Трудности дистанционного обучения: взгляд со стороны учителя
статья

Рогачева Дарья Сергеевна

В рамках данной статьи будут рассматриваться два вопроса: трудности дистанционного формата обучения с точки зрения учителя и актуализация проблемы эмоционального выгорания педагога в период дистанционного образовательного процесса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konkurs._rogacheva_d.s.docx29.68 КБ

Предварительный просмотр:

Трудности дистанционного обучения: взгляд со стороны учителя

Рогачева Дарья Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ  Школа №6  г.о. Самара

В рамках данной статьи будут рассматриваться два вопроса: трудности дистанционного формата обучения с точки зрения учителя и актуализация проблемы эмоционального выгорания педагога в период дистанционного образовательного процесса.

В настоящее время в системе образования во всем мире принимают меры по организации образовательного процесса в условиях пандемии, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции, и в связи с введением режима самоизоляции всем участникам образовательного процесса пришлось столкнуться с неожиданными трудностями. Система образования оказалась на первой линии фронта с колоссальным количеством участников. Ранее элементы дистанционного обучения внедрялись в образовательную систему в том или ином виде: частично, порой эпизодически. Проводилась курсовая подготовка учителей по внедрению  в образовательный процесс средств дистанционных технологий. Но с таким количеством задействованных лиц, участвующих в дистанционном процессе обучения, столкнулись впервые.

Какие же проблемы появились? Главными из них стали недостаточная техническая оснащенность участников дистанционного обучения и слабая подготовка педагогов, обучающихся и их родителей к работе в новых условиях. Эти и другие возможные проблемы бросают вызов в целом системе образования в критической ситуации, т.е. в той ситуации, которую нельзя спрогнозировать. Одновременно, наряду с очевидными вызовами и проблемами, новый формат обучения все-таки представляет широкий спектр возможностей и перспектив для изменения и совершенствования образовательных систем, для которых критическая ситуация создает форсированные условия.

На основе ряда педагогических источников, можно утверждать, что понятие «дистанционное обучение» означает организацию образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий, предполагающих использование информационно-телекоммуникационной инфраструктуры для передачи информации и опосредованного синхронного или асинхронного взаимодействия обучающихся и педагогических работников.

Рассмотрим трудности дистанционного обучения со стороны учителя.

Удаленная форма преподавания – это возможность для учителя продумать новый сценарий работы и попробовать разные инструменты. Организуя удаленную работу, учитель должен помнить, что первичной должна оставаться методика и учебные цели, а инструменты дистанционного обучения будут вторичны.

Для учителя сильная сторона такого обучения состоит в самовыражении, в передаче своего опыта бесконечному числу обучающихся. Для последних доступность образования – это  возможность повысить свои знания, навыки, умения, приобрести новые контакты. Но все это возможно, если мы готовы к дистанционному обучению.

Для осуществления подобного формата образовательного процесса учитель должен владеть активными методами обучения и помогать своим учащимся формировать собственный стиль обучения в онлайн-режиме, овладевать возможностями платформ разнообразных онлайн-сервисов и необходимым программным обеспечением для работы в онлайн-режиме, преодолевать трудности и барьеры электронного общения.

Для эффективного управления онлайн-обучением учителю нужно использовать инструменты стимулирования обучающихся к освоению курса, учебной программы, вырабатывать у них дистанционную дисциплину и навыки соблюдения сроков выполнения заданий, осуществлять своевременную оценку работ учащихся и предоставлять оперативную обратную связь.

Одна из главных проблем, с которой столкнулись учителя по итогам дистанционного формата обучения 2019/2020 учебного года, – отсутствие навыков дистанционной работы и технического оснащения. В частности, специалисты Skysmart в апреле 2020 года опросили более 2-х тысяч российских учителей из разных регионов и пришли к неутешительным выводам: 49% учителей испытывали страх не справиться с дистанционным обучением, 24% не знали, как мотивировать ученика, 57% говорили о сложности контроля посещений онлайн-уроков и активности учащихся в режиме онлайн-обучения, выполнения домашнего задания, 9% боялись не справиться с навигацией в Интернете.

Еще одна проблема – взаимодействие учителя и ученика, когда возможна потеря  контроля над образовательным процессом со стороны учителя при таком формате обучения. Если при очном обучении педагог может воспользоваться педагогическими или психологическими приемами концентрации внимания ученика, то, проводя онлайн-урок, учитель лишен такой возможности, в таком случае контроль ложится на плечи родителей. Чтобы проводить онлайн-уроки, учитель должен общаться с учениками. Некоторые использовали для этого социальные сети, видеочаты, другие – электронную почту. Но и то, и другое очень быстро переполняется, и через некоторое время становится трудно найти что-либо в непрекращающемся потоке информации.

Как педагогу ориентироваться в такой ситуации? Решение очевидно: необходимо свести коммуникацию к минимуму и правильно организовать ее. Но это не значит, что педагог будет только отправлять задания и получать ответы для проверки, общение с учениками нужно поддерживать, однако оно должно быть структурированным, упорядоченным, чтобы избежать хаоса и дополнительной работы.

Педагогу необходимо выработать определенные правила общения. Например, можно попросить учащихся делать пометки в теме письма, отправляя домашнее задание на проверку. Можно создать отдельные каналы для обсуждения заданий. Важно установить время, когда учитель будет доступен для учащихся.

Доступ к заданиям – это еще одна проблема дистанционного обучения. Именно ее решение обеспечивает эффективность дистанта. Некоторые из учащихся не имеют доступ к Интернету. Как быть в этой ситуации? Самое очевидное решение - связаться с родителями ученика и составить список заданий для выполнения. Но как потом проверить выполненные задания?  Если родители смогут отправить фотографию ответов, то этот вариант приемлем, а если нет, то придется искать другой способ. Очевидно, что нужен индивидуальный подход к каждому учащемуся, общего алгоритма решения этого вопроса нет.

В условиях самоизоляции учителя столкнулись с работой в прямом эфире, а такая форма преподавания требует много времени и усилий и может быть стрессовой для них. Какой выход? Возможное решение этого вопроса – запись видеоуроков и их чередование с прямыми трансляциями. Видеозапись урока позволяет ученику пересмотреть материал, повторить его и иметь к нему доступ в любое время.

Еще одна проблема – предоставление обратной связи. Появление вопросов со стороны учеников – нормальное явление учебного процесса, но в условиях дистанционного обучения это становится большой трудностью. Ответить на 2-3 вопроса не представляется сложным делом, но если их 30? Одним из выходов в подобной ситуации является голосовое сообщение, так можно ускорить процесс коммуникации и сэкономить время для других заданий.

Как же организовать учебное занятие в период дистанционного обучения? Рассмотрим возможный алгоритм проведения занятий учителем с использованием дистанционных образовательных технологий.

1. Подготовка

В первую очередь необходимо настроить себя и своих учеников, что дистанционное обучение такое же серьезный образовательный процесс, как и в классе, но между участниками занятия будет расстояние.

Учащиеся должны проявить больше старательности в самостоятельном изучении материала, а контроль будет осуществляться с помощью оценки выполнения ими заданий, которые выполняются дистанционно.

Также учителю необходимо пересмотреть свою рабочую программу: какие темы необходимо изучить в обязательном порядке, а какие перенести на более поздний срок; какой материал необходимо повторить; какие умения и навыки необходимо отработать. При корректировке рабочей программы необходимо сохранить перечень планируемых образовательных результатов.

2. Выбор платформы обучения.

Именно здесь учитель будет размещать, присылать материалы для изучения. Это важный этап, так как от платформы, которая будет содержать образовательный контент, зависит качество освоения материала. Учитель может использовать как собственные ресурсы, так и материалы образовательной платформы.

3. Выбор формы дистанционного обучения.

Если учитель проводит онлайн-урок, то в этом случае он использует следующие системы: Skype, Zoom, сервисы Google и т.д. Если же педагог выбирает асинхронный режим обучения, то использует платформу с видеоуроками и тренировочными заданиями. Можно разработать свой курс и разместить на одной из платформ.

4. Выполнение домашнего задания.

Ученикам необязательно выполнять домашнее задание за экраном компьютера, возможно его выполнение в тетради и его отправка учителю с помощью фотографии.

5-6. Необходимо помнить о расписании занятий и о четком соблюдении времени онлайн-урока. Также необходимо придерживаться санитарных норм с учетом возрастных особенностей учащихся.

К началу проведения онлайн-занятия все материалы должны быть созданы, подобраны.

7. Необходимо поддерживать обратную связь с учениками, предварительно выбрав удобную для вас форму: чат или голосовое сообщение, электронная почта.

