ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья

Марина Леонидовна Машкина

Ученые отмечают, что основными причинами ухудшения состояния здоровья современного поколения является низкий уровень культуры здоровья и безответственное отношение к своему здоровью. Исследователи заметили также, что на всех уровнях образования детей и молодежи отсутствуют должное обучение здоровому образу жизни, направленность на формирование умений бережного отношения к своему здоровью и навыков в его соблюдении. Работа в данном направлении позволит нейтрализовать в последующем развитие фактора риска различных заболеваний, предотвратить возникновение вредных привычек. Такая работа проводится в образовательном процессе школы, но наиболее эффективные результаты могут получиться в учреждениях дополнительного образования детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_kultury_zdorovya_shkolnikov.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Машкина Марина Леонидовна,

педагог дополнительного образования

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Белгородский областной детский

эколого-биологический центр» (Белгород, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ученые отмечают, что основными причинами ухудшения состояния здоровья современного поколения является низкий уровень культуры здоровья и безответственное отношение к своему здоровью. Исследователи заметили также, что на всех уровнях образования детей и молодежи отсутствуют должное обучение здоровому образу жизни, направленность на формирование умений бережного отношения к своему здоровью и навыков в его соблюдении. Работа в данном направлении позволит нейтрализовать в последующем развитие фактора риска различных заболеваний, предотвратить возникновение вредных привычек. Такая работа проводится в образовательном процессе школы, но наиболее эффективные результаты могут получиться в учреждениях дополнительного образования детей.

Культура здоровья представляет собой готовность человека к ведению здорового образа жизни, сохранению и укреплению его здоровья, и оздоровлению окружающей среды (Н.М.Полетаева).

Дополнительное образование детей имеет свою особенность, так как ее деятельность строится на принципах свободы выбора той деятельности, которая отвечает интересам школьников, успешности взаимодействия педагогов и воспитанников, удовлетворения потребностей ребенка в основных сферах его жизнедеятельности.

Возможности системы дополнительного образования безграничны для формирования здорового образа жизни школьников.

Можно выделить основные подходы по формированию культуры здоровья детей и подростков на занятиях в детских объединениях:

- внедрение в деятельность детских объединений по интересам в различных формах тем здоровья, здорового образа жизни, имеющих прямое отношение к тематике данной программы. Например, в программе «Я познаю мир» в разделе «Я - человек» рассматриваются такие темы как Профилактика простудных заболеваний, Личная гигиена и ее роль в поддержании здорового образа жизни. Данные темы включены в раздел, что бы педагог смог подробно рассказать и донести до обучающихся насколько серьезно нужно озаботиться вопросами здоровья еще с юных лет;

- включение в деятельность детских объединений тем здоровья, не связанных напрямую с этой деятельностью, но актуальных на данном этапе (лекции, беседы, консультации по проблемам вредных привычек, изготовление тематических информационных стендов, выставки рисунков и плакатов), а также тем здорового образа жизни, традиционно входящих в систему гигиенического воспитания (личная и общественная гигиена, питание, профилактика инфекционных заболеваний и др.);

- участие в акциях на темы здорового образа жизни;

- проведение воспитательных мероприятий, творческих дел (подготовка и выступление лекторских групп, проведение Дней и Недель здоровья, праздников, конкурсов);

- проектная деятельность по тематике здороьесбережения (индивидуальные или групповые проекты, мини-проекты «Сохранение здоровья» или годовые);

- изготовление папок-портфолио «Режим дня и здоровье», «Уход за зубами», «Уход за кожей лица»;

- разработка памяток «Антигрипп», «Грипп. Как обезопасить себя и других», «Береги зрение», «Мой друг компьютер» и др.;

- волонтерство;

- проведение мониторингов, тренингов, анкет, тестов.

Формы организации учебного процесса должны быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, занятия-путешествия, КВН, викторины, праздники, споры, игры. Главное, чтобы это не был монолог педагога устрашающего характера, а эмоциональное общение с детьми, обращенное к их личному опыту. И для этого нужно выбрать такую форму организации, которая будет интересна ребятам.

В деятельности любого детского объединения можно обратиться к темам здорового образа жизни, но необходимо, чтобы мероприятия и беседы не только учили или проверяли полученные знания, но и побуждали к действиям, способствующим укреплению здоровья. Знать и делать – разные вещи. Задача педагога – помочь найти ответы на трудные и щекотливые вопросы.

Список использованных источников:

1.Протопопова В.А. Управление здоровьесберегающим образовательным пространством современной школы.- Волгоград: Учитель, 2014. 95 с.

2.Чупаха И.В., Пужаева И.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе.-М.:Млекса, Народное образование, 2006. 400 с.


Культура здоровья выступает интегрированной характеристикой человека и имеет сложный многоаспектный и многоуровневый характер:

Рис. Структура культуры здоровья личности (по А.М.Митяевой, 2008 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль ансамблевой игры в формировании всесторонне развитой личности ребенка в учреждениях дополнительного образования

В статье рассматривается значение ансамблевой игры в развитии и формировании творческой,всесторонне развитой личности ребенка ....

Сбережение здоровья детей в учреждениях дополнительного образования.

В образовательных учреждениях всех типов уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, нацеленным на сохранение, поддержание и улучшение здоровья детей.  У педагогов дополните...

Формирование ключевых компетенций через исследовательскую деятельность в учреждениях дополнительного образования детей

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать, не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизенной ситуации, уметь самостоятельно...

Создание условий для формирования здорового образа жизни детей в рамках программ и проектов учреждения дополнительного образования

В данном материале рассматриваются возможности формирования привычки к здоровому образу жизни средствами дополнительного образовния. Широкий спектр возможностей творческих объединений позволяет сформи...

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА С...