВАНО на заседании методического совета протокол №___ от _________ |
| УТВЕРЖДАЮ: Директор МОБУ «СОШ №16» ___________ Егорова Т. А. приказ №_______ от _________ |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая социально-педагогической направленности
«Интеллект-клуб»
Возраст обучающихся: 12-18 лет
Срок реализации – 2 года
составитель: Крылосова Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования |
г. Минусинск, 2021 г.
Раздел 1. Основные характеристики программы.
1.1.Пояснительная записка
Данная дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с основными нормативными и программными документами в области дополнительного образования РФ и Красноярского края:
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Письмом Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы - социально-педагогическая. Программа является модифицированной и составлена на основе дополнительных общеобразовательных программ интеллектуального клуба «ВУНДЕР» О.И. Шрамковой и «Что? Где? Когда?» А.А. Макарова.
Актуальность программы. В последнее время в образовательном пространстве особый приоритет получили интеллектуальные игры. Игровая технология позволяет в значительной мере усилить воспитательный процесс, который определяется теми благоприятными обстоятельствами, в которых оказываются ее участники (игроки). Игра создает прекрасную возможность для активного межличностного взаимодействия, ибо играть - значит вступать во взаимодействие с партнерами или группами партнеров, своего рода полигон для общественного и творческого самовыражения. Игра имеет обучающее и развивающее значение, а также великолепное средство психологической подготовки к жизненным ситуациям. Успех партнеров любой интеллектуальной игры зависит от их рефлексивных особенностей. Игра - это всегда распознавание типа поведения и выбор своей ответной системы действий. Речь в данном случае идет о рефлексивных особенностях личности, т.е. о способности отождествлять себя с партнером, о способности видеть всю ситуацию как бы сверху и себя в этой ситуации. Поэтому рефлексия становится логическим завершением каждого интеллектуального поединка. Она является универсальным средством изучения особенностей общения и обучения общению. Для решения данных проблем разработана дополнительная общеразвивающая программа "Интеллект-клуб".
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
- целью современного образования
Интеллектуальные игры способствуют вовлечению учащихся в многоступенчатый процесс общения и познания, который схематически можно отобразить такой психологической цепочкой: интересно играть и общаться - интересно воспринимать новое через игру - интересно узнавать новое самостоятельно - необходимо поделиться узнанным - необходимо применить полученные знания и умения.
Таким образом, учащийся проходит путь от простого увлечения интеллектуальной игрой к активному многогранному самообразованию и собственному интеллектуально-игровому творчеству. Воспитание творческого, раскованного, независимого мышления и усвоение принципов научной организации труда облегчает учащимся процесс дальнейшего
образования и помогает достичь успехов в любом виде деятельности.
- особенностью современной ситуации
Учащиеся находят свой круг общения, в котором основными являются общечеловеческие ценности, а система приоритетов ориентирована на знания и культуру (культуру личности, культуру мышления, культуру общения).
- особенности микросоциума
Одним из наиболее важных психологических условий в развитии интеллектуальной культуры личности учащегося является его эмоциональное благополучие, эмоциональный комфорт, сопровождающий процесс познания. От этого зависит самооценка ребенка, его отношение к осваиваемым видам познавательной деятельности. Эмоциональное благополучие определяется также положительной оценкой окружающих. Для учащихся очень важно почувствовать себя взрослыми, им важен приобретаемый статус в мире взрослых, важен социальный опыт, ставящий их, условно говоря, на одну ступеньку с состоявшимися в интеллектуальном отношении людьми. Учащимся важна также практическая значимость их деятельности. Подростковый интеллектуальный клуб дает, поэтому, ценный опыт социодействия, помогает процессу самопознания среди участников интеллектуальной игры.
Отличительная особенность данной программы состоит в обобщении и структурировании работы по развитию интеллектуальных, коммуникативных, организаторских способностей учащихся через включение их в деятельность клуба не только как пассивных участников, но и как активных организаторов интеллектуальной творческой деятельности.
Адресат программы - учащиеся 8-11 классов (15-17 лет), для которых характерна целеустремленность, нацеленность на достижение максимального результата в том деле, которое вызывает интерес. В этот период формируется потребность группироваться, занимать значимое место в своей группе, самоутверждаться. Подростки могут хорошо концентрировать внимание в значимой для них деятельности, способны управлять своим произвольным запоминанием.
Объем и срок освоения программы - 2 года, по 153 часа в год, всего 306 часов.
Форма обучения – очная, включающая практические учебные занятия, тренинги, турниры, квесты, командное многоборье, различные форм игр; «Брейн- ринг», «Своя игра» и анализ интеллектуальных боев, беседы по обмену опытом.