8. Одно из условий эффективной работы на дистанционном обучении – новый формат урока. Частая смена заданий и много практики помогут детям в восприятии информации. Поэтому необходимо разрабатывать урок из нескольких видов заданий. Например, 5-10 минут потратить на просмотр видео, 10 минут использовать на выполнение заданий, еще 10 минут отвести на письмо от руки.

Обязательно учителю необходимо предусмотреть разбор домашнего задания, при этом индивидуальные ошибки следует сообщать ученику в личном сообщении, а интересные решения - всем. Следует предусмотреть общий обзор успехов и неудач, разъяснение сложных моментов, которые можно записать на телефон и разместить в облачном хранилище или платформе.

 Рекомендуем критически подходить к качеству материала, который предлагается ученикам, его усвоение не должно превышать 40 минут или 1 часа. Следует избегать длинных текстов, оставить в них самое важное, сделав пометки о наличии дополнительного материала.

Если ученика тема заинтересовала, целесообразно структурировать текст, разбить его на тематические части, модули. При этом желательно краткое подведение итогов в конце вышеизложенного материала.

Удачным решением учителя будет использование текстов с инфографикой. Схемы и прочая визуализация позволяет качественно понять материал и запомнить его. Важно помнить, что задания и учебные блоки должны быть сбалансированы по сложности.

Важно обозначить ученикам время для самостоятельного выполнения заданий, отведенных для этой работы. Часть заданий они могут выполнять во время онлайн-урока, это позволит видеть прогресс ученика и корректировать работу по необходимости.

Работая в формате дистанционного обучения, важно понимать, как и за что педагог будет оценивать учащихся, необходимо об этом сообщать ученикам при выдаче домашнего задания.

Для оценивания можно использовать возможности онлайн-платформ, выставлять отметки по итогам фронтальных опросов в режиме онлайн-конференции или выставить отметки на основании заранее оговоренных критериев оценивания.

Задания с открытыми ответами, присланные на проверку, должны быть оценены учителем не позднее, чем за 3 часа до начала нового занятия, иначе ученики потеряют мотивацию и ощущение серьезности дистанционного урока.

Что касается обеспечения полноценного отдыха учащимся, необходимо понимать следующее:  недопустимо давать домашнее задание на понедельник в субботу вечером. Задания, данные в это время, обречены быть невыполненными.

9. Интерактивность.

Ошибочно полагать, что обучение в удаленном режиме полностью исключает интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса.  В некоторых случаях оно даже более эффективно, так как позволяет учесть возможности каждого без исключения. Учитель может свободно организовывать обсуждение в группах, общаться как на этапе нового изучения материала, так и на этапе выполнения заданий. Для этих целей необходимо правильно подобрать образовательные порталы, либо создать качественную обратную связь с использованием мессенджера или чата. Рекомендуем создать ряд заданий для групповой работы (создание проекта, комплексная задача с распределением ролей) с помощью современных образовательных технологий (вебинаров, сетевых ресурсов). Подобные задания помогут и в организации традиционного урока.

10. Памятка для родителей.

Переход на дистанционное обучение вызвал у родителей школьников множество вопросов, поэтому необходимо создать памятку с ответами на наиболее важные вопросы. Ответы могут быть краткими, но учителю не придется отвечать большое количество раз на одинаковые вопросы. В этой памятке необходимо прописать все важные вопросы.

11. Отсутствие Интернета.

Необходимо продумать варианты работы для учителя и ученика, если отсутствует Интернет. В этом случае необходимо задействовать учебники и продумать способ доставки материалов от учителя к ученику и обратно.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются учителя после дистанционного обучения – это профессиональное выгорание, синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Выгорание появляется как активация отрицательных эмоций без соответствующего освобождения от них. Педагогическая профессия более всех подвержена этому диагнозу, так как труд педагога отличается высокоэмоциональной загруженностью, которая повысилась после дистанционного обучения.

Следствием профессионального выгорания могут стать проблемы в семье. Эмоциональное опустошение педагога не может не сказаться и на его деятельности в школе. За годы работы в школе у учителя накапливается множество проблем, решить которые он не в состоянии, что приводит к разочарованию в своей профессии и профессиональному выгоранию.

К основным факторам, которые способствуют формированию эмоционального выгорания учителей можно отнести следующие: высокая ответственность за своих подопечных, высокая эмоциональная и интеллектуальная нагрузка, самоотверженная помощь, дисбаланс между морально-материальным вознаграждением, наличие ролевых конфликтов, работа с «трудными» детьми.

