Правописание предлогов и приставок
план-конспект занятия (6 класс)
Конспект урока по логопедии в 5 классе коррекционной школе 8 вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_5_klasse._tema_slovosochetanie_.doc | 300.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока русского языка в 5 классе
Дата: 01.12.2023
Тема: Словосочетание
Цели урока: систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.
Планируемые результаты:
Предметные:
• Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения;
• Уметь: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;
Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Метапредметные: развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, компьютер, проектор
Ход урока
- Оргмомент
- Домашнее задание
стр. 67 выучить правило, упр.140. (Запишите образованные словосочетания, укажите главное и зависимое слово. С одним из словосочетаний составьте простое распространённое предложение, запишите его в тетрадь, определите грамматическую основу)
- Актуализация знаний
- Что такое синтаксис?
- Что такое пунктуация?
- Что называется предложением? Каковы его признаки?
-- Письмо по памяти
Ур..нило со.нце луч.к з.лотой.
Вырос одуванчик – первый, м.лодой.
У него чудес..ный з.лотистый цвет,
Он б.льшого со..нца мален(?)кий п.ртрет.
Проверка, исправление.
- Из чего состоит это четверостишие (из предложений)
- Что называется предложением?
- Какой раздел науки о языке изучает предложения?
- Кроме синтаксиса, какой ещё раздел языкознания мы начали изучать? (Пунктуация)
- Что изучает пунктуация?
- Перед вами… предложение? Докажите свою точку зрения
- Формулировка темы, целеполагание
В, НЕБО, РАЗДАВАТЬСЯ, КРИК, ЖУРАВЛЕЙ, ГРУСТНЫЙ, ОСЕННИЙ.
В ОСЕННЕМ НЕБЕ РАЗДАВАЛСЯ ГРУСТНЫЙ КРИК ЖУРАВЛЕЙ
- Записали предложение, обозначили грамматическую основу, дали характеристику предложению.
- Укажите над каждым словом, какой частью речи они являются?
- Выпишите в столбик существительные с зависимыми словами
Рядом определите род, число, падеж существительных.
ФИЗМИНУТКА
- ЧТО МЫ ВЫПИСАЛИ (сущ+прилаг =словосочетание)
- ТАК чему же будет посвящён наш урок? (словосочетаниям)
- Запишите тему урока : «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ»
- Какие цели вы ставите перед собой на данном уроке?
(Незаконченные предложения)
- Давайте вспомним, что называется словосочетанием? (2 слова, одно – главное, другое – зависимое)
-Докажите, что мы выписали словосочетания? (укажите главное и зависимое слова)
ОСЕННЕЕ НЕБО, ГРУСТНЫЙ КРИК, КРИК ЖУРАВЛЕЙ, РАЗДАВАЛСЯ В НЕБЕ, РАЗДАВАЛСЯ КРИК (не словосочетание = грамматическая основа)
- Работа с учебником
- Откройте учебник стр. 156. Проверим, верно ли мы дали определение словосочетаниям?
- Первичное закрепление изученного материала (ПО ЦЕПОЧКЕ)
Запишите словосочетания, определите главное и зависимое слово, определите, какой частью речи являются главные слова.
(1) Увидеть из окна, (2) молодых родителей, (3) читать книгу, (4) удивительной тишиной, (5) одиноким парусом, (6) любить жизнь, (7) удивленно пробормотал, (8) в синем море, (9) сильным ветром, (10) взглянуть на собеседника.
- Пояснение учителя об именных, глагольных словосочетаниях (ещё естиь третий вид – наречные, у которых главное слово – наречие, например, «очень быстро»)
8. Насколько внимательно вы слушали Наталью Борисовну, а теперь и меня мы узнаем, выполнив упр. 810 (в столбик запишите словосочетания, определите тип по главному слову)
По цепочке у доски.
Потом рядом с первым словосочетанием записываем образованное прилаг+существ
- Оценивание
- Рефлексия «Незаконченные предложения»
Виды словосочетаний по типу главного слова
1. Именные (письмо (существительное) другу, верные (прилагательное) мне, трое (числительное) в масках, кто-то (местоимение) из вас).
2. Глагольные (пилить дрова).
3. Наречные (очень быстро).