Особенности организации образовательного процесса. Интеллектуальный клуб, имеет два структурных подразделения - младшую лигу , среднюю (5-6 класс; 7-8 класс) и старшую лигу (9 -11 класс). Стать членом интеллектуального клуба имеет право любой учащийся. Игровая команда в целях саморазвития и воспитания чувства товарищества и взаимопонимания формируется при условии соблюдения статуса «разновозрастной». Капитан команды, имеющий высший авторитет у партнеров, выполняет функцию диспетчера: он руководит обсуждением во время игры, не дает игрокам останавливаться на одном варианте ответа, заставляет игроков прислушиваться к каждому мнению. Он же имеет право выбрать одну версию из нескольких, а при отсутствии версий берется отвечать сам. Интеллектуальный клуб имеет свой устав и символику.
Интеллект-клуб работает по трем главным направлениям:
1 - интеллектуальные поединки команд клуба. Основной формой работы клуба являются интеллектуальные игры: для младшей лиги «Самый умный», для средней - «Эрудицион», «Одиссея разума», для старшей - «Эдудит- шоу». Интеллектуальный поединок происходит между командами, находящимися за игровыми столами при соблюдении четко установленного фактора времени (одна минута на размышление). Эрудиция участников игры проявляется в умении не только ответить на вопрос, но и придумать его.
При разработке игровой темы воссоздается реальная деятельность в нескольких аспектах, что приводит к необходимости использования материала отдельных предметов в их взаимообусловленности и взаимопроникновении. Тематика отдельных игр («Обряды и традиции русского народа», «России верные сыны») обеспечивает мировоззренческое развитие учащихся.
2 - предметные интеллектуальные игры (Брейн-ринг, «Счастливый случай»). Такие игры создают возможности для педагога осуществить в форме игры контрольно-диагностическую работу, привлечь в Клуб новых игроков..
Группа формируется из учащихся определенного возраста от 15-17 лет. При желании новый участник может быть принят в группу, соответствующую его возрасту, если после испытательного срока проявит знания, умения и навыки, соответствующие данному году обучения. Постоянный состав интеллектуальной команды формируется по программе к концу второго года занятий.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (ученику дается самостоятельное задание с поиском новой познавательной информации по заданной теме), фронтальная (работа со всеми одновременно, например, при организации интеллектуального боя между двумя командами), групповая (разделение учащихся на группы для проведения тренингов по отработке малых форм интеллектуальных боев).
Режим занятий, периодичность и продолжительность.
Программа рассчитана на два года обучения. 1, 2 годы обучения – 2 занятия в неделю по 2 часа и 2,5 часа; 153 часа в год.
1.2 Цель и задачи программы.
Цель: раскрыть творческий интеллектуальный потенциал учащихся; создать условия для саморазвития и самореализации учащихся через овладения разнообразным социальным опытом, включение их в систему общественных отношений.
Задачи:
Личностные:
- формирование потребности к процессу познавания нового материала и в социально-полезной и социально-приемлемой деятельности;
- формирование мыслительной деятельности личности;
- формирование партнерских отношений и чувства ответственности;
Метапредметные:
- развитие мотивации к овладению новыми знаниями;
- развитие потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, аккуратности;
- формирование навыка работы в команде;
- развитие у учащихся интереса к интеллектуальным видам деятельности и
общения;
Образовательные (предметные):
- развитие интереса к окружающему миру и миру наук;
- включение в познавательную деятельность в различных предметных науках;
- обучение навыкам игровой интеллектуальной деятельности.
1.3. Содержание программы.
Учебный план первого года обучения.
№ | Разделы, темы | Количество часов | Формы аттестации, контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 4,5 | 1 | 3,5 | |
2 | История возникновения интеллектуальных игр | 4,5 | 1 | 3,5 | |
3 | Вопрос –основа игры. Требования к вопросам | 9 | 1 | 8 | |
4 | Основные приемы поисков ответов. Эрудиция- ключ к успеху | 9 | 1 | 8 | |
5 | Принципы интеллектуальной разминки. Интеллектуальный калейдоскоп. | 18 | 3 | 15 | |
6 | Как работать с книгой. | 9 | 1 | 8 | |
7 | Распределение командных ролей. | 9 | 1 | 8 | |
8 | Формирование индивидуальных игровых качеств. | 9 | 1 | 8 | |
9 | Основные особенности «Самый умный». | 13,5 | 3 | 10,5 | |
10 | Малые формы интеллектуальных игр. | 18 | 3 | 15 | |
11 | Тренинг- занятия | 13,5 | 3 | 10,5 | |
12 | Участие в различных формах интеллектуальных игр. | 22,5 | 1,5 | 21 | |
13 | Разбор, проведенных игр. | 9 | 4 | 5 | |
14 | Итоговое занятие. | 4,5 | 1 | 3,5 | |
Всего | 153 | 25,5 | 127,5 |
Учебный план 2 год обучения.
№ | Разделы, темы | Количество часов | Формы аттестации, контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. | 4,5 | 1,5 | 3 | |
2 | Создание команды. | 4,5 | 1,5 | 3 | |
3 | Формирование навыков внутри командного взаимодействия. | 13,5 | 2 | 11,5 | |
4 | Формирование индивидуальных игровых качеств. | 13,5 | 2 | 11,5 | |
5 | Нетрадиционные интеллектуальные игры. | 18 | 4 | 14 | |
6 | Тренировка реакции у капитанов. | 13,5 | 2 | 11,5 | |
7 | « Мозговой штурм» и интеллектуальные игры. | 13,5 | 2 | 11,5 | |
8 | Малые формы интеллектуальных игр. | 13,5 | 2 | 11,5 | |
9 | Тренинг - занятия | 22,5 | 3 | 9,5 | |
10 | Игровая практика. Проведение клубного дня. | 22,5 | 3 | 9,5 | |
11 | Разбор проведенных игр. | 9 | 2,5 | 6,5 | |
12 | Итоговое занятие | 4,5 | 1,5 | 3 | |
ВСЕГО: | 153 | 27 | 106 |
Содержание программы первого года обучения
Тема1. Вводное занятие
Теория: Понятия «Интеллектуальная игра», «клуб».
«ПИК» и его историей. Правила поведения в Клубе. Планирование работы.
Расписание занятий. Основные принципы создания команд для
интеллектуальных игр. Распределение ролевой нагрузки в команде. Роль капитана.
Практика: Ролевая командная и игра.
Форма контроля: Собеседование, наблюдение.
Раздел2. История возникновения интеллектуальных игр
Теория: Интеллектуальные игры в бывшем СССР. Современные интеллектуальные игры.
Общее понятие об интеллектуальном спорте (информационно-спортивных играх).
Турниры и чемпионаты по интеллектуальным играм "Что? Где? Когда?", "Брэйн-ринг", "Своя игра". Основные отличия от телевизионных аналогов. Правила проведения информационно-спортивных игр.
Практика: Ролевая командная игра.
Форма контроля: Собеседование . Наблюдение.
Раздел3.Вопрос-основа игры. Требования к вопросам
Теория: Как работать над вопросом. Вопросы на конкретные знания как исключение.
Умение находить необычное в обычном. Требования: интересная информация, лаконичная формулировка, логический путь к ответу, однозначность ответа, источник информации.
Практика:
Составить самостоятельно по 3-4 вопроса на свободную тему. Вопросы по
спорту, художественной литературе, географии, истории. Указать четкий источник информации. Вопросы в тройках и командные вопросы. Использование интернета при составлении интеллектуальных заданий. Ссылка на использование материалов из интернета.
Форма контроля: Зачет достижения.
Раздел4. Основные приемы поиска ответов. Эрудиция-ключ к успеху
Теория: Ключевое слово в вопросе. Как строить логическую цепочку, наиболее часто встречающиеся приемы зашифровки информации. Умение мыслить нестандартно.
Практика:
Составить вопросы с ключевыми словами "Животные", "Герои", "Псевдонимы", "Впервые", "Автор", "Сказки". Блиц-игра.
Форма контроля: Зачет достижения .
Раздел5. Принципы интеллектуальной разминки. Интеллектуальный
калейдоскоп
Теория:Как составлять вопросы для разминки. Принцип разносторонности знаний.
Он-она. Эрудит-лото. Веришь-не веришь. Омонимы. Ребусы.
Практика:
Интеллектуальная разминка - «Эрудит-лото», «Надуваловка», «Реалии». Работа по карточкам и заранее составленным заданиям. Подготовка к городской игре «Самый умный».
Форма контроля: Зачет достижения
Раздел 6. Как работать с книгой
Теория:Основные приемы работы с книгой. Использование структуры книги для составления вопросов.
Практика:
Используя справочный аппарат библиотеки (словари, энциклопедии,
справочники) и книги "Своя игра", "Интеллектуальные вопросы", "Поле чудес" и другие, составить вопросы в тройках и командах. Подготовка к городской интеллектуальной игре «Самый умный».
Форма контроля: Зачет достижения.
