МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «РОССИЯ – ЭТО МЫ! МЫ - ПАТРИОТЫ!»
методическая разработка (6 класс)

Хитёва Ольга Игоревна

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mrno3.doc121.04 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «РОССИЯ – ЭТО МЫ! МЫ - ПАТРИОТЫ!»

Хитёва Ольга Игоревна

1. Пояснительная записка

1.1. Тематическое направление.

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.

1.2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность).

Тема воспитательного мероприятия «Россия – это мы! Мы – патриоты!»

Сегодня общепризнанным является тот факт, что воспитание подрастающего поколения является ключевым фактором успешного развития страны, ее политической и экономической стабильности.

«В современном мире на самом деле не имеет большого значения, где конкретно географически ты находишься, важнее другое – чувство сопричастности со своей Родиной, со своей историей, со своей культурой» В.В. Путин

В связи со сложившимися сегодня политическими и экономическими событиями, патриотическое воспитание, формирование российской идентичности является актуальной для подростковой среды.

Путин назвал патриотизм, любовь к семье и Родине главными чертами российского общества. Как отметил президент, эти ценности в немалой степени являются основой суверенитета страны.

Именно поэтому нужна планомерная воспитательная работа школы, предполагающая не только личностный, но и системно-деятельностный подход, ориентированный на развитие патриотических чувств у учащихся.

1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса).

Методическая разработка классного часа предназначена классным руководителям 5 – 6 классов для учащихся 11- 13 лет.

1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность).

Воспитательное мероприятие: «Россия – это мы! Мы – патриоты!» позволяет реализовать следующие цели воспитательной работы: создание благоприятных условий для формирования и развития личности в соответствии с общественными, семейными, духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Патриотическое воспитание занимает центральное место в системе работы классного руководителя, так как на основе патриотизма, любви к малой родине, российской идентичности строятся ценностные отношения:

- к труду как способу достижения жизненного и профессионального самоопределения;

- к семье как главной опоре человека;

- к своей малой и большой Родине, к своему отечеству как к месту силы человека;

- к миру как главному принципу человеческого общежития;

- к культуре как духовному богатству общества, которые дают ему музыка, искусство, театр, творческое самовыражение.

1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.

Цели: воспитание чувства патриотизма; чувства долга, гражданственности перед Родиной, ответственности за свои поступки.

Задачи:

1.Раскрыть значение слов: «Родина», «патриот».

2.Формировать гражданственность и национальное самосознание у учащихся.

3.Развивать у подростков определение собственной жизненной позиции.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

- формирование целостного мировоззрения;

- развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- формулировать в сотрудничестве с классным руководителем проблему и цели воспитательного мероприятия; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;

- анализировать в обсуждении с классным руководителем условия и пути достижения цели;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;

- в диалоге с классным руководителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- обобщать;

- строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

- планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);

- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь классного руководителя);

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

- осуществлять речевой самоконтроль;

- оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления.

1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора.

Беседа – диалог с элементами игры.

Беседа-диалог развивает умения подростков вести дискуссию, побуждает их разобраться в себе, «заглянуть» в свой внутренний мир, позиционировать себя как гражданина.

Включение игровых элементов позволяет учащимся активизировать умственную и двигательную активность. Чередование активных и пассивных форм деятельности способствует лучшему восприятию материала.

1.7. Педагогическая технология / методы / приемы, используемые для достижения планируемых результатов.

Педагогическая технология: личностно – ориентированное обучение.

Методы: поисковые, игровые, воспитывающих ситуаций.

Приемы: «Неоднозначное высказывание», «структура РАУНД ТРЕЙБЛ», «Множественность смыслов», «Визуализация»,«Метод вариаций».

1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения воспитательного мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)

Компьютер, проектор, акустические колонки, раздаточный материал (Приложения 1-6), словарь В.И. Даля.

1.9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике классных руководителей.

Данная методическая разработка может быть использована на классных часах, «Уроках мужества», при проведении воспитательных мероприятий, посвященных "Дню народного единства", «Дню защитника отечества» и других праздников патриотического направления.

2. Основная часть

2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия.

Раздать стихи учащимся, подобрать высказывания и цитаты к занятию /Приложение 1/, составить вопросы для обсуждения.

2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия.

1. Вступительное слово учителя (1 минута)

- В душе каждого российского человека живет любовь к своей родной земле. Сегодня мы поговорим о том, с чего начинается Родина, что такое патриотизм и какие поступки считаются патриотическими.

Просмотр видеоролика: «Что мы Родиной зовем?»

https://disk.yandex.ru/d/LOx34b7XunyjfA

2. Формирование понятия «Родина» (10 минут)

- Любовь к России часто воспевают поэты прошлого и настоящего. Стихотворение С. Есенина «Гой ты, Русь моя родная», прочитает _____

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мягкой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

- С.Есенин часто говорил о своей лирике: «Чувство родины – основное в моем творчестве». Как вы можете объяснить это словосочетание /ответы учащихся/.

/Прием «Неоднозначное высказывание»/

Задание 1. «Подбери однокоренное слово»

- Слово «Родина» исходит от общеславянского однокоренного слова «род». Сейчас вам предлагается найти как можно больше однокоренных слов к слову «Родина».

/Прием «структура РАУНД ТРЕЙБЛ». На доске записано слово «Родина», от него несколько стрелок, учащиеся выходят по-очереди и записывают однокоренные слова/

Задание 2. «Составь пословицу»

- Ребята, вам предстоит поработать в группах. Для каждого начала пословицы, напечатанной на желтой карточке, необходимо подобрать окончание на зеленой карточке.

/Учащимся предлагаются карточки с началом и окончанием пословиц, необходимо их сопоставить и прочитать. /Приложение 2/

Задание 3. «Для меня, Родина – это…»

- Как мы уже сказали, чувство Родины у каждого свое: для кого-то это красота берез, а кому-то нужно совершить стоящий поступок и почувствовать свою сопричастность с Родиной. Каждому необходимо будет ответить на вопрос, что для вас значит Родина?

/Прием «Множественность смыслов». У каждого учащегося на листочке начало фразы: «Для меня, Родина – это…», которую необходимо продолжить. Спустя отведенное время, получившиеся фразы озвучиваются и обсуждаются. /

3.Формирование российской идентичности, понятия патриотизма (14 минут)

- Мы все родились и живем в одной стране. Наша страна самая большая по площади, самая многонациональная. В чем она еще «самая…»? /ответы учащихся/.

/Просмотр социального ролика: «Родина – это мы»/

https://yandex.ru/video/preview/12127891158165814016

/ Прием «Визуализация». Через просмотр видеоролика учащиеся приходят к осознанию понятия патриотизма/

- Ребята, согласны ли вы с основной мыслью видеоролика: «Какие мы, такая и Родина»? Как называется человек, который предан своей стране, чтит традиции, уважает ее историю? /Ответы учащихся/

- Заглянем в словарь «живого великорусского языка» В.И. Даля и найдем там понятие слова «патриот».

/Поисковый метод. Работа со словарем в парах. /

- Как можно перефразировать это определение, используя современные слова. /Ответы учащихся/

- Какими личными качествами обладает патриот? /Ответы учащихся/.

Задание 1. «Портрет патриота»

- Ребята, вам необходимо в группах составить словесный портрет патриота. На каждой карточке есть начало фраз, вам надо их закончить, используя слова для справок.

/ «Метод вариаций». Конечный результат у разных групп может быть различным. /Приложение 3/

4. Символика России и конституция (9 минут)

Задание 1. «Цветик-семицветик»

- На каждой парте в виде цветка лежат разноцветные полоски. Вам необходимо выбрать те, которые отвечают на вопрос: «Что значит любить Родину?»

/При выполнении задания у учащихся должны остаться полоски трех цветов: белый, синий, красный. / Приложение 4/

- Какие полоски у вас остались? Что вам напоминают эти цвета? Сложите их в правильной последовательности. У вас получился флаг России - символ нашего государства. Что означают цвета Российского флага?

Белый: чистота, благородство, откровенность.

Синий: честность, верность, безупречность.

Красный: любовь, мужество, смелость.

- Какие еще символы государства вы можете назвать? /Ответы учащихся/.

