Доклад «Организация автодидактичной среды в центре экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста»
консультация

Гребенникова Ольга Викторовна

В докладе обобщен опыт по организации автодидактичной среды в центре экспериментирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Светлячок»

Доклад

«Организация автодидактичной  среды

в центре экспериментирования для детей старшего

дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель Гребенникова О.В.

Гурьевский округ

П. Малое Луговое

2023 год

Слайд 2.   «Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами». К. Чуковский.

«Организация автодидактичной  среды

в центре экспериментирования для детей старшего

дошкольного возраста»

Работая с детьми у меня возникли вопросы: как удовлетворить присущую дошкольникам природную любознательность и найти ответы на множество вопросов? Как сделать, чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы? Все просто! Мой ответ – экспериментирование! Ведь именно в исследовательской деятельности дети чувствуют себя учёными, исследователями и первооткрывателями. Они находят решение всевозможных задач, что позволяет им понять, почему всё происходит именно так, а не иначе. А для этого необходимо погрузить ребенка в соответствующую автодидактическую среду, понятную и интересную для него.

      Автодидактическая среда – это среда, в которой ребенок: самообучается – самообразовывается – саморазвивается.

Слайд 3.     Принцип автодидактичности является наиболее подходящей формой обучения и развития дошкольников. Он позволяет реализовать основную идею ФГОС ДО и ФОП ДО -  ориентация на личность ребенка, поддержку детской инициативы, и индивидуализацию образовательного процесса, предоставление возможности быть самостоятельным.

Конкретный собственный опыт, а не объяснения и демонстрация волшебства, скорее приводит к тому, что дети захотят учиться. Поэтому я считаю, что особенно важно, чтобы каждый ребенок мог сам проводить все эксперименты.

Преимущества автодидактического материала в центре экспериментирования в том, что он не требует постоянного присутствия взрослого. Он является стимулом для внутреннего самостоятельного развития ребенка. Знания сами «рождаются» в ребенке под воздействием данного материала. Только в ходе самостоятельной работы ребенок может развивать свой интерес, экспериментировать, размышлять.

Слайд 4. Цель центра экспериментирования в режиме автодидактичности.

Слайд 5. Задачи вы видите на слайде.

Слайд 6. При выборе и проведении экспериментов следует учитывать ряд требований:

  • Эксперименты должны иметь отношение к природным, математическим и техническим явлениям, встречающимся детям в повседневной жизни, которые отражают интересы и вопросы детей и предоставляют возможность для поиска ответов на вопросы.
  • В ходе каждого эксперимента необходимо обеспечить полную безопасность детей. Все материалы не должны наносить никакого вреда здоровью.
  • Осуществление экспериментов должно быть направлено на то, чтобы дети приобретали познания с помощью наблюдения, сравнения и измерения, воспринимали происходящее всеми органами чувств.
  •  Использование подручного материала в достаточном количестве, чтобы дети могли повторять опыт несколько раз. А также могли  и дома повторять эксперименты. Таким образом эксперименты связываются с повседневной жизнью детей, а родители вовлекаются в образовательную деятельность дошкольной организации.

Слайд 7. А теперь рассмотрим каким должно быть функциональное наполнение центра.

Для самостоятельной экспериментальной деятельности детей обязательным условием является наличие карточек-схем проведения опытов. Автодидактические карточки помогут привить детям интерес к изучению науки, позволять проводить увлекательные и несложные исследования, а также изучать явления и процессы, основные законы природы.

  Слайд 8.    В своей группе я на неделю готовлю новые карточки – схемы и наполняю контейнеры всем необходимым для опыта.  Все контейнеры с материалами имеют нумерацию, соответствующую карточкам-схемам. Для самостоятельной экспериментальной деятельности ребенок берет контейнер и проводит опыт.

Слайд 9. После проведения эксперимента ребенок берет карточку –  фиксацию результатов опыта, подписывает дату проведения опыта и свое имя.

Слайд 10-14. Также дети любят проводить опыты парами или собираться подгруппами и обсуждать результаты опытов, что способствует развитию коммуникативных навыков у дошкольников.

Практическая деятельность педагогов.

Слайд 15. Работая над созданием автодидактичной среды в группе, я сделала вывод, что для детей естественнее и поэтому гораздо легче постигать новое, проводя  собственные исследования – наблюдения, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать знания в готовом виде.

Основой принципа автодидактичности, направленного на личную успешность ребенка, в том числе при дальнейшем обучении в школе, является организация на активное, самостоятельное и ответственное учение любознательного, открытого знаниям ребенка. Для реализации подобной деятельности педагогу необходимо всего лишь предоставить в распоряжение детей заботливо созданную, богатую стимулами образовательную среду и разрешить детям самим проводить исследования и эксперименты.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

практикум: «Организация автодидактичной среды в центре Экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное автономное образовательное дошкольное учреждение «Детский сад №6 «Светлячок» подготовила: воспитатель Гребенникова О.В.

Слайд 2

«Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами». К.И. Чуковский.

Слайд 4

Цель центра экспериментирования в режиме автодидактичности : развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования

Слайд 5

Задачи: Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость) Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение) Расширять представления детей об использовании человеком факторов природной среды Развивать положительное отношение к окружающему миру Развивать интеллектуальные эмоции детей.

Слайд 6

Требования к проведению экспериментов: Связь с повседневной жизнью детей. Безопасность при проведении экспериментов. Экспериментирование. Использование доступных материалов.

Слайд 7

Функциональное наполнение центра природы и науки для самостоятельной деятельности ребенка: Низкие стеллажи и шкафы с однослойным размещением всех материалов на уровне глаз детей; Визуализация элементов «говорящей среды» (подписанные контейнеры); Карточки-схемы выполнения опыта Карточки-фиксации результатов опыта для заполнения детьми

Слайд 9

Карточки- фиксации результатов опыта

Слайд 15

В результате у детей развиваются следующие компетентности: Образовательная деятельность ориентированная на интересы детей Познавательная мотивация Управление своим поведением Любознательность и индивидуальные интересы Самоорганизуемое учение с удовольствием Уверенность в собственных силах Интерес к естественным наукам Усвоение правил и норм социальной жизни.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы групп сопровождения детей дошкольного возраста в условиях ПМСС-центров

Результаты исследований свидетельствуют о том, что за последние годы значительно увеличился процент детей, не имеющих к моменту поступления в школу необходимого уровня развития высших психически...

Духовно-нравственное развитие детей подросткового возраста в условиях реабилитационного центра

Разработанный проект «Духовно-нравственное развитие детей подросткового возраста в условиях социально-реабилитационного центра» сочетает в себе образовательные возможности и учебного проекта, и проект...

Конспект НОД с элементами экспериментирования для детей среднего дошкольного возраста на тему: «О чем говорят камни»

Конспект нод по ознакоммлению дошкольников с миром неживой природы с элементами экспериментирования для детей среднего доршкольного возраста...

Центр экспериментирования

Создала центр экспериментирования в группе для первой младшей группы...

Методические рекомендации по организации физкультурно-оздоровительных праздников для детей дошкольного возраста

laquo;Береги здоровье смолоду» – это девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребѐнка с первых дней его жизни. Растить здоровыми, сильными, эмоциональными – задачи каждого п...