Раздел7. Распределение командных ролей
Теория:Функции капитана-генератора идей. Выбор правильного ответа из версий, предложенных игроками команды. Взаимоуважение. Критика и её адекватное восприятие.
Практика:
Опыт работы в интеллектуальном марафоне при разных капитанах команд.
Выводы.
Форма контроля: Зачет достижений.
Раздел 8. Формирование индивидуальных игровых качеств
Теория:Умение работать в команде, отстаивать свою точку зрения, внимание, эрудиция.
Практика:
Конкурсы на лучшего знатока. Подготовка к городской интеллектуальной игре.
Форма контроля: Зачет достижений.
Раздел 9. Основные особенности "Самый умный"
Теория:Отличия «Самый умный» от других интеллектуальных игр. Правила игры. Требования к вопросам в «Самый умный». Функции капитана.
Практика:
Отработка взаимодействия в игре. Игровое занятие. Подготовка к городской
игре «Самый умный».
Форма контроля. Зачет достижений.
Раздел 10. Малые формы интеллектуальных игр
Теория: Знакомство и выполнение различных упражнений, развивающих характеристики интеллекта в несложных игровых формах (загадки, шарады, ребусы и т.д.), что позволяет уже с первых занятий привить интерес к знаниям.
Практика: Игровая практика (вопросы готовят руководитель и члены клуба).
Форма контроля. Зачет достижения.
Раздел 11. Разбор проведенных игр
Теория: Анализ игр, разбор сложных вопросов
Практика:
Практическое применение правильности обсуждения вопроса.
Форма контроля. Зачет достижения.
Раздел 12. Итоговое занятие
Теория: Подведение итогов года. Награждение лучших игроков интеллектуального клуба.
Содержание программы второго года обучения
Тема:1. Вводное занятие
Теория: Планирование работы. Расписание занятий. Основные принципы создания команд для интеллектуальных игр. Распределение ролевой нагрузки в команде. Роль капитана. Роль генератора идей. Роль информационного критика-эрудита. Совмещение и перемена ролей. Игроки-универсалы. Возможные схемы построения команд с учетом ролевой нагрузки, типа темперамента и пола.
Практика: Игровой командный «Брейн»
Форма контроля: Собеседование, наблюдение.
Раздел 2. Создание команды
Теория: Основные принципы формирования команд. Индивидуальная игра на отборочном туре (вопросы на скорость мышления, индивидуальную логику и элементарное знание). Командная игра на отборочном туре. Игра парами и тройками. Обработка результатов отборочного тура. Индивидуальное блиц- тестирование с последующей стихийной организацией команд ("команды по желанию"). Строительство команды тренером из группы претендентов в зависимости от функционально-ролевой нагрузки. Социометрический метод создания команды путем опроса претендентов по принципу "кто кого предпочитает". Отклонения от традиционной схемы построения команды.
Преимущества и отрицательные стороны обеих методик. Конфликты в командах и цивилизованные методы их решения.
Практика: "Ворошиловская мельница" - игра по принципу "каждый играет с каждым". Блиц-тестирование - по 3 вопроса каждому игроку.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
Раздел 3. Формирование навыков внутрикомандного взаимодействия
Теория: Учимся слушать версии других членов команды и дальше развивать их; учимся отстаивать свою точку зрения.
Практика: отработка навыков внутрикомандного взаимодействия.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
Раздел 4. Нетрадиционные интеллектуальные игры
Теория. Различные схемы проведения турниров. Системы подсчета очков и рейтинга. Разнообразные формы судейства. Правила турниров. Вопросы и апелляции. Корректность и защищенность вопроса.
Настольные интеллектуальные игры. "Поле чудес", "Как стать миллионером", "О, счастливчик" и другие.
Практика: настольные интеллектуальные игры: "Цитадель", "Зельеварение. Практикум", Манчкин".
Использование вопросов в телевизионных играх "Поле чудес", "Как стать миллионером".
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
Раздел5. Тренировка реакции у капитанов
Теория: Различные схемы деятельности капитана по организации деятельности команды в процессе интеллектуального боя.
Практика: отработка навыков по руководству командой ( индивидуальные занятия).
Форма контроля. Зачет достижения.
Раздел 6. "Мозговой штурм" и интеллектуальные игры
Теория. Мозговой штурм в применении к "Что? Где? Когда?" Минута на обсуждение вопроса. Микроэтапы работы команды. Индукция, критика, синтез, выбор версии. Возможные схемы игрового эпизода. Стратегия игры в зависимости от правил турнира или шоу-игры. Взаимоотношения с ведущим.