Государственный герб. /Приложение 5/

Представляет собой закругленный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенной лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

Гимн России.

http://www.flag.kremlin.ru/anthem/

/Исполняется учащимися/

6. Заключительное слово (5 минут)

- Наш сегодняшний разговор хочу закончить фразой: патриотами не рождаются, ими становятся. Ведь настоящая любовь к отечеству выражается не только словом, но и конкретными поступками. Я хочу, чтобы вы не забывали своих предков, прославивших Родину:

- военных, защитивших ее от фашизма в Великой Отечественной войне;

- космонавтов, совершивших подвиг на околоземной орбите;

- спортсменов, показавших всему миру силу духа русских людей;

- обычных рабочих, трудящихся, доказавших, что в единстве – сила!

Мы благодарны им за настоящее. А от нас с вами зависит, каким будет будущее страны. Так будьте же достойными гражданами нашей Родины!

7. Рефлексия (1 минута)

Если представить, что наша страна – это дерево, то мы, граждане Росси – это листочки. Но листья бывают разные: весной они зеленые, а осенью – желтеют и опадают. Подумайте и определите, какой вы листочек. Если классный час вам понравился, и вы чувствуете сопричастность с Родиной, в вас зародились патриотические чувства – прикрепите на дерево зеленый листок. Если классный час вам был не интересен, вы чувствуете равнодушие – повесьте на дерево желтый листок.

/На доске висит плакат в виде дерева. Учащиеся по очереди выходят и вешают на дерево листочки. /Приложение 6/

2.3. Список использованных источников:

1. 
https://нац-идея.рф/index.html

2. 
https://russiaglorysongs.ru/

3.
https://razgovor.edsoo.ru/

4.
http://www.flag.kremlin.ru/anthem/

2.4. Приложения.

Приложение 1









Приложение 2

Без коня трава не растет,

без Родины человек не живет.

Если дружба велика,

будет Родина крепка.

Береги Родину,

как зеницу ока.

Одна у человека мать,

одна у него и Родина.

Чужбина – калина,

родина – малина.

Кто за родину горой,

тот истинный герой.

На чужбине и калач не в радость,

а на Родине и черный хлеб в сладость.

Родной край –

сердцу рай.

Родина – мать,

чужбина – мачеха.

Свое молоко – ребенку,

свою жизнь – Родине.

Если народ един,

он непобедим.



Приложение 3

Быть патриотом, значит:

Знать ___________________________________________

Любить__________________________________________

Беречь___________________________________________

Приумножать_____________________________________

Гордиться _______________________________________

Охранять________________________________________

Выполнять ______________________________________

Уважать _________________________________________

Помогать ________________________________________

Слова для справок: богатства, права, животные, культура, язык, территория, природа, Родина, обязанности, люди.

Приложение 4

Не обижаться по пустякам

Уметь жертвовать чем-то ради блага России

Не врать друзьям

Отдавать Родине все свои деньги

Служить интересам Родины

Учиться на одни пятерки

Каждый день говорить вежливые слова

Уважать историю, традиции и культуру своей страны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка воспитательного мероприятия "На солнечной поляночке"

Форма воспитательного мероприятия–  игровая программа.Адресат– мероприятие для учащихся  средней возрастной категории.Цели и задачи Сообщение сведений о растениях занесенных в Красную книгу....

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...

Методическая разработка воспитательного мероприятия на тему: " Рождество и Новый год в Великобритании и России"

Данная разработка рассчитана на 5-7 классы, как вариант мероприятия на урок английского языка....

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Я-патриот"

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Я-патриот»Цель: Развитие чувства патриотизма у учащихся и выявление роли патриотизма в современном общест...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ – ЛЕКЦИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ «День Народного Единства: культурное разнообразие народов России»

Внеурочное занятие, проводимое в последнюю неделю 1-й четверти перед каникулами, посвящённое национальному празднику День Народного Единства. В рамках данной беседы проводилось ознакомление лицеистов ...

Методический материал на IV Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий в Республике Бурятия «Читая, изучаем историю страны (по произведениям А. Гайдара)»

В связи с тем, что в настоящий момент вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения приобретают первостепенный характер для нашего общества, идея воспитания гражданственности и патриотизм...

Методическая разработка внеурочного мероприятия в Военно-патриотическом Клубе «Патриот» МБОУ «Сосново-Озёрская СОШ №2» Еравнинского района РБ "Юнармейская рыбалка"

Цель мероприятия.   Воспитание подлинной любви к Родине, готовности к её защите через освоение традиционных занятий народов населяющих Еравну.Задачи.  Образовательные: глубже позна...