ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ – ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ
статья (6 класс)

Тонкова Елена Викторовна

Аннотация: В статье представлен опыт работы учителя истории и обществознания с городским порталом дистанционного обучения  города  Санкт-Петербург. Исследование направлено на выявление преимуществ и недостатков работы с городским порталом дистанционного обучения  и актуальность его использования в дальнейшей деятельности учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тонкова Елена Викторовна

учитель, Государственное бюджетное образовательное  учреждение средняя общеобразовательная школа № 100 Калининского района, г. Санкт-Петербург

Е-mail: selena.dalmatica@gmail.com

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ – ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ

Tonkova Elena Viktorovna

teacher, State budgetary educational institution secondary school №100 of the Kalininsky district, Saint-Petersburg

Аннотация: В статье представлен опыт работы учителя истории и обществознания с городским порталом дистанционного обучения  города  Санкт-Петербург. Исследование направлено на выявление преимуществ и недостатков работы с городским порталом дистанционного обучения  и актуальность его использования в дальнейшей деятельности учителя.

Ключевые слова: дистанционное обучение; городской портал дистанционного обучения; платформа; преимущества; недостатки.

Ни для кого не секрет, что 2019-2020 учебный год был непростым для общеобразовательных учреждений. Пожалуй, впервые многим  коллективам школ  вплотную пришлось столкнуться с  тем, что такое дистанционное обучение и проблемами, связанными с ним. Ведь до этого времени дистанционное обучение в школах применялось редко. И использовалось в основном при работе с одаренными детьми, учениками, находящимися на домашнем обучении или при отсутствии возможности заниматься в школе, в случае болезни. Те площадки дистанционного обучения, которые существовали на тот момент, не могли удовлетворить запросы всех участников образовательного процесса если бы произошел резкий переход с очной формы обучения на дистанционную. Так как, во – первых их было мало, во-вторых существовал риск перегруженности онлайн – платформ. К тому же ни дети ни педагоги не были к этому готовы. В том числе Федеральный закон об образовании в Российской федерации говорил о том, что «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования» [4]. Здесь можно понять, что законодательство нашей страны не определяет дистанционное обучение как самостоятельную форму обучения. Но пандемия заставила всех быстро перестроиться и путем проб и ошибок освоить новые способы работы с детьми. Российские школы решали возникшие перед ними проблемы всеми доступными способами.  

В том числе и перед школами города Санкт-Петербург,  встал вопрос: «Какую дистанционную платформу выбрать?».  Учителя пользовались разными  дистанционными площадками, например, РЭШ (Российская электронная школа) Гугл формы, Zoom, Skype и это далеко не весь перечень.

В этой статье будет рассказано об опыте использования городского портала  дистанционного обучения города Санкт-Петербург и особенностях работы с ним.

Городской портал дистанционного обучения принадлежит ГБУ ДПО «Санкт-Петербургскому центру оценки качества образования и информационных технологий» [1] и разработан на основе виртуальной обучающей среды «Moodle» [2] (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) [3]. Чаще всего эта система используется для обучения студентов высших и средних учебных заведений и послевузовского образования. В нашем же случае она использовалась для дистанционного обучения детей в школе. Работая с любой из платформ дистанционного обучения можно выделить как преимущества, так и недостатки. В данном случае преимуществами использования городского портала дистанционного обучения г. Санкт-Петебург является:

  • Бесплатная платформа.  Что является немаловажным при организации дистанционного обучения в школе, где ей будут иметь возможность пользоваться без ограничения все участники образовательного процесса.
  • Широкий перечень элементов и ресурсов, которые можно задействовать в своей работе. Они позволяют разработать курс, содержащий в себе структурные компоненты урока. В описании курса можно сформулировать цель урока и подготовить школьников к восприятию новой темы. Изучить новый материал возможно, например, с помощью лекции, книги или презентации в формате pdf., загруженной в виде файла. Чтобы закрепить материал, уместным будет тест, задание или какой-либо электронный ресурс, прикрепленный к пакету SCORM. Для рефлексии подойдет опрос или анкета в гугл форме, прикрепленная с помощью гиперссылки. Чтобы дети ориентировались в непонятных для них терминах нового материала, предусмотрен глоссарий, то есть словарь. В который также можно добавлять изображения, иллюстрирующие новые слова. В виде файла можно оформить список литературы, необходимый для изучения данного курса, темы.
  • Импорт готовых курсов. Используя готовые курсы, удобно создавать материал, изменяя или добавляя некоторые элементы и ресурсы.
  • Возможность создания авторского курса. Для тех, кому, по какой-то причине не нравится содержание курса, предусмотрен вариант создания своего.

Пример: курс для 6-го класса по предмету « обществознание».

Раздел «Человек среди людей».

В разделе создано 7 элементов:

  • Объявления – для размещения важной информации
  • Форум для общих обсуждений по курсу
  • Список литературы, которым могут пользоваться учащиеся при изучении данного раздела
  • Глоссарий, содержащий новые термины и их определения
  • Гиперссылка на общую информацию по разделу
  • Опрос – для проведения рефлексии курса
  • Онлайн урок

Тема: Общение.

На курсе, в описании сформулированы цели и задачи:

Цель и задачи на модуль: познакомить с понятием «общение», его ролью и значением в жизни людей.

  • рассмотреть общение, как один из видов деятельности
  • исследовать цели общения и его механизм
  • выявить барьеры общения
  • выяснить особенности общения со сверстниками, старшими и младшими

На курсе создано 9 элементов:

  • презентация, переведенная в формат PDF и загруженная в виде файла
  • книга
  • гиперссылка  с примером на вербальное и невербальное общение в искусстве
  • мультфильм «Барбоскины», серия «Опыт общения», прикрепленный с помощью гиперссылки
  • кроссворд с онлайн-сервиса «LearningApps», прикрепленный с помощью Пакета SCORM
  • тест по теме из 10 вопросов разного уровня сложности
  • задание 1 в котором ребенку предлагается заполнить таблицу по теме
  • задание 2 предполагает перечисление трех последствий для общения в соответствии с ситуацией
  • гугл анкета, присоединенная с помощью гиперссылки - позволит провести рефлексию курса.
  • Автоматическая оценка тестовой работы. Что значительно сэкономит время на проверку заданий.
  • Альтернативность в использовании. Есть возможность полностью организовать дистанционное обучение на основе данной площадки или использовать только для изучения или закрепления отдельных тем.  То есть на этой платформе достаточно ресурсов, чтобы задействовать все необходимое в одном месте и в то же время, если нравятся только некоторые элементы, ее можно использовать фрагментарно.
  • Быстрая техническая поддержка. В разделе «Помощь и поддержка» перечислены наиболее часто задаваемые вопросы с ответами на них. Если нужная информация не была найдена, то можно отправить заявку администратору портала.
  • Интеграция с приложением «Параграф». Системы городского портала дистанционного обучения и электронного дневника объединены в единую среду на базе веб, что позволяет использовать данные «Параграфа» на этом ресурсе.

Кроме преимуществ можно также выделить недостатки в работе с порталом:

Сложный интерфейс. Порой трудно сориентироваться, где находится тот или иной раздел (вкладка).

Перебои в работе портала. На начало дистанционного обучения в 2020 г. городской портал был некоторое время недоступен по причине перегруженности, но затем возобновил свою работу в штатном режиме.