Мозговой штурм в применении к "Брэйн- рингу". Игра "на кнопке". Перемена ролей в команде в связи с ускорением темпа игры.
Перераспределение ролевой нагрузки в "брэйновой" команде. Игроки первой и второй линии - эрудиты и "мыслители". Роль капитана и "кнопочника".
Психологическая устойчивость команды. Допустимое противостояние с ведущим.
Мозговой штурм в применении к "Риск-версии". Простор для стратегии. Предварительная проработка стратегических схем. Рискующие игроки и игроки версионные. Координирующая игра капитана.
Практика: практическое применение знаний, полученных в первый год обучения:"Самый умный","Брэйн-ринг","Своя игра".
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
Раздел 7. Игровая практика. Проведение клубного дня
Теория. Проведение городской игры «Эрудицион». Подготовка и проведение клубного дня .
Практика: Участие в библиоквесте «Эрудицион»
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
Раздел 8. Разбор проведенных игр
Теория. Оценка игры команд. Персональный разбор. Анализ вопросов.
Практика: закрепление положительного опыта и устранение недостатков.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
Раздел 9. Итоговое занятие
Подведение итогов года. Награждение лучших игроков интеллектуального клуба.
1.4. Ожидаемые результаты реализации программы по окончании 1 года обучения учащиеся
знают/понимают:
правила игры;
методику создания игр, вопросов и заданий;
умеют:
работать со справочной литературой;
играть в команде;
самостоятельно составлять вопросы и задания.
Ожидаемые результаты реализации программы по окончании 2 года обучения учащиеся:
знают/понимают:
нетрадиционные формы интеллектуальных игр;
алгоритм поиска ответов;
умеют:
работать над версией;
проводить анализ и самоанализ игры.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график.
Год реализации программы | Начало учебного года | I четверть | I каникулярный период | II четверть | II каникулярный период | III учебный период | III каникулярный период | IV учебный период | Летний период | Продолжительность учебного периода | ||
Июнь | Июль | Август | ||||||||||
1-2 год | 1-ый рабочий день сентября | 8 недель | 9-я неделя, 7 дней | 7 недель | 17-18-ая неделя, 14 дней | 11 недель | 30-ая неделя, 9 дней | 8 недель | 4 недели | 4 недели | 5 недель | 34 недели |
1 год обучения.
№ | Месяц | Число | Время проведения занятий | Форма занятий | Кол-во часов | Раздел, тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 2 | Сентябрь | 04 07 | 14.00-16.00 12.00-14.30 | Игровой урок | 2 2,5 | Вводное занятие.
| Актовый зал | собеседование, наблюдение. |
3 4 | Сентябрь | 11 16 | 14.00-16.00 12.00-14.30 | Игровой урок | 2 2,5 | История возникновения интеллектуальных игр | Актовый зал | . |
5 6 7 8 | Сентябрь | 18 23 25 30 | 14.00-16.00 12.00-14.30 14.00-16.00 12.00-14.30 | Урок Тренинг | 2 2,5 2 2,5 | Вопрос-основа игры. Требования к вопросам. | Актовый зал | Зачет достижения |
9 10 11 12 | Октябрь | 02 07 09 14 | 14.00-16.00 12.00-14.30 14.00-16.00 12.00-14.30 | 2 2,5 2 2,5 | Основные приемы поисков ответов. Эрудиция- ключ к успеху | Актовый зал | Зачет достижения | |
13 14 15 16 17 18 19 20 | Октябрь Ноябрь | 16 21 23 28 06 11 13 18 | 14.00-16.00 12.00-14.30 14.00-16.00 12.00-14.30 14.00-16.00 12.00-14.30 14.00-16.00 12.00-14.30 | Тренинг | 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 | Принцип интеллектуальной разминки. Интеллектуальный калейдоскоп. | Актовый зал | Зачет достижения |
21 22 23 24 | Ноябрь | 20 25 27 02 | 14.00-16.00 12.00-14.30 14.00-16.00 12.00-14.30 | 2 2,5 2 2,5 | Как работать с книгой. | Актовый зал | Зачет достижения | |
25 26 27 28 | Декабрь | 04 09 11 16 | 14.00-16.00 12.00-14.30 14.00-16.00 12.00-14.30 | Тренинг | 2 2,5 2 2,5 | Распределение командных ролей | Актовый зал | Зачет достижения |
29 30 31 32 | Декабрь | 18 23 25 27 | 14.00-16.00 12.00-14.30 14.00-16.00 16.00-18.30 | Тренинг | 2 2,5 2 2,5 | Формирование индивидуальных игровых качеств | Актовый зал | Зачет достижения |
33 34 35 36 37 38 | Январь Февраль | 15 20 22 27 29 03 | 14.00-16.00 12.00-14.30 14.00-16.00 12.00-14.30 14.00-16.00 12.00-14.30 | Тренинг | 2 2,5 2 2,5 2 2,5 | Основные особенности «Самый умный». | Актовый зал | Зачет достижения |
39 40 41 42 43 44 45 46 | Февраль Март | 05 10 12 17 19 24 26 03 | 14.00-16.00 12.00-14.30 14.00-16.00 12.00-14.30 14.00-16.00 12.00-14.30 14.00-16.00 12.00-14.30 | Тренинг | 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 | Малые формы интеллектуальных игр. | Актовый зал | Зачет достижения |
47 48 49 50 51 52 | Март Март | 05 10 12 17 19 24 | 14.00-16.00 12.00-14.30 14.00-16.00 12.00-14.30 14.00-16.00 12.00-14.30 | Тренинг | 2 2,5 2 2,5 2 2,5 | Тренинг - занятия | Библиотека | Зачет достижения |
53 54 55 56 57 58 59 60 61 63 | Апрель Май | 02 07 09 14 16 21 23 28 30 05 | 14.00-16.00 12.00-14.30 14.00-16.00 12.00-14.30 14.00-16.00 12.00-14.30 14.00-16.00 12.00-14.30 14.00-16.00 12.00-14.30 | Тренинг | 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 | Участие в различных формах интеллектуальных игр. | Зачет достижения | |
63 64 65 66 | Май | 07 11 14 19 | 14.00-16.00 12.00-14.30 14.00-16.00 12.00-14.30 | 2 2,5 2 2,5 | Разбор проведенных игр. | |||
67 68 | Май | 21 26 | 14.00-16.00 12.00-14.30 | Урок | 2 2,5 | Итоговое занятие. | Зачет достижения |
2 год обучения
№ | Месяц | Число | Время проведения занятий | Форма занятий | Кол-во часов | Раздел, тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 2 | Сентябрь | 04 09 | 14.00 – 16.00 12.00 – 14.30 | Игровой урок | 2 2,5 | Вводное занятие. | Актовый зал | Собеседование, наблюдение |
3 4 | Сентябрь | 11 16 | 14.00 – 16.00 12.00 – 14.30 | Игровой урок | 2 2,5 | Создание команды. | Актовый зал | Наблюдение |
5 6 7 8 9 10 | Сентябрь Октябрь | 18 23 25 30 02 07 | 14.00 – 16.00 12.00 – 14.30 14.00 – 16.00 12.00 – 14.30 14.00 – 16.00 12.00 – 14.30 | Тренинг | 2 2,5 2 2,5 2 2,5 | Формирование навыков внутри командного взаимодействия. | Актовый зал | Наблюдение |
11 12 13 14 15 16 | Октябрь | 09 13 16 20 23 27 | 14.00 – 16.00 12.00 – 14.30 14.00 – 16.00 12.00 – 14.30 14.00 – 16.00 12.00 – 14.30 | Тренинг | 2 2,5 2 2,5 2 2,5 | Формирование индивидуальных игровых качеств. | Актовый зал | Наблюдение |
17 18 19 20 21 22 23 24 | Ноябрь | 06 11 13 18 20 25 27 02 | 14.00 – 16.00 12.00 – 14.30 14.00 – 16.00 12.00 – 14.30 14.00 – 16.00 12.00 – 14.30 14.00 – 16.00 12.00 – 14.30 | Тренинг | 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 | Нетрадиционные интеллектуальные игры. | Актовый зал | Наблюдение |
25 26 27 28 29 30 | Декабрь | 04 09 11 16 18 23 | 14.00 – 16.00 12.00 – 14.30 14.00 – 16.00 12.00 – 14.30 14.00 – 16.00 12.00 – 14.30 | Тренинг | 2 2,5 2 2,5 2 2,5 | Тренировка реакции у капитанов. | Актовый зал | Зачет достижения |
31 32 33 34 35 36 | Декабрь Январь | 25 30 15 20 22 27 | 14.00 – 16.00 12.00 – 14.30 14.00 – 16.00 12.00 – 14.30 14.00 – 16.00 12.00 – 14.30 | Тренинг | 2 2,5 2 2,5 2 2,5 | «Мозговой штурм» и интеллектуальные игры. | Актовый зал | Наблюдение |
37 38 39 40 41 42 | Январь Февраль | 29 03 05 10 12 17 | 14.00 – 16.00 12.00 – 14.30 14.00 – 16.00 12.00 – 14.30 14.00 – 16.00 12.00 – 14.30 | Тренинг | 2 2,5 2 2,5 2 2,5 | Малые формы интеллектуальных игр. | Актовый зал | Наблюдение |
43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 | Февраль Март | 19 24 26 03 05 10 12 17 19 24 | 14.00 – 16.00 12.00 – 14.30 14.00 – 16.00 12.00 – 14.30 14.00 – 16.00 12.00 – 14.30 14.00 – 16.00 12.00 – 14.30 14.00 – 16.00 12.00 – 14.30 | Тренинг | 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 | Тренинг - занятия | Актовый зал | Наблюдение |
53 54 55 56 57 58 59 60 61 63 | Апрель Май | 02 07 09 14 16 21 23 28 30 05 | 14.00 – 16.00 12.00 – 14.30 14.00 – 16.00 12.00 – 14.30 14.00 – 16.00 12.00 – 14.30 14.00 – 16.00 12.00 – 14.30 14.00 – 16.00 12.00 – 14.30 | Тренинг | 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 | Игровая практика. Проведение клубного дня. | Библиотека | Наблюдение |
63 64 65 66 | Май | 07 12 14 19 | 14.00 – 16.00 12.00 – 14.30 14.00 – 16.00 12.00 – 14.30 | Урок | 2 2,5 2 2,5 | Разбор проведенных игр. | Актовый зал | Наблюдение |
67 68 | Май | 21 26 | 14.00 – 16.00 12.00 – 14.30 | Урок | 2 2,5 | Итоговое занятие | Актовый зал | Наблюдение |
