МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «РОССИЯ – ЭТО МЫ! МЫ - ПАТРИОТЫ!»
методическая разработка (6 класс)

Хитёва Ольга Игоревна

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mrno3.doc121.04 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «РОССИЯ – ЭТО МЫ! МЫ - ПАТРИОТЫ!»

Хитёва Ольга Игоревна

1. Пояснительная записка

1.1. Тематическое направление.

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.

1.2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность).

Тема воспитательного мероприятия «Россия – это мы! Мы – патриоты!»

Сегодня общепризнанным является тот факт, что воспитание подрастающего поколения является ключевым фактором успешного развития страны, ее политической и экономической стабильности.

«В современном мире на самом деле не имеет большого значения, где конкретно географически ты находишься, важнее другое – чувство сопричастности со своей Родиной, со своей историей, со своей культурой» В.В. Путин

В связи со сложившимися сегодня политическими и экономическими событиями, патриотическое воспитание, формирование российской идентичности является актуальной для подростковой среды.

Путин назвал патриотизм, любовь к семье и Родине главными чертами российского общества. Как отметил президент, эти ценности в немалой степени являются основой суверенитета страны.

Именно поэтому нужна планомерная воспитательная работа школы, предполагающая не только личностный, но и системно-деятельностный подход, ориентированный на развитие патриотических чувств у учащихся.

1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса).

Методическая разработка классного часа предназначена классным руководителям 5 – 6 классов для учащихся 11- 13 лет.

1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность).

Воспитательное мероприятие: «Россия – это мы! Мы – патриоты!» позволяет реализовать следующие цели воспитательной работы: создание благоприятных условий для формирования и развития личности в соответствии с общественными, семейными, духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Патриотическое воспитание занимает центральное место в системе работы классного руководителя, так как на основе патриотизма, любви к малой родине, российской идентичности строятся ценностные отношения:

- к труду как способу достижения жизненного и профессионального самоопределения;

- к семье как главной опоре человека;

- к своей малой и большой Родине, к своему отечеству как к месту силы человека;

- к миру как главному принципу человеческого общежития;

- к культуре как духовному богатству общества, которые дают ему музыка, искусство, театр, творческое самовыражение.

1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.

Цели: воспитание чувства патриотизма; чувства долга, гражданственности перед Родиной, ответственности за свои поступки.

Задачи:

1.Раскрыть значение слов: «Родина», «патриот».

2.Формировать гражданственность и национальное самосознание у учащихся.

3.Развивать у подростков определение собственной жизненной позиции.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

- формирование целостного мировоззрения;

- развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- формулировать в сотрудничестве с классным руководителем проблему и цели воспитательного мероприятия; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;

- анализировать в обсуждении с классным руководителем условия и пути достижения цели;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;

- в диалоге с классным руководителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- обобщать;

- строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

- планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);

- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь классного руководителя);

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

- осуществлять речевой самоконтроль;

- оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления.

1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора.

Беседа – диалог с элементами игры.

Беседа-диалог развивает умения подростков вести дискуссию, побуждает их разобраться в себе, «заглянуть» в свой внутренний мир, позиционировать себя как гражданина.

Включение игровых элементов позволяет учащимся активизировать умственную и двигательную активность. Чередование активных и пассивных форм деятельности способствует лучшему восприятию материала.

1.7. Педагогическая технология / методы / приемы, используемые для достижения планируемых результатов.

Педагогическая технология: личностно – ориентированное обучение.

Методы: поисковые, игровые, воспитывающих ситуаций.

Приемы: «Неоднозначное высказывание», «структура РАУНД ТРЕЙБЛ», «Множественность смыслов», «Визуализация»,«Метод вариаций».

1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения воспитательного мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)

Компьютер, проектор, акустические колонки, раздаточный материал (Приложения 1-6), словарь В.И. Даля.

1.9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике классных руководителей.

Данная методическая разработка может быть использована на классных часах, «Уроках мужества», при проведении воспитательных мероприятий, посвященных "Дню народного единства", «Дню защитника отечества» и других праздников патриотического направления.

2. Основная часть

2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия.

Раздать стихи учащимся, подобрать высказывания и цитаты к занятию /Приложение 1/, составить вопросы для обсуждения.