Задание № 1: из предложений выпишите словосочетания, определите в них главное слово и зависимое:
(1) Неторопливо пробегает тёплый ветер. (2) На берегах озёр птицы спокойно разводят птенцов. (3) С раннего утра отправляется белочка на поиски корма. (4) Всплывает над спокойным морем багровое солнце.
Ключ:(1) Теплый ветер, пробегает неторопливо; (2) на берегах озер, разводят спокойно, разводят птенцов; (3) с раннего утра, отправляется на поиски; на поиски корма; (4) всплывает над морем; над спокойным морем, багровое солнце.
Задание № 2: спишите словосочетания, распределяя их на 2 группы: 1) главное слово – глагол; 2) главное слово – существительное:
(1) Увидеть из окна, (2) молодых родителей, (3) читать книгу, (4) удивительной тишиной, (5) одиноким парусом, (6) любить жизнь, (7) удивленно пробормотал, (8) в синем море, (9) сильным ветром, (10) взглянуть на собеседника.
Ключ:
№ | Главное слово - глагол | Главное слово - существительное |
1. | увидеть из окна | молодых родителей |
2. | читать книгу | удивительной тишиной |
3. | любить жизнь | одиноким парусом |
4. | удивленно пробормотал | в синем море |
5. | взглянуть на собеседника | сильным ветром |
Задание № 3: образуйте словосочетания, подбирая к данным словам подходящие по смыслу имена существительные (см. слова для справок). Обозначьте главное слово:
(1) Хрупкое (...), (2) сыпучий (...), (3) лесное (...), (4) горячее (...), (5) пушистая (...), (6) высокое (...), (7) огромное (...), (8) крохотная (...), (9) сумрачный (...), (10) пресноводное (...), (11) кожаное (...), (12) наручные (…).
Слова для справок: часы, небо, животное, дерево, песок, пальто, мышь, солнце, кошка, стекло, лес, животное.
Ключ:(1) Хрупкое стекло, (2) сыпучий песок, (3) лесное животное, (4) горячее солнце, (5) пушистая кошка, (6) высокое дерево, (7) огромное небо, (8) крохотная мышь, (9) сумрачный лес, (10) пресноводное животное, (11) кожаное пальто, (12) наручные часы.
Задание 4: определите род и склонение имен существительных, допишите и выделите окончания имен прилагательных:
(1) Концертн… рояль, (2) красив… тюль, (3) весел... молодеж(?), (4) ягодн… желе, (5) дик… заросль, (6) жарен… картофель, (7) вкусн… карамель, (8) длинн… очередь, (9) сух… мозоль, (10) душист... шампунь, (11) широк… прорубь, (12) больш… бреш(?), (13) пахуч… сирень, (14) экзотическ... овощ(?), (15) нов... плащ(?).
Ключ:NB! Тюль – мужской род, шампунь – мужской род, прорубь – женский род.
(1) Концертный рояль (2 скл., муж. р.), (2) красивый тюль (2 скл., муж. р.), (3) веселая молодежь (3 скл., жен. р.), (4) ягодное желе (нескл.), (5) дикая заросль (3 скл., жен. р.), (6) жареный картофель (2 скл., муж. р.), (7) вкусная карамель (3 скл., жен. р.), (8) длинная очередь (3 скл., жен. р.), (9) сухая мозоль (3 скл., жен. р.), (10) душистый шампунь (2 скл., муж. р.), (11) широкая прорубь (3 скл., жен. р.), (12) большая брешь (3 скл., жен. р.), (13) пахучая сирень (3 скл., жен. р.), (14) экзотический овощ (2 скл., муж. р.), (15) новый плащ (2 скл., муж. р.).
Упражнение № 441 (1) запишите словосочетания; 2) отметьте крестиком главные слова; 3) от главного слова к зависимому проведите стрелку с вопросом; 4) надпишите над всеми словами, какой частью речи они являются).
Задание № 1: из предложений выпишите словосочетания, определите в них главное слово и зависимое:
(1) Неторопливо пробегает тёплый ветер. (2) На берегах озёр птицы спокойно разводят птенцов. (3) С раннего утра отправляется белочка на поиски корма. (4) Всплывает над спокойным морем багровое солнце.