2.2. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение:
- Учебный кабинет не менее, чем на 25 мест.
- Актовый зал.
- Проектор, экран, ноутбук.
- Компьютер с выходом в Интернет.
- Расходные материалы для проведения акций, реализации проектов.
Информационное обеспечение:
- Видео материалы.
- Интернет-источники.
- Методическая литература.
Кадровое обеспечение:
- педагог дополнительного образования, педагог-организатор.
2.3. Формы аттестации.
Основные формы аттестации – педагогическое наблюдение, диагностика сформированности лидерских качеств, текущая и итоговая рефлексия, тест, анализ.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов – аналитическая справка, аналитический материал, грамоты, локальные нормативные документы, тестирование, статья.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: социальная акция, социальный проект.
2.4. Оценочные материалы.
Составляющие гражданской компетентности | Форма подведения итогов освоения содержания программы |
Ценностно-мотивационная составляющая | |
гуманность; активная жизненная позиция; общественное благо; толерантность; личная ответственность за судьбу края и страны; уважение норм и правил современной демократии. | Наблюдение за поведением в группе, стилями общения и взаимодействия, соблюдением установленных норм и правил. Анализ типов и направленностей мероприятий, результатов творческих заданий. Определение видов мотивации участия в общественно-полезной деятельности. Анализ докладов, выступлений, вопросов. Анкетирование. |
Когнитивная составляющая | |
умение анализировать ситуацию и выделять проблемы, умение ставить цели, составлять документы, организовывать работы по реализации задуманного, проводить мониторинги и социологические исследования, искать и правильно распределять ресурсы для реализации задуманного, анализировать и адекватно оценивать работу свою и команды, использовать ресурсы информационной среды, для достижения цели. | Экспертиза разработанных документов. Презентация и защита идей мероприятий. Представление и анализ результатов деятельности. Кейсы. Общественная и внешняя экспертиза. |
Деятельностная составляющая | |
проявляет общественную активность; участвует в проектно-организованной деятельности; выступает разработчиком мероприятия; выступает организатором реализации мероприятия; является активным содержательным участником мероприятия; ведет исследования социальных проблем, изучает общественное мнение. | Наблюдение за процессами организации и реализации проектно-организованной деятельности. |
Составляющие организационно-управленческой компетентности | Форма подведения итогов освоения содержания программы |
Ценностно-мотивационная составляющая | |
гуманность; активная жизненная позиция; уважение прав и свобод личности; командность. | Наблюдение за поведением в группе, стилями общения и взаимодействия, соблюдением установленных норм и правил. Анализ типов и направленностей мероприятий, результатов творческих заданий. Определение видов мотивации участия в общественно-полезной деятельности. Анализ докладов, выступлений, вопросов. Анкетирование. |
Когнитивная составляющая | |
знание специфики деятельности детских общественных объединений; умение анализировать текущую ситуацию; умение планировать деятельность; способность выявлять дефициты в командной работе; умение разрешать и предотвращать конфликты в группе; знание технологий управления проектным циклом. | Экспертиза разработанных документов. Презентация и защита идей мероприятий. Представление и анализ результатов деятельности. Кейсы. Общественная и внешняя экспертиза. |
Деятельностная составляющая | |
умение работать с человеческим потенциалом; умение организовать работу команды; умение ставить задачи для других людей и принимать решения; владение технологиями эффективной коммуникации; умение строить стратегию своей деятельности и корректировать ее; способность отслеживать результаты своей деятельности. | Наблюдение за процессами организации и реализации проектно-организованной деятельности. |
2.5. Методические материалы.