2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия.

1. Вступительное слово учителя (1 минута)

- В душе каждого российского человека живет любовь к своей родной земле. Сегодня мы поговорим о том, с чего начинается Родина, что такое патриотизм и какие поступки считаются патриотическими.

Просмотр видеоролика: «Что мы Родиной зовем?»

https://disk.yandex.ru/d/LOx34b7XunyjfA

2. Формирование понятия «Родина» (10 минут)

- Любовь к России часто воспевают поэты прошлого и настоящего. Стихотворение С. Есенина «Гой ты, Русь моя родная», прочитает _____

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мягкой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

- С.Есенин часто говорил о своей лирике: «Чувство родины – основное в моем творчестве». Как вы можете объяснить это словосочетание /ответы учащихся/.

/Прием «Неоднозначное высказывание»/

Задание 1. «Подбери однокоренное слово»

- Слово «Родина» исходит от общеславянского однокоренного слова «род». Сейчас вам предлагается найти как можно больше однокоренных слов к слову «Родина».

/Прием «структура РАУНД ТРЕЙБЛ». На доске записано слово «Родина», от него несколько стрелок, учащиеся выходят по-очереди и записывают однокоренные слова/

Задание 2. «Составь пословицу»

- Ребята, вам предстоит поработать в группах. Для каждого начала пословицы, напечатанной на желтой карточке, необходимо подобрать окончание на зеленой карточке.

/Учащимся предлагаются карточки с началом и окончанием пословиц, необходимо их сопоставить и прочитать. /Приложение 2/

Задание 3. «Для меня, Родина – это…»

- Как мы уже сказали, чувство Родины у каждого свое: для кого-то это красота берез, а кому-то нужно совершить стоящий поступок и почувствовать свою сопричастность с Родиной. Каждому необходимо будет ответить на вопрос, что для вас значит Родина?

/Прием «Множественность смыслов». У каждого учащегося на листочке начало фразы: «Для меня, Родина – это…», которую необходимо продолжить. Спустя отведенное время, получившиеся фразы озвучиваются и обсуждаются. /

3.Формирование российской идентичности, понятия патриотизма (14 минут)

- Мы все родились и живем в одной стране. Наша страна самая большая по площади, самая многонациональная. В чем она еще «самая…»? /ответы учащихся/.

/Просмотр социального ролика: «Родина – это мы»/

https://yandex.ru/video/preview/12127891158165814016

/ Прием «Визуализация». Через просмотр видеоролика учащиеся приходят к осознанию понятия патриотизма/

- Ребята, согласны ли вы с основной мыслью видеоролика: «Какие мы, такая и Родина»? Как называется человек, который предан своей стране, чтит традиции, уважает ее историю? /Ответы учащихся/

- Заглянем в словарь «живого великорусского языка» В.И. Даля и найдем там понятие слова «патриот».

/Поисковый метод. Работа со словарем в парах. /

- Как можно перефразировать это определение, используя современные слова. /Ответы учащихся/

- Какими личными качествами обладает патриот? /Ответы учащихся/.

Задание 1. «Портрет патриота»

- Ребята, вам необходимо в группах составить словесный портрет патриота. На каждой карточке есть начало фраз, вам надо их закончить, используя слова для справок.

/ «Метод вариаций». Конечный результат у разных групп может быть различным. /Приложение 3/

4. Символика России и конституция (9 минут)

Задание 1. «Цветик-семицветик»

- На каждой парте в виде цветка лежат разноцветные полоски. Вам необходимо выбрать те, которые отвечают на вопрос: «Что значит любить Родину?»

/При выполнении задания у учащихся должны остаться полоски трех цветов: белый, синий, красный. / Приложение 4/

- Какие полоски у вас остались? Что вам напоминают эти цвета? Сложите их в правильной последовательности. У вас получился флаг России - символ нашего государства. Что означают цвета Российского флага?

Белый: чистота, благородство, откровенность.

Синий: честность, верность, безупречность.

Красный: любовь, мужество, смелость.

- Какие еще символы государства вы можете назвать? /Ответы учащихся/.