Синдром профессионального выгорания является ответной реакцией специалиста на пролонгированное во времени стрессовое воздействие межличностного общения. Коммуникативная и эмоциональная составляющая деятельности педагога являются наиболее эксплуатируемыми, и как следствие, более подвержены износу, что приводит к попыткам учителя экономить свои ресурсы.

Психологи выделяют 3 стадии эмоционального выгорания учителей.

1. Сбои учителя при выполнении определенных задач.

2. Состояние апатии, снижение потребности в общении, ощущение хронической усталости.

3. Потеря интереса не только к работе, но и к жизни.

Избежать последствий выгорания можно путем планомерной профилактики такого синдрома в 2-х направлениях: оптимизация организационных условий труда педагога и актуализация его личностных ресурсов.

Первое направление включает в себя организацию рабочего места, строгую определенность должностных инструкций и обязанностей, конструктивную систему поощрений и наказаний, принятую в коллективе, справедливую кадровую политику, возможность продвижения по служебной лестнице, оказание социальной поддержки и защиты интересов сотрудников, отлаженную систему труда сотрудников, наличие и развитие высокой организационной культуры, административную поддержку, эффективное руководство.

Второе направление реализуется следующим образом: информирование педагогов о причинах самовыгорания, их ознакомление с методами и приемами самопомощи для сохранения работоспособности, повышение значимости педагогической профессии, обучение педагогов приемам саморегуляции, профилактики стрессов и выгорания.

Опыт работы в школе и анализ специфики педагогической деятельности позволяют нам сформулировать важные практические советы, которые помогут избежать и вовремя предотвратить синдром профессионального выгорания у педагогов.

Итак, неудовлетворенность обстоятельствами в работе необходимо воспринимать как временное явление и пытаться изменить ситуацию к лучшему, искать способ, который позволит выплеснуть свою негативную энергию. Лучшим решением будут занятия спортом.

 Необходимо замечать свои достижения в работе, хвалить себя, радоваться собственным достигнутым результатам. Важно находить источники вдохновения, тратить время и энергию на осмысление и средства их достижения, а не на исправление непродуманных действий и их ошибок. Просьбы, советы, требования, обращения к кому-либо следует произносить достаточно громко и отчетливо, заранее убедившись, что собеседник в состоянии их воспринимать. Следует не переживать в уме случившиеся конфликты или допущенные ошибки, а осознать причину, сделать выводы, найти выход. Надлежит чаще общаться с теми людьми, которые приятны в общении и ограничивать контакты с теми, кто неприятен. Необходимо планировать не только рабочее время, но и отдых; использовать короткие паузы в течение дня. Следует отвлекаться от негативных эмоций, создавать для себя дни информационного отдыха.  

Не подходите к той черте, когда вы будете эмоционально выгорены, успейте остановить этот процесс, чтобы наслаждаться своей профессией и получать от нее удовольствие и позитив.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проблемы и трудности дистанционного обучения»

Использование дистанционных образовательных технологий...

Как организовать дистанционное обучение. План действия для учителя

Если вы оказались в ситуации, когда надо срочно спланировать обучение учеников на дому, то это публикация именно для вас. В статье рассмотрим технические и методические вопросы, связанные с организаци...

Трудности дистанционного обучения.

Трудности и подводные камни дистанционного обучения....

Дистанционное обучение и его преимущества. Взгляд учителя.

В статье рассматриваются основные положительные стороны дистанционного обучения в школе....

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ – ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ

Аннотация: В статье представлен опыт работы учителя истории и обществознания с городским порталом дистанционного обучения  города  Санкт-Петербург. Исследование направлено на выявление преим...

Организация учебного процесса в период дистанционного обучения. Из опыта работы. Учитель истории, обществознания Андуганова А.Э.

В данной статье хочу поделиться опытом организации учебного процесса при дистационном обучении. Ознакомить с интересным ресурсом,который может стать помощником для учителя....

Проблемы и трудности участников образовательных отношений при переходе образовательной организации на дистанционное обучение. Плюсы дистанционного обучения.

Статья рассматривает проблемы и трудности, с которыми сталкиваются участники образовательных отношений при переходе образовательной организации на дистанционное обучение. Автор анализирует основные пр...