«Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста».
консультация на тему

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_2.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Детский сад «Ласточка»

Консультация

для родителей

«Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста».

(ноябрь)

                                   

                                                 

                                                                                                 

                                                                                                         Подготовила                    

   Лукманова М.Б.

                                                                с.Усухчай

                                         

                                          «Экспериментирование претендует на роль

                                             ведущей деятельности в дошкольном

                                             возрасте, основу которой составляет

                                             познавательная активность… »

                                                                                 (Н. Н. Поддьяков )

Ранний возраст – период активного  познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром.

  В этот период познавательная активность детей – это исследовательская деятельность с различными предметами.

Ребёнок исследует различные свойства предметов: форму, величину, проводит простые  причинно – следственные связи между ними, изучает  характер движений и соотношений предметов. Эти действия психологи называются орудийными или предметными,  поскольку предполагают воздействие одним предметом на другой для достижения определённого результата. Смысл действий открывает для ребёнка взрослый. 

Вопрос о развитии познавательной активности у детей раннего возраста посредством исследовательской деятельности всегда был и остается актуален:

  1.  Ранний     возраст    –   период активного познания окружающего  мира  и  экспериментирования ребёнка с   предметами.
  2.   Ребёнок,   исследуя     различные предметы и их свойства, проводит простые причинно – следственные связи, изучает характер движений   и соотношение предметов.  Тем   самым   он   формирует свой интеллектуальный и   творческий   потенциал.  

Цель моей работы с детьми: развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

  1.   Углублять представления о живой и неживой природе.
  2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
  3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская деятельность - это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.

  Китайская пословица гласит: «Расскажи –  и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». На этом и основано активное внедрение исследовательской деятельности в практику моей работы с детьми раннего возраста.

  Создание условий для развития познавательной активности посредством исследовательской деятельности позволяет  каждому ребёнку найти дело по своим силам, интересам и способностям.

Мною был разработан комплексный план, созданы элементы развивающей среды: уголок экспериментирования, различные коллекции, создающие условия для расширения возможности экспериментальной деятельности, подобрана познавательная литература, дидактические игры поисково-исследовательского содержания. Основной формой  детской исследовательской деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Их провожу в совместной деятельности  с детьми, в режимных моментах:

А у нас в саду дела  -  эксперименты снова,

Сам волшебник никогда не творил такого!

То растопим снег и лёд, то смешаем краски.

Изменяем вкус воды,  как в волшебной сказке! 

Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и экспериментирования ребёнка с предметами.  Ребёнок, исследуя различные предметы и их свойства, проводит простые причинно – следственные связи, изучает характер движений и соотношение предметов.

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность.

 Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество.

Главное достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. 

Условия создания оптимальной предметно - развивающей среды:

 разнообразие и насыщенность, неординарность и сменяемость предметной среды, включение в неё максимального количества предметов взрослого обихода, предоставление свободы исследования («ломания» предметов), резерв свободного места и времени для разворачивания игр, возможность брать любые игрушки и действовать с ними по собственному усмотрению, определение максимального уровня размещения игрушек и материалов согласно росту, универсальность предметно - игровой среды, позволяющей играть совместно, трансформировать её в соответствии с видом игры и содержанием, учёт опыта детей, способности к комбинированию, созданию нового.

Во время исследовательской деятельности с предметами постепенно формируются умственные (интеллектуальные) действия. 

Чем больше новой информации получает ребенок, тем он быстрее и полноценнее развивается.

В раннем возрасте дети активно стремятся к новым впечатлениям, с интересом включаются в предложенные взрослым игры и эксперименты, подолгу с увлечением экспериментируют сами, подражая взрослому и изобретая новые действия.

Исследовательская деятельность как основной способ познавательной активности в раннем возрасте стимулирует развитие таких личностных качеств как инициативность, самостоятельность, целеустремлённость.

Литература:


1. Крулехт М. В. Ребёнок познаёт предметный мир, приобщается к труду // Младший дошкольник в детском саду.

Поддьяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества дошкольников // Вопросы психологии, 1990, №1 с.: 16 – 19.

Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/под ред. О. В. Дыбиной.- М.: ТЦ «Сфера», 2005.

 Щетинина А. М. Учим дошкольника думать: игры, занятия, диагностика.-М.:ТЦСфера.,2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста.

  Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста. Мир, в котором мы живем, становится все прагматичнее и жестче. Какие ценности будут преобладать в обществе? Каким идеа...

Развитие познавательной активности детей раннего возраста по средствам физкультурных упражнений

Познавательная активность ребенка 2—3 лет выражается прежде всего в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной де­ятельности....

Конспект открытого занятия для детей 6 лет. "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр".

Конспект открытого занятия для детей 6 лет. "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"....

Стимулирование познавательной и речевой активности детей раннего возраста в группах СРП средствами малых форм фольклора. Ролево-игровой проект "Фольклор в раннем возрасте"

В презентации представлены материалы участия в семинаре-практикуме "Проектная и исследовательская деятельность в дошкольных группах в условиях реализации ФГОС ДО"....

Консультация для педагогов. «Развитие двигательной активности детей раннего возраста в процессе музыкально-игровой деятельности».

Главная задача музыкального воспитания — использование игровых технологий как средство эмоционального взаимодействия ребёнка со взрослым....