ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ – ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ
статья (6 класс)
Аннотация: В статье представлен опыт работы учителя истории и обществознания с городским порталом дистанционного обучения города Санкт-Петербург. Исследование направлено на выявление преимуществ и недостатков работы с городским порталом дистанционного обучения и актуальность его использования в дальнейшей деятельности учителя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тонкова Елена Викторовна
учитель, Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 100 Калининского района, г. Санкт-Петербург
Е-mail: selena.dalmatica@gmail.com
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ – ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ
Tonkova Elena Viktorovna
teacher, State budgetary educational institution secondary school №100 of the Kalininsky district, Saint-Petersburg
Аннотация: В статье представлен опыт работы учителя истории и обществознания с городским порталом дистанционного обучения города Санкт-Петербург. Исследование направлено на выявление преимуществ и недостатков работы с городским порталом дистанционного обучения и актуальность его использования в дальнейшей деятельности учителя.
Ключевые слова: дистанционное обучение; городской портал дистанционного обучения; платформа; преимущества; недостатки.
Ни для кого не секрет, что 2019-2020 учебный год был непростым для общеобразовательных учреждений. Пожалуй, впервые многим коллективам школ вплотную пришлось столкнуться с тем, что такое дистанционное обучение и проблемами, связанными с ним. Ведь до этого времени дистанционное обучение в школах применялось редко. И использовалось в основном при работе с одаренными детьми, учениками, находящимися на домашнем обучении или при отсутствии возможности заниматься в школе, в случае болезни. Те площадки дистанционного обучения, которые существовали на тот момент, не могли удовлетворить запросы всех участников образовательного процесса если бы произошел резкий переход с очной формы обучения на дистанционную. Так как, во – первых их было мало, во-вторых существовал риск перегруженности онлайн – платформ. К тому же ни дети ни педагоги не были к этому готовы. В том числе Федеральный закон об образовании в Российской федерации говорил о том, что «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования» [4]. Здесь можно понять, что законодательство нашей страны не определяет дистанционное обучение как самостоятельную форму обучения. Но пандемия заставила всех быстро перестроиться и путем проб и ошибок освоить новые способы работы с детьми. Российские школы решали возникшие перед ними проблемы всеми доступными способами.
В том числе и перед школами города Санкт-Петербург, встал вопрос: «Какую дистанционную платформу выбрать?». Учителя пользовались разными дистанционными площадками, например, РЭШ (Российская электронная школа) Гугл формы, Zoom, Skype и это далеко не весь перечень.
В этой статье будет рассказано об опыте использования городского портала дистанционного обучения города Санкт-Петербург и особенностях работы с ним.
Городской портал дистанционного обучения принадлежит ГБУ ДПО «Санкт-Петербургскому центру оценки качества образования и информационных технологий» [1] и разработан на основе виртуальной обучающей среды «Moodle» [2] (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) [3]. Чаще всего эта система используется для обучения студентов высших и средних учебных заведений и послевузовского образования. В нашем же случае она использовалась для дистанционного обучения детей в школе. Работая с любой из платформ дистанционного обучения можно выделить как преимущества, так и недостатки. В данном случае преимуществами использования городского портала дистанционного обучения г. Санкт-Петебург является:
- Бесплатная платформа. Что является немаловажным при организации дистанционного обучения в школе, где ей будут иметь возможность пользоваться без ограничения все участники образовательного процесса.
- Широкий перечень элементов и ресурсов, которые можно задействовать в своей работе. Они позволяют разработать курс, содержащий в себе структурные компоненты урока. В описании курса можно сформулировать цель урока и подготовить школьников к восприятию новой темы. Изучить новый материал возможно, например, с помощью лекции, книги или презентации в формате pdf., загруженной в виде файла. Чтобы закрепить материал, уместным будет тест, задание или какой-либо электронный ресурс, прикрепленный к пакету SCORM. Для рефлексии подойдет опрос или анкета в гугл форме, прикрепленная с помощью гиперссылки. Чтобы дети ориентировались в непонятных для них терминах нового материала, предусмотрен глоссарий, то есть словарь. В который также можно добавлять изображения, иллюстрирующие новые слова. В виде файла можно оформить список литературы, необходимый для изучения данного курса, темы.
- Импорт готовых курсов. Используя готовые курсы, удобно создавать материал, изменяя или добавляя некоторые элементы и ресурсы.
- Возможность создания авторского курса. Для тех, кому, по какой-то причине не нравится содержание курса, предусмотрен вариант создания своего.
Пример: курс для 6-го класса по предмету « обществознание».
Раздел «Человек среди людей».
В разделе создано 7 элементов:
- Объявления – для размещения важной информации
- Форум для общих обсуждений по курсу
- Список литературы, которым могут пользоваться учащиеся при изучении данного раздела
- Глоссарий, содержащий новые термины и их определения
- Гиперссылка на общую информацию по разделу
- Опрос – для проведения рефлексии курса
- Онлайн урок
Тема: Общение.
На курсе, в описании сформулированы цели и задачи:
Цель и задачи на модуль: познакомить с понятием «общение», его ролью и значением в жизни людей.
- рассмотреть общение, как один из видов деятельности
- исследовать цели общения и его механизм
- выявить барьеры общения
- выяснить особенности общения со сверстниками, старшими и младшими
На курсе создано 9 элементов:
- презентация, переведенная в формат PDF и загруженная в виде файла
- книга
- гиперссылка с примером на вербальное и невербальное общение в искусстве
- мультфильм «Барбоскины», серия «Опыт общения», прикрепленный с помощью гиперссылки
- кроссворд с онлайн-сервиса «LearningApps», прикрепленный с помощью Пакета SCORM
- тест по теме из 10 вопросов разного уровня сложности
- задание 1 в котором ребенку предлагается заполнить таблицу по теме
- задание 2 предполагает перечисление трех последствий для общения в соответствии с ситуацией
- гугл анкета, присоединенная с помощью гиперссылки - позволит провести рефлексию курса.
