Методические рекомендации к организации работы по формированию пространственных представлений у детей с задержкой психического развития
статья

Котрочева Татьяна Андреевна

Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития является одной из актуальных проблем в современном мире.  Безусловно, особое внимание должно уделяться развитию у детей с отклонениями в развитии всех психических процессов, в том числе и их пространственной ориентировки. Необходимо формировать у ребенка не только сам навык пространственного ориентирования, но и умение применять этот навык различных жизненных ситуациях. Работа по формированию пространственной ориентировки и представлений о пространстве должна начинаться с развития у ребенка элементарных представлений о схеме собственного тела, переходя к более сложным представлениям о пространственных взаимоотношениях объектов в окружающем пространстве. Мы должны сначала научить детей ориентироваться в трехмерном пространстве (по основным пространственным направлениям), и только после этого - в двухмерном (на плоскости листа бумаги).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.13 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к организации работы по формированию пространственных представлений у детей с задержкой психического развития

Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития является одной из актуальных проблем в современном мире.  Безусловно, особое внимание должно уделяться развитию у детей с отклонениями в развитии всех психических процессов, в том числе и их пространственной ориентировки. Необходимо формировать у ребенка не только сам навык пространственного ориентирования, но и умение применять этот навык различных жизненных ситуациях.

 Коррекционно – развивающая работа с дошкольниками с ЗПР должна быть направлена не только на формирование у них представлений о пространстве (о признаках предметов и их пространственных отношениях), но и конструктивного мышления. Очень важно строить коррекционные занятия с учетом ведущего вида деятельности ребенка, и для детей дошкольного возраста – это игра. Важным средством полноценного овладения знаниями является активная предметно – практическая деятельность ребенка, его собственные действия с изучаемыми предметами.

Развитие представлений о пространстве у детей с ЗПР имеет большое значение для полноценного усвоения школьных знаний и навыков, поскольку школьное обучение требует от ребенка свободной ориентировки в пространстве, а также владение основными пространственными понятиями. От того в какой степени развиты у ребенка пространственные представления и понятия, будет зависеть успешность развитости таких школьных навыков, как письмо, счет, чтение, рисование и др.

Работа по формированию пространственной ориентировки и представлений о пространстве должна начинаться с развития у ребенка элементарных представлений о схеме собственного тела, переходя к более сложным представлениям о пространственных взаимоотношениях объектов в окружающем пространстве. Мы должны сначала научить детей ориентироваться в трехмерном пространстве (по основным пространственным направлениям), и только после этого - в двухмерном (на плоскости листа бумаги).

Коррекционным занятиям должна обязательно предшествовать углубленная психолого – педагогическая диагностика, осуществляемая всеми специалистами (учителем – дефектологом, педагогом – психологом, учителем – логопедом). В ходе диагностики необходимо уделить особое внимание уровню развития у ребенка пространственных представлений и оптико – гностической функции.

 Перед началом любых коррекционных мероприятий необходимо проанализировать имеющиеся медицинские карты, карты развития, характеристики и заключения, а также иную педагогическую документацию на детей, отобранных в группы.   Дальнейшая коррекционно – воспитательная работа осуществляется в процессе таких видов деятельности, как игра, рисование, лепка, конструирование, а также в повседневном наблюдении за другими детьми и явлениями природы. Коррекционные занятия обязательно должны строиться с учетом возраста детей, их индивидуальных особенностей, а также ведущего типа мотивации (игровая, обучения, соревновательная, мотивация достижения, поощрения и т.д.).

При изучении методических приемов формирования у детей представлений о пространстве, следует отметить важную роль игровых и занимательных упражнений, с использованием дидактического материала. Все упражнения и игры можно разделить на следующие группы, а именно: игры и упражнения, способствующие развитию дифференцировки пространственных направлений в процессе активного передвижения в пространстве; на ориентирование в пространстве с закрытыми глазами; на распознавание местоположения предметов в окружающем пространстве, а также пространственных отношений между ними; игры и упражнения на ориентирование на плоскости; словесные игры.

Чтобы повысить продуктивность выполнения заданий, а также сделать занятие более интересным, можно включать в упражнение метод соревнования, который стимулирует у ребенка желание выполнить задание лучше других, а также получить награду. Когда ребенок оценивает работу не только свою, но и товарища, он учится анализировать и сравнивать результат выполненного задания.

Таким образом, своевременно начатая и систематическая коррекционно – развивающая работа, направленная на формирование пространственных представлений и пространственной ориентировки у детей с ЗПР, способствует общему психическому развитию ребенка, обогащению его речи, нормализации эмоционально – волевой сферы и личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных учреждений

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

«Организация работы по формированию пространственной ориентировки в музыкальной деятельности и физическом развитии с детьми с нарушением зрения и речи в условиях ДОУ»

Выступление на тему формирования простарнственной ориентировки с детьми с нарушением зрения и речи с кратким описанием значения этого аспекта и примерными игровыми заданиями....

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, имеющих задержку психического развития.

Статья  по теме: "Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, имеющих задержку психического развития"....

Методические рекомендации по организации работы оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей

Методические рекомендации по организации работы оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей...