Трудности в обучении детей с задержкой психического развития
статья
Младший школьный возраст является одним из самых ответственных в развитии ребёнка. Именно в этот период под влиянием педагогического воздействия происходит становление учебной деятельности, в частности, базовых учебных навыков.
Однако в современной школе возрастает количество детей, которые испытывают значительные трудности в начальных классах. Они не справляются с темпом обучения, не успевают усвоить программный материал за отведённое время, и среди них преобладают дети с задержкой психического развития. Есть данные, что более 50% неуспевающих в общеобразовательной школе составляют дети с ЗПР.
В настоящее время неуспевающих детей стало много, так как переходный период в общественной и экономической жизни нашей страны сопровождается резким снижением социальной защищённости и здоровья детей. Это приводит к следующим отрицательным последствиям. При поступлении в школу и в условиях школьного обучения всё большее количество детей характеризуется ослабленным здоровьем, обнаруживает признаки социально-педагогической запущенности, пограничных нарушений в развитии высших психических функций, значимых для обучения. Не имея интеллектуального недоразвития, такие дети всё же испытывают трудности в учении и освоении социальной роли ученика, теряют веру в себя и надежду на достойное место в жизни. В условиях массовой школы ребёнок с ЗПР начинает осознавать свою несостоятельность, которая ведёт к попыткам личной компенсации в другой сфере, чаще всего, в нарушениях поведения. Именно поэтому дети с этим нарушением развития нуждаются в особом внимании и помощи со стороны учителей и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnosti_v_obuchenii_detey_s_zaderzhkoy_psihicheskogo_razvitiya.docx | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудности в обучении детей с задержкой психического развития
Сек Людмила Сергеевна,
Учитель
ГБОУ школа 565
Младший школьный возраст является одним из самых ответственных в развитии ребёнка. Именно в этот период под влиянием педагогического воздействия происходит становление учебной деятельности, в частности, базовых учебных навыков.
Однако в современной школе возрастает количество детей, которые испытывают значительные трудности в начальных классах. Они не справляются с темпом обучения, не успевают усвоить программный материал за отведённое время, и среди них преобладают дети с задержкой психического развития. Есть данные, что более 50% неуспевающих в общеобразовательной школе составляют дети с ЗПР.
В настоящее время неуспевающих детей стало много, так как переходный период в общественной и экономической жизни нашей страны сопровождается резким снижением социальной защищённости и здоровья детей. Это приводит к следующим отрицательным последствиям. При поступлении в школу и в условиях школьного обучения всё большее количество детей характеризуется ослабленным здоровьем, обнаруживает признаки социально-педагогической запущенности, пограничных нарушений в развитии высших психических функций, значимых для обучения. Не имея интеллектуального недоразвития, такие дети всё же испытывают трудности в учении и освоении социальной роли ученика, теряют веру в себя и надежду на достойное место в жизни. В условиях массовой школы ребёнок с ЗПР начинает осознавать свою несостоятельность, которая ведёт к попыткам личной компенсации в другой сфере, чаще всего, в нарушениях поведения. Именно поэтому дети с этим нарушением развития нуждаются в особом внимании и помощи со стороны учителей и родителей.
Общими чертами для ЗПР различного происхождения являются: повышенная истощаемость, низкая работоспособность, ограниченный запас общих сведений и представлений, обеднённый словарный запас, несформированность навыков умственной деятельности, эмоциональная неустойчивость, двигательные нарушения (возбудимость или, наоборот, заторможенность), частыми сопровождающими диагнозами могут быть дислексия, дискалькулия и дисграфия. Неустойчива у этих детей и самооценка, им также свойственны зависимость от внешних обстоятельств, повышенная внушаемость, необоснованные притязания и др. Эти недостатки действительно сильно усложняют жизнь и учебную деятельность детей с ЗПР, но всё же их положение не безнадёжно. При благоприятной обстановке в семье и умелом педагогическом подходе дети со слабо выраженной ЗПР преодолевают своё отставание и удовлетворительно, хотя и с трудом, усваивают программу общеобразовательной школы. Особого внимания требуют дети с ЗПР значительной выраженности, которая может привести к стойкой неуспеваемости, негативному отношению к учению и школе, срывам в поведении.
Ребёнок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса своей наивностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований. Поведение детей с ЗПР в зависимости от преобладания того или иного эмоционального фона характеризуется двумя крайностями: неустойчивое - с психомоторной расторможенностью, эйфорическим оттенком настроения, импульсивностью; и тормозимое - с пониженным фоном настроения, боязливостью. В то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость убежать от трудной для него учебной деятельности. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и её целей, такой ребёнок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности. Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же её перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развёрнутости инструкций. В массовой школе такой ребёнок впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.
Во время обучения таких детей, имеющих ЗПР, необходимо придерживаться следующих правил:
- Осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку;
- Предотвращать наступление утомления, используя разнообразные средства (чередование видов деятельности, преподнесение знаний небольшими частями, использование интересной и красочной наглядности и т. д.) ;
- Использовать методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей, развить их речь и сформировать у них необходимые навыки;
- Предусмотреть проведение занятий, обеспечивающих подготовку детей к усвоению различных разделов программы, а также обогащение их знаниями об окружающем мире;
- Уделять внимание коррекции деятельности детей;
Она осуществляется на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях: общеразвивающих (коррекция памяти, внимания, речи, словарного запаса и др.), занятиях предметной направленности (подготовка к восприятию трудных тем, восполнение пробелов в знаниях), занятиях по формированию содержательной учебной мотивации, развитию познавательных интересов.
В завершении, хочется отметить, что дети с задержкой психического развития нуждаются в сугубо индивидуальном подходе с самого начала, как только обнаруживаются трудности в их обучении и поведении. Учитывая их особенности, полезно вводить игровые элементы в процесс обучения их грамоте и счёту, пользоваться красочно оформленным наглядным материалом. При этом виды занятий должны быть более разнообразными, эмоционально насыщенными. Иногда следует уменьшить объём заданий, надо подводить такого ученика к выполнению школьных заданий постепенно. В воспитательной работе большое значение имеет преодоление негативного отношения детей к учению, создание доверительных отношений со взрослыми, формирование дружного ученического коллектива, привлечение каждого ученика к общественно полезной деятельности. ЗПР – сложное нарушение развития, которое проявляется по-разному в каждом отдельном случае. В одних случаях задержки развития оказываются более лёгкими и касаются главным образом незрелости эмоционально-волевой сферы - детская непосредственность в поведении, несформированность школьных интересов, неумении сосредоточиться при выполнении школьных заданий; в других - к этому присоединяется ещё и некоторая задержка в развитии мышления. Все эти особенности часто усугубляются педагогической запущенностью. Изучая нарушения в учёбе у конкретного ребёнка, надо принимать во внимание все факторы. Учебная деятельность может быть нарушена потому, что нет рабочей установки, нет желания учиться или роль этих моментов крайне незначительна, и вместо положительного отношения выступает равнодушие или даже негативизм. Учебный процесс может также нарушаться, если не сформировались умения и навыки работы; он может быть нарушенным, если по уровню трудности требует более высокого психического развития (в частности, развития интеллекта), чем имеется у ученика, и предъявляет чрезмерные требования к физической выносливости. Однако своевременное и правильное педагогическое вмешательство может привести в дальнейшем к компенсации состояния таких детей. Понимание характера отклонений у ребёнка само по себе даёт учителю возможность найти наиболее правильные пути педагогического воздействия. В этих случаях педагогу важно иметь тесный контакт с детским врачом-психоневрологом, а также с семьёй ребёнка, которая при правильной и вдумчивой помощи со стороны педагога может играть большую роль. При этом очень важно, чтобы и учитель, и родители знали, что трудности в обучении не являются результатом нерадивости или лени, а имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности обучения детей с задержкой психического развития.
Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. В целом ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических фор...
Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных учреждений
Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...
Обучение детей с задержкой психического развития в общеообразовательной школе
Раскрывается понятие "задержка психического развития", дается классификация ЗПР, психолого-педагогическая характеристика данной категории учащихся, освещаются задачи и направления педагогической работ...
статья на тему: "Организация интегрированного обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательного класса массовой школы"
статья на тему: "Организация интегрированного обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательного класса массовой школы"...
Особенности обучения детей с задержкой психического развития
Особенности обучения детей с задержкой психического развития...
статья "Особенности обучения детей с задержкой психического развития"
У детей с задержкой психического развития выявлен ряд специфических особенностей в их познавательной, эмоционально-волевой деятельности, поведении и личности в целом, которые характерны для большинств...
2017-2018 уч.год. Школьный педсовет. Тема « Использование приёмов мнемотехники как фактор повышения грамотности обучения детей с задержкой психического развития. Приёмы запоминания правил». Доклад. Презентация.
Мнемонические приемы в работе с детьми с ОВЗ при изучении русского языка (письма и развития речи) Педсовет. 2017-2018 уч.год.Основной задачей любого учителя, работающего с детьми с ОВЗ, яв...