Задание № 2: спишите словосочетания, распределяя их на 2 группы: 1) главное слово – глагол; 2) главное слово – существительное:
(1) Увидеть из окна, (2) молодых родителей, (3) читать книгу, (4) удивительной тишиной, (5) одиноким парусом, (6) любить жизнь, (7) удивленно пробормотал, (8) в синем море, (9) сильным ветром, (10) взглянуть на собеседника.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 1: из предложений выпишите словосочетания, определите в них главное слово и зависимое:
(1) Неторопливо пробегает тёплый ветер. (2) На берегах озёр птицы спокойно разводят птенцов. (3) С раннего утра отправляется белочка на поиски корма. (4) Всплывает над спокойным морем багровое солнце.
Задание № 2: спишите словосочетания, распределяя их на 2 группы: 1) главное слово – глагол; 2) главное слово – существительное:
(1) Увидеть из окна, (2) молодых родителей, (3) читать книгу, (4) удивительной тишиной, (5) одиноким парусом, (6) любить жизнь, (7) удивленно пробормотал, (8) в синем море, (9) сильным ветром, (10) взглянуть на собеседника.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 1: из предложений выпишите словосочетания, определите в них главное слово и зависимое:
(1) Неторопливо пробегает тёплый ветер. (2) На берегах озёр птицы спокойно разводят птенцов. (3) С раннего утра отправляется белочка на поиски корма. (4) Всплывает над спокойным морем багровое солнце.
Задание № 2: спишите словосочетания, распределяя их на 2 группы: 1) главное слово – глагол; 2) главное слово – существительное:
(1) Увидеть из окна, (2) молодых родителей, (3) читать книгу, (4) удивительной тишиной, (5) одиноким парусом, (6) любить жизнь, (7) удивленно пробормотал, (8) в синем море, (9) сильным ветром, (10) взглянуть на собеседника.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 1: из предложений выпишите словосочетания, определите в них главное слово и зависимое:
(1) Неторопливо пробегает тёплый ветер. (2) На берегах озёр птицы спокойно разводят птенцов. (3) С раннего утра отправляется белочка на поиски корма. (4) Всплывает над спокойным морем багровое солнце.
Задание № 2: спишите словосочетания, распределяя их на 2 группы: 1) главное слово – глагол; 2) главное слово – существительное:
(1) Увидеть из окна, (2) молодых родителей, (3) читать книгу, (4) удивительной тишиной, (5) одиноким парусом, (6) любить жизнь, (7) удивленно пробормотал, (8) в синем море, (9) сильным ветром, (10) взглянуть на собеседника.
Задание № 3: образуйте словосочетания, подбирая к данным словам подходящие по смыслу имена существительные (см. слова для справок). Обозначьте главное слово:
(1) Хрупкое (...), (2) сыпучий (...), (3) лесное (...), (4) горячее (...), (5) пушистая (...), (6) высокое (...), (7) огромное (...), (8) крохотная (...), (9) сумрачный (...), (10) пресноводное (...), (11) кожаное (...), (12) наручные (…).
Слова для справок: часы, небо, животное, дерево, песок, пальто, мышь, солнце, кошка, стекло, лес, животное.
Задание 4: определите род и склонение имен существительных, допишите и выделите окончания имен прилагательных:
(1) Концертн… рояль, (2) красив… тюль, (3) весел... молодеж(?), (4) ягодн… желе, (5) дик… заросль, (6) жарен… картофель, (7) вкусн… карамель, (8) длинн… очередь, (9) сух… мозоль, (10) душист... шампунь, (11) широк… прорубь, (12) больш… бреш(?), (13) пахуч… сирень, (14) экзотическ... овощ(?), (15) нов... плащ(?).
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 3: образуйте словосочетания, подбирая к данным словам подходящие по смыслу имена существительные (см. слова для справок). Обозначьте главное слово:
(1) Хрупкое (...), (2) сыпучий (...), (3) лесное (...), (4) горячее (...), (5) пушистая (...), (6) высокое (...), (7) огромное (...), (8) крохотная (...), (9) сумрачный (...), (10) пресноводное (...), (11) кожаное (...), (12) наручные (…).
Слова для справок: часы, небо, животное, дерево, песок, пальто, мышь, солнце, кошка, стекло, лес, животное.
Задание 4: определите род и склонение имен существительных, допишите и выделите окончания имен прилагательных:
(1) Концертн… рояль, (2) красив… тюль, (3) весел... молодеж(?), (4) ягодн… желе, (5) дик… заросль, (6) жарен… картофель, (7) вкусн… карамель, (8) длинн… очередь, (9) сух… мозоль, (10) душист... шампунь, (11) широк… прорубь, (12) больш… бреш(?), (13) пахуч… сирень, (14) экзотическ... овощ(?), (15) нов... плащ(?).
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 3: образуйте словосочетания, подбирая к данным словам подходящие по смыслу имена существительные (см. слова для справок). Обозначьте главное слово:
(1) Хрупкое (...), (2) сыпучий (...), (3) лесное (...), (4) горячее (...), (5) пушистая (...), (6) высокое (...), (7) огромное (...), (8) крохотная (...), (9) сумрачный (...), (10) пресноводное (...), (11) кожаное (...), (12) наручные (…).
Слова для справок: часы, небо, животное, дерево, песок, пальто, мышь, солнце, кошка, стекло, лес, животное.
Задание 4: определите род и склонение имен существительных, допишите и выделите окончания имен прилагательных:
(1) Концертн… рояль, (2) красив… тюль, (3) весел... молодеж(?), (4) ягодн… желе, (5) дик… заросль, (6) жарен… картофель, (7) вкусн… карамель, (8) длинн… очередь, (9) сух… мозоль, (10) душист... шампунь, (11) широк… прорубь, (12) больш… бреш(?), (13) пахуч… сирень, (14) экзотическ... овощ(?), (15) нов... плащ(?).
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 3: образуйте словосочетания, подбирая к данным словам подходящие по смыслу имена существительные (см. слова для справок). Обозначьте главное слово:
(1) Хрупкое (...), (2) сыпучий (...), (3) лесное (...), (4) горячее (...), (5) пушистая (...), (6) высокое (...), (7) огромное (...), (8) крохотная (...), (9) сумрачный (...), (10) пресноводное (...), (11) кожаное (...), (12) наручные (…).
Слова для справок: часы, небо, животное, дерево, песок, пальто, мышь, солнце, кошка, стекло, лес, животное.
Задание 4: определите род и склонение имен существительных, допишите и выделите окончания имен прилагательных:
(1) Концертн… рояль, (2) красив… тюль, (3) весел... молодеж(?), (4) ягодн… желе, (5) дик… заросль, (6) жарен… картофель, (7) вкусн… карамель, (8) длинн… очередь, (9) сух… мозоль, (10) душист... шампунь, (11) широк… прорубь, (12) больш… бреш(?), (13) пахуч… сирень, (14) экзотическ... овощ(?), (15) нов... плащ(?).
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Задание № 3: образуйте словосочетания, подбирая к данным словам подходящие по смыслу имена существительные (см. слова для справок). Обозначьте главное слово:
(1) Хрупкое (...), (2) сыпучий (...), (3) лесное (...), (4) горячее (...), (5) пушистая (...), (6) высокое (...), (7) огромное (...), (8) крохотная (...), (9) сумрачный (...), (10) пресноводное (...), (11) кожаное (...), (12) наручные (…).
Слова для справок: часы, небо, животное, дерево, песок, пальто, мышь, солнце, кошка, стекло, лес, животное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Производные и непроизводные, простые и составные предлоги. Правописание предлогов.
Данная презентация предназначена для закрепления знаний по теме "Предлог". Ею можно воспользоваться в 8 - 11 классах при повторении и подготовке к экзаменам. Предлоги: производные, непроизводные...
Правописание предлогов и приставок на практической основе
Конспект логопедического занятия с обучающимися 2 класса, имеющими недостатки письменной речи, обусловленные НВОНР...
Открытый урок русского языка в 3 классе «Предлоги. Правописание предлогов с другими словами»
В данный конспект открытого урока по русскому языку включены упражнения и задания на развитие познавательных процессов. Методы и приемы обучения подобраны в соответствии с задачами урока....
Правописание Н и НН в различных частях речи, правописание предлогов и союзов.
Комплексное повторение в 7 класссе , задачи которого совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся.....
Грамматические особенности слов категории состояния. Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов.
Маршрутный лист дистанционного урока...
Грамматические особенности слов категории состояния. Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов.
маршрутный лист дистанционного урока...
Безударные гласные в корне слова", "Правописание предлогов и приставок", "Состав слова", 5 класс
Задания составлены на репродуктивном, конструктивном и творческом уровнях Каждый последующий уровень включает в себя параметры предыдущего и имеет свои, отличающиеся от предыдущего. На основании этих ...