Государственный герб. /Приложение 5/

Представляет собой закругленный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенной лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

Гимн России.

http://www.flag.kremlin.ru/anthem/

/Исполняется учащимися/

6. Заключительное слово (5 минут)

- Наш сегодняшний разговор хочу закончить фразой: патриотами не рождаются, ими становятся. Ведь настоящая любовь к отечеству выражается не только словом, но и конкретными поступками. Я хочу, чтобы вы не забывали своих предков, прославивших Родину:

- военных, защитивших ее от фашизма в Великой Отечественной войне;

- космонавтов, совершивших подвиг на околоземной орбите;

- спортсменов, показавших всему миру силу духа русских людей;

- обычных рабочих, трудящихся, доказавших, что в единстве – сила!

Мы благодарны им за настоящее. А от нас с вами зависит, каким будет будущее страны. Так будьте же достойными гражданами нашей Родины!

7. Рефлексия (1 минута)

Если представить, что наша страна – это дерево, то мы, граждане Росси – это листочки. Но листья бывают разные: весной они зеленые, а осенью – желтеют и опадают. Подумайте и определите, какой вы листочек. Если классный час вам понравился, и вы чувствуете сопричастность с Родиной, в вас зародились патриотические чувства – прикрепите на дерево зеленый листок. Если классный час вам был не интересен, вы чувствуете равнодушие – повесьте на дерево желтый листок.

/На доске висит плакат в виде дерева. Учащиеся по очереди выходят и вешают на дерево листочки. /Приложение 6/

2.3. Список использованных источников:

1. 
https://нац-идея.рф/index.html

2. 
https://russiaglorysongs.ru/

3.
https://razgovor.edsoo.ru/

4.
http://www.flag.kremlin.ru/anthem/

2.4. Приложения.

Приложение 1









Приложение 2

Без коня трава не растет,

без Родины человек не живет.

Если дружба велика,

будет Родина крепка.

Береги Родину,

как зеницу ока.

Одна у человека мать,

одна у него и Родина.

Чужбина – калина,

родина – малина.

Кто за родину горой,

тот истинный герой.

На чужбине и калач не в радость,

а на Родине и черный хлеб в сладость.

Родной край –

сердцу рай.

Родина – мать,

чужбина – мачеха.

Свое молоко – ребенку,

свою жизнь – Родине.

Если народ един,

он непобедим.



Приложение 3

Быть патриотом, значит:

Знать ___________________________________________

Любить__________________________________________

Беречь___________________________________________

Приумножать_____________________________________

Гордиться _______________________________________

Охранять________________________________________

Выполнять ______________________________________

Уважать _________________________________________

Помогать ________________________________________

Слова для справок: богатства, права, животные, культура, язык, территория, природа, Родина, обязанности, люди.

Приложение 4

Не обижаться по пустякам

Уметь жертвовать чем-то ради блага России

Не врать друзьям

Отдавать Родине все свои деньги

Служить интересам Родины

Учиться на одни пятерки

Каждый день говорить вежливые слова

Уважать историю, традиции и культуру своей страны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка воспитательного мероприятия "На солнечной поляночке"

Форма воспитательного мероприятия–  игровая программа.Адресат– мероприятие для учащихся  средней возрастной категории.Цели и задачи Сообщение сведений о растениях занесенных в Красную книгу....

Методическая разработка воспитательного мероприятия. Конкурсно - игровая программа "Мамины помощники"

Материал содержит практические рекомендации по проведению конкурса....

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...

Методическая разработка воспитательного мероприятия на тему: " Рождество и Новый год в Великобритании и России"

Данная разработка рассчитана на 5-7 классы, как вариант мероприятия на урок английского языка....

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Я-патриот"

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Я-патриот»Цель: Развитие чувства патриотизма у учащихся и выявление роли патриотизма в современном общест...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ – ЛЕКЦИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ «День Народного Единства: культурное разнообразие народов России»

Внеурочное занятие, проводимое в последнюю неделю 1-й четверти перед каникулами, посвящённое национальному празднику День Народного Единства. В рамках данной беседы проводилось ознакомление лицеистов ...

Методический материал на IV Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий в Республике Бурятия «Читая, изучаем историю страны (по произведениям А. Гайдара)»

В связи с тем, что в настоящий момент вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения приобретают первостепенный характер для нашего общества, идея воспитания гражданственности и патриотизм...