Образовательный процесс по данной программе предполагает очное обучение.
Используются следующие методы обучения: словесный, наглядный, практический, поисковый, исследовательский, проблемный, игровой, дискуссионный, проектный и воспитания: мотивация, упражнение, метод контроля и самоконтроля, самооценки.
Формы организации образовательного процесса: групповая и индивидуально-групповая работа.
Формы организации учебного занятия: интерактивная лекция, презентация, дискуссия, семинар, имитационно-деятельностная игры, практикум, круглый стол, экспертиза, рефлексия, переговорная площадка, дебаты, мастер-класс, заседание, защита, рабочая встреча, переговоры.
Педагогические технологии: технологии группового обучения, проблемного обучения, проектной деятельности, технология коллективной творческой деятельности технология-дебаты, дискуссии.
Алгоритм учебного занятия:
- Введение в тему.
- Практикум (работа в группах, парах, индивидуальная работа).
- Экспертиза.
- Реализация.
- Рефлексия.
2.6. Список литературы
1. Баландин Б.Б. «1001 вопрос для очень умных».- М.: Рипол классик. 2003.
2. Баландин Б.Б. Большая книга интеллектуальных игр и занимательных вопросов для умников и умниц.-М.,2012
3. Игра:2000-2013 г.г. (журнал)
4. Интеллектуальные игры: от школьного клуба к чемпионатам мира// Информатика. Приложение к газете ПС. № 25-26, - 2002
5. О, счастливчик!: сборник игр - М.: Онт Россия, 2002.
6. Павлова С.Г. Развитие интеллекта учащихся средней и старшей школы в клубе «Что? Где? Когда?»// bank.ooipkro.ru/text/t43_14.htm 7. Своя игра : серия книг.
8. Элькони Д.Б. Психология игры.- М.,1989
9. Юный эрудит. 2014 г. (журнал)
Cайты
www.tvigra.ru - официальный сайт телекомпании «Игра». Содержит наиболее полные сведения о жизни телевизионного клуба.
http://www.vi.ru/ - возможность поиграть в «Свою игру», «Устами младенца» и «Сто к одному».
www.chgk.msk.ru - официальный сайт Московского клуба знатоков. Информация о турнирах, игроках, вопросы и многое другое.
http://kulichki-win.rambler.ru/znatoki/klub/znat.html - «Знатоки на Куличках» - самый большой банк вопросов в Интернете. Информационные сообщения отличаются крайней степенью субъективности.
http://chat.ru/~inti - сайт игроков города Долгопрудный. Самый веселый игровой сайт в русском Интернете.
http://www2.isg.co.il/pkrs/CHGK/ - Интеллектуальные игры в Израиле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно тематическое планирование учебного материала, для спец.группы.Програ спец. группы.Программа по настольному теннису.Программа по баскетболу
В специальной медицинской группе должно быть не меньше 12 человек. 5-8 класс и 9-11класс.(Две возрастные групы)...
Раб прогр 11 кл Русский язык Анализ текста 2011
Рабочая программа для 11 кл "Анализ текста" по пособию. Александровой....
Презентация к уроку "Три состояния вещества" по прогр. Л.Э. Генденштейна, 7 класс
Презентация к уроку "Три состояния вещества" прогр. Л.Э.Генденштейна,7 кл. рсаамотрены вопросы. касающиеся трёх агрегатных состояний вещества, свойств веществ в этих состояниях...
Рабоч. прогр. Кал.тем.план. русский 5 класс
Рабочая программа. Календарно-тематическое планирование. Русский язык 5 - 6 кл. Учебники «Русский язык» авт. Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов. - М.: Просвещение, 2012...
Рабоч. прогр. Кал.тем.план. русский 6класс
Рабоч. прогр. Кал.тем.план. русский 6класс...
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ (прогр. практики).
Личность как интегрирующая инстанция в условиях социального развития7 осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы. ее повторяют. 0,023 – 0,03 Сформулированная экономико-математическая модель мо...
раб. прогр. Экологическая грамотность
раб. прогр. Экологическая грамотность...