- Автоматическая оценка тестовой работы. Что значительно сэкономит время на проверку заданий.
- Альтернативность в использовании. Есть возможность полностью организовать дистанционное обучение на основе данной площадки или использовать только для изучения или закрепления отдельных тем. То есть на этой платформе достаточно ресурсов, чтобы задействовать все необходимое в одном месте и в то же время, если нравятся только некоторые элементы, ее можно использовать фрагментарно.
- Быстрая техническая поддержка. В разделе «Помощь и поддержка» перечислены наиболее часто задаваемые вопросы с ответами на них. Если нужная информация не была найдена, то можно отправить заявку администратору портала.
- Интеграция с приложением «Параграф». Системы городского портала дистанционного обучения и электронного дневника объединены в единую среду на базе веб, что позволяет использовать данные «Параграфа» на этом ресурсе.
Кроме преимуществ можно также выделить недостатки в работе с порталом:
Сложный интерфейс. Порой трудно сориентироваться, где находится тот или иной раздел (вкладка).
Перебои в работе портала. На начало дистанционного обучения в 2020 г. городской портал был некоторое время недоступен по причине перегруженности, но затем возобновил свою работу в штатном режиме.
Трудоемкость и трудозатраты. В связи с высокой функциональностью портала при наличии сложного интерфейса понадобятся время и силы, чтобы научиться с ним работать, а затем разрабатывать свой ресурс.
Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что преимуществ у городского портала дистанционного обучения больше, чем недостатков. Он бесплатный и многофункциональный. И не смотря на то, что имеются трудности в работе с ним, его использование существенно поможет в организации дистанционного обучения. Так как на этой площадке можно придумывать и размещать интересные задания или найти их здесь же. Если размещенные курсы соответствуют содержанию рабочей программы, то можно ими пользоваться и это значительно облегчит работу учителя. Если же ситуация обратная, то педагог может сам разработать курс. И даже если будет потрачено много усилий, в итоге материал может получиться интересным и удобным для педагога и обучающихся. Есть возможность обеспечить обратную связь с учеником через форум, чат, внутреннюю почту. Чтобы не задерживать детей у компьютера есть возможность дать им творческое задание: рисунки, сочинения, модели, выполненные от руки. Через элемент «Задание» ребенок отправит нужный файл учителю. В итоге, все отправленные задания придут педагогу в упорядоченном виде, в соответствии с классом и фамилией. Чтобы разместить важную информацию для ученических коллективов на портале доступен ресурс «Пояснение», который играет роль объявления. Разные информационные технологии, о которых пишет, например, в статье «Дистанционное обучение: форма, технология, средство» В. С. Шаров, можно использовать на базе одной платформы, не скачивая другие клиенты для решения тех или иных учебных задач [5].
Список литературы
- Городской портал дистанционного обучения Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] // Городской портал дистанционного обучения. – URL: https://do2.rcokoit.ru/my/ (дата обращения: 15.01.2021).
- Корень А. В. Использование электронной образовательной среды Moodle в создании интерактивных учебных курсов нового поколения [Электронный ресурс] // Российская научная электронная библиотека - КиберЛенинка. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-elektronnoy-obrazovatelnoy-sredy-moodle-v-sozdanii-interaktivnyh-uchebnyh-kursov-novogo-pokoleniya/viewer (дата обращения: 15.01.2021).
- Логинова, А. В. Модульная объектно-ориентированная среда обучения (Moodle): эффективная или несовершенная форма организации обучения? / А. В. Логинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1112-1114. — URL: https://moluch.ru/archive/89/17853/ (дата обращения: 20.03.2021).
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/000120
1212300007?index=54&rangeSize=1 (дата обращения: 29.01.2021).
- Шаров В.С. Дистанционное обучение: форма, технология, средство [Электронный ресурс] // Российская научная электронная библиотека - КиберЛенинка. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-forma-tehnologiya-sredstvo/viewer (дата обращения: 16.02.2021).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья учителя дистанционного обучения "Из опыта работы с ребёнком с ОВЗ"
В статье я попыталась рассказать, поделиться пусть не большим, но всё-таки опытом. Стаж моей педагогической деятельности всего лишь 2 с небольшим года, но и это время, проведённое с данной категорией ...
Дистанционное обучение. Из опыта работы.
Дистанционное обучение на уроке химии....
"Плюсы и минусы дистанционного обучения". (Из опыта работы)
В п В последние годы популярность дистанционного обучения постоянно растет. Разумеется, назвать ее полноценной формой обучения в школах еще очень рано, но определенные шаги в этом направлении у...
Особенности организации дистанционного обучения (из опыта работы)
Дистанционное обучение – взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства об...
Организация учебного процесса в период дистанционного обучения. Из опыта работы. Учитель истории, обществознания Андуганова А.Э.
В данной статье хочу поделиться опытом организации учебного процесса при дистационном обучении. Ознакомить с интересным ресурсом,который может стать помощником для учителя....
Уроки физической культуры, как средство сохранения физического и психического здоровья обучающихся в период дистанционного обучения (из опыта работы)
Сообщение на педсовете по теме:«Уроки физической культуры, как средство сохранения физического и психического здоровья обучающихся в период дистанционного обучения(из опыта работы)»...
Дистанционное обучение. Из опыта работы.
Сегодня развитие дистанционного образования идёт семимильными шагами. Важно не только изучать, осваивать и стремиться применять новое, но и уметь составить систему дистанционного обучения, как ст...