Трудоемкость и трудозатраты. В связи с высокой функциональностью портала при наличии сложного интерфейса понадобятся время и силы, чтобы научиться с ним работать, а затем разрабатывать свой ресурс.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что преимуществ у городского портала дистанционного обучения больше, чем недостатков. Он бесплатный и  многофункциональный. И не смотря на то, что имеются трудности в работе с ним, его использование существенно поможет в организации дистанционного обучения. Так как на этой площадке можно придумывать и размещать интересные задания или найти их здесь же. Если размещенные курсы соответствуют содержанию рабочей программы, то можно ими пользоваться и это значительно облегчит работу учителя. Если же ситуация обратная, то педагог может сам разработать курс. И даже если будет потрачено много усилий, в итоге материал может получиться интересным и удобным для педагога и обучающихся. Есть возможность обеспечить обратную связь с учеником через форум, чат, внутреннюю почту. Чтобы не задерживать детей у компьютера есть возможность дать им творческое задание: рисунки, сочинения, модели, выполненные от руки. Через элемент «Задание» ребенок отправит нужный файл учителю. В итоге, все отправленные задания придут педагогу в упорядоченном виде, в соответствии с классом и фамилией. Чтобы разместить важную информацию для ученических коллективов на портале доступен ресурс «Пояснение», который играет роль объявления. Разные информационные технологии, о которых пишет, например, в статье «Дистанционное обучение: форма, технология, средство» В. С. Шаров,  можно использовать на базе одной платформы, не скачивая другие клиенты для решения тех или иных учебных задач [5].

Список литературы

  1. Городской портал дистанционного обучения Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]  //  Городской портал дистанционного обучения.  – URL: https://do2.rcokoit.ru/my/ (дата обращения: 15.01.2021).
  2. Корень А. В. Использование электронной образовательной среды Moodle в создании интерактивных учебных курсов нового поколения [Электронный ресурс]  //  Российская научная электронная библиотека - КиберЛенинка. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-elektronnoy-obrazovatelnoy-sredy-moodle-v-sozdanii-interaktivnyh-uchebnyh-kursov-novogo-pokoleniya/viewer (дата обращения: 15.01.2021).
  3. Логинова, А. В. Модульная объектно-ориентированная среда обучения (Moodle): эффективная или несовершенная форма организации обучения? / А. В. Логинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1112-1114. — URL: https://moluch.ru/archive/89/17853/ (дата обращения: 20.03.2021).
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"  [Электронный ресурс]  // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/000120

1212300007?index=54&rangeSize=1 (дата обращения: 29.01.2021).

  1. Шаров В.С. Дистанционное обучение: форма, технология, средство [Электронный ресурс]  //  Российская научная электронная библиотека - КиберЛенинка. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-forma-tehnologiya-sredstvo/viewer (дата обращения: 16.02.2021).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья учителя дистанционного обучения "Из опыта работы с ребёнком с ОВЗ"

В статье я попыталась рассказать, поделиться пусть не большим, но всё-таки опытом. Стаж моей педагогической деятельности всего лишь 2 с небольшим года, но и это время, проведённое с данной категорией ...

Дистанционное обучение. Из опыта работы.

Дистанционное обучение на уроке химии....

"Плюсы и минусы дистанционного обучения". (Из опыта работы)

В п   В последние годы популярность дистанционного обучения постоянно растет. Разумеется, назвать ее полноценной формой обучения в школах еще очень рано, но определенные шаги в этом направлении у...

Особенности организации дистанционного обучения (из опыта работы)

Дистанционное обучение – взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства об...

Организация учебного процесса в период дистанционного обучения. Из опыта работы. Учитель истории, обществознания Андуганова А.Э.

В данной статье хочу поделиться опытом организации учебного процесса при дистационном обучении. Ознакомить с интересным ресурсом,который может стать помощником для учителя....

Уроки физической культуры, как средство сохранения физического и психического здоровья обучающихся в период дистанционного обучения (из опыта работы)

Сообщение на педсовете по теме:«Уроки физической культуры, как средство сохранения физического и психического здоровья обучающихся в период дистанционного обучения(из опыта работы)»...

Дистанционное обучение. Из опыта работы.

Сегодня развитие дистанционного образования идёт семимильными шагами. Важно не только изучать, осваивать и стремиться применять новое, но и уметь составить систему дистанционного обучения, как ст...